Сценка малахитовая шкатулка. Сценарий спектакля "Тайна Медной горы" по мотивам сказов Бажова. П. П. Бажова «Сказы из малахитовой шкатулки»

Сценарий внеклассного занятия для младших классов: Чудный мир уральских сказов

Цели:
1. Познакомить учащихся с творчеством русского писателя П.П.Бажова.
2. Активизировать творческие способности детей, стимулировать их исследовательскую деятельность.
3. Формировать коммуникативные и интеллектуальные способности.
4. Развивать способность к сравнению, сопоставлению, влиять на формирование их читательских интересов.
5.Развивать память, логическое мышление, расширять кругозор учащихся, формировать глубокий и устойчивый интерес к предмету.
6. Воспитывать культуру общения, умение выслушивать собеседника и отвечать на поставленный вопрос, формировать потребность в коллективной и индивидуальной работе.
Оборудование: проектор, компьютер.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя: (слайд)
Известно людям с давних пор –
Так нужно ль сомневаться?-
Что в глубине Уральских гор
Сокровища таятся.
Но самоцветных всех камней,
Как радуга горящих,
Сказанья древние ценней
О людях настоящих,
О старых русских мастерах,
Об их тяжелой доле,
Волшебных золотых руках,
Закованных неволей.

2. Рассказ о биографии Бажова. (слайд)
Родился 27 января 1879 года в Сысерти в семье рабочего сварочного цеха Петра Бажова. Детство писателя прошло в Сысерти и Полевском – старых заводских поселках. Семья Бажовых вела привычный для рабочих того времени полукрестьянский образ жизни, когда на время покоса закрывались фабрики, и шла заготовка сена, работа на огороде, заготовка грибов и ягод. Отец будущего писателя Пётр Васильевич, рабочий сварочного цеха, считался специалистом своего дела, был человеком гордым и талантливым, но отличался строптивым нравом и был непочтителен с начальством. Из-за этого семья часто переезжала с места на место, побывав на всех заводах Сысертского округа. Мать Августа Стефановна кроме ведения домашнего хозяйства рукодельничала «на заказчика», была искусной кружевницей.

библиотекарь:
А знаете ли вы, что фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов –Колдунков.
Учитель трёхлетней земской школы заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям учить сына дальше. Так десятилетний Бажов в 1889 г. оказался в духовном училище г. Екатеринбурга. «Здесь плата за право обучения была значительно ниже против гимназий, не требовалось форменной одежды, и была система «общежитий», в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах», – писал в своих воспоминаниях Бажов. Закончив его в 14 лет, поступил в Пермскую духовную семинарию, где обучался ещё 6 лет. В 1897 г., после смерти отца, Павлу пришлось думать о заработке, отказавшись от обучения в духовной академии. С 1899 по 1917 года Бажов был учителем русского языка сначала в деревне Шайдуриха около Невьянска, затем в Екатеринбурге и в Камышлове. Много ездил по Уралу, собирал для себя «узелки на память» - народное устное творчество.
В Екатеринбурге Бажов поселился в 1914 году, построив свой дом на окраине города. Сейчас это улица Чапаева. (слайд)
Недалёко от Исети -
Старый дом и сад густой.
Там шумит весенний ветер
Беспокойною листвой.
Облаков пушистых гребни
Проплывают стороной.
В этом доме жил волшебник –
Мудрый сказочник седой...

След Копытца серебрится,
Вьётся змейкою в ночи,
Огневушкою кружится
Пламя жаркое в печи,
Ящерки мелькнули разом,
Встал Данила над цветком...
И шкатулкой, полной сказов,
Кажется бажовский дом.
А из сада гомон птичий,
Ветви тянутся к лучам.
И шумит листвой рябинка,
Зеленеет каждый год...
...К дому этому тропинка
Никогда не зарастёт

Об Урале до войны знали меньше, чем сегодня. Он казался экзотическим краем, где возможна собственная мифология. Такая мифология действительно существовала.

В этой мифологии есть Малахитница, которая одним помогает, а других и наказать может.
Есть она и у Бажова, только он Малахитницу называет Медной горы Хозяйка Она хранительница секретов высшего мастерства, воплощение красоты самой уральской природы.
В малахитовую шкатулку. Хозяйка Медной горы положила свои драгоценности – украшения из самоцветных камней.

Перед нами сейчас другая «Малахитовая шкатулка», и она ничуть не хуже: в ней собраны чудесные, яркие, увлекательные сказы Павла Петровича Бажова. слайд

А сейчас проверим, как вы знаете произведения Бажова. Для этого разгадаем кроссворд
По вертикали – герои сказов П.П. Бажова: (показ слайдов)
Герой сказа «Медной горы Хозяйка» (Степан)
Как называли в народе Медной горы Хозяйку? (Малахитница)
Имя деда в сказе «Серебряное копытце»(кокованя)
Он стал мастером у старика Прокопьича (Данила)
Имя девочки в сказе «Серебряное копытце» (Даренка)
Фамилия мастера чугунного литья в сказе «Чугунная бабушка» (Торокин)
Как звали старушонку из сказа «Синюшкин колодец»? (Синюшка)

А сейчас проведем викторину по сказам Бажова .
1. Как звали писателя, написавшего «Каменный цветок»
А) Иван Сергеевич Крылов
Б) Андрей Платонович Платонов
В) Павел Петрович Бажов
2. Как звали героя сказа?
А) Никитушка
Б) Данилушка
В) Коленька
3. Сколько лет было герою в самом начале сказа?
А) 10
Б) 15
В) 12
4. Прозвище героя
А) Недовыросший
Б) Недокормыш
В) Недоросший
5. Имя невесты Данилы?
А) Катя
Б) Надя
В) Настя
6. С каким камнем работал Данила?
А) алмаз
Б) изумруд
В) малахит
7. Кто первым рассказал Даниле о каменном цветке?
А) Прокопьич
Б) бабка Вихориха
В) невеста Катя
8. На какой праздник, по легенде, можно было увидеть каменный цветок?
А) Иванов день
Б)Змеиный праздник
В)Новый год
9. Чем закончился сказ?
А) Данила и Катя поженились
Б) Данила стал заниматься другим делом, а работу с камнями бросил.
В) Данила ушел из дома и больше его никто не видел

Итог урока
Ученые говорят, что Урал и вовсе не изучен до конца, и вполне может преподнести еще не один сюрприз, и предрекают новое рождение старым копям. А туристы, которые в последнее время особенно полюбили суровый и прекрасный северный край, с изумлением рассказывают про странную зеленую ящерку, появляющуюся словно ниоткуда, которую еще можно увидеть иной раз близ Ильмени или Гумешков. Правда это или вымысел – но Уральские горы все не скудеют самоцветами, а значит, Хозяйка все еще там и охраняет свои владения.

Презентация на тему: Чудный мир уральских сказов. Павел Петрович Бажов

П. П. Бажова «Сказы из малахитовой шкатулки»

Составила ЯговцеваЛ.Ю. – учитель высшей категории ,

МКОУ СОШ №6 Г.Кушва

Цели:

1. Через творчество П. П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем.

2. Прививать любовь к чтению.

