Петербургское военно инженерное училище. Николаевское Инженерное училище. Ленинградская Краснознаменная военно-инженерная школа

История военно-учебного заведения

Санкт-Петербургская школа образования инженерных кондукторов

В 1804 году по предложению генерал-лейтенанта П. К. Сухтелена и генерал-инженера И. И. Князева в Санкт-Петербурге создана (на базе перемещенной в Санкт-Петербург ранее существовавшей) инженерная школа по подготовке инженерных унтер-офицеров (кондукторов) со штатом в 50 человек и сроком обучения в 2 года. Располагалась в казармах Кавалергардского полка. До 1810 года школа успела выпустить около 75 специалистов. Фактически являлась одной из из очень ограниченного круга нестабильно существовавших школ прямых приемниц созданной Петром Великим в 1713 году Санкт-Петербургской военной инженерной школы .

Санкт-Петербургское инженерное училище

В 1810 году по предложению инженер-генерала графа К. И. Оппермана школа преобразована в инженерное училище с двумя отделениями. Кондукторское отделение с трехлетним курсом и штатом в 15 человек готовило младших офицеров инженерных войск, а офицерское отделение с двухлетним курсом готовило офицеров с познаниями инженеров. Фактически это инновационное преобразование после которого учебное заведение становится Первым Высшим инженерным учебным заведением. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения. Также там проходили переподготовку ранее выпустившиеся кондуктора, произведенные в офицеры. Таким образом в 1810 году Инженерное училище становится Высшим учебным заведением с общим пятилетним курсом обучения. И этот уникальный этап эволюции инженерного образования в России случился впервые именно в Санкт-Петербургском инженерном училище.

Главное инженерное училище

Инженерный замок. Сейчас в районе исторического основания расположен ВИТУ

24 ноября 1819 года по инициативе Великого Князя Николая Павловича Санкт-Петербургское инженерное училище Высочайшим повелением преобразовано в Главное инженерное училище. Для размещения училища выделена одна из царских резиденций, Михайловский замок, этим же повелением переименованный в Инженерный замок . Училище по-прежнему имело два отделения: трехгодичное кондукторское готовило инженерных прапорщиков со средним образованием, а двухгодичное офицерское давало высшее образование. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения, а также офицеров инженерных войск и других родов войск, пожелавших перейти на инженерную службу. Для преподавания были приглашены лучшие педагоги того времени: академик М.В.Остроградский , физик Ф. Ф. Эвальд, инженер Ф. Ф. Ласковский.

Училище стало центром военно-инженерной мысли. Барон П. Л. Шиллинг предложил использовать гальванический способ взрыва мин, адъюнкт-профессор К. П. Власов изобрел химический способ взрывания (т. н. «власовская трубка »), а полковник П. П. Томиловский - металлический понтонный парк, стоявший на вооружении разных стран мира до середины XX века.

В училище издавался журнал «Инженерные записки»

Николаевское инженерное училище

В 1855 году училище названо Николаевским, а офицерское отделение училища было преобразовано в самостоятельную Николаевскую инженерную академию . Училище стало готовить только младших офицеров инженерных войск. По окончании трехлетнего курса выпускники получали звание инженерного прапорщика со средним общим и военным образованием (с 1884 года инженерного подпоручика).

В числе преподавателей училища были Д. И. Менделеев (химия), Н. В. Болдырев (фортификация), А. И. Квист (пути сообщения), Г. А. Леер (тактика, стратегия, военная история).

29 июля 1918 года по причине нехватки преподавательского состава и учебно-материальной базы приказом Главного Комиссара военно-учебных заведений Петрограда 1-е инженерными курсы были объединены со 2-ми инженерными курсами под названием «Петроградский военно-инженерный техникум».

Организационно техникум состоял из четырех рот: саперной, дорожно-мостовой, электротехнической, минно-подрывной, - и подготовительного отделения. Срок обучения на подготовительном отделении составлял 8 месяцев, на основных отделениях - 6 месяцев. Техникум дислоцировался в Инженерном замке , но большую часть учебного времени занимали полевые занятия в Усть-Ижорском лагере.

Первый выпуск 18 сентября 1918 года (63 человека). Всего в 1918 году было выпущено 111 чел., в 1919 году - 174 чел., в 1920 году - 245 чел., в 1921 году - 189 чел., в 1922 году - 59 чел. Последний выпуск состоялся 22 марта 1920 года.

