Задания с твердым знаком для дошкольников. Задания по грамоте и чтению для дошкольников в картинках. Развитие памяти. Кто сидит на лесенке

НОД по образовательной области « Познание»

Обучение грамоте.

Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Тема : Знакомство с буквой "Ь" и буквой "Ъ".

Интеграция: Коммуникация, Познание: математическое развитие, социализация.

Цель :

  1. Познакомить с буквой "Ь" как показатель мягкости и буквой "Ъ " как показатель твердости согласных букв.
  2. Обогащать словарный запас, закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом.
  3. Закрепить умение называть числа натурального ряда.
  4. Проводить звуковой анализ слов, развивать фонематический слух.
  5. Упражнять в определении гласных и согласных звуков.
  6. Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься вместе со всеми.
  7. Развивать мышление, память, внимание;

Предварительная работа: Прочтение стихотворений о мягком и твердом знаках.

Раздаточный материал: большая азбука, касса букв, цветные карандаши, листочки с заданием, разноцветные магнитные буквы

ХОД ЗАНЯТИЯ.

В- Ребята, к нам пришло письмо от нашего Незнайки. Он узнал, что вы идете скоро в школу и прислал к вам один вопрос в своем письме. Давайте прочтем его.

"Привет мои друзья из группы "Любознайка" вот прочел недавно одну басню, и отправляю ее вам, прочтите.

Не чересчур ли ты добряк? -

Так знаку Мягкому промолвил Твёрдый знак. -

Звуки ты смягчить стремишься.

Нет, в Алфавит ты не годишься!

Кто б говорил, но ты б уж помолчал, -

Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал. -

Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.

Давным-давно пора как букву Ять,

Тебя из Азбуки изъять...

Вот и вопрос у меня к вам – Может правда не нужны нам эти 2 буквы?"

В. Да не легкую задачу нам поставил Незнайка. Но мы сможем разобраться и найдем ответ. Кто ищет, тот всегда найдет.

Ребята, давайте вспомним на какие 2 основные группы делятся все буквы русского алфавита? (ответы детей)

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Как мы их произносим? Чем они отличаются от согласных звуков? Сколько их? (ответы детей)

А согласных сколько? Почему они называются согласными? Каким цветом мы их обозначаем? (ответы детей)

А какие звуки мы обозначаем зеленым цветом? (ответы детей)

Послушайте стихотворение:

Мягкий знак, мягкий знак -

Без него нельзя никак!

Без него не написать

"Тридцать", "двадцать", "десять", "пять".

Станут "пенками" "пеньки",

"Уголками" - "угольки",

"Банька" в "банку" превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

В: О чем шла речь в стихотворении? (ответы детей)

Когда в словах пишется мягкий знак - показатель мягкости?

Хотите знать, когда пишется мягкий знак? Тогда послушайте следующее стихотворение:

Перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я

В корне я стою друзья.

Воробьи, семья, жильё -

Перед буквой Я, Ю, И, Е, Ё.

Соловьи, бельё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

А в этом стихотворении о какой букве шла речь? Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

(Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными И, Я, Ю, Е, Ё).

Физкульт минутка.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова - правою ногою,

Снова - левою ногою.

После - правою ногою,

После - левою ногою.

И тогда придешь домой.

В: Молодцы, садитесь и послушайте ещё одно стихотворение.

Было - "сели", стало - "съели".

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? Этот знак!

Знак такой нам нужен тоже,

Без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.

В: Что за буква? Нужен ли нам разделительный твёрдый знак?

Буквы выстроились в ряд

Тридцать три их, но стоят

Знаки между "Щ", "Ы", "Э" -

Мягкий, твёрдый знаки те.

Мягкий знак он очень мягок,

Но приводит всё в порядок:

Он смягчает буквы нежно,

Разделяет их прилежно.

Если знак мы потеряем,

Слово сразу изменяем -

Поменяется вдруг смысл

И тогда, дружок, держись!

Надо написать нам «елЬ»,

А получим слово «ел».

Или пишем слово «лЬёт»,

А без знака вышел «лёт».

«ТенЬ» без знака будет «тен»,

«ДенЬ», конечно, станет «ден»…

Очень нужен мягкий знак!

Помни, друг мой, это так!

Что ж такое твёрдый знак?

Что он делает и как?

Твёрдый знак всем утверждает:

«Без меня «Е», «Я» страдают –

Ведь получится «обезд»,

Если знак мой кто-то сЪест,

И получатся «обятья»

Вместо крепкого «обЪятья».