Задачи:

1. Создать условия для длительного сохранения большой информации и для воспроизведения ее.

2. Через мнемический прием ассоциаций учить детей узнавать сказы Бажова.

3. Через творчество П. П. Бажова дать дополнительные исторические знания об Урале, уральском говоре, уральских самоцветах.

4. Способствовать развитию коммуникативных способностей детей.

Оборудование:

Портрет П.П.Бажова (1879-1950).

Книги П. П. Бажова.

Выставка уральских самоцветов.

Предметы из сказов (пуговица, молоток, ящерка на камне, брошь) .

Презентация с иллюстрациями к сказам Бажова.

На стене написан эпиграф:
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут жить веками были
В чудесном малахите строк,
И не завянет на могиле
Чудесный каменный цветок

(Е. Хоринская)

Ведущий:
Дорогие ребята! Уважаемые взрослые: родители, коллеги – учителя. Мы рады приветствовать вас в этом уютном светлом зале. И приглашаем вас в литературное путешествие по просторам родного Урала. Урал – край, славный своими трудовыми традициями. Уральские умельцы приоткрыли нам секреты своего мастерства. Настоящим праздником души пусть станет для вас открытие сокровищ народной мудрости, сохраненных в песнях, сказках, записанных в книгах. Итак, я приглашаю вас в путь к родным истокам, к новым открытиям.

Ход мероприятия.

Под мелодию «Уральский хоровод» дети входят в зал, садятся на стульчики.

1 ведущий:
Уральские горы по каменным плитам
Ведут за собой нас в страну малахита.
В страну, где не счесть драгоценных камней,
В страну работящих и добрых людей. (В.Степанов)

2 ведущий:

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. А вы, ребята, узнали, о ком идёт речь? (ответы детей)

Верно, это - Павел Петрович Бажов.

(На экране появляется 2 слайд с портретом писателя.)

Его друзья писатели говорили о нем так:

1 ребенок:

«Это сверкающий самоцвет уральской литературы»

2 ребенок:

«Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом»

3 ребенок:

«Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».

4 ребенок:

В его произведениях фантастическое сливалось с реальным. В них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Работая в разных газетах, Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник – «Малахитовая шкатулка».

1 ведущий:

Уважаемые родители, ребята! Сегодня у нас литературный праздник, посвященный творчеству П. П. Бажова, и называется «Сказы из малахитовой шкатулки».

Под спокойную мелодию водили девушки хороводы по вечерам, и стар и млад вели беседы неспешные. Для вас заводят хоровод девочки из 2 в класса.

Звучит музыка Л. Шварца их кинофильма «Каменный цветок».Учащиеся в костюмах крестьянских детей начала 20 века входят под музыку в зал. На «завалинку» усаживается Дед Слышко (ученик в костюме, загримирован под старичка), остальные учащиеся рассаживаются по периметру импровизированной поляны. Старик бьёт по железу.

Старик:

Эй, кто там? Что за люди у казённого места в поздний час шляются? По какому праву? А?!

Дети: - Это мы – ребята заводские…

Старик: - Да не мыкай, а толком отвечай – кто идёт.

Девочка: Мы, дедушка, за сказками пришли.

Старик:

За сказками? Придумали тоже! Сказки – это, слыш – ко, про Курочку Рябу да золотое яичко. Ты, поди, опоздала такие сказки слушать! Про старинное житьё расскажу. Только это не сказки, а сказы да побывальщина называется. Эх, вы, скворчата, за день набегались, накричались, теперь ушам охота работу дать? Ладно уж, расскажу вам.

Мальчик: - А это новая сказка?

Старик:

Чур, не перебивать! Я, может, про твою прабабку говорить буду, а ты говоришь – сказку! Слушай вот и примечай себе на пользу, какие в старину девушки были…

2 ведущий:

Вот так много – много лет назад дедушка по прозвищу «Слыш – ко» начал рассказывать ребятишкам сказы старого Урала. Именно они и составили первый сборник сказов Павла Бажова.

5 ребенок:

Мы держим с тобою, приятель, в руках

«Уральские сказы» о дивных горах.

Здесь много случалось историй.

Тут были и радость и горе.

В них горы до неба почти достают,

Красива природа, покой и уют.

И добрые люди здесь сказки хранят,

Которые о волшебстве говорят.

Умели наряжаться народы Урала в праздники в нарядные сарафаны, расшитые рубахи, пояса. Играли на гуслях, балалайках, гармошках… Сами отдыхали и народ веселили. На сцену приглашаются ребята из ансамбля ложкарей ДМШ г. Кушва. Руководители: Осолодкова Вера Михайловна, Уржумов Валерий Павлович.

Ведущая. Что это за гостья суровая да строгая к нам явилась? Небольшого росту девка и сама вся статная,

И коса чернява, да такая ладная.

Платье цвета малахита, в косе ленты красные,

Глаза, словно изумруды.-Волшебные, ясные.

( ответы детей:Хозяйка Медной горы)

Сценка

Появляется Хозяйка Медной горы.

Хозяйка (кричит). Кто тут вспомнил про меня, да про старый, добрый Урал? Кто это ко мне в гору пожаловал?.. А, это вы, люди добрые! Что ж, здравствуйте! Умельцам завсегда рада! Я – Хозяйка Медной горы, ящерки - мои слуги. П оставлена я оберегать богатства моего края. А край мой очень знаменит природными красотами, полезными ископаемыми, людьми мастеровыми. Вот я вас заберу в свою Медную гору да заставлю работать, добывать драгоценные каменья да самоцветы!

Ведущий: Зачем же ты, гостья дорогая, нас пугаешь?

Хозяйка:

Я вас не пугаю! А предупреждаю: если вы не знаете содержания «Уральских сказов», то заберу всех в гору и буду целыми днями эти сказы вам читать!

Ведущая. Вот строгий до чего характер у этой хозяйки! И правду говорят, что «злому человеку с ней встретиться - горе, да и доброму радости нет».

Хозяйка. Мало ли, что про меня говорят. Я вот устрою ребятам экзамен! Трудный, сложный! И если они не справятся, то...

Ведущая. Слышали уже, слышали, что заберешь к себе в горные мастера. Но запомни, ребята у нас умненькие и на все твои вопросы ответят! Не сумеешь ты их провести!

Хозяйка. Это мы еще посмотрим.Вот вам ребята первое задание.

Козел тот особенный был: правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет – камень дорогой появится.

Даренка все смотрит и удивляется. Издалека – то его не разглядишь

И не разберешь, а близко к нему, как не старайся, не подойдешь.

Ребята. Серебряное копытце.

Под волшебную музыку вбегает козлик.

Козлик:

Стучу я «цок – цок - цок» копытцем.

Хочу я с вами подружиться!

Козлик я лесной, дружите со мной!

Я – Серебряное копытце. На правой передней ноге волшебное копытце. В каком месте топну этим копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топну – там один камень, два топну – два камня, а где ножкой бить стану – там груда дорогих камней. Обо мне рассказано в сказе «Серебряное копытце». Молодцы, ребята, что отгадали мое имя. Теперь я буду вам помогать. А то, я смотрю, Хозяйка Медной горы вас совсем запугала.