Роты принимали участие в боях с восставшими крестьянами в октябре 1918 года под Борисоглебском Тамбовской губернии, с эстонскими отрядами в апреле 1919 в районе г. Верро , с Юденичем в мае-августе 1919 года у г. Ямбург и в октябре-ноябре того же года под Петроградом, с финскими войсками в мае-сентябре 1919 года у г. Олонец , с Врангелем в июне-ноябре 1920 года у г. Орехова , с восставшим гарнизоном Кронштадта в марте 1921 года, с финскими войсками в декабре 1921-январе 1922 года в Карелии.

Петроградская военно-инженерная школа и отказ от сохранения инновационного перехода к пятилетнему образованию 1810 года

Происходило постепенное понижение педагогического статуса к уровню до 1810 года, как и потеря какой либо приемственности и связи с Николаевским инженерным училищем, в том числе по причинам перемещения. Таким образом, продолжила развитие на родине только научно-педагогическая линия традиций внедрённой в 1810 году новой системы высшего инженерного пятилетнего образования, в Военном инженерно-техническом университете в Санкт-Петербурге сохранившем инновационное изменение перехода на пятилетнее образование произошедшее после добавления офицерских классов в 1810 году, а также сумевшему выжить на исторической родине вопреки Сталинской политики, что решающе для сохранения приемственности традиций любого учебного заведения, являющегося всегда и явлением культуры, но более старая инженерная школа начавшая функционировать до 1810 года к сожалению в советское время своё существование прекратила сразу по нескольким причинам, а среди них факт перемещения и отказ от инновационного изменения 1810 года, что несомненно стало большой потерей для страны.

Известные выпускники и преподаватели

  • Абрамов, Фёдор Фёдорович - генерал-лейтенант, в эмиграции помощник Главнокомандующего Русской Армией, начальник всех частей и управлений Русской армии
  • Бальц, Фридрих Карлович - генерал-майор
  • Брянчанинов, Дмитрий Александрович - епископ Игнатий
  • Буйницкий, Нестор Алоизиевич - генерал-лейтенант
  • Бурман, Георгий Владимирович - генерал-майор, создатель противовоздушной обороны Петрограда, начальник Офицерской электротехнической школы
  • Буцковский, Николай Андреевич - сенатор, участник работ по проведению судебной реформы 1860-х гг.
  • Вегенер, Александр Николаевич - русский военный воздухоплаватель, военный лётчик и инженер, авиаконструктор, начальник Главного аэродрома, первый начальник ВВИА им. Н. Е. Жуковского.
  • Гершельман, Владимир Константинович - начальник мобилизационного управления штаба УВО
  • Григорович, Дмитрий Васильевич - писатель
  • Достоевский, Фёдор Михайлович - писатель
  • Дутов, Александр Ильич - генерал-лейтенант, атаман Оренбургского казачьего войска
  • Зайончковский, Андрей Медардович - русский военный историк и теоретик, генерал от инфантерии
  • Карбышев, Дмитрий Михайлович - генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза
  • Кауфман, Константин Петрович - инженер-генерал, генерал-адъютант, туркестанский генерал-губернатор
  • Кауфман, Михаил Петрович - генерал-лейтенант, генерал-адъютант, член Государственного Совета
  • Квист, Александр Ильич - русский инженер и фортификатор
  • Кондратенко, Роман Исидорович - генерал-лейтенант, герой обороны Порт-Артура
  • Коргузалов, Владимир Леонидович - гвардии майор, начальник инженерной службы 3-го гвардейского механизированного корпуса 47-й армии Воронежского фронта, Герой Советского Союза
  • Краевич, Константин Дмитриевич - российский физик, математик и педагог
  • Кюи, Цезарь Антонович - композитор и музыкальный критик, профессор фортификации, инженер-генерал
  • Леман, Анатолий Иванович - русский писатель, скрипичный мастер
  • Лишин, Николай Степанович - изобретатель ударной ручной гранаты
  • Лукомский, Александр Сергеевич - генерал-лейтенант, глава Правительства при Главнокомандующем ВСЮР генерале Деникине
  • Май-Маевский, Владимир Зенонович - генерал-лейтенант, командующий Добровольческой армией
  • Модзалевский, Вадим Львович - российский историк, геральдист и генеолог.
  • Миллер, Анатолий Иванович - Генерал-лейтенант (пр. 24.10.1917). Командир 25-й Черноморской пограничной бригады.
  • Великий Князь Николай Николаевич Младший
  • Паукер, Герман Егорович - генерал-лейтенант
  • Петин, Николай Николаевич - комкор, начальник инженеров РККА
  • Половцов, Виктор Андреевич - писатель-филолог и педагог
  • Рошфор, Николай Иванович (1846-1905) - русский инженер и архитектор
  • Сенницкий, Викентий Викентиевич - генерал от инфантерии
  • Сеченов, Иван Михайлович - ученый-физиолог
  • Стерлигов, Дмитрий Владимирович (1874-1919) - архитектор, реставратор и преподаватель.
  • Теляковский, Аркадий Захарович - инженер-генерал-лейтенант
  • Тотлебен, Эдуард Иванович - генерал-адъютант, выдающийся русский инженер и фортификатор
  • Трутовский, Константин Александрович - художник
  • Унтербергер, Павел Фёдорович - генерал-лейтенант, генерал-губернатор Приамурского края и командующий войсками военного округа, наказной атаман Амурского и Уссурийского казачьих войск
  • Услар, Пётр Карлович - генерал-майор, лингвист и этнограф
  • Шварц Алексей Владимирович - генерал-лейтенант, генерал-губернатор Одессы
  • Яблочков, Павел Николаевич - российский электротехник, изобретатель и предприниматель

