Подарок для Снегурочки. Зимняя сказка (С. Прокофьева, илл. О. Фадеева). Конспект урока чтения на тему: "В окно в окно повеяло весною"(4 класс) Подарки зимы с прокофьева конспект урока чтения

Интегрированный урок письма и чтения предназначен для учащихся 4 класса обучающихся по коррекционной программе VIII вида. На данном уроке дети знакомятся со стихотворением С. Прокофьевой «Подарки зимы», закрепляют умение находить слова-предметы в тексте, ставить к ним вопросы.

Интегрированный урок по теме "Подарки зимы" (письмо и чтение)

Тема по письму: «Название предметов. Дифференциация слов по вопросам кто? что?». Тема по чтению: С. Прокофьева «Подарки зимы».

Цель:

1. Закреплять умение ставить вопросы к словам-предметам;

2. Формировать навык правильного выразительного чтения целыми словами;

3. Корректировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении, классификации;

4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

Оборудование: картина «Зимний лес», сюжетные картинки «Забавы детей» и «Птичья столовая».

Ход урока

1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет слово-предмет.

Ребята, сейчас у нас будет немного необычный урок. Мы вместе проведем письмо и чтение.

2. Артикуляционная гимнастика

Подготовим наш язычок к работе (работа над скороговоркой). «Зимним утром от мороза на заре звенят березы»

3. Сообщение темы и целей урока (Учитель читает стихотворение о зиме.)

Жгуч мороз трескучий,

На дворе темно;

Серебристый иней

Запушил окно. (Н.С.Никитин)

Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (О зиме.)

На уроке мы будем говорить о зиме, о зимних нуждах птиц, закрепим умение ставить вопрос к словам-предметам.

4. Чистописание

Назовите первый звук в слове зима.

Какой буквой он обозначен на письме?

Прописывание в тетради заглавной и строчной букв «Зз», слова «зима».

5. Словарная работа по письму

Выборочный диктант. Учитель читает предложения, дети записывают из них изученные словарные слова.

Зимой наша деревня очень красивая. На ветвях деревьев серебрится иней. Сегодня в магазин завезли елки. Из-за выпавшего снега шофер вел автомобиль очень медленно. Лягушек и ящериц зимой не увидишь.

Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

На какие вопросы отвечают эти слова? (кто? и что?)

Как называются слова, которые отвечают на вопросы кто? или что? (слова-предметы)

6. Словарная работа по чтению

Нахлобучила, спозаранку - объяснение смысла слов.

7. Знакомство с текстом стихотворения «Подарки зимы» С. Прокофьевой (Учитель читает стихотворение.)

8. Проверка восприятия текста стихотворения

Какое время года наступило?

Какие признаки зимы описаны в стихотворении?

Какие подарки принесла зима детям?

Кому трудно жить зимой?

Как вы помогаете зимой птицам?

9. Физкультминутка

Физические упражнения, пальчиковая гимнастика («лепим снежки», «разогреваем пальчики от холода»)

10. Работа по письму

Выписать из текста стихотворения слова-предметы в два столбика по пять слов по вопросам: 1 столбик - Кто?, 2 столбик - Что? (2 человека у доски).

11. Работа с текстом стихотворения

Чтение детьми по цепочке по четверостишию. Работа над выразительностью чтения.

12. Работа по письму

Составление и запись предложений по сюжетным картинкам «Зимние забавы детей» и «Птичья столовая». Нахождение и подчеркивание одной чертой слов-предметов в каждом предложении. (Коллективная работа)

13. Продолжение работы по чтению

Выразительное чтение стихотворения детьми выборочно.

14. Домашнее задание

1. Чтение: выучить стихотворение наизусть.

2. Письмо: по разноуровневым карточкам.

15. Итог урока и рефлексия

О каком времени года говорили на уроке?

Что на уроке понравилось больше всего?

Какие задания оказались трудными для вас?

Какие задания оказались лёгкими?

Что у тебя на уроке получилось лучше всего?

