Болотов история русской церкви. Василий болотов - лекции по истории древней церкви

С. 43-60. Период второй. От Траяна до Гордия и Филиппа . С. 60-116. Период третий. От Декция до Максимина и Миланского эдикта . С. 116-165.

IV. Распространение христианства: на востоке . С. 235-277. На западе . С. 278-300.

ОТДЕЛ ВТОРОЙ. Внутренняя жизнь церкви: выяснение догматического учения и начал церковной дисциплины и обряда.

Том III. История Церкви в период вселенских соборов.

Отдел 1. Церковь и государство. 1. Обращение Константина Великого . 2-3. Отношения церкви с государством после Константина до Юстиниана . 4. Борьба с язычеством . 5. Права и привилегии Церкви .

О нем:

Сплетено вместе в Описи А , №585:

  1. Библиография из Христ. чтения, 1907 г.
  2. Митр. Анатолий Грисюк , памяти Б. Труды КДА, 1910.
  3. Белюстин Петр. Воспоминания о детстве Б. Христ. чтение, 1900.
  4. Бриллиантов А.И, Биографический очерк о Б. Христ. чтение, 1910.
  5. Бриллиантов А.И. Болотов и споры о Филикове. 1913.
  6. Бриллиантов А.И, Болотов как церковный историк. 1901.
  7. Мелиоранский . Византийский временник, 1900, т. 7.
  8. Сборник "Памяти Болотова" 1910 года: П.Жукович, А.Акимов, еп. Варшавский Николай, П.Лепорский, М.Орлов, А.Бриллиантов. В связи с установкой мраморного бюста в актовом зале академии.
  9. Уберский А.И. Памяти Б. Христ. чтение, 1903.
  10. Венок на могилу Болотова, 1900: речи митр. Антония Вадковского, П.Жукович, Сергий Страгородский, Т.Налимов, Аквилонов, А.Карташев, В.Успенский, М.Орлов, А.Лавров, М.Рубцов, И.Е.Евсеев, А.Судаков, В.Потапов, И.С.Пальмов.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) К досье Меня

Б’ОЛОТОВ Василий Васильевич (1853-1900), рус. правосл. историк Церкви. Род. в с. Кравотынь Тверской губ. Окончил Осташковское духовное уч-ще и Тверскую ДС, а затем СПб.ДА (1879). Еще в студенч. годы поражал всех «изумительным знанием Свящ. Писания и свободным чтением по латинскому, греческому, немецкому и французскому тексту». Знал евр., сир., араб. и др. древние языки. Магистерская дисс. Б. «Учение Оригена о Святой Троице» (СПб., 1879) была защищена в 1879 и явилась настоящим событием в рус. церк.-историч. науке. Б. был профессором древней церк. истории в СПб.ДА. «Как профессор и лектор В.В. поражал своих слушателей способностью и прямо искусством живого, творческого художественного воспроизведения прошлой жизни». Его труд был поистине подвижническим, а кончина - кончиной праведника («Христос идет» - были его предсмертные слова).

По словам *Тураева, друга и коллеги Б., он поднял уровень науки в академии на новую ступень. Посмертно изданные его «Лекции по истории древней Церкви» (СПб., 1907-18, т.1-4) стали классич. образцом правосл. и одновременно строго науч. метода исследования. В этом труде Б. не рассматривал апостольский период, считая его частью библ. науки, однако посвятил этому времени две работы. Одна из них - «День и год мученической кончины св. евангелиста Марка» (СПб., 1893, вып.4). Привлекая данные египтологии, Б. сумел датировать свидетельство древнего текста о ев. Марке и установил, что его смерть последовала 3 апреля 63. Работа эта имеет большое значение, поскольку сведения о начале христианства в Египте весьма скудны. Той же эпохе посвящена его изданная посмертно статья «Гонение на христиан при Нероне» (Спб., 1903). К ветхозав. тематике относится работа Б. «Валтасар и Дарий мидянин. Опыт решения экзегетической проблемы» (СПб., 1896), к-рая затрагивает одну из труднейших хронологич. проблем ВЗ. Б. в этой работе поставил вопрос о расхождениях между свидетельствами 1-й Кн. Ездры и древневост. памятников (к-рые связывают падение Вавилона с именем Кира) и данными Кн.Даниила, согласно к-рым вавилонского царя Валтасара сменил «Дарий мидянин». Не располагая тогда в достаточном объеме материалом по древневост. археологии, Б. не мог решить этого вопроса, но рассмотрел его с исчерпывающей для того времени полнотой.