Источники

  • Альбом Николаевского Инженерного Училища. - СПб., 1903.
  • Инструкция для юнкеров Николаевского Инженерного Училища. - Пг., 1916. - 268c.
  • Исторический очерк развития Главного Инженерного училища 1819-1869/ Сост. М. Максимовский. - СПб., 1869. - 183с.
  • Классная инструкция юнкеров Николаевского Инженерного Училища. - Петроград, 1914. - 24c.
  • Правила внутреннего порядка для юнкеров Николаевского Инженерного Училища. - СПб., 1897. - 287с.
  • Правила для приема молодых людей в Главном Инженерном Училище и увольнение из онаго. - СПб., 1849. - 14c.
  • Проект правил для офицерских и старших юнкерских классов Главного Инженерного и Михайловского Артиллерийского Училищ. - СПб., 1852. - 15c.
  • Савельев А.И. Первые годы главного инженерного училища. - б с.
  • Юнкерам Николаевского Инженерного Училища от старших товарищей. - СПб., 1907. - 86c.

Ссылки

  • В. М. Догадин . В Николаевском инженерном училище
  • Волков, Сергей Владимирович. Русский офицерский корпус

Категории:

  • Первое российское высшее инженерно-техническое учебное заведение
  • Николаевское инженерное училище
  • Военно-учебные заведения Российской империи
  • Появились в 1804 году

Wikimedia Foundation . 2010 .

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 16 мая 2019; проверки требуют.

В 1804 году по предложению генерал-лейтенанта П. К. Сухтелена и генерал-инженера И. И. Князева в Санкт-Петербурге создана (на базе перемещенной в Санкт-Петербург ранее существовавшей) инженерная школа по подготовке инженерных унтер-офицеров (кондукторов) со штатом в 50 человек и сроком обучения в 2 года. Располагалась в казармах Кавалергардского полка. До 1810 года школа успела выпустить около 75 специалистов. Фактически являлась одной из очень ограниченного круга нестабильно существовавших школ - прямых преемниц созданной Петром Великим в 1713 году Санкт-Петербургской военной инженерной школы .

В 1810 году по предложению инженер-генерала графа К. И. Оппермана школа преобразована в инженерное училище с двумя отделениями. Кондукторское отделение с трехлетним курсом и штатом в 15 человек готовило младших офицеров инженерных войск, а офицерское отделение с двухлетним курсом готовило офицеров с познаниями инженеров. Фактически это инновационное преобразование после которого учебное заведение становится Первым Высшим инженерным учебным заведением. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения. Также там проходили переподготовку ранее выпустившиеся кондуктора, произведенные в офицеры. Таким образом в 1810 году Инженерное училище становится Высшим учебным заведением с общим пятилетним курсом обучения. И этот уникальный этап эволюции инженерного образования в России случился впервые именно в Санкт-Петербургском инженерном училище.

