Конспект урока по обучению грамоте "буква к,к". Урок грамоты на тему: "Звуки, и буква К, к" Урок обучения грамоте буква к

Урок: Буква К и звук [ К] [ К ]

Цели: учить распознавать звуки [К ] и [К’] ,и соответствующую букву, писать букву К,упражнять в чтении слов и текстов с изученными буквами, развивать речь.

УУД: научаться распознавать звуки и соответствующую букву, правильно писать букву К.читать слова, предложения и небольшие тексты. Определять количество слогов в слове, обозначать согласные и гласные звуки на схеме. Научаться правильно писать строчную букву к и соединения букв. Работать в парах и самостоятельно. Оценивать результаты своей работы.

Ход урока

1 Орг. момент

Проверка готовности к уроку

2 Актуализация знаний

Что мы с вами изучаем на уроках обучения грамоте?

Чем отличаются звуки от букв?

Какие гласные звуки мы изучили?

На доске карточки с буквами А О У Ы И

Почему эти звуки гласные? Докажите.

Какие согласные звуки мы изучили?

На доске карточки с буквами М Н С Л Т

Дайте характеристику звуку [ Т]

Почему звук [ Т ]-глухой? Докажите.

3Самоопределение к деятельности

Картинки и слова МАК-МАКИ

Чем похожи слова?

Чем отличаются слова?

Составьте звуковую схему слова МАК.

Составьте звуковую схему слова МАКИ

Проверьте себя

Дайте характеристику звуку [ К] в слове МАК.

Дайте характеристику звуку [К’] в слове МАКИ.

Сделайте вывод. Слайд 7

ЗВУК [ К] МОЖЕТ БЫТЬ ТВЕРДЫМ И МЯГКИМ

Перед какими гласными звуками согласный звук будет мягким?

Перед [ И ]

Определите тему урока.

Чему будем учиться на уроке?

4 Работа по теме урока

Посмотрите на картинку.Кто изображен?

Что делает клоун?

Жонглирует

Прочитаем слоги.

Обратите внимание у клоуна мячи перепутались. Подумайте, какие слова можно составить из данных слогов.

Сколько слогов в слове МАК?

Сколько слогов в слове САНИ, КИНО, ЛОТО, КУЛАК?

Позовите слово КУЛАК, поставьте ударение.

Составьте звуковую схему слова КУЛАК

Дайте характеристику звуку [ К]

Дайте характеристику гласным звукам.

Проверьте себя

5 Физ.минутка

Раз подняться.потянуться

Два согнуться,разогнуться

Три,четыре руки шире

Пять,шесть тихо сесть.

Посмотрите что записано на слайде?

Предложение

Докажите.

Что нам нужно сделать?

Записать письменными буквами.

Рассмотрите внимательно предложение. Можем мы записать письменными буквами?

Не можем.

Не умеем писать письменную букву к.

Как мы можем решить эту проблему?

Научиться писать письменную букву к.

Откройте пропись « Мой алфавит» с.34

Рассмотрите строчную букву. Из скольких элементов состоит буква? (2)

Откуда начнем писать букву?

В какой строке будем работать?

Пропишите элементы букв.

Как будем соединять букву? Безотрывное письмо.

Показ учителем на доске. Слайд 12

Прописывание в воздухе.

А теперь напишите в прописи. Прописывание строки

А теперь можем написать предложение?

Нет. Нужно научиться писать слоги.

Как будем писать слоги? Безотрывное письмо.

Показ учителем на доске и прописывание в прописи. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

Прописывание коротких слов.

Физ.минутка.

Разминка для глаз.

Обведите предложение по образцу. Запишите один раз самостоятельно, соблюдая все соединения.

6 Рефлексия

- Какая задача стояла перед нами в начале урока?

7 Подведение итогов

Какие задания были интересными?

Сегодня хорошо работали…

Мария Сироткина
Урок обучения грамоте «Звук [о]. Буквы О, о»

Урок обучения грамоте .

