Самые известные разбойники в истории. Разбойники, которые вошли в историю россии. История о добром разбойнике


Крестьянство на протяжении всей дореволюционной истории России испытывало притеснения со стороны помещиков, и потому с симпатией относилось к тем, кто боролся с угнетателями. Потому разбойников, даже весьма далеких от идеалов справедливости, народная молва делала чуть ли не героями, противостоящими несправедливым царским порядкам. Ведь они, как правило, грабили помещиков и купцов, а не тех, у кого и взять то нечего. Но некоторым разбойникам удалось войти в историю, и их имена помнят даже спустя столетия.

Мифический Кудеяр

Одним из легендарных персонажей является Кудеяр - атаман, чьим именем названы многочисленные села, пещеры и курганы на территории России. О нем сложено много рассказов и легенд, но до сих пор достоверно не известно, правдивы ли они.

Сведения о его происхождении значатся во многих источниках 16 века и расходятся. Самой распространенная версия - что атаман был сыном Василия III и жены его - Соломии. Родила она его в монастыре, в который была сослана за то, что была бесплодной, после чего Кудеяра вывезли в леса, где он тайно воспитывался. Кроме того, по этим сведениям следует, что атаман приходился братом Ивану Грозному и вполне мог претендовать на царский трон.


В других источниках указано, что Кудеяр был сыном князя Трансильвании - Жигмонда Батори. После ссоры с отцом он сбежал и примкнул к казакам, а также служил опричником у царя. После царской немилости стал промышлять разбоем.

По преданию, Кудеяр сколотил собственное войско разбойников и грабил обозы богачей.

Из-за многочисленных набегов и грабежей жители множества русских губерний ассоциировали его с символом ужасающей силы. Легенды гласят, что после себя он оставил несметные богатства, которые до сих пор никто не смог отыскать.

Стенька Разин: буйный разбойник или герой?

Главным бунтовщиком 17 века был Степан Тимофеевич Разин, по прозвищу Стенька. Он был не просто удалым донским казаком и атаманом, но и хорошим организатором, вождем и военным.

В связи с ужесточенным крепостным прав в казачьи области стали стекаться крестьяне, бежавшие из внутренних губерний России. Они не имели корней и имущества, поэтому их прозвали «голутвенными». Степан был одним из таких. Снабжая «голытьбу» нужной провизией, местные казаки помогали им в воровских походах. Те, в свою очередь, делились добычей. Для народа, Разин был «благородным разбойником» и героем, ненавидящим крепостничество и царя.


Под его предводительством, в 1670 году был организован поход на Волгу, сопровождающийся многочленными восстаниями крестьян. Казачий порядок вводился в каждом захваченном городе, купцов грабили, а представителей власти убивали. Осенью этого же года, атаман был сильно ранен и вывезен на Дон. Окрепнув, Степан снова хотел собрать сторонников, однако местные казаки были с этим не согласны. Весной 1671 г. они штурмом взяли Кагалицкий городок, где укрывался Разин. После чего его пленили (вместе с братом Фролом) и выдали царским воеводам. После вынесения приговора Степана четвертовали.

Ванька-Каин

Ванька-Каин - знаменитый разбойник и вор 18 столетия. Родился Иван Осипов в селе Иваново Ярославской губернии, в крестьянской семье. В 13 лет он был перевезен в господский двор, в Москву, а в 16 - познакомившись с вором по прозвищу «Камчатка», решил примкнуть к его банде, попутно обокрав своего хозяина и исписав барские ворота. Словами «работай черт, а не я» Осипов четко охарактеризовал свою жизненную позицию.

Вскоре его вернули бывшему хозяину. Пока Ванька находился в кандальной колоде, он узнал, что за хозяином водится «грешок». Когда к барину нагрянули гости, он всем рассказал, что по упущению хозяина, погиб гарнизонный солдат, тело которого скинули в колодец. За этот донос Ванька-Каин получил свободу, а вернувшись к своей шайке стал их предводителем.


В 1741 году Осипов написал «покаянную челобитную», где рассказал, что сам является вором и готов посодействовать в поимке соучастников. С его помощью было отловлено много дезертиров, воров и бандитов. За предательство «своих» он получил прозвище «Каин».

Но на этом он не остановился. Его арестовали в 1749 году, за похищение 15-летней дочери отставного служивого. И только в 1755 году суд решил Ваньку-Каина казнить колесованием и обезглавливанием, но приговор был смягчен Сенатом. В 1756 году его высекли и вырвали ноздри. Поставив Каину клеймо «В.О.Р», его отправили в ссылку, где он и умер.

Василий Чуркин: гуслицкий Робин Гуд.

Ярким персонажем преступного мира в 19 веке стал Василий Васильевич Чуркин. Точная дата рождения неизвестна. Предполагается, что он родился между 1844-1846 годами, в деревне Барская, Гуслицкой волости.

Молодой Чуркин начал свою «карьеру» в банде гуслицких разбойников, орудовавших в 1870 на больших дорогах: от Москвы до Владимира. Позже, из-за тяжелой болезни главаря свора распалась. Здесь Василий не растерялся и в 1873 году создал свою собственную шайку. Вскоре он был пойман, но под арестом оставался недолго, потому что сбежал.

Кроме разбоев, Василий со своей бандой помогали малоимущим, тем самым завоевав народную славу и признание. Грабил он только богатые амбары, а с владельцев фабрик несколько раз в год собирал небольшую дань в 25 рублей. Фабриканты не упоминали его имени, дабы не навлечь беду на свои головы. Таким образом, Чуркин создал себе надежный тыл, который прикрывал его от полиции. Таксу свою он никогда не поднимал и сурово наказывал тех, кто нарушал этот обычай.


Когда в Гуслицах оставаться стало небезопасно, Василий прятался в других местах. Существует много версий смерти гуслицкого Робин Гуда, но точная причина остается неизвестной.

Тришка-сибиряк

Еще одним народным героем 19 века был Тришка-сибиряк. Информации о криминальном авторитете сохранилось довольно мало, однако по приданиям, он приводил в ужас помещиков и дворян. Народ слагал о нем легенды и сказки, представляя разбойника защитником обездоленных. Он был необычайно осторожен и хитер. Совершая набеги на хозяйства помещиков, Тришка-сибиряк отдавал часть награбленного крепостным. Люди говорили, что сильно он никого не обижал, но мог «лихого до крестьян» барина наказать, например, подрезать жилки под коленками, чтоб «прытко» не бегал. Так он учил их «уму-разуму».


Даже после его ареста, слухи о нем еще долго не давали спокойно жить дворянам. Да и поймали его только потому, что поиски Тришки были в строжайшем секрете, поскольку власти остерегались его смекалки и хитрости. Дальнейшая судьба Тришки-Сибиряка неизвестна.

К «лихим людям» в России всегда было особое отношение. Их не только боялись, но и уважали. За свою шальную удаль они часто платили очень дорогую цену — оказывались на каторге или теряли жизнь.

