Полет гагарина в космос открыл космическую эру, этот день стал днем космонавтики и всемирной авиации. Отклики на полет Ю.А.Гагарина из столиц мира

Как все это начиналось? Полет Гагарина в космос, который был первым в истории человечества? А произошло все это 12 апреля 1961 года. Ю.Гагарин, гражданин Советского Союза, имевший звание старшего лейтенанта, на корабле «Восток» первым из людей совершил космический полет по орбите вокруг Земли. Тем самым открыл эру космических полетов на пилотируемых кораблях.

Весь полет Гагарина в космос продлился 108 минут, но, несмотря на это, явился мощным толчком в продолжение исследования космоса. Ю.А.Гагарин, как первый космонавт, получил досрочно звание майора авиации и удостоился звания Героя Советского Союза.

Выбор кандидата в космонавты и подготовка.

Как определить, кто первым обязан, должен слетать в космос, конечно, это, безусловно, должен быть лётчик, причем летчик истребительной реактивной авиации. С учётом специфики и возможностей тогдашней космической техники необходимы были особые кандидаты - это люди абсолютно здоровые и профессионально подготовленные, а также дисциплинированные и соответствующие всему комплексу, предъявляемому к физическому и медицинскому состоянию.

Кроме Ю.А.Гагарина, ещё были претенденты на совершение первого полёта в космос. Их было всего двадцать человек. Претенденты подбирались среди лётчиков-истребителей, это так решил Королёв, который считал, что именно такие лётчики имеют опыт перегрузок, а также стрессовых ситуаций и больших перепадов давления.

Кроме того, отбор кандидатов производился с учетом положительных характеристик, членство в партии, а также учитывались политическая активность и социальное происхождение. Причем лётные качества непосредственно при отборе не играли существенной роли.

В первом отряде подготовки космонавтов оказалось два лидера, это были - Юрий Гагарин, а также — Герман Титов.

Из этого количества, двадцати человек отобрали шестерых, это было вызвано тем, что Королёв торопился, потому, что была информация, что где-то в конце апреля 1961 года американцы хотят отправить в космос своего человека. Поэтому старт СССР планировал 11 — 17 апреля в 1961 году. Первого космонавта, определили в последний момент, это сделали на заседании ГК, это были Ю.Гагарин, а его товарищ, Герман Титов, стал дублером.

И вот, 3 апреля 1961 года собравшийся Президиум ЦК окончательно принял решение по полету человека в космос.

А уже через пять дней, 8 апреля 1961 состоялось очередное заседание Государственной комиссии, на котором решался вопрос запуска космического корабля «Восток». Эта комиссия утвердила задание человеку на первый космический полёт, которое подписал С. П. Королёвым, а также Н. П. Каманиным. Вот текст —

«Выполнить полёт одновитковый вокруг Земли на высоте около 180-230 километров, а также продолжительностью примерно полтора часа с приземлением в заданном районе. Определена также цель полёта, она заключалась вот в чем, необходимо было проверить следующее: возможность пребывания в космосе человека на специальном, оборудованном корабле, оборудование корабля в полёте, связь корабля с Землёй, а также убедиться в необходимой надёжности приземления корабля с космонавтом».

После окончания открытой части заседания, оставшись в узком составе, комиссия, которая утвердила предложение Каманина о допуске до полёта Юрия Гагарина, то есть полет Гагарин в космос должен был совершить первым, а его друга — Титова утвердить на этот полет запасным космонавтом.

Первый космический полёт человека, полет Гагарина в космос

Участие СССР в гонке по освоению космоса приводит к тому, что в работах по созданию корабля Восток выбрали ряд не лучших, а простые и быстро осуществимые решения.

Космический корабль «Восток» осуществил старт 12 апреля 1961 года в 09:07 по Москве с космодрома Байконур, находившегося в Казахстане, с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту; Ю.Гагарин имел позывной «Кедр». Дана была команда «на старт», тогда Гагарин произнёс давно ставшую знаменитой его фразу: «Поехали!».

В полете Гагарин в космосе, на орбите проводил простейшие эксперименты: т.е. он ел, пил, делал записки карандашом. «Положив» рядом карандаш с собой, то он случайно обнаружил, что тот начал моментально уплывать. Гагарин из этого сделал вывод: карандаши и другие, прочие предметы, которые находятся в космосе необходимо подстраховывать, т.е. привязывать. Свои ощущения, а также наблюдения он записал на магнитофон.

По завершению полёта Гагарина в космос, тормозная двигательная установка, известного конструктора Исаева отработала успешно, но с небольшим недобором импульса, поэтому автоматика выдала сигнал на запрет штатного разделение отсеков.

При спуске, на высоте около 7 км, точно в соответствии с заданным планом полёта Ю.Гагарин катапультировался, после этого капсула, а также космонавт стали опускаться на парашютах раздельно. Вот здесь возникла проблема, как ни странно ей оказалось место посадки. Ю.Гагарин опускался на парашюте в зимнюю речную воду Волги. Но в этот раз, Юрию Гагарину помогла прекрасная предполётная подготовка - он, управляя стропами, смог увести парашют от речной воды, и приземлился на расстоянии около 1,5-2 километрах от речного берега.

Возвращение на Землю

Совершив один виток вокруг Земли, Ю.Гагарин в 10:55:34 на 108 минуте на своем корабле завершил полёт.

Его первыми встретили на земле, после полёта, люди, которыми оказались жена местного лесника Анна Тахтарова и их шестилетняя внучка Рита. Через небольшое время к месту приземления прибыли военные и местные колхозники. Группа военных, одна из них взяла под охрану спускаемый аппарат, а вторая группа повезла Гагарина в район расположение части. Отсюда Ю.Гагарин отрапортовал по телефону командиру дивизии ПВО следующее: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

В это время с аэродрома Энгельс вылетел вертолёт типа Ми-4, экипажу которого необходимо было найти и забрать Гагарина. Этот экипаж — экипаж Ми-4 сразу обнаружил спускаемый аппарат, а вот Гагарина рядом с ним не было; пояснили ситуацию местные жители, они рассказали о том, что Ю.Гагарин отбыл на грузовике в город Энгельс.

Тогда Ми-4 взлетел и взял курс на город Энгельс. С борта вертолета на дороге, неподалеку от КПП они заметили автомашину, в которой Гагарин после доклада уже и направлялся к своему спускаемому аппарату. Здесь Ю.Гагарин вышел из машины, замахал руками, вертолетчики подобрали его, и полетели на аэродром Энгельса, передав радиограмму следующего содержания: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром».