Тема : Звук [о] . Буквы О ,о.

Цель :

Цель : познакомить учащихся с гласным звуком [о] и способом его обозначения на письме с помощью букв О , о.

Задачи :

Совершенствование умения выделять звуки в словах ;

Проведение звукового и звукобуквенного анализа ;

Развивать связанную речь учащихся;

Развитие памяти.

Воспитание интереса к книге;

1. Орг. момент.

Урок обучения грамоте .

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок ?

Все ль на месте?

Всё ль в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

2. Повторение.

На какие группы делятся звуки ?

Чем отличаются звук от буквы ?

Какие звуки называются гласными ?

С какими гласными звуками мы уже познакомились?

Игра «покажи букву »

Я буду называть слова. А вы с помощью вееров должны показать букву гласного звука , которая есть в этом слове.

Суп гусь мама

Лак рак куст

3. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и научимся обозначать его буквами .

К нам пришел гость. А кто он вы узнаете, когда выполните задание.

Посмотрите на доску. В пустые окошки под картинками надо вписать первую букву слов и тогда мы узнаем, кто пришел к нам в гости.

Кто изображен на первой картинке (оса)

С какого звука начинается это слово?

Я пишу букву О

Что изображено на второй картинке? (Стол)

С какого звука начинается это слово?

Я пишу букву С

Что изображено на следующей картинке? (лопата)

С какого звука начинается это слово?

Я пишу букву Л

Посмотрите на эту картинку?

Что это? (игла)

С какого звука начинается (И)

И последнее слово. Это. (кот)

С какого звука начинается ?

МОЛОДЕЦ!

Из какой сказки этот ослик? («Приключения Винни Пуха» ) слайд2

Как его зовут?

А каких еще героев этой сказки вы знаете?

Вспомните, пожалуйста, что Сова подарила ослику Иа на день рождения.

Как вы думаете. что сказал ослик, когда увидел свой хвост?

А что мог сказать Винни Пух когда упал, после неудачной попытки добыть мед?

С какого звука начинается слово ОХ ?

Давайте произнесем этот звук все вместе о-о-о

Посмотрите ребята, что изображено на рисунках. Какой одинаковый звук в словах ? 3 слайд

А может кто-то из вас уже догадался, с каким звуком мы сегодня познакомимся на уроке ? 4слайд

Произнесите звук .

Он согласный или гласный?

Почему вы так считаете?

А сейчас мы проверим кто из вас самый внимательный?

Я прочитаю вам рассказ, а вы должны запомнить как можно больше слов со звуком [о] . 5 слайд

Ослиный огород.

Решил осёл огород завести. Посадил овощи, сел и ждёт, когда они вырастут. А ему говорят :

Огород-то поливать надо!

Взял ослик ведро и давай бегом воду из озера носить. Носил, носил, устал да и сел отдохнуть. А рядом кот на солнышке грелся.

Чего ты мучаешься? – говорит. – посади свой огород в овраге, там всегда мокро! Поливать не надо.

Обрадовался осёл, повыдергал всю рассаду и посадил её в овраге. А

ночью прошёл дождь, вся вода в овраг стекла и смыла весь огород.

Утром пришёл ослик.

Так я и знал. Воры всё съели. Надо охранять.

Опять посадил овощи. Сделал вокруг ограду и сел охранять. Только сел,

откуда ни возьмись, овцы с козами лезут.

Вон из моего огорода! – заорал осёл и давай гонять их по грядкам.

Пока гонял, всё потоптал.

И зачем они мне нужны, эти овощи? – рассердился осёл. – Всё равно я их не ем… Одни хлопоты и огорчения с ними.

И полез из оврага на чужом поле овёс воровать.

Какие слова со звуком [о] вы запомнили ?