Инженерный замок. Сейчас в районе исторического основания расположен ВИТУ

24 ноября 1819 года по инициативе Великого Князя Николая Павловича Санкт-Петербургское инженерное училище Высочайшим повелением преобразовано в Главное инженерное училище. Для размещения училища выделена одна из царских резиденций, Михайловский замок, этим же повелением переименованный в Инженерный замок . Училище по-прежнему имело два отделения: трехгодичное кондукторское готовило инженерных прапорщиков со средним образованием, а двухгодичное офицерское давало высшее образование. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения, а также офицеров инженерных войск и других родов войск, пожелавших перейти на инженерную службу. Для преподавания были приглашены лучшие педагоги того времени: академик М.В.Остроградский , физик Ф. Ф. Эвальд, инженер Ф. Ф. Ласковский .

Училище стало центром военно-инженерной мысли. Барон П. Л. Шиллинг предложил использовать гальванический способ взрыва мин, адъюнкт-профессор К. П. Власов изобрел химический способ взрывания (т. н. «власовская трубка »), а полковник П. П. Томиловский - металлический понтонный парк , стоявший на вооружении разных стран мира до середины XX века.

В 1855 году училище названо Николаевским, а офицерское отделение училища было преобразовано в самостоятельную Николаевскую инженерную академию . Училище стало готовить только младших офицеров инженерных войск. По окончании трехлетнего курса выпускники получали звание инженерного прапорщика со средним общим и военным образованием (с 1884 года инженерного подпоручика).

В числе преподавателей училища были Д. И. Менделеев (химия), Н. В. Болдырев (фортификация), А. Иохер (фортификация), А. И. Квист (пути сообщения), Г. А. Леер (тактика, стратегия, военная история).

Для восстановления деятельности училища всем офицерам, унтер-офицерам, юнкерам, в том числе и находившимся на фронте, было приказано вернуться в училище. Семьи некоторых не вернувшихся офицеров были взяты в заложники. Вечером 20 марта приказом №16 было на курсах были открыты три отделения: подготовительное, саперно-строительное и электротехническое. На подготовительное отделение принимали малограмотных, их обучали грамоте в объеме достаточном для усвоения основ инженерного дела. Срок обучения на подготовительном отделении сначала был установлен 3 месяца, а потом увеличен до 6 месяцев. Срок обучения на основных отделениях составлял 6 месяцев.

Курсы готовили техников-инструкторов саперного, понтонного дела, железнодорожников, дорожников, телеграфистов, радиотелеграфистов, прожектористов, автомобилистов. Курсы были обеспечены шанцевым инструментом, радиотелеграфным и телеграфным, понтонно-переправочным и подрывным имуществом, несколькими электроагрегатами.

7 июля 1918 года слушатели курсов принимают активное участие в подавлении левоэсеровского мятежа .

29 июля 1918 года по причине нехватки преподавательского состава и учебно-материальной базы приказом Главного Комиссара военно-учебных заведений Петрограда 1-е инженерными курсы были объединены со 2-ми инженерными курсами под названием «Петроградский военно-инженерный техникум».

Организационно техникум состоял из четырех рот: саперной, дорожно-мостовой, электротехнической, минно-подрывной, - и подготовительного отделения. Срок обучения на подготовительном отделении составлял 8 месяцев, на основных отделениях - 6 месяцев. Техникум дислоцировался в Инженерном замке , но большую часть учебного времени занимали полевые занятия в Олонец , с Врангелем в июне-ноябре 1920 года у г. Орехова , с восставшим гарнизоном Кронштадта в марте 1921 года, с финскими войсками в декабре 1921-январе 1922 года в Карелии.

В Петербурге одним фасадом на Фонтанку, другим - на Инженерную улицу выходило старинное здание Михайловского (или Инженерного) замка. В замке этом располагалось военно-учебное заведение, давшее России немало громких имен - Николаевское инженерное училище. Основанное в 1804 как специальная школа для подготовки инженерных кондукторов, в 1819 оно было переименовано в Главное инженерное училище, которое в 1855 было переименовано в Николаевское. В 1863 училище объединилось с Инженерной академией, образованной 30 августа 1855 из офицерских классов. С 1855 курс обучения в училище был установлен трехгодичный, а штат составлял 126 юнкеров; старший курс считался обязательным. Юнкера Николаевского инженерного училища в значительной части были питомцами гражданских учебных заведений. Так, в 1868 из числа поступивших в младший класс из военных гимназий было определено 18, а со стороны - 35. В 1874 - из военных училищ и гимназий - 22, со стороны - 35. В 1875 - из военных училищ и гимназий - 28, со стороны - 22. Производился также прием в старший класс лиц, окончивших военные училища.