Кудеяр

Самым легендарный русский разбойник — Кудеяр. Личность эта полумифическая. Существует несколько версий его идентификации.

По основной из них Кудеяр был сыном Василия III и его жены Соломеи, сосланной за бездетность в монастырь. По этой легенде, во время пострига Соломония уже была беременна, она родила сына Георгия, которого передала «в надежные руки», а всем объявила, что новорожденный скончался.

Неудивительно, что этой легендой очень интересовался Иван Грозный, поскольку по ней Кудеяр приходился ему старшим братом, а значит мог претендовать на власть. Эта история, скорее всего, народный вымысел.

Желание «облагородить разбойника», а также дать себе поверить в нелегетимность власти (а потому возможность её свержения) свойственно русской традиции. У нас, что ни атаман, то законный царь. В отношении Кудеяра существует столько версий его происхождения, что хватило бы на полдюжины атаманов

Ляля

Лялю можно назвать не только одним из самых легендарных разбойников, но и самым «литературным». Поэт Николай Рубцов написал о нем поэму «Разбойник Ляля».

Сведения о нем находили и краеведы, что неудивительно, поскольку до сих пор в Костромской области сохранились топонимы, напоминающие об этом лихом человеке. Это Лялина гора и один из притоков реки Ветлуги, носящий название Лялинка.

Краевед А.А. Сысоев писал: «В ветлужских лесах гулял со своей шайкой разбойник Ляля — это один из атаманов Степана Разина… который жил в горах у самой реки Ветлуги недалеко от Варнавина. По легенде, Ляля ограбил и сжег Нововоздвиженский монастырь на реке Большой Какше близ деревни Ченебечихи».

Это может быть правдой, поскольку в конце 1670 года здесь действительно побывал отряд разинцев. Ляля со своей ватагой появился в Костромских лесах после подавления разинского восстания.

Он выбрал место для разбойничьего стана на высокой горе с тем расчетом, чтобы иметь стратегическое преимущество при грабеже проходящих неподалеку по зимнему тракту обозов. С весны до осени по Ветлуге купцы везли на судах товар, а по дороге часто останавливались в Камешнике. Основным промыслом ватаги Ляли был сбор выкупа с купцов, местных феодалов и помещиков.

Легенды рисуют его, как это водится в фольклоре, строгим, резким и властным, но справедливым. Сохранился и его примерный портрет: «Это был широкоплечий, мускулистый мужик среднего роста; лицо загорелое, грубое; глаза черные под кустистыми нахмуренными бровями; волосы темные».

Шайку Ляли не раз хотели изловить, но отряды, присылаемые для поимки разбойника, постоянно сталкивались со слишком лояльным отношением местных мужиков к Ляле — они относились к нему скорее с уважением, Лялю предупреждали о появлении отрядов, некоторые деревенские мужики даже примкнули к ватаге. Однако со временем ватага все-таки редела, да и Ляля все больше тяготился своим промыслом. Поэтому решил схоронить свое богатство — утопил в озере (оно до сих пор называется Кладовым) и зарыл в горе. Где они до сих пор и хранятся. Конечно, если верить легенде.

Тришка-сибиряк

Тришка-Сибиряк разбойничал в 30-е годы XIX века в Смоленском уезде. Вести о нем разносились и по другим областям, приводя в состояние трепета дворян и помещиков.

Сохранилось письмо матери Тургенева, которое она писала сыну в Берлин в феврале 1839 года. В нем есть такая фраза: «Тришка у нас появился вроде Пугачева - то есть он в Смоленске, а мы трусим в Болхове». Пойман Тришка был уже в следующем месяце, его выследили и арестовали в Духовщинском уезде. Поимка Тришки была настоящей спецоперацией.

Зная об осторожности разбойника, его ловили под видом преследования другого человека. Об истинной цели поисков почти никто не знал — боялись спугнуть. В итоге, когда арест все же состоялся, в «Смоленских ведомостях» появилось сообщение об этом как о событии чрезвычайно важности.

Однако вплоть до 50-х годов XIX века предания о Тришке-Сибиряке продолжали будоражить нервы помещиков, обеспокоенных, что когда-нибудь Тришка встанет на их пути, или проникнет к ним в дом. Народ же Тришку любил и слагал о нем предания, где разбойник представал защитником обездоленных.

Ванька Каин

История Ваньки-Каина драматична и поучительна. Его можно назвать первым официальным вором Российской империи.

Родился он в 1718 году, в 16 лет познакомился с известным вором по кличке «Камчатка» и громко ушел из помещичьего дома, где прислуживал, ограбив его, и написав на барских воротах все, что думает насчет работы: «Работай черт, а не я».

Несколько раз его забирали в Тайный приказ, но каждый раз отпускали, поэтому начали идти слухи, что Ивану Осипову (так звали Каина на самом деле) «катит фарт». Московские воры решили выбрать его своим предводителем. Прошло немного времени, а Ванька уже «командовал» бандой из 300 человек.

Так он стал некоронованным королем преступного мира. Однако 28 декабря 1741 года Иван Осипов оправился в Сыскной приказ и написал «покаянную челобитную», и даже предложил свои услуги в отлове своих же соратников, стал официальным доносителем Сыскного приказа.

Первая же полицейская операция по его наводке накрыла воровскую сходку в доме дьякона – улов 45 человек. Той же ночью 20 членов шайки Якова Зуева взяли в доме протопопа. А в татарских банях Замоскворечья повязали 16 дезертиров и вскрыли подпол с оружием.

Однако не жилось Ваньке Каину спокойно. Он имел склонность к расточительству и шику, а погорел на похищении 15-летней дочери «отставного служивого» Тараса Зевакина, на коррупции и банальном рэкете.

Дело тянулось 6 лет, пока в 1755 году суд не вынес вердикт – высечь, колесовать, обезглавить. Но в феврале 1756 Сенат приговор смягчил. Каину дали плетей, вырвали ноздри, заклеймили словом В.О.Р. и сослали на каторгу – поначалу в балтийский Рогервик, оттуда в Сибирь. Где он и сгинул.

Григорий Котовский

Котовский родился в 1881 году в дворянской семье. Родители его были не богаты, мать умерла, когда Грише было всего два года. Он не закончил ремесленное училище, бросил сельскохозяйственную школу и работал практикантом в имении князя Кантакузина.

Отсюда и начались славные дни Гришки-Кота. В молодого управляющего влюбилась княгиня, муж, узнав об этом, высек Гришку и выкинул в поле. Недолго думая, оскорбленный Котовский убил помещика, а сам скрылся в лесу, где собрал банду из 12 человек.

Слава гремела — Котовского боялась вся Бессарабия, газеты писали о нем, называя очередным Дубровским. Есть же где-то у Пушкина: «Грабительства одно другого замечательнее, следуют одно за другим. Начальник шайки славится умом, отважностью и каким-то великодушием…». Великодушие Григория Котовского, в итоге, при всей палитре личных качеств, стало основным для народной аудитории, создав Коту ореол Робина Гуда.

