Западная европе 16 17 в. Культура Западной Европы в XVI-XVII вв. Великие географические открытия

XVI - XVII вв. образуют особую эпоху в истории Европы - завершение периода средневековья и наступление Нового времени. Условный термин «новое время» появляется одновременно с возникновением трехчастной периодизации всемирной истории (древний мир, средние века, новая история). Эта модель зародилась в трудах итальянских гуманистов XV - XVI вв. и получила окончательное оформление в работе немецкого историка XVII в. К. Келера «Трехчастная история». Современники рассматриваемых событий, таким образом, называли новым временем собственную эпоху, осознавая ее качественное отличие от предшествующих веков.

Хронологические рамки нового времени не определены современной исторической наукой. В качестве временного рубежа между средневековьем и новым временем рассматривают разные события: завоевание турками Константинополя (1453), открытие Америки Колумбом (1492), английскую буржуазную революцию (1640-1660), окончание первой общеевропейской - Тридцатилетней - войны (1648). Ряд авторов продлевает господство феодальной формации до XVIII в., вплоть до Великой французской революции (1789-1799). Однако наиболее общеупотребительная концепция относит начало новой эпохи к рубежу XV - XVI вв.

Новое время характеризуется зарождением в недрах феодального общества капиталистических отношений: формированием национальных рынков, появлением мануфактур (промышленных предприятий, основанных на разделении труда) и вольнонаемного труда, созданием условий для свободного предпринимательства. Уходят в прошлое цеховой строй, крепостное право. Растет экономическое значение городов, наряду с благородным сословием - дворянством - все больший вес в обществе приобретает аристократия богатства - буржуазия.

Большое значение для генезиса капитализма имели Великие географические открытия, прежде всего освоение европейцами Американского континента. Пути международной торговли смещаются на запад, из зоны Средиземноморского бассейна в атлантический регион. Материальные ресурсы Нового Света перетекают в Европу, давая импульс развитию производства, способствуя накоплению капитала.



В политической сфере эпоха нового времени знаменовалась формированием в Европе наций и национальных государств (Испании, Португалии, Франции, Англии). Появляются концепции государственного суверенитета - верховенства и независимости государственной власти как внутри страны, так и на международной арене. Острием своим эти теории были направлены против политических претензий католической церкви и крупных феодалов. Политическое объединение страны привело к усилению королевской власти, формированию абсолютизма. Балансируя между феодалами и третьим сословием, западноевропейские монархи добились значительной независимости от этих двух собственнических классов. Опору королевской власти начинает составлять бюрократия, а феодальное ополчение и наемные отряды сменяются регулярной армией.

Изменения коснулись и духовной сферы: расширение кругозора европейцев после Великих географических открытий, распространение литературы вследствие изобретения книгопечатания (1445), развитие гуманистической культуры (Ренессанс). Важным явлением в общественной жизни Европы XVI в. была Реформация, покончившая с духовной гегемонией римско-католической церкви. Начиная с XVII в. все более значимые позиции занимает наука - опытное знание и рационалистическая философия (Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Ньютон, Г. Галилей).

Вместе с тем, европейский континент XVI - XVII вв. в целом продолжал оставаться феодальным. Политическое объединение ряда стран (Италии, Германии) не было совершено. Господствующим классом по-прежнему оставалась землевладельческая знать, извлекающая доходы из эксплуатации зависимых крестьян. В XVII в. происходит консервация старых структур (в Испании, Италии, Юго-Западной Германии), победа контрреформации. Экономический кризис, обострение военно-политических конфликтов, массовые народные движения дали основание историкам говорить о кризисе XVII века .

Тем не менее, магистральная линия развития западноевропейских обществ была направлена на становление буржуазных отношений. Их победа была закреплена серией национальных революций: в Нидерландах, Англии, Франции. Результатом этих буржуазных революций было установление контроля общества над государственным аппаратом (республика или конституционная монархия) и подчинение государства интересам буржуазии.

Восточноевропейские общества развивались в противоположном направлении. В странах к востоку от Эльбы в XVI - XVII вв. происходит усиление дворянства и формируется крепостное право, ранее там не существовавшее (второе издание крепостничества ). Этот процесс был тесно связан с генезисом капитализма в Западной Европе. Восточноевропейские страны втягиваются в товарно-денежные отношения с этим регионом, становясь его сельскохозяйственной периферией. Дворянские имения приобретают характер ориентированных на рынок крупных хозяйств. Потребность в дешевой рабочей силе приводит к закрепощению крестьянства и распространению барщины.

Для России XVI - XVII вв. были временем окончательного оформления тех государственных и общественных структур, которые обеспечили своеобразие отечественной истории. Несмотря на хронологическую близость ряда процессов (объединение страны, укрепление королевской власти, создание сословно-представительной монархии), пути развития России и европейских стран начинают расходиться.

XVI век -- век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы.

К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространилась в других странах Западной Европы.

Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения в идеологии западноевропейского общества.

