С помощью чего люди научились узнавать время. Как древние люди определяли время. Счет как жизненно важная необходимость

– Считать предметы мы умеем с первого класса. Это очень просто – один, два, три... Измерить расстояние тоже несложно. А как и чем измерять время? Самыми древними «часами», которые никогда не останавливались и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день – не очень-то точные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблюдения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус . Когда появлялся Сириус, в Египте отмечали наступление Нового года. Так возникла хорошо известная сейчас мера времени – год. Оказалось, что промежуток между появлениями Сириуса состоит из 365 дней. Как видите, подсчеты древних египтян были достаточно точными. Ведь и наш год состоит из 365 дней. Но год слишком уж долгая мера времени. А для того чтобы вести хозяйство: посев, сбор, подготовку урожая, – нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звездам. На этот раз на помощь пришла луна, или, по-другому, – месяц. Все вы наблюдали за луной и знаете, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуния). Промежуток между двумя полнолуниями и назвали месяцем. Оказалось, что месяц состоит примерно из 29 дней. Вот как точно в Древнем мире умели определять время.

А семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам, которые появлялись на небосклоне и были известны вавилонянам:

суббота – день Сатурна;

воскресенье – день Солнца;

понедельник – день Луны;

вторник – день Марса;

среда – день Меркурия;

четверг – день Юпитера;

пятница – день Венеры.

Если бы в Вавилоне были известны и другие планеты нашей Солнечной системы, возможно, наша неделя состояла бы не из 7, а из 9, 10 или 8 дней. Смена этих светил в течение месяца происходила примерно 4 раза. Вот и оказалось, что в месяце 4 недели. Итак, самое сложное – найти мерки времени – было сделано уже в Древнем мире. Этими мерами пользуются по сей день. Только вот называют их по-разному. На Руси название дней недели произошли от порядкового номера дня в неделе:

понедельник – по неделе; начинающий неделю;

вторник – второй день;

среда – середина недели;

четверг – четвертый день;

пятница – пятый день;

суббота , воскресенье – эти названия пришли из церковного словаря.

Выходит, что все главные меры времени (год, месяц, неделя) люди позаимствовали у природы еще много лет назад. Хотя этими мерками нельзя было измерить точное время, но главный шаг все-таки был сделан.



2. Работа в печатной тетради № 2.

Задание № 24.

Решение задачи представлено в непривычной для учащихся форме – в виде схемы. Разбор задачи можно организовать так. Предложите детям внимательно рассмотреть схему решения задачи.

– Во сколько действий решается задача? (В 2 действия.)

– Что предлагается найти в первом действии? (Сколько рам изготавливает один столяр за 2 дня.)

– Чему равен результат? (6 рам.)

– Впишите полученный результат в нужное «окошко».

– Что предлагается найти во втором действии? (Сколько рам изготовят за 2 дня 6 столяров.)

– Выполните вычисления. (6 · 6 = 36.)

– Закончите оформление решения задачи.

Ответ: 36 рам.

В качестве дополнительного задания можно предложить учащимся придумать другой способ решения этой задачи, а затем устно разобрать его.

1) 3 · 6 = 18 – столько рам изготовляют 6 столяров за 1 день;

2) 18 · 2 = 36 – столько рам изготовят 6 столяров за 2 дня.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как люди научились измерять время?

Домашнее задание: № 12 (учебник); № 21, 22 (рабочая тетрадь).

Урок 59
Умножение на 6. Деление на 6

Цели урока: составить таблицу деления на 6; совершенствовать навыки решения задач разными способами; закреплять ранее изученные табличные случаи умножения и деления; развивать логическое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Поставьте «+» или «–» так, чтобы равенства были верными.

79 … 50 … 6 = 23 18 … 60 … 40 = 38
45 … 5 … 30 = 10 51 … 40 … 30 = 61
10 … 6 … 80 = 84 89 … 6 … 2 = 81
7 … 3 … 57 = 67 8 … 2 … 7 = 17

2. Задача.

В ящике 12 баклажанов, а в корзине 10. Все баклажаны из корзины переложили в ящик. Сколько баклажанов стало в ящике?

3. Дети рисовали многоугольники и превращали их в портреты.

