Если спрыгнуть с 10 этажа. Как выжить при падении с большой высоты. Действия при падении с высоты в несколько этажей

МОСКВА, 10 ноя — РИА Новости, Ольга Коленцова. Траектория падающего человека, длина полета и место приземления зависят от множества условий. Судмедэксперты по характеру травмы могут определить обстоятельства падения. Информация о том, как человеческое тело ведет себя в полете, может помочь не только раскрыть преступление, но и уменьшить тяжесть травм.

Падения могут быть "активными" и "пассивными". В первом случае человеку придает ускорение некая посторонняя сила (например, его толкнули) или же он сам (совершив прыжок или оттолкнувшись от подоконника). "Пассивное падение" происходит без дополнительного ускорения — к примеру, при срыве с крыши.

И в том, и в другом случае в процессе полета тело может изменить положение, а также отклониться от перпендикуляра, связывающего точку, откуда началось падение, и место приземления. Это происходит за счет взаимного перемещения частей тела, имеющих разную массу и объем, а также из-за вращения туловища вокруг центра тяжести или точки соударения с препятствиями. Этот фактор зависит от телосложения — роста, веса, индивидуальных особенностей, а также от стартового положения, высоты падения, траектории, наличия ускоряющей силы и точки ее приложения.

Изначальный толчок не всегда увеличивает расстояние отлета. Чем ближе к центру тяжести (он находится в районе пупка) приложена ускоряющая сила, тем дальше тело отлетает от перпендикуляра. И наоборот: удар намного выше или ниже центра тяжести обычно сопровождается движением вниз по прямой, и тело приземляется в точке пересечения перпендикуляра падения с плоскостью соударения или даже перед ней (если начальной точкой была выступающая часть здания).

Если же тело падает из вертикального положения без дополнительного ускорения, то оно летит по параболе, а место соударения с поверхностью всегда находится дальше перпендикуляра падения. Величина отклонения в таких случаях зависит от высоты.

© Иллюстрация РИА Новости. Алина Полянина

Исследователи выяснили, что при падении манекен вращается вокруг центра тяжести во фронтальной плоскости. Количество оборотов зависит от высоты. Падая с семи-восьми метров (третий этаж), он поворачивается на 180° и ударяется о землю головой; полет с высоты десяти-одиннадцати метров (четвертый этаж) приводит к обороту в 270°, после чего человек приземляется на спину.


© Иллюстрация РИА Новости. Алина Полянина

Сила удара при приземлении зависит от массы тела и скорости его движения. Причем сама масса на скорость никак не влияет. Разная быстрота падения тел с разной массой связана с сопротивлением воздуха, которое, конечно, будет больше для перышка, чем для гири. Если до полета тело человека находится в покое, то стремительность его движения будет зависеть от высоты и ускорения свободного падения. Последняя величина зависит от уровня, на котором изначально расположен объект, но она столь незначительна, что этим изменением обычно пренебрегают. Практически скорость полета тела определяется высотой.

© Иллюстрация РИА Новости. Алина Полянина


© Иллюстрация РИА Новости. Алина Полянина

Тяжесть полученных травм напрямую связана именно со скоростью падения, а не с высотой. В полете человек инстинктивно пытается зацепиться за ветки или балконы, чтобы затормозить себя. Конечно, это может привести к дополнительным увечьям, но смягчит повреждения при последнем ударе о землю.

Большая скорость получается при падении с быстро движущегося предмета. Когда мы падаем с велосипеда или прыгаем из машины, наше тело получает скорость этого средства передвижения и стремится двигаться вперед. Так работает инерция — свойство тела оставаться в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения в отсутствие внешних воздействий (сопротивления воздуха или силы трения). Из-за инерции мы летим вперед, когда средство передвижения резко останавливается.

В случае вынужденного прыжка можно выбрать направление, в котором прыгать. Физика говорит, что правильнее прыгать назад, чтобы уменьшить скорость, приобретенную от движущегося предмета. Но в любом случае есть угроза упасть, так как верхняя часть туловища будет еще двигаться, когда ноги уже остановятся, коснувшись земли. Поэтому падать по направлению хода поезда безопаснее, чем назад, — в таком случае человек выставляет ноги вперед (или пробегает несколько шагов), предупреждая падение. При прыжке назад этого спасительного движения не будет и вероятность получить травму становится выше. Кроме того, прыгая вперед, человек выставляет перед собой руки и ослабляет силу удара. Однако если требуется выбросить из поезда багаж, лучше делать это против движения поезда.

