Что такое слова антонимы: конкретные примеры. Что такое антонимы и примеры обогащения ими русского языка Что такое контекстные антонимы примеры

Со времен еще школьной скамьи каждый из нас знаком с понятием «антоним». Лексические единицы (слова) с противоположным значением, относящиеся к одной части речи, называются антонимами. Они могут быть как похожими по написанию и звучанию, так и абсолютно разными.

Определять антонимы довольно просто. Достаточно только придумать к любому слову отрицательную форму. Но не к каждой лексической единице в русском языке можно подобрать противоположную по значению. Давайте разберем примеры слов антонимов, и как их образовывать.

Понятие «антоним» греческого происхождения и дословно переводится как «противоположное имени». Главная особенность таких слов заключается в противоположности их лексических значений. Например, белый – черный, добро – зло, бежать – идти и так далее.

Возьмите на заметку! Противоположные по значению слова должны относиться к одной части речи.

Так, к существительному «свет» нельзя подобрать антоним «темный», потому что он будет относиться к группе имен прилагательных. Таким образом, правильной будет пара «свет – тьма».

Антонимическая пара может быть составлена из таких частей речи:

  • имя существительное (гора – холм, круг – квадрат, любовь – ненависть и т. д.);
  • имя прилагательное (красивый – уродливый, грязный – чистый, белый – черный и т. д.);
  • (кричать – молчать, идти – стоять, любить – ненавидеть, смеяться – плакать и т. д.);
  • наречие (хорошо – плохо, быстро – медленно, всегда – никогда, здесь – там и т. д.).

Для образования слов антонимов требуется наличие качественного признака у лексической единицы, который мог бы изменяться и доходить до противоположного. Из этого следует, что чаще всего антонимии могут быть подвержены качественные прилагательные и . Например: большой – маленький, много – мало и так далее.

Виды

В русском языке антонимы бывают разными как по структуре и значению, так и по употреблению в речи. По структуре антонимические пары могут быть:

  1. Однокоренными. Это лексические единицы, в морфемном составе которых один и тот же корень. Например: приходить – уходить, прогресс – регресс, красивый – некрасивый, приставить – отставить. Однокоренные антонимические пары образуются при помощи различных приставок, которые также способны быть противоположными друг другу.
  2. Разнокоренными. Это слова, имеющие различные основы и корни в морфемном составе (плохой – хороший, утро – вечер, родной – чужой и т. д.). Таких примеров антонимов в русском языке можно найти намного больше, чем примеров однокоренных антонимических пар.

По семантическому значению антонимические пары бывают следующих видов:

  1. Контрарные или противоположные. Это такие антонимические пары, которые допускают в своем составе наличие промежуточного звена. Такое звено обычно имеет нейтральное значение. Например: любовь – (безразличие) – ненависть, прошлое – (настоящее) – будущее, молчать – (шептать) – говорить и т. д.
  2. Противоречащие или неградуальные. Такие слова антонимы противопоставляют в своем значении предметы, признаки и отношения, которые исключают существование промежуточного понятия. Например: умный – глупый, жизнь – смерть, добро – зло и т. д.

По употреблению в речи антонимы делят на такие виды:

  1. Общеязыковые, которые отражают нашу повседневную реальность (смеяться – плакать, уходить – приходить, большой – маленький).
  2. Контекстуальные или авторские. В зависимости от контекста и воли автора некоторые слова могут быть подвержены антонимии. Такие антонимические пары могут быть не закреплены в словарях, но именно в контексте будут нести противоположное друг от друга значение.

Возьмите на заметку! Контекстные антонимы используют для выражения оценки и отношения автора к описываемой действительности.

В пример такой антонимии можно привести всем известную басню «Волки и овцы», где автор противопоставляет два разных понятия, которые не закреплены в антонимических словарях.

Как объяснить антонимию детям

Чтобы объяснить детям, что такое антоним, лучше всего избегать терминологии, а переходить сразу к практике. Примерами для детей стоит выбирать простые понятия, которые затрагивают их повседневную жизнь.

