Освобождение сербии от османского ига. Болгария под османским игом. Борьба греков против турецкой оккупации

Во вторник Болгария отметила 137 годовщину Освобождения Болгарии от османского ига. 3 марта (19 февраля по старому стилю) был подписан Сан-Стефанский договор между Россией и Османской империей, в результате чего Болгария обрела независимость. Это день является национальным праздником в Болгарии, событие широко отмечается по всей стране. Представителя России на празднования не пригласили, что спровоцировало масштабную дискуссию в болгарском обществе.

РИА Новости. Литография 1877 года "Сражение под Шипкой 28 декабря 1877 года во время Русско-турецкой войны"

Празднование 137-летия подписания Сан-Стефанского договора прошло в Болгарии без российских официальных лиц. "Ни Администрация президента Болгарии, ни министерский совет, ни министерство иностранных дел страны не пригласили российских политиков на официальные мероприятия", - комментирует болгарское издание Блиц .

3 марта в Болгарии - национальный праздник, и мероприятия, посвященные Освобождению от османского ига, прошли в каждом городе страны, сообщает Vesti.bg . Болгарский патриарх Неофит отслужил панихиду и благодарственный молебен в софийском кафедральном соборе Святого Александра Невского.

РИА Новости. Храм Александра Невского в Софии, построенный в XIX веке в честь русских воинов, павших в боях за освобождение болгарского народа от турецкого ига. 1985 год

На площади Александра Невского в Софии состоялась официальная церемония поднятия болгарского флага и возложения венка к Памятнику неизвестного солдата с участием президента Росена Плевнелиева.

РИА Новости. Памятник Российскому царю-освободителю Александру II в центре Софии. 2012 год

Масштабное шествие с 300-метровым болгарским флагом состоялось в Старой Загоре, где в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг . велись ожесточенные бои. Торжественные мероприятия прошли у памятника Свободы на Шипке, который воздвигнут в честь павших в боях за оборону этого перевала в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В мероприятиях участвовали депутаты болгарского парламента, мэры городов, представители дипломатических миссий и неправительственных организаций, рядовые граждане, солдаты роты почетного караула и военный оркестр (всего около 150 военнослужащих). С воинскими почестями к памятнику свободы возложили венки. Подобные мероприятия проходят на Шипке ежегодно, и в 2003 году в них участвовал российский президент Владимир Путин.


Тот факт, что российских официальных лиц не пригласили на празднование освобождения Болгарии от Османского ига в результате русско-турецкой войны, вызвало возмущение болгарских пользователей соцсетей.

Они пишут гневные посты, постят фотожабы на президента Росена Плевнелиева, в которых он принимает решение о праздновании без России под давлением США, и даже пишут стихи в благодарность "русским братьям" за помощь в обретении независимости.

"Поляки не пригласили Россию на мероприятия по поводу освобождения Освенцима Красной Армией, из-за чего в Польшу не приехал и израильский премьер - в знак солидарности с российским президентом. Сегодня наши евроатлантические власти не приглашают официальных российских представителей на празднование нашего Освобождения от османского рабства посредством русско-турецкой войны", - отмечает историк, доцент Софийского университета имени святого Климента Охридского Дарина Григорова на своей странице в Facebook .

"Примечательно возросшее акцентирование внимания на роли украинских, румынских и финских воинов, сражавшихся за наше Освобождение. Их представляют едва ли не равными русским, которые составляли 90% воевавших. Более того, украинские войска неотделимы от российских, когда мы говорим о периоде, когда украинская нация не существовала. Политическая корректность пока не позволяет отрицать 3-е марта, но появились попытки манипулировать некоторыми его деталями", - пишет Добри Божилов , прославившийся на родине своими открытыми письмами властям. "Вчера, кроме Софии и Шипки, масштабные празднования были в Старой Загоре. Такие массовые мероприятия, которые в основном - выражение русофилии (3 марта не может быть не русофильским праздником), во время массовой медийной и правительственной оккупации антироссийскими и иностранными марионетками сулят общественные столкновения", - добавляет Божилов.

О том, что решение не приглашать российских официальных лиц на празднование принадлежит не самим болгарским властям, а их американским партнерам, пользователи соцсетей публикуют фотожабы.
Например:


Посол США в Болгарии , обращаясь к президенту Росену Плевнелиеву, говорит: "Росене, запрещаем вам приглашать русских на 3 марта!" "Хорошо, шеф", - отвечает Плевнелиев.

Еще одна фотожаба - на тему попыток исказить историю (найдите Владимира Путина):


"1878 год, освобождение Болгарии от турецкого присутствия войсками США, ЕС, НАТО".