Ребята ослик принес букву , которой обозначается этот звук на письме . Вот она какая. Буква «о» бывает печатной большой, печатной маленькой, письменной заглавной и письменной строчной. Слайд 6

Ребята! Кто сегодня у нас в гостях?

Разделим слово на слоги, как надо произнести?

Произносим хором!

Сколько звуков в первом слоге ?

Назовите этот звук . Дайте ему характеристику.

Придумайте слова, где звук [о]стоит в начале , в середине и в конце слова.

А сейчас я предлагаю вам следующее задание

Игры Деда Буквоеда

Сначала столбик рассмотри,

Потом ответь на мой вопрос :

В каких словах стоят внутри

Рот, ухо, лоб, усы и нос?

Ф и з м и н у т к а. 8 слайд

Лучшие качели (пружиним в коленях раскачивая руки вперед назад)

Гибкие лианы

Это с колыбели

Знают обезьяны

Кто весь век качается,

Да-да-да! (хлопаем в ладоши)

Тот не огорчается

Никогда! (прыгаем)

А сейчас мы поиграем в игру «На что похожа буква »

Я начну, а вы продолжите.

Посмотри на колесо –

И увидишь букву О .

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква О .

О – как обруч, захочу –

По дороге покачу.

Обруч на арене вспыхнет.

Тигр в огонь отважно прыгнет.

Сейчас мы проверим, хорошо ли вы запомнили букву О .

У вас на партах листочки, на которых написано стихотворение. 11слайд

Буква О всегда стояла

Круглая, нормальная.

Спать легла – бока помяла

И теперь овальная.

Вы должны подчеркнуть в словах букву О .

Возьмите красный карандаш и выполните задание.

После урока я проверю , как вы справились с этой работой. –

Уберите карандаши.

Работа с учебником.

4. Закрепление.

Сейчас мы поиграем еще в одну игру «доскажи словечко» 12-13 слайд

Шубу теплую в колечках

Носит тихая…

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик

Нарядился …

Хоть он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупку.

Заглянешь в серединку,

Увидишь сердцевинку.

Из плодов он твёрже всех.

Называется.

Апельсины и бананы

Очень любят…

Летом в огороде – свежие, зеленые,

А зимою в бочке – желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, Как зовут нас?.

И еще одно небольшое задание «Буква потерялась » слайд14-17

5. Итог урока .

Почему же к нам на урок приходил ослик ? 18 слайд

С каким звуком сегодня познакомились?

Какой буквой обозначается звук О .

Молодцы!

Спасибо за урок .

Конспект урока.

Учебный предмет

Планируемый результат.

Предметные умения

Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - работать по предложенному плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей

деятельности на уроке.

Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основании классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства.

Формы работы

Технология изучения.

Этапы урока

Регулятивные:
- овладевать умением прогнозировать свою деятельность.

Предметные:

Давать характеристику звука.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Познавательные:

Самостоятельно формулировать познавательную цель.

Перед тем, как начать изучение новой буквы, мы вспомним, какие буквы мы уже знаем.

Учитель проверяет знание гласных и согласных букв с помощью игры «Спрячь буквы от дождя»

- На улице светило яркое солнышко. Буквы вышли погулять. Вдруг набежала тёмная туча, пошёл дождь. Кошечка укрылась под крышей, а буквы спрятались под зонтиками. Какие буквы спрятались под красные зонтики, а какие под синие? (Дети перемещают согласные буквы под синие зонтики, а гласные – под красные, объясняя свой выбор) - Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.

Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные:
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.

Предметные :
- давать характеристику звука.

Познавательные :

- уметь находить и выделять необходимую информацию.

Предметные :
- определять на слух твёрдость и мягкость звуков [к], [к’];

Совершенствовать навыки чтения слогов.

Коммуникативные:

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:
-выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации;

Проводить анализ учебного материала.

Знакомство с новыми звуками.

Ребята, я думаю, что надо дать нашей кошечке кличку. Какая кличка подойдёт: Кира или Сима ? Почему?

