Как андрей соколов ведет себя в плену. Как Андрей Власов попал в плен к немцам на самом деле. «Судьба человека»: довоенная жизнь Соколова

Плен и предательство генерала Власова один из самых обсуждаемых вопросов, касающихся Великой Отечественной войны. Причем далеко не всегда поступок одного из любимцев Сталина вызывает негативные оценки.

Неминуемый итог

В январе 1942 года в ходе Любанской наступательной операции войска 2-й ударной армии Волховского фронта успешно прорвали немецкую оборону. Однако не имея сил для дальнейшего наступления, они основательно увязли в немецком тылу, подвергаясь угрозе окружения.
Такое положение сохранялось до 20 апреля, когда командующим 2-й ударной армией, с сохранением должности заместителя командующего Волховским фронтом, был назначен генерал-лейтенант Андрей Власов. «Он получил войска, практически уже не способные сражаться, получил армию, которую надо было спасать, – пишет публицист Владимир Бешанов в книге «Ленинградская оборона».
Все дальнейшие попытки 2-й армии вырваться из германских тисков, а также 52-й и 59-й армий пробиться ей навстречу успеха не имели. Единственное что удалось нашим войскам, так это пробить узкую брешь в немецких редутах и спасти значительную часть 2-й ударной армии. 25 июня противник ликвидировал коридор и кольцо окружения плотно сомкнулось: в нем оставалось около 20 тысяч советских бойцов.
Военный писатель Олег Смыслов не сомневается, что основная вина в создавшемся положении лежит на штабе 2-й ударной армии, и конкретно на ее командующем генерале Власове, который растерялся и утратил возможность управлять не только войсками, но и своим штабом.
По распоряжению Ставки для эвакуации Власова был отправлен самолет, но тот ответил отказом. Почему командующий армией не захотел прибегнуть к помощи правительства, как это позднее сделал также прорывавшийся из окружения генерал Алексей Афанасьев? Наиболее очевидный ответ – Власов отказался кинуть на произвол судьбы собственных солдат. Но существует и другая версия, согласно которой Власов разгадал сталинскую хитрость: глава СССР якобы намеревался вывести неугодного военачальника в тыл, чтобы тут же предать суду.
Где находился Власов с 25 июня 1942 года в течение почти трех недель достоверно никто сказать не может. Но зато установлено, что 11 июля в поисках продовольствия генерал вместе со своей спутницей поваром Марией Вороновой отправился в деревню староверов Туховежи. Дом куда они зашли оказался жилищем местного старосты – он то и сдал гостей немецкой вспомогательной полиции.
По словам Вороновой, Власов настойчиво выдавал себя за учителя-беженца, и только на следующий день его опознали по фотографии в газете. По другой информации, когда полицейские вошли к запертым в сарае узникам, из темноты на немецком прозвучало: «Не стреляйте, я – генерал Власов!».

По соображениям честолюбия

Уже на первых допросах Власов показал свою готовность сотрудничать с немецким руководством, сообщая сведения о развертывании войск и давая характеристику советским военачальникам. Но, учитывая, что генерал долгое время не находился в курсе планов Генштаба, информация могла быть недостоверной. Спустя несколько недель, находясь в винницком лагере для пленных офицеров, он уже предлагает свои услуги в борьбе с советским режимом.
Что же побудило генерала, пользовавшегося благосклонностью самого Сталина, вступить на путь измены? Традиционная версия гласит, что генерал Власов испытывал неприязнь лично к Сталину и к созданной им диктатуре, а поэтому решил, что служение нацистам – это выбор из двух зол меньшего. Сторонники Власова, главным образом из числа послевоенной эмиграции, доказывали, что герой обороны Москвы стал на антисоветскую позицию еще до войны. К этому его якобы подтолкнули печальные итоги сталинской коллективизации, затронувшие его родную деревню.
Уже после войны сам Власов во время допросов признавался следователям МГБ, что он крайне тяжело отреагировал на чистки в рядах Красной армии, прошедшие в 1937-38 годах. Во многом этот факт и подтолкнул его к измене.
Редактор раздела «Общество» интернет-портала «Аргументы и факты» Андрей Сидорчик не склонен верить заявлениям Власова. Он считает, что истинную причину предательства генерала следует искать в его ненасытной любви к славе и карьерному росту. Попавший в плен Власов вряд ли мог рассчитывать на достойную карьеру и пожизненные почести у себя на родине, а поэтому единственным выходом для него было встать на сторону противника.
Похожие мысли высказывал писатель и журналист Илья Эренбург. Власов не Брут и не князь Курбский, пишет Эренбург, все гораздо проще: он рассчитывал выполнить порученное ему задание, принять поздравления Сталина, получить очередной орден и, в конечном итоге, возвыситься. Но вышло иначе. Попав в плен, он испугался – его карьера была окочена. Если победит Советский Союз, его в лучшем случае разжалуют. Значит, остается одно: принять предложение немцев и сделать все, чтобы победила Германия. Верх одержало честолюбие, – заключает журналист.