Хозяйка. (задает вопросы)

Ответьте, ребята, в какой сказке были старик по прозвищу Кокованя, девочка Даренка и кошка Муренка? («Серебряное копытце»)

Назовите мне, чем еще особенным отличался от других козликов козлик Серебряное копытце? (Он всегда ходил с рожками, в то время как зимой обычные козлики рожки сбрасывали; на рожках у него было по пяти веточек, а у обычных козликов только три.)

А вот о ком сказ? «Махонькая девчонка, как куколка, а живая, подбоченится, платочком махнёт и пойдёт плясать кругами. Как круг пройдёт, так и подрастёт маленько. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубёнками блеснула, платочком махнула, свистнула: «Фи – и – и – ть! Й – ю – ю – у…!» И никакой девчонки не стало» Кто это?

БалтенковаЕсения «Семеновские частушки»

Махонька девчоночка –

Сама вроде кукленочка –

Резвехонько так пляшет,

В руке платочком машет. (Огневушка - поскакушка)

Ответы детей Огневушка-поскакушка

Танец Огневушки

Огневушка – поскакушка . Посмотрите ребята на экран и отгадайте, к каким сказам выполнены иллюстрации.

Козлик : - Это - Огневушка – поскакушка - вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такаяПоскакушка покажется, там и золото. Не сильное, зато грудное и не пластом лежит, а вроде редьки посажено. Сверху, значит, пошире круг, а дальше – всё меньше и меньше. Выроешь эту редьку золотого песку – и больше на том месте делать нечего. Об этом рассказано в сказе, который называется «Огневушка – поскакушка».

Ведущий: А теперь, чтобы доказать Хозяйке Медной горы, что ребята хорошо знают «Уральские сказы» Бажова, ученики… класса покажут разученную сценку.

Появляются персонажи сценки: Данилушко и бабушка Вихориха. Вихориха держит в руках букетик из разных трав и лесных цветов.

Данилушко. Хорошо мне, бабушка, у тебя живется. Вот ты и травы всякие знаешь.

Бабушка. Да, я бабка Вихориха, много лет прожила. Про любую траву тебе расскажу, про любой цветок!

Данилушко. А ты всякий цветок в наших местах знаешь?

Бабушка. Хвастать не буду. Любой знаю из тех, которые открытые.

Данилушко. А разве еще неоткрытые бывают?

Бабушка. Есть и такие. Папору вот слыхал?

Данилушко. Это - папоротник?

Бабушка: Да. Будто он на Иванов день цветет. Тот цветок колдовской – клады им открывают. Для человека он вредный.

Данилушко: А ещё?

Бабушка: На разрыв-траве цветок – бегучий. Только поймай его – и все затворы тебе открыты. Это воровской цветок. А еще каменный цветок есть.

Появляется Хозяйка Медной горы с цветком (имитация каменного). Она таинственно кружится вокруг Данилушки и бабушки Вихорихи.

Бабушка: Это цветок в Малахитовой горе будто растет. Говорят, что на змеиный праздник он полную силу имеет. И несчастным будет тот человек, который каменный цветок увидит.

Данилушко: А чем несчастный, бабушка?

Бабушка: А я и сама не знаю, Данилушко. Так мне сказывали. Ведь этот цветок сторожит сама Хозяйка Медной горы.

Бабушка уходит. Данилушко надевает фартук, повязывает вокруг головы, на манер ободка, полоску ткани и берет в руки молоток.

Хозяйка: Много лет прошло с того бабушкиного рассказа. Стал Данилушко совсем взрослым. И посмотрите – заказали ему чашу сделать из камня, на цветок похожую.

Данилушко: Хоть и стал я хорошим мастером, а не выходит у меня чаша! Никак не выходит! Сколько я малахита извел, а все без толка!

Хозяйка ( подходит ближе) . Что, Данило-мастер, не выходит у тебя чаша?

Данилушко: А ты откуда взялась? Кто ты такая? (изумленно) Не иначе – ты Хозяйка Медной горы. И платье на тебе из шелкового малахита.

Хозяйка: Так сегодня же праздник – змеиная горка.

Данилушко: Покажи каменный цветок.

Хозяйка: Показать-то я тебе его покажу. Да только потом жалеть будешь.

Данилушко: Не отпустишь из горы?

Хозяйка: Почему не отпущу? Дорога открыта, да только ко мне же воротишься!

Данилушко: Покажи, сделай милость. Без каменного цветка мне жизни нет. Покажи!

Хозяйка: когда так, то пойдем Данило-мастер в мой сад. Вот – смотри! (обводит вокруг себя цветком)

Данилушко ( оглядывается по сторонам): Деревья-то какие высоченные, только не как в наших лесах, а каменные! Которые мраморные, а которые из змеевика – камня … И травка каменная1 Лазоревая, красная! Промеж леревьев змейки золотые трепыхаются, как пляшут. От них свет идет.

Хозяйка: А вот посмотри – в этом углу сада земля простая, как глина. А кусты черные, словно бархат.И на этих кустах большие зеленые колокольцы малахитовые, и в каждом сурьмяная звездочка. Огневые пчелки над теми малахитовыми цветами сверкают, а звездочки тонехонько позванивают, ровно поют.

Данилушко: Так вот они какие, каменные цветы.

Хозяйка: Что, Данило-мастер, поглядел?

Данилушко: Не найдешь камня, чтобы так сделать.

Хозяйка: Кабы сам придумал, дала бы я тебе такой камень. А теперь не могу.

Под музыку герои уходят со сцены.

Ведуший. Молодцы, ребята! Вот и Хозяйка Медной горы помогла нам сценку показать по одному из сказов Павла Петровича Бажова.

Хозяйка . И я рада! Никого мне не пришлось забирать в свою гору!

Помошник. Напевает за кулисами:

Эй – ка, эй – ка,

Голубая змейка!

Объявись, покажись!

Колеском покружись!

(повторяется 2 раза)

Старик.

Кто появляется, заслышав эту песенку?

Ребята. Это – Голубая змейка.

Старик. « Одному увидеть Голубую змейку – прямое счастье: наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла. И много его. По верху большими кусками лежит. Только оно с подвохом. Если лишку захватишь, да хоть капельку сбросишь, всё в простой камень повернётся. Второй раз тоже не придёшь, потому – место сразу позабудешь. Ну, а когда змейка двоим – троим покажется, тогда вовсе чёрная беда – все перессорятся. Да ещё сказывают, что иной раз Голубая змейка человеком прикидывается».

Голубая змейка. - По каким приметам вы меня узнаёте, когда я человеком прикидываюсь?

Старик. - Молодцы! Слушайте дальше. «Из водяного окошка старушонка вышла. Ростом не более трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесёт старушку. А глаза девичьи и голос, как у молоденькой». Кто это?

Ответы детей: Бабка Синюшка

Старик: Г де Бабка Синюшка сидит, тут и богатство положено. Она может обернуться и пригожей девушкой: глаза - звездой, брови – дугой, губы – малина, русая коса и в косе – лента синяя. Но такой она кажется только добрым и хорошим людям. Про неё сказ «Синюшкин колодец».

