Онлайн заброшенные деревни в татарии. Деревня, которой нет на карте. Миграция сельского населения как причина исчезновения деревень

Теплый июльский вечер или полуденная жара. Высокий берег. Тихие тенистые аллеи хорошо защищают от солнцепека. На другом берегу, через широкую, почти в пять километров Волгу - древняя столица Волжской Булгарии - город Болгар. Это место называется Долгой Поляной. Место мистическое, даже аномальное. Но его уникальность откроется далеко не каждому.

1. Вообще Долгая Поляна - это село, которое сейчас даже деревней можно назвать с натяжкой.

2. Почти каждый дом закрыт, заколоечен или попросту заброшен.

3. Вот и сама поляна. Удивительные вещи происходят на ней. Несмотря на соседствующий вокруг лес, она уже несколько веков не зарастает. Также не прижились здесь недавно высаженные местным заказником в порядке эксперимента саженцы. На этих полянах "зашкаливают" магнитные приборы, сбивается ход часов, непонятным образом исчезают заснятые кадры из цифровых фотоаппаратов. Именно других фотографий поляны у нас нет.

4. Но самое главное - человек, попадая сюда, физически ощущает тепло и спокойствие. Здесь выравнивается артериальное давление, исчезает душевная сумятица, успокаивается сердце, быстрее заживают раны, уходят простудные заболевания. По рассказам экстрасенсов, именно на эти поляны опираются своим основанием энергетические столбы, уходящих в космос.

Особенности аномальной зоны заметили еще булгары. Не зря одна из столиц их государства - древний Булгар - находится на другом берегу Волги прямо напротив Долгой Поляны. По преданиям, булгарские ханы переправлялись сюда через реку и становились на несколько дней шатрами в урочище, чтобы подлечиться и подпитаться энергией. После, когда исчезло булгарское государство и жившие здесь их наследники-татары были изгнаны опричниками Ивана Грозного из прибрежной зоны на 40 верст, рассказы об удивительной живительной силе этого места передавались из поколения в поколения в устных преданиях.

5. В 18 веке здесь возникает деревня Долгая Поляна, ставшая усадьбой дворянского рода Молоствовых. Фамилия эта хорошо известна в российской истории. Имение не было крупным - в начале XX века в деревне Долгая Поляна было не более 20 дворов, проживало 75 крестьян. После реформы 1861 года крестьяне обрабатывали лишь половину своей земли, другую часть отдавали в аренду. Многие занимались ремеслами и отхожими промыслами в Тетюшских горах и на Волге.

6. В 30-х годах прошлого века в Долгой Поляне побывал известный профессор-медик Леонтий Якобсон.Он высказался о необходимости устройства санатория-здравницы в здешних местах: "Соседство с Волгой, которое само по себе представляет могучий фактор для целебного воздействия при многих болезнях, пышная растительность, простор полей и чарующие виды, открывающиеся с высоких берегов широкой реки - всё это подходит для устройства здесь здравницы, места способного успокоить, примирить выведенный болезнью из равновесия организм".

7. В самом деле, через несколько лет здесь открыли Дом отдыха писателей. Который проработал несколько десятков лет, и в 70-е на его месте построили пионерский лагерь.

8.

9. Сейчас лагерь совершенно заброшен. Но вот что удивительно - не разворован.

10. Здесь целы все стекла, на дверях еще висят замки, а внутри корпусов сохранилась кое-какая мебель. Хотя детей здесь не было уже очень давно.

11. Вот еще одна загадка Долгой Поляны. Отчего здесь все цело, и такое ощущение, что это просто пересменок или детей вывезли на экскурсию, к примеру, в Казань?

12. Особая аура этого места чувствуется очень хорошо. Здесь тихо и спокойно, просто не хочется уходить.

13. Нам было очень интересно заглянуть внутрь корпусов, но мы не стали нарушать идиллии этого места. Пусть хотя бы где-то Забытое в Прошлом (с) сохранится в целости.

14.

15.

16.

17. Но вернемся в деревню. Здесь все такое же заброшенное, и такое же целое.

18. Стойкое ощущение того, кроме тебя и твоей небольшой команды, на целом свете больше никого не осталось - все куда-то исчезли.

19. Хотя пару жилых домов мы все же нашли. В одном из этих окон мелкнула старушечья тень, и мы побежали ко входу - пообщаться хоть с кем-то из местных жителей. Но бабушка как-будто исчезла. Испарилась. Или просто испугалась четырех мужчин, зачем-то стучавшихся в дверь ее дома.

20.

21. Кажется, она осталась здесь совсем одна и никуда не выходит. На огороде чахнет лук...больше посадок нет.

22. Мы оборачиваемся на шорох: еще один местный житель решил выйти на поверхность. Он оказался очень странным и будто выпавшим из времени, причем сразу на полсотни лет, если не больше. Мы его о чем-то спрашивали, он что-то отвечал. Весь разговор писали на видео, но что-то случилось, и именно эта запись оказалась поврежденной. Совпадение ли?

А вы верите вот в такие "места силы"?

Люди, которых нет. Рядом с Казанью существует населенный пункт Татваленка, не значащийся ни на одной карте. В паспорте у каждого жителя прописка разная – то ли деревня, то ли поселок. Эльмира Заляева по звонку зрителей выехала и едва нашла поселение – призрак.