Число сторон в многоугольниках Олега и Светы одинаковое. Периметры многоугольников Светы и Антона равны между собой.



III. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите рисунок на доске.

– Какие примеры можно составить к данной иллюстрации?

 +  +  +  +  = 

 ·  = 

– Вставьте числа в «окошки», используя этот рисунок.

– Какие трудности у вас возникли?

– Сегодня на уроке мы составим таблицу деления на 6.

Все мы привыкли к обычным фактам - в сутках 24 часа, месяц насчитывает 30 дней, в году их 365. Механические и электронные часы - наша повседневная реальность, и сложно сегодня представить себе, что может быть по-другому. Как жили люди до того, как были изобретены современные часы? Какие способы исчисления времени существуют у других народов? С ответами на эти вопросы мы познакомимся ниже.

В древности существовали различные способы определять время. Солнечные часы помогали ориентироваться по тени, которую отбрасывало Солнце, перемещаясь в течение дня по небосводу. Они включали в себя шест (гномон), отбрасывающий тень, и циферблат с отметками, по которому двигалась тень. Сам принцип действия часов подразумевает их полную зависимость от Солнца, так что ночью или в пасмурную погоду этими часами было пользоваться невозможно. У разных народов древности, таких как Египет, Рим, Китай, Греция, Индия существовали свои разновидности солнечных часов, которые различались по конструкции.

Водяные часы представляли собой сосуд цилиндрической формы, из которого истекала по каплям вода. Время определялось по количеству истекшей воды. Такие часы были распространены в Египте, Вавилоне, Риме. Однако существовала и другая разновидность водяных часов, которая была распространена в странах Азии - плавающий сосуд наполнялся водой, которая поступала через небольшое отверстие.

Песочные часы всем нам знакомы. Они существовали и до нашей эры, в средние века их разработка была усовершенствована. Для точности часов большое значение имело качество песка и равномерность его сыпучести, он изготавливался специально. Использовался мелкий порошок черного мрамора, а также песок из свинцовой и цинковой пыли, предварительно проходивший обработку, и другие виды песка.

Время определяли также и с помощью огня. Огненные часы были в древности очень распространены, особенно в домах. Существовали разные типы таких часов - свечные, фитильные, лампадные. В Китае, где, как считается, огненные часы появились впервые, была распространена разновидность, состоявшая из основы, сделанной из горючего материала (в виде спирали или палочки), и прикрепленных к ней металлических шариков. При сгорании определенного промежутка основы шарики падали, таким образом отбивая время.

В Европе популярностью пользовались свечные часы, которые позволяли определять время по количеству сгоревшего воска. Эта разновидность была особенно распространена в монастырях и церквях.

Можно упомянуть и о таком способе определения времени в древности, как ориентирование по звездам. В Древнем Египте существовали звездные карты, по которым египетские наблюдатели при использовании пассажного инструмента ориентировались в ночном времени.

Следует отметить, что в древнем Египте также существовало деление дня и ночи на 12 часов, однако часы были неодинаковой длины. Летом дневные часы были длиннее, ночные короче, зимой же наоборот. Месяц по египетскому календарю состоял из 30 дней, год насчитывал 3 сезона по 4 месяца каждый. Для египтян Нил служил основой жизни, и сезоны были тесно связаны с событиями вокруг этой реки: время разлива реки (ахет), время выхода земли из-под воды и начала земледелия (перет) и время низкой воды (шему).
Новый год египтяне праздновали в сентябре, с появлением на небе звезды Сириус.

В Древнем Риме год насчитывал всего 10 месяцев (304 дня). Начало года приходилось на март. В дальнейшем римский календарь подвергся изменениям - Юлием Цезарем был установлен календарный год из двенадцати месяцев, начало которого было определено на 1 января, поскольку в этот день римские консулы вступали в должность и начинался новый хозяйственный цикл. Этот календарь получил название юлианского. Названия месяцев, которые привычны нам с детства - январь, февраль, март и т.д. - пришли к нам из Рима.

В наше время в большинстве стран отсчет времени ведется от Рождества Христова и принят григорианский календарь. Однако существуют и иные варианты отсчета времени. К примеру, в Израиле летосчисление ведется от сотворения мира, которое датируется на 3761 г. до н.э. согласно положениям иудаизма. Год в иудейском календаре бывает 3-х видов - правильный, состоящий из 354 дней, достаточный, насчитывающий 355 дней, и недостаточный, состоящий из 353 дней. В високосный год прибавляется один дополнительный месяц.