На аэродроме в Энгельсе Гагарина с нетерпением уже ждали, к трапу вертолёта подтянулось всё руководство базы. Гагарину вручили телеграмму Советского правительства с поздравлением. На автомобиле марки «Победа» Гагарина отвезли на командно-диспетчерский пункт, и затем уже штаб базы, чтобы связаться с Москвой.

Примерно часа через три после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетают Королёв и ещё несколько представителей из Госкомиссии. Около 9 часов вечера накрывают стол и празднуют удачный полёт и возвращение Гагарина из космоса.

Учитывая обеспечение секретности первого полёта человека в космос, а также факт запуска и полета Гагарина в космос заранее не освещались. Широко известные кадры с Гагариным, были отсняты не в день запуска в космос, а уже позднее, специально для кинохроники, где Гагарин повторил всё, что делал при реальном запуске.

События после космического полета Ю.А.Гагарина

Успешное проведение намеченных исследований и выполнение программы полета 12 апреля 1961 года ровно в 10 часов 55 минут московского времени советский космический корабль «Восток» совершил безаварийную посадку в заданном районе Советского Союза.

Летчик-космонавт майор Гагарин сообщил: «Прошу доложить партии и правительству, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею».

Этот полет Гагарина в космос открыл грандиозные перспективы в покорение космоса человечеством.

Это было сообщение ТАСС, которое было подготовлено заранее…

Встреча Ю.Гагарина в Москве

Изначально никто не планировал такой грандиозной встречи Гагарина в Москве. Это всё решилось в последний момент, и решил это Никита Сергеевич Хрущёв. Он позвонил в Кремль и настойчиво потребовал, достойной встречи Гагарину-первому космонавту.

14 апреля за Гагариным прилетел Ил-18, на подлёте к Москве самолёт сопровождал почётный эскорт истребителей, состоящий из семи истребителей МиГ-17. Самолёт с эскортом торжественным строем пролетели над центром Москвы, затем над Красной площадью, и произвёли посадку в аэропорту Внуково, там Ю.Гагарина ожидал грандиозный приём: масса ликующих людей, журналисты и операторы, а также руководство страны.

Потом была поездка в открытом «ЗИЛ-111В», Гагарин стоя приветствовал встречающих. Вокруг слышались поздравления, многие махали плакатами. Один человек сумел, прорвался через оцепление и лично вручил Гагарину букет. На Красной площади состоялся митинг, на нём Никита Хрущёв объявил о присвоении Ю.Гагарину званий Герой Советского Союза, а также «Лётчик-космонавт СССР».

Зарубежные визиты

Первой из зарубежной поездки для Юрия Гагарина была поездка в Чехословакию. Он летел на рейсовом самолете Ту-104 в Прагу. Пассажиры рейса, когда узнали Юрия Алексеевича Гагарина, то бросились за автографами.

В Финляндии Ю.Гагарин побывал дважды - в 1961 и 1962 годах.

В 1961 году в июле Гагарин прибыл в Великобританию, его пригласил профсоюз литейщиков Англии.

А в 1961 году Гагарин успел посетить Чехословакию, Болгарию, Финляндию, Великобританию, а также Польшу (21-22 июля), Кубу, Бразилию с небольшой остановкой на острове Кюрасао, посетил в этом же году Канаду с остановкой в Исландии, Венгрию, Индию, Цейлон, Афганистан.

В общем Ю.А.Гагарин побывал практически во всех странах мира, где его встречали радостно и доброжелательно.

Так началась эра, эпоха освоения ближнего космоса человечеством!

День 12 апреля навсегда вписан в историю человечества, как День космонавтики!


После четырёхмесячного московского периода подготовки, который начался в марте 1960 г., Центр подготовки космонавтов всем своим наличным составом перебрался на постоянное место своего базирования - в Звёздный. Там к этому времени удалось создать на первое время самые непритязательные условия для работы. Неподалёку, близ станции Чкаловской, был получен первый жилой фонд - квартиры для размещения семей слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки космонавтов.
Кроме Гагарина , были ещё претенденты на первый полёт в космос; всего их было двадцать человек (Группа ВВС № 1). Кандидаты набирались именно среди лётчиков-истребителей по решению Королёва, считавшего, что такие лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Отбор в первый отряд космонавтов проводился на основании медицинских, психологических и ряда прочих параметров: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70-72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность. Требования к росту и весу возникли из-за соответствующих ограничений на космический корабль «Восток», которые определялись мощностью ракеты-носителя «Восток». Кроме того, при отборе кандидатов учитывались положительная характеристика, членство в партии (Гагарин стал кандидатом в члены КПСС в 1959 году, а вступил в партию летом 1960 года), политическая активность, социальное происхождение.
Непосредственно лётные качества не играли решающей роли - по словам лётчика-испытателя Марка Галлая, принимавшего участие в подготовке будущих космонавтов к полёту: «В любом авиационном полку можно было набрать двадцать таких лётчиков…».
Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов. Было подготовлено три сообщения ТАСС о полёте Гагарина в космос. Первое - «Успешное», второе на случай, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане - «Обращение к правительствам других стран», с просьбой помощи в поиске, и третье - «Трагическое», если Гагарин не вернётся живым.
Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля Восток был выбран ряд неоптимальных, но зато простых и быстро осуществимых решений. Некоторые компоненты создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от: 1) системы аварийного спасения на старте, 2) системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля Восток-1 была убрана дублирующая тормозная установка. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180-200 километровую орбиту, он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на землю. На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения.
Старт корабля «Восток-1» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур; позывной Гагарина был «Кедр». Ракета-носитель Восток проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней.
На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать.
В конце полёта тормозная двигательная установка (ТДУ) конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь - Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистистической траектории (как и у остальных космических кораблей серий Восток и Восход), то есть с 8-10 кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки - после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля (температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов), по стёклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать.
На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных 5 кораблей из серии Восток). После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки - Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Юрию помогла хорошая предполётная подготовка - управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега.
Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108 минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе села Смеловка. В 10:48 радар близлежащего ракетно-зенитного дивизиона засёк неопознанную цель - это был спускаемый аппарат (зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба»). После катапультирования целей на радаре стало две.
Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита (Румия). Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».
Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолёт Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать Гагарина. Они первыми и обнаружили спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. По дороге с него увидели грузовик, с которого махал руками Гагарин. Гагарина подобрали и вертолёт полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полёт в космос - медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии, такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам.
На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой.
К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Хрущёву (1-му секретарю ЦК КПСС) и Брежневу (Председателю Президиума Верховного Совета СССР) о выполнении полёта.
После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели на самолёт Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в Куйбышев (сейчас Самара). Было принято решение во избежание шумихи произвести посадку не в аэропорту «Курумоч», а на заводском аэродроме «Безымянка». Но пока глушили двигатели самолёта и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много народу (включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс», где, кстати, и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту), приехало городское партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли праздничный стол и отметили удачный полёт Гагарина в космос.
ТАСС, 12 апреля 1961 года о полете сообщил следующую информацию:
"12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту.
Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор ГАГАРИН Юрий Алексеевич .
Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.
По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору - 65 градусов 4 минуты.
Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя.
С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двустороняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.
Период выведения корабля-спутника "Восток" на орбиту товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально.
Полет корабля-спутника "Восток" с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается.
9 ч. 52 м. По полученным данным с борта космического корабля "Восток", в 9 часов 52 минуты по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, находясь над Южной Америкой, передал: "Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо".
10 ч. 15 м. В 10 часов 15 минут по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля "Восток": "Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо".
10 ч. 25 м. В 10 часов 25 минут московского времени, после облета земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка и космический корабль-спутник с пилотом-космонавтом майором Гагариным начал снижаться с орбиты для приземления в заданном районе Советского Союза."