Эльмира Заляева, Тимур Гатауллин, Ильдар Сафиуллин

Лаишевский район

Найти Татваленку оказалось не так-то и просто. Указателей по пути нет, а сама деревня находиться практически в лесной глуши. Но самое страшное, даже не то, что населенного пункта нет на картах Татарстана, а то, что по официальным бумагам ни деревня, ни ее жители просто не существуют.

Во всем поселении максимум домов двадцать. С одной стороны окруженные лесом, с другой — уже заброшенные и разрушенные корпуса предприятия и детских лагерей.

Ключевое слово в воспоминаниях старожила Муслимы Валиулловой – было. Живет тут почти с основания – есть с чем сравнить. Говорит, когда их село относилось к Лаишевскому району, хотя бы чистили трассу. Сегодня, добраться или выбраться из деревни-призрака практически невозможно. Дорога по лесу – словно мираж – есть только местами.

Внутри деревни тоже только тропинки. Да и они – то под снегом, то под талой водой. Спасает всех только Мингаль Мухаметзянов. Дедушка за семьдесят снегоуборщиком расчищает весь поселок.

Храбрится, говорят, соседи. После каждой такой уборки дедушка не встает по нескольку дней. Но даже помочь некому – медики в деревню не приезжают. Запретили, потому что еще в 2007 году деревню передали Казани. Теперь Татваленка – жилой массив столицы, вот только люди все еще прописаны в Лаишевском районе.

Ирина Логунова

— Мы ни к кому не относимся. В Приволжском районе говорят еще не до конца документы передали, в Лаишево приходим, нам говорят – вы уже к нам не относитесь, а прописаны мы в Лаишево.

Так и живут — потерянные между городом и районом, в бюрократических проволочках. Обращались к чиновникам много раз, ответ слышали только один.

В Песчаных Ковалях, куда относятся жители по прописке, нам ничего не объяснили. Руководитель сельского поселения словно решила поиграть в прятки – то, отказалась от комментария, то согласилась, но к нашему приезду – снова пропала.

В администрации Вахитовского и Приволжского районов Казани, куда теперь относиться деревня, заявили – пусть потерпят. Перевести поселок в границы столицы не просто – к слову, пяти лет, что озадачены этим вопросом, видимо недостаточно. А потому — ни дорогами, ни чем другим заниматься городские власти не могут – не их территория. А что касается врачей, — посоветовали старикам решать вопрос самостоятельно.

Линар Анваров, заместитель начальника отдела по работе с жилыми комплексами администрации Вахитовского и Приволжского районов Казани

— пусть идут в паспортный стол и переоформляют прописку, приводят документы в порядок.

Остальное надо подождать. Вот только вопрос сколько – пока безответен, хотя и просят – то жители не так уж и много.

Posted ЧТ, 18/12/2014 - 19:13 by Кэп

Предисловие:
Вот уже больше 20 лет Команда Кочующие путешествуют по Марий Эл и Татарстану, и если описание загадочных и мистических мест по РМЭ более-менее существует , то Республика Татарстан - настоящая Терра инкогнита! Хотя территория РТ заселена более плотно, но здесь происходит не меньше удивительных явлений, чем в соседних республиках и областях! И это не случайно, на территории республики множество памятников истории и археологии, есть древние святилища и городища, остались пещеры и рудники, остатки древних храмов и усыпальниц.
И, как всегда, начать надо с того, что наши друзья, знакомые, читатели и гости сайта, а также совершенно посторонние: туристы, рыбаки, путешественники присылают на наш адрес множество писем с фото, рассказами и историями Татарстана. В том числе есть рассказы о загадочных случаях и явлениях, об интересных местах, которые нам удалось посетить. Поэтому в данной статье делается попытка хотя бы в черновом варианте составить перечень загадочных и аномальных мест Татарстана.

Добавим, что кроме РТ - сюда включены места сопредельных областей около границ Татарстана, а также места проживания булгар и татар за пределами РТ.
Повторимся, что Кочующие не занимаются непосредственно поиском и изучением таких мест и зон, также мы не дает оценку указанной информации, и не обсуждаем действительность всех событий и случаев, что там произошли. Вероятно, что часть указанных мест ничем не отличаются от всех других, а рассказы - это просто красивые легенды и предания, что всегда живут в народной памяти. Хотим сразу объяснить, что Кочующие занимаются туризмом, путешествиями и краеведеньем в Татарстане, но попутно и нам встречались такие места и происходили такие события, которые так просто не объяснишь!

Так как непосредственно изучением таких зон мы не занимаемся, то предлагаем заинтересованным лицам (более всего, наверно, группе «Казань-Космопоиск») хотя бы частично проверить и изучить данные объекты с помощью всех доступных средств. На некоторых объектах данная группа уже побывала и изучала их - эти статьи .
Добавим, что мы всегда рады будем получить любую информацию по данной тематике, любые фото и истории, описания новых мест, деревень, памятников истории, гор, родников, рощ, озер! Присылайте всё на:

Обещаем, что всё будет включено в ресурсы нашего сайта!

Алексеевский р-н - древнее городище Поволжской Булгарии! Место многочиленных археологических раскопок и место обретения кладов и исторических находок!

Это сказочный уголок природы, расположенный к северо-западу от села в живописном лесу у подножия горы «Хужалар тавы» («Гора хозяина»). Родник с кристально чистой и целебной водой стал своего рода духовным центром, объединившим три религии: язычество, мусульманство и христианство.

