Кому относится иранский язык. Иранская группа языков: описание, основные принципы. Культура и религия

Индоевропейской языковой семьи; распространены на Ближнем и Среднем Востоке, на Кавказе. Группа иранских языков насчитывает более 50 языков, диалектов и диалектных групп. Число говорящих на иранских языках оценивается в 100 млн. человек (1999). В истории иранских языков выделяют три периода: древнеиранских языков, среднеиранских языков, новоиранских языков. Период древнеиранских языков охватывает начало второго тысячелетия до н.э. - 4-3 века до н.э. В этом периоде существовали мидийский, авестский, древнеперсидский, скифский языки. Период среднеиранских языков охватывает 4-3 века до н.э. - 8-9 века н.э.: среднеперсидский (пехлеви), парфянский, бактрийский, сакский, согдийский, хорезмийский, среднеосетинский (аланский) языки. С 8-9 воков начался период новоиранских языков: персидский, таджикский, фарси-кабули (дари), пушту (афганский), белуджский, курдский, осетинский, татский, талышский, ягнобский, памирские языки. Иранские языки всех трех периодов делят на две группы: восточную и западную.

В западной группе выделяются северо-западная и юго-западная подгруппы. В восточной группе деление на северо-восточную и юго-восточную подгруппы менее четко, чем в западной группе. Западно-иранская группа языков продолжает историческую линию развития языков и диалектов западной части Иранского нагорья , где они распространились к середине первого тысячелетия до н.э. Восточно-иранская группа языков восходит к иранским диалектам Средней Азии и сопредельных областей. К языкам юго-западной группы относят: из языков древнего и среднего периодов - древнеперсидский и среднеперсидский (пехлеви); из современных языков - персидский, таджикский, дари, татский. К северо-западным языкам относятся: из древнего периода - мидийский; из среднего - парфянский; из современных языков - белуджский, курдский, гилянский, мазандеранский, талышский, семнанский. К северо-восточным иранским языкам относятся: из древнего периода - скифский; из среднего периода - аланский, согдийский, хорезмийский; из современных языков - осетинский и ягнобский. К юго- восточным иранским языкам относятся: из среднего периода - сакские языки, бактрийский, хотанский, тумшукский языки; из современных языков - пушту (афганский), памирские языки (шугнано-рушанская группа, ваханский, язгулямский, ишкашимский, мунджанский, йидга). Типологически иранские языки неоднородны. Древнеиранские языки по своему морфологическому типу являются флективно-синтетическими с развитой системой форм склонения и спряжения. В новоиранских языках флективно-аналитический тип сохранился только в пушту, а большинство языков стали флективно-аналитическими с элементами агглютинации.

Соотношение флективных и аналитических форм в разных языках неодинаково. Большинство иранских языков (древнеперсидский, авестийский, хотаносакский, согдианский, персидский, таджикский, дари, татский, гилянский, мазандский, осетинский, ягнобский) с типологической точки зрения относятся к языкам номинативного строя . Среднеперсидский, парфянский, курдский, заза, гурани, белуджский, талышский, семнанский, пушту, ормури, парачи являются языками смешанного типа (номинативная конструкция с переходными глаголами во всех временах и наклонениях и с непереходными в настоящее время изъявительного и сослагательного наклонений; с переходными глаголами в прошедших временах; построение предложения эргативное или эргативообразное). Иранские языки оказали большое влияние на языки и культуры соседних народов.

Индоевропейская языковая семья, наиболее широко распространенная в мире. Ареал ее распространения включает практически всю Европу, обе Америки и континентальную Австралию, а также значительную часть Африки и Азии. Более 2,5 млрд. человек говорят на индоевропейских языках. К этой семье языков принадлежат все языки современной Европы, за исключением баскского, венгерского, саамского, финского, эстонского и турецкого, а также нескольких алтайских и уральских языков европейской части России.

В индоевропейскую семью языков входят по крайней мере двенадцать групп языков. В порядке географического расположения, двигаясь по часовой стрелке от северо-западной Европы, это следующие группы : кельтская, германская, балтийская, славянская, тохарская, индийская, иранская, армянская, хетто-лувийская, греческая, албанская, италийская (включая латынь и произошедшие из нее романские языки, которые иногда выделяют в отдельную группу). Из них три группы (италийская, хетто-лувийская и тохарская) целиком состоят из мертвых языков.

Индоарийские языки (индийские ) — группа родственных языков, восходящих к древнеиндийскому языку. Входит (вместе с иранскими языками и близкородственными дардскими языками) в индоиранские языки, одну из ветвей индоевропейских языков. Распространены в Южной Азии: северная и центральная Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Мальдивская Республика, Непал; за пределами этого региона — цыганские языки, домари и парья (Таджикистан). Общее число говорящих около 1 миллиарда чел. (оценка, 2007).

Древнеиндийские языки.

Древнеиндийский язык. Индийские языки происходят из диалектов лревнеиндийского языка, имевшего две литературные формы - ведийскую (язык священных «вед ») и санскрит (созданный жрецами-брахманами в долине Ганга в первой половине - середине первого тысячелетия до нашей эры). Предки индо-ариев вышли из прародины «Арийского простора» в конце 3 - начале 2 тысячелетия. Родственный индоарийскому язык отражен в собственных именах, теонимах и некоторых лексических заимствованиях в клинописных текстах государства Митанни и хеттов. Индоарийская письменность на слоговом письме брахми возникла в 4-3 веках до н.э.

Среднеиндийский период представлен многочисленными языками и диалектами, бывшими в употреблении в устной, а затем и в письменной форме с сер. 1-го тыс. до н. э. Из них наиболее архаичен пали (язык буддийского Канона), за которым следуют пракриты (более архаичны пракриты надписей) и апабхранша (диалекты, сложившиеся к сер. 1-го тыс. н. э. в результате развития пракритов и являющиеся переходным звеном к новоиндийским языкам).


Новоиндийский период начинается после X в. Представлен приблизительно тремя десятками крупных языков и большим количеством диалектов, иногда весьма отличающихся друг от друга.

На западе и северо-западе граничат с иранскими (белуджский язык, пушту) и дардскими языками, на севере и северо-востоке — с тибето-бирманскими языками, на востоке — с рядом тибето-бирманских и мон-кхмерских языков, на юге — с дравидийскими языками (телугу, каннада). В Индии в массив индоарийских языков вкраплены языковые островки других лингвистических групп (языков мунда, мон-кхмерских, дравидийские и др.).

1. Хинди и урду (хиндустани) - две разновидности одного новоиндийского литературного языка; урду - государственный язык Пакистана (Столица Исламабад), имеет письменность на основе арабского алфавита; хинди (государственный язык Индии (Нью-Дели) - на основе староиндийского письма деванагари.

2. Бенгали (штат Индии - Западная Бенгалия, Бангладеш (Калькутта)).

3. Панджаби (восточная часть Пакистана, штат Пенджаб Индии).

4. Лахнда.

5. Синдхи (Пакистан).

6. Раджастхани (северо-запад Индии).

7. Гуджарати - ю-з подгруппа.

8. Маратхи - западная подгруппа.

9. Сингальский - островная подгруппа.

10. Непали - Непал (Катманду) - центр.подгруппа.

11. Бихари - инд.штат Бихар - вост.подгруппа.

12. Ория - инд.штат Орисса - вост.подгруппа.