назад

© М.Н.Бурдаев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского , г. Калуга
Пленарное заседание
2001 г.

12 апреля 2001 г. в России, СНГ и других странах отметили сорокалетний юбилей одного из наиболее важных и известных событий в истории освоения человечеством окружающего его мира - первого полёта человека в космос.

Предварительные проработки вопроса о создании спутника Земли с человеком на борту относятся к августу 1958 г. В апреле 1959 г. был выпущен «Эскизный проект корабля «Восток». Проблема и перспективы полёта человека в космос в нашей стране впервые были обсуждены на совещании в Академии Наук СССР в начале 1959 г. Отбор кандидатов в космонавты был начат в октябре 1959 г. с рассмотрении документов 3461 лётчика истребительной авиации в возрасте до 35 лет. На первичную беседу были приглашены 347 человек.

Медицинский отбор проводился в Москве, в Сокольниках. Направления в один из старейших авиационных госпиталей получили только 206 человек. Из них 105 не прошли по требованиям к состоянию здоровья, 72 человека по различным причинам отказались от завершения обследования и вернулись в свои части. Полностью прошли все этапы медицинского обследования 29 лётчиков. Из них для подготовки к космическим полётам было отобрано 20 человек.

В конце 1959 г. было принято решение о создании Центра подго¬товки космонавтов. В начале марта 1960 г. двадцать первых кандидатов собрались на центральном аэродроме в Москве. Первое занятие по общекосмической подготовке было проведено с ними 14 марта 1960 г.

17 и 18 января 1961 г. первые шесть слушателей-космонавтов сдали специальной комиссии выпускной экзамен на готовность к космическому полёту. В эту группу входили капитаны В.Ф.Быковский, А.Г.Николаев, П.Р.Попович и старшие лейтенанты Ю.А.Гагарин, Г.Г.Нелюбов и Г.С.Титов.

В марте 1961 г. будущие космонавты впервые прилетели на космодром Байконур.

4 апреля 1961 г. Главком ВВС К.А.Вершинин подписал удостоверения пилотов-космонавтов Ю.А.Гагарину, Г.С.Титову и Г.Г.Нелюбову. Удостоверение №1 было вручено Юрию Гагарину.

Вечером 10 апреля 1961 г. на космодроме Байконур Государственная комиссия утвердила предложение С.П.Королёва о производстве первого в мире полёта космического корабля «Восток» с космонавтом на борту 12 апреля 1961 г. Было объявлено, что комиссия утвердила первым пилотом-космонавтом Ю.А.Гагарина, а его дублёром - Г.С.Титова.

12 апреля в 9 часов 7 минут по московскому времени космический корабль «Восток» унёс в космос первого гражданина Земли.

Реакция всего мира была быстрой и единодушной. После сообщения ТАСС эфир наполнился восторженными откликами. «Советский Союз, впервые запустивший в 1957 году искусственный спутник Земли, первым достигший Луны в 1959 году, наконец, первым... вернувший на Землю животных из космоса, только что дал миру своего Христофора Колумба космического пространства». Так передавали по радио французы. От них не отставали американцы, итальянцы, немцы, англичане.

Сергей Павлович Королёв на одной из встреч с журналистами сказал: «Гагарин доказал, на что способен человек - на самое большое. Он открыл людям Земли дорогу в неизведанный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее - он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал стимул идти увереннее, смелее... Это - Прометеево деяние». В нашей стране всенародное ликование можно было сравнить только с празднованием Дня Победы в далёком 1945 году.

Гагарина наперебой приглашали в гости многие страны мира. Его поездки дали возможность многим тысячам людей за границей впервые услышать о нашей стране. Это была великая дипломатическая миссия Юрия Гагарина, и он успешно с нею справлялся.

По традиции, созданной Гагариным, пилотируемая космонавтика продолжает играть важную роль в поддержании и развитии международных связей России. Совместная работа отечественных и иностранных космонавтов и астронавтов по программам «Союз-Аполлон», «Интеркосмос», «Мир-Шаттл», МКС и другим расширяет и укрепляет человеческие и межгосударственные контакты, способствует улучшению взаимопонимания и укреплению дружественных отношений с другими странами мира.

Полёт Юрия Гагарина имел огромное значение не только для укрепления международного авторитета нашей страны. Результаты его полёта были чрезвычайно ценными для космической науки и практики. Весной 1968 г. Ю.А.Гагарин должен был выступить с докладом о профессиональной деятельности космонавта на конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях в Вене в Австрии, где он уже бывал до этого в своих поездках. В этом докладе были обстоятельно и подробно изложены задачи, которые решали в своих полётах он и его товарищи на «Востоках».

Важным и ценным было участие Юрия Алексеевича Гагарина в послеполётной обработке и практическом использовании полученных им информации и опыта. Герман Степанович Титов вспоминал в своей книге «Голубая моя планета», что он и Гагарин «вместе с конструктором, используя свою авиационную практику, создавали инструкции по технике пилотирования космических кораблей».

Сегодня Гагарин - это уже история. Он открыл человечеству дорогу в космос и первым прошёл по ней.