На самой горе издавна располагалось языческое святилище - древние булгары приносили здесь жертвы своему главному богу Тенгре.

Сейчас территория источника благоустроена, обнесена кирпичной оградой, выполненной в стиле крепостной стены, на вершину ведут удобные лестницы. Здесь оборудованы места, предназначенные для проведения мусульманских обрядов: ритуального забоя скота, приготовления и употребления мяса. Также сюда приезжают чуваши и марийцы, придерживающиеся языческих верований.

Почитают это место как святое и православные, называя родник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Христиане верят, что ключ - это «слезы святой, которые она проливает над грехами рода человеческого». А легенда гласит:

«Пропала однажды из местной церкви почитаемая икона. Вскоре татарская девушка увидела икону «русского бога» плавающую на поверхности близлежащего озера. Девушка захотела достать икону, и святыня сама подплыла к ней. Икону водворили на место, но в ту же ночь она опять пропала. И снова та же девушка увидела ее посреди все того же озера, но икона больше не далась ей в руки. Внезапно раздавшийся голос сказал девушке: «Если желаешь меня поймать, прими христианство. И я сама приду к тебе в руки и больше из церкви не исчезну». Девушка приняла христианство, и местные жители стали почитать ее как святую. А местом ее захоронения стал склон горы, из-под которой и забил Святой ключ».

Алексеевский р-н: Предание об источнике: Когда мне было лет 17, я жил в Рыбной Слободе у одного мужичка в работниках. Рядом жила бедная вдова Бакирова с единственным сыном моих же лет - Алексеем. С этим Алексеем скоро я познакомился, и сделались мы товарищами. Вдруг товарищ мой, Алексей Бакиров, захворал, и так сильно, что у него отнялись ноги и он лежал без движения с полгода. Много горя натерпелись сироты и, должно быть, с усердием молились Богу.
И вот в одно утро Алексей, проснувшись рано, разбудил мать свою и говорит ей: «Матушка! Ступай поскорее в отыщи там Тишичкина, выпроси у него икону Божией Матери и принеси ее сюда ко мне. Приложусь я к этой иконе и встану на ноги, выздоровлю. Такое видение мне было в Сегодняшнюю ночь».
Поверила сыну мать и пошла в Алексеевское. Здесь, действительно, находит она крестьянина по прозванию Тишичкин и спрашивает, нет ли у них какой-нибудь иконы Божией Матери, им не нужной, и не отдадут ли они эту икону ей на время, чтобы сносить ее в Слободу. «Есть у нас одна такая икона; она у Нас в сенях - пожалуй, возьми ее», - ответил хозяин Тишичкин. Нужно заметить, что Тишичкины были раскольники, а эта икона была православного письма, а потому она была у них в пренебрежении. Вышла Бакирова в сени, нашла там икону, оказавшуюся иконою Ахтырской Божией Матери, с радостью взяла ее и пошла было с нею домой.

Но, вышедши со двора Тишичкина, Бакирова увидала, что икона загрязнена куриным пометом, а потому подошла к первому попавшемуся ручейку, старательно вымыла ее и понесла в Слободу. Когда Бакирова дошла с иконою к своему Слободскому перевозу, многие из ее соседей и родственников вышли встретить эту икону. Перевезли чрез перевоз и понесли икону в дом Бакировой.
Как только вступили с иконою в ворота Бакировой, сын ее, Алексей, почувствовал в себе некоторую силу и сам несколько приподнялся на постели и сел; а когда внесли ее в самую избу, больной вдруг встает с постели и становится твердо на ноги. С радости заплакали пред св. иконою сын и мать, заплакали и все присутствующие. Доложили об этом священнику, попросили его на дому отслужить всенощное бдение и молебен, а наутро внести икону в Слободскую церковь для общего молебствия.

Услыхали об этом чуде алексеевские жители и потребовали возвращения иконы Ахтырской Божией Матери в село Алексеевское, чтобы поставить ее навсегда в своей церкви. Проводы были из Рыбной Слободы торжественные, с иконами, с духовенством, множеством народа. Такова же была и встреча в Алексеевском. Все село вышло навстречу иконе Ахтырской Божией Матери версты за четыре. Когда несли эту икону и поставили ее в церковь, несколько дней сряду было молебствие, и при этом много было исцелений. И вот с тех пор икона Ахтырской Богоматери находится в нашей церкви. А на том самом ручье, на котором Бакирова вымыла взятую у Тишичкина икону, вскоре поставили часовню и вырыли колодец».

Мамадышский р-н: Если ехать по Челнинской дороге (М-7) в сторону Н.Челнов, то после остановки на 130-м километре (где продают пирожки, рыбу и чай) будут деревни Средняя, Русская, Малая Кирмень, а также речка Кирменка. Тогда слева, на высокой горе, будет видно (деревянный частокол), справа от трассы будет расположено Ханское кладбище. А под Кирменской горой будет заметен оборудованный родник, точнее целая группа родников. Это и есть святые родники! Они расположены в долине речки Кирменка, и вливаются туда полноводным ручьём.

К мистике, которой окружены эти места, даже скептики относятся с уважением. Священным местом считается и Керменский родник - "Изгелер чишмесэ" - "Святые родники". Место это действительно уникальное. Крутой увал, заросший лесом и разнотравьем, сразу напоминает о суровых уральских утесах. А у его подножья по ступеням из дикого камня струится хрустальный источник небывалой чистоты и свежести.