(Ей подойдёт кличка Кира, так как в этом слове первый звук [к’])

Произнесите кличку кошки. Выделите первый звук и охарактеризуйте его.

Знакомство с новой буквой.

Кошка Кира хочет увидеть букву, с которой начинается её кличка и слово «кошка», но не знает, где эта буква живёт.

Найдите место буквы К в ленте букв.

Работа с лентой букв (буква К живёт на нижнем этаже, потому что звуки, которые обозначает буква К, согласные, глухие)

Вывод: буква К может обозначать звуки [к] и [к’].

Чтение слогов с буквой К.

Решила Кира побегать по лесенкам дома и познакомить букву К с другими буквами. Давайте прочитаем, какие получались слоги, когда буквы встречались. (чтение слогов)

Задумалась Кира. А может ли буква «к» жить одна, без друзей; есть ли слово-коротышка «к»? (предположения детей, примеры: к маме, к другу)

Физминутка.

Учитель определяет условия физминутки.

А знаете места, где любит бывать Кира? Конечно же там, где в названии мест есть новые звуки. Если услышите слово с этими звуками, то поднимите руки вверх и потянитесь, как кошечка. Если же этих звуков нет, наклоняйтесь вперёд и выгибайте спинку.

Называю слова: речка, крыша, улица, кресло, комната, двор, печка, коврик, огород, озеро.

Предметные:
- безошибочно узнавать букву к среди других букв;
- совершенствовать навыки чтения слов с буквой к;

- правильно изменять слова в соответствии с предложенным заданием;

Давать характеристику звука.

Познавательные:
- выбор оснований и критериев для классификации объектов;
- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;

Предметные:

- уметь составлять звуковую схему слова.

Регулятивные :
-работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
-отличать верно, выполненное задание от неверного;
-осуществлять самоконтроль.

Предметные:

Совершенствовать навыки чтения слов с буквами К,к.

Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию

Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные :
- работать по предложенному плану.

Личностные: нравственно –этическая ориентация.

Чтение слов, предложений с новой буквой.

Кошечке очень понравилось, как вы выполнили задание.

Чем, ребята, мы смогли бы Киру угостить? (её можно угостить теми продуктами, в названии которых есть новая буква)

Подчеркните названия продуктов, в названии которых есть буква К (на интерактивной доске с помощью пера)

ТВОРОЖОК СУП

СМЕТАНА КАША

КОТЛЕТА РЫБА

КОЛБАСА МОЛОКО

Но остались продукты, которые Кира тоже очень любит. Измените слова так, чтобы в них появилась буква К (сметана – сметанКа, суп – супчиК, рыба – рыбКа)

Решила Кира себе на обед позвать друзей. Но их оказалось так много, что она налила молоко в разные блюдца. Прочитайте названия животных вслух и по первому звуку распределите каждого гостя к своей миске.

(с помощью волшебного пера)

утка

киска

тигр

гепард

рысь

ослик

курица

Работа со звуковыми схемами.

Найдите в столбике прочитанных слов такое, которое начинается с гласного звука, в нём 5 звуков, звук [к] твердый.

Составьте звуковую схему этого слова. (1 человек с помощью звуковых моделей с использованием документ камеры)

Физминутка под музыку.

Давайте вместе с Кирой проведём зарядку под музыку.

Чтение текста на карточках о кошках. Предлагаются разноуровневые задания на карточках (читающим детям – текст, нечитающим – отдельные слова: кот, котик, кошка, сон, молоко) Задаются вопросы по тексту.

Кира любит слушать, когда читают. Прочитайте самостоятельно напечатанный текст у вас в карточке. Подумайте, о ком он, и найдите слова с новой буквой.

Родина кошек - Африка. Они любят тепло. Кошки - полезные животные. Они хорошо влияют на здоровье людей. - О ком этот текст? - Сколько в нем слов с буквой К? (3) - Прочитайте Кире текст вслух? (Ученики по желанию читают вслух.) - Как вы понимаете два последних предложения? (Дети размышляют.)