Повреждения при падении зависят как от законов физики, так и от строения человеческого тела. Поскольку ткани организма эластичны, имеют разную упругость и сопротивляемость, а некоторые части тела могут перемещаться, — это значительно снижает силу удара. Но, конечно, его можно ослабить за счет упругого сгибания конечностей и одновременного приземления на несколько точек.

МОСКВА, 10 ноя — РИА Новости, Ольга Коленцова. Траектория падающего человека, длина полета и место приземления зависят от множества условий. Судмедэксперты по характеру травмы могут определить обстоятельства падения. Информация о том, как человеческое тело ведет себя в полете, может помочь не только раскрыть преступление, но и уменьшить тяжесть травм.

Падения могут быть "активными" и "пассивными". В первом случае человеку придает ускорение некая посторонняя сила (например, его толкнули) или же он сам (совершив прыжок или оттолкнувшись от подоконника). "Пассивное падение" происходит без дополнительного ускорения — к примеру, при срыве с крыши.

И в том, и в другом случае в процессе полета тело может изменить положение, а также отклониться от перпендикуляра, связывающего точку, откуда началось падение, и место приземления. Это происходит за счет взаимного перемещения частей тела, имеющих разную массу и объем, а также из-за вращения туловища вокруг центра тяжести или точки соударения с препятствиями. Этот фактор зависит от телосложения — роста, веса, индивидуальных особенностей, а также от стартового положения, высоты падения, траектории, наличия ускоряющей силы и точки ее приложения.

Изначальный толчок не всегда увеличивает расстояние отлета. Чем ближе к центру тяжести (он находится в районе пупка) приложена ускоряющая сила, тем дальше тело отлетает от перпендикуляра. И наоборот: удар намного выше или ниже центра тяжести обычно сопровождается движением вниз по прямой, и тело приземляется в точке пересечения перпендикуляра падения с плоскостью соударения или даже перед ней (если начальной точкой была выступающая часть здания).

Если же тело падает из вертикального положения без дополнительного ускорения, то оно летит по параболе, а место соударения с поверхностью всегда находится дальше перпендикуляра падения. Величина отклонения в таких случаях зависит от высоты.

© Иллюстрация РИА Новости. Алина Полянина

Исследователи выяснили, что при падении манекен вращается вокруг центра тяжести во фронтальной плоскости. Количество оборотов зависит от высоты. Падая с семи-восьми метров (третий этаж), он поворачивается на 180° и ударяется о землю головой; полет с высоты десяти-одиннадцати метров (четвертый этаж) приводит к обороту в 270°, после чего человек приземляется на спину.


© Иллюстрация РИА Новости. Алина Полянина

Сила удара при приземлении зависит от массы тела и скорости его движения. Причем сама масса на скорость никак не влияет. Разная быстрота падения тел с разной массой связана с сопротивлением воздуха, которое, конечно, будет больше для перышка, чем для гири. Если до полета тело человека находится в покое, то стремительность его движения будет зависеть от высоты и ускорения свободного падения. Последняя величина зависит от уровня, на котором изначально расположен объект, но она столь незначительна, что этим изменением обычно пренебрегают. Практически скорость полета тела определяется высотой.

© Иллюстрация РИА Новости. Алина Полянина


© Иллюстрация РИА Новости. Алина Полянина

Тяжесть полученных травм напрямую связана именно со скоростью падения, а не с высотой. В полете человек инстинктивно пытается зацепиться за ветки или балконы, чтобы затормозить себя. Конечно, это может привести к дополнительным увечьям, но смягчит повреждения при последнем ударе о землю.

Большая скорость получается при падении с быстро движущегося предмета. Когда мы падаем с велосипеда или прыгаем из машины, наше тело получает скорость этого средства передвижения и стремится двигаться вперед. Так работает инерция — свойство тела оставаться в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения в отсутствие внешних воздействий (сопротивления воздуха или силы трения). Из-за инерции мы летим вперед, когда средство передвижения резко останавливается.

В случае вынужденного прыжка можно выбрать направление, в котором прыгать. Физика говорит, что правильнее прыгать назад, чтобы уменьшить скорость, приобретенную от движущегося предмета. Но в любом случае есть угроза упасть, так как верхняя часть туловища будет еще двигаться, когда ноги уже остановятся, коснувшись земли. Поэтому падать по направлению хода поезда безопаснее, чем назад, — в таком случае человек выставляет ноги вперед (или пробегает несколько шагов), предупреждая падение. При прыжке назад этого спасительного движения не будет и вероятность получить травму становится выше. Кроме того, прыгая вперед, человек выставляет перед собой руки и ослабляет силу удара. Однако если требуется выбросить из поезда багаж, лучше делать это против движения поезда.