Кирменский археологический комплекс является ценнейшим и уникальным памятником древней старины. Кирменчук был построен в качестве северного форпоста Волжской Болгарии. Современная челнинская трасса повторяет маршрут дороги булгарского периода. По преданиям в Кирменчук часто наведывалась казанская царица Сююмбике и ее муж Гарай-хан. С этим городищем связаны, и остатки двух кладбищ возле села Средние Кирмени.

Тетюшский р-н: Ошель (тат. Ашлы) -- средневековый город в (X-XIII век).

Археологические остатки города — Богдашскинское городище (, Республика Татарстан) в Российской Федерации является объектом культурного наследия федерального значения.

Ошель упоминается в связи с военным походом Святослава, брата великого князя Юрия Всеволодовича, в Воскресенской, Никоновской, Лаврентьевской, Тверской, Холмогорской, Симеоновской летописях, Степенной книге под 1220 годом. В ходе этого похода город был захвачен и сожжен. Возродиться город не сумел и прекратил свое существование в 1236 году. Археологические остатки города — Богдашскинское городище, расположенное в 0,9 км к северу от села Богдашкино (, Республика Татарстан).

В окрестностях городища часто появляются хрономиражи - видение древнего города, люди одетые как стародавние времена, табуны коней и т.д. Обычно видения бывают поздно вечером или рано утром. В окрестностях слышатся звуки непонятной природы.

Камско-Устьинский р-н: В Камском Устье, недалеко от деревни Мордовский Каратай, в живописнейшем уголке расположен святой источник Михаила Убиенного, вода в котором, по народным поверьям, обладает исцеляющим свойством. Святой ключ

По преданиям, Михаил решил посвятить себя богослужению, проводить дни в молитвах. Родители поставили условие, что он должен жениться и выбрали ему невесту, сыграли свадьбу. Но перед брачной ночью Михаил заявил, что он согласился на все условия родителей, а теперь покидает их. Он ушел на берег Волги, построил часовню, которая стала его жилищем, и проводил дни в молитвах. В то время, когда его посещали, он сказал, что там, где будет покоиться его тело, никогда не будет пожаров, засухи, ураганов, других бедствий. Тогда его убили (предположительно, жители с. Сюкеево), чтобы тело перенести к себе, погрузили в лодку, но она не смогла сдвинуться с места. Ничего не осталось делать, как вернуть покойного в часовню и уйти. Когда тело нашли (по разным сведениям через 7 или 40 дней), оно не было тронуто тлением. Тогда его перенесли на территорию церкви в с. Мордовские Каратаи и захоронили. 8 июня - в день убиенного Михаила - устраивается молебен, провести который приглашают священника, посещают святое место в родительские дни, берут воду из источников для излечения болезней.

И во времена Советского Союза о ключах знали, останавливались у берега Волги «Метеоры», теплоходы, люди набирали воду, оставляли в часовне свои амулеты. Откуда знали о существовании святого места? Ведь с берега его не видно. Очевидно, народная молва доносила. Даже руководители, коммунисты, в засушливые годы после посевной выделяли деньги, автобусы, чтобы бабушки съездили 8 июня на молебен, и пошел бы дождь. Так оно обычно и случалось.

Камско-Устьинский р-н: место с мощной энергетикой, очень потрясающий вид с горы на Волгу и устье Камы. Иногда создается впечатление, что летишь над просторами, в этих местах очень хорошо отдыхается!

Гора Лобач входит в состав Богородских гор.
Богородские горы - возвышенность в Татарстане, на правом берегу , ограничены селом Красновидово на севере, горой Лобач на юге, Волгой на востоке, долинами Карамолки и Сухой Улемы на западе. Расположение в разных источниках варьируется, иногда Богородские горы включают в Юрьевы горы. Возвышенность получила название благодаря прежнему названию поселка - Богородское.

Вероятно, что разворот реки Волга в этом месте генерирует большое количество энергии!

Камское устье - одно из живописнейших мест Татарии. В месте впадения р. Камы в Волгу, на крутом берегу Волги находятся крупные скальные выходы известняковой породы. Всего в шести километрах от поселка Камское Устье, на территории Камско-Устьинского гипсового рудника, находится Юрьевская пещера, охраняемый памятник природы Татарии.


В Юрьевской пещере зафиксированы временные аномалии - субъективное время наблюдателя тут течет быстрее, чем снаружи. Есть несколько легенд о привидении, которое живет в пещере - его туристы зовут Белый Вася. Однажды Белый Вася вывел наружу человека, у которого сломался фонарик, и который не мог выйти наружу.


Камско-Устьинский р-н: история усадьбы,

В барском доме ежегодно летом гостила молодежь - многочисленные родственники и знакомые княгини. Естественно, что она не стояла в стороне, развлекалась вместе со всеми и влюбилась пылко, но, увы, безнадежно в одного из молодых гостей. Не видя другого выхода, девушка покончила с собой. Самоубийство считалось самым тяжким грехом, самоубийц не отпевали и не хоронили на общем кладбище. Отец, не желавший ее хоронить на кладбище для самоубийц, захоронил ее под самой террасой барского дома. По одной из версий, он замуровал гроб в цоколе здания.
Вскоре после похорон, у управляющего начались странности. Он приходил в барский дом ночью, поднимался на второй этаж и подолгу ждал, пока придет его дочь. И она приходила. Молодой человек, в которого она была влюблена, якобы тоже ее видел, она задела его своим саваном и через месяц он умер.