Училище было подготовительным заведением для поступления в инженерную академию преуспевающих в науках юнкеров, а также готовило офицеров на службу в строевую часть инженерного ведомства; в саперные, железнодорожные и понтонные батальоны или в минные, телеграфные и крепостные саперные роты. Там молодые люди проходили службу в течение двух лет с сохранением права поступления в Николаевскую инженерную академию.

Полный контингент училища накануне Первой мировой войны составлял 450 юнкеров (по 150 на каждом курсе).

С самого основания инженерного училища юнкера с уважением относились к наукам. Составляя часть Инженерного ведомства, считавшегося всегда ученым, они высоко ценили знания.

Николаевское инженерное училище считалось «либеральнейшим». Отношения между юнкерами и их воспитателями - офицерами и преподавателями - были почти идеальными. Отношения юнкеров между собой - дружескими и простыми. В результате из училища выходили толковые офицеры, хорошо знавшие свою специальность и сохранявшие в отношениях с солдатами самое справедливое и гуманное обращение, которое усвоили в училище. Учебная часть была поставлена отлично: самый лучший состав столичных профессоров, особенно преподавателями ценились ум, способность к аналитическому мышлению, поощрялась научная и творческая активность молодых людей.

Николаевское инженерное училище дало России немало выдающихся военачальников. Достаточно вспомнить генерала Э.И. Тотлебена - героя обороны Севастополя и Плевны, генерала К.П. Кауфмана, руководившего военными действиями при присоединении Средней Азии к России, генерала Ф.Ф. Радецкого - героя боев при Шипке и на Кавказе, Г.А. Леера - выдающегося военного писателя и профессора, труды которого по стратегии известны на весь мир и, наконец, генерала Р.И. Кондратенко - героя Порт-Артура.

У юнкеров этого училища были алые погоны без выпушки с вензелем императора Николая I «HI».

С начала Первой мировой войны училище перешло на ускоренный восьмимесячный курс обучения. Молодые люди выпускались в чине прапорщика.

Училище предприняло активные действия против большевиков 29 - 30 октября 1917 в Петрограде. И было расформировано 6 ноября 1917. В его здании и на его средства в феврале 1918 были открыты 1-е Советские инженерные командные курсы.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Военно-учебное заведение Русской императорской армии .

История военно-учебного заведения

Санкт-Петербургская школа образования инженерных кондукторов

В 1804 году по предложению генерал-лейтенанта П. К. Сухтелена и генерал-инженера И. И. Князева в Санкт-Петербурге создана (на базе перемещенной в Санкт-Петербург ранее существовавшей) инженерная школа по подготовке инженерных унтер-офицеров (кондукторов) со штатом в 50 человек и сроком обучения в 2 года. Располагалась в казармах Кавалергардского полка. До 1810 года школа успела выпустить около 75 специалистов. Фактически являлась одной из очень ограниченного круга нестабильно существовавших школ - прямых преемниц созданной Петром Великим в 1713 году Санкт-Петербургской военной инженерной школы .

Санкт-Петербургское инженерное училище

В 1810 году по предложению инженер-генерала графа К. И. Оппермана школа преобразована в инженерное училище с двумя отделениями. Кондукторское отделение с трехлетним курсом и штатом в 15 человек готовило младших офицеров инженерных войск, а офицерское отделение с двухлетним курсом готовило офицеров с познаниями инженеров. Фактически это инновационное преобразование после которого учебное заведение становится Первым Высшим инженерным учебным заведением. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения. Также там проходили переподготовку ранее выпустившиеся кондуктора, произведенные в офицеры. Таким образом в 1810 году Инженерное училище становится Высшим учебным заведением с общим пятилетним курсом обучения. И этот уникальный этап эволюции инженерного образования в России случился впервые именно в Санкт-Петербургском инженерном училище.

Главное инженерное училище

Инженерный замок. Сейчас в районе исторического основания расположен ВИТУ

24 ноября 1819 года по инициативе Великого Князя Николая Павловича Санкт-Петербургское инженерное училище Высочайшим повелением преобразовано в Главное инженерное училище. Для размещения училища выделена одна из царских резиденций, Михайловский замок, этим же повелением переименованный в Инженерный замок . Училище по-прежнему имело два отделения: трехгодичное кондукторское готовило инженерных прапорщиков со средним образованием, а двухгодичное офицерское давало высшее образование. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения, а также офицеров инженерных войск и других родов войск, пожелавших перейти на инженерную службу. Для преподавания были приглашены лучшие педагоги того времени: академик М.В.Остроградский , физик Ф. Ф. Эвальд, инженер Ф. Ф. Ласковский .