Волею судьбы

Существует информация, что несмотря на окружение 2-й ударной армии Сталин по-прежнему доверял Власову и еще до пленения генерала он был намерен дать ему важный участок фронта в районе Сталинграда. Именно по этой причине за Власовым и был прислан самолет. Возможно вернись Власов в советский тыл, все бы так и вышло. И не исключено, что талантливый военачальник мог бы заполучить лавры победителя, которые позднее отдавали Жукову и Рокоссовскому. Но судьбе было угодно распорядиться иначе.
Одним из немногих свидетельств, рассказывающих о пребывании Власова в плену, служат слова немецкого капитана Вильфрида Штрик-Штрикфельдта. Он по поручению начальника разведслужбы германского Генерального штаба полковника Рейнхарда Гелена искал среди советских военнопленных человека, который мог бы возглавить антисталинское движение. Примечательно, что Штрикфельдт был русским немцем, родом и Петербурга, служившим в императорской армии.
По словам капитана, беседы с Власовым носили чрезвычайно доверительный характер. Он задавал генералу вопросы, вроде таких: «Является ли борьба против Сталина делом не одних только немцев, но и делом, самих русских и прочих народов Советского Союза?». Власов серьезно задумался над этим, и после мучительных размышлений сделал выбор в пользу борьбы с большевизмом, – заявлял Штрикфельдт.
Если немецкий офицер и не сыграл ключевой роли в решении Власова, то во всяком случае подтолкнул его к такому выбору. Завышенная самооценка, болезненное самолюбие, стресс, растерянность советского генерала этому хорошо поспособствовали.
Важный факт, который позволяет предположить, что Власов отнюдь не был идейным борцом со сталинизмом. Во время процесса в 1946 году он даже не пытался защищать свои убеждения, хотя терять ему было нечего: он прекрасно понимал, что в любом случае его ждет расстрел. Напротив, Власов раскаивался в совершенном предательстве.

Сталинский агент

Последнее время стала популярна версия, что Власов на самом деле был стратегическим агентом Кремля, засланным в самое сердце Третьего рейха. Конченая цель этой акции – перехват руководства Восточными формированиями вермахта и СС.
К примеру, российский военный историк Виктор Филатов в книге «Сколько лиц было у генерала Власова?» пишет, что отправка Власова на Волховский фронт была частью спецоперации, спланированной Сталиным и советской разведкой. Со слов писателя, Сталин знал, что немцы готовятся формировать из миллионов советских военнопленных части для использования их на фронтах против Красной армии. Чтобы не пустить процесс на самотек на место руководителя этого «иностранного легиона» и был отправлен Власов.
В качестве подтверждения своей теории Филатов ссылается на весь последующий ход военных действий с участием РОА. Так, во время Берлинской операции Жуков наносил удар именно на том участке обороны, где располагалась 1-я дивизия РОА полковника Буняченко. Наступление началось 16 апреля 1945 года, а накануне 15 апреля власовцы, якобы по предварительной договоренности, оставили свои позиции.
Бывший советский разведчик Станислав Лекарев утверждает, что советское командование использовало власовские части и для противостояния союзникам. По его словам, Сталин понимал, что англо-американские войска могут пройти без сопротивления всю центральную и восточную Европу и блокировать Советскую армию в пределах границ СССР 1939-40 годов. Именно поэтому на Тегеранской конференции советский лидер настаивал, чтобы союзники высаживались не на юге Франции, а в Нормандии. Ведь значительную часть западного Атлантического вала обороняли восточные батальоны вермахта, находящиеся под контролем генерала Власова.
Сторонники официальной версии – предательства генерала Власова – имеют много вопросов к этой откровенно конспирологической теории. Главный из них, почему же тогда Сталин казнил своего ставленника? Самый популярный ответ: «Власова казнили чтобы не нарушать конспирацию».