l Б р и л л и а н т о в А.И., Проф. В. В. Б.: Биографич. очерк, СПб., 1910; М а к а р о в с к и й А., Подвижник церк. науки: К 100-летию со дня рождения проф. В.В.Б., ЖМП, 1954, № 1; Материалы к «Богословскому словарю», БТ, сб. 28, 1987, с. 350; *М е л и о р а н с к и й Б.М., В.В.Б. (Некролог), «Визант. временник», 1900, вып. 3; *С о л о в ь е в В.С., В. В. Б.: (Некролог), Собр. соч., СПб., 19132, т. 9; *Т у р а е в Б.А., В. В. Б., ЖМНП, 1900, № 8.

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ

Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания

Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.

Номер страницы указан после текста на этой странице

Болотов ВАСИЛИЙ Васильевич (1854-1900)

Василий Васильевич Болотов родился в 1854 году в селе Кравотыни Тверской губернии в семье дьячка Троицкого собора города Осташкова. В девять лет он был отдан в Духовное училище в городе Осташкове. В 1869 году поступил в Тверскую Духовную семинарию, в 1875 году-в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую закончил в 1879 году со степенью магистра богословия. В.В. Болотов защитил диссертацию на тему «Учение Оригена о Святой Троице»; защита, по свидетельству современника, «была истинным праздником избранника науки».

Василий Васильевич Болотов оставил огромное количество научных трудов. С 1893 года он член-корреспондент Императорской Академии наук, в 1896 году получил ученую степень доктора церковной истории.

С 1879 года В.В. Болотов преподавал в Академии на кафедре древней церковной истории, в 1885 году был утвержден в звании экстраординарного профессора. При своей непрестанной напряженной учебной и научной деятельности Василий Васильевич принимал живое участие в делах внутренней жизни Академии, в частности, ему было поручено составление правил о приеме студентов в Академию. Особенно важное значение имела деятельность Болотова в 1890-х годах в качестве члена и делопроизводителя Старокатоли-

ческой комиссии, затем по делу о присоединении несториан и по вопросу о реформе календаря. В 1898 году он был приглашен к работе Комиссии по переводу богослужебных книг на финский язык.

В.В. Болотов обладал недюжинными знаниями в разносторонних областях и в некоторых был единственным авторитетом. «О Болотове как историке, - писал протоиерей Георгий Флоровский, - всего больше свидетельствует его академический курс, изданный по студенческим записям после его смерти. Особенно важен четвертый том, посвященный истории богословской мысли в период Вселенских Соборов. Здесь сказывается в полной мере дар исторической композиции и проникновение богослова, и сразу чувствуется, что все построение методически проверено во всех частностях и подробностях. У Болотова всегда чувствуется эта особая надежность и достоверность».

В.В. Болотов превосходно владел древними классическими языками и рядом европейских языков. Он также изучил коптский, сирийский, армянский, грузинский, арабский и персидский языки.

Некоторые статьи В.В. Болотова остались неопубликованными. Часть из них сохранилась в его личном архиве, находящемся в Российской национальной библиотеке, фонд 88.

Усердные труды, сидячий образ жизни привели к тяжелым последствиям - со временем у него развилось хроническое воспаление почек, осложненное болезнью печени и сердца, которая быстро и неожиданно для всех свела его в могилу. Василий Васильевич Болотов скончался 5 апреля, в среду Страстной недели, 1900 года и был погребен на Никольском кладбище Александро-Не-вской Лавры.

«Будучи как церковный историк богословом по профессии, - писал профессор А.И. Бриллиантов, - он не только весьма был далек от пренебрежительного отношения к светской учености, но самим делом доказывал признание высокого значения ее. Но в то же время, с уважением и интересом относясь к светским наукам, высшую цель их он видел в свободном служении богословию как высшей науке в системе человеческих знаний».

Печатные труды

6. Валтасар и Дарий Мидянин: Опыт решения экзегетич. пробл.: A. Antedatirung или Postdatlrung? Спорный вопрос в вавилонской хронологии; Б. Имя «Астиаг». - СПб.: Скоропечат. и лит. Пухира, 1896. - , с. 279-341. - Библиогр. в примеч. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1896. - № 2.