Как надо относиться к кошкам?


I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Прочитайте сначала буквы, написанные красным цветом, а потом – зелёным, и вы узнаете, какой у нас сейчас будет урок.

О Г Б Р У А Ч М Е О Н Т И Е Е (обучение грамоте)

Для чего нам нужен этот урок?

  1. Формулирование учащимися темы и цели урока.

К нам на урок сегодня хочет попасть и принять участие в работе домашнее животное, в названии которого 1 слог и 3 звука. Подумайте, кто это? (кот)

Но он пришёл не один, он привёл с собой кого? (звукарика)

Сформулируйте цель нашего урока, используя написанные фразы…

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С (новыми звуками и буквой, которая их обозначает)

  1. Знакомство с новым материалом:

Знакомство с новыми звуками.

Давайте поможем котику подобрать одежду для звукарика.

Произнесите первый звук в слове «кот». Дайте характеристику этому звуку.

У нашего котика возникла проблема. Ему нравятся две клички, а какую выбрать – он не знает. Какая кличка подойдёт ему сегодня на нашем уроке: Кеша или Георгий ? Почему?

(Ему подойдёт кличка Кеша, так как в этом слове первый звук [к’])

Произнесите кличку кота. Выделите первый звук и охарактеризуйте его.

Оденьте звукарика (дети работают с бумажными моделями). Расскажите, почему вы выбрали эту одежду?

Кот дружно жил со своей кличкой. Но однажды слова «кот» и «Кеша» стали ссориться. Как вы думаете, почему? (в словах разное количество гласных звуков, слогов: кот -1 слог, Ке-ша – 2 слога)

Помирите эти слова между собой. Измените слово «кот» так, чтобы в нём стало тоже 2 слога (ко-тик)

Физминутка.

А знаете места, где любит бывать Кеша. Конечно же там, где в названии мест есть новые звуки. Если услышите слово с этими звуками, то поднимите руки вверх и потянитесь, как кошечка. Если

же этих звуков нет, наклоняйтесь вперёд и выгибайте спинку.

КРЫША, БАССЕЙН, ЛАВОЧКА, КРЕСЛО, ВОДА, ПЕЧКА,

СУГРОБ, КОВРИК, КОРАБЛЬ, ГАМАК.

Знакомство с новой буквой.

Котик Кеша хочет увидеть буквы, с которых начинается его кличка и слово «кот», но не знает, где эти буквы живут.

Давайте найдём квартиру буквы К и позовём в гости Кешу - работа с лентой букв (буква К живёт на нижнем этаже, потому что звуки, которые обозначает буква К, согласные, глухие) Изобразите букву К .

Решил Кеша побегать по лесенкам дома и познакомить букву К с другими буквами. Давайте прочитаем, какие получались слоги, когда буквы встречались.

КА

КО

КУ

КЫ

КИ

Кры

Кут

Кос

Кап

Чтение слогов:

Вместе;

Индивидуально медленно;

Задумавшись;

Задавая вопрос на каждой лесенке;

Быстро;

На внимание.

Задумался Кеша. А может ли буква «к» жить одна, без друзей; есть ли слово-коротышка «к»? (предположения детей, примеры: к маме)

Чтение слов, предложений с новой буквой.

Котику очень понравилось гулять по дому, но он устал и проголодался. Давайте его покормим. Подумайте, чем его сегодня можно угостить? (его можно угостить теми продуктами, в названии которых есть новая буква)

Прочитайте названия продуктов, в названии которых есть буква К:

ТВОРОЖОК СУП

СМЕТАНА КАША

КОТЛЕТА РЫБА

КОЛБАСА МОЛОКО

Но остались продукты, которые Кеша тоже очень любит. Измените слова так, чтобы в них появилась буква К (сметана – сметанКа, суп – супчиК, рыба – рыбКа)

Скучно стало Кеше одному и решил он к себе на обед позвать друзей. Но их оказалось так много, что котик налил молоко в разные блюдца. Прочитайте названия животных вслух и по первому звуку распределите каждого гостя к своей миске:

утка

киска

тигр

гепард

рысь

ослик

курица

Взаимопроверка по эталону.