Прошли десятилетия, но по рассказам очевидцев, «Белая барыня» продолжает по ночам ходить в комнатах второго этажа. Её, якобы, видят и поныне.


Гипсовые штольни - самая крупная выработка гипса в Европе, ну, а если ещё порыть - то и в мире!!!
Невозможно поверить, но под ногами у туристов практически целый подземный город штолен, шахт, треков, выработок и колодцев! Многие десятки (а то и сотни) километров неизведанных коридоров и пещер - это ещё одна достопримечательность Татарстана!

По преданиям - в древности в этих штольнях работали крепостные крестьяне, каторжане и беглые люди, которых ловили и приковывали на цепь в этих подземельях. Многие из них погибали в этих тяжёлых условиях, а в штольнях долго лежали кости несчастных людей. Многие неупокоенные души до сих пор бродят по бесконечным лабиринтам гипсовых штолен. Среди туристов есть байки и истории про такие встречи, а некоторые спелеологи утверждают, что видели в штольнях остатки цепей и оков, которыми каторжан приковывали к стенам пещер.
Не обошли вниманием штольни и Кочующие. Впервые мы здесь полазили в 2004 году, а уже годом спустя, снимали в штольнях продолжение легендарного фильма: «54 Мумми-метра» под руководством Штурмана Арчи, ну, и в главных ролях этого фильма снимался Дамир Гильмутдинов. Можно сказать, что настоящая туристская мумия ожила в гипсовых штольнях, что ещё более усилило таинственность этих подземелий!

НЛО НАД ВОЛГОЙ

На границе Тетюшского и Камско-Устьинского районов РТ - рыбаки не первый год наблюдают над поверхностью воды НЛО разных видов (Куйбышевское водохранилище). В этом году чаще всего появляются так называемые «трехзвездники» — аппараты треугольной формы со светящимися огнями по краям.

«Трехзвездники» — крупные летающие объекты, размером от 100 до 200 метров, Сообщений о подобных объектах в «Космопоиск» поступает очень много. Например такое: Февраль 2012 года. «Ехали на машине из Камского Устья в Казань. По дороге разыгралась сильная метель. Жена заметила в небе три мощных огня: один оранжевый, два белых. К тому моменту уже стемнело. Сначала перебрали все варианты: самолет, вертолет… Скорее всего, это был НЛО».

ДЕРЕВНЯ ШИХАЗДА
Таинственный лес около деревни Шихазда Пестречинского района. В разные годы в этом и близлежащих районах наблюдали пролеты и зависания огромных серебристых дисков, стометровых огненных чечевицеобразных объектов, тарелок с бортовыми огнями, светящихся шаров с конусами света, просто огненных шаров и так далее.
В 90-е годы здесь был случай похищения НЛО человека. Когда его вернули назад, у него обнаружился провал в памяти. После снятия блокировки памяти удалось узнать интересные подробности… В этом лесу многие деревья растут "розетками" - по несколько из одной точки. Если встать в "розетку", становится плохо - давит на череп, боль в глазах, ноют зубы. Идет выкачка энергии.

ДЕРЕВНЯ НЕЯЛОВО - старое кладбище

Пестречинский р-н: Рядом с деревней Неялово, что расположена в Пестречинском районе Татарстана, есть заброшенное кладбище. Один из местных жителей, Алексей, шофер по профессии, утверждает, что как-то встретил там свою покойную сестру. В другой раз, когда Алексей перевозил мешки с пшеницей, его машина вдруг забуксовала возле кладбища, и пришлось там заночевать. Внезапно - то ли во сне, то ли наяву - мужчина услышал голос сестры: «Леш, дай пшеницы!» «Бери!» - ответил шофер. И надо же - наутро и впрямь недосчитался одного мешка. И зачем призраку пшеница?

ДЕРЕВНЯ ЧИТА

Деревня Чита (Пестречиснкий р-н). несколько лет назад пресса полнилась слухами о появившейся в этих краях чупакабре. Это животное вампир, которое пьёт кровь домашних животных или просто прогрызает им горло. Отчасти слухи удалось развеять, так как была обнаружена стая волкособак. Аналогичные случаи произошли в Агрызском районе РТ.


Пестречинский р-н: Святой источник, место поклонения христиан, энергетическая зона.

Многие Кряшены считают, что ведут свое происхождение от волжских булгар, вопреки официальной исторической версии Казанского кремля не пожелавших принимать ислам в 922 году.
Часть булгар осталась язычниками и ушла за Волгу, от них ведут свое происхождение современные чуваши. Те булгары, которые приняли ислам, были предками современных казанских татар. Но были и булгары, которые к этому моменту уже приняли христианство. Именно они и являются предками кряшен.
Здесь следует вспомнить святого мученика Авраамия Булгарского, который проповедовал христианство в древнем Булгаре, за что был убит булгарами-магометанами. Сам он также был булгарином. Якобы за это, гнев божий сошёл на Булгарию, и спустя непродолжительное время, Булгары были уничтожены монголами.