7. I. Гонение на христиан при Нероне; II. К вопросу об Acta martyrum Scllitanorum. - СПб.: Тип. Меркушева, 1903. - 50 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1903.

8. I. Заметка о книге: Каноны важнейших древнецерковных Соборов вместе с апостольскими правилами, изд. проф. Фр. Лау-херта; II. Примечание относительно коптских переводов Откровения о седьминах. - [СПб., 1896]. - 18, 3 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1896. - № 2.

9. Заметки к Краткой эфиопской хронике: С прил.: Новейшая история Абиссинии по Краткой хронике из собр. Азиат, музея Имп. Акад. наук / Изд. и пер. Б.А. Тураева. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1910. - 36 с.: табл. - (Памятники эфиопской письменности; 9). - Отт. из: Визант. временник. - 1910. -Т. 17.

10. Заметки о селе Кравотыни. - СПб.: Тип. Меркушева, 1910. - 14 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1910. -Апр.

11. Заметки по поводу текста литургии св. Василия Великого: (Письма архиеп. Финляндскому Антонию) - СПб.: Тип. Меркушева, 1914. - 18с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1914. -Март.

12. Из истории Церкви Сиро-Персидской. - СПб.: Тип. Лопухина, 1901. - , 197 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1898.

13. Из церковной истории Египта. - СПб.: Тип. Елеонского, 1884-1893.

Вып. 1: Рассказы Диоскора о Халкидонском Соборе: По Revue egyptologique, publiee sous la direction de H. Brugsch, F. Chabas, Eug. Revillout. - 1880. - C. 187-189; 1883. - p. 17-25 et 27- 33; 1884. - , 132 c. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1884- 1885.

Вып. 2: Житие блаженного Афу, епископа Пемджеского: По Revue egyptologique, publiee sous la direction de H. Brugsch, F. Chabas, Eug. Revillout. - 1880. - C. 187-189; 1881. - C. 21-25; 1883. -

С. 17-25 и 27-33; 1886.- С. 133-177.- Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1886. - № 3-4.

Вып. 3: Архимандрит тавеннисиотов Виктор при дворе константинопольском в 431 г.: По The church quarterly review. - 1891, October. - 1892. - С. 179-254. - Извлеч. из: Христиан, чте- -ние. - 1891-1892.

Вып. 4: День и год мученической кончины святого Евангелиста Марка. - 1893. - С. 257-342. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1893. - С. 122-174, 405-434.

14. Иностранная богословская литература: (Библиогр. заметки). - [СПб.]: Тип. Елеонского, Ценз. 1882. - 41 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1882. - № 11-12.

15. К вопросу о Fllioque / С предисл. проф. А. Бриллиантова. - СПб.: Тип. Меркушева, 1914. -VI, 138 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение.- 1913. - № 4. - С. 431-457; № 5. -С. 573- 596; №6.- С. 726-746; № 7-8. - С. 921-927; № 9. - С. 1046-1059; №11.- С. 1289-1309; № 12. -С. 1391-1414.

16. К вопросу об ареопагитских творениях: (Письмо архиеп. Финляндскому Антонию) - СПб.: Тип. Меркушева, 1914. -С. 555- 580. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1914. - Май.

17. К истории внешнего состояния Константинопольской Церкви под игом турецким. - СПб.: Тип. Елеонского, Ценз. 1882. - 66 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1882. - № 9-10.

18. К истории императора Ираклия. - [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук. Ценз. 1908. - 57 с. - Библиогр. в примеч. - Отт. из: Визант. временник. - 1907. -Т. 14.

19. Лекции по древней общей церковной истории, читанные в С.-Петербургской Духовной Академии... в 1884/5учеб. году.-СПб.: Печатня Григорьева, Ценз. 1885. - 247 с. -Литогр.

20. Лекции по истории Древней Церкви: Посмертн. изд. / Под ред. [и с предисл.] проф. А. Бриллиантова. - СПб.: Тип. Меркушева, 1907.

1: Введение в церковную историю. - 1907. -VIII, X. 234 с. - Прил. к: Христиан, чтение. - 1907.

2: История Церкви в период Константина Великого. - 1910. - XVIII, 474 с. - Прил. к: Христиан, чтение. - 1908, 1909, 1910.