- Про Синюшку Илья много слыхал. Вот, дескать, по глухим болотным местам, а то и по старым шахтам набегали люди на Синюшку. Где она сидит, тут и богатство положено. Сживи Синюшку с места, -и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев. Тогда и греби, сколь рука взяла. Придя на прииск и потеряв бабкины перья, стал готовиться к встрече с Синюшкой.

(Берет ковш и навязывает его на палку)

- Как месяц на полный кружок обозначился, Илюха и пошел. Добрался до места. Глядит – никого нет.

Илья: (тихонько говорит) «Без ковша пришел»

Синюшка: - Милости просим, гостенек дорогой! Давно поджидаю. Подходи да бери сколько унесешь.
(крышку над колодцем подняла, а там и открылось богатства всякого. Илья близко не подходит)

Ну, чего стоишь? Бери, говорю, сколько в кошель войдет.

Илья: - Кошеля-то у меня нету, да и от бабки Лукерьи я другое слыхал. Будто только то богатство чисто да крепко, какое ты сама человеку подашь.

Синюшка: - Вишь ты, привередник какой! Ему ещё подноси! Ну, будь по-твоему!
(выходит из колодца девица с золотым подносом, и с поклоном подает ему поднос. На подносе золото.)

Девица 1: -Прими-ка, молодец!

Илья: - Для смеху это придумано. Ни одному человеку не в силу столько поднять.

Синюшка: - Не возьмешь?

Илья: - И не подумаю.

Синюшка: - Ну, будь по твоему! Другой подарок дам.
(Выходит Девиц 2 с серебряным подносом и серебром)

Илья: -Не в силу человеку столько поднять, да и не своими руками ты подаешь.
(Синюшка рассмеялась.)

Синюшка: - Ладно, будь по-твоему! Тебя и себя потешу. Потом, чур, не жалеть. Ну, жди.
(Вышла девчонка3 подает ему бабки Лукерьи решето с ягодами, а сверху три перышка, синей ниточкой перевязано)
- Прими-ко, мил друг Илюшенька, подарочек от чистого сердца. (Берет решето)

Илья: - Ты чья, красна девица?Скажись, как тебя звать-величать?
Девчонка (усмехнулась) - Бабкой Синюшкой люди зовут, а гораздому, да удалому, да простой душе и такой кажусь, какой видишь. Редко только так-то бывает.

Илья: - Перышки-то у тебя откуда?

Девушка: - Да вот один за богатством приходил. Сам в колодец угодил, и кошели свои утопил, а твои - то перышки выплыли. Простой, видно, ты души парень.
(стоит ленту в косе перебирает)

Синюшка. Зачерпни – ка, мил – друг Илюшенька, ковшичком из моего колодца еще раз.

Илья черпает и достает вещи. - Ой, что это? Чьи это вещи? Вы не знаете ребята?

Молоток – «Каменный цветок» (инструмент Данилы-мастера) .

Обруч – «Голубая змейка. (Золотой обруч отводил беду от детей) .

Подошвы (Северьяна Кондратьича, приказчика с прииска Полевой, - “Приказчиковы подошвы”).

Зеркальце (Таюткино - “Таюткино зеркальце”).

Лопата (Федюнькина - “Огневушка - Поскакушка”).

Банный опарыш - веник (Яшка Зорко - “Травянаязападенка”).

Решето и три перышка (Ильи - “Синюшкин колодец”).

Девушка: - Так-то, мил друг Илюшенька! Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешнему богатству навеки приставлена. Ну, нагляделся? Хватит поди, а то как бы во сне не привиделась. (Вздохнула) (Уходят)

Дома решето у Илюши потяжелело, ягоды стали самородками да дорогими каменьями. С таким богатством Илья сразу от барина откупился, на волю вышел, дом себе хороший справил, лошадь завел. Вскоре женился Илья на девке похожей точь –в-точь на Синюшку. А на месте синюшкиного колодца прииск открыли богатый золотом.

Ведущий (замечает забытую Хозяйкой малахитовую шкатулку)

Давайте посмотрим, что там? (открывает шкатулку, там «камни самоцветные») бречка журчит звучала песня. А потом другая – грустная протяжная, как дорога, по которой едут долго – долго… Песню «Русские края» исполняет Барбина Ирина, ученица 3 в класса, аккомпанирует Коврижных Светлана Александровна.

Вот и закончился наш праздник! Нам всем приятно было познакомиться с творчеством П. П. Бажова и встретиться с самой Хозяйкой Медной Горы. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.

Ведущий. Бажов писал сказы о простых людях, рабочих, которые занимались тяжелым трудом и были не богатыми, а бедными. И во всех этих историях живет мечта людей о помощи волшебных сил - чтобы волшебные герои немного помогли в трудной жизни рабочих

Козлик. И, как видите, к добрым людям мы приходим на помощь. Я - Серебряное копытце - одарил драгоценными камнями бедняков Даренку и Кокованю. Бабка по имени Синюшка помогла простому работяге с добрым сердцем Илюхе, а Голубая змейка заставила двух мальчиков понять, что плохо, а что хорошо, как научиться быть добрыми и справедливыми, и еще подарила каждому по мешочку с золотым песком.

Ребенок:

Я сказы Бажова люблю и читаю, хотя в них не все я еще понимаю.

На помощь приходит и папа, и мамаи бабушка Нина – папина мама.

Мне в сказах Бажова по нраву девчушка,

Которую Павел Петрович назвал Поскакушкой.

Понравился очень мне сказ про Танюшку,

Девчонку Даренку и про Марьюшку.

Дети – артисты выходят на построение.

Ребенок:

В который раз склонимся мы над книжкой,

Впитаем мудрость этих слов.

Нам не забыть рассказов деда Слышко

Спасибо, добрый дедушка Бажов.

Ведущий: Пришла пора вас одарить за умения и старания (награждение).

Любите свой край, берегите его. И он откроет вам свои богатства. Главное

помните: труд да усердие горы сворачивают, а чистое бескорыстное сердце

любые трудности преодолевает. Раздает мешочки с «самоцветами» классным

руководителям и провожает классы из зала.

«Серебряное копытце» Павел Бажов

Сценарий сказки.

Ведущий

Даренка

Кокованя

Муренка

Мачеха

Дети

Вед: Жил в нашем селе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у него не осталось, он и решил взять в дети сиротку. Поспрашивал у соседей, они и посоветовали взять одну девчонку лет шести.

Кокованя : Несподручно мне с девчонкой-то. Парнишечко-то лучше. Обучил бы его своему делу. А с девчонкой как? Чему её учить-то стану?

Садится, думает. В это время выбегают дети играть в игру «Лапоток».

Лапти липовые.

Мачеха : Лапти готовы?

Дети : Нет!

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.

Лапти липовые.

Вы не стойте у ворот, заходите в огород.

Мачеха : Лапти готовы?

Дети : Готовы!

Мачеха : Тогда бросайте. (отворачиваются, и бросают через плечо)

Мать : А теперь сплясать водном можете?

Дети : Да! (танцуют, на обутой ноге)

Мать : Раз, два, три каждый лапоть свой бери!