В годы Великой Отечественной войны Шолохов в военных корреспонденциях, очерках, рассказе «Наука ненависти» разоблачал античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны, показывая героизм советского народа, любовь к Родине. А в романе «Они сражались за Родину» был глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Вспоминая, как в годы войны гитлеровцы с насмешкой называли советского солдата «русский Иван», Шолохов писал в одной из статей: «Символический русский Иван - это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во.имя Родины».

Таким скромным, рядовым воином предстает перед нами Андрей Соколов в рассказе «Судьба человека». Как о деле самом обычном говорит Соколов о своих мужественных поступках. Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. «Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам... - рассказывает Соколов. - Командир нашей части спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? Какой разговор! - отвечаю я ему. - Я должен проскочить, и баста!» В этом эпизоде Шолоховым подмечена основная черта героя -чувство товарищества, способность думать о другом больше, чем о себе. Но, оглушенный разрывом снаряда, очнулся он уже в плену у немцев. С болью смотрит он, как идут на восток наступающие немецкие войска. Познав, что такое вражеский плен, Андрей с горьким вздохом говорит, обращаясь к собеседнику: «Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому сразу в душу не въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука». О том, что пришлось ему пережить в плену, говорят его горькие воспоминания: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать...»

Будучи в плену, Андрей Соколов все свои силы прилагал к тому, чтобы сохранить в себе человека, не разменять ни на какие облегчения участи «русское достоинство и гордость». Одна из самых ярких сцен в рассказе - сцена допроса пленного советского солдата Андрея Соколова профессиональным убийцей и садистом Мюллером. Когда Мюллеру донесли, что Андрей позволил проявить недовольство каторжной работой, то он вызвал его в комендантскую на допрос. Андрей знал, что на смерть идет, но решил «собраться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю минуту, что ему с жизнью расставаться трудно...».Сцена допроса превращается в духовный поединок пленного солдата с комендантом лагеря Мюллером. Казалось бы, силы превосходства должны быть на стороне сытого, наделенного властью и возможностями унизить, растоптать человека Мюллера. Поигрывая пистолетом, он спрашивает Соколова, действительно ли четыре кубометра выработки - много, а одного на могилу хватит? Когда Соколов подтверждает свои ранее произнесенные слова, Мюллер предлагает перед расстрелом выпить ему стакан шнапса: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия». Соколов вначале отказался пить «за победу немецкого оружия», а потом согласился «за свою погибель». Выпив первый стакан, Соколов отказался закусить. Тогда ему подали второй. Только после третьего он откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Рассказывая об этом, Соколов говорит: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Смелость и выдержка Соколова поразили немецкого коменданта. Он не только отпустил его, но и напоследок дал небольшую буханку хлеба и кусок сала: «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок...»

Рассматривая сцену допроса Андрея Соколова, можно сказать; что она является одной из композиционных вершин рассказа. У нее своя тема - духовное богатство и нравственное благородство советского человека; своя идея: нет на свете силы, способной духовно сломить истинного патриота, заставить его унижаться перед врагом.

Многое преодолел на своем пути Андрей Соколов. Национальная гордость и достоинство русского советского человека, выносливость, душевная человечность, непокоренность и неистребимая вера в жизнь, в свою Родину, в свой народ, - вот что типизировано Шолоховым в поистине русском характере Андрея Соколова. Автор показал несгибаемую волю, мужество, героизм" простого русского человека, который в годину тягчайших испытаний, выпавших на долю его родины, и непоправимых личных утрат смог подняться над своей исполненной глубочайшего драматизма личной судьбой, сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть. В этом пафос рассказа, его основная мысль.