Представители гуманизма противопоставляли церковно-схоластической учености светские науки и образование. Светские (гуманитарные) науки изучали не Бога с его ипостасями, а человека, его отношения с другими людьми и его стремления, используя при этом не схоластически применяемый силлогизм, а наблюдение, опыт, рационалистические оценки и выводы.

Гуманизм XV--XVI вв. не стал движением, охватившим широкие массы народа. Культура Возрождения была достоянием относительно немногочисленного слоя образованных людей разных стран Европы, связанных общими научными, философскими, эстетическими интересами, общавшихся при помощи общеевропейского языка того времени -- латыни. Большинство гуманистов отрицательно относилось к религиозным движениям, в том числе реформационным, участники которых в свою очередь признавали только религиозную форму идеологии и были враждебны деизму и атеизму.

Важное значение для широкого распространения и религиозных, и светских идей играло книгопечатание, изобретенное в середине XV в. и получившее повсеместное применение в XVI в.

Учение Н. Макиавелли о государстве и политике.

Одним из первых теоретиков новой эпохи был итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентийской республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн. Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы. Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях участников политической жизни.

Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь - в презрение.

В центре внимания Макиавелли - реальная способность правительства повелевать подданными. В книге "Государь" и других сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств.

После написания трактата "Государь" (1512) Макиавелли становится европейской знаменитостью. Весьма двусмысленная слава преследует его: с одной стороны, Н. Макиавелли сформулировал предмет политической науки, но его осуждают за создание кощунственного произведения (с антихристианской философией).

В истории по его мнению три силы: Бог, Судьба и Великая личность. Макиавелли первый, кто обратил внимание на роль личности истории.

Основные черты его учения:

1. Гуманизм: "Человек может все: изменить волю бога, изменить свою судьбу, человек может быть великим даже в злодеянии. Человек может изменить ход истории".

2. Антифатализм: стремление изменить свою судьбу.

3. Реализм. Описывал то, что есть.

Суть трактата "Государь" - учение о политике.

А) Политика - это опытная наука о реальном положении вещей. Изучает мир власти таким, каков он есть.

Б) Политика - наука о способах захвата и удержания власти. Первый сформулировал понятие власти. Власть - состояние господства и подчинения.

В) Политика - целенаправленный вид человеческой деятельности. Цель всегда одна - поддержать и предложить власть.

Г) Политика - особая сфера аморальная общественной жизни, в борьбе за власть нельзя руководствоваться моральными критериями. В оценке политических действий нельзя применять моральную оценку.

Д) Политика автономна по отношению к религии.

Е) Политика - сфера, где всякая цель оправдывает средства.

Ж) Политика - это искусство. Политике нельзя научить, первостепенное значение имеет личность. В политике нет постоянных средств успеха. Выбор средств зависит от ситуации.

Основы власти:

1. Материальные основания - сила. Многочисленная преданная армия. Сам политик должен обладать началами полководца.

2. Власть должна иметь социальную опору - народ. (Макиавелли рекомендует опираться на народ, аристократию лучше истребить.)

3. Психологические основания (чувства). Народ должен любить и (больше) бояться правителя. Есть психологические чувства, которые вредны для власти - ненависть и презрение. Нельзя грабить народ. Презрение вызывает бездеятельность правителя, его малодушие. Политика "золотой середины". Правитель должен научиться быть недобрым (умение лгать, убивать). Правитель должен казаться великим человеком.

Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, - посягать на имущество подданных - это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа). Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства.

Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении государства и круговороте форм правления; вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме.

Религия должна быть одним из атрибутов государства, должна иметь государственный статус. Вред христианства для государства, т.к. слабость государственной ценности в государстве.

Политический идеал (двойственен).

1. Наиболее оптимальна - Флорентийская республика.

2. В трактате "Государь", абсолютная монархия - лучшая форма правления. Создание единого Итальянского государства оправдывало любые средства.

Произведения Макиавелли оказали громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии. В них сформулированы и обоснованы главные программные требования буржуазии: незыблемость частной собственности, безопасность личности и имущества, республика как наилучшее средство обеспечения "благ свободы", осуждение феодального дворянства, подчинение религии политике и ряд других. Наиболее проницательные идеологи буржуазии высоко оценили методологию Макиавелли, в особенности освобождение политики от теологии, рационалистическое объяснение государства и права, стремление определить их связь с интересами людей.


10 вопрос. Учение Жана Бодена о государстве и праве.

Ж. БОДЕН (1530-1596). Юрист, политический деятель, избирался от третьего сословия в Генеральные Штаты. Он теоретик абсолютизма во Франции. Он творец государственного права. «6 книг о республике». Впервые установил понятие суверенитета как обязательного признака государства.

Государство - правое управление множеством семей, облеченное верховой властью.

1) Государство действует сообразно со справедливостью, естественными и божественными законами.