3: История Церкви в период Вселенских Соборов. 1. Церковь и государство. 2. Церковный строй. - 1913. -XIV, 340 с. - Прил. к: Христиан, чтение. - 1911-1913.

4: История Церкви в период Вселенских Соборов. 3. История богословской мысли. - 1918. - XVI. 600 с. - Прил. к: Христиан, чтение. - 1913-1918.

21. Лекции по общей церковной истории, читанные в 1894/5 акад. г. студентам С.-Петербургской Духовной Академии: 54 и 55 курсы. - [СПб., 1895]. - 432 с. - В норме загл.: Общая церковная история.

22. Лекции по общей церковной истории, читанные студентам 1-го и 2-го кур. С.-Петербургской Духовной Академии в 1888/9 учеб. г. - СПб.: Литогр. Гробовой, Ценз. 1889. - 373, 75 с.

23. Либерии, епископ римский, и Сирмийские Соборы: (Четверть часа магистерского коллоквиума 8 окт. 1890 г., доп. и разъясн.). - СПб.: Тип. Катанского, 1893.

Вып. 1, (гл. 1-10). - 1893. - 118 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1891. - Март - апр. - Нояб. - дек.

24. Михайлов день: Почему Собор святого Архистратига Михаила совершается 8 ноября?: Эортол. этюд. - СПб.: Тип. Катанского, 1892. - 56 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1892. - Нояб.-дек.

Прил.: Следы древних месяцесловов Поместных Церквей: Appendix к этюду «Михайлов день». - 1893. - С. 61-94; 177-210 (паг. 2-я). - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1893. - Янв. - февр.

25. Несколько страниц из церковной истории Эфиопии: 1. К вопросу о соединении абиссин с Православною Церковию; 2. Богословские споры в Эфиопской Церкви. - СПб.: Тип. Елеонского, 1888. - III с. - Библиогр. в примеч. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1888. - № 1-2, 7-8.

26. Об армянском церковном годе. - [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук. Ценз. 1912. - С. 267-276. - Отд. отт. из: Восток Христиан., 1912.-Т. 1, вып. 3.

27. Общая церковная история: Лекции. - [СПб.]: Типо-лит. Яз-довского, . - 336 с. -Литогр. изд.

То же. - СПб., 1896. - 379, 24 с. ". То же. - СПб.: Лит. Богданова, 1897.

То же. - [СПб.]: Лит. Фомина, . - 375 с. - Загл. на 1-й с.: Распространение христианства.

28. Описание двух эфиопских рукописей, пожертвованных в Библиотеку С.-Петербургской Духовной Академии преосвященным

Анатолием, епископом Балтским (ныне Острогожским). - [СПб.]: Тип. Елеонского, ο μαρτυς Μου ο πιστος Μου, ος απεκτανθη παρη υμιν ср. Апок. XVII, 6: εκ του αιματος των μαρτυρων Ιησου Деян. XXII, 20 о Стефане). Но Христос называется также и «апостолом исповедания нашего» (Евр. III, 1) и на апостолов возлагает служение быть Его свидетелями , μαρτυρες (Деян. I, 8, ср. XXVI, 16. 22). И апостолы свою миссию называют «την μαρτυριαν Ιησου Χριστου» (Апок. I, 2). Итак, мученичество есть продолжение апостольского служения в мире.

Когда явилось христианство, цивилизованный мир язычества до того уже изверился в свою религию, что нужно удивляться, как мог он отстаивать эту религию целых три века. Язычники в богов своих верили меньше, чем сами христиане, боровшиеся с ними. Для христиан эти боги были по крайней мере демонами, тогда как интеллигентный язычник склонен был считать их просто за выдумку. В религии римлян вера не имела такого значения, как в христианстве. Πιστις - не передаваемо на латинский язык; fides - это только подделка под него. Fides означает не веру как верование, но только честность по отношению к Богу. Таким образом, римская религия состояла не в убеждении, а в выражении этого убеждения в культе. А культ было легко (для выветрившегося индифферентизма) воздать и без веры. Римское язычество было такой противник, которому нельзя было дать генеральной битвы, потому что нельзя было принудить его серьезно обсудить ту глубокую разность, которая отделяла его понятия от христианских.