Например, на картинках ребенку проще понять разницу между антонимическими парами: большой – маленький, красивый – уродливый, грязный – чистый, белый – черный и так далее.

Также важно объяснить ребенку, что не ко всем словам в языке можно подобрать другие с противоположным значением. Чтобы он смог это воспринять, напишите отдельно на листке несколько слов, к которым нельзя подобрать антонимы. Таким образом, ребенок сможет делать определенные выводы и запоминать исключения.

Полезное видео

Подведем итоги

Антонимия в русском языке достаточно сложное явление, которое изучалось многими лингвистами на протяжении долгого времени. С малых лет учителя и родители стараются объяснить младшему поколению разницу между синонимами и антонимами. А эти два понятия также можно назвать словами с противоположным значением. Русский язык полон исключений, но при этом очень красив и многогранен. Антонимия – это лишь его малая часть, но очень важная для изучения.

Вконтакте

Антонимы - это слова, которые различны по звучанию и имеют противоположные значения: ложь - правда, злой - добрый, молчать - говорить. Примеры антонимов показывают, что они относятся к одной и той же части речи.

Антонимия в русском языке представлена гораздо уже, чем синонимия. Это объясняется тем, что в антонимические отношения вступают только слова, которые соотносятся по качественному (хороший - плохой, родной - чужой, умный - глупый, густой - редкий, высокий - низкий), временному (день - ночь, ранний - поздний), количественному (единственный - множественный, многие - немногие), пространственному (просторный - тесный, большой - маленький, широкий - узкий, высокий - низкий) признакам.

Существуют антонимические пары, обозначающие наименования состояний, действий. Примеры антонимов подобного рода: радоваться - горевать, плакать - смеяться.

Виды и примеры антонимов в русском языке

Антонимы по структуре подразделяются на разнокоренные (утро - вечер) и однокоренные (заходить - выходить). Противоположность значения у однокоренных антонимов вызвана приставками. Однако следует помнить, что прибавление к наречиям и приставок без -, не - в большинстве случаев придает им значение ослабленной противоположности (высокий - невысокий), поэтому контрастность их значений оказывается "приглушенной" (невысокий - это еще не означает "низкий"). Исходя из этого, к антонимам можно отнести не все префиксальные образования, а лишь те, которые являются крайними точками лексической парадигмы: сильный - бессильный, вредный - безвредный, удачный - неудачный.

Антонимы, так же как и синонимы, находятся в тесной связи с многозначностью: пустой - серьезный (разговор); пустая - полная (чашка); пустой - выразительный (взгляд); пустой - содержательный (рассказ). Примеры антонимов показывают, что разные значения слова "пустой" входят в различные антонимические пары. Однозначные слова, а также слова с конкретными значениями (ямб, карандаш, парта, тетрадь и др.) антонимов иметь не могут.

Существует среди антонимов и явление энантиосемия - это развитие взаимно исключающих, противоположных значений некоторых многозначных слов: нести (в помещение, приносить) - нести (из помещения, уносить); брошенная (фраза, только что высказанная) - брошенная (оставленная, забытая). Значение в таких случаях уточняется в контексте. Нередко энантиосемия является причиной двусмысленности определенных выражений. Примеры антонимов такого рода: он прослушал доклад; директор просмотрел эти строки.

Контекстные антонимы: примеры и определение

Контекстуальные антонимы - это слова, противопоставленные в определенном контексте: лунный свет - солнечный свет; не мать, а дочь; один день - вся жизнь; волки - овцы. Полярность значений подобных слов в языке не закреплена, а их противопоставление является индивидуально авторским решением. Писатель в таких случаях выявляет противоположные качества различных понятий и противопоставляет их в речи. Однако подобные пары слов не являются антонимами.