Гагарин был человеком будущего. В будущее был направлен его полёт, его мысли, его планы. Про него хорошо сказал американский астронавт Н.Армстронг: «Он всех нас позвал в космос». Гагарин был и остаётся первым в ряду капитанов космических кораблей.

За прошедшие годы состав отряда полностью обновился. Но те, кто пришёл на смену Гагарину и гагаринскому поколению, хранят память о Юрии. Не раз в кораблях и орбитальных станциях космонавтов сопровождали портреты и книги Юрия Гагарина.

В преемственности мыслей и дел космонавтов, в их стремлении выполнять свою работу так же ответственно и успешно, как Юрий, - одна из сторон бессмертия первого человека Земли, вышедшего на космическую орбиту. Народы России всегда будут помнить и гордиться тем, что этим человеком был гражданин нашей страны, Юрий Алексеевич Гагарин.

Полет Ю.А.Гагарина стал исторической вехой в развитии земной цивилизации. Прошло уже 25 лет с тех пор, но подробности этого эпохального события продолжают волновать воображение. Человечество чтит подвиг Ю.А.Гагарина, и поэтому 108 минутам первого полета человека в космос посвящается огромное количество книг, брошюр, журнальных статей. Кратко напомним и мы здесь эти исторические минуты.

Старт космического корабля "Восток" с Ю.А.Гагариным был назначен на 12 апреля 1961 г. и был произведен в 9 ч 07 мин по московскому времени. "К этому моменту, - вспоминал К. Д. Бушуев, - нервное напряжение охватило всех присутствующих на космодроме, и никто не старался его скрывать. Тревога не вызывалась, какими-либо сомнениями в технике: корабль готовился долго и тщательно, и за это время у нас, участников разработки и подготовки корабля, укрепилась вера в него... И все-таки до сих пор подобное происходило лишь в сказках".

И вот долгожданные команды: "Пуск!"... "Зажигание!"... "Подъем!" - и тут же гагаринское "Поехали!" Однако всеобщее напряжение на космодроме не спадает. "В первые 25-40 с после команды "Пуск!", вспоминает К.П.Феоктистов, - царило всеобщее напряжение. После этого проблем со спасением космонавта в случае аварии становились меньше. В первые же секунды полета, когда высота была еще мала, риск при катапультировании был существенный: в случае аварии ракета должна была упасть поблизости".

Волновался в эти моменты и Ю.А.Гагарин. Частота его сердцебиения возрастала до 140-158 в минуту, Лишь к концу активного участка частота сердечных сокращений снизилась до 109 в минуту. Однако космонавт вел непрерывную радиосвязь с Землей, передавал показания приборов, фиксировал изменение перегрузок и в моменты отделения ступеней ракеты-носителя, отметил, в частности, что шум в кабине корабля не превышал шума в кабине реактивного самолета. Наконец, сброшен головной обтекатель (корабль прошел плотные слои атмосферы), в иллюминаторе показалась Земля. С легким щелчком раскрылись и встали на место антенны.

"Наблюдаю облака над Землей, мелкие, кучевые, и тени от них, - сообщает Ю.А.Гагарин. - Красота-то какая!" От волнения он говорит немного сбивчиво, повторяется: "Несколько растут перегрузки, самочувствие отличное, настроение бодрое... В иллюминатор наблюдаю Землю". Беспрерывно продолжается диалог космонавта с наземным пунктом связи, с помощью телевизионных камер передаются изображения космонавта, осуществляют дистанционный контроль медики. Наконец, участок выведения кончился, и начался полет Ю.А.Гагарина по орбите вокруг Земли.

На космодроме всеобщее напряжение сменилось почти всеобщим ликованием, которое охватило даже С.П.Королева. Однако еще переживают за свое "детище" конструкторы ТДУ-1, волнуются медики, ведь пока было известно, что человек способен хорошо переносить кратковременное состояние невесомости, но Ю.А.Гагарин должен был пребывать в состоянии невесомости около часа. Некоторые "специалисты", особенно за рубежом, предрекали возможное повреждение психики человека при столь продолжительном пребывании в невесомости.

Состояние невесомости наступило в 9ч 21 мин по московскому времени. На короткий миг у Ю.А.Гагарина появилось ощущение полета в перевернутом положении, но почти моментально это ощущение пропадает. Космонавта несколько приподняло вверх, но ремни задержали. В течение всего полета Ю.А.Гагарин переносил состояние невесомости хорошо, как и во время ознакомительно-тренировочных полетов с кратковременным воспроизведением состояния невесомости. Лишь в конце своего "парения" над Землей он стал ощущать некоторое неудобство в связи с отсутствием давления спинки и сидения кресла на тело.

При выходе на орбиту Ю.А.Гагарин, с некоторой осторожностью приоткрыл прозрачное забрало своего гермошлема. Параметры атмосферы в кабине нормальные. На всем протяжении полета температура автоматически поддерживалась в пределах 19-22°С, давление - 750-770 мм рт.ст., относительная влажность - 62-71%. При взгляде в иллюминатор Земля поражала невиданным доселе голубым ореолом, а небо - по космически темным цветом с очень яркими звездами.

В 9 ч 51 мин по московскому времени, после выхода корабля "Восток" из тени Земли включилась автоматическая система ориентации. В соответствии с программой полета Ю.А.Гагарин поддерживал телефонную и телеграфную радиосвязь с Землей, вел наблюдения в иллюминаторы, контролировал работу систем корабля, в том числе системы ориентации (пользуясь оптическим устройством "Взор"). Свои наблюдения космонавт записывал в бортжурнал (а ведь это было непросто в состоянии невесомости), а также на магнитофон, таким же образом регистрировал результаты некоторых медицинских тестов.

В какой-то момент полета Ю.А.Гагарин решил, что настало время подкрепиться "космической" пищей. Он отведал специально изготовленное щавелевое пюре с мясом, мясной паштет и шоколадный соус, а затем с помощью мундштука запил обед консервированной водой. Этот эксперимент имел решающее значение для будущих, более продолжительных полетов в космос. Впервые все убедились, что в космическом полете можно принимать пищу и пить воду.