Тема урока: С.Л Прокофьева «Подарки зимы»
Цель: познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью людей. Развитие у детей техники и выразительности чтения, речи.
Задачи:
1. Образовательные: знакомство с новым произведением совершенствовать технику чтения; учить находить основные признаки зимы;
2. Коррекционно- развивающие: корригировать и развивать связную речь;
корригировать мыслительную деятельность на основе загадок;
3. Воспитательная: воспитывать наблюдательность к явлениям зимней природы и развивать чувство красоты.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, картинки о зиме, карточки со слогами, пазлы.
Учебник: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, авторы-составители С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: традиционная.
Методы обучения: проблемное изложение; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; практический; частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная; групповая; индивидуальная.
В ходе изучения нового материала использовать разнообразные приёмы: работу с учебником, постановку проблемных вопросов.
Дифференцированный подход: слабые ученики вместо чтения стихотворения наизусть, читают его по учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент.
учитель
Прозвенел звонок для нас
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво
Ученики здороваются с помощью пальчиков.
«Желаю успеха большого
во всем и везде – здравствуйте!
Разминка.
Цель: Развивать речевое дыхание.
-Сели правильно.
Прежде чем приступить к работе, проведем дыхательную разминку.
вдох носом, выдох через рот
вдох, задержка дыхания. выдох
вдох, выдох по порциям
Разминка для языка
-Чтобы лучше нам читать, Надо язычки размять
Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно
Чтоб было все понятно
Слайд 1 Практическая разминка
Скороговорка
-Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке
Проверка домашнего задания
-У меня в руках комочек снега.(комок ваты) Я вам кидаю снежок и задаю вопросы, а вы на них отвечаете.
- Скажите с каким произведением мы с вами познакомились на прошлом уроке?
-Кто автор стихотворения? (Со стихотворением Саши Чёрного « Снежная баба».)
-Какое было домашнее задание? (Найти в стихотворении смешные строки и прочитать их с выражением.)
Ребята а теперь нужно узнать какое стихотворение будим читать на сегодняшнем уроке?
Упражнение на развитие быстроты реакции: Слайд 2
– Прочтите слова
сне́г, вью́га, пода́рки, сне́жный, моро́з, зимы́, сугро́бы.
Работа на интеракт. доске
и подчеркните слова: подарки, зимы
Чтобы узнать название следующего произведения вам нужно, составить из слов предложение.
- Кто прочтёт составленное предложение?
Сообщение темы и целей урока
-Сегодня мы познакомимся еще с одним произведениям о зиме, называется оно….
(По-дар-ки зи-мы) открыли учебники
-Кто автор? (Софья Леонидовна Прокофьева)
Автобиография С. Прокофьевой.
–Софья Леонидовна Прокофьева -русская писательница, автор замечательных детских сказок. Родилась в Москве 14 мая 1928 г. в семье художника…Слайд
-При чтении стихотворения встретятся незнакомые вам слова.
Работа с учебником.
а) Словарная работа.
Цель: дать обучающимся конкретное представление об изучаемых словах.
нахлобучила – небрежно одела
спозаранку – очень рано
завитушки- это узоры с волнистыми загнутыми линиями
Физминутка. (под музыку)
Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
Изучение нового материала
1) Первичное чтение стихотворения учителем.
-Я буду читать, а вы внимательно слушайте.
Физминутка для глаз
2)Читайте стихотворение выразительно, передовая голосом настроение.
-Работа с 1 столбиком.
-Вы должны найти в тексте и прочитать.
-Что принесла во двор Зима?
Работа со 2 столбиком.
-Прочитайте самостоятельно и найдите в тексте. От чего на окнах появились звёзды, листья, завитушки? (Ответы детей)
Работа в парах.
-Прочитайте друг другу 3 – й столбик и ответьте на вопрос.
-Почему ребятам стало жарко в декабре?
-К каким строкам стихотворения можно отнести эти картинки. Найдите в тексте и прочитайте.
Задание: составление предложений с предлогами. Приложение 1
Итог урока.
– Что читали? О чём и о ком читали?
– Что нового узнали?
- Что составляли?
Оценивание
Домашнее задание
Саша, Никита, Юра –наизусть
Вова –Читать. Нарисуйте рисунок к стихотворению.
Настрой на перемену
Вот и кончился урок,Он пошёл, надеюсь, впрок.

Перед детьми с ограниченными возможностями здоровья встаёт проблема социально-психологической адаптации, как в обществе, так и в школе. В решении этой задачи определяющую роль играет сформированность навыка чтения.

3 КЛАСС. 4 КЛАСС.

Здравствуй, зимушка зима.Зимние узоры.

Тема урока : И.Бунин « Первый снег» Тема урока : С.Прокофьев «Подарки зимы»

Цель: Развитие у детей техники и выразительности чтения, речи.

Задачи:

Знакомство с новым произведением;

Закрепление и обобщение знаний детей о зимних явлениях в природе;

Развитие умения выделять главное;

Развитие умения правильно строить предложения при ответе на вопросы путём их перефразировки;

Расширение словарного запаса, развитие внимания, памяти, мышления;

Корригирование эмоционально – волевой сферы на основе выработки адекватных эмоциональных реагирований.

