Тема урока : А. Е. Измайлов «Кукушка», «Лестница», И. А. Крылов «Осел и соловей»
Тип урока : урок усвоения новых знаний
Образовательная цель: учебно-информационные-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя. Познакомить с баснями русских баснописцев; закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «баснописец», «олицетворение».
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целепологание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Ход урока:1. Настрой
2. Проверка домашнего задания.
На протяжении нескольких уроков мы читали произведения, которые объединены одной темой, какой? (Басни. Русские баснописцы.)
Что такое басня? (Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)
Кого называют баснописцами?( Баснописцами называют создателей басен.)
Что осуждают и высмеивают баснописцы?(Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.)
Что такое ирония? (Ирония – тонкая, скрытая насмешка.)
В баснях используется аллегория. Что это такое?(Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка … )
Выразительное чтение подготовленной басни «Крестьянин в беде» И.А. Крылов
- Какую цель поставим перед собой на уроке? ( Познакомиться с новым произведением.Обсудить особенности нового произведения и определить его жанр, т.е. доказать или опровергнуть, что данное произведение является басней.)
3. Отгадайте загадку:
В лесу на дереве живёт,
Свои яички сносит.
Но, так как гнёзд она не вьёт,
Соседям их подбросит.
Идем мы в лес собрать букет
На солнечной опушке.
И сколько жить осталось лет
Мы спросим у …
(Кукушки)
О ком мы сегодня будем читать?
Что вам известно об этой птице?
Кукушки – перелетные птицы. Появляются у нас в лесах во второй половине апреля.
Сами кукушки гнезд не строят, а находят готовые гнезда других птиц.. Обычно кукушка откладывает 1 яйцо, которое такой же величины, как и яички в гнездах других птиц, то есть совпадают и размеры, и цвет. Потому-то хозяева и не видят подмены. Кукушонок появляется на свет первым и начинает выбрасывать других птенцов, пока не останется только он. Но утверждают, что бывают случаи, когда родители выкармливают и кукушонка, и оставшихся своих птенцов.
Взрослые кукушки истребляют насекомых-вредителей леса. Пищу их составляют личинки, мохнатые гусеницы, волоски которых при переваривании втыкаются в стенки желудка. Другие птицы из-за этого-то их и не едят, боятся. А кукушки очень их любят и много съедают, тем самым спасают лес Поэтому кукушка является полезной птицей.
Так, хотя яиц своих эта птица и не высиживает, но спасает наши леса.
Но все же, почему кукушка поступает именно так, а не высиживает птенцов сама?
Дело в том, что она совершает кладку каждого яйца с промежутком в несколько дней, а за лето откладывает до 15 яиц. Если бы она выращивала птенцов сама или даже в паре с самцом, прокормить такую ораву они не смогли бы. К тому же из-за большого промежутка между кладками в гнезде жили бы разновозрастные птенцы - самый старший уже вовсю кричит, а младший еще даже не вылупился. Нужно одновременно и насиживать яйца и кормить потомство. Разве возможно все успеть?
Стр. 48 Рубрика «Обрати внимание»
4. Чтение басни учителем.
- Какое впечатление у вас после прослушанного произведения?
5. Самостоятельное чтение басни.
- Подумайте правильно ли кукушка оценила пение соловья и своё пение? (Кукушка неверно оценила своё пение и пение соловья: «По соловьиному и я петь научилась. Для вас, извольте, пропою точнехонько, как он».)
6. Анализ басни:
- Какие пороки людей показывает баснописец? Объясните.
(Баснописец показывает Пороки: невежество, глупость, самолюбование.)
- Подумайте, какие слова можно считать моралью этой басни. Прочитайте.
Поговорка: относись к людям так как бы ты хотел чтобы относились к тебе- не надо хвастаться и хвалить себя
Не нужно хвастаться выдуманными талантами, ведь на деле может оказаться, что кроме "ку-ку" ничего не умеешь
Баснописец показывает хвастливость самоуверенных людей.
Р.Т. стр 22 зад.2 – запишите мораль басни
7 . Моделирование обложки:
– К какому жанру относится прочитанное произведение? Докажите.
Что еще есть у басни? (название и автор)
8. Хрестоматия 1 стр. 119 «Осёл и соловей» читает подготовленный ребёнок.
Какие пороки людей показывает И.А. Крылов?
Какова мораль басни?
Избави бог и нас от этаких судей
Осёл же совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления – глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.
Итог урока:- Удалось нам сегодня доказать, что мы читали басню?
С какими новыми баснями познакомились сегодня на уроке?
Что хотели нам показать баснописцы с помощью этих басен?
Какой урок вы для себя взяли?
Рефлексия. Дом. Задание стр. 47, хр1 стр.119 – 120 выраз. чтение, наизусть по выбору.
Конспект пробного урока
Ф.И: Ковалева Валентина
Предмет: Литературное чтение
Дата проведения:
Класс : 4 «В»
Тема: А.Е. Измайлов «Кукушка»
Тип урока: урок изучающего чтения
Создать условия для реализации целей:
Предметные:
Познакомить детей с биографией и творчеством А.Е. Измайлова ;
Развивать умения предвидеть содержание текста по заглавию;
Пополнять словарный запас, формировать навык выразительного, беглого, осмысленного, правильного чтения;
Развивать умение анализировать произведение,
Умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений;
Метапредметные:
Развивать речь учащихся, творческое воображение, память;
Создать условия для развития умения самостоятельно работать с книгой, умения слушать;
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
Самостоятельно организовывать своё рабочее место;
Осуществлять личностную и познавательную рефлексию.
Личностные:
Воспитывать нравственные качества личности ребенка , желание и умение совершать добрые поступки
Развивать интерес к чтению литературы, интеллект;
Расширять читательский кругозор.
Методы: словесный - беседа, рассказ, объяснение; наглядный - презентация,
Средства обучения: компьютер, мультимедийная презентация, проектор, учебник « Литературное чтение» 4 класс ФГОС Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова, 1 часть.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя Осуществляемые действия | Деятельность учащихся |
|
Предметные (Пр) Познавательные (П) Регулятивные (Р) Коммуникативные (К) |
|||
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
||
Мобилизующий. (1 мин.) Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. (1 мин). | Приветствие Здравствуйте, дети! Меня зовут Валентина Эдуардовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь! Проверка готовности к уроку (Ребята проверьте, чтобы у вас на партах было все необходимое: учебник, дневник, ручка, карандаш.) Эмоциональный настрой. Я желаю вам на сегодняшний урок: хорошего рабочего настроения, удачи и плодотворной работы. | Организуют своё рабочее место. Приветствуют учителя. | Организация рабочего места, проверяют готовность к уроку. (Р) |
Мотивацион-но-целевой этап. Цель этапа: определить це-ли урока и про-вести мотива-цию на пред-стоящую дея-тельность. | Прежде чем мы начнем работать, я хочу чтобы вы кое-что послушали (аудиозапись «звуки кукушки» Как вы думаете может ли кукушка связана с уроком литературного чтения? Каким образом? Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Измайлова «Кукушка». | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему и цели урока. | Умение воспринимать рассказ учителя.(П) Умения отвечать на вопросы учителя. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
Установка на первичное восприятие. Цель этапа: | Что вы знаете о Александре Измайлове? Посмотрите на слайд. Это Александр Ефимович Измайлов. Александр Ефимович Измайлов родился 1779 - 1831) - баснописец и журналист. Происходил из дворян. Воспитание получил в горном кадетском корпусе, по окончании которого,. поступил в министерство финансов. Всю свою жизнь почти безвыездно провел в Санкт-Петербурге, и только в 1826 г., Талант Измайлова проявился, главным образом, в баснях, первое издание которых вышло в 1814 г. Кроме заимствованных и общих баснописцам всех народов, у Измайлова есть ряд оригинальных басен с чисто русским юмором и на специально русские темы Его известные басни: - "Кулик-астроном", "Пьяница", "Лгун", "Дворянка-буянка", "Страсть к стихотворству" и пр. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают биографию Измайлова. | Слушать и понимать других; вступать в диалог.(К) Умения отвечать на вопросы учителя Умение предвидеть содержание текста по заглавию (Пр). |
Первичное восприятие стихотворения. Цель: знакомство с произведением. | Сядьте удобнее. Познакомимся с этим произведением Измайлова «Кукушка» Послушайте его. (Прослушивание фонограммы, «Кукушка»). | Слушают аудиозапись. | Формировать навыки беглого, осмысленного, правильного чтения (Пр). |
Проверка первичного восприятия. (1 мин.) Цель этапа: проверить первичное восприятие. | Какое это произведение по жанру? Докажите? (Басня) Стихотворный рассказ, есть мораль, герои животные, высмеиваются пороки. | Отвечают на вопросы учителя. Пополнение словарного запаса. | Слушать и понимать других; вступать в диалог.(К) Умения отвечать на вопросы учителя. |
Физкультминутка. (2-3 мин.) | Видеофрагмент. | Выполняют упражнения. | Формирование двигательных умений. |
Установка на вторичное восприятие. Цель этапа: поставить цель перед чтением. | Откройте страницу 47. Ребята, кто прочитает нам басню, громко, выразительно? (чтение басни учащимся) | Слушают учителя. | |
Вторичное восприятие. Цель этапа: чтение произведения учащимися | Какие слова вам непонятны? (Разбор непонятных слов). Словарная работа. Доселе- до сих пор. Извольте- хотеть, желать Прочитайте басню самостоятельно | Читают произведение | |
Анализ произведения. (мин.) Цель этапа: выяснить содержание произведения, его тематику, дать характеристику героям, определить особенность произведения. | Что мы узнаем в начале басне? (что кукушка рассказывает птицам как поет соловей).
Какое впечатление у вас складывается о кукушке? Какое настроение передает вам эта басня? (радостное, веселое). Есть пословица «Хвастун — пустой человек.» Подходит ли она к данной басни? Подумайте, какие слова можно считать моралью этой басни? Прочитайте. (Послушайте меня я не совру..) | Доказывают свою точку зрения. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. | Слушать и понимать других; вступать в диалог (К). Умение анализировать произведение, умения отвечать на вопросы учителя (Пр). Умение понимать прочитанное; высказывать свою точку зрения; слушать и понимать других.(К) Умение анализировать сказку, участвовать в анализе произведения.(К) Умения делать выводы.(Р) |
Вторичный синтез. Цель этапа: определить основную мысль произведения. (5 мин.) | Опишите кукушку, какая она? (Задание на слайде эпитеты) Выберите правильные эпитеты Какие пороки показывает баснописец? Объясните. (хвастливость) В каких произведениях вы встречались с кукушкой? Какая мораль басни? (отношение к людям должно быть таким же, как и ты хотел чтобы к тебе относились.) | ||
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. | Итак, подведём итог нашего урока. Давайте вспомним, какое произведение мы с вами сегодня читали? («Кукушка»). Что нового вы узнали? Что для вас было сегодня интересным? Ребята, мне сегодня понравилось с вами работать. Все были активны, но хочу выделить… А остальным хочу пожелать на следующий урок активно участвовать в диалоге. | Самоанализ. Отвечают на вопросы учителя(П) Делятся впечатлениями (К) | Развитие умения анализировать свою деятельность, делать выводы (Р). Слушать и понимать других; вступать в диалог.(К) |
Д/З | Откройте свои дневники и запишите д/з.: Выразительное чтение басни «Кукушка». Спасибо за урок! До свиданья! | Записывают д/з. |
Кукушка рисунок
Читать текст басни Кукушка
"Послушайте меня -- я не совру",
Кукушка говорила птицамъ --
Чижамъ, щеглятамъ и синицамъ:
"Была я далеко, въ большомъ, густомъ бору;
Тамъ слышала, чего доселѣ не слыхала,
Какъ соловей поётъ.
Ужь не по нашему! Я хорошо пѣвала,
Да всё не то! Такъ сердце и замрётъ
Отъ радости, когда во весь онъ голосъ свистнетъ,
А тамъ защолкаетъ, иль тихо пуститъ трель:
Забудешься совсѣмъ и голова повиснетъ.
Ну что противъ него свирѣль?
Дивилась право я, дивилась...
Однако же не потаю:
По-соловьиному и я пѣть научилась.
Для васъ, извольте, пропою
Точнёхонько какъ онъ -- хотите?"
-- "Пропой --послушаемъ." -- "Чуръ не шумѣть -- молчите!
Вотъ выше только сяду на суку.
Ну, слушайте жь теперь: ку-ку! ку-ку! ку-ку!"
Кукушка хвастуна на память мнѣ приводитъ,
Который классиковъ-поэтовъ переводитъ.
Мораль басни Измайлова Кукушка своими словами
Хвастовство - плохое дело. Коль не умеешь, не надо говорить и хвалиться. Все равно со стороны видно, как обстоят дела на самом деле.
Герои басни
- кукушка - хвастунишка
- птицы
Несколько интересных Басен
- Басня Эзопа Птицелов и Куропатка
Текст и анализ басни Птицелов и Куропатка
- Басня Измайлова Умирающая Собака
Басня высмеивает скупость. Если всю жизнь только копить, то можно скрягой прослыть. И деньги часто не позволят купить здоровье. Нужно ценить не материальные ценности.