2) Семья - главная основа государства. Домашняя власть похожа на политическую, но управляет частным достоянием, а политическая – общим. Но эта власть не должна поглощать семейного быта и частной собственности. Семейная власть должна быть едина и принадлежать мужу. Выступал против рабства.

3) Верховная власть - постоянная и абсолютная . Облеченное властью лицо может издавать любые законы, оно подчиняется закону божьему и естественному и стоит выше человеческих законов.

Устройство верховной власти (формы правления):

1) Монархия

2) Аристократия

3) Демократия

Относительно извращенных форм, Боден отмечает, что это различные качества тех же форм власти, но отнюдь не самостоятельные. Отвергает он и смешанные формы, т.к. они проигрывают единству власти.

Боден считал, что монархия - лучшая форма . Другие формы правления могут существовать только в малых государствах. Монархия должна быть непременно наследственной и передаваться по праву первородства. Не допускается наследие престола женщиной, как противоречащее естественному закону. Не допускается и разделение государственной власти между нескольким наследниками. Власть монарха ограничена только божественным и естественным законом.

Для сохранения спокойствия в государстве, правитель должен стоять выше партийных интересов, а этого можно достичь только в монархии.

Боден высоко оценивает роль Генеральных Штатов, которые представляют интересы всех трех сословий и сдерживают стремление верховной власти к произволу, предавая гласности злоупотребления. Особенно важна прерогатива Генеральных Штатов давать согласие на новые налоги, т.к. нельзя брать чужое имущество без согласия его владельца. Таким образом, Боден противоречит сам себе в этом вопросе.

Политические перемены в государстве не должны совершаться разом. Из всех причин, ведущих к переворотам, первое место Боден отдает неравномерному распределению богатства.

Рассматривает религию с точки зрения государства и государственной пользы. Он считал необходимым запретить всякие прения о религии, ибо они колеблят истину в умах, плодят раздоры. Государственная власть должна стоять выше различия вероисповеданий и держать между ними равновесие. Нельзя принуждать кого-либо к вере, т.е. Боден защищает свободу совести.

«Теория климата и почвы». Плодородие влияет на различие в правах, т.к. обитатели бесплодных земель более предприимчивы, склонны к ремеслам и искусствам. Обитатели плодородных земель таких побуждений не имеют. Все это отражается на государственном устройстве: храбрые жители Севера и горцы не выносят иного правления, кроме народного или устанавливают выборные монархии. Изнеженные обитатели юга и равнин легко подчиняются власти единого правителя.

…………………….

Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж.Бодена

Религиозные войны существенно мешали развитию промышленности и торговли; Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей.

С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн выступил Жан Боден (1530-1596 гг.). Юрист по образованию, депутат третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, Боден выступал против феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма. В сочинении “Шесть книг о государстве” (издано на французском языке в 1576 г., по латыни для всей Европы в 1584 г.) Боден впервые сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: “Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными”.

Власть государства постоянна и абсолютна; это - высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти - только бог и законы природы.

Суверенитет, по Бодену, означает прежде всего независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю, искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико-правовых учреждений.

Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Государство - именно правовое управление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно отличается, как отмечал Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир, на которых не распространяются общие законы войны.

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство - совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские, родительские и господские. В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений в государстве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений феодальной зависимости там, где они еще сохранялись.

Боден - один из первых критиков “Утопии”. Одобряя некоторые мысли “незабвенного канцлера Англии Т. Мора” о государственных порядках Утопии, Боден настойчиво оспаривает его главную идею. Государство, основанное на общности имущества, писал Боден, “было бы прямо противоположно законам бога и природы”. Частная собственность связана с законами природы, поскольку “естественный закон запрещает брать чужое”. “Имущественное равенство гибельно для государств”, - неустанно повторял Боден. Богатые и бедные существуют в каждом государстве; если попытаться уравнять их, признать недействительными обязательства, отменить контракты и долги, “то нельзя ждать ничего, кроме полного разрушения государства, ибо утрачиваются какие бы то ни было узы, связывающие одного человека с другим”.

Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает распространенное деление форм государства на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств. Сторонники власти одного человека называют ее “монархия”, противники - “тирания”. Приверженцы власти меньшинства именуют такую власть “аристократия”, недовольные ею - “олигархия” и т. д. Между тем, рассуждал Боден, суть дела только в том, кому принадлежит суверенитет, реальная власть: одному, немногим или большинству. На том же основании Боден отрицает смешанную форму государства - власть никак не разделить “поровну”, какой-то элемент будет иметь решающее значение в государстве; кому принадлежит высшая власть принимать законы, таково и есть государство в целом.

К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело в упадке; толпа, народ не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.

Не одобрял Боден и аристократию, государство, где власть принадлежит коллегии знатных: среди аристократов умных людей мало, в результате правит глупое большинство; принятие решений связано с раздорами, с борьбой партий и группировок; государство недостаточно энергично подавляет возмущения народа, вечно восстающего против вельмож. По тем же причинам аристократия немыслима в большом государстве.