Есть вот такие картинки:

"Русские агрессоры и болгарские сепаратисты в бою с законной османской властью".

В Балканский ужас

Слово "арнаут" у Даля поясняется как "изверг, зверский человек, басурман". В 1878 г. турецкие власти при подсказке английских дипломатов пришли к выводу, что именно албанцы будут наилучшим средством в борьбе против славянской и вообще христианской "угрозы". С их помощью две империи решали на Балканах каждая свою задачу при одной общей - всемерно ослабить Россию и лишить ее союзников - хотя бы и путем геноцида славян и христиан.

"Болгарские мученицы" 1877 худ. К. Маковский

После поражения европейцев в 1690 г. христианское население Османской империи подверглось мести со стороны турок и стало жертвой в сущности первой документально зафиксированной этнической чисткой в истории. Опустошительные турецкие военные походы создали условия для переселения албанского населения со своих исконных территорий на земли своих соседей - славян и греков. В XVIII веке большие массы албанских скотоводов из горных районов начинают спускаться в плодородные области края Косово и Метохии, где подавляющее большинство населения составляли православные сербы (1). Чуть более стал лет назад, в 1909 году, под псевдонимом Арчибальд Смит, австрийский книжный иллюстратор Готфрид Зибен выпустил серию "Balkangreuel" (Балканский кошмар) из двенадцати литографий, показывающих изнасилования и убийства христианских женщин на Балканах.

Самые значительные изменения в этнической структуре населения этой части Балканского полуострова произошли в период с середины XVIII века до середины XIX века. Албанская великодержавная программа появилась в конце XIX века. Все попытки балканских христиан привлечь албанцев к участию в совместной борьбе против господства Османской империи за национальное освобождение и модернизацию своего общества практически не дали результата.

В начале великого восточного кризиса (1875-1878 гг.) албанцы, находившиеся в рядах турецких регулярных и иррегулярных (башибузуки) войск отличались особой жестокостью. В результате только с территории современного Косова (тогдашнего Косовского вилайэта) в период с 1876 по 1912 год были вынуждены выселиться сотни тысяч православных сербов.

Главной ролью албанцев при султане были функции карателей, обращенные как против порабощенных народов Европы, так и против порабощенных народов Азии. Наиболее темные и отсталые слои населения Албании, не имея традиций государственности, охотно шли в услужение к кому угодно. Турки создали башибузучье движение - то есть формировали отряды албанских добровольцев турецкой иррегулярной пехоты. Имя «башибузук» стало нарицательным для характеристики человека, способного на самое возмутительное по своей жестокости насилие.
Вот цитата из обычного, далекого от политики, туристического справочника: «Название Арнавуткей означает "Албанская деревня": в старину из здешних жителей набиралась султанская лейб-гвардия, после столкновений с которой в русском языке появилось слово "арнаут" (у Даля оно истолковано как "изверг, зверский человек, басурман")» (2).

Дореволюционное свидетельство из книги «Жизнь в Ильдизе (изъ Contemporary Review)»: «С тех пор как Абдулъ-Гамид на престоле…Не питая доверия к окружающим, султан неусыпно контролируетъ сам стражу… Кроме военных чиновников, во дворце всегда имеется на лицо десятка два часовых, принадлежащих к албанским тюфенкджи (стрелкам); вооруженные с головы до ног, они помещаются со своим начальником въ особой комнате, готовые явиться по первому зову».
Аналогично свидетельствует и советское справочное издание, сообщая в статье об Абдул-Гамиде, что он «топил своих противников в Босфоре, замуровывал их в каменных стенах, ссылал на гибель в африканские пустыни, окружил себя гвардией из албанских головорезов»(4).

Репортажи Макгахана в английской газете были страшны своей документальностью, излагаемыми в них фактами. «…Капитан Ахмет-ага, будучи во главе отряда башибузуков, умертвил восемь тысяч жителей города, далекого от мест антитурецких восстаний — Батака. Еще до начала уничтожения жителей... из города было выведено двести молодых девушек, их заставляли плясать, насиловали, а потом всех убили, свалив трупы гнить под солнечным зноем. Так вот… Этот именно Ахмет-ага был произведен в паши и назначен членом комиссии, учрежденной по настоянию России для разбирательства злодейств, совершенных… башибузуками!»(3).
Деяния албанских башибузуков описаны в книге "Турецкие зверства в Болгарии" 1880 г. Например, историки приводят факт, как албанскими карателями вырезались повсеместно болгарские деревни. Осуществив истребление мирного населения, дикие албанские башибузуки устраивали на пепелище свои ритуальные, отдающие инфернальным началом, танцы, веселились, радовались, как охотники после удачной охоты. То, что отказывались делать даже турки - делали албанцы.
Ф.М.Достоевский в своем журнале, ссылаясь на информацию либерального издания «Новое время», писал: «Явились даже особенные артисты своего дела — башибузуки, изощрившиеся разрывать разом христианских младенцев, схватывая их за обе ноги»(5).

