Занятие на тему звук и средняя группа. Конспект логопедического занятия «Звук. Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

Задачи:

  1. Учить выделять звук У из ряда гласных, выделять начальный ударный звук на фоне слова, слышать слова со звуком У.
  2. Развивать слуховое внимание, фонематическое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику, мышление.
  3. Упражнять в умении изменять высоту и силу голоса, в употреблении антонимов тихо-громко, большой- маленький; заканчивать по смыслу предложение.
  4. Формировать умение образовывать множественное число имен существительных и существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  5. Повышать интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.

Оборудование: индивидуальные зеркала, простые карандаши, изображение девочки Ули, самолёта большого и маленьких, предметные картинки: утюг, удочка, улитка, утка, утята, уши; «дорожки» самолёта.

План - конспект. Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает детям сесть в заданной последовательности: Вероника, Катя, Софья, Лиза, Камилла, Максим.

II. Артикуляционные упражнения.

Логопед показывает картинку с изображением девочки: «Это Уля, Ульяна». (Имя повторяют сначала все хором, затем отдельные дети.)
Какой первый звук в этом имени? (У). Какое упражнение напоминают наши губки, когда мы произносим У? («Трубочка»). Выполнение перед зеркалом упражнений: «Трубочка», «Улыбка», «Домик открывается», «Любопытный язычок».

III. Артикуляция звука У.

Еще раз произнесите звук У и посмотрите друг на друга, в каком положении губы? Зубы?
Губы трубочкой, зубы не смыкаются, закрыты губами. Голосок спит или поёт? (поёт, значит звук звонкий). Что можно сделать со звуком У? (протянуть, пропеть). Дети произносят звук «У» хором и по одному.



IV. Выделение звука У по артикуляции «Угадай, какой звук»

Логопед беззвучно произносит гласные звуки: а-о-у-и-а-у-а-и-о-у... Определив звук, дети произносят его вслух, а при У - ещё и хлопают в ладоши (ловят звук).

V. Физкультминутка «Громко-тихо»

На доске две картинки с изображением большого и маленького самолёта. - Самолёты одинаковые или разные? Как назвать ласково маленький самолёт? (самолётик). Самолёт летит, в нём мотор гудит: У-У-У. Как гудит большой самолёт? (громко). Маленький? (тихо). Попеременно «летим» и гудим как маленькие и большие самолёты. Показать голосом, как самолёт взлетает (усиление голоса при звуке У), как самолёт идёт на посадку? (ослабление силы голоса).

VI. Выделение звука У из слова.

Логопед произносит слова с начальными ударными гласными звуками, дети определяют первый звук в слове, называют; услышав У в начале слова, разводят руки в стороны - крылья самолёта.

Лексический материал: утка, осень, удочка, астра, уши, иглы, аист, улица, облако, ужин, окна, август, утро, Ира.

VII. Дидактическая игра «Один—много».

Педагог объясняет условия игры: «Я буду говорить про один предмет, а вы — про много».
Словарный материал: улитка—улитки, утюг—утюги, утка—утки, удочка - удочки, улыбка—улыбки, улица—улицы, жук - жуки,

VIII. Дидактическая игра «Закончи предложение» (с опорой на предметные картинки).

Раздать каждому ребёнку по предметной картинке: утюг, удочка, улитка, утка, утёнок, уши. Логопед начинает предложение, заканчивает тот ребёнок, чья картинка подходит по смыслу. Ребёнок поднимает свою картинку и повторяет предложение полностью.
- Мама гладит вещи …(утюгом).
- Для рыбалки нужна …(удочка).
- На себе носит домик …(улитка).
- У мальчика заболело …(ухо).
- На пруду плавает … (утка)
- Мама - утка зовёт своих …(утят)

IX. Упражнение на мелкую моторику «Следы самолёта».

Взять карандаши и по точкам провести дорожки от самолёта и петь песенку: У-У-У.
Какой звук изучали на занятии? Давайте с ним попрощаемся: вытянем руки вперед и произнесем У-у-у.

Жохова О.В.
учитель-логопед, ГБОУ д/с №437 г.Москвы

Тема: «Звук А».

Цели: 1. познакомить детей с понятием «звук»;

2. учить детей выделять на слух и в произношении звука А в начале слова;

3. познакомить с правильной артикуляцией звука А;

5. совершенствование фонематического восприятия, внимания и памяти.

Оборудование: кукла, картинки с изображением Айболита, акулы, аиста, апельсина, антенны; зеркала.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Сядет тот, кого я назову по имени. (Маша, Алеша, Саша…)

2. Знакомство с понятием «звук».

На прошлом занятии мы учились с вами слушать звуки, которые издают разные предметы. Мы слушали, как дудочка дудит, как барабан стучит, бумага шуршит, вода булькает. Мы тоже с вами произносим разные звуки. С помощью звуков мы разговариваем. Если мы хотим сказать слово «самолет» мы должны сначала засвистеть: ССС, СССамолет (дети повторяют), а если хотим сказать слово «шапка», мы должны сначала зашипеть: ШШШ, ШШШапка, если «рыба» - зарычать: РРР, РРРыба.