Апологеты, вроде Тертуллиана, со всем жаром искреннего убеждения доказывали, что религия - всякая - должна пользоваться свободою; что культ без веры поневоле только оскорбил бы то божество, которому воздают его; что, принуждая христиан к жертвоприношению, римляне только прогневляют своих богов. На этот довод ad hominem («к человеку») скептичные язычники, давно переставшие бояться гнева своих богов, спокойно отвечали: «Да вам-то какое дело, если на нас из-за этого прогневается Юпитер или Янус? Вы принесите только жертву и предоставьте нам считаться с богами за ее последствия». - «Но эти боги не существуют», - возражали им.- «Тем меньше, следовательно, - отвечали они, - оснований опасаться вреда от принесения им жертвы». Кто отказывался от вещи столь легкой, тот - казалось - рисковал жизнью из-за совершенных пустяков. Всякие возражения христиан, что культ, воздаваемый богам по принуждению, может только прогневлять богов, что невозможно чтить ложных богов - эти каменные и деревянные изваяния, пролетали бесследно сквозь мысль индифферентистов, которые гнев богов охотно брали на свой страх, а отказываться от культа статуй не видели цели ввиду его полной безвредности.

Васильевич

Лекции по истории

Древней Церкви

I. Церковь послеапостольская

и Римская империя

Характерный признак положения первенствующей церкви определяется названием ее «ecclesia pressa» («гонимая, угнетаемая Церковь»). Действительно, этот период до того исключителен, что вопрос об отношении государства к христианской церкви отодвигает все другие вопросы на задний план. Если посмотреть с отдаленной точки на это время, то представилась бы одна картина - борьбы за существование. Важнейшие вопросы внутренней церковной жизни явились бы как подробность в этой картине. Что устоит: дух или цифра, - вот главный вопрос этого периода.

1. Мученичество

Борьба церкви с внешней силой государства нашла выражение в мученичестве. Церковь послеапостольского периода, ecclesia pressa, была церковь мучеников. Мученичество - в высшей степени характеристичное явление; что оно тесно связано с этим временем, видно из того, как трудно передать на других языках греческое понятие «μαρτυς». Древние восточные народы перевели его буквально, следовательно, без комментария. Греческое μαρτυς - значит свидетель. Ему соответствует сирийское sohdo, testis, от глагола sehad, testatus est, арабское sahid шахид (Лук. XXIV, 48), temoin veridique, от глагола шахида, rendre temoignage de, эфиопское самаъыт, послух, от глагола самыъа (= евр.) - услышал, асмыъа - послушествовал = свидетельствовал, армянское vkaj (Лук. XXIV, 48) от глагола vkajel. свидетельствовать, грузинское, кажется, мотцаме, т. е. также свидетель . Новые славянские, не исключая и западных (чешское mucedlnik, польское meczennik), при переводе истолковали это слово, но не совсем верно. Напротив, западные народы, начиная с латинского, оставили греческое слово без перевода; латинское martyr перешло во все романские, до румынского включительно, и германские языки (немецкое Martyrer), впрочем, с толкованием в славянском смысле (Marter = мучение, истязание, пытка), равно как и в мадьярский.

Слово «мученик», которым переводится у славян греческое μαρτυς - свидетель, передает лишь второстепенную черту факта и явилось как отзыв непосредственного человеческого чувства на повествование о тех ужасных страданиях, которые переносили martures. Такой перевод указывает, что в мученичестве эти народы больше всего поражены истязаниями мучеников, а не их свидетельством за веру. Но христианин грек смотрел на явление с другой стороны. Мученики - это борцы (αθληται) веры; их мучение - это «подвиг» с оттенком торжественности, αγων. μαρτυς, следовательно, не пассивный (мученик a participio passivi) страдалец, а герой - деятель. В истории о мучениках нас, отделенных от начала христианства многими веками, поражают прежде всего те истязания, которым они подвергались. Но для современников, знакомых с римской судебной практикой, эти истязания были явлением обычным. Истязанию в известных случаях подвергался всякий человек - преступник, был ли то язычник или христианин. Пред римским трибуналом христиане, обвиняемые в нарушении общественного порядка, являлись как подсудимые, заслуживающие (в случае виновности) наказания и прежде всего подлежащие самому серьезному допросу. Пытки на римском суде являлись обыкновенным законным средством дознания. К тому же и нервы римского человека, привыкшего к возбуждению кровавыми зрелищами в амфитеатрах, так были притуплены, что жизнь человека ценилась мало. Так, например, показание раба, по римским законам, только тогда имело значение на суде, если оно было дано под пыткою, и свидетелей-рабов пытали; в расчет не ставилось, если невинный раб, вся вина которого заключалась в том, что он знал нечто важное для другого свободного человека, выходил с изломанными членами и полуживой. Таким образом, то, в чем мы видим жестокость, тогда было обыкновенною подробностью судопроизводства. При том же христиане обвинялись в уголовном преступлении, «в оскорблении величества», а к подсудимым этого рода судьи имели законное право применять пытки в обилии. Поэтому страдания христиан для того времени были явлением выходящим из ряда тогда лишь, когда пытки были особенно утонченны и зверски или же нравственно возмутительны. Таким образом, выраженное в нашем термине понятие о мученичестве всего менее может уяснить истинный смысл мученичества.

