Дифференциация парных согласных звуков. Дифференциация звонких и глухих парных согласных в картинках. Различай согласные «З–С»

Хадаханова ТатьянаСократовна
учитель-логопед, МБОУ г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 21

Занятие с группой учащихся 2 класса, имеющих речевое заключение «нарушение письменной речи, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

Тема: Дифференциация парных согласных звуков и букв Г и К.

Лексическая тема «Цветы».

Цель: Совершенствование навыков фонематического восприятия и слуха.

Задачи: 1.Учить различать сходные по акустическим признакам звуки – парные согласные Г и К в словах и предложениях; закрепить у детей навык давать характеристику звукам; совершенствовать звуковой анализ слов. Закреплять орфограмму «правописание парных согласных на конце и в середине слова», учить подбирать проверочные слова.

2. Воспитывать у детей умение целенаправленно работать по инструкции педагога и по заданному алгоритму. Совершенствовать культуру развёрнутых, обоснованных ответов.

3. Коррекция слухового восприятия, целенаправленности деятельности и таких процессов внимания как концентрация и переключение.

Оборудование: зеркала, тетради, ручки, карандаши, картина с предметами на звуки Г и К, вырезанные элементы письменных букв Г и К, алгоритм характеристики звуков, карточки с текстом стихотворения, карточки с названиями цветов пао количеству учеников.

Ход занятия: 1. Организационный момент.

Какое сегодня число, месяц? Какое время года? Какое время года настанет после зимы? Хоть зима и весёлое время года, все мы немного от неё устали и сегодня представим себе тёплое ласковое лето и побываем у него в гостях. А В какой сказке времена года меняются местами?(«12 месяцев»)

Давайте вспомним волшебные слова братьев месяцев.

Что такое подснежник? Почему этот цветок так назвали?

Назовите последний звук в этом слове.

Работа с зеркалами.

2. Работа на уровне звуков.

А) Дать характеристику звука по алгоритму(логопед записывает характеристику звуков на доске).

В чём сходство звуков Г и К? (похожая артикуляция – поэтому они парные) И в чём их различие? (один звонкий, а другой глухой). Тактильный способ проверки глухости и звонкости звуков.

Б) Упражнение на развитие фонематического восприятия.

Вот сколько на К я умею назвать:

КАСТРЮЛЯ, КОФЕЙНИК, КОРОБКА, КРОВАТЬ, КОРОВА, КВАРТИРА, КАРТИНА, КОВЁР, КЛАДОВКА, КАЛИТКА, КОМОД, КОРИДОР…

Ой, хватит! И буква ведь может устать!

А вот что на Г ты сумеешь назвать?

Дети называют слова на звук Г. Найдите на картине как можно больше слов со звуком Г. Звуки мы слышим и произносим. А с помощью чего мы записываем их? (с помощью букв)

2. Работа на уровне буквы. Письменные и печатные буквы. Заглавные и строчные. (на доске изображения букв)

Где используем заглавные буквы. Приведите пример.(назвать имя, город, отчество или кличку животного).

А буквы Г и К имеют сходство или нет?

А)выложите из элементов письменные буквы

Б)запишите печатные и письменные буквы, звуки, которые они обозначают и характеристику звуков

Б) в контурах предметов пропишите заглавную и строчную буквы.

2. Краткий диктант.

Я произношу слова, а вы запишите только буквы Г или К.

Физминутка.

3. Работа с карточками. Прочитайте стихотворение, вставьте нужные буквы Г и К.

Курочка в серёжках,

Петушок в сапожках,

Утка в юбке,

Гусь в полушубке,

Коза в сарафане,

А козёл в кафтане,

Корова в рогожке-

Нет её дороже!

4. Работа на уровне слова.

«Составьте два букета». Запишите цветы в два столбика.

Слова на карточках: гладиолус, георгин, гвоздика, гиацинт, магнолия, колокольчик, кактус, кувшинка, мак, ромашка, ноготки.

5. Работа со словосочетанием.

Игра«Магазин цветов».

Вы – продавец цветов. Похвалите свои цветы так, чтобы их хорошо покупали. (дети подбирают слова-признаки для описания цветов: красивые,свежие, душистые, прекрасные и др.)

Составьте и запишите словосочетания сущ.+прил.(один ребёнок работает у доски).

6. Итог занятия. –Какие звуки и буквы мы с вами различали?Что нового узнали?

Конспект индивидуального логопедического занятия

с учеником 2 класса на тему:

«Дифференциация парных согласных»

Учитель – логопед: Митрофанова Лариса Николаевна

Чебоксары, 2017

Тема: Дифференциация парных звонких и глухих согласных.

Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной речи, правильное обозначение их на письме.