Ответ от N[гуру]
Судьба человека - это рассказ-поэма о человеке, воине-труженике, который вынес все тяготы военных лет и сумел пронести через неимоверные физические и нравственные страдания чистую, широкую, открытую добру и Свету душу.
В "Судьбе человека" описаны необычные, исключительные события, но в основе сюжета лежит реальный случай. Рассказ построен в форме исповеди главного героя. О своем участии в гражданской войне, о том, что смолоду уже был сиротой, о том, что в голодном двадцать втором году "подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел", он сообщает вскользь, сосредоточиваясь по контрасту на жизни с семьей до Отечественной войны и в основном на самой недавно закончившейся войне.
Мы узнаем, что до войны Андрей Соколов был скромным тружеником, строителем, отцом семейства. Он жил обычной жизнью, работал и был по-своему счастлив. Но грянула война, и мирное счастье Соколова, как и миллионов других людей, было разрушено. Война оторвала его от семьи, от дома, от труда, - от всего того, что он любил и ценил в жизни.
Андрей Соколов пошел на фронт защищать родину. Тяжел и трагичен был его путь. На его плечи обрушились все тяготы и беды военной поры, и в первый момент он почти растворился в общей массе, стал одним из многих работников на войне, но это временное отступление от человеческого Андрей вспоминает потом с самой острой болью.
Война стала для Соколова дорогой бесконечных унижений, испытаний, лагерей. Но характер героя, его мужество раскрываются в духовном единоборстве с фашизмом. Андрей Соколов, шофер, везший снаряды на передовую, попал под обстрел, был контужен и потерял сознание, а когда очнулся, вокруг были немцы. Человеческий подвиг Андрея Соколова по-настоящему предстает не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря.
Вдали от фронта Соколов пережил все тяготы войны и бесконечные издевательства. Навсегда останутся в его душе воспоминания о лагере военнопленных Б-14, где тысячи людей за колючей проволокой были отделены от мира, где шла страшная борьба не просто за жизнь, за котелок баланды, а за право остаться человеком. Лагерь стал для Андрея и испытанием на человеческое достоинство. Там ему пришлось впервые убить человека, не немца, а русского, со словами: "Да какой же он свой? " Это событие стало испытанием потерей "своего".
Потом была неудачная попытка бегства. Кульминацией рассказа стала сцена в комендантской. Андрей вел себя вызывающе, как человек, которому нечего терять, для которого смерть - высшее благо. Но сила человеческого духа побеждает - Соколов остается жив и выдерживает еще одно испытание: не предав в комендантской честь русского солдата, не теряет достоинства и перед своими товарищами. "Как будем харчи делить? " - спрашивает его сосед по нарам, а у самого голос дрожит. "Веем поровну", - отвечает Андрей. - Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну, а сала... только губы помазать. Однако поделили без обиды".
Смерть не раз смотрела ему в глаза, но Соколов каждый раз находил в себе силы и мужество оставаться человеком. Он помнил, как в первую ночь, когда его в числе прочих военнопленных закрыли в полуразрушенной церкви, он вдруг услышал в темноте вопрос: "Раненые есть? " Это был врач. Он вправил Андрею вывихнутое плечо, и боль отступила. А доктор пошел дальше с тем же вопросом. И в плену, в страшных условиях, он продолжал "свое великое дело делать". Значит, даже в плену нужно и можно оставаться человеком. Нравственные связи с человечностью не смогли оборвать никакие жизненные перипетии, Андрей Соколов в любых условиях действует сообразно с "золотым правилом" нравственности - не делай больно другому, остается добрым и отзывчивым к людям

Рассказ «Судьба человека», сразу же вызвавший многочисленные отклики читателей, М. Шолохов написал за несколько дней. Его основу составили впечатления от встречи писателя с незнакомым человеком, поведавшим печальную историю своей жизни. Впервые произведение увидело свет в новогодних номерах «Правды» за 1956-1957 годы.

Неожиданное знакомство

Краткое содержание продолжается описанием знакомства с немолодым уже мужчиной и мальчиком пяти-шести лет: они вышли из хутора и расположились рядом с автором. Завязался разговор. Незнакомец сообщил, что он шофер, и отметил, как непросто идти пешком с маленьким ребенком. Автор обратил внимание на добротную одежду мальчика, которую аккуратно подгоняли по росту женские руки. Однако латки на ватнике и штанах мужчины были грубыми, из этого сделал вывод: вдовец или не ладит с женой.