Современное состояние филологической науки таково, что она пока удовлетворительно не может объяснить греческое «μαρτυς». Тем не менее, филологи высказываются в том смысле, что μαρτυς сродно с μαρμαιρω, блещу, сверкаю. Другие ставят в связь μαρτυς с μερμερος, трудный (sorgenvoll); корень в μερμενος - μερ, отсюда же и «μεριμνα», - слово трудно переводимое; на русский язык оно передается неточно словом «забота», как и φροντις . Предполагают, что этот корень фигурирует в санскритском smarati, он помнит - но с таким оттенком, что самое памятование доставляет муку помнящему, т. е. это нечто такое, чего забыть нельзя. Это «помнит» соприкасается с латинским memoro, но не memini, которое происходит от корня mana. Разница между memini и memoro заключается в том, что первое означает приятное ощущение свободной и сильной памяти, а со вторым соединяется понятие терзания. Здесь же находят корень для немецкого smerza, означающего боль. Таким образом, μαρτυς означает того, кто знает что-нибудь и чувствует это во всем существе своем как тягость, и это он исповедует.

Какой смысл нужно соединить с мученичеством, видно а) из библейского словоупотребления в Новом Завете, находящего объяснение в особой исторической задаче христианства первых времен, б) из противоположения понятия «мученик» понятию «исповедник», в) из исторического понятия «свидетель», как оно сложилось на библейской почве в ветхозаветные времена. Аналогию для уяснения этого смысла может до некоторой степени представлять моральная логика суда присяжных в настоящее время.

а) О высоте подвига мучеников в истории христианской церкви свидетельствует уже то, что Сам Иисус Христос благоволит называть Себя «μαρτυς» - «свидетелем верным» (Апок. III, 14, 1, 5; ср. Eus.h.e. V, 2. 3) и мучеников - по славянскому словоупотреблению - Своими «свидетелями» (Апок. II, 13: Αντειπας [пергамский] ο μαρτυς Μου ο πιστος Μου, ος απεκτανθη παρη υμιν ср. Апок. XVII, 6: εκ του αιματος των μαρτυρων Ιησου Деян. XXII, 20 о Стефане). Но Христос называется также и «апостолом исповедания нашего» (Евр. III, 1) и на апостолов возлагает служение быть Его свидетелями , μαρτυρες (Деян. I, 8, ср. XXVI, 16. 22). И апостолы свою миссию называют «την μαρτυριαν Ιησου Χριστου» (Апок. I, 2). Итак, мученичество есть продолжение апостольского служения в мире.

Когда явилось христианство, цивилизованный мир язычества до того уже изверился в свою религию, что нужно удивляться, как мог он отстаивать эту религию целых три века. Язычники в богов своих верили меньше, чем сами христиане, боровшиеся с ними. Для христиан эти боги были по крайней мере демонами, тогда как интеллигентный язычник склонен был считать их просто за выдумку. В религии римлян вера не имела такого значения, как в христианстве. Πιστις - не передаваемо на латинский язык; fides - это только подделка под него. Fides означает не веру как верование, но только честность по отношению к Богу. Таким образом, римская религия состояла не в убеждении, а в выражении этого убеждения в культе. А культ было легко (для выветрившегося индифферентизма) воздать и без веры. Римское язычество было такой противник, которому нельзя было дать генеральной битвы, потому что нельзя было принудить его серьезно обсудить ту глубокую разность, которая отделяла его понятия от христианских.