Наилучшей формой государства Боден считал монархию. Монарх так же естественно, как бог Вселенной, без помех повелевает подданными; он обладает властью по собственному праву (вначале приобретенному силой, затем передаваемому по праву наследования).

Ссылаясь на разум и историю, Боден писал, что первоначально все государства созданы завоеванием и насилием (а не путем добровольного соглашения, как утверждали некоторые тираноборцы). В результате справедливой войны возникли господские (вотчинные) государства, в которых монарх правит подданными как отец семьей. Таковы монархии Востока.

В Европе, рассуждал Боден, господские государства превратились в “законные монархии”, в которых народ повинуется законам монарха, а монарх - законам природы, оставляя подданным естественную свободу и собственность. Монарх не должен нарушать “законы бога и законы природы”, которые возникли раньше всех государств и присущи всем народам. Монарх, по мнению Бодена, должен быть верен слову, соблюдать договоры и обещания, установления о престолонаследии, о неотчуждаемости государственного достояния, уважать личную свободу, семейные отношения, вероисповедания (чем больше их будет, тем лучше, - меньше возможностей создания влиятельных враждующих группировок), неприкосновенность имущества.

Боден оспаривал распространенное среди тираноборцев мнение, что монархия должна быть избирательной - в период выборов неизбежны смуты, раздоры и междоусобицы; выборный монарх не заботится об общем достоянии, поскольку неизвестно, кто сменит его на престоле; этих недостатков лишена наследственная монархия, которая к тому же во Франции является традиционной (тираноборцы пытались доказать, что ранее монархи были выборными).

Боден считал наилучшей королевскую монархию - государство, в котором верховная власть (суверенитет) целиком принадлежит монарху, а управление страной (порядок назначения на должности) сложное, т. е. сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны всем).


11 вопрос. Утопический социализм в Англии в ХVI в. («Утопия» Т. Мора).

Первоначально идеи социализма облекались в мысли христианско-этических авторов о царстве божьем. Как законченная идея сложилась в 16-17 веках. Это время зарождения новых капиталистических форм эксплуатации.

Т.МОР (1478-1535) родоначальник идеи. В 1516 г. была опубликована “Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии”. Томас Мор - правовед по образованию, “Утопия” создана им во время поездки во Фландрию в составе посольства.

«Утопия» - в переводе с греческого «место, которого нет». 1 часть - критика политических и социальных пороков современных европейских государств. 2 часть - о несуществующем острове Утопия.

Указывает на большое количество знати, обирающей народ, власти, вместо наказания виновных, обрушивающейся на бедняков кровавыми законами. Государство - заговор богачей, ратующих над своим благополучием под вывеской государства. Частная собственность есть зло.

Остров Утопия недалеко от Америки, на нем 54 города живут в условиях полного коммунизма. Семья - основная общественная ячейка. В городе семья занимается определенным ремеслом. В деревенской семье 40 взрослых человек (в городской - от 10 до 16 человек), если ребенок хочет заниматься другим ремеслом, он должен быть усыновлен другим семейством.

Вокруг города - поля, которые обрабатываются горожанами поочередно. Часть горожан переселяются туда, уступая место тем, кто по истечении 2 лет работы на полях возвращаются в город. Все произведенные продукты перевозятся в общественные дома, отсюда глава семьи получает все необходимое по потребности на семью. Обедают в общих столовых. Рабочий день 6 часов.

Рост производительности и изобилие объясняется:

1. Отсутствием праздных людей (богачей, воинов, нищенствующих)

2. Женщины работают как и мужчины

3. От физического труда освобождаются должностные лица и те, кто призван заниматься наукой. Если себя не оправдывают – их возвращают к физическому труду.

4. Самих нужд меньше, т.к. нет пустых прихотей и мнимых потребностей. Каждый носит одинаковую одежду, дома определяются для проживания по жребию; золото и серебро хранятся лишь на случай внешней войны.

Общности жен нет. Браки строго охраняются законом, они нерасторжимы. Развод возможен в случае прелюбодеяния супруга, либо нестерпимо тяж характера. Виновный в разводе не может вступить в брак вторично. Оскорбление брачного союза - пожизненное рабство.

Неприятные работы выполняют рабы и посвятившие себя этому люди. Рабы - осужденные за преступление и выкупленные за границей осужденные к смерти, а также военнопленные, взятые с оружием в руках.

Управление 54 городами осуществляется на выборной основе. Все должностные выбираются на 1 год за исключением князя, который избирается пожизненно. Важные дела города решаются Собранием должностных лиц, а иногда - Народным собранием.

30 семей избирают филарха . Во главе 10 филархов стоит протофиларх .

Во главе государства князь и Сенат (находится в столице для решения общих дел) по три депутата от каждого города.

Религии у утопийцев разные, но все сходятся к поклонению единому божеству. Законов мало, адвокатов нет.

Общественное устройство Утопии строится на 2 началах, отрицавшихся в античном мире: равенство людей и святость труда.