Впрочем, для того самого «народа» Григорий часто являлся «благодетелем». Так, Котовский и его 12 сподвижников спасли гонимых в Кишинёвскую тюрьму арестованных за аграрные беспорядки крестьян. Спасали громко, один из конвойных оставил расписку: «Освободил арестованных Григорий Котовский».

Котовскому пришлось побывать в местах лишения свободы дважды. И дважды бежать на волю. В первый раз Григорию помогли женщина и хлеб. Жена одного из начальников Кишиневской тюрьмы, навещавшая героя на покое, передала Котовскому буханку и курево, иными словами, опиум, браунинг, веревку и пилку.

Гришка выбрался, правда, гулял меньше месяца. Затем отправился в Сибирь на 10 лет. Через два года Григорий бежал. Пока Котовский бегал, миф о его благородстве крепчал. Говорили, что при налете на квартиру одного из владельцев банка, Котовский потребовал с супруги предпринимателя жемчужное колье. Госпожа Черкес не растерялась и, снимая драгоценности, разорвала нить. Котовский жемчуг поднимать не стал, улыбнулся женской находчивости.

У Григория Котовского, определённо, была административная жилка, и если бы не любовная авантюра с княгиней Контактузино, быть Коту не красным командиром, а врагом пролетариата. Котовскому нравилось управлять: после очередного побега, завладев чужим паспортом, Котовский вновь служил управляющим большого имения. Была у Котовского еще одна слабость — хотелось известности. Дав какому-то погорельцу денег, управляющий сообщил: «Стройся заново. Да брось благодарить, Котовского не благодарят».

В 1916 году Котовскому вынесли смертный приговор. Военно-полевой суд сошелся на том, что революции в поступках Котовского не было, осудили его как бандита-дворянина. Спасли бессарабского Робина Гуда женщина и писатель. О генеральше Щербаковой ничего не известно, а дружба между писателем Федоровым и Котовским продолжалась еще долго. Революция даровала Котовскому свободу. Где-то в Одессе он прошел военную подготовку, а потом забрался в Румынию.

Называя себя исключительно анархистом, Григорий самостоятельно формировал кавалерийские полки. Полки Котовского формировались из близких по духу ранее. Бывший уголовник, говорят, служил храбро, получил два наградных креста, слыл милосердным — его любили евреи и пять тысяч спасенных белых офицеров.

Будучи при крестах, в зените славы, готовя вступление красной армии в Одессу, Гришка, переодевшись в полковника, вывез из подвала государственного банка драгоценности. Для освобождения помещения ему потребовалось три грузовика. Впрочем, этот подвиг Григория Ивановича не разрушил его воинской карьеры.

Обманула удача красного командира единожды, но с чрезвычайным фатализмом. 6 августа 1925 года в совхозе Чебанка Григорий Котовский был застрелен Мейером (Майорчик). Разговоров об убийстве было множество. Говорили, что Майорчик, влюбленный в Ольгу Котовскую, устранил друга, говорили — убили по приказу «сверху». Смерть командира породила уйму слухов, не заслоняя, тем не менее, посмертную удачливость Гришки Кота. 11 августа 1925 года у Григория Котовского родилась дочь.

Ленька Пантелеев

Ленька Пантелеев (настоящее имя Леонид Пантелкин) родился в 1902 году, в 17 лет вступил в Красную армию, воевал с белыми, после Гражданской устроился в псковское ВЧК, откуда вскоре был уволен. По одной версии «по сокращению штатов», по другой — из-за того, что проявил крайнюю неблагонадежность, начав воровать во время проведения обыска.

Затем Пантелеев перебрался в Петербург, где сначала пробовал найти работу, а затем ступил на путь бандитизма — сколотил банду и начал «грабить награбленное». Налеты банда Пантелеева проводила крайне успешно и театрально. Первым влетал главарь и представлялся: «Всем сохранять спокойствие! Это Ленька Пантелеев!».
Конечно, за Пантелеевым шла охота, но оперативники раз за разом оставались с носом… Сегодня это объясняется очень просто — Пантелеев был агентов под прикрытием. Это косвенно подтверждает то, что в составе банды Леньки был ещё один бывший чекист и бывший комиссар батальона Красной армии, член РКП(б). Кроме того, банда Пантелеева ни разе не ограбила казенное учреждение, жертвами всегда становились частные предприниматели.

Осенью 1922 года при попытке ограбления обувного магазина банда Пантелеева попала в засаду. Ленька и его сообщники были арестованы. Суд приговорил их к расстрелу, но в следующую ночь они сбежали из Крестов (единственный удачный побег из этой тюрьмы за всю ее историю). Как Пантелееву удалось это сделать — история умалчивает…

Долго, впрочем, Пантелеев на свободе не гулял. Уже в феврале 1923 года, оказав сопротивление при аресте, он был застрелен оперативниками ГПУ.

Люди упрямо верили, что Пантелеев жив. Чтобы развеять этот миф, по распоряжению властей труп был выставлен на всеобщее обозрение в городском морге. Тысячи людей пришли посмотреть на тело, но родные и близкие его так и не опознали. Да и сделать это было невозможно — пуля попала в лицо.

Меж двух разбойников - выражение, описывающее характер смерти Иисуса Христа , крест которого, согласно сообщениям Евангелий , был воздвигнут между распятиями преступников Дисмаса и Гестаса , получивших прозвание Благоразумного и Безумного разбойников.

В переносном значении - человек, оказавшийся в позорящей его ситуации (компании), но при этом сохраняющий свои положительные качества.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Алый первоцвет. 1982 г. х/ф

Субтитры

Тексты

Евангельское описание

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас» .
Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус : истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю .

Напротив, в кратких рассказах об этом в Евангелиях от Матфея и Марка Иисуса поносили оба разбойника (Мф. , Мк. ).

Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный » и, по преданию, первым вошёл в рай . Разбойник вспоминается в православных песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати евангелий : «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи » , а его слова на кресте стали началом великопостного последования изобразительных : «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем ».

Истолкование в христианстве

Разница между текстом евангелиста Луки и текстами остальных синоптиков объясняется тем, что сперва будущий Благоразумный разбойник также участвовал в хулении Христа, но затем покаялся.

Традиционно считается, что Благоразумный разбойник был первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии , взятых на небо живыми). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент.

Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен Иоанном Златоустом в его беседе «О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов ». Святитель, изучая покаяние разбойника и церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы:

  • Христос, будучи распинаем, оскорбляем, оплёвываем, поносим, бесславим, совершает чудо - он переменил порочную душу разбойника;
  • Величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром : «когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе ». Святитель при этом, не порицая Петра, говорит, что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя, как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры «познал Владыку небес »;
  • Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне », но при этом он «исповедал Его прежде всех ».