Корабль "Восток" со времени своего старта пересек Тихий океан, обогнул мыс Горн и уже подлетал к Африке, когда в 10 ч 15 мин по московскому времени от автоматического программного устройства прошли команды на подготовку бортовой аппаратуры к включению тормозной двигательной установки. Она включилась в 10 ч 25 мин по московскому времени, когда космический корабль находился над Гвинейским заливом, Вновь закрыт гермошлем, возникли перегрузки, которые все возрастали. Сильная вибрация, впечатление такое, как будто, спускаясь по баллистической траектории, корабль кувыркался. В 10 ч 35 мин по московскому времени с кораблем "Восток" внезапно пропадает связь.

Этого момента с нетерпением ждали на Земле, где знали, что при входе корабля в плотные слои атмосферы радиосвязь должна прекратиться, но всех волновало, когда наступит момент пропадания связи. "О том, насколько точно прошла ориентация корабля и включился тормозной двигатель, - вспоминает К.П.Феоктистов, - сообщений тогда не поступало, о нормальном прохождении спуска узнавали лишь почти перед посадкой. В частности, по исчезновению радиосигнала, которое должно произойти в определенный момент, высчитанный с точностью до секунды. И это был второй крайне напряженный момент всего полета. Но сигнал пропал точно в расчетный момент".

На высоте 7 км от поверхности произошло автоматическое катапультирование кресла с Ю.А.Гагариным из спускаемого аппарата. После отделения кресла его парашютная система обеспечила благополучное приземление космонавта в окрестности деревни Смеловки в Саратовской области. Чуть раньше совершил посадку спускаемый аппарат. Конструкции и системы корабля были рассчитаны на возможность приземления космонавта в спускаемом аппарате. Но этот вариант рассматривался как резервный. Спуск двухтонного спускаемого аппарата на парашюте вызывал некоторое опасение, и поэтому все космонавты кораблей "Восток" осуществляли посадку с помощью катапультируемого кресла.

Приземление Ю.А.Гагарина произошло в 10 ч 55 мин по московскому времени, полная продолжительность полета составила 108 мин. Этот полет имел чрезвычайное значение для дальнейшего развития космонавтики и поражал своей новизной - все в нем делалось впервые. Первый полет человека в космос стал новым достижением советской науки и техники и сыграл такую же важную политическую роль, как запуск первого искусственного спутника Земли. В США была чрезвычайно ускорена подготовка к первому орбитальному полету американского космонавта, рассчитанному на 3 витка вокруг Земли (Ю.А.Гагарин совершил лишь один виток вокруг Земли). Была сильно сокращена программа летных испытаний по программе "Меркурий", успешно проведены суборбитальные полеты американских космонавтов. Однако полет Г.С.Титова продолжительностью более суток, состоявшийся вскоре после суборбитального полета В.Гриссома, зачеркнул все надежды американских специалистов на "рекордный" полет Дж.Гленна. Если полет Ю.А.Гагарина крайне ущемил самолюбие американцев, то полет Г. С. Титова продемонстрировал полное превосходство СССР в области космонавтики.

Старт космического корабля "Восток-2" с Г.С.Титовым был произведен 6 августа 1961 г. в 9 ч 00 мин по московскому времени. В отличие от Ю.А.Гагарина период старта он воспринял спокойно (зато в период спуска, уже на участке парашютирования, частота сердечных сокращений у Г.С.Титова достигала 156 в минуту). Состояние невесомости поначалу Г.С.Титов переносил хорошо, и опять же в начале этого состояния появилось ощущение полета в перевернутом положении. При полете соблюдался обычный суточный цикл: трехразовое питание, сон и т.д.

Согласно программе полета советский космонавт несколько раз должен был вручную осуществлять управление ориентацией корабля, с помощью репортерской кинокамеры "Конвас" производить съемку Земли через иллюминатор, проводить различные медицинские тесты, делать гимнастические упражнения (физзарядку). Были предусмотрены периоды отдыха, в течение которых Г.С.Титов мог пользоваться широковещательным приемником с плавной настройкой в КВ- и СВ-диапазонах. По своему усмотрению космонавт мог регулировать температуру в кабине корабля. Но и в этом полете космонавт не освобождался от ремней, которыми прижимался к креслу.

Рассказывая о полете Г.С.Титова, необходимо отметить подлинный героизм и огромную силу воли советского космонавта, которые он проявил в ходе выполнения программы полета. К четвертому витку вокруг Земли у космонавта появились явные признаки "морской" болезни: головокружение, поташнивание. Космонавту был предоставлен часовой отдых, но неприятные ощущения не проходили и резко усиливались при наблюдениях "бега Земли" в иллюминатор, при резких движениях головой. Однако, когда космонавт внутренне собирался смотрел прямо перед собой, недомогание исчезало. Волевой настрой помогал, Г.С.Титов сохранял хорошую работоспособность и старался делать все по программе. Вскоре настало время ужина. Естественно, никакого аппетита, но надо! Сон также не шел, почему-то мешали руки - их некуда было девать. В конце концов, подсунув их под ремни, космонавт уснул, сначала беспокойно, затем довольно крепко. После сна самочувствие несколько улучшилось, но недомогание все же не отпускало вплоть до появления первых перегрузок, когда уже исчезло состояние невесомости.

При тщательном послеполетном обследовании никаких отклонений в состоянии здоровья Г.С.Титова не обнаружилось. Однако полет Г.С.Титова заставил по-новому пересмотреть методику тренировок в условиях кратковременной невесомости, создаваемой при полетах на самолетах. Кроме того, для всестороннего решения проблемы требовались новые продолжительные полеты космонавтов.

Тем временем для американцев наступил долгожданный день первого орбитального полета корабля "Меркурий" с американским космонавтом. Старт корабля с Дж.Гленном, первоначально назначенный на декабрь 1961 г., неоднократно откладывался (и по техническим причинам, и из-за неблагоприятных погодных условий) и состоялся лишь 20 февраля 1962 г. на мысе Канаверал в 9 ч 47 мин по местному времени. В программе "Меркурий" этот полет получил обозначение МА-6, а сам корабль Дж.Гленн назвал "Френдшип-7" ("Дружба").

В этом полете, рассчитанном на три витка вокруг Земли, космонавт вел наблюдения через иллюминатор, осуществлял съемку, принимал пищу и пил воду. В конце первого витка начались сбои в автоматической системе ориентации по рысканию, и Дж.Гленн с помощью ручной системы ориентации каждый раз восстанавливал расчетное положение корабля по рысканию. Однако наибольшая неприятность ожидала космонавта на последнем витке: с борта корабля был получен телеметрический сигнал, указывающий на преждевременное ослабление крепления теплозащитного экрана к нижнему днищу корабля.