Всем известен китайский календарь, в котором каждый год посвящен определенному животному. Сначала в Китае придерживались именно его, однако со становлением коммунизма в этой стране произошел переход на григорианский календарь. Восточный календарь используется в Китае и сегодня для определения дат праздников, например, Праздника весны, который есть китайский Новый год, и Праздника середины осени. Новый год в Китае - переменный праздник и приходится на "День первого новолуния", которое находится в промежутке между 21 января и 21 февраля.

На сегодняшний день существуют и другие примеры систем отсчета времени, отражающие видение мира и традиции создавших их народов.

Кто есть кто в мире открытий и изобретений Ситников Виталий Павлович

Как в древности измеряли время?

Когда мы говорим о часах, мы имеем в виду прибор для измерения времени. Но человеку способы отсчета времени были известны задолго до того, как он изобрел такие приборы.

Восход и заход солнца были первыми показателями времени. Увеличение и уменьшение теней от палок, камней и деревьев также служило для определения времени. Движение звезд тоже служило человеку чем-то вроде гигантских часов. Он заметил, что по мере того как проходила ночь, становились видимыми различные звезды.

Древние египтяне делили ночь на двенадцать временных периодов, соответствующих восходу 12-ти звезд. Они и день делили аналогично, и наши 24-часовые сутки основаны на египетском делении дня и ночи. Египтяне также сделали теневые часы – бруски дерева с указателями. В конечном итоге эти теневые или солнечные часы, имеющие 12 периодов для деления дня, и были первыми часами.

Следующими видами часов были водяные и огненные. Свеча с нарезками отсчитывала время по мере сгорания от нарезки к нарезке. А в водяных часах тарелка с маленьким отверстием на дне помещалась на воду. После определенного времени плавающая тарелка наполнялась водой и тонула.

Около 2000 лет назад человек изобрел еще один вид часов – песочные. Они состояли из двух полых стеклянных сосудов, соединенных так, что песок мог пересыпаться из одного в другой. Верхний сосуд был наполнен песком в таком количестве, что он высыпался в отверстие в течение часа.

Где-то в 140 году до нашей эры греки и римляне применили зубчатое колесо для усовершенствования водяных часов. Поплавок, помещенный в сосуд, поднимался, когда вода текла тонкой струйкой в сосуд. Он был соединен с зубчатым колесом. Колесо поворачивало стрелку, которая постепенно двигалась от одной часовой отметки к другой. А через 1400 лет изобрели первые механические часы. Груз был привязан к бечевке, она поворачивала катушку, которая в свою очередь двигала оси зубчатых колес и шестеренок. Колеса поворачивали стрелку на циферблате.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих сокровищ России автора

Святыни и древности Костромы Впервые на страницах русских летописей Кострома упоминается под 1212 годом. Весь город находился тогда в устье реки Сулы, на перекрёстке современных улиц Островского и Пятницкой.Когда был перенесён кремль на высокий холм - нынешняя

Из книги 100 великих курьезов истории автора Веденеев Василий Владимирович

Хирургия в древности Оказывается, уже в каменном веке первобытные люди выполняли довольно сложные хирургические операции. Уникальные находки, сделанные в XX в., доказали, что неандертальцы неплохо разбирались в медицине.Трудно даже представить, что в каменном веке люди

Из книги Бахчисарай (путеводитель) автора Нагаевская Елена Варнавовна

Салачикские древности Теперь мы осмотрим другую группу памятников в конце города, на территории бывшего пригородного села Салачик (ныне ул. Басенко).Мы уже знаем, что обосновавшиеся в Крыму татары в течение XIV–XV веков ведут упорную борьбу с Золотой Ордой за свою

Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Как измеряли постройки в Древней Руси? Иностранные путешественники, побывавшие в средневековой России, писали об удобстве и функциональности деревянных построек, возводимых русскими мастерами. В частности, А. Олеарий восхищался пропорциональностью храмов и говорил,