Кроме того, данный прецедент лёг в основу католического понятия о крещении желанием (Baptismus Flaminis) , которое толкуется следующим образом: если кто пожелал принять крещение , но не смог по непреодолимым обстоятельствам быть должным образом крещёным, он всё равно может быть спасен милостью Божией.

Вера благоразумного разбойника как образец для подражания всеми христианами является одной из древнейших в церковных проповедях (самая ранняя была написана не позднее 125 года святым Аристидом ).

Пророчества

Апокрифические истории

Происхождение разбойников

В отличие от Евангелий, не сообщающих подробностей о людях, между которыми был распят Христос, апокрифическая литература содержит обширный набор преданий.

Апокриф «Слово о крестном древе» включает описание происхождения двух разбойников: во время бегства в Египет Святое семейство в пустыне поселилось рядом с разбойником, у которого родилось два сына. Но его жена, имевшая только одну грудь, не могла вскормить их обоих. Помощь в кормлении ей оказала Дева Мария - она выкормила того ребенка, который затем был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью:

Распространенное предание о Таинственной капле рассказывает, что Святое Семейство было захвачено разбойниками в плен, и Мария, увидав умирающего младенца на руках у жены разбойника, взяла его, и лишь капля её молока коснулась его губ, он выздоровел.

«Слово о крестном древе» не сообщает имён этих разбойников, в отличие от «Евангелия от Никодима» , которое называет их Дижман - благоразумный разбойник, и Геста - хуливший Христа. Также в этом «Евангелии» содержится описание удивления ветхозаветных праведников, выведенных Христом из ада и увидевших разбойника, раньше их попавшего в рай. Автор апокрифа приводит следующий рассказ Дижмана:

…я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест вместе с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он - творец всего сущего и Царь всемогущий. И просил я у Него: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» И тотчас приняв молитву мою, сказал мне Он: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю». И дал Он мне знамение крестное, сказав: «Неси это, идя в рай» .

В средневековом искусстве Благоразумный разбойник иногда изображается сопровождающим Иисуса во время Сошествия в ад , хотя такая трактовка не опирается ни на какие из сохранившихся текстов.

Крест Благоразумного разбойника

Существует апокрифическая версия происхождения древа для креста Благоразумного разбойника. Согласно легенде, Сиф получил от ангела не только ветвь от древа познания добра и зла, но и ещё одну, которую позднее зажёг на берегу Нила и которая долго горела огнём неугасимым. Когда же Лот согрешил со своими дочерьми, то Бог велел ему для искупления посадить три головни из того костра и поливать их, пока не вырастет большое дерево. Из этого дерева и был затем сделан крест благочестивого разбойника.

Крест Благоразумного разбойника, согласно традиционной версии, в 327 году был установлен императрицей Еленой на острове Кипр . В него была вложена частица Животворящего Креста и один из гвоздей, которыми было пронзено тело Христа. Об этом кресте сообщает преподобный Даниил в своём «Хождении игумена Даниила» (XII век):

Даниил повторяет самую раннюю, сохранившуюся с 1106 года запись о монастыре Ставровуни , рассказывающую о кипарисовом кресте, поддерживаемом в воздухе Святым Духом . В 1426 году крест разбойника был похищен мамелюками , но спустя несколько лет, как гласит монастырское предание, был чудесным образом возвращён на прежнее место. Однако потом святыня пропала вновь и остаётся ненайденной до настоящего времени.

Небольшая частица креста Благоразумного разбойника хранится в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме . Её появление в Риме связывают с императрицей Еленой.

Крест Безумного разбойника

История материала для креста, на котором был распят Безумный разбойник, содержится в русском апокрифе «Слово о Крестном Древе » ( -XVI века). Согласно ему, крест был сделан из дерева, посаженного Моисеем у горько-солёного источника Мерры (Исх. ) из трёх сплетённых вместе ветвей дерева, принесённого из рая во время всемирного потопа . Во время раскопок святой Елены в Иерусалиме ей были найдены три креста «один - преблаженный, на котором висел Христос, а прочие, на которых распяты были и умерли два разбойника ». Однако крест Безумного разбойника не был признан реликвией и его дальнейшая судьба неизвестна.

Имена разбойников

Имена Благоразумного и Безумного разбойников известны из апокрифов , которые, впрочем, называют их по-разному:

Благоразумный разбойник Дисмас

Дижман и Геста (в западной версии - Дисмас и Гестас (Dismas и Gestas )) - самая распространённая форма имён разбойников в католичестве. Имя «Дисмас» производят от греческого слова «закат» или «смерть». Варианты написания - Dysmas, Dimas и даже Dumas (Дюма).

День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта . В честь него назван город в Калифорнии - Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы.

Благоразумный разбойник Рах

«Рах» - имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи. Отечественные исследователи не могут найти литературных источников происхождения этого имени. Возможно, эволюция имени Варвар-Варах-Рах . Икона с его изображением размещалась на северных алтарных дверях иконостаса .

Иконография

Искусствоведы отмечают, что разбойники по сторонам Христа в сценах Распятия появились, начиная с V-VI веков (самым ранним из известных изображений является икона из монастыря Святой Екатерины , датируемая VI веком).

Благоразумный разбойник был распят с правой стороны от Христа (одесную), поэтому голову Спасителя часто пишут склонённой в эту сторону. Это указывает на его приятие раскаявшегося преступника. В русской иконописи наклонная перекладина под ногами Иисуса также обычно направлена вверх в сторону Благоразумного разбойника. Благоразумный разбойник писался обращённым лицом к Иисусу, а Безумный - с отвернувшейся головой или даже развёрнутым спиной.

Художники подчас подчёркивали различие между Иисусом и находящимся по обоим его сторонам разбойниками, а также разницу между двумя преступниками:

Иисус Христос Разбойники
одежда набедренная повязка перизома
крест Животворящий крест ,

чёткие геометрические формы

некрасивые, дикие,

изогнутые стволы, Т-образный крест

крепление гвозди привязаны веревками
руки прямые, вытянутые связанные сзади креста
поза умиротворенная корчатся
голени сохраняются в неприкосновенности перебиты воинами, которые размахивают молотами

Можно проследить и различия между двумя разбойниками, Благоразумным и Безумным: в первые века христианства, когда ещё сохранялась память об античном безбородом идеале мужской красоты, Благоразумный разбойник бороды не имел, а Безумный был бородатым. Но с развитием христианского мировоззрения борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке, и поэтому борода стала атрибутом положительных персонажей (Иисуса и Благоразумного разбойника), а третий казнённый превратился в безбородого.