Мать : Чтобы лапоть свой забрать, меня надо целовать! (целуют)

Вед : В праздничный день приходит он в ту избу к тем людям, у кого сиротка жила. Видит, полна изба народу: больших и маленьких. Отдельно девочки сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девочка эту кошку гладит и она до того звонка мурлычит, что по всей избе слышно.

Кокованя : Это у вас Григорьева – то дочка?

Хозяйка : она самая. Мало одной-то, так еще и кошку драную где-то подобрала. Всех моих детей перецарапала, так еще и корми её.

Кокованя : Неласковые твои видно ребята, у неё-то мурлычет.

(обращается к сиротке).

Ну как, Даренка, пойдешь ко мне жить?

Даренка : Ты деда как узнал, что меня Даренкой зовут?

Кокованя : Да так, не думал, не гадал, нечаянно попал.

Даренка : А ты хоть кто?

Кокованя : Я – вроде охотник. Летом золото добываю, зимой за козлом бегаю, да все увидеть не могу.

Даренка : Застрелишь?

Кокованя : Нет! Простых козлов стреляю, а этого не стану. Мне посмотреть охота, в каком месте он правой передней ножкой топнет.

Даренка : А тебе на что это?

Кокованя : А вот пойдешь ко мне жить, так все и расскажу.

Даренка : Пойду, только ты эту кошку Муренку тоже возьми. Гляди, какая хорошая…

Кокованя : Про это что и говорить!

(хозяйка собирает вещи, отдает кузовок)

Кошка : (трется и мурлычет) Правильно придумал, правильно!

Вед : Так и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой, бородатый. Она махонькая, носишко пуговкой. Идут и кошка драная за ними подпрыгивает. Так и стали жить вместе: дед Кокованя, Даренка, да кошка Муренка. Кокованя с утра на работу уходил, Даренка по дому работала, кошка Муренка на охоту ходила, мышей ловила. В свободную минутку Даренка играла со своей куклой

Даренка : Глазки, глазки – носик,

Щечки, щечки – ротик,

Ушки, ушки – лобик.

Ручки – животик,

Ножки, ножки – голова

Эта куколка моя.

Вед : А вечером соберутся, Кокованя сказки рассказывает, Муренка мурлычет, Даренка напоминает …

Даренка : Деда, про козла-то скажи, какой он?

Кокованя : Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытом – там и появится дорогой камень, а где ножкой бьет – там груда дорогих камней.

Даренка : Деда, а он большой?

Кокованя : Не выше стола.

Даренка : Деда, а рожки у него есть?

Кокованя : Рожки-то у него отменные. У простых козлов по два, а у этого по пять веточек…

Даренка : Деда, а кого он ест?

Кокованя : Да никого не ест, листом да травой питается. Ну, сено зимой подъедает.

Даренка : А шерстка, у него какая?

Кокованя : Летом буренькая – как у Муренки, а зимой – серая.

Вед: Наступила зима. (танец снежинок).

Стал, Кокованя готовится к охоте.

Даренка : Деда, серебряное копытце в той стороне пасется?

Кокованя : Кто его знает, может и он там.

Даренка : Возьми меня Деда с собой! Я в балагане сидеть буду. Может Серебряное копытце, подойдет, я и погляжу.

Кокованя : Что ты, что ты! Где это видано, чтобы маленькая девочка по лесу ходила, на лыжах ведь надо, а ты не умеешь. Как я с тобой буду? Замерзнешь еще.

Даренка : Возьми деда, на лыжах-то я маленько умею.

Кокованя : Ладно, возьму, только, чур, не реветь и домой не просится.

Вед : Как зима вошла в полную силу, стали они в лес собираться. Уложил Кокованя в санки сухарей два мешка, припас охотничий. Даренка тоже взяла узелок, в который положила лоскуток для шитья кукле платья, саму куклу. Только жалко Даренке свою кошку Муренку оставлять, да что поделаешь? Гладит она кошку на прощание. Разговаривает с ней.

Даренка : Мы, Муренка с дедом в лес пойдем, а ты дома сиди, мышей лови. Как увидим Серебряное копытце, воротимся, я тебе все расскажу.

Кошка

Вед : Пошли Кокованя с Даренкой. Как стали выходить, слышат, собаки залаяли, забеспокоились. Оглянулись назад. А это Муренка бежит. Хотела Даренка кошку поймать да домой унести, только где тебе. Добежала до лесу – да на дерево. Покричала Даренка, не могла кошку приманить. Что делать? Пошли дальше.

Вед : Козлов в ту зиму много было. Шкурок и мяса много накопилось.

Даренка : Деда, сходил бы ты за лошадью. Надо ведь солонину домой перевезти.

Кокованя : Какая ты у меня умница, Дарья Григорьевна! Сам про это думал, да забоишься, поди, одна-то!

Даренка : Чего бояться. Дом у нас крепкий, волкам не добиться. И Муренка со мной. Не забоюсь! А ты поскорее возвращайся все-таки.

Вед : Ушел Кокованя. Осталась Даренка одна: днем по дому работает, а как стемнела, забеспокоилась. Только Муренка лежит спокойно, Даренка повеселела. Села к окошечку, смотрит в сторону покосных лужков и видит – от лесу какой-то комочек катится. Разглядела, а это козел. Ножки тоненькие, голова легонькая, а на рожках по пяти веточек. Выбежала Даренка поглядеть, а никого нет. Подождала, подождала и вернулась домой.

Даренка : Видно задремала я, мне и показалось.

Кошка : Правильно говоришь, правильно.

Вед : Легла Даренка с кошкой и уснули. На следующий день Кокованя не вернулся. Хотела спать ложиться – вдруг по стене топоток прошел. Как будто кто легкий ходит.

Даренка : Не козел ли тот вчерашний прибежал? Ме-ка, ме-ка!

Вед : Козел только рассмеялся. Повернулся и побежал по лужкам.

Даренка : Поглядела я Серебряное копытце, И рожки видела и копытце видела. Не видела только, в каком месте тот козлик ножкой топает, в другой раз видно покажет.

Кошка : Правильно говоришь, правильно.

Вед : Третий день прошел, а КОКОВАНЯ ТАК И НЕ ВЕРНУЛСЯ. Вовсе загрустила Даренка, слезки закапали. Хотела поговорить со своей кошкой, оглянулась а её нет. Выбежала Даренка кошку искать. Глядит, а кошка рядом на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Муренка головой покачивает и козел так же, как будто разговаривают, потом стали бегать. Бежит, бежит козел, остановится и давай копытом бить. Муренка подбежит – козел дальше отскочит и опять копытом бьет. Тут вспрыгнул Козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры из под ножки те камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые – всякие.

К той поре Кокованя вернулся. Узнать свой балаган не может. На верху козел стоит и все бьет и бьет серебряным копытцем. А камни сыплются и сыплются. Вдруг Муренка скок туда же. Громко мяукнула и не Серебряного копытца, не Муренки не стало. Кокованя сразу полшапки камней нагреб, да Даренка запросила.

Даренка : Не тронь Деда, завтра днем еще на это погладим.