13. Ассамский - инд. Штат Ассам, Бангладеш, Бутан (Тхимпху) - вост. подгруппа.

14. Цыганский.

15. Кашмири - индийские штаты Джамму и Кашмир, Пакистан - дардская группа.

16. Ведийский - язык древнейших священных книг индийцев - Вед, сложившихся в первой половине второго тысячелетия до н.э.

17. Санскрит - литературный язык древних индийцев с 3 века до н.э. по 4 век н.э.

18. Пали - среднеиндийский литературный и культовый язык средневековой эпохи.

19. Пракриты - различные разговорные среднеиндийские наречия.

Иранские языки — группа родственных между собой языков в составе арийской ветви индоевропейской семьи языков. Распространены, главным образом, на территории Среднего Востока, Средней Азии и Пакистана.

Иранская группа образовалась согласно общепринятой версии в результате выделения из индоиранской ветви языков на территории поволжья и южного урала в период андроновской культуры. Также существует другая версия образования иранских языков, согласно которой они отделились от основного массива индоиранских языков на территории культуры БМАК. Экспансия ариев в древнюю эпоху происходила на юг и юго-восток. В результате миграций иранские языки распространились к V в до н.э. на значительных территориях от Северного Причерноморья до Восточного Казахстана, Киргизии и, Алтая (Пазырыкская культура), и от гор Загроса, востока Месопотамии и Азербайджана до Гиндукуша.

Важнейшей вехой в развитии иранских языков стало выделение западноиранских языков, распространившихся на запад от Деште-Кевир по Иранскому плато, и противопоставляемых им восточноиранских языков. В произведении персидского поэта Фирдоуси Шахнаме отражается противостояние древних персов и кочевых (также полукочевых) восточноиранских племен прозванных персами туранцами, а их места обитания Тураном.

В II - I вв. до н.э. происходит Великое центральноазиатское переселение народов, в результате которого восточные иранцы заселяют Памир, Синцзян, индийские земли к югу от Гиндукуша, вторгаются в Систан.

В результате экспансии тюркоязычных кочевников с первой половины I тыс. н.э. иранские языки начинают вытесняться тюркскими, сначала в Великой Степи, а с началом II тыс. в Средней Азии, Синцзяне, Азербайджане и ряде областей Ирана. От степного иранского мира остался реликтовый осетинский язык (потомок алано-сарматского языка) в горах Кавказа, а также потомки сакских языков, языки пуштунских племен и памирских народов.

Современное состояние ираноязычного массива в значительной степени определила экспансия западноиранских языков, начавшаяся ещё при Сасанидах, но набравшая полную силу после арабского нашествия:

Распространение персидского языка на всю территорию Ирана, Афганистана и юга Средней Азии и массовое вытеснение на соответствующих территориях местных иранских и иногда неиранских языков, в результате чего образовались современные персидская и таджикская общность.

Экспансия курдов в Верхнюю Месопотамию и на Армянское нагорье.

Миграция полукочевников Горгана на юго-восток и образование белуджского языка.

Фонетика иранских языков разделяет много общих черт с индоарийскими языками в развитии из индоевропейского состояния. Древние иранские языки относятся к флективно-синтетическому типу с развитой системой флективных форм склонения и спряжения и таким образом подобны санскриту, латыни и старославянскому. Особенно это касается авестийского языка и в меньшей степени древнеперсидского. В авестийском наблюдается восемь падежей, три числа, три рода, флективно-синтетические глагольные формы презенса, аориста, имперфекта, перфекта, инъюнктива, конъюнктива, оптатива, императива, имеется развитое словообразование.

1. Персидский - письменность на основе арабского алфавита - Иран (Тегеран), Афганистан (Кабул), Таджикистан (Душанбе) - юго-западная иранская группа.

2. Дари - литературный язык Афганистана.

3. Пушту - с 30х годов гос.язык Афганистана - Афганистан, Пакистан - восточноиранская подгруппа.

4. Белуджский - Пакистан, Иран, Афганистан, Туркмения (Ашхабад), Оман (Маскат), ОАЭ (Абу-Даби) - северо-западная подгруппа.

5. Таджикский - Таджикистан, Афганистан, Узбекистан (Ташкент) - западноиранская подгруппа.

6. Курдский - Турция (Анкара), Иран, Ирак (Багдад), Сирия (Дамаск), Армения (Ереван), Ливан (Бейрут) - западноиранская подгруппа.

7. Осетинский - Россия (Сев.Осетия), Южная Осетия (Цхинвал) - восточно-иранская подгруппа.

8. Татский - Россия (Дагестан), Азербайджан (Баку) - западная подгруппа.

9. Талышский - Иран, Азербайджан - северо-западная иранская подгруппа.

10. Прикаспийские диалекты.

11. Памирские языки - бесписьменные языки Памира.

12. Ягнобский - язык ягнобцев, жителей долины реки Ягноб в Таджикистане.

14. Авестийский.

15. Пехлеви.

16. Мидийский.

17. Парфянский.

18. Согдийский.

19. Хорезмийский.

20. Скифский.

21. Бактрийский.

22. Сакский.

Славянская группа. Славянские языки — группа родственных языков индоевропейской семьи. Распространены на территории Европы и Азии. Общее число говорящих около 400—500 млн человек[источник не указан 101 день]. Отличаются большой степенью близости друг к другу, которая обнаруживается в структуре слова, употреблении грамматических категорий, структуре предложения, семантике, системе регулярных звуковых соответствий, морфонологических чередованиях. Эта близость объясняется единством происхождения славянских языков и их длительными и интенсивными контактами между собой на уровне литературных языков и диалектов.

Длительное самостоятельное развитие славянских народов в разных этнических, географических и историко-культурных условиях, их контакты с различными этническими группами привели к появлению различий материального, функционального и т Славянские языки в рамках индоевропейской семьи наиболее близки балтийским языкам. Сходство между двумя группами послужило основой для теории «балто-славянского праязыка», согласно которой из индоевропейского праязыка сначала выделился балто-славянский праязык, позже распавшийся на прабалтийский и праславянский. Однако многие ученые объясняют их особую близость длительным контактом древних балтов и славян, и отрицают существование балто-славянского языка.

Не установлено, на какой территории произошло обособление славянского языкового континуума из индоевропейского/балто-славянского. Можно предполагать, что оно произошло южнее тех территорий, которые, согласно различным теориям, относятся к территории славянских прародин. Из одного из индоевропейских диалектов (протославянского) сформировался праславянский язык, который является родоначальником всех современных славянских языков. История праславянского языка была более длительной, чем история отдельных славянских языков.

В течение длительного времени он развивался как единый диалект с тождественной структурой. Диалектные варианты возникли позже. Процесс перехода праславянского языка в самостоятельные языки наиболее активно проходил во 2-й половине I-го тыс. н. э., в период формирования ранних славянских государств на территории Юго-Восточной и Восточной Европы. В этот период значительно увеличилась территория славянских поселений. Были освоены районы различных географических зон с различными природными и климатическими условиями, славяне вступили во взаимоотношения с населением этих территорий, стоящими на разных ступенях культурного развития. Всё это отразилось в истории славянских языков.

История праславянского языка делится на 3 периода: древнейший — до установления тесного балто-славянского языкового контакта, период балто-славянской общности и период диалектного дробления и начала формирования самостоятельных славянских языков.