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Хирургия в древности Оказывается, уже в каменном веке первобытные люди выполняли довольно сложные хирургические операции. Уникальные находки, сделанные в XX веке, доказали, что неандертальцы неплохо разбирались в медицине. Первобытных людей долгое время считали

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Древности Сант-Омобоно В 1930-е годы пространство к юго-западу от Капитолия вдоль набережной Тибра подвергалось активной перестройке (частью которой стало «освобождение» театра Марцелла от позднейших наслоений). Муссолини проложил параллельно реке очередной проспект -

Из книги Энциклопедия самых загадочных мест планеты автора Востокова Евгения

НЛО В ДРЕВНОСТИ Посещали ли Землю НЛО раньше, много тысячелетий тому назад? Швейцарец Эрих фон Деникен утверждает это уже несколько десятков лет. Первая его книга на эту тему - «Воспоминания о будущем. Нерешенные загадки прошлого» - вышла в 1968 году и сразу прославила

Из книги Я познаю мир. Чудеса света автора Соломко Наталия Зоревна

Древности Дамаска В тот год, когда был основан Рим, первым письменным свидетельствам о Дамаске было уже более тысячи лет. Считается, что Каин убил своего брата Авеля неподалеку от тех мест, где стоит современный город. Праотец Авраам, на родство с которым претендуют как

Из книги Я познаю мир. Авиация и воздухоплавание автора Зигуненко Станислав Николаевич

Планеристы древности Аппарат Гусмана - далеко не единственное возможное повторение древних конструкций. Вспомним хотя бы о «паракасском канделябре» - одном из изображений, обнаруженных в окрестностях Наски. По мнению специалистов, рисунок напоминает силуэт...

Из книги Энциклопедия биолокации автора Красавин Олег Алексеевич

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ (время человеческого бытия) - коллективное перцептуальное время, универсалия культуры, содержание которой лежит в основе концептуального времени, конституирующегося в феномене истории как осознанной процессуальности социальной жизни. Наиболее

Считать предметы мы умеем с 1 класса. Это очень просто - один, два, три... Измерить расстояние тоже несложно. А как и чем измерять время? Самыми древними «часами», которые никогда не останавлива­лись и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день - не очень точ­ные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблю­дения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус. Когда появ­лялся Сириус, в Египте отмечали наступление нового года. Так появилась хорошо известная сейчас мера времени - год. Оказалось, что промежуток между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Как видите, подсчеты древних египтян оказались достаточно точными. Ведь и наш год состоит из 365 дней. Но год слишком уж большая мера времени. А для того чтобы вести хозяйство (посев, выращивание, сбор урожая), нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звездам. На этот раз на помощь пришла луна, или, по-другому, месяц. Все вы наблюдали за луной и знаете, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуние).

Промежуток между двумя полнолуниями и назвали месяцем. Оказалось, что месяц состоит примерно из 29 дней. Вот как точно в Древнем мире умели определять время!

А семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам, которые появлялись на небосклоне и были известны вавилонянам:

суббота - день Сатурна;

воскресенье - день Солнца;

понедельник - день Луны;

вторник - день Марса;

среда - день Меркурия;

четверг - день Юпитера;

пятница - день Венеры.

Если бы в Вавилоне были известны и другие планеты Солнечной си­стемы, возможно, наша неделя состояла бы не из 7, а из 9,10 или 8 дней. Смена этих светил в течение месяца происходила примерно 4 раза. Вот и оказалось, что в месяце 4 недели.

Итак, самое сложное - найти мерки времени - было сделано уже в Древнем мире. Этими мерками пользуются и по сей день. Только на­зывают их по-разному. На Руси названия дней недели произошли от по­рядкового номера дня:

понедельник - по неделе, день, начинающий неделю;

вторник - второй день;

среда - середина недели;

четверг - четвертый день;

пятница - пятый день;

суббота, воскресенье - эти названия взяты из церковного словаря.

Выходит, что все главные меры времени (год, месяц, неделя) люди позаимствовали у природы еще много лет назад. Хотя этими мерками нельзя было измерить точное время, но главный шаг все-таки был сделан.

«Начальная школа», 2004, № 6

Тема: Время от 0 часов до 24 часов.