Задачи:

1. Коррекционно-развивающие:

Создать условия для развития фонематического слуха, внимания, мышления, памяти.

Содействовать преодолению дисграфических ошибок: оглушение звонких согласных.

Способствовать развитию навыков звукового анализа и синтеза.

2. Образовательные:

Закрепить знания о звонких и глухих согласных, о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине.

Способствовать правильному написанию звонких согласных в слове.

3. Воспитательные:

Содействовать формированию положительного отношения учащегося к занятию, аккуратность, усидчивость.

1.Организационный момент. Проговаривание гласных.

Большой палец - А-Я

Указательный палец - О-Ё

Средний палец - У-Ю

Безымянный палец - Ы-И

Мизинец – Э - Е.

2. Вводная беседа.

Сколько букв в алфавите? (33)

На какие группы делятся все буквы алфавита? (Гласные и согласные)

Посмотри на эти буквы, что общего у них? (Они согласные).

В Т Б С Г Д

П Ш Ф К Ж З

–Можно ли их сгруппировать? (Да)

– В какие группы? (Парные звонкие и глухие согласные.)

Давай образуем пары из этих согласных.

Б Д Г З Ж В

П Т К С Ш Ф

Давай произнесем звонкие согласные, приложив руку к горлышку, что мы почувствовали? (Голосовые связки вибрируют. Звонкие согласные произносятся звонко, с голосом и шумом).

Давай произнесем глухие согласные, приложив руку к горлышку. Что мы заметили? (Вибрации нет. Связки спокойные. Глухие состоят из шума).

3.Сообщение темы.

Сегодня на занятии мы поупражняемся в различении звонких и глухих согласных звуков. Давайте начнем.

4.Развитие фонематического слуха.

Я буду называть звуки, а ты услышав звонкий гласный позвони в колокольчик. (Б,П, Ф, Д, Т, Г. С, З, П, К. В)

А теперь слоги со звонкими и глухими согласными.(ВА, ПЫ,ТУ,ДА,СО,ЗА, ГУ, БИ,ФИ,КО).

5. Работа по теме.

Пальчиковая гимнастика.

Живут себе два брата

Глухой и звонкий звук.

И все вокруг стараются

Их различить на слух.

Но братья друг за друга,

Так прячутся порой,

Что не поймешь ни звука

Где звонкий, где глухой.

Но тут приходит гласный
Такой хороший звук
И сразу два согласных
Мы различим на слух.

а) Как надо проверять парный согласный? (После согласного должен стоять гласный звук. Чтобы правильно написать парный согласный на конце слова, нужно изменить это слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный. Сугроб-сугробы)

-Посмотри на слова, данные на карточке. Впиши недостающие буквы.

Са_, сторо_, гла_, шар_, ястре_, огоро_.

б) Работа по карточке.

Впиши в скобки звуки, которыми различаются слова. Соедини их парами.

Почка-бочка, сова-софа, зайка-сайка, шар-жар, крот-грот, дачка-тачка.

в) Физминутка.

г)Дидактическая игра «Прятки». (Презентация).

Вставь пропущенные буквы в слова.

Ло…ка, ло…ка, мо…ка, пово…ка, поло…ка, бро…ки. шка…чик, ко…ти, ло…ти, про…ка, тря…ка, ре…ко, ска…ка, брю…ка, мя…ко.

д) Найди проверочное слово.

Тетрадь груз сад

Тетради погрузить садовый

Тетрадка погрузка посадка

Почему эти слова являются проверочными? (Потому. что согласная звучит четко).

Слова, в которых после согласного произносится гласный называются проверочными.

8.Итог занятия.

– Какие звуки мы учились различать?

Чем они отличаются?

Тема: Дифференциация парных согласных звуков д-т, д’-т’ Цели : коррекциино-образовательные:
Дифференциация звуков [д-т,д’-т’] в устной речи и на письме в слогах, словах и словосочетаниях;
Закреплять артикуляционный уклад звуков, характеристику звуков;
Закреплять умение словообразования, согласования прилагательного с существительным;
Формировать умение вставлять пропущенные буквы в слова;

Корркционно-развивающие:

Развивать общую моторику, согласовывать движения и речь;
Развивать внимание, память, мышление;
Развивать фонематическое восприятие;