Восточная подгруппа:

1. Русский.

2. Украинский.

3. Белорусский.

Южная подгруппа:

1. Болгарский - Болгария (София).

2. Македонский - Македония (Скопье).

3. Сербохорватский - Сербия (Белград), Хорватия (Загреб).

4. Словенский - Словения (Любляна).

Западная подгруппа:

1. Чешский - Чехия (Прага).

2. Словацкий - Словакия (Братислава).

3. Польский - Польша (варшава).

4. Кашубский - диалект польского.

5. Лужицкий - Германия.

Мертвые: старославянский, полабский, поморский.

Балтийская группа.

Балтийские языки— языковая группа, представляющая особую ветвь индоевропейской группы языков.

Общая численность говорящих — свыше 4,5 млн человек. Распространение — Латвия, Литва, ранее территории (современных) северо-востока Польши, России (Калининградская область) и северо-запада Белоруссии; ещё ранее (до VII—IX, местами XII вв.) вплоть до верховья Волги, бассейна Оки, среднего Днепра и Припяти.

По одной из теорий, балтийские языки представляют собой не генетическое образование, а результат ранней конвергенции[источник не указан 374 дня]. Группа включает 2 живых языка (латышский и литовский; иногда выделяется отдельно латгальский язык, официально считающийся наречием латышского); засвидетельствованный в памятниках прусский язык, вымерший в XVII в.; как минимум 5 языков, известных лишь по топонимике и ономастике (куршский, ятвяжский, галиндский/голядский, земгальский и селонский).

1. Литовский - Литва (Вильнюс).

2. Латышский - Латвия (Рига).

3. Латгальский - Латвия.

Мертвые: Прусский, Ятвяжский, Куржский и др.

Германская группа.

Историю развития германских языков принято делить на 3 периода:

Древний (от возникновения письменности до XI века) — становление отдельных языков;

Средний (XII—XV вв.) — развитие письменности на германских языках и расширение их социальных функций;

Новый (с XVI в. до настоящего времени) — формирование и нормализация национальных языков.

В реконструируемом прагерманском языке ряд исследователей выделяет пласт лексики, не имеющей индоевропейской этимологии — так называемый догерманский субстрат. В частности, это большинство сильных глаголов, парадигму спряжения которых также невозможно объяснить из протоиндоевропейского языка. Смещение согласных по сравнению с протоиндоевропейским языком — т.наз. «закон Гримма » — сторонники гипотезы также объясняют влиянием субстрата.

Развитие германских языков от древности до наших дней связано с многочисленными миграциями их носителей. Германские диалекты древнейшей поры делились на 2 основные группы: скандинавскую (северную) и континентальную (южную). Во II-I веках до н. э. часть племен из Скандинавии переселились на южное побережье Балтийского моря и образовали восточно-германскую группу, противостоящую западногерманской (ранее южной) группе. Восточно-германское племя готов, продвигаясь к югу, проникло на территорию Римской империи вплоть до Пиренейского п-ова, где смешалось с местным населением (V-VIII вв.).

Внутри западногерманского ареала в I веке н. э. выделялись 3 группы племенных диалектов: ингвеонская, иствеонская и эрминонская. Переселение в V-VI вв., части ингвеонских племен (англы, саксы, юты) на Британские острова предопределило развитие в дальнейшем английского языка Сложное взаимодействие западногерманских диалектов на континенте создало предпосылки для формирования древнефризского, древнесаксонского, древненижнефранкского и древневерхненемецкого языков.

Скандинавские диалекты после их обособления в V в. от континентальной группы разделились на восточную и западную подгруппы, на базе первой позднее образуются шведский, датский и старогутнийский языки, на базе второй — норвежский, а также островные языки — исландский, фарерский и норн.

Формирование национальных литературных языков завершилось в Англии в XVI-XVII вв., в скандинавских странах в XVI веке, в Германии в XVIII веке Распространение английского языка за пределы Англии привело к созданию его вариантов в США, Канаде, Австралии. Немецкий язык в Австрии представлен его австрийским вариантом.

Северогерманская подгруппа:

1. Датский - Дания (Копенгаген), сев.Германия.

2. Шведский - Швеция (Стокгольм), Финляндия (Хельсинки) - конт.подгруппа.

3. Норвежский - Норвегия (Осло) - континентальная подгруппа.

4. Исландский - Исландия (Рейкьявик), Дания.

5. Фарерский - Дания.

Западногерманская подгруппа:

1. Английский - Великобритания, США, Индия, Австралия (Канберра), Канада (Оттава), Ирландия (Дублин), Новая Зеландия (Веллингтон).

2. Нидерландский - Нидерланды (Амстердам), Бельгия (Брюссель), Суринам (Парамарибо), Аруба.

3. Фризский - Нидерланды, Дания, Германия.

4. Немецкий -нижненемецкий и верхненемецкий - Германия, Австрия (Вена), Швейцария (Берн), Лихтенштейн (Вадуц), Бельгия, Италия, Люксембург.

5. Идиш - Израиль (Иерусалим).

Восточногерманская подгруппа:

1. Готский - Вестготский и Остготский.

2. Бургундский, вандальский, гепидский, герульский.

Романская группа. Романские языки (лат. Roma «Рим») — группа языков и диалектов, входящих в италийскую ветвь индоевропейской языковой семьи и генетически восходящих к общему предку — латыни. Название романский происходит от латинского слова romanus (римский). Наука, изучающая романские языки, их происхождение, развитие, классификацию и т. д. называется романистика и является одним из подразделов языкознания (лингвистика).

Народы, говорящие на них, также называются романскими. Романские языки развились в результате дивергентного (центробежного) развития устной традиции разных географических диалектов некогда единого народно-латинского языка и постепенно обособились от языка-источника и друг от друга в результате разнообразных демографических, исторических и географических процессов.

Начало этому эпохальному процессу было положено римскими колонистами, заселявшими удалённые от столицы — г. Рима — регионы (провинции) Римской империи в ходе сложного этнографического процесса, получившего название античная романизация в период 3 в. до н. э. — 5 в. н. э. В этот период на различные диалекты латыни оказывают влияние субстрат.

Долгое время романские языки воспринимались лишь как просторечные говоры классического латинского языка, а потому практически не использовались в письменном виде. Становление литературных форм романских языков во многом опиралось на традиции классической латыни, что позволило им вновь сблизиться в лексическом и семантическом плане уже в новое время.

1. Французский - Франция (Париж), Канада, Бельгия (Брюссель), Швейцария, Ливан (Бейрут), Люксембург, Монако, Марокко (Рабат).

2. Провансальский - Франция, Италия, Испания, Монако.

3. Итальянский -Италия, Сан-Марино, Ватикан, Швейцария.

4. Сардинский - Сардиния (Греция).

5. Испанский - Испания, Аргентина (Буэнос-Айрес), Куба (Гавана), Мексика (Мехико), Чили (Сантьяго), Гондурас (Тегусигальпа).

6. Галисийский - Испания, Португалия (Лиссабон).

7. Каталанский - Испания, Франция, Италия, Андорра (Андорра-ла-Велья).

8. Португальский - Португалия, Бразилия (Бразилиа), Ангола (Луанда), Мозамбик (Мапуту).

9. Румынский - Румыния (Бухарест), Молдавия (Кишинев).

10. Молдавский - Молдавия.