Вот какой он, твёрдый знак!

Без него нельзя никак!

В: А сейчас, ребята, я раздам вам карточки с заданием. Ваша задача вписать пропущенную букву.

Давайте посмотрим - соль, день,роль, конь, лень, ноль, дождь
Во всех этих словах нужен мягкий знак?

Ребята, к нам в гости пришла буква «А», послушайте ее слова:

Друзья! Ваш разговор - никчемные слова,

Услышав этот спор решила я!

Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте!

В: А как считаете вы? ЧТО мы ответим Незнайке на его вопрос? (ответы детей)


Скачать –

В презентацию включены ролики о буквах, стихотворения, слайды с написанием письменных букв, раскраски.

На 2 слайде ролик о твёрдом знаке. Обращаем внимание ребёнка на то, что Ъ никакого звука не обозначает. Он ставится после согласной буквы, перед гласными е, ё, ю, я.

На 3 слайде стихотворение о том, на что похожа буква. Пусть ребёнок придумает свой вариант. Напишите букву в альбоме, дорисуйте до образа.

На 4 слайде стихотворение-загадка. Ребёнок досказывает пропущенные слова и находит слова с твёрдым знаком в загадке.

На 5 слайде небольшое стихотворение, которое можно повторить по памяти и найти слова с Ъ. Распечатайте раскраску, заштрихуйте букву.

На 7 слайде ролик о мягком знаке. Обратите внимание ребёнка, что Ь никакого звука не обозначает. Сделайте звуковой разбор слов “тень” и “день”. В этих словах три звука, но 4 буквы. Мы ставим на конце Ь для того, чтобы показать, что согласный мягкий.

На что похожа буква Ь? На 8 слайде один из вариантов. Придумайте свои варианты. Запишите букву в альбом, дорисуйте до образа.

Прочитайте стихотворение на 9 слайде. Найдите слова с Ь. Соотнесите с картинками.

Прочитайте стихотворение на 9 слайде. Сколько раз встречается Ь? Обратите внимание на слово “льёт”. В этом слове у Ь другая роль – он отделяет гласную букву от согласной. Разделительный мягкий знак пишется после согласной, перед гласными е, ё, ю, я, и.

Буквы “ъ” и “ь” никакого звука не обозначают. “ь” показывает, что согласный перед ним мягкий (например, в словах конь, день, коньки, деньки). Также “ъ” и “ь” могут разделять согласную и гласную буквы (например, в словах съем, подъезд, семья, льёт).

Тонировка квартир и офисов, тонирование окон зданий . Главное достоинство тонирования окон зданий – повышение безопасности. Специальные пленки с антивандальными свойствами придают окнам повышенную прочность. Еще один плюс – поддержание необходимой температуры воздуха в здании. Затонированные стекла зимой сохраняют тепло внутри здания, а летом препятствуют проникновению солнечных лучей. Наша компания, благодаря современным технологиям осуществляет тонировку окон в любое время года, так как пленка наносится на внутреннюю сторону стекла. Тонировка окон позволит не боятся перепадов температур и высокой влажности.

Анна Иноземцева
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с буквами «Ь» и «Ъ» знак»

Цель : познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак . Объяснить значение букв в словах . Упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. Упражнять в звуковом анализе слов.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите на доску и скажите, с какими буквами мы сегодня с вами познакомимся ?

Да ребята, сегодня мы с вами познакомимся с буквами , которые не обозначают звуков, и поупражняемся в нахождении этих букв в словах и тексте .

А теперь послушайте меня [а][т][т][л][л][ы] что я сейчас произнесла? (звуки)

Скажите пожалуйста, можно увидеть звуки речи? (нет, звуки мы только слышим и произносим) .

А что тогда можно увидеть и написать? (буквы ) .

Сейчас я буду показывать буквы , а вы должны назвать звуки, которые эти буквы обозначают (демонстрация букв ) .

А теперь мы с вами проведём упражнение «Буква - звук » . Работать вы будите парами, каждая пара выходит к доске, один из пары показывает любую букву , а другой должен назвать звук, который обозначает указанная буква , затем меняемся.

Сегодня мы с вами познакомимся с последними двумя буквами нашего алфавита . Это буквы необычные . Я раскрою вам их секрет. Давайте вспомним, что такое буква ? (Буква – это значок , который замещает какой то звук, представляет его нам). Буквы , с которыми мы сегодня с вами познакомимся , тоже значки, но особые. Они не обозначают звуков.