Корркционно-воспитательные: Воспитывать аккуратность, культуру речи, создавать ситуацию успеха, любовь к семье, родному дому. Оборудование: макет дома, солнышко для гимнастики для глаз, карточки для индивидуального задания. Ход занятия: 1.Огр момент.
-Здравствуйте, ребята. Гимнастика для глаз: - Посмотрите, вам улыбается солнышко, следите за ней только глазами. А теперь улыбнитесь друг другу и садитесь.
2.Артикуляционная гимнастика. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим
- А для этого нужно нам выполнить упражнения для губ и языка. Возьмите зеркала выполняем гимнастику
для губ : «Улыбка», «Трубочка», «Бублик»;
для языка «Чашечка», «Часики», «Качели», «Лошадка» 3. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня на занятии мы будем строителями. В слове
строитель какой звук повторяется 2 раза? (Звук т)
- А строить мы будем
дом . Назовите первый звук в слове дом. (Звук д) Возьмите зеркала.
- Что общего у этих звуков: т и д. (Они согласные, потому что есть преграда. Они парные)
- Что создает преграду? (Язык и верх. зубы)
- А что можете сказать про губы? (Губы в улыбке)
На доске появляются символы, т.е. звуковики.
- Чем отличаются эти звуки? (т-глухой, д- звонкий) (
на звуковиках ставятся наушник и колокольчик)
- Парные согласные т-д дружат с гласными и образуют слоги. Следите за указкой.
а я
о ё
т у т ю
д ы д и
э е
- Что заметили? (Звук т с гласными I ряда звучит твердо, а с гласными II ряда - мягко. Анологично со звуком д)
- Какой вывод сделаете? (д и т могут быть мягкими и твердыми.)
(у звуковиков появляются ножки)
- Кто может назвать тему нашего занятия? (ответы детей). Откройте тетради, запишите число и тему нашего занятия «Парные согласные д-т». Сегодня на занятии будем учиться различать звуки т-д.
4.Дифференциация согласных д-т в слогах. -Чтобы построить дом нужно проложить фундамент. Фундамент- это основание дома. А фундамент мы строим из слогов. Я буду произносить слоги, а вы если услышите звук т , то записывайте в первую строку, а если услышите д , то- во вторую строку. Нарисуйте условные
обозначения в начале строки (
☊, ʎ )
Дети по очереди работают у доски:
Та, ду, то, тя, дя, ты, де, до, ту, да
- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
Логопед на доску вывешивает изображение фундамента дома.
5. Дифференциация согласных д-т в словах.
-
А теперь нам нужно построить стены.
1.Словообразование:
Стены из дерева- какие стены?- деревянные стен
Стены из камня-…
Стены из стекла-…
Стены из пластика-…
Стены из резины-…
А у нас будут
стены из слов. Развитие слухового внимания:
Я назову слова, если вы услышите звук т- хлопните в ладоши, если д- топайте ногами.
Игра называется «Топни, хлопни»
Плита, доска, дом, пила, дрель, инструмент, цемент, молоток, кирпич, стекло, стена, потолок.
- А чтобы стены были крепкими нам нужно эти слова зашифровать.
Игра «Шифровальщик». Правила игры: Логопед называет слово, детям нужно выделить звук т(д) , пользуйтесь звуковой линейкой определить место звука в слове и «зашифровать»услышанное слово.
Один ученик работает за доской остальные выполняют в тетрадях.
Проверка: т4, д1, д1, д1, т4т10,т6, т5, т2, т2, т3.
Логопед на доске вывешивает изображение стены будущего дома.
Физминутка. Гимнастика для глаз.
Ну, ребята, дружно встали,
Руки в стороны подняли.
Раз- присели, два- поднялись
И на ножках покачались.
Головою повертели, и за парту тихо сели.
2. Работа по карточкам.
- Из слов мы построили стены нашего дома. Вам не кажется, что чего то не хватает?
(
Не хватает окон .) Окна будем заполнять буквами д-т. Возьмите карточки. Вместо окошек вставьте пропущенную букву д или т.
Моло
ок, рель, шпа ель, гвоз ь, инс румен , с екло.
Какое слово у вас вызвало сомнение? (Гвоздь) Какое правило помогло вам написать правильно это слово? Вот и появились окошки. Вы справились с заданием.
6. Дифференциация согласных д-т в словосочетаниях.
- А крышу мы построим из словосочетаний, т.е. соединим признак и предмет. Будем согласовывать прилагательные с существительным. «Оденьте» волшебные очки (У детей очки со стеклом разного цвета)
- Я назову предмет, а вы добавьте слово- признак, т.е цвет.
Логопед: стена- (какая?) Ученик: жёлтая стена (красная стена, зеленая стена итд).
пол-…
окно-…
стены-…
- Вы прекрасно справились с заданием. Молодцы!
На доске появляется крыша дома.
- Вот посмотрите какой получился дом. Что главное в доме? (ответы детей: чистота, доброта, понимание, уважение, взаимопомощь, и т.д.)
7. Итог. - Что делали сегодня на занятии? (учились различать звуки т и д)
- Кто даст характеристику звуку т? (д)
Рефлексия . -Перед вами лежат цветочки: красного, жёлтого, голубого цветов.
Если понравилось занятие, вам всё удалось, и у вас отличное настроение, то возьмите цветок красного цвета.
Если вы с каким-то заданием не справились, настроение хорошее, то возьмите цветок жёлтого цвета.
Если вы не справились с заданиями, вам было трудно и вы уходите с плохим настроением, то возьмите голубой цветок.
Выходите к доске и прикрепите свой цветок рядом с домом. Всего вам доброго!