Незнакомец отправил сына поиграть, а сам вдруг произнес: «Не пойму, за что меня жизнь так наказала?» И начал свой длинный рассказ. Приведем его краткое содержание.

«Судьба человека»: довоенная жизнь Соколова

Родился в Воронежской губернии, в гражданскую воевал в Красной Армии. В двадцать втором родители и сестра умерли от голода, а он выжил - на Кубани ишачил на кулаков. Затем обосновался в Воронеже, женился. Девушка попалась хорошая. Жили мирно, и лучше да дороже Иринки никого у него не было на свете. Работал на заводе, а с двадцать девятого сел за баранку и больше уж с машиной не расставался. Иногда выпивал с товарищами, но после рождения сына и двух дочек от хмельного отказался. Всю зарплату приносил домой, и за довоенные десять лет обзавелись своим домом, хозяйством. Всего было в достатке, да и дети школьными успехами только радовали. Вот о чем говорит в рассказе «Судьба человека» Шолохов.

А тут война: на второй день - повестка, на третий - забрали. При прощании Ирина, бледная, плачущая, все прижималась к мужу и повторяла, что больше они не увидятся. Разобрало тогда героя, по его признанию, зло: раньше времени хоронит! Оттолкнул он жену от себя - хоть и легонько, но до сих пор себе этого простить не может. Попрощался с семьей и в поезд вскочил. Такими и запомнил: сбившиеся в кучу дети руками машут и пытаются улыбнуться, а жена бледная стоит и что-то шепчет…

Начало войны

Формировались на Украине. Соколов получил грузовик, на нем и поехал на фронт. Из дома писали часто, только сам он редко отвечал: все отступали, а жаловаться не хотелось. Машина не раз под обстрел попадала - получил два легких ранения. А в мае сорок второго попал в плен. Автору Соколов описал обстоятельства этого нелепого, как он выразился, случая. Вот каким был его рассказ.

Судьба человека на войне часто зависит от обстоятельств. При наступлении фашистов одна из русских батарей оказалась без снарядов. Их и следовало доставить на своем грузовике Соколову. Дело предстояло нелегкое - прорваться к своим сквозь обстрел. И вот когда до батареи осталось доехать около километра, герою показалось, будто в голове у него что-то лопнуло. Очнувшись, он испытал сильную боль во всем теле, с трудом встал и огляделся. Машина неподалеку перевернутая лежит, а снаряды, предназначенные для батареи, вокруг рассыпаны. И звуки боя где-то позади раздаются. Так оказался Соколов тылу у немцев. Все эти события очень ярко описал Шолохов.

«Судьба человека»: краткое содержание. Первый день в плену

Лег герой на землю и стал наблюдать. Сначала танки немецкие мимо проехали, а потом автоматчики пошли. Тошно было на них глядеть, но помирать лежа не хотелось. Потому встал Соколов, и фашисты к нему направились. Один даже автомат с плеча снял. Однако ефрейтор попробовал у солдата мышцы и приказал отправлять его на запад.

Вскоре Соколов влился в колонну пленных из своей же дивизии. Ужасы плена - это следующая часть рассказа «Судьба человека». Шолохов отмечает, что сильно раненых пристреливали сразу. Погибли и два солдата, решившихся сбежать, как стемнело. Ночью зашли в село, и пленных загнали в старую церковь. Пол каменный, купола нет, еще и дождь полил такой, что промокли все. Вскоре дремавшего Соколова растолкал какой-то человек: «Не ранен?» Герой пожаловался на нестерпимую боль в руке, и военврач, определив вывих, вправил ее на место.

Вскоре Соколов услышал рядом с собой тихий разговор. Приведем его краткое содержание. Судьба человека, который говорил (это был взводный), полностью зависела от его собеседника - Крыжнева. Последний признался, что утром выдаст командира фашистам. Нехорошо стало герою от такого предательства, и он тут же принял решение. Когда чуть рассвело, Соколов подал сигнал взводному, худощавому и бледному пареньку, держать предателя за ноги. А сам навалился на крепкого Крыжнева и сжал руки у него на горле. Так герой впервые убил человека.