Оборудование: круги со словами, картинки о зиме, карточки со слогами, клей, картон.

Программа: программа для коррекционной школы 8 вида.

Учебник: «Книга для чтения», учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, авторы-составители З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева.

«Книга для чтения», учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, авторы-составители З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: традиционная.

Межпредметные связи: математика, русский язык, развитие речи, труд.

Дифференцированный подход : слабые ученики вместо чтения стихотворения наизусть, читают его по учебнику; работают по другим карточкам, чем остальные.

План урока:

Организационный момент.

II. Разминка.

а)дыхательная гимнастика

б) разминка для глаз.

в) чистоговорки.

III. Проверка домашнего задания.

IV. физ. минутка.

V. Новая тема.

Работа в парах.

VI физ.минутка;

VII.Сообщение темы и целей урока.

VIII. Чтение произведения учителем.

IX. Самостоятельное чтение учащимися.

X. Жужжащее чтение.

XI.Беседа по прочитанному.

XII. Релаксация.

XIII. Домашнее задание.

XIV.Итог урока.

Ход урока.

Орг. м омент.

Прозвенел звонок для нас

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво

Тихо сели, спинки прямо

Вижу класс наш хоть куда

Мы начнём урок, друзья!

Кивком головы и улыбкой поприветствуйте друг друга. Пожелайте друг другу успехов на уроке.

(игра – пожелание «Удачи тебе!»).

Учащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют друг друга . Поочередно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

Желаю (соприкасаются большими пальцами)

успеха (указательными )

большого (средними)

во всём (безымянными )

и везде (мизинцами),

удачи тебе на уроке ! (прикосновение всей ладонью руки).

Разминка.

Сели правильно, приступаем к работе. Прежде чем приступить к работе, необходимо разогреть мышцы языка, губ и щек и органы дыхания, для этого проведём дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика .

Цель: Развивать речевое дыхание.

Вдох — носом, выдох — через рот.

Вдох, задержка дыхания, выдох.

Вдох, выдох, задержка дыхания.

2) Разминка для глаз.

Цель: Укреплять глазодвигательные мышцы.

А сейчас, для того чтобы наши глазки были зоркими сделаем разминку для них:

— зажмурьте глаза, а потом откройте, 2 раза

Сделайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз, 2 раза

Вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте его обратно, 2 раза.

3) чистоговорки.

Су – су – су – очень холодно в лесу.

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Шо – шо – шо – на лыжах хорошо.

Ом – ом – ом – Вова катит ком.

О каком времени года наша скороговорка? (о зиме.)

Проверка домашнего задания.

А о каком времени года мы читаем произведения на уроках чтения, вы вспомните, отгадав загадку.

Загадка.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом.

Все покрыла серебром. (з има )

На прошлом уроке мы с вами познакомились со стихами о зиме. Дома ученики 3 класса должны были выучить « Песенка» русская народная, а ученики 4 класса научится выразительно читать стихотворение Саши Чёрного « Снежная баба».

Сейчас мы проверим, как вы подготовили домашнее задание: мы сначала прослушаем всех, а затем вы их оцените.

3 класс: 4 класс:

Повторение стихотворения. 1) Выразительное чтение стихотворения.

Рассказ стихотворения. 2)Оценивание учащихся.

Выставление оценок. Учащиеся показывают карточки с оценками.

IV . Физ. минутка .

Физминутка для глаз «Пирамидка»

V . Новая тема.

1) Беседа.

Сегодня мы продолжим разговор о зиме.

— Назовите зимние месяцы по порядку (декабрь, январь, февраль).

Скажите, ребята можно ли русскую народную песенку назвать зимней?

Вспомните стихотворение « Снежная баба», расскажите, какой была погода в зимний день?

Почему Грише не спалось? (Ему было жалко снежную бабу)

Мы сегодня с вами будем клеить снежную бабу, но она не обычная, она состаит из слов – признаков.

2)Работа в парах.

— Давайте вспомним, какие ещё признаки зимы мы знаем.

На доске — круг с надписью « зима», а также круги со словами: мороз, снег, метель, сугробы, иней, жара, ветер, дождь, листопад, капель.

У каждой пары ребят: круг с надписью «зима»;

круги со словами: мороз, снег, метель, сугробы, иней, жара, ветер, дождь, листопад, капель.

Надо соединить признаки зимы со словом «зима» и склеить аппликацию. Учитель соединяет, при этом специально допуская ошибки, дети исправляют, обосновывают свой выбор.

Молодцы, хорошо знаете признаки зимы.

Физ. минутка .