Вед : Только к утру снега-то много выпало. Все камни-то и засыпало. (танец снежинок, закрывают тканью камни). Погребли снег. Только ничего не нашли, но им и того хватило, что Кокованя набрал. Все бы хорошо, только Муренку жалко. Больше её так и не видели и Серебряное копытце больше не показывался. Потешил, раз, да и будет.

А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камушки находить стали. Зеленые большие – хризолитами называются.

Уральские самоцветы.

В сказочном Урале мы живем

Так привольно нам в краю родном.

Горы и вершины, реки и долины.

Нам всегда ласкает взор

Сосны исполины. Кедры и рябины.

Манит нас в лесной шатер.

Припев: зеленей – расцветай.Мой любимый край.

Наш сказитель здесь когда – то жил

И Урал всем сердцем полюбил.

Про людей хороших, честных и пригожих

Много сказок он сложил.

Кто их прочитает, сразу понимает

Как Бажов наш край любил.

Неспроста в народе говорят

Что Урал сказочно богат.

Много самоцветов, самых разных цветом.

Горы бережно хранят.

Много всем примеров, ярче самоцветов,

У ребят глаза горят.

Славим мы родной Уральский край

Коль захочешь в гости приезжай.

Встретим с пирогами, с песнями, цветами.

Испечем мы каравай.

Пойте вместе с нами, славьте вместе с нами

Наш родной любимый край.

Сценарий спектакля «Путешествие по сказам Бажова».

1 часть. Темнота. Постепенно включается свет. Декорация «гора». Из-за горы медленно встает солнышко. Фонограмма: крик петуха, мычание коровы.
Ведущий 1.
Подходите, подходите
И глаза протрите!
А вот и мы, развеселые потешники
Известные купинские насмешники
Со своим «Театром Моды»
Становитесь с нами подле!
Ведущий 2.
Представления свои проворачиваем.
Публику обморачиваем.
Себе пятки заколачиваем!
За медный пятак.
Покажем вам и эдак и так.
Исполняется русский народный танец.
Ведущий 1.
Будьте довольны!
Заходи народ честной.
И парни, и девицы.
И молодцы, и молодицы.
И купцы, и купчихи.
И дьяки, и дьячихи.
Ведущий 2.
И гуляки праздные,
И господа разные.
Дельные и праздные.
Послушайте наше выступление,
Останетесь довольны представлением.
Еще раз мое вам нижайшее почтение!
Фонограмма: звуки леса. Выходят горные мастера Данила и Степан. Они ищут камни.
Ведущий 1.
Уж как вышли-то два брата
Из деревни до горы.
Одного зовут Степаном,
А другого звать Данил!
Звучит музыка сна (одинокий пастух). Солнышко за горой медленно опускается. Свет притухает.
Ведущий 2.
Солнце на закате.
Время на утрате.
Сели вместе у горы
И уснули до поры.
Садятся на лугу и засыпают. Появляется ящерка. Она пробегает между деревьями. Задерживается у спящих. И исчезает. Затем появляется хозяйка Медной горы. В сопровождении ящерок. Степан просыпается. Видит хозяйку и глядит на нее с изумлением. Музыка прекращается.
Хозяйка: Ты что же Степан на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-то ведь деньги берут. Иди-ка поближе, поговорим маленько.
Степан пытается подойти. Исполняется танец ящерок. Хозяйка хлопает в ладоши. Ящерки разбегаются.
Хозяйка: Ну, теперь-то ты признал меня, Степанушка?. (смеется).
Степан: Ах, да это сама хозяйка Медной Горы пожаловала.
Хозяйка: Ты не пужайся. Худого я тебе не сделаю.
Степан: Кого мне бояться, коли глаз от тебя отвести не могу. Гляжу не нагляжусь. Хозяйка: А хочешь, покажу приданое мое?
Звучит музыка. Выбегают ящерки. Переворачивают декорации. На них с обратной стороны изображен интерьер чертогов хозяйки Медной Горы.
Степан: Приданое у тебя царям впору, а я человек рабочий, простой. Не пристало бедняку на богатстве жениться.
Хозяйка: Ну, прощай, Степан Петрович. Смотри, вспоминай обо мне. На-ка возьми шкатулку на память.
Звучит песня «Понимаешь». Ящерки исполняют танец. Хозяйка уходит. Ящерки вновь переворачивают декорации назад и уходят, разбудив, Данила. Печальный Степан ставит шкатулку посередине сцены и уходит.
2 часть.
Ведущий 1. А шкатулка-то непростая.
Вся в каменьях, дорогая.
Сила дадена была ей
Хозяйкой на века.
Привлекать к себе богатство!
Выключается свет, шкатулка загорается разными огнями, лучи призывают к себе три шкатулки. Они исполняют танец.
3 часть
Ведущий 2. Подойдет ли кто, посмотрит,
Заколдованный уходит.
Жил Данила в тех местах.
Горным делом занимался.
Со шкатулкой повстречался
И с тех пор не ест, не пьет
А с хозяйкой встречи ждет!