В русской иконописи изображение Благоразумного разбойника, кроме традиционных композиций Распятия Христова, также помещается:

  • в сцене сошествия во ад (связано с иллюстрацией апокрифических сказаний «Слово о вшествии Иоанна Предтечи во ад» и «О разбойнице, иже со Христом пострада»). Изображается сцена диалога Благочестивого разбойника с пророками Илией и Енохом у райских врат, охраняемых огненным херувимом;
  • на северных дверях алтаря , ведущих в жертвенник . Разбойник изображается на белом фоне в окружении райских атрибутов (цветы, птицы, растительные побеги), что символически указывает на его пребывание в раю. В руки Благочестивому разбойнику традиционно помещают крест. В середине XIX века было распространено мнение, что помещение этого изображения на северных дверях алтаря является старообрядческой традицией, но это, вероятно, объясняется перемещением древних икон в старообрядческие церкви и моленные после реформ патриарха Никона .

Почитание

Православная церковь почитает Благоразумного разбойника как пример истинного покаяния (см. подробнее раздел « »). Отдельного дня памяти в месяцеслове благоразумный разбойник не имеет. Его история нашла своё отражение в гимнографии (особо в песнопениях Великой пятницы ; к наиболее известному относится светилен «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси… » ), а слова разбойника, обращённые к Иисусу Христу, стали припевом к тропарям на блаженны . Также упоминание о Благоразумном разбойнике содержится в молитве, читаемой перед причащением , в которой покаяние разбойника и исповедание им Иисуса Христа противопоставляются предательству Иуды : «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя ».

Одним из легендарных персонажей является Кудеяр - атаман, чьим именем названы многочисленные села, пещеры и курганы на территории России. О нем сложено много рассказов и легенд, но до сих пор достоверно не известно, правдивы ли они.

Сведения о его происхождении значатся во многих источниках 16 века и расходятся. Самой распространенная версия - что атаман был сыном Василия III и жены его - Соломии. Родила она его в монастыре, в который была сослана за то, что была бесплодной, после чего Кудеяра вывезли в леса, где он тайно воспитывался. Кроме того, по этим сведениям следует, что атаман приходился братом Ивану Грозному и вполне мог претендовать на царский трон.

Иллюстрация Атаман Кудеяр.

В других источниках указано, что Кудеяр был сыном князя Трансильвании - Жигмонда Батори. После ссоры с отцом он сбежал и примкнул к казакам, а также служил опричником у царя. После царской немилости стал промышлять разбоем.

По преданию, Кудеяр сколотил собственное войско разбойников и грабил обозы богачей.

Из-за многочисленных набегов и грабежей жители множества русских губерний ассоциировали его с символом ужасающей силы. Легенды гласят, что после себя он оставил несметные богатства, которые до сих пор никто не смог отыскать.

Стенька Разин: буйный разбойник или герой?

Главным бунтовщиком 17 века был Степан Тимофеевич Разин, по прозвищу Стенька. Он был не просто удалым донским казаком и атаманом, но и хорошим организатором, вождем и военным.

В связи с ужесточенным крепостным прав в казачьи области стали стекаться крестьяне, бежавшие из внутренних губерний России. Они не имели корней и имущества, поэтому их прозвали «голутвенными». Степан был одним из таких. Снабжая «голытьбу» нужной провизией, местные казаки помогали им в воровских походах. Те, в свою очередь, делились добычей. Для народа, Разин был «благородным разбойником» и героем, ненавидящим крепостничество и царя.


Степан Тимофеевич Разин.

Под его предводительством, в 1670 году был организован поход на Волгу, сопровождающийся многочленными восстаниями крестьян. Казачий порядок вводился в каждом захваченном городе, купцов грабили, а представителей власти убивали. Осенью этого же года, атаман был сильно ранен и вывезен на Дон. Окрепнув, Степан снова хотел собрать сторонников, однако местные казаки были с этим не согласны. Весной 1671 г. они штурмом взяли Кагалицкий городок, где укрывался Разин. После чего его пленили (вместе с братом Фролом) и выдали царским воеводам. После вынесения приговора Степана четвертовали.

Ванька-Каин

Ванька-Каин - знаменитый разбойник и вор 18 столетия. Родился Иван Осипов в селе Иваново Ярославской губернии, в крестьянской семье. В 13 лет он был перевезен в господский двор, в Москву, а в 16 - познакомившись с вором по прозвищу «Камчатка», решил примкнуть к его банде, попутно обокрав своего хозяина и исписав барские ворота. Словами «работай черт, а не я» Осипов четко охарактеризовал свою жизненную позицию.

Вскоре его вернули бывшему хозяину. Пока Ванька находился в кандальной колоде, он узнал, что за хозяином водится «грешок». Когда к барину нагрянули гости, он всем рассказал, что по упущению хозяина, погиб гарнизонный солдат, тело которого скинули в колодец. За этот донос Ванька-Каин получил свободу, а вернувшись к своей шайке стал их предводителем.


Казнь Ваньки-Каина.

В 1741 году Осипов написал «покаянную челобитную», где рассказал, что сам является вором и готов посодействовать в поимке соучастников. С его помощью было отловлено много дезертиров, воров и бандитов. За предательство «своих» он получил прозвище «Каин».

Но на этом он не остановился. Его арестовали в 1749 году, за похищение 15-летней дочери отставного служивого. И только в 1755 году суд решил Ваньку-Каина казнить колесованием и обезглавливанием, но приговор был смягчен Сенатом. В 1756 году его высекли и вырвали ноздри. Поставив Каину клеймо «В.О.Р», его отправили в ссылку, где он и умер.

Василий Чуркин: гуслицкий Робин Гуд.

Ярким персонажем преступного мира в 19 веке стал Василий Васильевич Чуркин. Точная дата рождения неизвестна. Предполагается, что он родился между 1844-1846 годами, в деревне Барская, Гуслицкой волости.

Молодой Чуркин начал свою «карьеру» в банде гуслицких разбойников, орудовавших в 1870 на больших дорогах: от Москвы до Владимира. Позже, из-за тяжелой болезни главаря свора распалась. Здесь Василий не растерялся и в 1873 году создал свою собственную шайку. Вскоре он был пойман, но под арестом оставался недолго, потому что сбежал.

Кроме разбоев, Василий со своей бандой помогали малоимущим, тем самым завоевав народную славу и признание. Грабил он только богатые амбары, а с владельцев фабрик несколько раз в год собирал небольшую дань в 25 рублей. Фабриканты не упоминали его имени, дабы не навлечь беду на свои головы. Таким образом, Чуркин создал себе надежный тыл, который прикрывал его от полиции. Таксу свою он никогда не поднимал и сурово наказывал тех, кто нарушал этот обычай.

Никаких достоверных фото Василия Чуркина не сохранилось, однако о нем слагалось множество легенд и рассказов.

Когда в Гуслицах оставаться стало небезопасно, Василий прятался в других местах. Существует много версий смерти гуслицкого Робин Гуда, но точная причина остается неизвестной.