Училище стало центром военно-инженерной мысли. Барон П. Л. Шиллинг предложил использовать гальванический способ взрыва мин, адъюнкт-профессор К. П. Власов изобрел химический способ взрывания (т. н. «власовская трубка »), а полковник П. П. Томиловский - металлический понтонный парк , стоявший на вооружении разных стран мира до середины XX века.

В училище издавался журнал «Инженерные записки»

Николаевское инженерное училище

В 1855 году училище названо Николаевским, а офицерское отделение училища было преобразовано в самостоятельную Николаевскую инженерную академию . Училище стало готовить только младших офицеров инженерных войск. По окончании трехлетнего курса выпускники получали звание инженерного прапорщика со средним общим и военным образованием (с 1884 года инженерного подпоручика).

В числе преподавателей училища были Д. И. Менделеев (химия), Н. В. Болдырев (фортификация), А. Иохер (фортификация), А. И. Квист (пути сообщения), Г. А. Леер (тактика, стратегия, военная история).

29 июля 1918 года по причине нехватки преподавательского состава и учебно-материальной базы приказом Главного Комиссара военно-учебных заведений Петрограда 1-е инженерными курсы были объединены со 2-ми инженерными курсами под названием «Петроградский военно-инженерный техникум».

Организационно техникум состоял из четырех рот: саперной, дорожно-мостовой, электротехнической, минно-подрывной, - и подготовительного отделения. Срок обучения на подготовительном отделении составлял 8 месяцев, на основных отделениях - 6 месяцев. Техникум дислоцировался в Инженерном замке , но большую часть учебного времени занимали полевые занятия в Усть-Ижорском лагере.

Первый выпуск 18 сентября 1918 года (63 человека). Всего в 1918 году было выпущено 111 чел., в 1919 году - 174 чел., в 1920 году - 245 чел., в 1921 году - 189 чел., в 1922 году - 59 чел. Последний выпуск состоялся 22 марта 1920 года.

Роты принимали участие в боях с восставшими крестьянами в октябре 1918 года под Борисоглебском Тамбовской губернии, с эстонскими отрядами в апреле 1919 в районе г.

В 1855 году офицерское отделение Главного инженерного училища выделяется в самостоятельную Николаевскую инженерную академию, а училище, получив наименование "Николаевское инженерное училище" стало готовить только младших офицеров инженерных войск. Срок обучения в училище был установлен в три года. Выпускники училища получали звание инженерного прапорщика со средним общим и военным образованием (с1884 года, когда звание прапорщика для мирного времени было упразднено - звание инженерного подпоручика). В инженерную академию офицеров принимали после не менее чем двух лет офицерского стажа, сдачи вступительных экзаменов, и после двухгодичного обучения они получали высшее образование. Следует отметить, что такая же система была введена для артиллеристов. Офицеры пехоты и кавалерии готовились в двухгодичных юнкерских училищах, где получали среднее образование. Высшее образование офицер пехоты или кавалерии мог получить лишь в академии Генерального штаба, куда набор был меньше чем в инженерную академию. Так что в целом уровень образованности артиллеристов и саперов был на голову выше, чем в целом по армии. Впрочем к инженерным войскам в то время относили также железнодорожников, связистов, топографов, позднее авиаторов и воздухоплавателей. Кроме того, министр финансов, в чье ведомство входила пограничная служба выторговал право офицеров пограничников учиться в Николаевской инженерной академии.


Преподавательский состав обеих учебных заведений был общий. И в академии и в училище лекции читали: химию Д.И.Менделеев, фортификацию Н.В.Болдырев, пути сообщения А.И.Квист, тактику, стратегию, военную историю Г.А. Леер.