Подберите подходящие по смыслу паронимы на место пропусков в следующих за ними предложениях. 1) АРТИСТИЧНЫЙ - АРТИСТИЧЕСКИЙ Выступление нашего гимнаста было на редкость ________________________. Ему казалось, что у него есть _______________________________ способности. 2) ВЕЧНЫЙ - ВЕКОВОЙ Григорий был человеком необычайно талантливым и интересным, хотя и считался ____________________________ студентом. Сосновые сухие леса на берегах реки перемешивались с __________________ дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. 3) ВОДНЫЙ - ВОДЯНИСТЫЙ Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с _____________________ стеблями. _________________ стадион - гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни. 4) ГЛИНЯНЫЙ - ГЛИНИСТЫЙ Геологам в этих местах нередко встречались ___________________ минералы. Мне вспоминался город моего детства, ______________________ свистульки, которыми торговали на базарах. 5) ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ - ДЕЙСТВУЮЩИЙ ______________ жизнь тем и отличается от придуманной, что никак не можешь предугадать ее неожиданных поворотов. Депутаты подготовили ряд поправок к ________________ пакету законов. 6) ЖИЗНЕННЫЙ - ЖИТЕЙСКИЙ Надежда на жизнь вне цивилизации и ___________________ проблем приобретает для Эдуарда все более отчетливые очертания. По ________________________ показаниям, Глебу требуется срочная операция. 7) ИСКУСНЫЙ(-О) - ИСКУССТВЕННЫЙ(-О) Мама никогда не любила ________________ цветы, поэтому не очень обрадовалась подарку Маши. На день рождения мне подарили __________________ выполненную шкатулку, которую я ни за что не купила бы сама. 8) КРАСОЧНЫЙ - КРАСЯЩИЙ Язык, которым написаны произведения фольклора, богатый, яркий, ______________ и картинный. Железо, хром, марганец, медь и никель являются _________________ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов. 9) НЕТЕРПИМЫЙ - НЕСТЕРПИМЫЙ Стрекочут кузнечики, ______________________зной стоит над лугом. Когда доходит до серьезного дела, Валентин становится жестким, ________________, требовательным. 10) ПОНЯТНЫЙ - ПОНЯТЛИВЫЙ Задание сформулировано так, что всем оно сначала кажется __________________. Официант оказался на редкость ____________________ и сделал все так, как мне хотелось. 11) РАЗДРАЖЕНИЕ - РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ Когда он испытывал ______________________,то казался Варе совершенно чужим человеком. Мария Петровна была не в меру обидчивой особой, которая отличалась ___________________. 12) ЧЕЛОВЕЧНЫЙ - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ Нормальный _____________________организм не справится с полученными при аварии травмами. Он был более _______________________, поэтому не стал наказывать Павла слишком строго. Вариант 3 1. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно. 1) Абажур - настенный светильник. 2) Менталитет - склад ума; мироощущение, мировосприятие. 3) Коммюнике - официальное сообщение по завершении встречи, переговоров представителей двух или более стран. 4) Фолиант - подборка наиболее представительных сочинений (чаще стихотворных) разных авторов. 2. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно. 1) Вернисаж - торжественное открытие художественной выставки. 2) Биеннале - информационная беседа для журналистов. 3) Рецидив - случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода. 4) Буклет - издание в виде складывающегося листочка, обычно информативного или рекламного характера. 3. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно. 1) Каталог - подборка наиболее представительных сочинений разных авторов. 2) Кодекс - свод законов. 3) Альманах - разнородная подборка новейших литературных произведений разных авторов, иногда объединённых одним направлением. 4) Мадригал - рукопись, преимущественно древняя. 4. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно. 1) Импорт - вывоз из-за границы. 2) Инвестиции - долгосрочные капитальные вложения в производственную или другую сферу деятельности. 3) Менеджмент - философия современного бизнеса, определяющая стратегию и тактику фирмы в условиях конкуренции. 4) Лизинг - независимая экспертиза финансовой отчётности предприятий, проводимая квалифицированными специалистами. 5. Установите соответствие между словом и его значением. А) пиетет Б) цинизм В) эпатаж Г) экстаз Д) эйфория 1) Скандальная выходка; вызов окружающим, намеренное нарушение общепринятых норм и правил. 2) Глубокое уважение, почтительное, благоговейное отношение к кому-либо или к чему-либо. 3) Состояние радости, душевного подъёма, часто не вызванное внешними обстоятельствами. 4) Бесстыдство, наглость, грубая откровенность; вызывающе-презрительное отношение к общепринятым нормам нравственности и морали. 5) Высшая степень воодушевления, восторга. 6. Установите соответствие между словом и его значением. А) мюзикл Б) водевиль В) бенефис Г) элегия Д) гротеск 1) Лирическое произведение, проникнутое грустью. 2) Изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде. 3) Короткая комическая пьеса, обычно с танцами, пением. 4) Спектакль в честь одного из его участников как выражение признания заслуг, мастерства артиста. 5) Музыкально-сценическое произведение, преимущественно комедийного характера. 7. Установите соответствие между словом и его значением. А) меркантильность Б) инфантильность В) мизантропия Г) филантропия Д) популизм 1) Сохранение во взрослом возрасте внешности или черт характера, свойственных детям. 2) Попытка добиться своих целей в политике, обращаясь к широким массам и вселяя в них веру в возможность быстрого и простого решения сложных социально-экономических проблем. 3) Человеконенавистничество. 4) Благотворительность, оказание помощи нуждающимся. 5) Мелочная расчётливость, подчинение своих действий соображениям личной выгоды. 8. Укажите пример, в котором синонимический ряд составлен верно. 1) машинально, инстинктивно, автоматически, осознанно 2) огромный, гигантский, исполинский, колоссальный 3) учтивый, вежливый, деликатный, рассудительный 4) работа, функция, обязательство, назначение 9. Укажите пример, в котором неверно составлен синонимический ряд. 1) обаятельный, очаровательный, неотразимый, шикарный 2) опасаться, страшиться, робеть, трепетать 3) близкий, недалекий, смежный, соседний 4) спор, дискуссия, полемика, столкновение мнений 10. Укажите пример, в котором синонимический ряд составлен верно. 1) насущный, злободневный, актуальный, потенциальный 2) взгляд, позиция, мнение, кредо 3) простой, бесхитростный, незатейливый, примитивный 4) поддерживать, содействовать, способствовать,усиливать 11. Найдите словосочетания, построенные правильно. 1) надеть на дочку пальто 2) оказать внимание на проблему 3) улучшить уровень жилья 4) представить слово докладчику 5) принимать усилия 12. Найдите словосочетания, построенные неправильно. 1) закоренелый отличник 2) вести деятельность 3) оставить неизгладимый след 4) доставлять удовлетворение 5) повысить в должности 13. Найдите словосочетания, построенные правильно. 