Повреждения при падении зависят как от законов физики, так и от строения человеческого тела. Поскольку ткани организма эластичны, имеют разную упругость и сопротивляемость, а некоторые части тела могут перемещаться, — это значительно снижает силу удара. Но, конечно, его можно ослабить за счет упругого сгибания конечностей и одновременного приземления на несколько точек.

Автор.. Как всегда всё из-за бугра, а про наших забыли...
Савицкая Лариса Владимировна
24 августа 1981 года самолёт Ан-24, на котором летели супруги Савицкие, на высоте 5220 м столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16. Причин у катастрофы было несколько: слабая согласованность военных и гражданских диспетчеров, экипаж Ан-24 не доложил об уклонении от основной трассы, а экипаж Ту-16 сообщил, что занял высоту в 5100 м за 2 минуты до того, как это произошло на самом деле.

После столкновения экипажи обоих самолётов погибли. В результате столкновения Ан-24 потерял крылья с топливными баками и верх фюзеляжа. Оставшаяся часть в ходе падения несколько раз разломилась.

В момент катастрофы Лариса Савицкая спала в своём кресле в хвостовой части самолёта. Проснулась от сильного удара и внезапного ожога (температура моментально упала с 25 °C до −30 °C). После очередного разлома фюзеляжа, прошедшего прямо перед её креслом, Ларису выбросило в проход, очнувшись, она добралась до ближайшего кресла, забралась и вжалась в него, так и не пристегнувшись. Сама Лариса впоследствии утверждала, что в тот момент ей вспомнился эпизод из фильма «Чудеса ещё случаются», где героиня при крушении самолета вжалась в кресло и выжила.

Часть корпуса самолёта спланировала на берёзовую рощу, которая смягчила удар. По последующим исследованиям, всё падение обломка самолёта размерами 3 метра в ширину на 4 метра в длину, где оказалась Савицкая, заняло 8 минут. Несколько часов Савицкая была без сознания. Очнувшись на земле, Лариса увидела перед собой кресло с телом мёртвого мужа. Она получила ряд серьёзных травм, но могла самостоятельно передвигаться.

Через два дня её обнаружили спасатели, которые были сильно удивлены, когда, после того как два дня им попадались только тела погибших, они встретили живого человека. Лариса была вся покрыта краской, слетавшей с фюзеляжа, и с сильно спутанными ветром волосами. В ожидании спасателей она соорудила себе временное прибежище из обломков самолёта, согреваясь чехлами с сидений и укрываясь от комаров целлофановым пакетом. Все эти дни шёл дождь. Когда он закончился, она махала пролетавшим мимо самолётам спасателей, но те, не ожидая найти выживших, приняли её за геолога из находившегося неподалёку лагеря. Ларису, тела её мужа и ещё двух пассажиров обнаружили последними из всех жертв катастрофы.

Врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы. Последствия сказываются на протяжении всей последующей жизни Савицкой.

Позднее она узнала, что уже была вырыта могила и для неё и для её мужа. Она оказалась единственной выжившей из 38 человек на борту.

Куда же целиться? Мэги грохнулся на каменный вокзальный пол, но его падение затормозилось, когда он за момент до этого пробил стеклянную кровлю. Больно, зато спасительно. Сгодится и стог сена. Некоторые счастливчики остались живы, угодив в густой кустарник. Лесная чаща — тоже неплохо, хотя можно напороться на какой-нибудь сук. Снег? Просто идеально. Болото? Мягкая, покрытая растительностью трясина — самый желанный вариант. Хамильтон рассказывает о случае, когда скайдайвер с нераскрывшимся парашютом угодил прямо на высоковольтные провода. Провода спружинили и подбросили его вверх, сохранив ему жизнь. Самая опасная поверхность — вода. Как и бетон, она практически несжимаема. Результат падения на океанскую гладь будет примерно таким же, как на тротуар. Разница только в том, что асфальт- увы! — не раскроется под вами, чтобы навсегда поглотить разбитое тело.