Тришка-сибиряк

Еще одним народным героем 19 века был Тришка-сибиряк. Информации о криминальном авторитете сохранилось довольно мало, однако по приданиям, он приводил в ужас помещиков и дворян. Народ слагал о нем легенды и сказки, представляя разбойника защитником обездоленных. Он был необычайно осторожен и хитер. Совершая набеги на хозяйства помещиков, Тришка-сибиряк отдавал часть награбленного крепостным. Люди говорили, что сильно он никого не обижал, но мог «лихого до крестьян» барина наказать, например, подрезать жилки под коленками, чтоб «прытко» не бегал. Так он учил их «уму-разуму».


Разбойники остановили всадника.

Даже после его ареста, слухи о нем еще долго не давали спокойно жить дворянам. Да и поймали его только потому, что поиски Тришки были в строжайшем секрете, поскольку власти остерегались его смекалки и хитрости. Дальнейшая судьба Тришки-Сибиряка неизвестна.

История жизни одного из самых известных английских разбойников насколько ярка, настолько и скоротечна. На кривую дорожку его подтолкнула нищета и любовь. Вряд ли тогда Джек Шеппард мог представить, что воровство двух серебряных ложек сделает его героем легенд и оборвет жизнь в двадцать два года.

Без вариантов

Лондон восемнадцатого века представлял из себя гремучую смесь. С одной стороны богачи, которые могли решить любую проблему при помощи кошелька. Совершил преступление и тебе грозит виселица? Не беда, если есть деньги. С другой - бедняки, которых пачками отправляли не эшафот за малейшую провинность. Роскошные сады и особняки, дворцы и колонны, они, словно маска, скрывали за своей помпезностью истинное лицо Лондона. А под ней прятались трущобы Спайтэлфилдса и Шордича, где люди каждый день боролись даже не за жизнь, а за жалкое существование.

Жители Англии того времени не считали смертную казнь чем-то из ряда вон выходящим. Для них это являлось банальной «бытовухой», поэтому трупы пиратов и разбойников, качавшихся на ветру в железных клетках, вызывали интереса не больше, чем дождь после обеда. Более того, любой житель Лондона с пустым кошельком на подсознательном уровне понимал, что рано или поздно и его тело будет также покачиваться. Ведь малейшее нарушение законов каралось простым, но эффективным способом - смертной казнью. Судье было все равно, в чем провинился человек. Своровал яблоко? Извини, но за это придется расплачиваться жизнью. Тебя заметили в цыганском таборе? Вот тебе билет на тот свет вне очереди. Любопытно, что казнили не только взрослых, не щадили и детей.

И если жизнь бедняков напоминала сточные канавы, куда дождь смывал нечистоты с улиц, то перед глазами богачей открывалась совершенно иная картина. Например, граф Мэнсфилд, пользуясь своим положением в обществе, воровал, что называется, «вагонами». В конце концов, им пришлось заняться парламенту. Правда, дальше просьб не воровать так много дело не пошло. За Мэнсфилдом стояли покровители из венценосной семьи. Поэтому и его сын, убивший в состоянии алкогольного опьянения человека, отделался лишь штрафом, несмотря на то, что его изначально приговорили к виселице.

Доходило порой до абсурда. Так, некого Джона Рассела, ограбившего несколько человек, приговорили к смертной казни. Но буквально за пару дней до исполнения приговора он получил огромное наследство и… его помиловали.

Вот в таком жестоком, полном двойных стандартов мире и родился Джек Шеппард - один из самых известных разбойников Англии, ставший при жизни кумиром всех лондонских нищих.

Вне закона

Джек родился 4 марта 1702 года в семье бедняков. Но в отличие от многих его ровесников, мальчишке изначально везло. Несмотря на постоянное отсутствие денег, мать с отцом не оставили своего ребенка на улице и не отдавали «в аренду» рыночным побирушкам. Так Джек и рос в одной из многочисленных лондонских трущоб без какой-либо надежды на светлое будущее.

Все изменилось после смерти отца. Мать была не в состоянии содержать детей, поэтому Джека взял к себе некий торговец тканями. А когда парню исполнилось пятнадцать, Шеппард отправился к другому наставнику - теперь он принялся изучать ремесло плотника. Дело у него спорилось. В двадцать лет Джек считался уже опытным мастером, способным качественно выполнить практически любой заказ. Наставник был доволен.

Современники описывали Джека как бледного, субтильного, невысокого парня (его рост составлял чуть более ста шестидесяти сантиметров), наделенного при этом удивительной физической силой и ловкостью. Кстати, этими «джокерами» Шеппард не раз пользовался в уличных потасовках. Никто из грабителей или пьяных задир и подумать не мог, что парнишка, напоминавший травинку, способен дать отпор. И хоть жизнь у Джека была не сахар, он постоянно улыбался, но его большие темные глаза при этом всегда оставались печальными. Числилась за Шеппардом и еще одна особенность - парень слегка заикался, но в тавернах его считали человеком умным и красноречивым.

Возможно, Джек так и прожил бы свою жизнь, не оставив следа в истории, если бы не роковая встреча. В таверне «Черный лев», где оставляли последние гроши подмастерья со всего Друри-Лейна, Шеппард познакомился с Элизабет Лион. Девушка, как и весь контингент таверны, являлась представителем «низов». И на жизнь она зарабатывала себе точно также как и большинство молодых нищенок - занималась проституцией. Она-то и пристрастила парня к крепкому алкоголю. Вообще, по мнению исследователей, именно Бесс испортила молодого плотника. Он влюбился по уши. Как и любому двадцатилетнему парню, ему захотелось произвести впечатление на свою возлюбленную. А как это сделать, если твоих доходов едва хватает чтобы сводить концы с концами? Не бросить же ходить по тавернам, честное слово, Бесс не поймет…


Посещение злачных мест и чрезмерное употребление алкоголя не могли не сказаться на работе. Все чаще и чаще заказчики оставались недовольными Шеппардом. Мастер, как мог, старался воздействовать на парня, дабы привести его в чувства. Да без толку. Шеппарда сильнее затягивал трактирный омут.

И в 1723 году случилось то, чего так боялся наставник талантливого подмастерья - Джек совершил преступление. Ради легких денег он стащил две серебряные ложки в одно из многочисленных таверн (по другой версии, кухонная утварь была похищена у некого богатого торговца, нанявшего Джека). Вырученные деньги Шеппард, конечно, потратил на Бесс. Но девушке этого было мало. Она требовала подарков. Джек прекрасно понимал, что на заработок плотника удовлетворить растущий аппетит дамы сердца не получится. И тогда он принялся воровать и грабить. Страх потерять Бесс был куда сильнее инстинкта самосохранения и здравого смысла.

Занимаясь грабежами, Шеппард старался скрыть это ото всех знакомых. Поэтому вновь стал добросовестно относиться к честному труду. Но все же, кто-то его сдал. Есть предположение, что Джек рассказал об источнике своего дохода Бесс, ну а та проболталась подружкам и так далее, и так далее. В конце концов, констебли начали расследование. А Шеппард, вкусив легких денег, начал еще больше наглеть. Спустя короткое время он, считая себя неуловимым, ушел из подмастерьев и начал жить только грабежом. Но просто так грабить и разбойничать на улицах города было нельзя. Ведь у ночного Лондона был свой король - Джонатан Уайлд. Джеку пришлось примкнуть к его банде. Но вскоре их пути разошлись, Шеппард не хотел отдавать большую часть «зарплаты» некоронованному монарху воров.