ОПАСНАЯ ДОРОГА (КОЩАКОВО - ШИГАЛИ)

Пестречинский р-н: аномальный (опасный) участок дороги в сторону Кокушкино расположен между селами Кощаково и Шигали, тут часто происходят аварии.

Также в этом месте наблюдался НЛО квадратной формы в 2006 году (Сергей Балякин житель Кокушкино) - в ночное время объект медленно проплыл невысоко над землей и скрылся в лесных посадках.

КРАСНЫЙ ВАЛ
Аномальная зона в Спасском районе, где жители деревни Красный Вал были буквально шокированы несколькими случаями низкого зависания "тарелок". Было замечено, что на проходящей мимо трассе часто глохнут машины, кроме грузовиков и едущие только в одном направлении. В районе этой деревни проходит высоковольтный провод, а НЛО тяготеют к таким вещам.


Небольшое озеро в Спасском районе можно отнести к одному из "семи чудес" света нашей республики
На окраине древнего Болгарского городища, на опушке соснового леса расположено круглое озеро Рабиги, Рабига-куль, с незапамятных времен считающееся святыней мусульман. Оно очень красивое, причудливой конфигурации, с необычайно высокими, но не крутыми берегами. О его происхождении бытует много легенд, и я, будучи еще мальчишкой, слышал не одну из них из уст долгожителей.

Но есть у него и еще одно красивое татарское название - , которое связано с древней, похожей на грустную сказку, легендой. Будто в давние времена была у булгарского хана красавица дочь Рабига. Узнала она однажды, что местные девушки собираются на поляне за селением, превращаются в белых лебедей и летают по ночному небу. Вскоре и Рабига стала регулярно принимать участие в этих играх. Доложили о ночных отлучках дочери хану, забеспокоился он, решил проверить, куда уходит Рабига, едва стемнеет. Захватив лук и стрелы, прячась, пошел отец за Рабигой, которая и привела его на таинственную поляну. Хан спрятался в кустах, а тут вдруг в небо взмыла стая лебедей. Выхватил он стрелу, натянул тетиву и выстрелил в самую большую и красивую птицу. Упала та замертво. И тут увидел хан, что это его дочь. Горю отца не было предела, залился он горючими слезами. Только дочь уже не вернуть. И образовалось на этом месте озеро с холодной и чистой, как слеза, водой, которое люди стали называть озером Рабиги - Рабига-куль.
Но какие бы легенды ни ходили, подобное экзотичное озеро могло появиться, на мой взгляд, только из-за двух причин: это либо карстовая воронка, образовавшаяся вследствие растворения карбонатных пород (мел, известняк, мергель, доломиты), либо воронка, возникшая в результате падения с неба небольшого метеорита - астроблема.


Один из списков Чудотворной Тихвинской Иконы Божией Матери (XII века) находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Три Озера Спасского района Республики Татарстан и занимает центральное место. Как любящая мать Пресвятая Богородица заботится о семейном благополучии всех с верою к Ней притекающих и приносит в семьи великую радость - зачатие и рождение детей. « Чадоподательница » - ласково называют эту икону в храме.
С любовью и надеждой припадая к Чудотворному образу, люди уходят утешенные Ею, возвращаясь уже с благодарностью к Ней. И тому немало примеров. « По зову Тихвинской » Рассказывает настоятель храма « Рождества Пресвятой Богородицы» о. Георгий (Кондратьев). По праву хозяйкой нашего храма можно назвать Божию Матерь, благодатно пребывающую в чудотворной Тихвинской иконе.
На себе ощутили Её благодать, матушка Галина пела на клиросе. В то время у нас уже была дочь. Желали ещё детей, но проблемы со здоровьем матушки оставляли желать лучшего. Молились перед этим образом о благоустроении церкви, семейном благополучии, а явлено было чудо. Матушка забеременела, да и не только она, певчие женщины, которым уже было за 40 лет. Петряева С., Шипунова И., ощутили на себе эту благодать. Радости не было предела, родилась вторая дочь.
О третьей и не думали, а тут просто подарок - третья дочь. Приходится только удивляться, как проявляет себя эта икона сегодня.


Около города Булгар - в устье Иерусалимского оврага расположен Капитанский колодец, названный в честь исследователя края XVIIIв. Н.П. Рычкова.
Татарское население называет

Нет смысла скрывать, что заброшенные деревни и другие населенные пункты являются объектом исследования для многих увлеченных кладоискательством (и не только) людей. Здесь есть где разгуляться и любителям чердачного поиска, и «прозвонить» подвалы заброшенных домов, исследовать колодцы и мн. др. Конечно, вероятность того, что до вас побывали в данном населенном пункте ваши коллеги или местные жители очень высока, но, тем не менее, «выбитых мест» не бывает.


Причины, которые приводят к опустению деревень

Прежде чем начинать перечисление причин хотелось бы более подробно остановиться на терминологии. Существует два понятия - покинутые населенные пункты и исчезнувшие населенные пункты.

Исчезнувшие населенные пункты - географические объекты, на сегодняшний день, полностью прекратившие свое существования вследствие военных действий, техногенных и природных катастроф, времени. На месте таких пунктов сейчас можно наблюдать лес, поле, водоем, все что угодно, но не стоящие заброшенные дома. Данная категория объектов также интересна кладоискателям, но сейчас речь не о них.