В 1857 году журнал "Инженерные записки переименовывается в "Инженерный журнал" и становится совместным изданием. Продолжается совместная научная работа. А.Р.Шуляченко проводит большие исследования свойств взрывчатых веществ и составляет их классификацию. По его настоянию в русской армии отказались от опасного в применении зимой динамита, и перешли на химически более стойкую пироксилиновую взрывчатку. Под его руководством возрождается минное дело. В 1894 году он изобретает неизвлекаемую противопехотную мину. Большую работу по созданию и совершенствованию электрического способа взрывания и создания морских гальваноударных мин проводят академик Б.С.Якоби, генерал К.А.Шильдер. Преподаватель училища П.Н.Яблочков изобретает свою знаменитую дуговую электролампу и дуговой прожектор.


ШВАНЕБАХ Эммануил Федорович (1866 - 1904) окончил Николаевское инженерное училище в 1883 году в форме подпоручика инженерных войск (раскрашенная).

Известные выпускники и преподаватели

  • Абрамов, Фёдор Фёдорович — генерал-лейтенант, в эмиграции помощник Главнокомандующего Русской Армией, начальник всех частей и управлений Русской армии
  • Бальц, Фридрих Карлович — генерал-майор
  • Брянчанинов, Дмитрий Александрович — епископ Игнатий
  • Буйницкий, Нестор Алоизиевич — генерал-лейтенант
  • Бурман, Георгий Владимирович — генерал-майор, создатель противовоздушной обороны Петрограда, начальник Офицерской электротехнической школы
  • Вегенер, Александр Николаевич —
    русский военный воздухоплаватель, военный лётчик и инженер,
    авиаконструктор, начальник Главного аэродрома, первый начальник ВВИА им.
    Н. Е. Жуковского.
  • Гершельман, Владимир Константинович — начальник мобилизационного управления штаба УВО
  • Григорович, Дмитрий Васильевич — писатель
  • Достоевский, Фёдор Михайлович — писатель
  • Дутов, Александр Ильич — генерал-лейтенант, атаман Оренбургского казачьего войска
  • Карбышев, Дмитрий Михайлович — генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза
  • Кауфман, Константин Петрович — инженер-генерал, генерал-адъютант, туркестанский генерал-губернатор
  • Кауфман, Михаил Петрович — генерал-лейтенант, генерал-адъютант, член Государственного Совета
  • Квист, Александр Ильич — русский инженер и фортификатор
  • Кондратенко, Роман Исидорович — генерал-лейтенант, герой обороны Порт-Артура
  • Коргузалов, Владимир Леонидович — гвардии майор, начальник инженерной службы 3-го гвардейского механизированного корпуса 47-й армии Воронежского фронта, Герой Советского Союза
  • Краевич, Константин Дмитриевич — российский физик, математик и педагог
  • Кюи, Цезарь Антонович — композитор и музыкальный критик, профессор фортификации, инженер-генерал
  • Леман, Анатолий Иванович — русский писатель, скрипичный мастер
  • Лишин, Николай Степанович — изобретатель ударной ручной гранаты
  • Лукомский, Александр Сергеевич — генерал-лейтенант, глава Правительства при Главнокомандующем ВСЮР генерале Деникине
  • Май-Маевский, Владимир Зенонович — генерал-лейтенант, командующий Добровольческой армией
  • Модзалевский, Вадим Львович — российский историк, геральдист и генеолог.
  • Миллер, Анатолий Иванович — Генерал-лейтенант (пр. 24.10.1917). Командир 25-й Черноморской пограничной бригады.
  • Великий Князь Николай Николаевич Младший
  • Паукер, Герман Егорович — генерал-лейтенант
  • Петин, Николай Николаевич — комкор, начальник инженеров РККА
  • Половцов, Виктор Андреевич — писатель-филолог и педагог
  • Рошфор, Николай Иванович (1846—1905) — русский инженер и архитектор
  • Сенницкий, Викентий Викентиевич — генерал от инфантерии
  • Сеченов, Иван Михайлович — ученый-физиолог
  • Стерлигов, Дмитрий Владимирович (1874—1919) — архитектор, реставратор и преподаватель.
  • Теляковский, Аркадий Захарович — инженер-генерал-лейтенант
  • Тотлебен, Эдуард Иванович — генерал-адъютант, выдающийся русский инженер и фортификатор
  • Трутовский, Константин Александрович — художник
  • Унтербергер, Павел Фёдорович — генерал-лейтенант, генерал-губернатор Приамурского края и командующий войсками военного округа, наказной атаман Амурского и Уссурийского казачьих войск
  • Услар, Пётр Карлович — генерал-майор, лингвист и этнограф
  • Шварц Алексей Владимирович — генерал-лейтенант, генерал-губернатор Одессы