Не упуская из виду намеченную цель, займитесь положением вашего тела. Чтобы снизить скорость падения, действуйте, как парашютист при затяжном прыжке. Раскиньте пошире ноги и руки, запрокиньте повыше голову, расправьте плечи, и вы сами собой развернетесь грудью к земле. Ваше лобовое сопротивление сразу вырастет, и появятся возможности для маневра. Главное — не расслабляйтесь. В вашем, откровенно скажем, затруднительном положении вопрос, как подготовиться к встрече с землей, остается, к сожалению, до конца не решенным. В журнале War Medicine от 1942 года была опубликована статья на эту тему. В ней говорилось: «В попытке избежать травм большую роль играет распределение нагрузок и их компенсация». Отсюда рекомендация — падать нужно плашмя. С другой стороны, доклад 1963 года, опубликованный Федеральным агентством авиации (FAA), утверждает, что оптимальной для сохранения жизни будет классическая группировка, принятая среди скайдайверов: ноги вместе, колени повыше, голени прижаты к бедрам. В том же источнике отмечено, что выживанию при катастрофе весьма способствует натренированность в таких видах спорта, как борьба или акробатика. При падении на твердые поверхности особенно полезно было бы иметь некоторые навыки в восточных единоборствах.

Японский скайдайвер Ясухиро Кубо тренируется так: выбрасывает из самолета свой парашют, а затем выпрыгивает сам. Затягивая процесс до предела, он догоняет свое снаряжение, надевает и после этого дергает за кольцо. В 2000 году Кубо выпрыгнул на высоте 3 км и провел в свободном падении 50 секунд, пока не догнал ранец со своим парашютом. Все эти полезные навыки можно отрабатывать и в более безопасной обстановке, например в тренажерах свободного падения — вертикальных аэродинамических трубах. Впрочем, тренажеры не позволят вам отработать самый ответственный этап — встречу с землей.

Если вас ждет внизу водная поверхность, готовьтесь к быстрым и решительным действиям. По оставшимся в живых любителям прыгать с высоких мостов можно сделать вывод, что оптимальным был бы вход в воду «солдатиком», то есть ногами вперед. Тогда у вас будут хоть какие-то шансы выбраться на поверхность живым.

С другой стороны, знаменитые ныряльщики со скал, оттачивающие свое мастерство неподалеку от Акапулько, считают, что лучше входить в воду головой вперед. При этом руки со сплетенными пальцами они выставляют перед головой, защищая ее от удара. Вы можете выбрать любую из этих поз, но постарайтесь до самой последней секунды сохранять парашютирующую позицию. Затем, над самой водой, если вы предпочтете нырнуть «солдатиком», настоятельно рекомендуем вам изо всех сил напрячь ягодицы. Объяснять, почему, было бы не слишком прилично, но вы наверняка и сами догадаетесь.


Какая бы поверхность вас внизу ни ждала, ни в коем случае не приземляйтесь на голову. Исследователи из Института безопасности дорожного движения пришли к выводу, что в подобных ситуациях основной причиной смерти оказывается черепно-мозговая травма. Если вас все равно несет головой вперед, лучше уж приземляйтесь на лицо. Это безопаснее, чем удар затылком или верхней частью черепа.

07:02:19 Высота 300 метров

Если, выпав из самолета, вы занялись чтением этой статьи, то к настоящему моменту дошли как раз до этих строк. Начальный курс у вас уже есть, и теперь пора взять себя в руки и сосредоточиться на стоящей перед вами задаче. Впрочем, вот еще кое-какая дополнительная информация.

Статистика показывает, что в случае катастрофы выгоднее оказаться членом экипажа или ребенком, и если есть выбор, лучше терпеть крушение на военном самолете. За последние 40 лет зафиксировано по крайней мере 12 авиакатастроф, когда в живых оставался только один человек. В этом списке четверо были членами экипажа, а семь — пассажирами в возрасте до 18 лет. Среди спасшихся Мохаммед эль-Фатех Осман, двухлетний ребенок, который пережил крушение «боинга» в Судане в 2003 году, приземлившись среди его обломков. В прошлом июне, когда неподалеку от Коморских островов потерпел крушение лайнер Yemenia Airways, в живых осталась только 14-летняя Бахия Бакари.


Выживание членов экипажа можно связать с более надежными системами пассивной безопасности, а вот почему чаще в живых остаются дети — пока не ясно. В исследованиях FAA отмечается, что у детей, особенно в возрасте до четырех лет, более гибкие кости, мышцы более расслаблены и более высокий процент подкожного жира, эффективно защищающего внутренние органы. Люди маленького роста — если их голова не высовывается из-за спинок самолетных кресел — хорошо защищены от летящих обломков. При небольшом весе тела ниже будет и устоявшаяся скорость падения, а меньшее лобовое сечение снижает шанс напороться при приземлении на какой-нибудь острый предмет.