Цели: учить решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события; познакомить с единицей време­ни - секундой; совершенствовать вычислительные навыки, уме­ние решать задачи и уравнения; воспитывать бережное отношение ко времени.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с новой единицей времени - секундой; научатся решать задачи на опре­деление начала, конца и продолжительности события; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ори­ентиры действия; проводить сравнение по заданным критериям.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Логические задачи

Игорь на 4 года старше своего брата Алексея и на 5 лет млад­ше своей сестры Маши. Если сложить возраст всех троих, то получится 31 год. Сколько лет Игорю? (10лет.)

Ирина старше своей сестры Надежды ровно в 3 раза. Сколь­ко лет каждой из сестер, если половина их суммарного воз­раста - 12 лет? (6 и 18лет.)

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель читает задачи.)

Уроки начинаются в 8 ч. От дома до школы Оля идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько ей нужно выйти в школу, чтобы не опоздать?

Уроки начинаются в 8 ч. Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. Сколько времени нужно Оле, чтобы дойти от дома до шко­лы и подготовиться к урокам?

Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. От дома до школы она идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько начи­наются уроки?

Чем похожи задачи? Чем они отличаются?

Сформулируйте задачи урока. (Научиться решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

№231 (с. 49). (Устное выполнение.)

№232 (с. 49). (Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на от­кидной доске. Проверка, самооценка.)

1) Решение: 12 ч 30 мин - 10 ч = 2 ч 30 мин. Ответ: экскурсия продолжалась 2 ч 30 мин.

2) Решение: 13 ч + 3 ч 15 мин = 16 ч 15 мин. Ответ: спектакль закончился в 16 ч 15 мин. №234 (с. 49).

Прочитайте.

Сколько часов в сутках?

Как найти третью часть суток? (24: 3 = 8 (ч).)

Что такое половина суток? Как ее найти? (Это вторая часть суток: 24:2= 12 (ч).)

Как найти четверть часа? (1 ч = 60мин, 60:4 = 15(мин).)

- Как найти четверть года? (1год=365сут., 365:4 = 91 сут. 6ч.)

№235 (с. 49). (Самостоятельное выполнение. Проверка, самооценка.)

Ответы: 2 мм, 10 мм 2 .

V. Физкультминутка

В небе плавает луна. (Плавные покачивания вправо и влево.)

В облака зашла она.

Раз, два, три, четыре, пять - (Хлопки в ладоши.)

Можем мы луну достать. (Руки вверх.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять - (Хлопки над головой.)

И пониже перевесить. (Руки вниз.)

Десять, девять, восемь, семь - (Шаги на месте. )

Чтоб луна светила всем. (Сесть за парту.)

VI. Продолжение работы по теме урока

Знакомство с единицей времени - секундой

(Учитель показывает часы.)

Посмотрите на наши часы. Сколько у них стрелок? (Три.)

- Назовите их. (Часовая, минутная и секундная.)

Понаблюдайте, как они движутся. (Часовая почти не сдви­нулась, минутная передвинулась на одно деление, а секундная сделала целый круг.)

- За какое время минутная стрелка проходит одно деление? (За 1 мин.)

А что сделала за это время секундная стрелка? (Прошла 60 делений.)

- Какой можно сделать вывод? (В 1 мин 60с.) (Запись на доске и в тетрадях.)

1 мин = 60 с

На уроках физкультуры вы часто бегаете и выполняете упражнения на время. А как называется прибор, которым пользуется учитель? (Секундомер.)

- Он тоже похож на часы, но его циферблат рассчитан на 1 мин. А сколько это секунд?(Учитель показывает секундомер.) Секундную стрелку можно остановить.

Работа по учебнику

Прочитайте теоретический материал на с. 50.

Правильное ли соотношение мы вывели?

№239 (с. 50). (Устное выполнение.)

№240 (с. 50). (Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.)

№241 (с. 50).

- Прочитайте задачу.

Больше или меньше снимков сделает камера? (Больше.)

Во сколько раз? (10: 2 = 5 (р.).)

Сколько снимков сделает камера за 10 с? (32 . (10: 2) = = 160 (с.).)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение заданий «Проверь себя» (учеб­ник, с. 49, 50). Проверка.) Ответы С. 49: в 13 ч. С. 50: 12 с, 6 с.

VIII. Подведение итогов урока

В каких единицах измеряют время?

Сколько секунд в 1 мин?