Вот тут-то у бывшего плотника и начались настоящие проблемы - констебли объявили на него охоту. Джек оказался в роли загнанного зверя. С одной стороны его преследовали стражи порядка, с другой - люди Уайлда ждали подходящего момента, чтобы избавиться от молодого и наглого вора, рискнувшего бросить вызов всем. Джеку пришлось изворачиваться. Ему вовсе не хотелось в двадцать два года очутиться на виселице. Поэтому парень ушел в подполье. Днем он прятался в самых грязных и вонючих подвалах, дерясь за кусок хлеба с крысами, а ночью выходил на дело. Вот только ему не везло. А когда он узнал, что за его голову объявлена солидная награда, понял, что окончательно запутался в паутине закона.

Скитания не могли продолжаться вечно. Спустя некоторое время обессиленного и больного Шеппарда арестовали констебли. Так Джек оказался за решеткой в первый раз. Если бы он являлся обычным лондонцем, то смиренно стал бы ждать вынесения сурового приговора - смертной казни. Но так рано покидать этот бренный мир Шеппард не хотел. Как только стихли шаги надсмотрщика, Джек принялся проверять потолок камеры на надежность. Выяснилось, что в одном месте перегородка трухлявая, поэтому молодой разбойник сумел проделать отверстие, достаточное для того, чтобы вылезти. Субтильное телосложение и небольшой рост сыграли Шеппарду хорошую услугу. Связав тряпки и одеяла, Джек сумел спуститься с крыши и попал на кладбище при церкви. Охранник слишком поздно услышал шум, доносившийся из камеры. И пока он подбирал нужный ключ к замку, Шеппард успел улизнуть.


Но на свободе Джек пробыл недолго. Уже спустя несколько недель его задержали бдительные констебли в одной из таверн, где разбойник все еще праздновал свой побег.

Первый раз ничему не научил полицейских. Джек вновь был помещен в обычную камеру для ожидания вынесения приговора. Более того, к нему даже пустили Бесс. Досматривать подругу разбойника никто не стал. И она, воспользовавшись такой беспечностью, сумела передать Джеку нож (по другим сведения - наконечник копья или алебарды). «Посылку» она спрятала на дно корзины, укрыв ее продуктами. Не прошло и нескольких минут, как Джек и Бесс оказались в коридоре. Но тут им не повезло - они наткнулись на стражников. Сначала сладкую парочку заперли в подвале, а позже - перевели в тюрьму Клеркенуэлл. Там их, кстати, поместили в одну камеру.

На сей раз, стражники были более внимательны. Опасаясь очередного побега Шеппарда, на него надели оковы с тяжелыми гирями. Также к нему запретили пускать посетителей. А что Джек? Он все равно сумел сбежать. Воспользовавшись все тем же ножом (в суматохе разбойника забыли его обыскать) он сумел освободиться от оков. Затем то ли перепилил прутья решетки, то ли просто выломал их, связал импровизированную веревку из подручной ткани и юркнул на свободу. Что касается Бесс, то сведения о ее дальнейшей жизни расходятся. По одним данным, девушку отпустили на свободу в качестве приманки. По другим - она все же отсидела какой-то срок. В общем, ситуация запутанная.

Второй побег Шеппарда был для Лондона событием неординарным и будоражащим. Нищие горожане воспринимали его как настоящего героя, осмелившегося бросить вызов системе. А вот власть и констебли придерживались противоположного мнения. Из-за беглеца были поставлены на уши чуть ли не все лондонские стражи порядка. А в качестве помощников в поиске были выбраны все те же бедняки. За любую информацию о местонахождении Шеппарда сулили впечатляющую награду.

Джек был далеко не дурак, поэтому прекрасно понимал, в каком положении оказался. Вечно скрываться он не мог - рано или поздно его бы постигла смерть от голода или какого-нибудь заболевания. Сдаться властям? Тогда путь один - на виселицу. И Джек решил пойти ва-банк. Проще говоря, решил играть со смертью до последнего. Так он официально стал настоящим разбойником, не подчиняющимся никому.


Этот выбор привел к тому, что на него вновь начали охоту еще и люди Джонатана Уайлда. Король ночного Лондона видел в парне конкурента и боялся, что со временем он сможет стать лидером какой-нибудь опасной шайки таких же бунтарей. Ни констеблям, ни Уайлду новые «персонажи» были ни к чему.

По одной из версий в это время «всплывает» Бесс. Стражам порядка она не рассказала о том, где скрывается Джек. То ли просто его не выдала, то ли сама не знала. Зато, когда к ней в дом пришли люди Уайлда, она сразу раскололась. Видимо, у них были свои, «особые» приемы допроса.

Предводитель всех лондонских преступников тут же поделился информацией с констеблями. И вскоре Шеппарда арестовали. Когда стражи порядка ворвались в лачугу, где прятался разбойник, он оказался пьяным, поэтому не смог сопротивляться. Так Джек оказался в Ньюгейтской тюрьме - самом страшном месте Лондона того времени.

Герой легенд

Ньюгейтская тюрьма известна с двенадцатого века. Но возможно, она была возведена еще раньше. Здание многократно разрушалось и перестраивалось для того, чтобы стать настоящей крепостью, откуда невозможно совершить побег. Любой оказавшийся там был обречен на жизнь полную ужаса и унижений.

По большому счету, эта тюрьма представляла собой эдакое государство в государстве, со своими законами и порядками. Например, новоиспеченный арестант был обязан напоить сокамерников алкоголем. Найти его было не сложно, он находился в свободной продаже (реализацией занимались сами надсмотрщики). Проблема заключалась в другом - стоил он дорого. И если у несчастного не было денег, его ждали избиения, унижения и, скорее всего, смерть. Ведь тюремщики в арестантах видели не живых людей, а лишь источник дополнительного дохода.

Любопытно вот еще что: в тюрьме был даже своего рода прейскурант, в котором находились «платные услуги». Например, за ослабление оков с заключенного требовали такую-то сумму, за возможность погреться у камина - другую, а за свежий хлеб и непротухлую воду - третью. За плату можно было даже избежать физического насилия со стороны сокамерников или тюремщиков. Более того, даже когда срок заключения подходил к концу, это не означало свободу. Стражники требовали денег за то, чтобы открыть ворота. И если у арестанта их не было, он оставался там. Случалось, что и навсегда…

Понятно, что нищий человек был, по большому счету, просто обречен изначально. Чтобы бедняк не занимал место, его полностью раздевали и скидывали в подвальные помещения, куда стекались нечистоты со всей тюрьмы. Вот в таком «райском уголке» и очутился Джек.