А знаменитый В.А. Гиляpовский в своей бессмертной "Шипке" помещает воспоминания о пpаздновании 25-летия освобождения Болгаpии pусской аpмией от туpецкого ига. Он лично был на тоpжествах сpеди pусских гостей. Болгаpы чествовали pусских как геpоев. «..я видел всюду задушевные встpечи, и вглядывался в самые мелочи общего, захватывающего востоpга наpодного... Все они помнят туpецкое иго, звеpства башибузуков, pазоpенные села свои, похищенных жен и дочеpей, поpуганную святыню... особенно pадовались нам мужчины и женщины пожилые...»
Судя по современной истории, большинство жителей балкан или предпочли забыть о этом в угоду сиюминутным выгодам (обещаниям оных), или просто отказались от своей истории. Те же болгары в обеих мировых войнах воевали против России, продолжают её и сегодня.

Что до современной Турции, то Эрдоган ставит те же цели, что и Абдул Хамид Второй - последний самодержец Османской империи, пытавшийся на панисламизме удержать ее от распада и шедший на любые преступления ради этой цели. В итоге Турция превратилась в полуколонию европейских держав. Экономические успехи конца прошлого - начала нынешнего веков вскружили правителям Турции голову. Решив, что ухватили аллаха за бороду и могут на равных торговаться с США, руководители Турции последовательно и планомерно загоняли государство в ловушку, которая почти захлопнулась.

У Турции был потенциальный союзник - Россия. Теперь вокруг Турции ции одни противники. Учитывая открытую поддержку курдов из Вашингтона, вопрос распада государства из разряда риторических переходит в практическую плоскость. Вполне возможно, что янки нацелились на полный контроль над проливами - с их амбициями это вполне возможно. Это вопрос не года и не пяти, но... но "дали будэ".

Источники:
(1) - «Россия Федеративная: проблемы и перспективы» (Под ред. Иванова В.Н.), М., 2008 г., глава 10, Глава 10. РОССИЯ - СРЮ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
(2) - Цит. по Online Voyage, 2009 г.
(3) - Цит. по Ю.Сенчурову «Балканская Освободительная… или Путь на Голгофу».
(4) - См. Малая Советская Энциклопедия, М., 1930 г.
(5) - Новое время. 1877. 14(26) авг. № 524. Отд. «Последние известия». «По рассказам болгарских беглецов из долины Казанлыка».
Картины -

В 1453 г. турки захватили Константинополь. После этого облик западного мира существенно изменился. Наследница Римской империи - Византия исчезла из политической карты мира. Многочисленные народы, ранее входившие в ее состав, оказались под османским игом. «Сердце» православного мира - великий Константинополь наводнили захватчики-мусульмане, изменив название этого города. Отныне он стал именоваться Стамбулом. Многие архитектурные памятки были утрачены, достижения искусства и науки - забыты. Турки стремились полностью уничтожить достояния предшествовавшей им культуры, поработить население, сломить всякое намерение и даже мысль бороться за свою свободу. После завоевания Константинополя османская захватчики напали на Балканы. За несколько лет были завоеваны практически все греческие города. В 1460 г. пал Морейский деспотат и Афины.

Борьба островов с турецкими завоевателями

Но острова продолжали сопротивляться. У православных греков мусульманская культура вызывала категорическое неприятие. Почти не было островов или городов, которые сдавались бы туркам без боя. Лесбос и Эвбея сопротивлялись османским захватчикам около двадцати лет после падения Афин. Родос отражал нападения турков до 1522 г. Окончательно завоевать Крит османы смогли только в 1669 г. Покорение этого острова поставило завершающую точку в захвате Греции. Отныне эта страна полностью оказалась под османским игом, и оставалась под властью турков до 1829 г.