1) придавать особое внимание 2) неминуемая гибель 3) озабочен здоровьем ветеранов 4) заплатить за коммунальные услуги 5) лидировать впереди всех 14. Найдите словосочетания, построенные неправильно. 1) оплатить за обучение 2) произнести тост 3) превосходство над соперником 4) рассуждать над бесконечностью Вселенной 5) подвести результаты 15. В каких предложениях слово употреблено в несвойственном ему значении? 1) Адвокат осуждённого подал в суд высшей инстанции апелляцию с просьбой о пересмотре дела. 2) У источников космонавтики и ракетостроения стоял выдающийся учёный К.Э. Циолковский. 3) Ей импонировал ум и какая-то врождённая интеллигентность нового знакомого. 4) Дешёвым подделкам она предпочитала золотую бижутерию с драгоценными камнями. 5) Невозможно понять значение этого слова без контекста. 16. В каких предложениях слово употреблено в несвойственном ему значении? 1) Зрители внимательно.слушали выступление артиста. 2) Систематическая работа над изобразительными средствами языка способствует развитию речи учащихся. 3) Его дом отличался изощрённостью интерьера. 4) Докладчики обычно апеллируют к мнению слушателей. 5) Отправляясь в путешествие, они составили алгоритм поездки. 17. В каких предложениях слово употреблено в несвойственном ему значении? 1) На предприятии используется только самое современное оборудование. 2) Желая финансового суверенитета от родителей, после восьмого класса он устроился работать на завод. 3) Новость о приезде долгожданного друга привела его в минорное настроение. 4) Для развития данного предприятия необходимы инвестиционные вложения. 5) Он выиграл конкурс и получил грант президента. 18. В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова? 1) Губернатора сопровождал коттедж из трёх автомобилей. 2) Из анонса у входа в театр мы узнали, что спектакль отменён. 3) Этот артист дебютировал на сцене театра ещё двадцать лет назад. 4) Дуэт из двух скрипок и фортепиано звучал просто великолепно. 5) Рейтинг этого политического деятеля за последние годы значительно снизился. 19. В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова? 1) Огромную роль в развитии русской культуры XVIII века сыграли меценаты. 2) Она жила в этой гостинице инкогнито, назвавшись первым попавшимся именем. 3) В этом сезоне в моде будет бутафория всевозможных цветов и форм в этническом или классическом стиле. 4) Он долго не мог решить стоящую перед ним дилемму, но, в конце концов, из трёх вариантов выбрал спокойную жизнь в провинции. 5) Новый фильм произвёл фиаско: во всех журналах даются только положительные отзывы. 20. В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова? 1) На горный посёлок обрушилось сильное цунами. 2) Трое прецедентов на пост главы города уже включились в предвыборную борьбу. 3) Сервис в этом отеле соответствует мировым стандартам. 4) Наша футбольная команда потерпела фурор. 5) Мы успеем посетить вернисаж, который продлится до конца сентября. 21. В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова? 1) Либретто этого балета было написано самим композитором. 2) Получив наследство, она отправилась в круиз по Европе. 3) Воспользовавшись своим правом, глава государства наложил вето на законопроект. 4) На ежегодном биеннале в Париже собираются самые известные стилисты со всего мира. 5) Для предотвращения эпидемии, необходима тоталитарная вакцинация населения. 1. 1, 4 2. 2, 3 3. 1, 4 4. 3, 4 5. А2, Б4, В1, Г5, Д3 6. А5, Б3, В4, Г1, Д2 7. А5, Б1, В3, Г4, Д2 8. 2 9. 1 10. 3 11. 1, 5 12. 1, 2, 4 13. 2 14. 1, 4, 5 15. 2, 4 16. 3, 5 17. 2, 3 18. 1, 2, 4 19. 3, 4, 5 20. 1, 2, 4, 5 21. 2, 4, 5