Заброшенные деревни как раз и относятся к категории покинутых населенных пунктов, т.е. поселки, деревни, хутора и т.д., покинутые жителями. В отличие от исчезнувших населенных пунктов, покинутые в большей части сохраняют свой архитектурный облик, строения и инфраструктуру, т.е. находятся в состоянии, близком ко времени, когда населенный пункт был покинут. Итак, люди ушли, почему? Спад экономической активности, что мы можем наблюдать сейчас, когда люди из деревень стремятся переехать в город; войны; катастрофы различного характера (Чернобыль и его окрестности); прочие условия, делающие проживание в данном регионе неудобным, невыгодным.

Как искать заброшенные деревни?

Естественно, прежде чем отправляться сломя голову на место поиска необходимо подготовить теоретическую базу, говоря простыми словами, вычислить эти самые предполагаемые места. В этом нам поможет ряд определенных источников и инструментов.

На сегодняшний день, из наиболее доступных и достаточно информативных источников является Интернет :

Второй довольно популярный и доступный источник - это обычные топографические карты. Казалось бы, как они могут быть полезны? Да, очень просто. Во-первых, на достаточно известных картах Гентштаба уже отмечены и урочища, и нежилые деревни. Тут важно понимать одно, что урочище - это не только заброшенный населенный пункт, но и просто любая часть местности, отличная от остальных участков окружающей местности. И еще, на месте урочища уже давно может не быть никакой деревни, ну да ничего, походите с металлоискателем среди ямок, пособираете металломусор, а там глядишь и повезет. С нежилыми деревнями тоже не все просто. Они могут оказаться не совсем нежилыми, а использоваться, скажем, под дачи или могут быть заселены незаконно. В этом случае не вижу смысла что-либо предпринимать, проблемы с законом никому не нужны, а местное население может быть достаточно агрессивно.

Если сравнивать ту же карту Генштаба и более современный атлас можно заметить некоторые отличия. Например, была деревня в лесу на Генштабе, к ней вела дорога и вдруг дорога на более современной карте пропала, скорее всего, жители оставили деревню и стали заморачиваться с ремонтом дорог и т.п.

Третий источник - местные газеты, местное население, местные музеи. Больше общайтесь с аборигенами, интересные темы для разговора всегда найдутся, а между делом можно спросить и об историческом прошлом данного региона. О чем могут поведать местные жители? Да много о чем, местоположение усадьбы, барского пруда, где есть заброшенные дома или даже заброшенные деревни и т.д.

Местные СМИ тоже достаточно информативный источник. Тем более сейчас даже самые провинциальные газеты стараются/пытаются обзавестись собственным сайтом, где старательно выкладывают отдельные заметки или даже целые архивы. Журналисты много куда ездят по своим делам, берут интервью, в том числе и у старожилов, которые в ходе рассказов любят упоминать различные интересные факты.

Не брезгуйте ходить в провинциальные краеведческие музеи. Мало того, что их экспозиции бывают зачастую интересны, так работник музея или экскурсовод может вам также рассказать много интересного.

Умирающие деревни - печальное явление в России, но странно слышать, что проблема коснулась и благополучного Татарстана. Если смотреть в разрезе последних ста лет, на протяжении которых в республике исчезло около 1 200 сел, ситуацию еще можно осмыслить, но процесс не прекращается и в наши дни. На последнем заседании комитета Госсовета РТ по госстроительству и местному самоуправлению замглавы Минземимущества РТ Рустэм Мерзакреев доложил, что в республике числятся 47 несуществующих деревень. По мнению председателя cовета Общества краеведов РТ Альберта Бурханова, их может быть и больше. «Реальное время» приводит историю населенных пунктов, где больше никто не живет.

«Жирбушка» на Каме и усадьба Алоизия Гласко под Сабами

Еще относительно недавно у слияния рек Белая и Кама в Актанышском районе жила деревня Дербешка. Полтора века назад ее основал елабужский купец первой гильдии Георгий Стахеев. В начале сентября 1872 года он плыл здесь на пароходе, чтобы найти место для зимовки судов. Местные речные просторы, леса и поля так понравились ему, что он выбрал именно эту территорию. В ближайшей деревне Каитово купец собрал народ - решить вопрос с арендой земли. Люди согласились, но попросили назначить цену не деньгами, а хлебом и чаем. Аренду оформили на сто лет. Когда проголосовали, сзади стоящие стали выкрикивать «Жирбушка», что в переводе с татарского означает «земля задаром» - «җир бушка». Стахеев не знал татарского, решил, что это название территории, и записал его по-своему: «Дербешка».

Поначалу арендатор использовал землю только как стоянку для судов. Но после 1896 года на нее обратили внимание и другие купцы. Со временем появилась пекарня, сезонная средняя школа. После 1930 года населенный пункт стал быстро расти, появились береговые рабочие и мастерские затона. Дербешку знали, как поселок речников. Однако в 1970-е годы деревня попала в зону затопления Нижнекамского водохранилища. Большинство жителей переселились в Башкирию. К середине 1990-х годов последний житель покинул свой дом, и в 1998 году поселок исключили из списка населенных пунктов. При этом уже более десяти лет его бывшие жители собираются вместе, чтобы вспомнить малую родину, некоторые сочиняют стихи, пишут книги в ее честь и даже поставили памятник своей исчезнувшей деревне.