Если бы во время входа в атмосферу экран отделился, то последствия были бы трагическими: незащищенное днище не выдержало бы нагрева, и корабль потерпел бы катастрофу. На самом деле сигнал был ложным, но никто этого не знал. Поэтому было решено не сбрасывать блок тормозных двигателей после их срабатывания, как это предусматривалось программой. Этот блок, расположённый в центре теплозащитного экрана, крепится к корпусу корабля тремя металлическими лентами. Надеялись на то, что ленты, пока они не расплавятся от аэродинамического нагрева в атмосфере, не дадут отвалиться экрану, а когда они разрушатся, то экран будет прижиматься к днищу скоростным напором.

Однако поскольку блок двигателей не отделялся, нельзя было воспользоваться автоматической системой ориентацией корабля перед его входом в атмосферу для спуска. Поэтому Дж.Гленну вновь пришлось воспользоваться ручной системой ориентации, но уже в самый ответственный момент полета корабля. При спуске космонавт испытал неприятное ощущение, когда увидел через иллюминатор, как мимо корабля проносятся горящие обломки. Он решил, что это происходит разрушение теплозащитного экрана, но это были обломки блока двигателей.

Экран прекрасно выдержал нагрев при входе в атмосферу, но температура в кабине приводнившейся "капсулы" была очень высокой (53°С), резко повысилась и влажность из-за притока морского воздуха. При подъеме на борт подоспевшего эсминца корабль с находящимся в нем космонавтом ударился о борт эсминца, и Дж.Гленн, по его выражению, испытал самый сильный толчок за все время полета.

Продолжительность полета Дж.Гленна составила всего 4 ч 54 мин, что, естественно, намного меньше достижения Г.С.Титова (25 ч 18 мин). Надо отметить, что во время пребывания американского космонавта в состоянии невесомости он не ощущал никаких неприятных физиологических и психологических неудобств. Правда, Г.С.Титов почувствовал недомогание лишь к концу третьего витка вокруг Земли, а к этому моменту Дж.Гленн уже находился на траектории спуска. Поэтому возможность адаптации организма космонавтов к условиям невесомости продолжала оставаться проблематичной и вызывала различные суждения.

Во всяком случае, следующий орбитальный полет корабля "Меркурий" с М.Карпентером был рассчитан на те же три витка вокруг Земли, т.е. был как бы повторением предыдущего полета. Обозначенный в программе "Меркурий" как МА-7, этот полет начался 24 мая 1962 г., спустя 3 мес после первого орбитального полета американского космонавта. М.Карпентер назвал свой корабль "Авророй-7" в честь богини утренней зари.

Вообще говоря, вначале предполагалось, что второй орбитальный полет на корабле "Меркурий" совершит Д.Слейтон, самый опытный летчик в отряде космонавтов после Дж.Гленна. Однако внезапно в его сердечной деятельности обнаружились отклонения от нормы, и в результате он был выведен из отряда космонавтов и заменен М.Карпентером в полете МА-7.

Кстати, Д.Слейтон решил не сдаваться и в конце концов восстановил свое здоровье и вновь был допущен космическим полетам. Такие случаи известны и в среде наших космонавтов, однако Д.Слейтону здесь принадлежит абсолютный рекорд: для того чтобы победить медиков и отправиться в свой полет в космос, ему понадобилось 13,5 лет. Интересно, что никаким специальным лечением он не занимался, единственным средством от своего недуга Д.Слейтон считал многокилометровые пробежки, которые он совершал почти ежедневно.

Однако вернемся к полету М.Карпентера. Как и по своей продолжительности, он и по своей программе не отличался от предыдущего. Правда, М.Карпентеру предстояло не только осуществить ручную ориентацию корабля перед спуском, но и самому подать команду на включение тормозной двигательной установки. Как заявил впоследствии М.Карпентер, он залюбовался видом из иллюминатора, а потому опоздал с включением двигательной установки. Однако и ориентация корабля была осуществлена им неточно, так что тормозная двигательная установка не смогла обеспечить расчетный спуск. Все это вместе привело к тому, что приводнился он совсем в другом месте, чем ожидалось.

При первом орбитальном полете Дж.Гленн приводнился в 64,5 км от расчетной точки, в последующих полетах У.Ширра и Г.Купер совершили приводнение соответственно в 7,2 и 6,4 км от расчетного места. М.Карпентер же оказался в 402 км от расчетного места приводнения, далеко за радиогоризонтом станций слежения, и поэтому связь с ним была потеряна почти на час. И хотя море было спокойно, полное одиночество и абсолютная изолированность от остального мира подействовали крайне деморализующе на американского космонавта. Вскоре он расстался с отрядом космонавтов, а в американской печати вновь появились высказывания о более научно обоснованном подходе к подготовке космонавтов в СССР.

Итак, полет М.Карпентера был повторением пройденного, причем не в лучшем исполнении. Могло показаться, что в США как бы пережидали - отважатся ли в СССР на вторую попытку совершить суточный полет для решения проблемы адаптации организма космонавта к условиям невесомости. Однако не в натуре С.П.Королева повторять пройденное, его следующий шаг поражал своей масштабностью, а проблемам адаптацией решалась уже в рамках многосуточных полетов. 11 августа 1962 г. в 11 ч 30 мин по московскому времени стартовал корабль "Восток-3" с А.Г.Николаевым, а через еще сутки - корабль "Восток-4" с П.Р.Поповичем (в 11 ч 02 мин). Впервые в истории космонавтики был осуществлен групповой полет, который продолжался 3 сут. Расстояние между кораблями в момент выведения на орбиту корабля "Восток-4" составило 6,5 км, и хотя впоследствии происходило увеличение относительного расстояния между кораблями, это не сказывалось на качестве радиосвязи между кораблями. Непрерывное общение друг с другом на орбите создавало впечатление, что на орбите действует единый экипаж. Это имело решающее значение для будущих пилотируемых полетов кораблей с экипажем из нескольких человек.

Особое внимание было приковано к А.Г.Николаеву, которому предстояло выполнить четырехсуточный полет, и к тому же он первым шел по графику полета Г.С.Титова. Однако никаких неприятных ощущений, а тем более расстройств космонавт не ощущал, хотя даже сознательно стремился их вызвать. П.Р.Попович тоже чувствовал себя хорошо на всем протяжении своего полета. Это был очень важный результат, полученный в этом групповом полете. Однако этого результата ожидали, поскольку после полета Г.С.Титова проблеме приспособляемости организма к условиям невесомости стали отводить самое серьезное внимание при подготовке космонавтов. Поэтому данный результат был как бы предопределен еще при подготовке космонавтов на Земле, а космический полет лишь подтверждал надежность используемых методик тренировки.