Тюремщики постарались себя обезопасить. Поэтому, чтобы Шеппард не предпринимал попыток к бегству, его предусмотрительно сковали. Но разбойник не мог просто ждать смерти. Он начал действовать - попытался склонить к побегу нескольких сокамерников. Но те ждали помилования, поэтому рисковать не стали. И хоть Шеппард не нашел подельников, зато сумел разжиться напильником. Джек спешил, поскольку понимал, что ему королевская милость не светит.

Надо сказать, что днем в Ньюгейме было шумно, очень шумно. Где-то шли очередные ремонтные работы, кто-то кого-то бил, женщины и дети плакали, мужчины матерились… В общем, жизнь по-своему бурлила. Воспользовавшись этой особенностью, Шеппард начал пилить прутья решетки, которая преграждала путь в коридор. Ему везло, стражники ничего не слышали и ни о чем не подозревали.
За пару дней до исполнения приговора к Джеку заглянула Бесс. Она пришла покаяться перед разбойником. Но ее визит Шеппард использовал в личных целях. Он разговаривал с девушкой громко, еще громче смеялся, а сам, тем временем, продолжал пилить металлический прут. Также Бесс сумела незаметно передать ему женский наряд.

Вскоре прут лопнул. Джек вылез из камеры, переоделся и, взяв под руку Бесс, неспешно двинулся из тюрьмы. Никто из стражи не обратил внимания на двух молодых женщин. А когда спохватились, было уже поздно. Шеппард и его подружка буквально растворились в огромном городе.

Сколько преступника искали - неизвестно. В конце концов, у власти лопнуло терпение, и она вновь обратилась за помощью к главарю лондонских бандитов. Уайлд лично принял участие в поисках молодого преступника. Его поведение он воспринял как вызов. Джонатану даже удалось отыскать Бесс, но на сей раз, она ничего не рассказала. Скорее всего, девушка и правда не знала, где находился Шеппард. Джек просто скрылся, понимая, что только так он сумеет обезопасить подругу.

Казнь Шеппарда пришлось отложить на неопределенный срок. Но Джек помог ищейкам сам. Он так гордился своими побегами, что начал ходить по тавернам, чтобы послушать истории о себе любимом. Ведь здесь, пьяные мужчины сильно преувеличивали его ум и хитрость. Шеппарду это нравилось. И однажды его схватили.

Вновь Ньюгейт. Только на сей раз, разбойника поместили сначала в камеру для смертников, а потом - перевели в «особую» камеру. Считалось, что сбежать оттуда невозможно. Перед этим на Шеппарда надели целую россыпь тяжелых «украшений». А для большей надежности его посадили на цепь прикрепленной к стене. Жители лондонских трущоб в это время продолжали петь дифирамбы своему герою. Правда, уже никто не верил, что Шеппард на этот раз сумеет избежать виселицы. И эти пессимистические настроения взялись не на пустом месте. Дело в том, что за всю историю английского правосудия еще никто не охранялся так надежно и бдительно. Не было и такого, чтобы кто-то сумел сбежать из Ньюгейта, причем дважды.

Джек Шеппард стал первым.


Несмотря на тщательный досмотр всех посетителей камеры с разбойником, охранники все же опростоволосились. Кто-то сумел передать Джеку гвоздь. Ну а дальше - дело техники. В ночь перед судом он умудрился снять с себя наручники и цепи, держа заветную «железяку» в зубах. Охранники крепко спали, поскольку никто не мог представить, что человек, опутанный цепями, словно новогодняя елка, попытается сбежать. Недооценка Шеппарда была лишь ему на руку. Вот только у него не хватило времени, чтобы избавиться от оков на ногах. Зато Джек сумел своими же «побрякушками» пробить стену в соседнюю камеру и, открыв гвоздем замок, вырвался на свободу. Точнее так ему казалось. Но до нее было еще очень далеко. Спустившись по лестнице, беглец уперся в дверь, ведущую в часовню. Кое-как справившись с ней (а она была закрыта на металлический кол с обратной стороны!), Джек оказался внутри. Оттуда он сумел проникнуть в камеру смертников, в которой ему уже доводилось бывать. Встав на крышку гроба (этот «атрибут» напоминал заключенным об их скорой кончине) Шеппард выбил прут решетки и переместился в соседнюю камеру. Там его ждала еще одна дверь. Выбравшись, беглец направился по лестнице вверх и вскоре оказался на крыше. Но высота оказалась слишком большой, чтобы спрыгнуть. Сдаваться было слишком поздно, все-таки не для того Джек преодолевал столько препятствий. Поэтому он развернулся и тем же маршрутом направился в свою камеру за одеялами. Ему феноменально везло. Надсмотрщики спали. Вскоре Шеппард вернулся на крышу и с помощью связанных одеял опустился на несколько этажей ниже. Там он обнаружил лестницу и спустился вниз, но появившиеся тюремщики спугнули беглеца. Поэтому он вновь вернулся на крышу и, свалившись без сил, уснул. Утром Джек, воспользовавшись удобным случаем, смешался с огромной и разношерстной толпой посетителей тюрьмы. Так он оказался на свободе.

Несколько дней Шеппард отсыпался в заброшенном сарае на окраине Лондона. Затем, восстановив силы, он стал обходить таверны, чтобы послушать, о чем там говорят люди. Конечно, все разговоры были только о ловком и хитром Джеке Шеппарде, сумевшим сбежать из тюрьмы. Беглец слушал и тешил свое самолюбие. Этот его и сгубило. В одном из злачных заведений парня узнали и тут же доложили в полицию. Стражи порядка не заставили себя долго ждать. Всего через несколько дней после виртуозного побега он вновь оказался в Ньюгейтской тюрьме. На сей раз суд не медлил. Беглеца быстро осудили и опять приговорили к смертной казни. Наверняка, Джек вновь пытался сбежать из камеры смертников, но не получилось.

Утром 16 ноября 1724 года его казнили. Более двадцати тысяч людей собралось в Тайбене, чтобы посмотреть на смерть Шеппарда. Толпа кричала и свистела, выражая, тем самым, поддержку разбойнику. Была ли среди них роковая Бесс - неизвестно. Джек держался достойно и спокойно. По легенде, когда священник благословил его, Шеппард сказал: «Один напильник был бы для меня нужнее всех библий мира».

В полной тишине Джека повесили…


Кстати, за день до казни к Шеппарду приходил Даниэль Дефо. Писателю самому доводилось побывать в Ньюгейте в качестве арестанта, поэтому между ним и Джеком состоялся долгий и душевный разговор. Благодаря той встрече Дефо написал несколько книг о легендарном разбойнике из Лондона: «Повествование о всех грабежах, побегах Джека Шепарда» и «Историю замечательной жизни Джека Шепарда».

Хранили память о своем герое и лондонские бедняки. В многочисленных тавернах еще долгое время чуть ли не каждый день зачитывали пьесы и стихи о Шеппарде, человеке, не испугавшемся в одиночку пойти против всего Лондона.