1. Установите соответствие между датой и событием.

1-в, 2-г, 3-а, 4-д, 5-б

2. К последствиям идеи Лютера об оправдании верой не относится:

5 - К последствиям идеи Лютера об оправдании верой не относится практика продажи индульгенций.

3. Определите, какие характеристики относятся к Мартину Лютеру, а какие – к Жану Кальвину.

Мартин Лютер - е, б, а

Жан Кальвин - в, д, г

4. Установите соответствие между терминами и их определениями.

1-б, 2-д, 3-г, 4-а, 5-в

5. К проявлениям Контрреформации не относится:

4 – сожжение на костре Мигеля Сервета

6. Установите соответствие между датой и событием.

1-б, 2-в, 3-а, 4-г

7. Определите, что из перечисленного относится к правлению Генриха 4, а что – Людовика 14.

Генрих 4 Бурбон - а, в

Людовик 14 - г, б

8. Благодаря поступлениям в казну серебра из Америки правители Испании смогли:

Стр. 34

9. К причинам упадка экономики Испании в 17 в. не относится:

10. Установите соответствие между датой и событием.

1-б, 2-а, 3-г, 4-в

11. К причинам освободительной борьбы в Нидерландах против Испании не относится:

2 - выгодное географическое положение Нидерландов.

12. К причинам голландского «экономического чуда» 17 в. не относится:

3 – богатые природные ресурсы

13. Для «нового дворянства» в Англии 16-17 вв. не характерно:

5 - стремление прежде всего искать источники доходов на королевской службе;

6 - стремление приобрести влияние в парламенте.

Стр. 35

14. Установите соответствие между датой и событием.

1-г, 2-в, 3-б, 4-е, 5-д, 6-а

15. Определите, какие из перечисленных проблем, нараставших в Англии накануне революции 1640-1660 г., относятся к сферам политики, экономики, религии.

Политика - а, б, д

Экономика - г, в, б

Религия - е, в, д

16. Установите соответствие между датой принятия документа и его названием.

1-д, 2-в, 3-г, 4-а, 5-б

Стр. 36

17. Установите соответствие между названием документа и его содержанием.

1-д, 2-а, 3-е, 4-в, 5-б, 6-г

18. Определите, что из перечисленного относится к правлению Фердинанда 1 Габсбурга, а что – к правлению его внука Рудольфа 2.

Фердинанд - а, д, в, е

Рудольф - в, а, б, г

19. Установите соответствие между датой и событием.

1-г, 2-в, 3-б, 4-а, 5-д

Стр. 37

20. Итальянские войны 1494-1559 гг. велись:

4 – Испанией и Францией

21. К причинам Тридцатилетней войны не относятся:

22. Какие факторы относятся к Эразму Роттердамскому, какие – к Никколо Макиавелли, а какие - к Томасу Мору.

Эразм Роттердамский - б, д

Никколо Макиавелли - а, г

Томас Мор - в, е

23. Какие факты относятся к Мигелю де Сервантесу, а какие – к Уильяму Шекспиру.

Мигелю де Сервантесу - а, б, г

Уильяму Шекспиру - в, д, е

Стр. 38

24. Какие высказывания относятся к Рембрандту Харменсу ван Рейну, а какие - к Диего Веласкесу.

Рембрандт Харменс ван Рейн - д, а, в

Диего Веласкес - б, г, е

25. По какому принципу составлены ряды?

1 – художники эпохи Возрождения

2 – художники Северное Возрождение

3 – крупнейшие представители стиля барокко

4 – эпоха классицизма (театр)

26. Установите соответствие между именами ученых 16-17 вв. и сделанными ими открытиями.


Практически во всех странах Европы, центральной и западной эти все крупные страны в 16-17 веках разными темпами, разными путями, со своими особенностями, но постепенно втягивались в процесс вызревания и формирования рыночной экономики, рыночных отношений. Рыночная экономика – основана на принципах частной собственности и рыночных отношений, частно-капиталистическая, когда не просто собственность, а капитал, т.е. собственность, которая работает, приносит прибыль.

Рыночные отношения вызревали в недрах старой экономики, постепенно разрушая старую экономику, вытесняя и заменяя ее.

Соответственно в общественной жизни формировались буржуазные отношения, основанные на рыночных принципах.

Темпы и пути были разные. Но, несмотря на это, практически все европейские страны этот процесс испытывали. И для 16-17 века характерен процесс первоначального накопления капитала. Этот процесс первоначального накопления был в каждой из этих стран. В некоторых очень заметно, в некоторых не очень. Заметно было там, где переместились торговые пути, и эти страны оказались на острие торгово-экономического развития.

Что такое процесс первоначального накопления капитала? Нужно выделить социально-экономический аспект и исторический. Как социально-экономическое явление процесс первоначального накопления капитала – это формирование стартового капитала, в первую очередь денежного капитала, который превращается затем в физический капитал, который является основой нового предприятия. Будь-то торговое, промышленное, ремесленное и т.д.