- У меня вызвали сомнение два гостя: курица и киска. Оба слова начинаются на букву К, а вы животных отправили к разным мискам. Почему? (в слов «киска» первый звук [к’] - мягкий, а в слове «курица» [к] - твёрдый)

- Узнал хозяин Кеши, что кот гостит у нас, и сразу же решил отправить нам телеграмму. Прочитайте её:

ТРУД НОС КОТОМКА ПРИЗЫ

Как вы думаете, о чём он нас хотел предупредить? (ничего не

понятно)

Наверное, телеграфистка поставила пробелы не в тех местах. Помогите составить телеграмму правильно (работа в парах)

ТРУДНО С КОТОМ КАПРИЗЫ

Физминутка.

Давайте повеселимся вместе с Кешей, потанцуем (танцевальные движения под песню «Чёрный кот»)

Работа с текстом.

Кеша так разбаловался, пока мы танцевали, что в слове «кот», гласный заменил на гласный, живущий на третьем этаже дома. Что получилось? (кот – кит)

Какие изменения произошли (работа над лексическим значением слова)

С помощью звуковых пеналов выполните звуковой анализ слова

I вариант – КОТ, II вариант – КИТ

Сравните результаты работы (из-за смены гласных изменился и согласный звук: «кот» - [к], в слове «кит» - [к’])

А вы знаете, что замена 1 буквы может привести к неожиданным ситуациям.

Откройте учебник на стр. 55. Прочитайте название и автора произведения (Б.Заходер «Кит и кот»)

- Что написано в скобках? (отрывок)

Замените слово «отрывок», на слова близкие по значению (часть, эпизод)

Прочитайте ключевые слова:

КОТ КИТ СКАЗКА ОШИБКА ЗАГАДКА

Что же могло произойти? (предположения детей)

Прочитайте для себя отрывок (1 столбик)

Из-за чего произошла путаница?

Чтение произведения вслух с одновременной словарной работой: бить баклуши, опечатка, прилично.

Отработка логических ударений, выделяя голосом, что стал любить кот и кит.

  1. Подведение итогов урока.

С какими звуками и буквой нам помог познакомиться кот Кеша?

Охарактеризуйте эти звуки.

Как надо относиться к домашним животным, несмотря на их проказы?

  1. Рефлексия.

С какими затруднениями мы встретились?

Мы справились с этими проблемами?

Чья пара сегодня работала дружно? Поблагодарите друг друга за хорошую работу.

Кот Кеша тоже благодарит вас за помощь.

Урок обучения грамоте

Образовательная программа «Перспектива», урок № 34

Тема урока : «Звуки [ к ] и [ к’ ], буква К.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Составитель: Шишкина Т.М., учитель начальных классов

2012 г.

Тема урока : «Звуки [ к ] и [ к’ ], буква К.Цель урока : Познакомить обучающихся с буквой к и со звуками, которые обозначает эта буква.Задачи урока:

    Образовательные:
- Сформировать у обучающихся чёткий образ буквы К;- Учить читать слоги, слова предложения с новой буквой;- Продолжать работу по звуковому анализу слов и словообразованию.
    Развивающие:
- Развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;- Развивать монологическую речь учащихся.
    Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения, положительное отношение к чтению.Оборудование :
    компьютер, интерактивная доска, документ - камера;
    учебник «Азбука» 1 класс; задания для ИД; звуковые схемы; лента букв; рисунок кота в черно-белом формате.

I . Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок. Урок обучения грамоте.