Согласные звуки и буквы Ж - Ш Жаба жабе предложила Ежевичный вкусный джем. -Ежевичный? – та спросила – Ну тогда, пожалуй, съем! Трое маленьких мышат В тишине ночной шуршат, Если кошку вдруг услышат, То шуршат они потише.

Какие буквы придут в гости к ЖАБЕ, а какие к МЫШОНКУ? Ш Ж Ж Ш Ш Ж Ж Ж ШШ ш. Ш Ж

Прямые и обратные слоги ЖА ЖО ЖУ ЖЕ ЖИ ЖЮ ЖЯ - АЖ ОЖ УЖ ЕЖ ИЖ ЮЖ ЯЖ ША ШО ШУ ШЕ ШИ - АШ ОШ УШ ЕШ ИШ

Закончите слово, добавив слог ШОК или ЖОК ЛУЖОК МЕ ШОК ПУ ШОК ПРЫЖОК УТЮЖОК КРУ ЖОК ФЛА ЖОК СНЕ ЖОК ГОР ШОК МАЛЫШОК ПИРОЖОК КОРЕШОК ЛАПУШОК САПОЖОК ПЕТУШОК ТВОРОЖОК ПАСТУШОК ПОРО ШОК

Заполните таблицу П С Р В Л П О С О А Я И К Т Д П М Р Г Р Р Р У О А Е У О О И Ш Ж Ш Ж К К К О К К А И А К А А Кладут под ушко Обувь Цветок Греют руки в холода Земноводное животное Изделие из теста Холодный суп Парикмахер делает клиенту

Заполните таблицу Б А Ш А Г А К С Г М А Т У И Г А Ж Л А Ш Р А М Ы Ж Р И Ш Л Я Ж Р А Ш Ж Упакованные вещи пассажиров Временное жилище из веток деревьев Помещение для автомобилей Болотное растение Птица, похожая на ласточку Венгерское кушанье из мяса Видение в пустыне

Большое и маленькое мушка пробежка старушка ложка крышка стрижка пышка кружка - мушечка пробежечка старушечка ложечка крышечка стрижечка пышечка кружечка

ёж уж чиж мышь нож этаж ковш морж пляж малыш Много - один - ежи ужи чижи мыши ножи этажи ковши моржи пляжи малыши

Я и ТЫ Измените слова по образцу: я жду – ты ждёшь я жую я режу я жалею я жарю я уважаю я покажу я дежурю - ты жуёшь ты режешь ты жалеешь ты жаришь ты уважаешь ты покажешь ты дежуришь

Ж – Ш в предложениях Вставьте в предложения, подходящие по смыслу слова Неприятность эту можно перешить. Старые брюки нужно пережить. Не надо боятьсяушей. У рыси кисточки на кончиках ужей. У Жени сильныйшар. У Шуры жёлтый жар. Оса сильношалит. На уроках Жора жалит. Мама купила шерстяную жаль. Друзьям расставаться очень шаль.

Составьте предложения, используя слова и картинки Сбросили белые Сбросили ромашки белые рубашки. С подружились во ржи С мышами во ржи подружились ежи.

Составьте предложения, используя слова и картинки Снежана и собирала Снежана собирала ежевику и крыжовник. бежит за шустрый Шустрый жеребенок бежит за лошадью.

Исправьте деформированное предложение Шарф положил Женю в шерстяной шкаф. Женя положил шерстяной шарф в шкаф. У кожаного саквояжа в руках был пассажир. У пассажира в руках был кожаный саквояж. У рожек маленькая шея и длинные жирафы. У жирафа длинная шея и маленькие рожки. Беговая дорожка вышла на школьников. Школьники вышли на беговую дорожку.

Ж – Ш в тексте Прочитайте и спишите текст Жил-был на свете веселый. Он любил смешить людей. Над его шутками смеялись и жадный, и труженица и шустрый продавец, и добродушный. Все они любили, потому что он дарил людям хорошее,

Изложение «Солнечный луч» Вопросы: На кого попал солнечный луч? Как повел себя жаворонок? О чем была песня жаворонка? Трудные слова: гнёздышко, встрепенулся, выпорхнул