3. Знакомство со звуком А.

К нам на занятие сегодня пришла кукла, зовут ее Аня. Она хочет познакомить вас со своим любимым звуком. Послушайте, пожалуйста, еще раз ее имя: Ааааня. Ее имя начинается на звук А. этот ее любимый звук. Какой звук любит Аня?

Посмотрите, какие картинки принесла нам Аня. На них нарисованы предметы, которые тоже начинаются на звук А.

Логопед произносит слова со звуком А, выставляя на доску картинки: Айболит, апельсин, акула, аист, антенна, выделяя звук А голосом.

Вы слышите в этих словах звук А?

Правильно, в этих словах звук А стоит первым, в начале слова.

4. Уточнение артикуляции звука А:

Горлышко «гудит» (проверяем, прикладывая ладонь);

Воздух легко выходит изо рта, ему ничего не мешает;

Рот широко открыт, «большие ворота»;

Его можно тянуть, петь, громко крикнуть (проверяем: тянем, поем, громко кричим).

5. Динамическая пауза.

Игра «Положим малыша спать» - развитие умения менять высоту голоса, формирование длительного ротового выдоха.

Дети качают на руках воображаемого малыша и тянут: АаАаАаАаАаАаАаА… .

6. Игра «Чего не стало?».

Логопед выставляет на доску картинки с изображением предметов, начинающихся на А. По сигналу логопеда «ночь» дети закрывают глаза, логопед в это время убирает 1 картинку. По сигналу логопеда «день» дети открывают глаза и говорят, чего не стало. Например, «нет акулы», «нет апельсина».

7. Артикуляционная гимнастика.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки -

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем. (упражнение «Заборчик»)

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи. (упражнение «Трубочка»)

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем. (Упражнение «Надуй шарики»)

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов? (упражнение «Часики»)

Кто пришел к нам сегодня на занятие?

Какой звук любит Аня?

Какое слово ты запомнил на звук А?

С каким звуком мы познакомились?

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «а».

2. Учить выделять звук из ряда гласных.

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «А».

5. Развивать мелкую моторику.

Материалы:

Кукла, сюжетная картинка «Девочка качает куклу», символ (карточка) звука «А», красный круг, карточка с буквой «А»

(из азбуки), палочки, рабочая тетрадь, цветные ручки.

I . Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет примету осени.

1. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья»:

Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.

Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная с

Лист дубовый, лист рябинки, большого, на обеих руках одновременно

Рыжий тополиный лист на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши.

2. – Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

арка, антенна, арбуз, акробат.

– Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА».

II . Основная часть.

– Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

4. – Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

(Работа в тетради Коноваленко).

– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «А».

– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «А».

5. – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «А». Так мы его будем обозначать.

6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

6. Знакомство с буквой «А».

– Послушайте стихотворение:

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

– Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).

– Найдите букву «А» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

– Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

7. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Звук и буква и.

Программное содержание.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить у детей понятия «звук», «буква», «слово». Закрепить умение различать на слух слова с начальным ударным гласным звуком А, У, О, И. Познакомить с гласной буквой И. Упражнять детей в чтение слияния гласных А-И, И-А. Учить делить слова на слоги, различать длинные и короткие слова. Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом. Учить подбирать однокоренные слова.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, память. Развивать физиологическое и речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание навыков инициативности и интерес к занятиям.

Материал.

Демонстрационный: звуковые домики, магнитные буквы А, У, О, И. «Логокуб».

Раздаточный: предметные картинки со звуком И, А, О, У; фишки.

Словарная работа.

Звук, слово, буква, гласный звук, однокоренные слова (игра) .

1. Организационный момент.

Игра «Логокуб». Дети раскладывают картинки и остаются картинки со звуком И.

Иииндюк, ииириска, иииголка, ииирисы, ииизбушка. Какой звук первый во всех этих словах?

2. Сообщение темы.

Жил-был звук И. Рот звука И всегда широко-широко улыбался, и от этого песни звучали разные. Воздуху ничего не мешает.

Игровое упражнение «Лесенка». (Громким, тихим голосом) .

Какой это звук?

Гласные звуки мы будем обозначать красным кружочком.

3. Упражнение «Слушайте внимательно».

Какие слова начинаются на звук?

Ира с Игорем играли,

Все игрушки разбросали.

4. Игра «Слова одной семейки».

Что можно делать с игрушками? (играть)

Эта машинка (какая) … Игрушечная

У нас есть много (игрушек)

Сейчас я приглашу вас на (игру)

Со мной вы будете (играть) .

Слова игра, играть, игрушки, игрушечная называются родственными. Они похожи на слово игра. Это семья слов.