Антонимы в российском языке

Антонимы (гр. anti — против + onyma — имя) — это слова, разные по звучанию, имеющие прямо обратные значения: правда — ересь, добрый — злой, говорить — молчать .

Антонимы, чаше всего, относятся к одной части речи и образуют пары.

В антонимические дела вступают только слова, коррелятивные по какому-либо признаку — высококачественному, количественному, временному, пространственному и принадлежащие к одной категории беспристрастной реальности как взаимоисключающие понятия: прекрасный — безобразный, много — не достаточно, утро — вечер, удалять — приближать .

Слова других значений обычно не имеют антонимов: дом, мышление, писать, 20, Киев, Кавказ .

Большая часть антонимов охарактеризовывают свойства (неплохой — нехороший, умный — глуповатый, родной — чужой, густой — редчайший и под.); много и подобных, которые указывают на пространственные и временные дела (большой — небольшой, просторный — тесноватый, высочайший — маленький, широкий — узенький; ранешний — поздний, день — ночь ) ; меньше антонимических пар с количественным значением (многие — немногие; единственный — бессчетный ). Встречаются обратные наименования действий, состояний (рыдать — смеяться, ликовать — тужить ), однако подобных чуть-чуть.

По структуре антонимы делятся на разнокорневые (день — ночь ) и однокорневые (приходить — уходить, революция — контрреволюция ). 1-ые составляют группу фактически лексических антонимов, 2-ые — лексико-грамматических . У однокорневых антонимов противоположность значения вызвана разными приставками, которые также способны вступать в антонимические дела: в ложить — вы ложить, при ставить — от ставить, за крыть — от крыть .

Антонимы, как уже было сказано, обычно составляют в языке пару. Но это не означает, что то либо другое слово может иметь один антоним. Антонимические дела позволяют выражать противопоставление понятий и в «незакрытом», многочленном ряду: определенный — абстрактный, отвлеченный; радостный — печальный, грустный, невеселый, кислый .

Не считая того, каждый член антонимической пары либо антонимического ряда может иметь свои, не пересекающиеся в антонимии синонимы. Тогда появляется некоторая система, в какой по вертикали размещаются синонимические единицы, а по горизонтали — антонимические . К примеру:

умный — глуповатый
разумный — бестолковый
мудрейший — безмозглый
головастый — безголовый
толковый — тупой

печалиться — ликовать

грустить — развлекаться

тосковать — радоваться

Антонимические дела слов отражаются и в способностях их лексической сочетаемости . В том случае антонимическую оппозицию образуют слова, имеющие широкие границы лексической сочетаемости, то их есть возможность применять в различных антонимических сочетаниях: левый — правый (рука, плечо, ухо, глаз, бок, крыло, лапа, сторона, часть, половина, берег, фланг, партия, уклон и т. д.). У слов, имеющих ограниченные способности лексической сочетаемости, зона антонимии невелика: свежайший — черствый (батон, хлеб, булка).

В современной лингвистике время от времени говорят о контекстуальных антонимах , т.е. словах, противопоставленных в определенном контексте, к примеру: «Волки и овцы» . Полярность значений подобных слов не закреплена в языке, их противопоставление носит индивидуально-авторский нрав . Писатель может выявить обратные свойства у разных понятий и на этом основании противопоставить их в речи: не мама, а дочь; солнечный свет — лунный свет; один год — вся жизнь . Но слова, называющие подобные понятия, не являются антонимами, потому что их противопоставление не воспроизводится в языке, оноокказионально.

Антонимы находятся на последних точках лексической парадигмы, однако меж ними в языке могут быть слова, отражающие обозначенный признак в различной мере, т.е. его убывание либо возрастание. К примеру: обеспеченный — богатый — неимущий — бедный — нищий; вредный — безобидный — никчемный — нужный . Такое противопоставление подразумевает вероятную степень усиления признака, свойства, действия, либо градацию (лат. gradatio — постепенное увеличение). Семантическая градация (градуальность), подобным образом, характерна только тем антонимам, смысловая структура которых содержит указание на степень свойства: юный — старенькый, большой — небольшой, маленький — большой и под. Другие же антонимические пары лишены признака градуальности: верх — низ, день — ночь, жизнь — погибель, мужчина — женщина .

Антонимы, владеющие признаком градуальности, в речи могут взаимозамещаться для придания выражению обходительной формы ; так, лучше сказать худенький , чем тощий ; старый , чем старенькый . Слова, употребляемые с целью убрать резкость либо грубость фразы, именуются эвфемизмами (гр. еu — отлично + phemi — говорю). На этом основании время от времени говорят об антонимах-эвфемизмах , которые выражают значение противоположности в смягченной форме.

В лексической системе языка есть возможность выделить и антонимы-конверсивы (лат. conversio — изменение). Это слова, выражающие отношение противоположности в начальном (прямом) и модифицированном (оборотном) выражении: Александр отдал книжку Дмитрию . — Дмитрий взял книжку у Александра; Доктор воспринимает зачет у стажера . — Стажер сдает зачет доктору .