А физический капитал – это те материализованные денежные средства, которые начинают производить определенную продукцию, какие-то услуги и операции и приносить соответствующий доход. Т.е. это не просто средства, а работающие средства на рынок, и приносящие владельцу этого капитала соответствующие доходы, дивиденды.

Соответственно появляются носители этого капитала, владельцы, способные его использовать в расширяющейся, развивающейся рыночной экономике. Т.е. формально появляется предбуржуазия и буржуазия.

С точки зрения исторической процесс первоначального накопления это комплексный процесс, разрушение старой социально-экономической структуры, старой экономики, которая имеет две тенденции. Одна из них – разрушение старой экономики, отделение средств производства от мелких производителей, города и деревни. Мелкий производитель – фермер, крестьянин, ремесленник, владелец трактира. Он теряет эти средства производства и вынужден выходить на рынок труда в качестве продавца своей рабочей силы или рабочей головы.

Образуется слой наемных работников, предпролетариат и пролетариат.

Одновременно владельцы капитала, денежных и материальных средств, категория предпринимателей, обладающей соответствующей социальной психологией, направленностью, которые этот капитал использую по назначению в рыночной экономике, для собственного обогащения и развития экономики, удовлетворения всевозможных запросов. И также она в процессе первоначального накопления использует различные методы и пути получения изначального капитала. В разных странах это разные пути.

С конца 15 века,16,17 да и 18 век – один из важнейших путей получения начального капитала это колониальная экспансия, использование ресурсов колоний, неэквивалентный обмен с аборигенами, будь то индейцы, индийцы, черное население Африки и т.д., прямой захват материальных ценностей, драгоценных металлов, работорговля.

Все европейские страны: Испания, Португалия, Италия, Франция, Голландия шли по этому пути. Россия в какой-то степени тоже так себя вела, осваивая Дальний Восток, Сибирь, облагая пушным налогом местное население.

Второй способ аккумуляции денежных средств, первоначального капитала – финансово-банковская система, практика государственных займов и ростовщичества. Ростовщичество было везде, во всех странах. Практика гос. займов и банковская система – это Франция и Италия, где эти банки и появились.

Третий путь накопления первоначального капитала – тоже был во всех странах, но особенно развит во Франции – это налоговая система. Франция имела самое большое население, поэтому налоги было с кого собирать. И система откупов.

Четвертый путь – политика государственного протекционизма, защита, покровительство своим торговым и промышленным предприятиям и создание монополий, протежируемых королем, бароном, властителем. Наиболее выделялись Франция и даже Англия до великой английской революции 1640 года.

Пятый путь – использование феодальных привилегий, в том числе землевладения в качестве основы для формирования стартового капитала. Процессы огораживания в Англии.

Шестой путь, который давал существенные поступления денег – катарство, пиратство, военная добыча. Фактически все страны занимались пиратством. Англия и Голландия больше всех злоупотребляли этим. Франция тоже. В какой-то степени даже английские колонии в Америке.

Вот так создавались стартовые капиталы. Фактически в каждой стране использовались крайние формы эксплуатации. 18 часов рабочий день, от зари до зари. Хорошая палка или плеть в качестве меры поощрения. Эксплуатация практически во всех странах.

В основе процесса первоначального накопления капитала в качестве идейной базы или теоретических предпосылок лежали различные концепции европейской мысли. Эти концепции обосновывали процесс. Если мы вспомним протестантизм и различные доктрины, то внутри этих протестантских учений мы можем найти несколько завуалированное, но довольно ясное оправдание этому: экономия, бережливость, все должно идти в дело, все должно приносить какую-то пользу.

Произошла контрреформация идей, обновление католицизма в борьбе с Реформацией. Тридентский собор этот вопрос рассматривал. Внутри католической церкви развивалась тенденция, когда один начальник в своих руках сосредотачивал не одну, а несколько должностей, которые приносили ему определенный доход. Тридентский собор постановил, что эта практика противоречит идеалам религии.

Самое важное – это зарождение идеи или учения меркантилизма. Начиная с 16 по 18 век учение меркантилизма как крупное направление экономической мысли формировалось в Европе и лежало в основе развития европейской рыночной экономики в наиболее передовых странах, а затем и во всех странах.

Разделяют 3 стадии развития учения меркантилизма. Суть учения – этот предмет анализирует сферу рыночного обращения для того, чтобы обосновать наиболее эффективные средства увеличения национального или личного богатства.

На ранней стадии, 16 век, монетаристская стадия меркантилизма – Жан Моден 1568 год он обосновал французский вариант раннего монетаристского меркантилизма. В Англии аналогичную функцию выполнял Вильям Страффорд. Суть концепции заключается в том, что золото считается абсолютной формой богатства. Надо стремиться получить как можно больше золота. Накопить внутри страны денежные запасы. Каким путем? Административная регламентация – принять такие решения и законы, чтобы денежки шли в королевскую казну и никуда не растекались. Т.е. регламентация денежного обращения, запрет на вывоз звонкой монеты за пределы страны или резкое ограничение такого вывоза. А чтобы лишнего не тратить, нужно стоять на своей почве, своими товарами и услугами обходиться, поменьше импорта (завозить чужого) и побольше экспорта (вывозить свое).