11. Македоно-румынский - Греция, Албания (Тирана), Македония (Скопье), Румыния, Болгарский.

12. Ретороманский - Швейцария.

13. Креольские языки - скрещенные романские с местными языками.

Италийские:

1. Латинский.

2. Средневековая вульгарная латынь.

3. Оскские, умбрские, сабельские.

Кельтская группа. Кельтские языки — одна из западных групп индоевропейской семьи, близкая, в частности, к италийским и германским языкам. Тем не менее кельтские языки, по всей видимости, не образовывали специфического единства с другими группами, как иногда считалось ранее (в частности, скорее всего, неверна гипотеза кельто-италийского единства, отстаиваемая А. Мейе).

Распространение кельтских языков, как и кельтских народностей, в Европе связывается с распространением гальштаттской (VI-V вв. до н. э.), а затем латенской (2-я половина I тысячелетия до н. э.) археологических культур. Прародина кельтов локализуется, вероятно, в Центральной Европе, между Рейном и Дунаем, однако расселились они очень широко: в 1-й половине I тысячелетия до н. э. они проникли на Британские острова, примерно в VII в. до н. э. — в Галлию, в VI в. до н. э. — на Иберийский полуостров, в V в. до н. э. они распространяются на юг, переходят Альпы и приходят в Северную Италию, наконец, к III в. до н. э. они доходят до Греции и Малой Азии.

О древних стадиях развития кельтских языков нам известно сравнительно немного: памятники той эпохи весьма скудны и не всегда легко поддаются интерпретации; тем не менее данные кельтских языков (в особенности древнеирландского) играют важную роль в реконструкции индоевропейского праязыка.

Гойдельская подгруппа:

1. Ирландский - Ирландия.

2. Шотландский - Шотландия (Эдинбург).

3. Мэнский - мертвый - язык острова Мэн (в Ирландском море).

Бриттская подгруппа:

1. Бретонский - Бретань (Франция).

2. Валлийский - Уэльс (Кардифф).

3. Корнский - мертвый - на Корнуолле - полуострове ю-з Англии.

Галльская подгруппа:

1. Галльский - вымер с эпохи образования французского языка; был распространен в Галлии, Северной Италии, на Балканах и в Малой Азии

Греческая группа. Греческая группа — в настоящее время это одна из самых своеобразных и относительно малочисленных языковых групп (семей) в составе индоевропейских языков. При этом греческая группа — одна из самых древних и хорошо изученных ещё со времён античности.

В настоящее время главным представителем группы с полным набором языковых функций является греческий язык Греции и Кипра, имеющий долгую и сложную историю. Наличие единственного полноправного представителя в наши дни сближает греческую группу с албанской и армянской, которые также фактически представлены одним языком каждая.

При этом ранее существовали другие греческие языки и крайне обособленные диалекты, которые либо вымерли, либо находятся на грани исчезновения в результате ассимиляции.

1. Новогреческий - Греция (Афины), Кипр (Никосия)

2. Древнегреческий

3. Среднегреческий, или византийский

Албанская группа:

Албанский язык (алб. Gjuha shqipe) — язык албанцев, коренного населения собственно Албании и части населения Греции, Македонии, Косова, Черногории, Нижней Италии и Сицилии. Число говорящих— около 6 млн человек.

Самоназвание языка — «шкип» — происходит от местного слова «шипе» или «шкипе», что собственно означает «каменистая почва» или «скала». Т. е. самоназвание языка можно перевести как «горский». Слово «шкип» также можно истолковать как «понятный» (язык).

Армянская группа:

Армянский язык — индоевропейский язык, обычно выделяемый в отдельную группу, реже совмещаемый с греческим и фригийским языками. Среди индоевропейских языков является одним из древнеписьменных. Армянский алфавит создан Месропом Маштоцем в 405-406 гг. н. э. (см. Армянская письменность). Общее число говорящих по всему миру — около 6,4 млн человек. В течение своей долгой истории армянский язык контактировал со многими языками.

Будучи ветвью индоевропейского языка, армянский в дальнейшем соприкасался с разными индоевропейскими и неиндоевропейскими языками — как живыми, так и ныне мёртвыми, переняв у них и донеся до наших дней многое из того, чего не могли сохранить прямые письменные свидетельства. С армянским языком в разное время соприкасались хеттский и иероглифический лувийский, хурритский и урартский, аккадский, арамейский и сирийский, парфянский и персидский, грузинский и занский, греческий и латинский.

Для истории этих языков и их носителей данные армянского языка во многих случаях имеют первостепенное значение. Особенно важны эти данные для урартологов, иранистов, картвелистов, которые черпают многие факты истории изучаемых ими языков из армянского.

Хетто-лувийская группа. Анатолийские языки — ветвь индоевропейских языков (известны также под названием «хетто-лувийские языки»). По данным глоттохронологии, довольно рано обособились от прочих индоевропейских языков. Все языки этой группы являются мёртвыми. Их носители обитали во II-I тыс. до н. э. на территории Малой Азии (Хеттское царство и возникшие на его территории малые государства), позднее были покорены и ассимилированы персами и/или греками.

Древнейшие памятники анатолийских языков — хеттская клинопись и лувийская иероглифика (имелись также краткие надписи на палайском языке, наиболее архаичном из анатолийских). Трудами чешского лингвиста Фридриха (Бедржиха) Грозного данные языки были опознаны как индоевропейские, что способствовало их дешифровке.

Более поздние надписи на лидийском, ликийском, сидетском, карийском и др. языках выполнены малоазийскими алфавитами (частично дешифрованы в XX в.).

Мертвые:

1. Хеттский.

2. Луувийский.

3. Палайский.

4. Карийский.

5. Лидийский.

6. Ликийская.

Тохарская группа. Тохарские языки — группа индоевропейских языков, состоящая из мёртвых «тохарского А» («восточно-тохарский») и «тохарского Б» («западно-тохарский»). На них говорили на территории современного Синьцзяна. Дошедшие до нас памятники (первые из них обнаружил в начале XX века венгерский путешественник Аурель Стейн) относятся к VI-VIII векам. Самоназвание носителей неизвестно, «тохарами» их называют условно: греки называли их Τοχ?ριοι, а тюрки — toxri.

Мертвые :

1. Тохарский А - в Китайском Туркестане.

2. Тохарский В - там же.

| | | | |
иранские народы россии, иранские народы дагестана
Всего: приблизительно до 200 млн.
Средний Восток, Средняя Азия, Малая Азия, Южная Азия, Закавказье и Северный Кавказ, Европа, Америка

Язык

Иранские языки

Религия

Преимущественно ислам, также зороастризм, христианство, бахаизм, езидизм, иудаизм.

Входит в

Индоевропейская семья

Родственные народы

Индоарийцы, Дарды, Нуристанцы, Индоевропейцы финно-угры Тюрки

Ира́нские наро́ды , Ира́нцы (перс. اقوام ایرانی‌تبار‎ aɣvâm-e irâni-tabâr, тадж. мардумхои эронӣ; ағвоми эронӣ-табор, осет. ирайнаг адæмтæ) - группа народов общего происхождения, разговаривающих на иранских языках арийской ветви индоевропейской семьи языков. настоящее время распространены на территории Ирана, Афганистана, Таджикистана; частично на территории Узбекистана, Пакистана, Турции, Крыма, Ирака, Сирии, Омана, Китая, Азербайджана, Грузии и южной России.