Домашнее задание

Учебник: № 243-245 (с. 50).

Тема: Единицы времени. Век.

Цели: познакомить с единицей времени - веком; обобщить исистематизировать знания о единицах времени; составить таб­лицу единиц времени.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с едини­цей времени - веком; научатся соотносить единицы времени; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать ана­логии; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Индивидуальная работа по карточкам

(Карточки получают учащиеся, хорошо освоившие тему.)

Реши задачу.

Василий пришел домой после школы в 2 ч 35 мин. Ему пона­добилось 10 мин, чтобы переодеться и умыться, 25 мин - чтобы пообедать, 1 ч 45 мин он затратил на приготовление домашне­го задания, 25 мин - на уборку комнаты и 30 мин - на дорогу до Дома юного техника, в котором он занимается моделирова­нием. Во сколько начинаются занятия по моделированию, если Василий опоздал на них на 25 мин? (В 5 ч 25мин.)

2. Фронтальная работа

Вставьте нужные единицы времени.

Оля прочитала 100 слов за 1 ... (мин).

Осенние каникулы длятся 1 ... (нед.).

Летние каникулы длятся 3 ... (мес).

Вова уехал в лагерь на 18 ... (сут.).

Волк может прожить 15-20 ... (лет).

Решите задачи.

Лена вышла гулять в 13 ч, а пришла домой в 14 ч 20 мин. Сколько времени гуляла Лена? (1ч 20мин.)

Дорога от дома да кинотеатра у Вовы занимает 25 мин. Во сколько он должен выйти из дома, чтобы встретиться у кинотеатра с другом в 11ч? (В 10 ч 35мин.) .

Расстояние между двумя городами поезд проходит за 2 ч 27 мин. Во сколько он вышел из одного города, если прибыл в другой город в 20 ч? (В 17ч 32мин.)

Вычислите.

Во сколько раз 1 мес. меньше, чем 1 год? (В 12раз.)

На сколько дней 1 мес. меньше, чем 1 год? (На 335 или 336 дней.)

Сколько часов в 1 нед.? (168ч.);

Урок длится 40 мин. Сколько это секунд? (2400с.)

Как же ненавистен звон этого будильника по утрам! Хочется выкинуть его и спать, не смотря на время. В нашей жизни все зависит от времени: в определенное время ездит общественный транспорт, который к определенному времени должен отвезти нас на работу, где у нас тоже всё расписано по часам. Невозможно представить жизнь без легкого доступа ко времени. Но механические часы, не говоря уже об электронных, были изобретены по историческим меркам совсем недавно – в начале 11 века н.э., а широкое распространение получили лишь спустя целых восемь веков. Но как люди планировали встречи, назначали свидания, если у них не было часов? Как они умудрялись вовремя просыпаться без будильников?

На самом деле, практически у всех древних цивилизаций (Шумерская, Египетская, Вавилонская, Греческая) были часы. Но основывались они не на работе механизмов, а на движении по небосклону Солнца. Отсюда такие часы и получили свое название – солнечные.


Солнечные часы | bigstockphoto — RidvanArda

Во многих храмовых комплексах существовали специальные сооружения, поделенные на сектора, на которые, по мере движения Солнца, падала тень. Таким образом, древние жрецы понимали, какая часть дня идёт в данный момент. Такие сооружения были довольно редки, поэтому большинство жителей если и заботилось о времени дня, то узнавали его приблизительно, «на глаз» определяя положение Солнца на небе.

Возможно, общение между двумя древними египтянами, договаривающихся о встрече, выглядело так:

— Ну что, встречаемся завтра на площади?

— Да, я буду там, когда тень достигнет третьего квадрата.

А в поселениях без солнечных часов, видимо, договаривались несколько иначе:

— Я выйду из дома, когда солнце будет находиться ровно над крышей.

— Я выйду из дома, когда солнце коснется того дерева.

Сразу бросается в глаза, что данный подход имеет множество недостатков. Помимо того, что точное время по таким часам узнать было невозможно, они обладали такой характеристикой, как сезонность. Это означает, что в различные времена года Солнце движется в небе по-разному, что создавало трудности и неточности при ведении каких-либо записей. И, конечно же, солнечные часы абсолютно бесполезны ночью. Обойти эту проблему удалось египетским астрономам (существует мнение, что египтяне переняли эту идею у шумеров), которые, глядя в ночное небо, выделили группу из 24 звезд, по движению которых научились определять текущее время.