Утром стали спрашивать коммунистов и командиров, но предателей больше не оказалось. Расстреляв наугад четверых, фашисты погнали колонну дальше.

Попытка побега

Выбраться к своим - этой мечтой жил герой с первого дня плена. Однажды ему удалось бежать и даже пройти около сорока километров. Но на рассвете четвертых суток спавшего в стоге Соколова нашли собаки. Фашисты сначала жестоко избили пойманного, а затем спустили на него псов. Голого и истерзанного привели его в лагерь и на месяц бросили в карцер.

Продолжим передавать краткое содержание. «Судьба человека» продолжается рассказом о том, как два года гоняли героя по Германии, жестоко били, кормили так, что только кожа и кости остались, и те он с трудом носил. И при этом заставляли работать, как и ломовой лошади не под силу было.

В лагере

Под Дрезден Соколов попал в сентябре. Работали в каменном карьере: вручную долбили и крошили породу. Как-то вечером герой в сердцах произнес: «Им четыре кубометра надо, а нам на могилу и одного хватит». Об этом донесли коменданту Мюллеру, отличавшемуся особой жестокостью. Он любил бить пленных по лицу рукой, на которую была надета перчатка со свинцовой прокладкой.

Рассказ Шолохова «Судьба человека» продолжается тем, что комендант вызвал Соколова к себе. Герой со всеми попрощался, вспомнил семью и приготовился умирать. Начальство пировало, а Мюллер, увидев пленного, спросил, говорил ли он, что ему для могилы и одного кубометра земли хватит. И, получив утвердительный ответ, пообещал лично его расстрелять. А потом налил стакан водки и с кусочком хлеба и сала протянул пленному: «За нашу победу». Соколов поставил шнапс, заявив, что не пьющий. «Ну тогда за свою смерть», - ответил комендант. Герой в два глотка влил в себя водку, но хлеб не тронул: «После первого не закусываю». И только после третьего стакана («перед смертью хоть напьюсь») он откусил маленький кусочек хлеба. Улыбавшийся Мюллер стал серьезным: «Ты храбрый солдат, а я таких уважаю. И наши войска у Волги. Потому дарю тебе жизнь». И протянул хлеб с салом. Опьяневший герой ввалился в барак и заснул. А харчи поделили поровну на всех.

Побег

Вскоре Соколова отправили на новое место, где он стал возить маленького и толстого инженер-майора. Рядом с Полоцком - шел сорок четвертый год - уж русские стояли. Герой решил, что лучшего случая бежать не представится. Приготовил гирьку, кусок провода и даже мундир с пьяного немца снял. Утром, выехав за город, остановился и ударил спящего майора по голове. Затем связал его и направился в сторону русских войск. Уцелел под двойным обстрелом и языка в штаб доставил. За это полковник, пообещав представить к награде, отправил его в госпиталь, а после в отпуск.

Таково краткое содержание. «Судьба человека», однако, на этом не заканчивается.

Страшные новости

В госпитале получил герой письмо от соседа. Он сообщил, что еще в сорок втором при налете в его дом попала бомба - одна воронка осталась. Жена и дочери погибли, а сын, который в тот день был в городе, ушел добровольцем на фронт. Подлечившись, съездил Соколов в Воронеж, постоял у воронки и снова отправился в дивизию. А вскоре получил письмо от сына, но и с ним живым свидеться не получилось - 9 мая Анатолия убили. Опять остался Соколов один на всем свете.

Ванюшка

После войны поселился у знакомых в Урюпинске и устроился шофером. Как-то увидел возле чайной мальчишку - грязного, оборванного и с блестящими глазенками. На четвертый день позвал к себе в кабинку, наобум назвав Ванюшкой. И, оказалось, угадал. Мальчик рассказал, как маму его убило, а отец погиб на фронте. "Нельзя нам в одиночестве пропадать", - решил Соколов. И назвался выжившим отцом. Привел парнишку к знакомым, отмыл, причесал, одежды купил, которую хозяйка по росту подогнала. И вот теперь идут они новое место для жизни искать. Одна забота - сердце пошаливает, страшно во сне умереть и испугать сынишку. А еще семья постоянно снится - хочет он до жены и детей из-за проволоки добраться, а они исчезают.