17 век – начинается более развитая стадия меркантилизма – протекционистская. Жан Батист Кольбер при Людовике 14 – немало сделал для развития экономики Франции, ее военной мощи, упрочения режима абсолютизма. Золото выступает как абсолютная форма богатства. Стратегическая задача – обеспечить растущий и стабильный приток денег в страну. Для этого нужно развивать собственные мануфактуры, ремесленные, торговые предприятия, поднимать собственную экономику, стимулировать внешнюю торговлю, с упором на экспорт (вывоз) своих товаров. А импорта поменьше.

На этой стадии протекционистского меркантилизма наступает либерализация денежного обращения. Потому что если слишком все зарегламентировано, то деньги обращаются медленно, прибыль сложно получить. А когда они начинают беспрепятственно крутиться, то с оборота получается больше, чем можно накопить запретами и ограничениями.

Поздняя стадия меркантилизма – аналитическая. Систематизируются все предшествующие теории, научные концепции. Эти все концепции применяются к эпохе мануфактурного капитализма. Основной становится идея обращения как главного источника богатства. Т.е. мощная работающая рыночная машина: купил – продал, купил – продал. Чем больше оборот, тем больше денег поступает и владельцу капитала, и отчисления в казну. И богатеет государство.

Естественно, что появление новой экономики, новых социально-экономических доктрин так или иначе сказывается на развитии сферы права и государственной жизни. 16-17 века для стран Европы – это особый период. Не все с этим согласны, что европейская цивилизация в 16-17 веках – период расцвета абсолютистской формы правления. Т.е. унаследованная от позднего средневековья сословная монархия постепенно преобразуется в абсолютную монархию.

Что такое сословная монархия вы должны знать. Вы все феодалы, а я король. Я первый среди вас, я правлю от вашего имени. А абсолютная монархия – вы мои подданные, а я ваш начальник. Что хочу, то и делаю. При сословной монархии король-монарх опирается только на собственные ресурсы, свой домен. А основная мощь государства – это линия вассалитета, и экономическая и военная. Я завишу от вашей поддержки.

При абсолютной монархии ситуация меняется. Абсолютная монархия это политический режим с юридически неограниченной властью. Государство – это я. Это юридически неограниченная форма правления одного монарха. Абсолютизм как историческое явление – особая социально-политическая система, которая складывается в период перехода от средневековья к эпохе нового времени, т.е. от традиционного к индустриальному обществу.

Эта особая социально-политическая система переходного периода отражает временный баланс социально-политических сил. Абсолютный властитель является как бы противовесом между различными категориями общества, между обычным дворянством и титулованной знатью, между дворянством и церковью. В некоторых государствах церковь очень сильна.

Опираясь на растущее городское население, новую экономику, и служивое дворянство, постепенно абсолютная монархия подчиняет все категории и слои общества.

Абсолютная монархия характеризуется следующим: создание общегосударственной власти. Создается общегосударственный чиновничий аппарат, бюрократическая машина.

Формируется постоянная, подчиненная монарху армия. Он уже не зависит от военной поддержки своих вассалов. Образуется общегосударственная налоговая система. Т.е. на все слои, территории распространяется общегосударственная налоговая система. Монарх теперь в финансовом отношении не зависит от поддержки своих подданных.

Развитие экономики и государственные интересы требуют провести унификацию законодательства, административного устройства и системы мер и весов. Например, во Франции мера веса – ливр. Парижский ливр – 490 граммов, а ливр в Марселе другой.

Создание общегосударственной судебной системы и постепенное вытеснение местных судебных систем. Образование государственной церкви – тоже мощная опора абсолютной власти. Абсолютную монархию отличает проведение единой общегосударственной экономической политики.

Решение всех эти проблем позволяет государю сломить своеволие крупных феодалов и превратить эту знать в придворную знать, которая зависит от благоволения монарха. И некогда свободные феодалы постепенно вырождаются в «мосек», которые бегают при дворе и смотрят как бы им что-то пожаловали. И спорят, кто из своей среды подсунет королю очередного фаворита, своих жен, дочерей, лишь бы приобрести влияние на короля, и приобщиться к жирному пирогу.

Абсолютизм имел оправдание и в правовой и в политической сфере. И многие мыслители так или иначе выступали с обоснованием введения абсолютной формы управления.

В Англии не только королем, но и теоретиком абсолютизма выступил Яков 1 Стюарт в начале 17 века.

А также мыслитель Томас Гобс.

Во Франции Жан Моден. А в России – Феофан Прокопович и Симеон Полоцкий.