Отдельные значения неоднозначных слов тоже могут быть антонимичны. В языке существует внутрисловная антонимия — антонимия значений неоднозначных слов, либо энантиосемия (гр. enantios — обратный + sema — символ). Это явление наблюдается у неоднозначных слов, развивающих взаимно исключающие друг друга значения. К примеру, глагол отходить может означать «приходить в обыденное состояние, ощущать себя лучше», однако он же может означать «умирать, прощаться с жизнью». Энантиосемия становится предпосылкой двусмысленности подобных, к примеру, выражений: Редактор просмотрел эти строчки; Я прослушал дивертисмент; Оратор обмолвился и под.

У различных значений 1-го и такого же слова могут быть различные антонимы. К примеру, слово близкий в значениях «находящийся на маленьком расстоянии» и «отдаленный маленьким промежутком времени» имеет антоним дальний (близкое расстояние — дальнее расстояние, близкие годы — дальние годы ) . А в значении «кровно связанный» это слово антонимично слову чужой (близкие люди — чужие люди ). Выступая же в значении «сходный, похожий», образует антонимическую пару со словом разный (произведения, близкие по содержанию, однако разные по форме ).

Источники:

  • § 18 «Антонимы в российском языке» в пособии Розенталя Д.Э., Голуб И.Б., Теленковой М.А. «Современный российский язык»
  • § 7 «Лексические антонимы, их типы и роль в языке» в пособии Валгиной Н.С., Розенталя Д.Э., Фоминой М.М. «Современный российский язык»
  • Дополнительно на сайт:

  • Какие есть виды омонимов?
  • Как различать омонимы и неоднозначные слова?
  • Что такое пароним?
  • Чем отличаются паронимы от омонимов?
  • Какие бывают лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов, синонимов?
    • Что такое контекстуальные антонимы?

      Антонимы в российском языке Антонимы (гр. anti — против + onyma — имя) — это слова, разные по звучанию, имеющие прямо обратные значения: правда — ересь, добрый — злой, говорить — молчать. Антонимы, чаше всего, относятся к одной части речи и образуют пары. В антонимические дела вступают только слова, коррелятивные по какому-либо признаку — высококачественному,...

    Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.

    Холодной – выстуженной – не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.

    Лексический повтор – повтор слова:

    Ветер, ветер -

    На всём божьем свете (А. Блок)

    Литота – преуменьшение : мужичок с ноготок,

    мальчик-с-пальчик.

    Метафора - перенос значения по сходству : золотая осень, хмурое небо, холодный взгляд.

    август - грозди

    винограда и рябины

    ржавой – август. (М. Цветаева)

    Метонимия - перенос по смежности : выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова.

    Назывные предложения - предложения с одним главным членом – подлежащим : Полдень. Жарища страшная.

    Неполные предложения - частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста .

    Она пришла ко мне вчера(1). Пришла и говорит...(2).

    Во втором предложении опущено подлежащее она, чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.

    Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось.

    Параллелизм (= использование параллельных конструкций) - сходное синтаксическое оформление соседних предложений :

    То не ветер ветку клонит,

    не дубравушка шумит.

    То моё сердечко стонет,

    Как осенний лист дрожит. (Русская народная песня)

    Мне нравится, что вы больны не мной,

    Мне нравится, что я больна не вами. (М. Цветаева)

    Парцелляция - деление фразы на части, возможно, и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма

    Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

    Перифраза – замена слова на описательное выражение : столица нашей Родины,

    город на Неве.

    Пословица - образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл . Обычно пословицы характеризуются особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер, звуковые повторы, рифму и др. особенности, а также параллелизм построения. Примеры: На вкус и цвет товарищей нет.

    Волков бояться - в лес не ходить. Ученье - свет, а неученье - тьма.

    Просторечие - слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности, грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы: давеча, завсегда, тама, здеся, забулдыга, дохлятина, отродясь, улыбаюся, ихнего, не влазиет.


    Противопоставление - сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний , действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы.

    Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг.

    Разговорные слова - стилистически окрашенные слова , употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина. Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

    Риторический вопрос - высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии:Когда же это всё кончится?

    Где брать терпение?

    Риторическое обращение часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию :

    Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

    Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)