Переселение греков

Почти 400 лет оккупации не сломили стремление греков стать свободными. Борьба с захватчиками не прекращалась. Такого самоотверженного и яростного сопротивления, как греки, туркам не оказывал ни один народ. Действия османов на завоеванных землях заключались не только во вторжении войск и уничтожении мирных жителей. Они понимали, что закрепиться на территории можно, только когда население будет поддерживать новую власть. Добиться поддержки греков - задача не из легких. Поэтому османские власти начали массовое переселение народов. Этнические турки поселились на землях, которые спокон веков были греческими (преимущественно в Македонии, Фессалии, Фракии), а коренное население высылали в далекие провинции империи, тем самым надеясь снизить вероятность бунта. Кроме насильственного переселения, число греков в Греции уменьшилось и по причине добровольной миграции. Многие семьи, спасаясь от турецкого ига, сами переезжали жить в другие страны.

Но одной политикой переселения турки не ограничились. На завоеванных землях власти ввели регулярные поборы. Также на территории Греции был распространен «налог кровью» - так назывался насильственный набор детей в янычары, основу пехоты османского войска. До конца 17 в. боевые единицы янычар комплектовались только детьми завоеванных христианских наций. Чтобы эффективно управлять большим количеством народов, вошедших в состав Османской империи, турки делили жителей на общины, называемые миллетами. Деление осуществлялось по национальному и религиозному признакам. Были миллеты иудеев, православных христиан, мусульман, армян. Почти все греки вошли в общину православных христиан, которую возглавлял назначаемый султаном Константинопольский патриарх. Несмотря на массовое переселение, в самом Константинополе, как и раньше, оставалось много греков, или, как их еще называли, фанариотов. Некоторым из них удалось добиться высокого положения в иерархии османской власти и собрать немалое состояние. Были греки и среди состоятельных купцов и наместников провинций. В качестве примера можно привести господаря Молдавского княжества и Валахии - Александра Ипсиланти.

Борьба греков против турецкой оккупации

Поскольку многие греческие семьи добились благополучия и высокого положения, им было более выгодно поддерживать существующую османскую систему власти. Но в целом недовольство народа увеличивалось. В конце 18 в. борьба греков против турецкой оккупации постепенно наращивала свои обороты. Антиосманские силы сосредоточились преимущественно в Фессалии, Македонии и Эпире. В 1770 г. у берегов Греции в порте Витула (или Итило, область Мани) впервые появилась небольшая эскадра русских кораблей. Это стало толчком к поднятию освободительного восстания. Вскоре бунт охватил Морею и перекинулся на другие греческие провинции. Несмотря на поддержку русских, восстание вскоре было подавлено османскими властями. Вслед за этим последовала знаменитая победа русских в Чесменской морской битве. А на территории Османской империи повсеместно начали появляться очаги бунта. В Европе становились популярными новые идеи равенства и свободы. Началось освободительное движение в Сербии, произошла революция во Франции. Не менее активной была борьба и на территории Греции, где особенной мощью отличалось партизанское движение.

Роль церкви в победе над турками

При содействии православной церкви в Греции создавались «тайные школы», сыгравшие значительную роль в сохранении языка, культуры и формировании национального самосознания греков. В 1814 г. в Одессе было основано «дружеское общество». Появлению этой организации содействовало российское правительство и лично российский царь Александр I. Целью общества было освобождение народов от османского ига. Массовое вступление в организацию началось в 1818 г. За несколько лет «дружеское общество» приобрело большое влияние в странах, где проживали греки. В 1820 г. организацию возглавил Александр Ипсиланти. Освободительные настроения нарастали и в марте 1821 г. патриарх Германос поднял в Агиа Лавра (монастырь в Калаврите) революционное знамя. Это было сигналом к началу восстания, цель которого - независимость греческого народа. Практически вся Греция поднялась на борьбу с османским игом. Турецкие власти отчаянно пытались справиться с взбунтовавшейся провинцией. Мирные жители восставших регионов массово отправлялись на невольничьи рынки или истреблялись.

Поддержка греческого народа известными личностями

Многие передовые люди того времени заявили о поддержке греческого народа. Так, за независимость Греции открыто выступали Пушкин, Гюго, Ламартин, Шатобриан. А британский поэт Байрон отправился на Балканы, чтобы лично принимать участие в сражениях.

Восстание 1821 года

Восстание, начатое в 1821 г., переросло в войну против османского ига, которая длилась 9 лет и стала причиной масштабного международного конфликта. Турецкий султан, будучи не в силах самостоятельно подавить бунт в Греции, попросил помощи у Египта. В 1824 г. египтяне высадились на о. Крит, в следующем году - на Пелопоннесе, где сумели подавить бунт, вырезав тысячи мирных жителей. Европа сочувствовала грекам на протяжении всей войны. Резня, устроенная египтянами, подтолкнула правительства европейских стран к активным действиям против турков. Объединенная эскадра русских, французских и английских кораблей в 1827 г. разгромила в бухте Наварин флот османов и египтян. На следующий год началась известная русско-турецкая война, победу в которой одержала Россия. Еще через год, в Адрианополе подписали мирный договор, согласно которому, Турция признала независимость Греции.