07:02:25 Высота 0 метров

Итак, приехали. Удар. Вы все еще живы? И каковы ваши действия? Если вы отделались мелкими травмами, можете встать и закурить, как поступил британец Николас Алкемейд, бортстрелок хвостового пулемета, который в 1944 году после падения с шестикилометровой высоты приземлился в заснеженную чащобу. Если же без шуток, то впереди вас ждет еще немало хлопот.

Вспомним случай с Юлианой Копке. В 1971 году в канун Рождества она летела на самолете Lockheed Electra. Лайнер взорвался где-то над Амазонкой. 17-летняя немка пришла в себя на следующее утро под пологом джунглей. Она была пристегнута к своему сиденью, а вокруг валялись груды рождественских подарков. Раненная, в полном одиночестве, она заставила себя не думать о погибшей матери. Вместо этого она сосредоточилась на совете отца-биолога: «Потерявшись в джунглях, ты выйдешь к людям, следуя за течением воды». Копке шла вдоль лесных ручейков, которые постепенно сливались в речки. Она обходила крокодилов и колотила по мелководью палкой, чтобы распугать скатов. Где-то, споткнувшись, потеряла туфлю, из одежды на ней осталась только рваная мини-юбка. Из еды при ней был только пакет конфет, а пить приходилось темную, грязную воду. Она не обращала внимания на сломанную ключицу и на воспалившиеся открытые раны.

Произошло это происшествие весной 1994 года. Молодой американец по имени Роналд Опус решил покончить с собой. В предсмертной записке было написано, что он, Роналд, пошел на этот шаг из-за финансовых трудностей и непонимания со стороны родителей.

После написания этого послания мистер Опус залез на подоконник и бросился вниз с девятого этажа. Маловероятно он сделал бы это, если бы знал, что работавшие в тот день в доме мойщики окон натянули на уровне седьмого этажа страховочную сетку. Так что, пролетев два этажа, Опус просто рухнул бы на пружинящую сетку с мокрыми штанами, но вполне живой. Но тут вмешался фантастический случай. Просто-таки фатальное невезение!

Когда Роналд пролетал мимо окна восьмого этажа, в его голову из комнаты попал заряд дроби, выпущенный жильцом на восьмом этаже. Пока полиция доставала труп с сетки и устанавливала личность покойного с почти полностью снесенной выстрелом головой, детективы решили, что стрелявшему - нужно предъявлять обвинение в непредумышленном убийстве. Ведь если бы не выстрел, Роналд Опус остался жив, упав на сетку.

Дальнейшее разбирательство обнаружило новые факты. Оказалось, что старик стрелял в свою жену, но не попал, и заряд угодил в окно. Значит, мелькнуло у детективов, нужно корректировать обвинение - к непредумышленному убийству добавить покушение на убийство (жены). Просто в моменты гнева и ссор с женой он всегда хватал со стены незаряженный дробовик и делал "контрольный выстрел" - пугал жену щелчком курка. Это было уже как бы семейным ритуалом. По утверждению обоих супругов дробовик всегда висел на стене и никогда никем не заряжался. Значит, в соответствии с американскими законами, обвинение в непреднамеренном убийстве теперь лежало на том, кто тайно зарядил дробовик.

Кто? Выяснив, что свободно войти в комнату задиристых супругов мог только их сын, полицейские детективы связались с его другом и выяснили много интересного.

Зная, что отец часто угрожает матери висящим на стене оружием, сын тайно зарядил его, надеясь, что при первом скандале тот застрелит мать, а сам попадет за решетку. Однако последние несколько недель супруги жили на удивление мирно, чем несказанно огорчали неудавшегося мстителя. Где он, этот подонок?

"Как где? - удивился старик.

Сын живет этажом выше..."

Да, искомым сыном оказался сам... Роналд Опус! Это он зарядил дробовик, а когда месть не удалась, в отчаянии выбросился из окна. И был застрелен своим же зарядом. Своим же отцом. Которого хотел засадить в тюрьму. Самоубийство свершилось, хотя и не совсем так, как этого хотел Опус...

Хотя вся эта история и похожа на выдумку, но она является фактом, зафиксированным!