Для чего нам нужен этот урок?

    Формулирование учащимися темы и цели урока.

- Путешествие в мир букв и звуков русского языка мы совершим вместе с одним интересным животным. Догадайтесь, кто это?Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (кошка)

Произнесите первый звук в слове «кошка». Дайте характеристику этому звуку.

Сформулируйте цель нашего урока, используя написанные фразы…

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С (новыми звуками и буквой, которая их обозначает)

Игра «Спрячь буквы от дождя» - Буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко. Вдруг набежала туча, пошёл дождь. Буквы спрятались под зонтиками. Какие буквы спрятались под красные зонтики, а какие под синие? (Дети перемещают буквы под зонтики, объясняя свой выбор)- Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.

    Знакомство с новым материалом.

- Знакомство с новыми звуками.

У нашей кошечки возникла проблема. Ей нравятся две клички, а какую выбрать – она не знает. Какая кличка подойдёт: Кира или Сима ? Почему?

(Ему подойдёт кличка Кира, так как в этом слове первый звук [к’])

Произнесите кличку кошки. Выделите первый звук и охарактеризуйте его.

Знакомство с новой буквой.

Кошка Кира хочет увидеть букву, с которой начинается её кличка и слово «кошка», но не знает, где эта буква живёт.

Найдите место буквы К в ленте букв.

Работа с лентой букв (буква К живёт на нижнем этаже, потому что звуки, которые обозначает буква К, согласные, глухие)

Вывод: буква К может обозначать звуки [к] и [к,]

Работа в парах.

Как вы могли бы изобразить букву К.

Чтение слогов с буквой К.

Решила Кира побегать по лесенкам дома и познакомить букву К с другими буквами. Давайте прочитаем, какие получались слоги, когда буквы встречались. (чтение слогов)

Задумалась Кира. А может ли буква «к» жить одна, без друзей; есть ли слово-коротышка «к»? (предположения детей, примеры: к маме, к дому)

Физминутка.

А знаете места, где любит бывать Кира. Конечно же там, где в названии мест есть новые звуки. Если услышите слово с этими звуками, то поднимите руки вверх и потянитесь, как кошечка. Если же этих звуков нет, наклоняйтесь вперёд и выгибайте спинку.

КРЫША, БАССЕЙН, ЛАВОЧКА, КРЕСЛО, ВОДА, ПЕЧКА, КОВРИК, КОРАБЛЬ, ОЗЕРО.

Чтение слов, предложений с новой буквой.

Кошечке очень понравилось, как вы выполнили задание.

Чем, ребята, мы смогли бы Киру угостить? (её можно угостить теми продуктами, в названии которых есть новая буква)

Подчеркните названия продуктов, в названии которых есть буква К (на ИД с помощью пера)

ТВОРОЖОК СУП

СМЕТАНА КАША

КОТЛЕТА РЫБА

КОЛБАСА МОЛОКО

Но остались продукты, которые Кира тоже очень любит. Измените слова так, чтобы в них появилась буква К (сметана – сметанКа, суп – супчиК, рыба – рыбКа)

Решила Кира себе на обед позвать друзей. Но их оказалось так много, что она налила молоко в разные блюдца. Прочитайте названия животных вслух и по первому звуку распределите каждого гостя к своей миске.

(с помощью волшебного пера)

Работа со звуковыми схемами.

Найдите в столбике прочитанных слов такое, которое начинается с гласного звука, в нём 5 звуков, звук [к] твердый.

Составьте звуковую схему этого слова. (1 чел на моём столе под документ-камерой )

Проверка на местах выполненных схем.

Физминутка под музыку.

Давайте вместе с Кирой проведём зарядку под музыку.