Не менее увлекательная история у деревни Янбаево в Сабинском районе, ее заложил польский дворянин Алоизий Гласко. Молодого человека подозревали в участии в польском восстании 1863 - 1864 годов и выслали в Казанскую губернию. Вернуться обратно в родные края у него не было возможности, но в августе 1871 года он получил свидетельство и разрешение на проживание в Мамадышском уезде. Здесь вместе с женой Юзефой он и купил бывшую усадьбу Аблаковых в деревне Каин Илга (по-другому ее еще называли Янбай). На Меше семья дворянина содержала водяную мельницу, разводила декоративных и промысловых рыб. До революции Алоизий Гласко вместе с женой и тремя детьми жили здесь, потом информация о них теряется. Название же деревни Янбаево сохраняется в метрических книгах еще до 1950 годов. Но позднее саму деревню поглотила другая более крупная - Большой Арташ, бывшая польская усадьба стала одной из его улиц - Каенлы.

«Переписчики не нашли ни одного человека в 49 населенных пунктах»

У многих исчезнувших населенных пунктов была богатая история . Например, деревня Мастеево, в 1930 - 1970 годы входившая в состав Актанышского района ТАССР. Землю получил некто Султанов еще во времена Екатерины II за верную службу, со временем его семья стала разрастаться. Среди населения были в основном башкиры, которые в большинстве занимались земледелием, кто-то - торговлей, а вот огородничество и садоводство было не развито. По данным справочника «Исчезнувшие населенные пункты республики Татарстан», в 1939 году население деревни составляло 310 человек, а в 1963 - уже 206. После 1966 года населенный пункт больше не упоминается.

Исчезнувших деревень в Татарстане и в России еще немало. За период 1990 - 2013 годы в стране не досчитались 20 тысяч деревень и поселков. Если брать весь XX век и начало XXI, то в России исчезли более 150 тысяч сельских населенных пунктов, из них в Татарстане - около 1200. Всероссийская перепись населения в 2002 и 2010 годах показала, что количество сел, которые покинуло местное население, продолжает только расти.

- В 2010 году переписчики не нашли ни одного человека в 49 населенных пунктах. Хотя в прошлую перепись 2002 года таких было только 36. По моим данным, сейчас количество сельских населенных пунктов, которые потерялись, перевалило за 56-57, например, они есть в Муслюмовском, Сармановском, Азнакаевском районах, - рассказывает председатель совета Общества краеведов РТ Альберт Бурханов.

По его словам, русские села исчезают с карты чаще, чем татарские. Дело в том, что русское население больше тяготеет к жизни в крупных городах, считает исследователь. При этом отдельного изучения требуют не только территории населенных пунктов, но и, например, рудники, расположенные поблизости. «Была разработка меди в Кукморском, Сабинском районах, например, около одного из населенных пунктов в последнем разработками управлял брат Лобачевского. А на сармановских рудниках работали шведские военнопленные после Полтавской битвы», - приводит примеры Альберт Бурханов.

Более 200 поселений - на грани исчезновения

Ученый утверждает, что полного списка деревень, исчезнувших в Татарстане за последние годы, нет, но в соответствующем справочнике можно встретить некоторые названия. Например, поселок Покровка Аксубаевского района перестал упоминаться в справочниках после 1992 года. Справка короткая - находился в 41 км от железнодорожной станции Нурлат, в 1963 году население составляло 180 человек, русские. В 90-е годы исчезло село Сельцо-Завод в Тюлячинском районе - 33 км от Арска и 58 км от Рыбной Слободы. Уже в 1963 году там жило только 90 человек, русские. В справочниках после 1986 года село уже не упоминается, а окончательно исчезло в 1990-е.

Есть деревни, которые исчезли в начале этого века, правда, таких гораздо меньше по сравнению с 30-ми годами. Деревня Серебряный Ключ в Черемшанском районе была исключена из списка сельских поселений в 2001 году. Данных о численности населения в справочнике нет, известно только, что поселение было в 100 км от Чистополя, с 1965 года входило в состав Ново-Ильмовского сельсовета Черемшанского района.

Наряду с уже исчезнувшими селами существуют умирающие - в 252 сельских поселениях РТ проживают менее десяти человек. Хотя, по словам Бурханова, Татарстан пока не в таком страшном положении, как другие регионы. В середине мая на заседании комитета Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению сообщили, что в Татарстане 47 несуществующих деревень, при этом развернутый список в Министерстве земельных и имущественных отношений РТ не смогли предоставить.

Пока точных данных нет. В настоящее время идет анализ. Упразднение не планируется, - заявили в пресс-службе министерства.

Сокращение сельского населения

Судя по статистическим данным, за 46 лет, с 1970 по 2016 годы, численность сельских жителей в Татарстане сократилась в 1,8 раза, с более 1,5 млн человек до 912 тысяч. Если в 1970 году на сельское население приходилось 48,5% от всего населения республики, то в 2016 только 23,6%.

Например, в Муслюмовском районе около 19 населенных пунктов считаются исчезнувшими, еще 15 - на грани исчезновения. Четырех не станет, скорее всего, в ближайшее десятилетие - деревня Коммуна им. Карла Либкнехта, где зарегистрированы семь человек, Красный Яр с пятью жителями, сообщается в одной из статей научного сотрудника Муслюмовского краеведческого музея Равиля Тимкина.

Юлия Косолапкина