  • 1 Происхождение названия
  • 2 Этногенез
  • 3 Неоднозначность термина «иранцы»
  • 4 Иранские языки
  • 5 Древние иранцы
  • 6 Современные иранские народы
    • 6.1 История формирования
    • 6.2 Список современных иранских народов
  • 7 Культура и религия
    • 7.1 Большой Иран
      • 7.1.1 Иранская культура
      • 7.1.2 Внешнее влияние и народы с иранскими корнями
      • 7.1.3 Религии
    • 7.2 Осетия
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки

Происхождение названия

Индоевропейцы

Индоевропейские языки
Анатолийские · Албанский
Армянский · Балтские · Венетский
Германские · Иллирийские
Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские, Дардские
Италийские (Романские)
Кельтские · Палеобалканские
Славянские · Тохарские

курсивом выделены мёртвые языковые группы

Индоевропейцы
Албанцы · Армяне · Балты
Венеты · Германцы · Греки
Иллирийцы · Иранцы · Индоарийцы
Италики (Романцы) · Кельты
Киммерийцы · Славяне · Тохары
Фракийцы · Хетты курсивом выделены ныне не существующие общности
Праиндоевропейцы
Язык · Прародина · Религия
Индоевропеистика
п·о·р

Этноним «иранцы» происходит от исторического названия «Иран» (пехл. ērān, перс. ايراﻥ‎), произошедшего от древнеиранского a(i)ryāna - арийская (земля), (земля) ариев. Ср. авест. airyana- «арийский», airyō.šayana «обиталище ариев», airyå daiŋʹhāwō - «стра́ны ариев», парф. и согд. aryān «Иран», алан. *alān «алан».

Этногенез

Происхождение ираноязычных народов связано с распадом индоиранского континуума, происходившим приблизительно в начале II тыс. до н. э. на бывшей территории древней, по всей видимости, доиндоиранской Бактриано-Маргианской культуры (Средняя Азия и Афганистан). результате появились изначально компактные общности индоариев, митаннийцев и собственно иранцев, оказавшиеся разделёнными географическими и лингвистическими барьерами. С конца II по конец I тыс. до н. э. происходит широкая экспансия ираноязычных племён из Среднеазиатского региона, в результате которой иранцы оказываются расселены на значительных территориях Евразии от запада Китая до Месопотамии и от Гиндукуша до Северного Причерноморья.

Неоднозначность термина «иранцы»

В современном употреблении словом «иранцы» чаще обозначают жителей современного Ирана, особенно персоязычных, что прежде всего связано с официальным переименованием в 1935 году этой страны из «Персии» в «Иран». Между тем сам термин «Иран» изначально употреблялся для куда более обширного региона, включающего также Афганистан и юг Средней Азии (Большой Хорасан). Для различения понятий «современное государство Иран» и «исторический Иран» для последнего употребляют выражение «Персия».

Кроме того, сам термин «Иран» связан прежде всего с персидским языком и персидской эпической традицией (см. Шахнаме). У других ираноязычных народов складывались свои обозначения на базе общего древнего этнонима, например, у предков осетин: alan < *aryāna.

Иранские языки

Основная статья: Иранские языки

Иранские языки - группа внутри арийской ветви индоевропейских языков, наиболее близки к ним языки индоарийские и дардские, происходящие с ними из одной индоиранской общности, которая распалась приблизительно в нач. II тыс. до н. э.

В результате миграций на значительные расстояния и усиливающейся изоляции иранское единство распадается в нач. I тыс. до н. э., поэтому иранская языковая группа сильно дифференцирована, и языки крайних её ветвей совершенно не взаимопонимаемы.

Для новоиранской общности характерно многовековое господство персидского разговорного и литературного языка (и его близкородственных ветвей в виде языка дари и таджикского) и подавление им остальных иранских языков, наследие чего наблюдается и по сию пору.

Древние иранцы

Скифы. Прорисовка сосуда из Куль-Обы Персидские воины. Рельеф в Персеполисе.

К концу I тыс. до н. э. иранские народы расселились на огромных территориях, включавших Иранское плато, Среднюю Азию, Гиндукушский регион вплоть до Инда, Синьцзян, Казахстан, степи к северу от Кавказа и Черного моря.

Вслед за иранскими языками древние иранские народы иногда принято делить на западных и восточных, хотя для самих древних иранцев такое деления вряд ли было актуальным, поскольку в I тыс. все иранские языки были ещё очень близки друг к другу и взаимопонятны. Гораздо актуальнее было различие по хозяйственному типу: одни иранские народы были оседлыми земледельцами или горными полуоседлыми пастухами, другие освоили кочевой образ жизни.

  • Оседлые и полуоседлые народы
    • древние персы
    • мидяне
    • парфяне
    • сагартии
    • сатагитии
    • зарангианы
    • арахозии
    • маргианцы
    • бактрийцы
    • согдийцы
    • хорезмийцы
  • Кочевые народы
    • саки
      • саки Хотана, ставшие оседлым народом.
    • массагеты
    • парны
    • скифы
    • сарматы
      • языги
      • роксоланы
      • аланы
    • эфталиты
    • хиониты

Современные иранские народы

История формирования

По сравнению с древней эпохой этническая карта современных иранских народов претерпела существенные изменения. Основными вехами здесь стали:

  • Дезинтеграция начиная с III в. н. э. мира ираноязычных кочевников в евразийских степях и постепенная ассимиляция его со стороны тюркских кочевников и славян. На Северном Кавказе и в Волго-Донских степях долго сохранялся полукочевой аланский этнос, окончательно утративший гегемонию в XIII-XIV вв. после нашествий монголов и Тамерлана. Остатком его, не подвергшимся языковой ассимиляции, являются нынешние осетины.
  • Экспансия сначала среднеперсидского, а потом и его потомка новоперсидского языка на всё пространство Большого Ирана и ассимиляция им многих местных иранских наречий. результате формируется обширная персо-таджикская общность от Хамадана до Ферганы, разговаривающая на близкородственных диалектах. Несколько обособлена оказалась только общность татов в северном Азербайджане.
  • Экспансия курдов из районов центрального Загроса в верхнюю Месопотамию и Армянское нагорье.
  • Экспансия дейлемитов из прикаспийского региона, в результате чего на запад распространяются племена зазаки и гурани, интегрированные впоследствии в курдскую общность.
  • Вытеснение языка азери в Азербайджане огузскими диалектами тюркской семьи. Остатками его являются говоры тати и талышский язык.
  • Миграция полукочевников Горгана и формирование белуджей в современном Белуджистане.
  • Экспансия пуштунов в Афганистане на запад и север.
  • Обширное, но далёкое от завершения вытеснение тюркскими наречиями таджикского языка в Средней Азии и северном Афганистане и формирование узбекской нации с сильными оседлыми иранскими традициями.