Апологеты, вроде Тертуллиана, со всем жаром искреннего убеждения доказывали, что религия - всякая - должна пользоваться свободою; что культ без веры поневоле только оскорбил бы то божество, которому воздают его; что, принуждая христиан к жертвоприношению, римляне только прогневляют своих богов. На этот довод ad hominem («к человеку») скептичные язычники, давно переставшие бояться гнева своих богов, спокойно отвечали: «Да вам-то какое дело, если на нас из-за этого прогневается Юпитер или Янус? Вы принесите только жертву и предоставьте нам считаться с богами за ее последствия». - «Но эти боги не существуют», - возражали им.- «Тем меньше, следовательно, - отвечали они, - оснований опасаться вреда от принесения им жертвы». Кто отказывался от вещи столь легкой, тот - казалось - рисковал жизнью из-за совершенных пустяков. Всякие возражения христиан, что культ, воздаваемый богам по принуждению, может только прогневлять богов, что невозможно чтить ложных богов - эти каменные и деревянные изваяния, пролетали бесследно сквозь мысль индифферентистов, которые гнев богов охотно брали на свой страх, а отказываться от культа статуй не видели цели ввиду его полной безвредности.

Посмертное издание лекций по истории древней церкви профессора Василия Васильевича Болотова. Желание видеть этот курс в печати давно уже высказывается почитателями Василия Васильевича, и оно имеет основания для себя как в намечаемой у нас настоятельной потребности в изданиях подобного рода, так и в общепризнанномученом авторитете Болотова и известных его слушателям достоинствах его чтений.

Принятый способ издания лекций В. В. Болотова через привлечение к делу неавторизованных записей, вообще значительно осложняя выполнение задачи, особые затруднения вызывает по отношению к введению, для которого нет проверенного самим В. В. Болотовым для литографии в целом виде текста. Оно издается главным образом по курсам 1898-1899 и затем 1887-1888 и 1890-1891 гг. По самому свойству предмета здесь именно чаще всего встречаются собственные имена, цифры, заглавия сочинений; их приходилось проверять и восстанавливать иногда по книгам из библиотеки Василия Васильевича. Необходимые особенно в этом отделе более важные дополнения библиографического характера к чтениям Василия Васильевича отмечаются квадратными скобками или относятся в примечания. Но главной задачей было всюду прежде всего восстановление, насколько возможно, содержания лекций самого Василия Васильевича, на основании иногда крайне неблагодарного материала.

Недочеты, какие будут встречаться в предпринимаемом издании, должны быть относимы на счет состояния источников и их настоящей обработки. Но можно думать, что появление академических чтений Василия Васильевича даже в настоящем несовершенном виде не умалит его ученой славы, а сделает л ишь результаты его ученой деятельности доступными для более широкого круга читателей, нежели какой можно предполагать для его специальных трудов.

А. Бриллиантов

Василий Болотов - Лекции по истории древней церкви I-II - Введение в церковную историю - История Церкви в период до Константина Великого

В. В. Болотов. - 2-е изд. - Минск: Белорусская Православная Церковь, 2011. - 576 с.

ISBN 978-985-511-341-7

Василий Болотов - Лекции по истории древней церкви - Том I - Введение в церковную историю - Содержание

Предисловие

I. Предварительные понятия

  • 1. Понятие об истории
  • 2. Понятие о Церкви
  • 3. Работа историка.
  • 4. Объективность и конфессионализм в церковной истории

II. Вспомогательные науки для церковной истории

Дипломатика. Сфрагистика. Эпиграфика. Нумизматика. Палеогра­фия. Материал для письма; задачи палеографии: чтение рукописей и определение времени и места написания их; значение палеографии. Филология и ее значение. География. Значение собственных имен гео­графических; пособия и первоисточники по исторической географии древнего мира и по церковной географии. Церковная статистика. Оно­матология (просопография). Пособия для определения собственных имен епископов и других лиц. Право. Пособия для уяснения наимено­ваний должностей. Метрология и метрологические наименования. Хронология материальная и формальная. Труды по 1) материальной хронологии; 2) формальной хронологии: а) техническая и б) матема­тическая (астрономическая). Сведения о различных эрах и способах летосчисления.