Важный момент наступил на четвертом витке полета А.Г.Николаева, когда впервые космонавт освободился от привязной системы и начал свободно плавать в кабине корабля. Эксперимент прошел успешно, хотя высказывались и опасения в том, сможет ли космонавт в условиях невесомости вернуться в свое кресло. Сейчас эти опасения могут вызвать лишь улыбку у современного читателя, но в те времена выход космонавта из кресла воспринимался как серьезная проблема. При своем полете А.Г.Николаев 4 раза освобождался от подвесной системы и "наплавал" 3,5 ч, П.Р.Попович - 3 раза (около 3 ч). Для проведения этих экспериментов была переоборудована кабина корабля, и в частности был расширен ее свободный объем.

15 августа космонавты благополучно вернулись на Землю, и этот выдающийся эксперимент был завершен, К этому времени в США заканчивалась подготовка к полету МА-8 по программе "Меркурий". Планировалось, что в этом полете У.Ширра совершит за 9 ч пять витков вокруг Земли - программа весьма скромных масштабов после впечатляющих достижений советских космонавтов. Продолжительность полета А.Г.Николаева более чем в 10 раз превышала время полета американского космонавта и составляла 94 ч 22 мин, продолжительность полета П.Р.Поповича равнялась 70 ч 57 мин.

Старт "Сигмы-7" (так загадочно назвал У.Ширра свой корабль) после нескольких отсрочек произошел 3 октября 1962 г. Впервые полет американского космонавта прошел без всяких происшествий, однако после возвращения На Землю У.Ширра испытывал трудности при ходьбе, и возникло подозрение, что данное обстоятельство вызвано "долгим" пребыванием в состоянии невесомости. Дело в том, что в ходе своего полета советские космонавты в целях избежать последствий пребывания в состоянии невесомости интенсивно занимались различными физическими упражнениями, в то время как американские космонавты не имели такой возможности (напомним, что свободный объем кабины корабля "Меркурий" составлял всего 1,1 м 3).

В 1963 г. завершились программы запусков кораблей "Восток" и "Меркурий". 15 мая стартовал американский космонавт Г.Купер, назвавший свой корабль "Фейт-7" (от английского слова "судьба"). Продолжительность этого полета (обозначенного как МА-9 в программе "Меркурий") составила 34 ч 20 мин и была близка к максимальному времени работы систем американского космического корабля. В ходе полета вновь возникали неполадки в автоматической системе ориентации, но в то же время космонавт при возвращении на Землю никаких отклонений в состоянии своего здоровья не обнаружил. Впервые с эффектом реадаптации человеческого организма к земным условиям ученые серьезно столкнулись через несколько лет, когда А.Г.Николаев и В.И.Севастьянов вернулись из своего 18-суточного полета.

Неизгладимый след, который оставил после себя групповой полет А.Г.Николаева и П.Р.Поповича, привел к тому, что полет Г.Купера привлек к себе, мало внимания даже в США (об этом чуть позже). К тому же вскоре после этого полета весь мир вновь был потрясен новыми достижениями советской космонавтики. 14 июня в 15 ч по московскому времени состоялся запуск корабля "Восток-5" с В.Ф. Быковским, а 16 июня в 12 ч 30 мин стартовал корабль "Восток-6", впервые в истории космонавтики пилотируемый женщиной - В.В.Терешковой. Новый абсолютный рекорд по продолжительности полета установил В.Ф.Быковский (149 ч 06 мин). Таким образом, каждый из 6 полетов корабля "Восток" стал выдающимся вкладом в развитие всей космонавтики.

Вообще говоря, в США было тоже запланировано шесть орбитальных полетов корабля "Меркурий", однако интерес к этой программе у американцев быстро падал, особенно когда развернулись работы по программам "Джемини" и "Аполлон". В январе 1963 г. из 2500 человек, работавших в Центре пилотируемых космических кораблей в Хьюстоне (ныне им.Л.Джонсона), в программе "Меркурий" было занято только 500 человек, а ведь еще предстоял полет Г.Купера. Прохладное отношение к этому полету со стороны руководства НАСА сильно задело американского космонавта. Совершив полет на одном из первых кораблей "Джемини", Г.Купер вскоре ушел из отряда космонавтов, разочаровавшись, по его словам, в политике НАСА.

Таблица 3 Орбитальные полеты кораблей "Восток" и "Меркурий"
Название корабля Космонавт Перигей, км Апогей, км Наклонение орбиты, град Период обращения, мин
12.IV.1961 Восток Ю.А.Гагарин 181 327 64,95 89,34
6.VIII.1961 Восток-2 Г.С.Титов 183 244 64,93 88,46
20.II.1962 Френдшип-7 Дж.Гленн 161,4 262,8 32,5 88,2
24.V.1962 Аврора-7 М.Карпентер 160,9 268,4 32,5 88,3
11.VIII.1962 Восток-3 А.Г.Николаев 180,7 234,6 64,98 88,33
12.VIII.1962 Восток-4 П.Р.Попович 179,8 236,7 64,95 88,39
3.X.1962 Сигма-7 У.Ширра 161,4 278,2 32,6 88,9
15.V.1963 Фейт-7 Г.Купер 160,9 267,0 32,5 88,7
14.VI.1963 Восток-5 В.Ф.Быковский 174,7 222,1 64,96 88,27
16.VI.1963 Восток-6 В.В.Терешкова 133,9 231,1 64,95 88,3
После полета Г.Купера остались еще два неиспользованных корабля "Меркурий", так как НАСА решило прекратить полеты по этой программе. Больше всех этому воспротивился А.Шепард: первый американский космонавт жаждал как можно быстрее совершить свой первый орбитальный полет. Он настаивал, писал президенту США, но его просьбы оказались безрезультатными. Космонавт как бы предчувствовал, что вскоре его по состоянию здоровья выведут из отряда космонавтов. Командиром корабля "Джемини" в первом его полете стал В.Гриссом. Однако через несколько лет А.Шепард все же вернулся в отряд космонавтов США и возглавил одну из экспедиций американских космонавтов на Луну. Из первых советских космонавтов, помимо А.Г.Николаева, второй полет в космос совершил П.Р.Попович, возглавив экспедицию на орбитальную станцию "Салют-3". Трижды в космос стартовал В.Ф.Быковский (как и У.Ширра из первого отряда американских космонавтов), возглавив, в частности, международный экипаж с З.Йеном (ГДР) при полете на станцию "Салют-6". Наконец, говоря о дальнейшей судьбе первых космонавтов, с прискорбием приходится отметить, что она трагически сложилась, для первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина и американского космонавта В.Гриссома. Первый из них погиб в тренировочном полете на самолете, второй сгорел во время пожара в кабине корабля "Аполлон" при его наземных испытаниях. Некоторые сведения о полетах кораблей "Восток" и "Меркурий" приводятся в табл.3. Отклики на полет Ю.А.Гагарина из столиц мира.