Список современных иранских народов

Дариуш Талаи, иранский музыкант с таром Пожилой таджик Пуштуны: губернаторы афганских провинций Хазарейский мальчик из Мазари-Шарифа Пашаийский юноша в национальной одежде. Белуджский крестьянин в Пакистане
  • Персы и Таджики (перс., дари فارسان، پارسان، ایرانی‌ها، تاجیک‌ها fårsån, pårsån, irånihå (īrånīhå), tåjikhå (tåjīkhå), тадж. форсон, порсон, эрониҳо, тоҷикҳо). Персы проживают в основном на территории Ирана, частично в Афганистане и Узбекистане. Таджики проживают в основном в Таджикистане, Афганистане, частично в Узбекистане. Проблема соотношения персов и таджиков, диалекты которых представляют континуум, далека от ясности, что особенно видно на примере Афганистана, в западных областях которого персоязычное население (парсиваны, фарсиваны) близко по языку, религии и традициям к персам иранских областей Хорасан и Систан, а в восточных областях персоязычное население называется «таджиками» и тяготеет к таджикам Таджикистана. При этом одним из государственных языков страны признаётся язык дари, общий для всех персо-таджиков Афганистана, но основанный на персо-таджикском диалекте Кабула. Сами персо-таджики Афганистана обычно различают себя по религии (шиизм/суннизм) и противопоставляют себя кочевникам и полукочевникам как дехкане (دهقان/دهغان), то есть оседлые земледельцы.
  • Пуштуны (пашто پښتون зап. paṣ̌tún, вост. paxˇtún мн.ч. پښتانه зап. paṣ̌tānə́, вост. paxˇtānə́), они же афганцы , восточноиранский народ, с традиционным кочевым и полукочевым бытом и разветвлённым племенным делением, проживающий в Афганистане и Пакистане.
  • Пашаи (перс. پشه‌ای‎) - (самоназвание лагманцы, пашаи) юго-восточный иранский народ, в Афганистане (в горных долинах притоков рек Кабул и Кунар) и в провинции Хайбер-Пахтунхва современного Пакистана. Численность 100 тыс. человек. Говорят на языке пашаи индоарийской ветви индоевропейской семьи. Распространены также языки дари и пушту. Пашаи большинство - мусульмане-сунниты незначительное меньшинство является мусульмане-исмаилиты.
  • Курды (курд. Kurd /کورد, курд. Kurmancî /کورمانجی) - западноиранский народ, основная территория проживания между Турцией, Ираком, Ираном и Сирией. Обладают племенным (родовым) делением и разговаривают на многочисленных диалектах, группируемых в два больших наречия: курманджи (северокурдское) и сорани (южнокрудское). Последнее значительно более дробно, часто из него выделяют также леки, келхури, фейли и др. По этническим традициям к курдам примыкают также носители резко отличных языков зазаки (народность заза ) и горани.
  • Белуджи (белудж. بلوچ balōč) - кочевой и полукочевой этнос с племенным делением. Основной территорией которого являются пакистанская провинция Белуджистан и иранский остан Систан и Белуджистан.
  • Мазендеранцы и гилянцы (мазенд. مزرونی، تاپوری mazruni, topuri, гил. گیلک giläk) - довольно многочисленные народности южного Прикаспия, языки которых не обладают в Иране никаким статусом и обычно рассматриваются как диалекты персидского языка, хотя генетически довольно далеки от него.
  • Луры и бахтиары (لر، بختیاری lor, baxtiyårī) - традиционно кочевые и полукочевые племена Западного Ирана, проживающие в горах Загроса. Разговаривают на диалектах, родственных персидскому языку.
  • Памирские народы - совокупность разнородных высокогорных этносов, разговаривающих на различных восточноиранских языках (шугнанцы, рушанцы, бартангцы, орошорвцы, хуфцы, сарыкольцы, язгулямцы, ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы, йидга) Проживают в горных областях Таджикистана и Афганистана, а также Пакистана и Синьцзян-уйгурского автономного района Китая. Также к ним примыкают ягнобцы (ягноб. яғнобӣ), наречие которых представляет собой последний реликт согдийского языка.
  • Осетины (осет. ирон, дигорон) - в основном ираноязычный народ, ало-местно-кавказскими происхождения большинство осетин христиане. силу долгой изоляции значительно отличаются от всех остальных иранцев.
  • Хазарейцы (хазар. azōra) - потомки монгольских воинов, осевших в высокогорных областях Афганистана, смешавшихся с местным населением и усвоивших местный персо-таджикский диалект.
  • Чараймаки (тюрк. «четыре племени») - совокупность кочевых и полукочевых племён на западе Афганистана и востоке Хорасан, в основном тюркское происхождение.
  • Таты (тат. tat, parsi) - народ Закавказья персидского происхождения, язык которых в силу изоляции и архаичности выходит за рамки собственно персо-таджикской диалектной общности.
  • Талыши (талыш. толыш) - народ иранского происхождения, сформировавшийся на значительном кавказском субстрате с ареалом проживания на территории Ирана и Азербайджана.
  • Ясы (венг. Jászok, осет. Ястæ) - иранский народ в Венгрии. По вероисповеданию христиане-католики.

Существуют также другие локальные группы иранцев - носители отдельных «малых» языков, которые обычно этнически не отделяют себя от окружающего их иранского народа (персов, пуштунов, курдов) и часто двуязычны.

  • Носители говоров тати, распространённых островками среди иранских азербайджанцев («азербайджанские персы»).
  • Носители разнородных языков Семнана (см. Семнан)
  • Носители центральноиранских диалектов (раджи)
  • Конфессиональная общность зороастрийцев Йезда и Кермана, носители северо-западного иранского языка дари.
  • Носители диалектов Фарса и Ларестана.
  • Башкарди - народность на юго-востоке Ирана в провинции Хормозган на побережье Оманского залива (юго-западные иранские диалекты)
  • Кумзари - народность в ОАЭ, Омане и островах Ормузского пролива (юго-западные диалекты)
  • Заза и горани, носители языков прикаспийского происхождения, интегрированные в курдскую общность.
  • Ормуры и парачи - носители изолированных северо-западных диалектов, распространённых островками в Афганистане среди пуштунского и таджикского населения.
  • Ванеци - группа пуштунов с языком ванеци, сильно отличающимся от других диалектов пашто.

Кроме того, в арабских странах Персидского залива проживают персоязычные группы иранского происхождения: аджамы (Бахрейн) и хувала (ОАЭ, Кувейт, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн)

Проживающие в ираноязычных регионах иудеи являются носителями разнообразных еврейско-иранских языков

Культура и религия

Большой Иран

См. также: Паниранизм

Иранская культура

Большинство иранских народов принадлежат культурно-историческому региону Большого Ирана, культура которого складывалась с нач. II тыс. до н. э. и на протяжении I тыс. до н. э. на базе восходящих к праиндоевропейским традициях древних ариев и культуры доиндоевропейского населения Средней Азии (БМАК), Гиндукуша и Иранского плато (Элам, Манна). На протяжении всей истории значительное влияние на иранские народы оказывали межэтнические контакты с Ближним Востоком, особенно с цивилизациями Месопотамии, а в дальнейшем и греками, индоариями, тюрками и др.

Большое влияние на формирование общеиранской культуры оказал зороастризм (маздеизм) - пророческая религия, ставшая основной формой национальных верований древних иранцев. Пережитки зороастризма до сих пор заметны в традициях народов, населяющих Большой Иран, в том числе и тюркоязычных. Близкими к зороастризму были зурванистские верования. древнем ираноязычном мире также были распространены буддизм, манихейство и христианство.

Политическая культура иранцев формировалась под влиянием обширных империй, основываемых ираноязычными династиями: Ахеменидской, Аршакидской, Кушанской и прежде всего Сасанидской, в которой широко пропагандировался зороастризм и идея «Иранского царства» (пехл. Ērān-šahr).