Каждая страна в Европе имела свои особенности в развитии абсолютизма. Разные формы абсолютистских режимов рождались.

В частности есть понятие деспотический абсолютизм . Наиболее яркое проявление – Людовик 14, король-Солнце, 2-я половина 17-начало 18 века. Это не восточный деспот, конечно. Он не мог приказать зарыть живьем население Парижа, перебить полстраны. Это персонифицированная государственная система. Государство – это я. Эта система ориентируется на проведение политики либо в интересах самого монарха, либо в интересах придворной гвардии, либо в интересах династии.

Во Франции деспотический абсолютизм продержался до середины 18 века. Затем его сменил ненадолго просвещенный абсолютизм. А в конце 18 века он эволюционировал в консервативную сторону, и его можно назвать консервативный абсолютизм . Это государственная система правления, которая ориентирована на проведение охранительной политики, сохранение статус-кво режима, консервацию социальных, политических, идеологических постулатов в интересах каких-то феодальных кланов, группировок и т.д, с опорой на идеалы традиционной ментальности, т.е. царь-батюшка, это порождение воли господа, его наместник на земле. И использование сложившихся веками ритуальных форм поведения при дворе, церемониалов, когда король раздевается, одевается публично, публично зачинает наследника, чтобы не было сомнений, что это наследник. Это использование ритуальных стереотипов для укрепления режима. Ни о каком прорыве вперед, о прогрессе здесь не говорится.

Это Франция, незадолго до того как просвещенный абсолютизм потерпел фиаско, и произошел крен в сторону консерватизма, и что привело к великой французской революции.

Теологический абсолютизм . Глава светской власти одновременно является и главой духовной власти. Англия – монарх одновременно является главой светской власти и англиканской церкви.

Очаговый или региональный абсолютизм . Это Италия. На территории Священной Римской империи масса таких государств, владений, городов-государств. Это форма правления или государственная система, формирующаяся в ситуации государственной децентрализации, которая проецируется на локальные политико-правовые, конфессиональные, социальные и прочие особенности этих небольших территорий. Как винегрет: здесь сильный монарх, там военный и т.д. Вроде бы большая страна Германия, а владений много, поэтому переезжая в течение дня несколько княжеств, вы можете несколько форм правления обнаружить.

Просвещенный абсолютизм . Это режим или форма правления или государственная система, которая ориентирована на общенациональную консолидацию. В обществе появляется некоторый раздрай. Благодаря развитию рыночной экономики, появляются купцы – они хотят одно, появляется интеллигенция – она хочет другое. Надо проводить политику, направленную на консолидацию народа, и гибкую ассимиляцию новых социальных групп, того же купечества, владельцев мануфактур, ученых, которых надо како-то прикрепить к системе, чтобы они были не критиками, а дополнительным колесом, в том числе и перед проведением активной внешней завоевательной политики или протекционистской политики в интересах развития капитала, собственных мануфактур, защита торговли. А также через поддержку просветительской идеологии, чем прекрасно занималась Екатерина Великая. Ученые на какой-то период выступают скорее союзниками, чем противниками режима.

В каждой из стран могла быть своя форма абсолютизма.

Национальные особенности абсолютизма:

Франция :

Высокая роль государственной бюрократии

Активная протекционистская политика

Активная внешняя экспансия, строительство колониальной империи, расширение пределов королевства, обеспечение безопасных границ

По мере сглаживания религиозно-гражданского конфликта, отход от конфессионально ориентированной политики

Англия :

Отсутствие постоянной армии в сравнении с Испанией, Францией, Австрией. Можно сказать, что Англия – немилитаризованная страна.

Отсутствие разветвленной структуры государственной бюрократии, чиновников

Очень много на самоуправлении

Сохранение значительной политической роли представительного органа власти – Парламента. Самый старый представительный орган, зародившийся в Европе. Сохранение значительной политической роли представительной власти.

Англия характеризуется активной конфессиональной политикой. Англиканская церковь, борьба с католицизмом. В 17 веке – столкновение с пуританскими течениями, привело к великой Английской революции.

До Английской революции Англия проводила пассивную протекционистскую политику, но начиная с революции 1651 год – переход к активной протекционистской политике.

Германия :

Абсолютизм характеризуется зависимостью от конфессиональных факторов в политике

Ориентация на сохранение региональной автономии. Германия раздроблена до середины 19 века. Эти земли чуждались друг друга

Значительная дифференциация региональных абсолютистских режимов. Вот 2 германских государства. Одно с деспотическим режимом, второе консервативное, третье – просвещенный абсолютизм. И все в пределах одного района.

Испания :

Жесткая централизованная власть

Активная конфессиональная охранительная политика (вспомните инквизицию, католическую церковь)

Высокая политическая роль дворянства, особенно грандов и бездельников идальго

Активная внешняя политика, создание за 50-60 лет самой крупной колониальной империи

Войны против Турции, в других европейских странах. У режима не хватило ума, сил для развития внутренней экономики