Самые известные астрономы древности проживали в Вавилоне. Они пользовались системой солнечных часов, похожей на Египетскую, но внесли в неё некоторые усовершенствования, а именно добавили сезонность, позволяющую более точно определять время в различные времена года. Особой популярностью пользовалось изобретение, называемое гномон . Обычно это был большой постамент в виде круга, поделенный на некоторое количество частей (отчасти напоминает циферблат). Посередине находился простой металлический шест, тень от которого падала на «циферблат» и показывала время. Этот шест мог отклоняться в различные стороны в зависимости от сезона. Конечно, нахождение точного градуса отклонения требовало скрупулезных вычислений и долгих наблюдений за Солнцем, но вавилонские астрономы отличались терпеливостью.

Тысячелетием позже древнегреческие ученые, ознакомившись с вавилонской системой, решили избавиться от сложных вычислений и отказаться от сезонных часов, но недостатки такой системы снова дали о себе знать, и предпочтение вновь было отдано солнечным часам, учитывающим наступление различных времен года.

Это интересно: а вы знали, что в Древней Греции изобрели первый в мире будильник?

Стимулом к изобретению механических часов стала необходимость точно знать время утренней и вечерней службы. Первые механические часы были сконструированы в конце 10-го века – начале 11-го в Европе (точная дата неизвестна, однако есть предположения что часы были изготовлены в 996 году монахом Гербертом в немецком городе Магдебург). В течение последующих нескольких столетий часы появляются в крупных городах Европы.


Самые старые работающие часы той эпохи находятся в Солсберийском соборе в Англии

Прогресс не стоял на месте – в 15 веке началась эра часов, которые могли поместиться в жилую комнату, а столетием позже появились и первые настольные часы. Важно понимать, что подобные часы имели только часовую стрелку: деление часа на 60 равных отрезков произошло позже. Часовые механизмы долгое время оставались довольно редким явлением, которые были даже не во всех городах, не говоря уже о поселках и деревушках. Поэтому большинство людей, как и тысячелетия назад, договаривались о встрече, ориентируясь на движение Солнца.

— Предлагаю встретиться в то время, когда Солнце будет находиться прямо над городским храмом,- возможно, такие разговоры мы бы услышали, пройдясь по улочкам средневекового города.

Но что делать, если нужно было встать к определенному времени? Несмотря на патент механизма будильника в 1847 году, прошло ещё несколько десятилетий, прежде чем он прочно закрепился в нашей жизни. Поэтому, чтобы не проспать, люди пользовались старинными методами: оставляли на ночь сосуд, куда стекала вода, и в определенный момент под тяжестью воды сосуд переворачивался и издавал шум (возможен вариант с тлеющей нитью). Те, кто жили в городах, также полагались на звон колоколов в церквях (чуть позже, с появлением первых фабрик, рабочих, например, будили гудком или свистком) или же договаривались с окружающими, чтобы их разбудили. В некоторых городах даже существовала профессия «будильщика». Люди в сельской местности заводили петухов или оставляли открытыми окна на восточной стороне, чтобы быть разбуженными первыми солнечными лучами. А одна из версий утверждает, что перед сном люди, которым нужно рано встать, выпивали много воды – под утро естественная потребность организма помогла их разбудить.

В 1675 году был запатентован механизм карманных часов, которые быстро распространились по Европе и стали символом статуса и богатства. Несколько позже появились знакомые нам наручные часы. Но широкое распространение они получили только в начале 20 века, когда с ускорением ритма жизни появилась потребность всегда знать точное время.

Это интересно: примечательно, что наручные часы изначально предназначались как аксессуар для женщин, и ни один мужчина ни за что не стал бы их носить на руке. Но оказалось, что часы на руке были незаменимым инструментом во время боевых действий. К концу 19 века все офицеры стали носить на руке часы – они были всегда на видном месте, не могли потеряться. С тех пор мода наручные часы являются незаменимым атрибутом не только женщин, но и мужчин.

Иллюстрация: bigstockphoto | Imagemaxinc

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .