Храм богоявления большого богоявленского монастыря. Отзывы о "храм богоявления господня". От станции метро «Площадь революции»

Храм был построен в 1693—96 гг. в Китай-городе, на берегу реки Неглинной, в одном из древнейших московских монастырей — Богоявленском мужском монастыре (основан в 1292 преподобным князем Даниилом). Его предшественник — храм 1624 (coopужён на месте каменного храма 1342 и деревянного — кон. XIII — нач. XIVв.) был включен в него в качестве нижнего храма с престолом Казанской иконы Божией Матери (освящён в декабре 1693). В 1697 освящён северный придел нижнего храма — святителя Алексия, митрополита Московского (в память о его пострижении в этом монастыре). В 1696 в верхнем храме освящён главный Богоявленский престол. Храм перестраивался в 1747, с северной стороны, под папертью верхнего храма, coopужён придел великомученика Георгия Победоносца. Южный придел нижнего храма святого апостола Иакова (1754) обращен в ризницу. В 1904 на его месте освящён придел святителя Феодосия Черниговского. В 1869 в верхнем храме освящён придел Тихвинской иконы Божией Матери, в 1873 в трапезной — великомученика Пантелеймона, в 1910 в северо-восточной части верхней галереи — Рождества Иоанна Предтечи (после сноса одноименного северного надвратного храма (1672), выходившего на Никольскую улицу). Ремонтировался в 1782. В 1876 верхний холодный храм переоборудован в теплый. В середине XVIII в. к западному фасаду паперти пристроена небольшая колокольня со шпилем.

Монастырь подвергался опустошению во время набега монголо-татарских (XIII—XIV вв.) и интервенции польско-литовских (XVII в.) войск, нашествия наполеоновской армии (1812) и от частых пожаров (наиболее сильные в 1687, 1787).

Один из первых игуменов монастыря — Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. В 1680—87 в монастыре помещалась школа богословов братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, преобразованная, после перевода в Заиконоспасский монастырь, в Славяно-греко-латинскую академию.

Ярусный, четырехугольный в плане, храм с восьмиугольным барабаном, в стиле московского барокко. На высоком подклете. Завершающая храм гранёная маковица не сохранилась. Карнизы стен с двойными окнами. Наличники окон восьмигранного барабана главы украшены несколькими ярусами белокаменных деталей. Богатый белокаменный декор — разорванные фронтоны, гермовидные пилястры, раковины, пышные карнизы со свисающими в виде бахромы консолями, обилие декоративных балясин, введенных в наличники, карнизы и столбики по углам восьмиугольного барабана.

Сильно выступающий алтарь с трехчастными выступами. Трапезная с высокой кровлей и барочным фронтоном. Колокольня двухъярусная со шпилем.

Внутри сохранились фрагменты лепного скульптурного алебастрового убранства, исполненного артелью итальянских мастеров под руководством Д. М. Фонтана (1704—05) — три рельефа: «Коронование Богоматери» (на алтарной стене, над аркой, против иконостаса), «Рождество» (на южной) и «Крещение» (на северной стене). В 1880-х восстановлены остатки росписей внутри верхнего храма.

После 1917 монастырь закрыт. В начале 1920-х снесены колокольня монастыря с надвратным храмом Спаса Нерукотворного Образа (1739—42), Афонская часовня, монастырские помещения, выходившие на Никольскую улицу.

Собор закрыт в июле 1929, использовался под общежитие, склад, производственный цех, типографию. Со второй половины 1980-х реставрируется. В подклете найдены 4 столпа древнейшего за пределами Кремля каменного храма 1342.

Нижний храм был усыпальницей ряда знатных княжеских родов: Долгоруких, Юсуповых, Голицыных, бояр Плещеевых, графов Шереметевых. В стенах — надгробные доски. В 1980-х открыт некрополь Воронцовых-Вельяминовых. Французским скульптором Ж.-А. Гудоном были выполнены надгробия А. Д. и М. М. Голицыных (1774). После закрытия собора они вместе с некоторыми другими надгробиями вывезены в музей, находившийся в Михайловском храме Донского монастыря.

В 1991 храм возвращен Церкви, освящён нижний храм с престолом Казанской иконы Божией Матери и приделом святителя Алексия, митрополита Московского, в 1998 — верхний с главным престолом Богоявления и приставным престолом священномученика Владимира, митрополита Киевского.

При соборе действуют: воскресная школа, Музыкальный педагогический лицей, Московская регентско-певческая семинария.

Храм в честь Богоявления Господня единственное сооружение, которое осталось от древнейшего монастыря Москвы, основанного еще в 1296 году. Храм, расположенный в центре столицы, и сейчас привлекает множество верующих и туристов.

История

Богоявленский монастырь был основан в Китай-городе еще при . Младший сын благоверного , получив в свое владение Москву, старался украсить её храмами и монастырями, одним из которых стала Богоявленская обитель.

Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, Москва

В этом монастыре, расположенном в настоящее время на площади Революции, главным был храм Богоявления Господня. Первоначально деревянный, после пожаров 1340 года он был возведен в камне и стал одним из первых каменных сооружений, возведенных за пределами Кремля.

По преданию, первым настоятелем монастыря был брат - игумен Стефан. С храмом также связано и имя очень почитаемого в России святителя Алексия Московского, который принял здесь постриг и проводил монашескую жизнь.

Храм Богоявления несколько раз был сильно поврежден, но восстанавливался:

  • в 1451 году во время нашествия татарского царевича Мазовши большей частью выгорел, но был восстановлен вскоре;
  • после Великого московского пожара 1547 г. и нашествия Девлет-Гирея 1571 г. монастырь и храм снова пришлось отстраивать заново;
  • после Смутного времени вся обитель сильно пострадала, и центральный монастырь Москвы новым русским государям пришлось отстраивать вновь.

После всех событий Богоявленский храм был построен с нуля в 1624 году. Став главным храмом Москвы и усыпальницей представителей рода Романовых, он претерпел полную перестройку в стиле «нарышкинского барокко» в период с 1686 по 1694 года. Именно тогда он приобрел тот вид, который имеет в настоящее время.

Другие православные храмы в честь Богоявления:

При монастыре размещался большой некрополь, где были погребены представители таких знатных фамилий, как Шереметьевы, Голицыны, Меньшиковы, Репнины. Среди захоронений была могила отца святителя Алексия Московского Фёдора Бяконта. К сожалению, все надгробия над этими захоронениями были утрачены в советский период.

Современное состояние

Закрытие храма в честь Богоявления Господня пришлось на 1919 год. С этого времени началось его разрушение. В 1941 году недалеко от храма упал сбитый немецкий бомбардировщик. Взрывной волной была разрушена верхняя часть храма. Но в 1980 годах началась реставрация храма, она надолго затянулась.

Только после передачи храма Русской православной церкви в 1991 г. реставрационные работы ускорились. Вскоре храм Богоявления Господня в Богоявленском переулке был полностью восстановлен, в том числе и Алексеевский придел в своем изначальном виде.

Напольные и подвесные киоты в храме Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря

В настоящее время в храме совершаются регулярные богослужения.

Внимание! Расписание богослужений храма Богоявления Господня на площади Революции следующие:

  • утреня и литургия совершается ежедневно в 8.30 за исключением понедельника и вторника;
  • вечерня или перед праздниками начинается в 17.00;
  • по праздникам и воскресеньям начало в 9.30.

Святыни

В каждой церкви есть свои святыни, особо почитаемые иконы, мощи или же реликвии, связанные с тем или иным святынями.

Ещё интересные статьи о православии:

В храме Богоявления главной святыней является Иверская часовня, где находится почитаемая . Эта часовня расположена в пределах бывшего монастыря.

Престольные праздники

В жизни каждого храма особое место занимают праздники, связанные с престолами, освященными в честь тех или иных святых, Богородицы или Господских великих праздников, которых в течение года всего двенадцать.

Храм может и хороший, но как зайду, бога нет. Кто-нибудь объяснит, когда он появится?

Была здесь на исповеди! Изнутри он очень хорошо сохранился! Храм "Богоявления" - действительно, монастырь очень старинный, он находится в очень людном месте, он действительно очень красиво выглядит!

Известный исторический храм, с которым связано очень много историй и легенд. Говорят, что здесь было много святых людей, которые обладали целительными способностями. Внешне довольно дружелюбно выглядит и гармонично вписывается в окружающую местность.

Очень интересный старинный храм, он небольшой, двухэтажный, считается одним из старейших в Москве. После восстановления он очень красивый. В стенах храма установлены надгробные доски, так как храм был усыпальницей Долгоруких, Голицыных, Шереметевых.

Храм Богоявления немножко разочаровал. Меня расстроило поведение божьих людей - бабулечек, которые следят за порядком в церкви. Они вели себя очень агрессивно: что-то требовали, что-то заставляли делать. Не для церкви такое поведение.

Как и все храмы, этот храм поражает своей духовной направленностью, своей уютностью, своей доброжелательностью и просто наикрасивейшим дизайном, советую людям как можно чаще посещать такие места, как это, места, в которых душа просто успокаивается и в один миг уходят все проблемы.

Два года ходила мимо этого храма, пока наконец не удосужилась зайти. Это очень приятное место. Я не думаю, что стоит ехать туда специально, но, если Вы вдруг окажетесь рядом - зайдите, и Вы не пожалеете.

Очень хороший монастырь, часто менялся, перестраивался, менялась даже архитектура. Расположен в очень удобном месте, неподалеку парк для отдыха. Светлое место, с позитивной энергетикой. Монастырь старый и многое пережил.
2011-10-23


Очень понравилась атмосфера, архитектура - настоящее украшение. Запомнилась история храма. Сначала это был каменный монастырский собор, сейчас он двухэтажный, по моему в стиле барокко. Много раз был разрушен, но вид у него очень красивый. Замечательно восстановили.

Богоявленский за Торгом, или за Beтошным рядом. Мужской, 2-го класса, необщежительный монастырь. Находится между улицами Никольской и Ильинкой, образован, согласно Новгородской летописи, в конце XIII в., незадолго до смерти князя московского Даниила Александровича, сына Александра Невского. В годы основания и строительства Богоявленского монастыря его западная часть примыкала к Красной площади с торговыми палатками и рядами. Северная сторона граничила с оживленной дорогой на Ростов Великий, Суздаль и Владимир (ул. Никольская). Все строения возводились из дерева, первое каменное строение — церковь Богоявления построили в 1342 г. под наблюдением боярина и тысяцкого Протасия.

В 1624 г. в монастыре на месте храма Богоявления, простоявшего без малого 300 лет, построили новый каменный собор с церковью Казанской Божьей Матери. Позднее в нижнем ярусе (в подклете) устроили церковь во имя иконы Явления Казанской Божьей Матери, освященную 29 декабря 1693 г., а двадцатью годами раньше, когда боярыня Ксения Репнина — вдова князя и воеводы Бориса Александровича Репнина-Оболенского, одного из руководителей боярской думы, участника борьбы с польскими интервентами — подарила монастырю землю, примыкающую к нему со стороны Никольской улицы и Богоявленского переулка, то монастырь построил здесь главные Святые ворота с выходом на оживленную Никольскую улицу и надвратную церковь Рождества святого Иоанна Предтечи.

В конце XVII в. в монастыре построили по линии Ветошного ряда каменные братские кельи и под прямым углом к ним внутри двора — настоятельский корпус (1693-1697). Тогда же перестроили и собор. Храм приобрел нарядный вид постройки московского барокко. Наружные стены его апсиды и трапезной, украшенные одинаковой декоративной отделкой, создавали впечатление богатого убранства, а двойные окна четверика, карнизы и наличники окон на восьмерике, составленные из нескольких ярусов мелких профилированных деталей, и легкий фигурный шпиль придавали особенную праздничность всему сооружению.

Летом 1782 г. Богоявленский собор вновь подновили снизу доверху, как снаружи, так и внутри, а к концу века в зданиях, обращенных на Торги и Никольскую, первые этажи отвели под галантерейные лавки. Через 18 лет после ухода Наполеона из Москвы в колокольне над Святыми воротами на средства гвардии капитанши Евдокии Власовой возвели церковь Спаса Нерукотворного Образа вместо оскверненной французами церкви Бориса и Глеба. Почти через 40 лет после этого в верхнем ярусе собора соорудили придел во имя иконы Тихвинской Божьей Матери.

В 1870 г. основательно перестроили трехэтажный братский корпус с западной и двухэтажный настоятельский дом с северной стороны, стоящие под прямым углом друг к другу. На южной стороне вместо ветхих хозяйственных строений возвели трехэтажные торговые здания и разобрали галереи, соединяющие корпуса с собором. Богоявленские теплые торговые ряды сохранились до наших дней. Завершили благоустройство обители созданием в приделе верхнего яруса собора церкви великомученика Пантелеймона (1873).

В начале ХХ столетия коммерческая деятельность захватила и монастырь. Были снесены угловые постройки и надвратная церковь со Святыми воротами (1905), а через пять лет на их месте поставили четырехэтажное здание торгового дома с фасадом в стиле модерн на Никольскую улицу.



Существовавшая ранее церковь Спаса Нерукотворенного Образа находилась в Богоявленском монастыре над воротами под колокольней. Колокольня была выстроена в 1739-42 гг. Церковь была освящена вначале в честь Бориса и Глеба, а после обновления 1830 г. получила нынешнее наименование. На колокольне есть 4 колокола XVII ст., из них один большой помечен 1616 г.



Существовавшая ранее часовня Богоявленского монастыря на Никольской улице построена была по поводу прибытия в 1866 г. с Афона части мощей великомученика Пантелеимона и иконы Божией Матери Скоропослушницы. Освящена 11 февраля 1873 г. Когда Пантелеимоновский монастырь построил свою собственную часовню у Владимирских ворот, туда и были перенесены Афонские святыни.

«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.



Богоявленский монастырь в Москве стоит на втором месте после Даниловского монастыря по древности. У этих московских монастырей и основатель был один - князь Даниил Александрович. Князь Даниил был младшим сыном Александра Невского и стал первым московским князем, при котором город стал самостоятельным удельным княжеством, отделившимся от Владимирского.

Точная дата основания Богоявленского монастыря неизвестна. Принято считать, что он был заложен в 1296 году, при принятии Даниилом титула князя Московского, но с такой же долей вероятности монастырь могли построить и в период до 1304 года. Место, выбранное для строительства монастыря, как нельзя лучше подходило для этого. Оно находилось недалеко возле Кремля, на главной дороге в Суздаль и Владимир, к тому же здесь протекала Неглинка, а это было очень удобно для устройства Иордани в престольный праздник. То, что местность представляла собой возвышенность, также сыграло не последнюю роль - в то время и храмы и монастыри предпочитали устраивать на холмах.

Богоявленский монастырь вырос на посаде, тогда еще не огороженном стеной Китай-города. В этом месте жили ремесленники и купцы, находился главный московский торг. Вначале монастырь так и называли - "Монастырь за Торгом". О первых годах жизни этого монастыря в Москве подробности не сохранились. Известно лишь, что уже тогда он пользовался уважением и вниманием у высокопоставленных и даже царских особ, его использовали для великокняжеского богомолья. Монастырь обладал обширными вотчинами, которые позволяли ему расширяться. Кроме того, великие князья и московская знать преподносили монастырю значительные пожертвования, благодаря которым он мог благоденствовать.

Вначале монастырь и храм Богоявления с Благовещенским приделом были деревянными, поэтому неудивительно, что в скором времени он сгорел. После этого в 1340 году сын князя Даниила - Иван Калита заложил в монастыре белокаменный Богоявленский собор, который стал шестым каменным храмом, построенным им. Кроме того, это было самое первое строение из камня за пределами Кремля, построенное в то время, когда сами кремлевские стены еще были дубовыми.

Настоятели и иноки Богоявленской обители всегда отличались выдающимися качествами, это были истинные подвижники веры. Здесь жил старший брат преподобного Сергия Радонежского Стефан, который вначале был иноком, а затем стал игуменом Богоявленского монастыря. Здесь принимал постриг боярский сын Елевферий Бяконт, который пользовался доверием самого Ивана Калиты, а прибыл в Москву еще во время княжения Даниила.

Подвиги иноков не раз спасали монастырь от бедствий. Частые пожары на удивление обходили монастырь стороной. Когда в Москве свирепствовал хан Тохтамыш, в попытках отомстить за проигранную Куликовскую битву, он лично повелел поджечь Богоявленский монастырь, но обитель все равно уцелела. Конечно же, не всегда ситуация складывалась счастливо для монастыря. В 1451 году он сгорел вместе с московским посадом - это случилось во время нашествия царевича Мазовши из Золотой Орды. После этого монастырь отстроил великий князь Василий II, а его сын, Иван III приказал поставлять в Богоявленский монастырь "годовой корм" для поминанния родителей и для моления святых старцев за здравице государя. Иван III подарил Богоявленский монастырь богатыми вотчинами, в которых был запрещено попрошайничать, скоморошничать, вставать на постой и требовать подводы даже государевым людям. В это же время на территории монастыря была построена трапезная из кирпича, отличавшегося особой прочностью, который производили на Калитниковском заводе по рецепту Аристотеля Фиораванти специально для кремлевского Успенского собора.

В 1547 году огромный ущерб монастырю нанес сильный пожар. Случилось это спустя полгода после вступления на царство Ивана Грозного. В период правления этого русского царя Богоявленский монастырь стал местом заточения опального митрополита Филиппа (Колычева), который принародно осудил царя за антинародную опричнину. Опричники схватили святителя в Кремлевском Успенском соборе, в праздник архангела Михаила. Когда митрополита увозили в Богоявленский монастырь, люди бежали за санями, чтобы получить последнее благословение из уст своего духовного наставника. Существует легенда о чудесах, которыми сопровождалось пребывание митрополита в Богоявленском монастыре. Один раз вошедшие к нему стражники обнаружили, что оковы чудесным образом пали с пленника. Второй раз, когда Иван Грозный велел запустить в темницу со священником голодного медведя и оставить на ночь, по утру обнаружили, что медведь тихо спит в углу, а арестованный цел и невредим.

Иван Грозный почитал Богоявленский монастырь. По его приказу в обитель поставляли значительный оброк и пропитание, а когда в 1571 году при нашествии крымского хана Девлет-Гирея монастырь выгорел при пожаре, обитель по приказу царя была отстроена заново. В Смутное время Богоявленский монастырь оказался в центре сражений за Китай-город, проходивших в марте 1611 года и осенью 1612 года.

Поляки полностью разорили монастырь и Романовым пришлось возрождать ее. В 1624 году в Богоявленском монастыре был выстроен новый собор, а расцвет обители пришелся на конец 17 века. Тогда, при патриархе Андриане, по его благословению здесь был построен великолепный собор в стиле "московского барокко", который можно увидеть и сейчас. Кто был автором этого собора - неизвестно, по схожести с церковью Троицы в Лыкове некоторые специалисты предполагают, что архитектором мог быть Яков Бухвостов. Этот Богоявленский собор - двухъярусный. В первом ярусе расположилась церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери, которая служила символом чудесного спасения Москвы в 1612 году.

В 17 веке судьба монастыря складывалась чрезвычайно успешно. В 1672 году боярыня Ксения Репнина подарила монастырю обширный двор на улице Никольской, что увеличило территорию обители вдвое, а кроме того, монастырь получил выход на Никольскую. Именно здесь были построены первые святые врата Богоявленского монастыря с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Именно в Богоявленском монастыре в 1685 году была временно обустроена Славяно-греко-латинская академия, в которую перевели учащихся из училища, располагавшегося в Андреевском монастыре.

В начале 18 века, когда на российском престоле находился Петр I, мастера из Швейцарии украсили Богоявленский храм прекрасными алебастровыми скульптурами. А недавно в архивах были обнаружены документы, сообщающие о том, что в Боговяленском монастыре, возможно, останавливался по прибытии в Москву прадед А.С. Пушкина и крестник Петра Великого тогда еще юный Абрам Ганнибал. Но именно в петровскую эпоху после смерти патриарха Адриана была произведена первая секуляризация: теперь монастырские доходы поступали в Монастырский приказ, а монахам выплачивалось мизерное жалование, которого едва хватало на проживание. Когда архимандрит обратился к царю с просьбой об увеличении суммы этого жалования, то получил отказ. Но несмотря на трудности, были и радостные события в жизни Богоявленского монастыря. Так, после пожара 1731 года архимандриту Герасиму удалось восстановить монастырь и построить над вторыми воротами еще одну надвратную церковь с колокольней во имя Бориса и Глеба, которую освятили в 1742 году. На этой колокольне располагались 9 колоколов, каждый из которых был отлит на помин души. К концу 18 века Богоявленский монастырь в Москве становится местом пребывания викарных епископов Московского митрополита.

Правление Екатерины II принесло Богоявленскому монастырю абсолютную секуляризацию. В основном монастырь существовал за счет того, то здесь обретали последний покой члены многих знатных русских семей, вносившие пожертвования на помин душ своих близких. Почти с момента своего возникновения Богоявленский монастырь был главной боярской усыпальницей после кремлевской. Всего в церкви-усыпальнице находилось более 150 могил с уникальными надгробиями, которые были уничтожены в советские годы. Здесь покоились Шереметевы, Долгорукие, Репнины, Юсуповы, Салтыковы, Меншиковы, Голицыны, похоронен сподвижник царя Петра Великого князь Григорий Дмитриевич Юсупов.

Перед тем как наполеоновские войска вступили в Москву, архимандрит Богоявленского монастыря успел вывезти ризницу обители, а казначей с монахами спрятали остальные сокровища в церковной стене. Ни угрозы, ни пытки, не помогли французским солдатам выведать, куда подевались ценности монастыря. От разорения и уничтожения Богоявленский монастырь спас тот факт, что здесь остановился один из маршалов Наполеона. После того как армия Наполеона покинула Москву, Богоявленский монастырь находился в довольно неплохом состоянии.

Во второй половине 19 века из русского Пантелеймонова монастыря на Афоне в город привезли икону Божией Матери "Скоропослушница", а также части мощей целителя Пантелеймона, крест с частицей Животворящего Древа, частицу камня Гроба Господня. Чтобы приложиться к этим святыням в Богоявленский монастырь стекался люд со всей России. В 1873 году в монастыре был устроен придел святого Пантелеимона, а также выстроили Афонскую часовню на улице Никольской. Часовня была небольшой и не могла вместить всех посетителей, поэтому в 1880 году брат настоятеля афонского Пантелеймонова монастыря подарил монастырю для строительства новой часовни участок на Никольской улице.

В начале 20 века в Богоявленском монастыре был проведен ряд работ по ремонту и благоустройству храмов и помещений, которые с одной стороны привнесли комфорт и красоту, но с другой - погубили редкие архитектурные ценности. Когда внутри храма проводили паровое отопление, уничтожили старинные захоронения и остатки древних сооружений, но это было только началом. В 1905 году, несмотря на бурные протесты Московского археологического общества, снесли надвратную церковь Рождества Иоанна Предтечи, а на ее месте было решено строить доходный дом. В 1919 году Богоявленский монастырь закрыли, а собор и Спасскую церковь сделали приходскими - они продолжали свою деятельность еще какое-то время. В 1922 году из монастыря вывезли все серебро. А спустя семь лет закрыли Богоявленский собор. В его дани в разное время располагались то мучной склад, то склад Метростроя, и даже цех металлообработки. Наиболее ценные предметы передали в различные музеи, а остальное было испорчено и осквернено. Различные неупорядоченные пристройки обезобразили внешний вид храма, здание начало разрушаться. В 1941 году рядом с собором упал сбитый немецкий бомбардировщик и ударной волной снесло верхнюю часть храма. После завершения ВОВ на территории монастыря было построено административное здание НКВД, а из всех ценных построек более-менее сохранился лишь Богоявленский собор.

В 1980 году постепенно начали реставрировать уцелевший Богоявленский храм, его передали хору им. А.В. Свешникова, здесь был устроен репетиционный и концертный залы. В 1991 году храм возвратили верующим. Началась новая эра в жизни древнего храма. Восстановительные работы коснулись даже того, что было повреждено еще во время наполеоновского нашествия. В верхнем храме восстановили многоярусный иконостас, лепнину, скульптуры петровского периода, царские врата в виде креста. Отреставрированный верхний храм был освящен в 1998 году Патриархом Алексием II. В 1998 году при Богоявленском монастыре начала работать Московская регентско-певческая семинария, а к Богоявленскому собору были приписаны уцелевшие в Китай-городе церковь Николая Чудотворца "Красный звон" и церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. К 2014 году планируется завершить работы по реставрации, которая проводится за счет средств из государственного бюджета. В ее ходе будет восстановлена ограда и благоустроена прилегающая территория.

https://www.ruist.ru/index.php/moskva/79-moskva/97

Новгородская летопись так повествует об основании обители:

«От 1296 года до 1304 года бысть обитель чуднаго Богоявления, да в приделе Благовещения Пречистыя Богородицы на Москве за торгом, Божиим благословением и строением благовернаго и благочестиваго великаго князя Даниила Александровича Владимирскаго и Новгородскаго и Московскаго и всея Руси, сия пречестная обитель Богоявления во дни государства его сделана <…>».