Самым знаменательным годом для греков за предшествующие 4 столетия стал 1821 г., в котором началось масштабное антитурецкое восстание. Обескровленная и разрушенная страна вступила на длительный путь борьбы за свободу, за возвращение и восстановление своих исконных территорий. В истории Греции начался новейший период.

Непрерывные войны с Византией и Сербией ослабили политическую и военную мощь второго болгарского царства, единение которого в действительности стало фиктивным. В конце своего существования независимые владельцы управляли отдельными его областями: в Северо-восточной Болгарии, в Вощине, в Родопах. Эта разрозненность государства помогла туркам, проникшим на Балканы в начале 14 века, овладеть всеми территориями страны. После осады города Тырново (столицы Болгарии) пал в 1393 году, Царь Иван Шишман был схвачен в Филиппополе (совр. Пловдив) и там в 1395 казнен. В 1394 турки оккупировали северо-восточную часть Болгарии, а в 1396 — Видинское царство. Так завершилась 210-летняя история Второго Болгарского царства. Многие болгары бежали в русские княжества, Румынию и Сербию. Некоторые из них, например Константин Философ (Константин Костенечский) и Григорий Цамблак в Сербии, стали известными просветителями. С этого момента в течение почти пяти столетий Болгария превратилась в провинцию Османской империи.

Турецкое иго (1396 — 1878 гг.) является самым мрачным периодом в болгарской истории. Политическое порабощение сочеталось с религиозным нажимом: была уничтожена болгарская патриархия, оставшиеся церкви были вынуждены подчинятся греческому верховенству, разрушены были монастыри и культурные памятники. Греческие священники заняли все высшие церковные посты и стали осуществлять программу эллинизации болгар. Болгарское духовенство лишалось приходов, службы стали проводиться по канонам греческой церкви; монастыри и школы превратились в центры греческого просвещения; были разграблены библиотеки, в которых хранились болгарские книги, в том числе библиотека Тырновского патриархата и собора; запрещалось использовать кириллицу и болгарский язык. Вместо него официально вводился греческий язык. Только монахи Афонского (Атонского) монастыря вели богослужения на болгарском языке.

Вытесненные со стратегических центров и плодородных равнин, болгары ушли в горы. Немалая часть их была вынуждена принять ислам. А те, которые отстаивали свою христианскую религию, были подвергнуты жестокой эксплуатации в виде тяжелых налогов, разных повинностей. «Рая» (так называли турки порабощенных христиан) вынуждены были платить и так называемый «кровный налог», т.е. отдавать маленьких мальчиков для обучения в турецкие казармы. После принятия ислама, они превращались в янычар, которые становились отборной частью турецкой армии.

Болгарское население неоднократно пыталось освободиться от османского гнета. Восстания вспыхивали в 1402 — 1403 гг., в 1598 г. и в 1686 г. в Тырново, в 1688 г. в Чипровцах и т.д. С начала 17 века стало популярным так называемое хайдушское движение (в виде своеобразных партизанских отрядов).

В 18 веке начался период национального возрождения. С 1735 года нашли распространение школы вне монастырей, где обучение шло на болгарском языке. Паисий Хилендарский, монах Атонского монастыря, написал я «Историю славяно-болгарскую» (1762 г.). Во многих городах и крупных селах появились «читалища» — дома, в которых можно было читать книги, проводить вечера национальных традиций, ставить пьесы. Читалища превратились в центры развития национального самосознания и распространения вновь создаваемых культурных народных ценностей. Во время русско-турецкой войны 1828 зародилось болгарское национально-освободительное движение. Несмотря на то, что народные восстания беспощадно подавлялись, по всей стране действовали отряды партизан (гайдуков), которые мстили туркам. Во главе движения стояли деятели церкви и образованные люди при поддержке зажиточных крестьян (чорбаджиев), торговцев и ремесленников (эснафи). Существенную помощь из-за границы оказывали болгарские эмигранты, жившие в России и западных странах. Турецкие власти были вынуждены разрешить открытие болгарских школ (1835); число начальных школ к 1845 достигло 21 (2 в городах и 19 в селах). Наконец и болгарская церковь добилась независимости от греческой патриархии в Константинополе. Султанский ферман (указ) 1870 года юридически постановил эту независимость и фактически признал самобытность болгарской нации.