Физминутка (встаём в круг)

Бедный мишка заболел

Мишка много мёду съел (идут по кругу)

Мишка плачет и кричит :

«У меня живот болит!» (поворачивание туловища влево, вправо)

Мишка стонет, слёзы льёт

У него болит живот. (наклон туловища вправо, влево)

Непослушный, жадный мишка

Съел лесной малины лишко. (дети грозыт пальчиком)

(На доске Ь) Дети посмотрите на доску, какая это буква ? Это мягкий знак , он указывает, что буква перед ним произноситься мягко. Давайте прочитаем слова, которые на доске : ел, кон, бан-ка. А если мы в эти слова добавим мягкий знак , то получим совсем другое слово. Давайте посмотрим, какие слова получатся : ель, конь, банька.

Если мягкий знак встаёт между согласной и гласной, то он покажет, что эти звуки не сливаются. Давайте опять обратимся к доске, прочтём слова : семя – семья, братя – братья, лют – льют, пют – пьют.

Дождик льётся, вьюга вьётся.

Как им это удаётся?

Это знак старается ,

Мягким называется.

Обратите внимание на доску, здесь написаны слова (день – тень, прочь – ночь, спать – опять, звенеть - сеть) . Я сейчас буду читать стихотворение, а вы должны договорить его, выбрав слово на доске.

Вот уходит (день)

Наступает (тень)

Свет уходит… (прочь)

Наступает… (ночь)

Все зверята (спать)

Будет день (опять)

Будет всё… (звенеть)

Золотая… (сеть) .

(На доске Ъ) Дети какая это буква ? Это буква твёрдый знак , стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твёрдый знак в силу своего характера разделяет их.

Прочитайте слова : съем – съел – объел, съезд – въезд – подъезд, спать, спеть, играть, отъезд, объезд, подъём.

Мягкий знак и твёрдый знак

Разговаривали так :

Сколько я пирожных съел?

Мягкий знак ответил :

Ну вот ребята мы и закончили знакомиться с последними буквами нашего алфавита . Теперь когда будите встречать эти буквы в тексте , вы будите знать для чего они там стоят.

С какими буквами мы сегодня познакомились ?

Что указывает мягкий знак ?

Что мы узнали о твёрдом знаке ?

Цель занятия: изучаем твердый знак, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ъ, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ъ по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Съесть пирожное Подъёмный кран Съедобные грибы Доска объявлений

  • Рассмотри новую букву. Это - буква твердый знак.
  • Повтори слова: СЪЕЛА, СЪЕЛ, ВЪЕХАЛ, ПОДЪЕХАЛ, ОБЪЕХАЛ.
  • Все эти слова пишутся с твердым знаком.

Прочитай слова:
съе-ла, въе-хал, объе-хал, подъе-хал, съел

В русском языке есть слова, в которых звуки произносятся раздельно. Чтобы это было видно при чтении, после согласной буквы пишут твердый знак.

  1. Еще раз рассмотри букву твердый знак.
  2. На какую букву он похож?
  3. А чем отличаются твердый и мягкий знаки?

Задание: печатная буква Ъ для дошкольников

Рассмотри букву твёрдый знак. Нашили букву Ъ в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Сказка про букву Ъ

Сказка про твёрдый и мягкий знаки

Однажды по дороге твёрдой походкой шёл Твёрдый Знак.

— Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? — остановил его Восклицательный знак.
— Я подарю её Восклицательному знаку. Сегодня у меня день рожденья.
— Не! — твёрдо ответил Твёрдый знак.
— Неужели не сочините? — опечалился Вопросительный знак.
— Нет и только нет! — сказал Твёрдый знак ещё твёрже.
— Но почему? — удивился Вопросительный знак.
— Не хочу! Не буду! Не желаю! — Твёрдый Знак стоит на своём очень твёрдо.

Вопросительный Знак вопросительно смотрел на дорогу. По дороге в мягких тапочках шёл Мягкий Знак.

— Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? — обратился к нему Вопросительный знак.
— Мне, честно говоря, не хочется, — мягко сказал Мягкий Знак.
— Но я попытаюсь… так и быть.

И вот вечером Вопросительный Знак прибежал к Мягкому Знаку за сказкой.

— Жаль… мне очень жаль, — промямлил Мягкий Знак, — но, право, я не умею сочинять сказки. И он заплакал.
— Но почему же вы мне сразу не сказали? — рассердился Вопросительный Знак.
— Вы были так любезны, — прошептал Мягкий Знак, — и я не смог вам отказать сразу. Я не люблю отказывать. И он заплакал ещё сильнее.