Церковные предания повествуют, что одним из игуменов обители был Стефан, старший брат прп. Сергия, игумена Радонежского , и что будущий митрополит Алексий принял здесь постриг и длительное время подвизался.

KNewman , GNU 1.2

Культурное наследие

Объект культурного наследия РФ № 7710079000

Как добраться

От станции метро «Площадь революции»

(Арбатско-Покровская линия):

Выхода со станции два. Вам нужен выход, обозначенный следующей вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ НИКОЛЬСКАЯ, ИЛЬИНКА, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МАГАЗИНАМ: ГУМ, «ДЕТСКИЙ МИР», «ГОСТИНЫЙ ДВОР»». Поднимаетесь на эскалаторе, выходите из метро - и прямо перед Вами высокий, красивый храм.

От станции метро «Китай-город»

(Калужско-Рижская или Таганско-Краснопресненская линии):

На этой станции сходятся две разные линии. Вне зависимости от того, по какой линии Вы приехали, нужно повернуть к выходу с лестницей (в отличие от противоположного выхода с эскалатором) под вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К НОВОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ: ИЛЬИНКА, МАРОСЕЙКА, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, ГОСТИНОМУ ДВОРУ». Поднимаетесь по лестнице, поворачиваете налево и идете к эскалатору. Поднявшись на эскалаторе и выйдя со станции, Вы оказываетесь в длинном переходе - Вам нужно повернуть налево и идти до конца, затем подняться по правому выходу на улицу. Прямо возле выхода из метро начинается улица Ильинка. Вам нужно идти по ней до Богоявленского переулка. Он будет вторым по правой стороне. Ориентиры: Биржевая площадь, Гостиный двор (угловое большое голубое здание), здание Торгово-промышленной палаты РФ абрикосового цвета. Повернув направо в Богоявленский переулок, Вы сразу увидите золотую главу храма.

От станции метро «Лубянка»

(Сокольническая линия):

Приехав на станцию, идите к выходу, обозначенному вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: НА ПЛОЩАДИ: ЛУБЯНСКАЯ, НОВАЯ, К ТЕАТРАЛЬНОМУ ПРОЕЗДУ, К УЛИЦАМ: ПУШЕЧНАЯ, РОЖДЕСТВЕНКА, НИКОЛЬСКАЯ, Б. И М. ЧЕРКАССКИМ ПЕРЕУЛКАМ, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МУЗЕЮ ИСТОРИИ МОСКВЫ, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, АВИАКАССАМ, АПТЕКЕ № 1, УНИВЕРМАГУ «ДЕТСКИЙ МИР»». Поднявшись на эскалаторе, поверните налево и идите до выхода на улицу. Выйдя на улицу, Вы увидите перед собой Лубянскую площадь. Снова поверните налево на Никольскую улицу, которая начинается сразу около метро, и идите по ней до Богоявленского переулка (второй поворот налево). Вскоре Вы увидите храм Богоявления.

Настоятели

  • Прохор (1456-1471)
  • Нил (Сафонов) (1506-1508)
  • Киприан
  • Феодосий - его подпись стоит, среди прочих, под разрешением вступить в четвёртый брак Иоанну Грозному
  • Амвросий - он подписал в 1613 году акт на избрание в цари Михаила Фёдоровича Романова
  • Илия (1621-1631)
  • Иона (1638-1642)
  • Пафнутий
  • Игнатий (Смола) (1709-1712)
  • Иакинф - подписал в 1720 году Духовный регламент Святейшего Правительствующего Синода
  • Дамаскин (Семёнов-Руднев) (с апреля 1778)
  • Серапион (Александровский) (17 февраля 1779-1799 ?)
  • Виктор (Антонский-Прокопович) (1800-1801)
  • Августин (Виноградский) (июль 1801-1801)
  • Ираклий (Евреинов) (1804-1811)
  • Авраам (Шумилин) (26 июня 1816-1817)
  • Аполлос (Алексеевский) (1817-1820)
  • Никодим (Быстрицкий) (16 июня - 15 июля 1828)
  • Филарет (Гумилевский) (9 марта 1837-1841)
  • Евсевий (Орлинский) (9 апреля 1842-1845)
  • Игнатий (Рождественский) (25 октября 1863-1866)
  • Никодим (Белокуров) (с 10 марта 1867)