Чтение текста на карточках о кошках. (читающим – текст, нечитающим – отдельные слова: кот, котик, кошка, сон, молоко)- Кира любит слушать, когда читают. Прочитайте самостоятельно напечатанный текст у вас в карточке. Подумайте, о ком он, и найдите слова с новой буквой.Родина кошек - Африка. Они любят тепло. Кошки - полезные животные. Они хорошо влияют на здоровье людей. - О ком этот текст?- Сколько в нем слов с буквой К? (3)- Прочитайте Кире текст вслух? (Ученики по желанию читают вслух.)- Как вы понимаете два последних предложения? (Дети размышляют.)- Как надо относиться к кошкам?

Работа по учебнику.

- Найдите пары слов на с.87. Прочитайте в парах эти слова.

Что вы заметили? (слова различаются 1 буквой)

Составьте свою пару слов, чтобы они различались только одной буквой.

    Подведение итогов урока.

С какими звуками и буквой нам помогла познакомиться кошка Кира?

Охарактеризуйте эти звуки.

Как надо относиться к домашним животным, несмотря на их проказы?

    Рефлексия.

С какими затруднениями мы встретились?

Мы справились с этими проблемами?

Чья пара сегодня работала дружно? Поблагодарите друг друга за хорошую работу.

Кошечка тоже благодарит вас за помощь.

Слайд 1

Постановка

проблемы

Слайд 2

Просьба дать характеристику звука.

Слайд 3

Проверить знание гласных и согласных букв.

Постановка перед выбором.

Проверить умение определять место буквы в ленте букв.

Предлагается творческая работа.

Постановка проблемы.

Определяет условия физминутки.

Слайд 4

Проблемный вопрос.

Предлагается задание на изменение слова.

Слайд 5

Предлагается задание на определение 1 звука в слове.

Задание на составление звуковой схемы.

Слайд 6

Предлагаются разноуровневые

Задания на карточках.

Задаются вопросы по тексту.

Предлагается работа в парах на чтение и составление своих пар слов.

Подводится итог урока.

Предлагается задание на рефлексию.

Высказыва-

ния детей

Отгадывание загадки.

Характеристика звука.

Самостоятельное

формулирование

целей урока.

Монологи-

ческая речь.

Практичес-

кая работа

(обоснование

Предположения

детей, решение проблемы.

Распознавание гласного и согласного звука.

Выбор решения с доказательством.

Нахождение места буквы К в ленте букв с доказательством того, что она обозначает согласный глухой звук.

Творческая работа по изображению буквы разными способами.

Чтение хором и индивидуально.

Выполнение физминутки по предложенным условиям.

Нахождение ответа на проблемный вопрос.

Нахождение изучаемого звука в словах.

Предположения детей, примеры

Определение места звука в словах.

Нахождение

слова по признакам. Составление звукового анализа.

Проведение физминутки.

Чтение слов или текста по карточкам.

Нахождение слов с новой буквой.

Работа по словообразованию

Монологическая речь уч-ся.

Оценивание своего труда.

Самооценка своей деятельности.

Регулятивные:
- овладевать умением прогнозировать свою деятельность;

Предметные :

Давать характеристику звука
Коммуникативные:

;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные :
- правильно называть буквы и звуки;


Познавательные:
- выполнять классификацию;

Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные:
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала

Предметные :
- давать характеристику звука

Познавательные :

Предметные :
- определять на слух твёрдость и мягкость звуков [к], [к’]

Личностные:
- определять правила работы в парах;

Регулятивные :

Коммуникативные:

Познавательные:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации

Предметные:
- безошибочно узнавать букву к среди других букв;
- совершенствовать навыки чтения слов с буквой к.

Предметные:
- правильно изменять слова в соответствии с предложенным заданием;

Давать характеристику звука;
- выбор оснований и критериев для классификации объектов;
- построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Предметные:

- уметь составлять звуковую схему слова

Регулятивные :
- работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно, выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль.

Предметные:

Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию

Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Предметные:

Совершенствовать навыки чтения слов с буквами К,к.

Регулятивные :
- работать по предложенному плану

Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.