Сасанидская держава была уничтожена непосредственно воинами арабских халифов (VII в.), что знаменовало собой начало распространения в Большом Иране ислама. Со времени завершения в целом исламизации иранцев (X в.) совпадает национальное возрождение иранской культуры и возвышения новоперсидского языка под эгидой Саманидов и последующих тюркских династий. Это время составления поэтического свода национального иранского эпоса Шахнаме, собранного из доисламских преданий, восходящих к Авесте и народным сказаниям об иранских царях и героях. Начиная с этой эпохи персидское культурное влияние распространяется на обширных пространствах мусульманского мира от Малой Азии и Румелии до Восточного Туркестана и Северной Индии. С классической персидской поэзией в иранском мире тесно связано широкое развитие суфийского движения.

Традиционная иранская культура основана на преимущественно земледельческом укладе. Земледелие в иранском регионе издавна носило интенсивный оазисный характер, с широким использованием орошения. Основной зерновой культурой является пшеница, в меньшей степени рис. Важным элементом иранской жизни также является сад. Города из административных центров (šahr(estān) - «место власти») разрастались в крупные торговые, ремесленные, религиозные и культурные поселения. Иранцев разных вероисповеданий объединяют многие общие верования и традиции, наиболее яркой из которых является встреча Нового года Новруз.

Несмотря на существование в древности различных по языку иранских народов, бо́льшая часть оседлого населения Большого Ирана (دهقان dehqɒn «крестьянин») перешла на персидский язык, распространившийся от Ферганы до Хузестана. Значительные ареалы других иранских языков сохранились только в регионах, обладающим существенным культурно-хозяйственным своеобразием. Прежде всего это высокогорные долины Памира и лесистая и увлажнённая Прикаспийская низменность, где хозяйство также основано на земледелии, а также области, где основу традиционной экономики составляет полукочевое или горное отгонное скотоводство - Курдистан, Лурестан, Белуджистан и земли пуштунов. Скотоводческие иранские народы обладают большим культурным своеобразием и часто подчиняют свою жизнь традиционным кодексам чести и общественных устоев, как Пуштунвалай у пуштунов или Марай у белуджей.

Внешнее влияние и народы с иранскими корнями

Иранская культура оказывала большое влияние на народы Ближнего Востока, Кавказа, Южной Азии, а также евразийских кочевников и их потомков в разных испостасях: в виде культуры ираноязычных кочевников, космополитичной империи Ахеменидов, национально-теократической державы Сасанидов или персо-мусульманской культуры. Взаимодействие с иными народами региона Большого Ирана и обширная ассимиляция ираноязычного населения в новых этноязыковых общностях привела к проникновению многих элементов иранской культуры в традиции неираноязычных народов. Этногенез многих тюркоязычных народов (азербайджанцы, оседлые туркмены, узбеки, уйгуры) происходил на значительном иранском субстрате. Также иранскими группами, перешедшими на индоарийские языки, считаются парсы и джаты.

Религии

Большинство современных иранских народов поделено между двумя направлениями ислама :

  • сунниты : таджики, пуштуны, белуджи, южные талыши (приверженцы суфийского ордена накшбанди), некоторая часть осетин, курды (в основном шафиитский мазхаб).
  • шииты-двунадесятники : персы, часть иранских курдов и большинство малых народов Исламской республики Иран (мазендеранцы, гилянцы, семнанцы и др.), северные талыши, таты, фарсиваны запада Афганистана (прежде всего гератцев), хазарейцы.

Другие шиитские течения представлены:

  • исмаилитами - среди памирских народов;
  • алевитами - среди народа заза
  • сектой Ахл-е Хакк - среди горани и части соседних курдов.

Некоторая часть курдов исповедует езидизм - синкретическое течение, сильно отошедшее от ислама и вобравшее в себя многие доисламские иранские верования. Зороастризм сохранился только в виде йездской и керманской общин, представители которых в Новое время расселились по другим крупным городам Ирана. настоящее время большинство зороастрийцев Ирана проживает в Тегеране. Иудаизм исповедуют ираноязычные группы персидских, горских и бухарских евреев.

  • Православное христианство - среди осетин (ираноязычный народ, проживающий на Кавказе)

Осетия

По-иному сложилась судьба другого исторического ираноязычного региона - Алании, являвшейся последним остатком мира скифо-сарматских кочевников. Интенсивные связи аланских и других сарматских племён с оазисами Средней Азии, прежде всего с Хорезмом и Согдом, населёнными родственными ираноязычными народами, не прекращались вплоть до конца I тыс. н. э., когда аланы стали всё больше сближаться с местными народами Северного Кавказа и втягиваться в орбиту влияния Византии. Остатки аланов в виде современных осетин сформировались на значительном северокавказском субстрате и фактически являются кавказским народом с традиционной северокавказской культурой, но с заметными иранскими корнями.

Отличительной особенностью осетин является исповедание православного христианства, проникавшего с византийскими проповедниками Аланской епархии начиная с VII-VIII в., но окончательно насажденного только с вхождением Осетии в состав Российской империи. Народное православие осетин насыщено элементами традиционных верований, восходящих как к кавказскому субстрату, так и к арийской религии аланов. Важную роль в культуре осетин играет общесеверокавказский Нартовский эпос, включивший значительные индоиранские элементы, восходящие к верованиям аланов и скифов.

В настоящее время идет активное сближение культур с родственными иранскими народами.

См. также

  • Большой Иран
  • Иранские языки
  • Таджики

Примечания

  1. «The Paleolithic Indo-Europeans» - Panshin.com . Retrieved 4 June 2006.
  2. Измайлова А.А Талыши (Этнокультурные процессы).
  3. E. Ehlers. AGRICULTURE in Iran
  4. M. Bazin. BĀḠ ii. General
  5. (people). Article from the Encyclopædia Britannica

    The Azerbaijani are of mixed ethnic origin, the oldest element deriving from the indigenous population of eastern Transcaucasia and possibly from the Medians of northern Persia. This population was Persianized during the period of the Sāsānian dynasty of Iran (3rd-7th century ce).

  6. Азербайджанцы в БСЭ
  7. B.S. Dhillon: History and Study of the Jats, ISBN 1-895603-02-1

Ссылки

  • Encyclopaedia Iranica

иранские народы дагестана, иранские народы мира, иранские народы россии, иранские народы севера

Иранские народы Информацию О

ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ, группа индоиранских языков. Распространены в Иране, Таджикистане, Афганистане, Пакистане, России, Ираке, Турции, Сирии, Грузии, Азербайджане, Туркмении, Узбекистане, Израиле, а также в диаспоре в странах Европы и Америки. Прежде были представлены в Северном Причерноморье, Центральной Азии, Восточном Туркестане, на Восточном Памире и в Восточном Закавказье. Общее число говорящих около 135 миллионов человек (начало 21 века, оценка).