Пока ведущий говорит, выходит Данила. Берет в руки шкатулку, изумляется ее красоте.
Звучит таинственная музыка. Появляется хозяйка с ящерками. Пока длится диалог ящерки переворачивают декорации и готовят обруч с цветком.
Данила: Может мне это кажется. Сама хозяйка пожаловала!
Хозяйка: Ну что, Данила-мастер, не вышел каменный цветок?
Данила: Не вышел. Не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи его мне!
Хозяйка: Показать-то просто, да потом жалеть будешь.
Данила: Не отпустишь из горы?
Хозяйка: Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только все ко мне назад возвращаются!
Выходят цветки. Становятся в позиции.
Данила: Покажи, сделай милость!
Хозяйка: Ну, раз так, пойдем Данила-мастер, в мой сад.!
Звучит музыка цветов (одинокий пастух). Хозяйка ведет Данила в сад, касается всех цветов. Они оживают. Ящерки выносят цветок и одевают на Данила. Уходят. Исполняется танец каменных цветов. В конце хозяйка уводит всех за гору.
Ведущий 1. С то поры и пропал Данила.
Говорят, что ума решился,
Так, напрасно, в лесу загинул.
Продал душу хозяйке за камень.
4 часть.
Ведущий 2. Господа, господа,
Внимание сюда.
У нас представление
Идет здорово.
Удовольствия получите с три короба!
Ведущий 1. Вот здесь при полночном мраке
Быть назначено волчьей драке.
Садитесь к месту и смотрите
Примечайте, не дремлите!
Ведущий 2. Как у нас-то на Урале
Волки все людей пугают.
В лес за камнем не пускают.
Воют, рыскают, кусают.
Звучит песня Дуняхи.
Ведущий 1. Раз Дуняха – красота
На прогулку в лес пошла.
Как завыла волчья стая,
Жутковато Дуне стало.
Танец волков и Дуни. (волки нападают, Дуня отбивается). Выходит хозяйка и замирает в испуганной позе.
Ведущий 2. Вдруг, из-за горы высокой
Два светящих огонька,
Показались свысока.
(из-за горы показываются Кошачьи Уши).
Выходит кошка. Хозяйка рукой отдает приказ спасти Дуню. Выбегают ящерки распугивают волков. Кошка уводит Дуню за гору.
Ведущий 1. Кошачьи Уши служат людям.
Избавляют от беды.
Заплутавшим помогают.
Выручают молодых.
5 часть.
Ведущий 1. Одно действие кончается
Другое начинается.
Пожалуйста, не уходите.
Представление досмотрите.
Ящерки расстилают реку и ставят тополь.
Ведущий 2. Собрались мастера – удалые головы.
Себе славы добывать
И семье всей золото.
Выходят мастера: Степан, Данил. Ищут золото. Затем садятся у костра, у тополя.
Ведущий 1.
У хозяйки есть слуга,
Прозывается Великий Полоз.
В его власти все золото.
Где он проползет
Там и золото упадет.
Пока ведущий говорит, выходят чертики из-за елочек. Подслушивают мастеров.
Исполняется танец чертиков на виду у изумленных мастеров. Затем они прячутся за елочками.
Звучит музыка выходит Полоз с ящерками, которые несут его хвост. Полоз останавливается перед мастерами.
Полоз: Ну, ребятушки, много золота хотите?
Мастера: Много нам не надо. Так, для семьи, для детей. Чтобы одежонку купить, да покушать.
Полоз: тогда, смотрите хорошенько, замечайте, куда след мой пойдет, там и золото берите.
Полоз идет, за ним ящерки бегут, а следом тянется золотая дорожка. Мастера собирают золото и уходят..
6 часть
Свет выключен. Всходит месяц. Свет появляется. У реки сидит Золотой Волос. К ней выходит Айлып.
Ведущий 2. Под горою, под горою
У реки великой.
Сидит девица на камне
Косу в воду опустила.
Ведущий 1.
Сидит Полозова дочка
У реки на камешке.
Ждет влюбленного Айлыпа
Заплетает золотые волосы.
(песня Айлыпа)
Айлып: Здравствуй девица Золотой Волос. Полюбилась ты мне больно. Выходи завтра на свидание.
Золотой Волос: Выйду, но с условием, если посмотришь моих подружек. Вдруг какая и полюбится тебе.
Танец подружек «Ламбада».
Айлып: Красивые у тебя подружки, но ты краше всех.
Золотой Волос: твердое твое чувство, как золото. Согласна я выйти к тебе на свидание.
7 часть.
Зима. На елочках и избушке появляется снег.
Ведущий 2.
Жил в заводе Кокованя.
С ним жила сироточка Даренка.
Да кошка Муренка.
(появляются все герои).
Даренка: Дедо, расскажи про козла-то. Какой он?
Дед: Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. Как топнет он ногой-то, там и появится камень.
Даренка: Дедо, а рожки у него есть?
Дед: Рожки-то у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток.
Звучит музыка. Из-за елок появляются «Серебряное копытце» и кошка «Муренка». (Они исполняют танец).
Даренка: Дедо, вот он Серебряное копытце за елкой скачет. (Уходят за Серебряным копытцем).
Финал. Выходят все участники спектакля.

Бажовская игра. Интеллектуальная игра по сказам П. П. Бажова

В игре принимают участие 6 игроков либо 6 команд по 3 человека. Отвечает тот, кто первым поднимет руку. В игре четыре тура.

В первом туре необходимо выбрать правильный ответ из четырех предложенных вариантов и получить в свой актив 4 балла, во втором туре - из трех предложенных вариантов и три балла, в третьем - из двух вариантов и два балла, и в четвертом туре ответить нужно без вариантов и получить 5 баллов.

Победитель игры определяется по сумме баллов всех четырех туров.

После подведения итогов игры детям желательно показать мультфильм по сказу П. Бажова или прочесть сказ.

I тур «Малахитовая шкатулка»

1. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы?

а) алмазный перстень;
б) драгоценное оружие;
в) малахитовую шкатулку; +
г) волшебную палочку.

2. Что находилось в малахитовой шкатулке?

а) деньги;
б) женские украшения с драгоценными камнями; +
в) золото;
г) уральские самоцветы.

3. Что сказал Настасье о ценности малахитовой шкатулки знающий человек?

а) что грош ей цена;
б) что стоит она двести рублей;
в) что больших тысяч она стоит; +
г) что ни у кого нет столько денег, чтобы купить эту шкатулку.

4. О чем просила Настасью дочь Танюша, когда была маленькой?

а) продать шкатулку;
б) подарить шкатулку царице;
в) никому не продавать шкатулку; +
г) спрятать шкатулку от посторонних глаз.

5. Какому рукоделию обучила Танюшу женщина-странница?

а) резьбе по малахиту;
б) вязанию;
в) вышивке бисером по шелку; +
г) плетению из лозы.

6. «...Стоит красавица, про каких только в сказках сказывают. Волосы, как ночь, а глаза зеленые. И вся-то она изукрашена дорогими каменьями, а платье на ней из зеленого бархату с переливом». Где Танюша увидела эту красавицу?

а) во сне;
б) в голбце, как в зеркале; +
в) во дворце;
г) на картинке.

7. Какой волшебный предмет подарила Танюше женщина-странница?

а) клубок;
б) пуговку; +
в) пяльцы;
г) иголку.

8. Почему Настасья все же продала малахитовую шкатулку?

а) сгорел дом, а новый отстроить не на что было; +
б) нужно было отдать долги;
в) понадобились деньги старшим сыновьям;
г) из-за этой шкатулки были одни неприятности.

9. Почему все мастера, к которым обращалась барыня, купившая шкатулку, отказали ей в переделке драгоценностей, лишь только оглядывали шкатулку, а на камни даже не смотрели?

а) барыня давала мало денег;
б) им жалко было переделывать такую красоту;
в) боялись испортить украшения;
г) считали, что им не по плечу тягаться с мастером, изготовившим шкатулку и украшения, подразумевая под мастером Хозяйку Медной горы. +

10. При каком условии Танюша согласилась выйти замуж за молодого барина Турчанинова?

а) если он вернет ей отцовское подарение - малахитовую шкатулку;
б) если он сделает ее богаче царицы;
в) если он ей покажет царицу в палате, обделанной малахитом, добытым отцом Танюши; +
г) если он предложит ей жить в столице.

11. Почему царица в малахитовой палате упала в обморок?

а) ее ослепила красота Танюши;
б) ее поразили украшения Танюши;
в) ей стало плохо от большого скопления людей;
г) на ее глазах Танюша растаяла, прислонившись к стене малахитовой. +

12. Что Турчанинов видел каждый раз в пуговке, которую подобрал с полу после исчезновения Танюши?

а) малахитовую шкатулку;
б) Хозяйку Медной горы;
в) смеющуюся Танюшу, которая говорила ему обидные слова; +
г) подземные кладовые Хозяйки Медной горы.

13. Что после этого случая сказывали люди?

а) будто барин Турчанинов сошел с ума;
б) будто у царицы появилась такая же шкатулка;
в) Будто Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях видели; +
г) будто ничего этого не было.

II тур «Каменный цветок»

1. Какое прозвище было у Данилки?

а) Недокормыш; +
б) Оборвыш;
в) Доходяга.

2. Сколько лет было Данилке, когда он попал в ученики к малахитных дел мастеру Прокопьичу?