Какое слово длиннее игра или игрушки?

5. Физминутка. «Игра».

Собираем детвору

Поиграть в одну игру.

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята.

Как лисенок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал.

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит,

Просыпаться не спешит.

6. Знакомство с буквой.

Послушайте стихотворение о букве И.

Молоток я раздобыл

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? - Три!

А какая буква? – И.

Что она вам напоминает?

Выкладывание буквы И из палочек.

7. Чтение слияния гласных: АУ, АИ, ИА, ИО…

И… А и т. д.

8. Звуковой анализ слияния гласных: АИ, ИА

Какой первый звук?

Какой второй звук?

Сколько звуков?

Какие они?

О каком звуке мы говорили? Чем буква отличается от звука И?

Я хочу вас угостить конфетой, которая начинается на звук И. Ириска.

ирина статеева
Занятие по обучению грамоте в средней группе «Звук и буква А» для детей с общим недоразвитием речи

Звук и буква А .

Программное содержание .

Коррекционно-образовательные задачи : познакомить детей с понятием «звук » , «буква » . Закрепить умение различать на слух слова с начальным ударным гласным звуком А , У,О, И. Познакомить с гласной буквой А . Упражнять детей в составлении буквы А из палочек . Закрепить понятие слово, различать длинные и короткие слова.

Коррекционно-развивающие задачи : развивать фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, слуховое внимание и память, закрепить умение различать правую и левую сторону.

Коррекционно-воспитательные задачи : воспитание навыков инициативности и самостоятельности.

Материал.

Демонстрационный : кукла Аня, звуковые домики , Буква А , коврограф, игра «Логокуб» .

Раздаточный : предметные картинки со звуком А (арбуз, ананас, абрикос, автомобиль, автобус, счетные палочки, массажный шарик.

Предшествующая работа.

Уточнение произношения гласных, формировалось умение передавать ритмический рисунок слов, формировалось умение выделять начальные ударные гласные из слов, понятие звук .

Словарная работа.

Звук , слово, буква , гласный звук .

1. Организационный момент.

Логопед : Сегодня мы с вами отправимся в страну звуков и букв . Вы узнаете много нового о звуках и буквах , словах. (рассматривают красный и синий домик) .

В этих домиках живут разные звуки и буквы .

Ребята, послушайте, кто-то плачет : а-а-а. Это кукла Аня.

Как плачет Аня? (а-а-а) . Не плачь Аня! Лучше отправляйся с нами в путешествие в страну звуков и букв .

Какой первый звук в слове АААня ? Аня принесла с собой игрушки : ааавтомобиль, ааавтобус и фрукты ананас, ааапельсин, ааабрикос.

Какой звук первый во всех этих словах? (Звук А ) .

2. Сообщение темы.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком А . Аня предлагает нам спеть звук А . Представьте, что у нас в руках клубок. Наматываем ниточку на клубок и поем звук А-А-А . Ниточка длинная или короткая? (длинная) . Звук А мы можем петь тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздуха. Звук А называется гласным звуком , от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном домике. Мы будем обозначать звук красным большим кружочком. (Символ гласного А Ткаченко) .

3. Развитие слухового внимания.

Игра «Поймай звук » . Логопед произносит ряд звуков , слогов, слов дети хлопают, услышав звук А .

4. Дифференциация понятий «звук » и «слово» .

А - это звук , а арбуз-это слово. Слова состоят из звуков . Если звуки «рассыпятся» , то слово не получиться. Приготовьте ладошки. Я буду называть вам «рассыпанные» звуки , а вы соберите их в слова : а-р-б-у-з (арбуз, а-н-а-н-а-с, А-н-я.

5. Произношение слов со звуком А , определение позиции звука .

Посмотрите, в красном домике лежат картинки. Назовите Ане название картинки и определите, где находится звук А . (автомобиль, автобус, арбуз, ананас, абрикос, апельсин, аист) .

В начале слова или в конце?

6. Физминутка.

Прилетел к нам аист.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топни правой ногой,

Топни левой ногой.

Шагните правой ногой.

Шагните левой ногой,

Так придете вы домой

Педагог включает негромкую ритмичную музыку и, показывает движения, дети повторяют.

7. Знакомство с буквой А .

На что похожа буква А , что она вам напоминает?

Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок!

Ты букву эту знаешь ? А?

Перед тобою буква А .

Выложите букву из счетных палочек . Сколько нам понадобится палочек?

Букву А мы можем написать , выложить из полочек, потрогать, увидеть.

А звук А услышать и произнести. А-А-А-Сколько звуков я произнесла (три) .

8. Чтение.

На коврографе выложены звуковые дорожки от Буквы А до Буквы А . Нужно прокатить шарики и «пропеть» звуки .

С какой буквой мы познакомились ?

Игра «Логокуб» : выложи на куб картинки названия, которых начинается на звук А .

А куклу Аню мы еще пригласим на занятие !