Нью-Йорк. Америка ждала этого события. Крупнейшие американские ученые предсказывали: вот-вот русские пошлют человека в космос, у них все готово. "Когда Советы заставят весь мир ахнуть от изучмления и восторга, они одержат колоссальную, ни с чем не сравнимую победу: они окончательно возьмут в плен сердца и умы миллионов людей во всем мире и заставят поверить в то, что советская наука и техника, а главное - социалистический строй обещают человечеству невиданные горизонты и на земле и в космическом пространстве Вселенной", - так писала газета "Денвер пост", выходящая в штате Колорадо.
Американские корреспонденты сообщили из Москвы, что запуск спутника с человеком можно ожидать в любую минуту. В редакциях газет, у телетайпов телеграфных агентств на радиостанциях был объявлен круглосуточный "алерт" (боевая готовность). На страницах газет запестрели вопросительные и восклицательные знаки.
Не уходили по ночам из помещения ТАСС в Нью-Йорке и советские корреспонденты. Здесь же собирались и представители американских агентств, корреспонденты американских газет, радио.
И вот 12 апреля в 2 часа 01 минуту ночи (по нью-йоркскому времени) застучали телетайпы. "Москва… Спутник "Восток"… Юрий Алексеевич Гагарин… Советский человек в космосе!.."
Через минуту все радиостанции США прервали свои программы, чтобы сообщить эту потрясающую новость. Некоторые радиостанции повторяли сообщение из Москвы через каждые 10 минут. В редакциях газет началась срочная переверстка первых полос.
После того как агентства и радиостанции передали, что начался спуск, из-за атмосферных помех нарушилась связь Нью-Йорка с Москвой. Всех волновало, как пройдет приземление. Наконец, сквозь магнитные бури прорвалось короткое сообщение: после исторического полета вокруг Земли советский космонавт благополучно приземлился. "Новый потрясающий триумф русских в соревновании с Соединенными Штатами в космосе, - заявило агентство Ассошиэтед Пресс. - Ученые всего мира славят русское достижение".
Радиобозреватели, комментируя новый успех советской наууки и техники, назвали его самым великим научным достижением за всю историю человечества. Радио сообщило о том, что американские ученые преклоняются перед научным подвигом советских ученых.

Лондон. Весть о том, что первый космический корабль с человеком на борту взлетел в космос и благополучно вернулся на Землю, буквально потрясла Англию.
Уже около 11 часов утра 12 апреля вышли первые выпуски вечерних лондонских газет. Через первую полосу газеты "Ивнинг ньюс" огромный заголовок: "Россия побеждает в соревновании… А космический корабль "Восток" поднимает на ракете майора Юрия Гагарина в историю. Человек в космосе!" Газета называет подвиг советской науки величайшим поворотным пунктом в истории. И это, подчеркивает она, не конец, а лишь начало подобных дел. "Сегодня мы стоим на пороге событий, беспрецендентных в человеческой деятельности".
Английские ученые, общественные деятели, простые труженики выражают свое восхищение всемирно-историческими достижениями советской науки, просят передать поздравления советским ученым с новой блестящей победой в овладении космосом. "Это потрясающе, - заявил член парламента Кони Зиллиакус. - Подумайте только, что это совершила страна, которая еще несколько десятилетий назад была одной из отсталых в технико-экономическом отношении стран. Это триумф Советского Союза, триумф социализма, громадный успех всего прогрессивного человечества".

Париж. Франция затаила дыхание. Все радиостанции страны 12 апреля прервали свои передачи. "Слушайте самое великое сообщение нашего века! - Голос диктора дрожал от возбуждения: - Советский человек уже в космосе".
"В мирном соревновании между социализмом и капитализмом Советский Союз вновь блестяще продемонстрировал превосходство строя, при котором исчезла эксплуатация человека человеком", - говорится в резолюции, принятой с огромным энтузиазмом на митинге трудящихся Парижа, организованном Французской коммунистической партией в зале "Мютюалите". "Этот изумительный подвиг, - сказала, открывая митинг, член Политбюро ЦК Французской компартии Жаннетта Вермерш, - является победой советской промышленности, техники, науки, советского человека. Огромная радость переполняет наши сердца. Мы испытываем чувство невиданной гордости, потому что мы являемся трудящимися, потому что мы являемся коммунистами, сторонниками прогресса и мира, сторонниками единственного гуманизма нашей эпохи, коммунистического гуманизма. Мы счастливы и гордимся тем, что страна, осуществившая этот подвиг, является именно страной социализма, где воплощаются в жизнь чаяния всех эксплуатируемых".

Дели. Индия восхищена. Индия рукоплещет дерзновенному прыжку советского человека в космос. Казалось, люди перестали удивляться победам советской науки в покорении Вселенной. Но весть, разнесенная ТАСС сегодня по всему миру, потрясла воображение.
"Я очень счастлив, - заявил корреспонденту ТАСС директор Национальной физической лаборатории Индии известный ученый К.С.Кришнан. - Это одна из наиболее волнующих новостей, которые когда-либо узнавал мир".

Бангкок. Вечерние газеты переверстали первые полосы и на 2 часа задержали выход очередных номеров для того, чтобы сообщить о том, что первый советский человек вылетел в мировое пространство. "Бангкок пост" опубликовал сообщение под крупным заголовком: "Человек в пространстве. Русский чувствует себя великолепно".

Гавана. 12 апреля Гавана была разбужена рано утром криками разносчиков газет: Читайте, читайте, человек был в космосе, невредимым вернулся на Землю!
Верхнюю половину газет "Революсьон", "Нотисиас де ой", "Мундо" занимают огромные заголовки к сообщениям из Москвы о первом полете человека в космос: "Советский Союз отправил в безвоздушное пространство; он возвратился на Землю", "Русский в космосе", "Космонавт вернулся на Землю. Великий подвиг Советского Союза потряс мир…"