Тут послышался голос товарища, и автор попрощался с новыми знакомыми. А когда уж Соколов с сыном отошли, Ванюшка вдруг обернулся и помахал рукой. В этот момент рассказчику показалось, будто кто-то сжал его сердце. "Нет, не только во сне плачут мужчины" - этой фразой заканчивает произведение «Судьба человека» М. Шолохов.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов в военных корреспонденциях, очерках, рассказе «Наука ненависти» разоблачал античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны, раскрывал героизм советского народа, любовь к Родине. А в романе «Они сражались за Родину» был глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Вспоминая, как в годы войны гитлеровцы с насмешкой называли советского солдата «русский Иван», Шолохов писал в одной из статей: «Символический русский Иван – это вот

Что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины».

Таким скромным, рядовым воином предстает перед нами Андрей Соколов в рассказе «Судьба человека». Как о деле самом обычном Соколов говорит о своих мужественных поступках. Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками

Ему поручили подвезти снаряды к батарее. «Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам… – рассказывает Соколов. – Командир нашей части спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? Какой разговор! – отвечаю я ему. – Я должен проскочить, и баста!» В этом эпизоде Шолоховым подмечена основная черта героя – чувство товарищества, способность думать о другом больше, чем о себе. Но, оглушенный разрывом снаряда, очнулся он уже в плену у немцев. С болью смотрит он, как идут на восток наступающие немецкие войска. Познав, что такое вражеский плен, Андрей с горьким вздохом говорит, обращаясь к собеседнику: «Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воде в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому сразу в душу не въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука». О том, что пришлось ему пережить в плену, говорят его горькие воспоминания: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, – сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать…»

Будучи в плену, Андрей Соколов все свои силы прилагал к тому, чтобы сохранить в себе человека, не разменять ни на какие облегчения участи «русское достоинство и гордость». Одна из самых ярких сцен в рассказе – сцена допроса пленного советского солдата Андрея Соколова профессиональным убийцей и садистом Мюллером. Когда Мюллеру донесли, что Андрей позволил проявить недовольство каторжной работой, то он вызвал его в комендантскую на допрос. Андрей знал, что на смерть идет, но решил «собраться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю минуту, что ему с жизнью расставаться трудно…».

Сцена допроса превращается в духовный поединок пленного солдата с комендантом лагеря Мюллером. Казалось бы, силы превосходства должны быть на стороне сытого, наделенного властью и возможностями унизить, растоптать человека Мюллера. Поигрывая пистолетом, он спрашивает Соколова, действительно ли четыре кубометра выработки – много, а одного на могилу хватит? Когда Соколов подтверждает свои ранее произнесенные слова, Мюллер предлагает перед расстрелом выпить ему стакан шнапса: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия». Соколов вначале отказался пить «за победу немецкого оружия», а потом согласился «за свою погибель». Выпив первый стакан, Соколов отказался закусить. Тогда ему подали второй. Только после третьего он откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Рассказывая об этом, Соколов говорит: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Смелость и выдержка Соколова поразили немецкого коменданта. Он не только отпустил его, но и напоследок дал небольшую буханку хлеба и кусок сала: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок…»

Рассматривая сцену допроса Андрея Соколова, можно сказать, что она является одной из композиционных вершин рассказа. У неё своя тема – духовное богатство и нравственное благородство советского человека, своя идея: нет на свете силы, способной духовно сломить истинного патриота, заставить его унижаться перед врагом.

Многое преодолел на своем пути Андрей Соколов. Национальная гордость и достоинство русского советского человека, выносливость, душевная человечность, непокоренность и неистребимая вера в жизнь, в свою Родину, в свой народ, – вот что типизировано Шолоховым в поистине русском характере Андрея Соколова. Автор показал несгибаемую волю, мужество, героизм простого русского человека, который в годину тягчайших испытаний, выпавших на долю его Родины, и непоправимых личных утрат смог подняться над своей исполненной глубочайшего драматизма личной судьбой, сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть. В этом пафос рассказа, его основная мысль.