Историко-генетическая классификация делит иранские языки на западную подгруппу (с членением её на северные и южные языки) и восточную подгруппу. К северным западноиранским языкам относятся: мёртвые - мидийский язык, парфянский язык; живые - курдский язык, белуджский язык, талышский, гилянский, мазандеранский, ряд малых бесписьменных языков Ирана, Ирака, Турции и языки парачи и ормури; к южным: мёртвые - древнеперсидский язык, среднеперсидский язык; живые - персидский язык, таджикский язык, дари (фарси-кабули), татский язык, хазара, кумзари, ряд малых языков и диалектов Ирана. К восточноиранским языкам относятся: мёртвые - скифский язык, аланский, согдийский язык, хорезмийский язык, бактрийский, сакские языки (хотанский, тумшукский и др.); живые - осетинский язык, ягнобский язык, пушту (афганский язык) и ряд языков, составляющих ареальную группу, известную как памирские языки (шугнано-рушанская группа языков, язгулямский язык, ваханский язык, ишкашимский, сангличский, мунджанский и йидга). Авестийский язык, вымерший, но используемый как язык богослужения у зороастрийцев, имеет ряд признаков западной и восточной подгрупп.

Типологически иранские языки неоднородны. В вокализме древнеиранские языки - авестийский и древнеперсидский - сохраняют корреляцию длительности, которая в языках последующих периодов утрачивает позиции, удерживаясь лишь в части фонемных пар (в белуджском, ягнобском, языках шугнано-рушанской группы), переходя в корреляцию устойчивости (основная часть языков) или исчезая полностью (в мазандеранском). В консонантизме - 4 типа систем. 1-й тип - близкий к прасистеме (древние языки, а также персидский, таджикский, татский, гилянский, мазандеранский, часть курдских диалектов). Остальные типы - с позднейшими корреляциями: 2-й - аспирации (северные курдские диалекты, восточнобелуджские диалекты, парачи); 3-й - церебральности (пушту, мунджанский и йидга, ваханский, ишка-шимский, парачи, ормури, белуджский, хазара; следы также в язгулямском языке и шугнано-рушанской группе); 4-й - абруптивности (осетинский). В морфологии древнеиранские языки сохраняют флективное формообразование (смотри Флективность) и аблаут корня и аффикса; склонение и спряжение многотипные. Троичные системы числа (единственное, двойственное, множественное число), рода (мужской, женский, средний род). В имени - многопадежная флективная парадигма. В глаголе лицо и число выражены флексией, оппозиция «актив - медиалис» (версия) - тоже флексией, «актив - пассив» (собственно залог) - суффиксально. Видовые характеристики (длительность; однократность, завершённость; результативность, состояние) выражены типами основ (соответственно презентной, аористной, перфектной), категория времени - типом флексии и аугментом (особым префиксом при формах прошедшего времени, главным образом перфекта). Наклонения связаны с типами основ и флексии. Есть аналитические конструкции (смотри Аналитизм в языкознании).

В более поздних языках - унификация типов формообразования в имени и глаголе, отмирание аблаута. Двоичные системы числа (во всех языках), рода (реликты среднего рода только в сакских и согдийском); в ряде языков род отмирает (в персидском, таджикском и др.). Упрощение падежной системы с перестройкой во многих языках по агглютинативному принципу (в осетинском - под кавказским влиянием; в гилянском, мазандеранском, талышском, белуджском и др.; смотри Агглютинация). Отмирание падежей (персидский, таджикский, татский и др.) с агглютинацией аффикса числа. Постпозитивный (в персидском, таджикском, сангисари, гилянском, белуджском, парачи, курдском и др.) и препозитивный (в нескольких языках) неопределённый артикль. В глаголе - новые аналитические и вторичные флективные формы на базе причастий. Лицо и число выражены флексией (новой и старой), энклитиками (смотри Клитика), отделяемыми показателями, связками, вспомогательными глаголами; залог - наличием вторичных форм пассива; видовые характеристики - аналитическими формами, превербами, сложновербальными глаголами; категория времени - типами основ, окончаний, построением формы в целом, реже аугментом (ягнобский язык).

Для синтаксиса ряда языков характерна изафетная конструкция (смотри Изафет) с препозицией определяемого, оформленного особым показателем (персидский, таджикский, курдский, авромани и др.). Во многих языках - эргативное (или эргативнообразное; смотри Эргативный строй) построение предложения с переходными глаголами в прошедших временах с объектным (пушту, мунджанский, курдский и др.) или субъектным (язгулямский, рушанский и др.) согласованием глагола.

Деление иранских языков на древние, среднеиранские и новоиранские базируется на экстралингвистических данных (культурно-исторические и др.). По лингвистическим признакам вычленяется 2 периода: древний (древнеперсидский, авестийский, мидийский, скифский языки) и последующий (все остальные языки).

Первые памятники древнеперсидской письменности - клинописные надписи (начиная с 6 века до нашей эры; смотри Клинопись). Авестийские гимны, передававшиеся многие века изустно, записаны около 4 века нашей эры специальным алфавитом на основе среднеперсидского. Памятники среднеперсидского (со 2-3 века нашей эры), парфянского (с 1 века до нашей эры), согдийского (с 4 века нашей эры) и частично хорезмийского (с 3 века до нашей эры) языков написаны разновидностями арамейского письма (часть хорезмийских текстов дошла в арабоязычных сочинениях 12-13 века нашей эры на арабском алфавите). Для хотаносакского языка (с 7 века) использовалась разновидность брахми (смотри Индийское письмо), для бактрийского (около 2 века) - греческого алфавита (смотри Греческое письмо). Письменности для персидского, дари, афганского, белуджского языков представляют собой разновидности арабского алфавита (смотри Арабское письмо); алфавиты для таджикского, осетинского, татского языков созданы на основе русской графики. Курды бывшего СССР используют русскую графику, часть курдов Сирии и Ирака - латинскую, остальные - арабскую. Прочие языки практически бесписьменны.

Изучение живых иранских языков началось с конца 17 века, древних - с 18 века. На рубеже 19-20 веков сводным трудом «Grundriss der iranischen Philologie» подведён итог предшествующим исследованиям. В 20 веке открыты новые памятники мёртвых языков (в том числе неизвестных ранее), изучались (и открывались) живые языки. Обобщение материала с историко-генетических позиций - в трудах И. М. Оранского; с историко-типологических - в «Опыте историко-типологического исследования иранских языков» (тома 1-2, 1975). Описание иранских языков по единому типологическому принципу осуществлено в трёх томах в серии «Языки мира», по единому сравнительно-историческому принципу - в семи томах «Основ иранского языкознания».

Лит.: Grundriss der iranischen Philologie. Strasbourg, 1895-1904. Bd 1-2. В.; N. Y., 1974; Handbuch der Orientalistik. Leiden, 1958. Abt. 1. Bd 4. Abschrift 1: Linguistik; Очерки по истории изучения иранских языков. М., 1962; Оранский И. М. Иранские языки. М., 1963; он же. Иранские языки в историческом освещении. М., 1979; он же. Введение в иранскую филологию. 2-е изд. М., 1988; Иранские языки // Языки Азии и Африки. М., 1978. Т. 2; Основы иранского языкознания. М., 1979-2007. [Кн. 1-7]; Эдельман Д. И. Сравнительная грамматика восточноиранских языков. Фонология. М., 1986; она же. Сравнительная грамматика восточноиранских языков. Морфология. Элементы синтаксиса. М., 1990; Compendium Linguarum Iranicarum. Wiesbaden, 1989; Расторгуева В. С. Сравнительно-историческая грамматика западноиранских языков. Фонология. М., 1990; Языки мира. Иранские языки. М., 1997-2000. Т. 1: Юго-западные иранские языки. Т. 2: Северо-западные иранские языки. Т. 3: Восточноиранские языки.