а) 10;
б) 8;
в) 12. +

а) когда Данило сделал шкатулку;
б) когда Данило показал приказчику, чему его научил Прокопьич;
в) когда он выточил змейку из цельного камня. +

4. Какой заказ по чертежу сделал барин Даниле?

а) выточить чашу; +
б) выточить подсвечник;
в) изготовить украшение.

5. Почему Данило стал невеселый, когда получил заказ от барина?

а) предстояла трудная и долгая работа;
б) боялся, что чаша не получится такой, как указано в чертеже;
в) задумал изготовить еще и другую чашу, да так, чтобы «понять красоту и силу» камня. +

6. Как звали невесту Данилы?

а) Анна;
б) Катя; +
в) Дарья.

7. От кого Данило узнал про каменный цветок?

а) от Прокопьича;
б) от Кати;
в) от старика-мастера, который еще Прокопьича учил. +

8. О чем попросил Данило Хозяйку Медной горы, когда она очутилась перед ним на Змеиной горке?

а) чтобы научила понимать «силу» камня;
б) чтобы показала каменный цветок; +
в) чтобы дала ему нужный камень для изготовления чаши.

9. О чем предупредила Данилу Хозяйка Медной горы?

а) что он забудет о людях, когда увидит каменный цветок;
б) что он рано или поздно вернется к ней; +
в) что на земле он забудет о том, что видел каменный цветок.

10. К чему понуждали Катю родственники после исчезновения Данилы?

а) чтобы она вышла замуж за другого человека; +
б) чтобы она искала Данилу;
в) чтобы уехала в город.

11. Чем занялась Катя после смерти Прокопьича?

а) шитьем и вязанием;
б) малахитным ремеслом; +
в) стала прислугой в богатом доме.

12. Что потребовала Катя у Хозяйки Медной горы, когда оказалась в ее владениях?

а) показать каменный цветок;
б) вернуть Данилу; +
в) наделить ее богатством.

13. Как, по просьбе Хозяйки Медной горы, Данило объяснил людям свое исчезновение?

а) был горным мастером у Хозяйки Медной горы;
б) ходил смотреть на каменный цветок;
в) ходил на выучку к дальнему мастеру. +

III тур «Серебряное копытце»

1. Как звали девочку-сиротку, которую старик Кокованя взял на воспитание?

а) Даренка; +
б) Аленка.

2. О ком Кокованя рассказал сказку Даренке?

а) о кошечке, которая умела говорить;
б) о козлике с серебряным копытцем. +

3. О чем стала просить Кокованю Даренка?

а) поймать козлика;
б) взять ее с собой в лес, чтобы посмотреть на козлика. +

4. В какое время года отправились Кокованя и Даренка в лес на охоту?

а) осенью;
б) зимой. +

5. Кто побежал следом за ними?

а) собачка Шарик;
б) кошка Муренка. +

6. Кого увидела в окно балагана Даренка, когда Кокованя ушел в завод за лошадью?

а) волка;
б) козлика. +

7. Какую песенку пела кошка Муренка?

а) «Пр-равильно говоришь. Пр-равильно»; +
б) «Непр-равильно говоришь. Непр-равильно».

8. Что хотелось увидеть Даренке, помимо самого козлика?

а) как он ножкой дорогие камни выбивает; +
б) как он сено ест.

9. Кто привел козлика к балагану, где находилась Даренка?

а) Кокованя;
б) кошка Муренка. +

10. Почему Кокованя не узнал своего балагана, когда вернулся с лошадью?

а) балаган был весь усыпан дорогими камнями; +
б) балаган был засыпан снегом.

11. О чем сожалела Даренка?

а) что не удалось погладить козлика;
б) что Муренка исчезла вместе с козликом. +

12. Что осталось на память о козлике Коковане и Даренке?

а) полшапки дорогих камней, которые Кокованя нагреб, когда вернулся; +
б) следы на снегу от серебряного копытца.

13. По тем покосным ложкам, где козлик скакал, люди стали находить потом зеленые камешки. Как они называются?

а) изумруды;
б) хризолиты. +

IV тур «П. П. Бажов и его сказы»

1. Назовите имя, отчество Бажова и годы его жизни. (Павел Петрович, 1879-1950 гг.)

2. Где родился и вырос П. П. Бажов? (На Урале, в г. Сысерти.)

3. Каким видом деятельности занимался Бажов, окончив духовное училище? (Стал учителем начальной школы в деревне Шайдурихе, затем учителем русского языка в Екатеринбурге, а потом в Камышлове.)

4. Сколько сказов создал Павел Петрович? (56.)

5. Когда появились в печати первые сказы Бажова: «Хозяйка Медной горы», «Дорогое имячко», «Приказчиковы подошвы», «Про Великого Полоза»? (В середине 30-х годов XX века.)

6. Под какими псевдонимами Бажов публиковал свои сказы? (Ероша Колдунков, Осинцев, Старозаводский, Деревенский; Чипоне, что означало «читатель поневоле».)

7. Какие, по мнению друзей, были два злейших врага у Павла Петровича? (Скромность и застенчивость.)

8. Как связаны между собой сказы Бажова «Коренная тайность», «Иванко Крылатко» и город Златоуст? (Крылатый конек на сабле стал гербом г. Златоуста.)

9. Где, в основном, брал Бажов сюжеты для сказов? (Из года в год летом ездил он по родным местам, добывал «устное речевое золото», про жизнь слушал и во все вникал.)

10. Илье, герою сказа «Синюшкин колодец», в наследство досталось «от отца - руки да плечи, от матери - зубы да речи, от деда Игната - кайла да лопата, от бабки Лукерьи - особый поминок». Что за поминок? (Решето перьев.)

11. Вспомните, какой сказ заканчивается словами:

«...Змейку с той поры ребята никогда не вызывали. Поняли. что она сама наградой прикатит, если заслужишь, и оба удачливы в своих делах были. Видно, помнила их змейка и черный свой обруч от них золотым отделяла». («Голубая змейка».)

12. Кого так описал Бажов?

«Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как яшерка, побежала по кам-ню-то. Вместо рук-ног - лапы у нее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья». (Хозяйку Медной горы в сказе «Медной горы Хозяйка».)

13. Из какого сказа этот отрывок?

«Вдруг из самой серединки вынырнула девчонка махонька. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. <...> Девчонка сперва по уголькам круги давала, потом, - видно, ей тесно стало, - пошире пошла. Старатели отодвигаются, дорогу дают, а девчонка как круг пройдет, так и подрастет маленько». («Огневушка-Поскакушка».)

14. Вспомните, какой сказ заканчивается словами:

«А зеркала в горе не стало: все осыпалось. Зато у Таютки зеркальце сохранилось. Большого счастья оно не принесло, а все-таки свою жизнь она не хуже других прожила. Зеркальце-то, сказывают, своей внучке передала. И сейчас будто оно хранится, только неизвестно - у кого». («Таюткино зеркальце».)

15. Почему писатель Евгений Пермяк считает, что сказы П. Бажова следует читать вдумчиво, не торопясь? («...Потому что торопливый читатель напоминает верхогляда грибника, который из богатого грибами леса нередко выходит с пустой корзинкой... а Бажов глубоко запахивал зерна своей мудрости».)