Вопросительный Знак расстроился:

— Извините, но я не могу вас утешить. Я опаздываю. На день рожденья.

Он бежал по дороге и думал: «Что же я скажу, если Восклицательный Знак спросит, где подарок???»
Но Восклицательный Знак ничего не спросил. Он воскликнул:

— Ура! Наконец-то! Пришёл мой друг — Вопросительный Знак! Как я рад!

(Э. Мошковская)

Пословицы и поговорки на букву Ъ

Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.

Веселые стихи про букву Ъ для детей

А рано утром натощак
Пошли мы к букве «твердый знак».
Но не могли найти никак
Ни твердый знак,
Ни мягкий знак.
Мы долго думали в пути,
Где эти знаки нам найти,
И после размышленья в печать
решили мы послать такое объявленье:
«Пропала не собака,
А два печатных знака.
Найти их рядом мудрено.
Но, может быть, однако,
Словцо отыщется одно,
Где будут оба знака?»
В одной из утренних газет
Мы через день прочли ответ
От школьника Петрова
Из города Тамбова.
Илья Петров ответил так:
«И твердый знак, и мягкий знак
Найдешь в одно мгновенье.
Ты их найдешь,
Когда прочтешь
Свое же объявленье!»
Мы объявленье перечли
И оба знака в нем нашли.
И написали мы в Тамбов:
«Благодарим, Илья Петров!»
(С. Маршак)

Волк ужасно разъярен -
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съёжась, выставил иголки -
Объегорил злого волка.
(В. Лунин)

Мягкий знак и твердый знак
Разговаривали так:
- Сколько я пирожных съем?
- Мягкий знак ответил:
- Семь.
(А. Шибаев)

Что случилось с мягким знаком?
Был мягкий знак высоковат…
Сказали буквы строго:
- Эй, наклонись немного! -
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в…
Твердый знак.
(А. Шибаев)

Птица смотрит в удивлении
На лесное объявление.
Не найдет она никак
В этом слове твердый знак.
(Г. Сатир)

Подъем - для тех, кто ловок, смел,
Он беспокойным впору.
На холм взобраться не сумел -
Штурмуй большую гору.
(Я. Аким)

Обойди хоть всю планету,
С твердым знаком зверя нету.
Может, где-то на Венере
С твердым знаком рыщут звери?
(Е. Григорьева. И. Гамазкова)

Объявляется банкет!
Все объедки сдай в буфет!
Объясняю: в цирке есть те,
Кто их желает съесть!
(В. Берестов)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Игры в картинках для детей 4-5 лет

Задания для детей средней группы детского сада на тему «Учимся читать»

Задание 1

Назови предметы в каждой группе. Соедини их с буквой, на которую начинаются их названия.

Задание 2

На какую букву начинаются эти слова? Дорисуй предмет, название которого начинается на нужную букву, в каждой группе.

Задание 3

Соедини предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву.

Задание 4

Соедини предметы, названия которых заканчиваются на одну и ту же букву.

Задание 5

Раскрась лишнюю картинку в каждой группе. С какой буквы начинаются названия картинок?

Задание 6

Выбери и раскрась только те картинки, в названиях которых есть буква «Ш».

Задание 7

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «Л».

Задание 8

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «П».

Задание 9

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «К».

Задание 10

Назови картинки. Соедини их цепочкой: в первом слове - названии картинки звук [М] стоит в начале слова, во втором звук [М] - в середине слова, в третьем звук [М] - в конце слова.

Задание 11

В названии какого предмета слышится звук [Д], а какого - звук [Т]?

Задание 12

В названии какого предмета слышится звук [Б], а какого - звук [П]?

Задание 13

В названии какого предмета слышится звук [З], а какого - звук [С]?

Задание 14

Где находится звук [Р] в словах: в начале, в середине или в конце слова? Соедини схемы с подходящими словами.

Задание 15

Сколько звуков в каждом слове - названии картинки? Назови их. Соедини картинки с нужными цифрами.

Задание 16

С каких звуков начинаются названия этих предметов? Если убрать первые звуки в этих названиях, получатся другие слова. Какие?

Проверь себя.

Удочка - дочка; муха - уха; бусы - усы; гроза - роза.

Задание 17

Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зелёным цветом.

Задание 18

Соедини каждую картинку со слогом, на который начинается её название.

Задание 19

Слова, в названиях которых один слог, соедини с одним квадратиком, слова, в которых два слога, - с двумя квадратиками, а слова, в которых три слога, - с тремя квадратиками.