  • Римское летосчисление
  • Восточное (сирийское) летосчисление
  • Египетское летосчисление
  • Летосчисление от Р.Х.
  • Вопрос о времени рождества и смерти Христа
  • Летосчисление от сотворения мира
  • Летосчисления абиссинское, грузинское и армянское
  • Мусульманское летосчисление
  • Византийское летосчисление по индиктионам

III. Источники церковной истории

  • 1. Монументальные источники
  • 2. Книжные источники общего характера и их фундаментальные издания
  • 3. Специальные источники церковной истории

IV. Разделение церковной истории на периоды

Указатель имен и соборов

Василий Болотов - Лекции по истории древней церкви - Том II - История Церкви в период до Константина Великого - Содержание

Предисловие

История Церкви в период до Константина Великого. Общий характер этого периода

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ. ХРИСТИАНСТВО И МИР ЯЗЫЧЕСКИЙ: БОРЬБА ХРИСТИАНСТВА С ЯЗЫЧЕСТВОМ В ЖИЗНИ И В МЫСЛИ

I. Церковь послеапостольская и Римская империя

  • 1. Мученичество
  • 2. Причины гонений на христиан
  • 3. История гонений

II. Апологии христианства и языческая полемика

III. Борьба христианства с языческой мыслью в форме гносиса

  • 1. Происхождение и общий характер гносиса
  • 2. Схема содержания гностических систем и опыты их классификации
  • 3. Важнейшие гностические системы

IV. Распространение христианства

  • 1. Источники сведений о распространении христианства в древнейшее время
  • 2. Распространение христианства на Востоке
  • 3. Распространение христианства на Западе

ОТДЕЛ ВТОРОЙ. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ: ВЫЯСНЕНИЕ ДОГМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ И НАЧАЛ ЦЕРКОВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ОБРЯДА

I. Раскрытие учения о Богочеловеке («богословская» стадия по преимуществу: учение о Святой Троице)

  • 1. Учение о Христе как Боге и теория о Логосе
  • 2. Монархианство
  • 3. Учение о Святой Троице Тертуллиана и Оригена и общая схема построения этого учения в доникейский период
  • 4. Учение о человеческой природе Христа в доникейский период. Учение Иринея, Тертуллиана, Климента Александрийского. Оригена.
  • 5. Динамистическое монархианство Павла Самосатского

II. Опыт системы христианского гносиса Оригена

III. Монтанизм

IV. Споры о дисциплине и расколы в древней Церкви

  • 1. Раскол Каллиста и Ипполита
  • 2. Расколы Новата и Новатиана
  • 3. Спор о крещении еретиков
  • 4. Раскол донатистов
  • 5. Мелитианский раскол.

V. Споры о времени празднования Пасхи

  • A) Первая эпоха: разница между римской и малоазийской практикой
  • Б) Вторая эпоха: разница между Александрией и Сирией. Вопрос о Пасхе на Никейском соборе
  • B) Третья эпоха: разность между Александрией и Римом

VI. Церковный строй в первые три века христианства.

Указатель имен и соборов

В. В. Болотов. 2-е изд. - Минск: Белорусская Право­славная Церковь, 2011. - 768 с.

ISBN 978-985-511-342-4

Василий Болотов - Лекции по истории древней церкви - Том III - История Церкви в период Вселенских соборов - Церковь и государство - Церковный строй - Содержание

Предисловие

История Церкви в период Вселенских соборов. Общий характер этого периода

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО

I. Обращение в христианство Константина Великого

II. Значение национальных особенностей греков и римлян и традиций римского государства и Христианской Церкви при установлении отношений между Церковью и государством

III. История отношений между Церковью и государством со времени Константина Великого

  • 1. Религиозная политика Константина Великого и его сыновей
  • 2. Языческая реакция при Юлиане Отступнике
  • 3. Религиозная политика императоров после Юлиана

IV. Борьба христианства с язычеством в жизни и мысли

V. Права и привилегии Церкви в христианскомгосударстве

  • 1. Имущественные права
  • 2. Свобода от податей и повинностей (иммунитет).
  • 3. Судебные привилегии
  • 4. Право ходатайства и право убежища
  • 5. Прочие менее важные законы в пользу Церкви

ОТДЕЛ ВТОРОЙ. ЦЕРКОВНЫЙ СТРОЙ

I. Клир и иерархия

  • 1. Условия вступления в клир
  • 2. Увеличение клира и новые церковныедолжности
  • 3. Диаконы и пресвитеры
  • 4. Епископы
    • Приложение
      • Избрание патриарха у сиро-персидских несториан и у коптов
      • Избрание папы в Римско-Католической Церкви