Как на горке снег, снег

(руки поднять вверх – потянуться.)

И под горкой снег, снег,

(присед, руки вперёд.)

И на ёлке снег, снег.

(руки развести в стороны, прогнуться.)

И под ёлкой снег, снег.

А под ёлкой спит медведь.

(присед, руки в стороны книзу.)

Тише, тише! Не буди,

(палец к губам.)

Сядь на место, не шуми!

(встать и тихонько сесть за парты.)

VII . Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями о зиме.

А узнать название произведения мы сможем, составив из слогов слова, а затем сложив их в предложения. На столе учителя карточки со слогами для каждого класса.)

(Пер- вый снег И. Бу- нин По-дар-ки зи-мы С. Про-ко-фье –ва)

А так же мы продолжим развивать навыки беглого и выразительного чтения.

VIII . Ч т ение произведения VIII . Самостоятельное чтение учителем . с тихотворения.

Стр. 78. Стр. 67

IX Самостоятельное чтение IX . Чтение учителем.

с тихотворения .

Стр. 78. . Стр. 67

X . Ж ужжащее чтение. X . Ж ужжащее чтение.

Выработка навыка беглого и выразительного чтения.

X I . Беседа по прочитанному. X I . Беседа по прочитанному.

Объясните, что означает выражение — Отчего на окне появились « звёзды,

«холодом пахнуло» . листья, завитушки»

XI I . Релаксация.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем,

Дышится легко….ровно…глубоко.

Наши руки отдыхают,

ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Дышится легко….ровно…глубоко(пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Но пора уже вставать,

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза

И красиво сесть.

X III . Домашнее задание.

X IV . Итог урока .

Что мы сегодня читали? О чём?

Понравился ли вам урок?

Было ли вам скучно на уроке?

Чем мы занимались на сегодняшнем уроке?

Колобушкина Анжелика ВладимировнаМОУ ГООШ отделение коррекционного обучения VIII вида. г.Калязин Тверская область. Учитель начальных классов

Урок развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Сезонные изменения в природе с приходом осени.Цели: 1.Расширение представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени. 2. Развитие речи учащихся, расширение словарного запаса, развитие познавательного интереса. 3. Коррекция логического мышления. 4. Воспитание любви к природе, наблюдательности.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Каждый день, всегда, везде.На занятиях, в труде.Смело, чётко говоримИ тихонечко сидим.

2. Изучение нового материала.

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Вы хотите узнать кто? Отгадайте загадку и узнаете.

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила

Все листья.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я... (осень).

Правильно. Но Осень пришла к нам не одна. Она привела с собой своего младшего брата Кто из вас догадался, что это за брат? Отгадайте загадку и узнаете. (Месяц – сентябрь.)

Загадка.

Опустел колхозный сад, паутинки вдаль летят,

И на южный край земли потянулись журавли.

Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.)

Молодцы. Как вы догадались? Младший брат Осени очень любит играть. Давайте поиграем в мяч. Я буду задавать вопрос и кидать мяч, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.

Сколько времён года вы знаете?

Какие времена года вы знаете?

Какое сейчас время года?

Какой сейчас месяц?

Какой месяц был перед ним?

Какой месяц будет следующий?

Что выглядывает из-за туч?

Какого цвета листья осенью?

Какой ветер дует осенью?

Что делает дождь?

Что делают птицы?

Молодцы. Мы назвали признаки осени. Повторим их.

3.Работа с демонстрационным материалом.

Картинки:

Солнце. (Солнце греет меньше).

Шапка, куртка, сапоги. (На улице становится холоднее).

Символы дня и ночи – чёрная длинная и короткая жёлтые полоски. (День становится короче, ночь – длиннее.)

Зонт. (Часто идут дожди).

Дерево. (Начали желтеть и опадать листья).

Птица. (Птицы улетают на юг).

Повторение признаков осени по опорным картинкам по цепочке, затем одним учеником.

Вывод: Осень только началась, в сентябре ещё мало жёлтых листьев, ещё не очень холодно. Говорят, сентябрь – начало осени, или, по –другому, ранняя осень.

Учащиеся несколько раз повторяют словосочетание «ранняя осень» хором и индивидуально.

4.Работа с пословицами.

Ребята «срывают» листочки с осеннего дерева. На листочках записаны пословицы:

Сентябрь красно лето провожает, золотую осень встречает.

Сентябрь птиц в дорогу торопит.

В сентябре и лист на дереве не держится.

Сентябрь яблоком пахнет, а октябрь капустой.

В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

Сентябрь – вечер года.

Физкультминутка (чтение текста, сопровождаемое движениями).

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Деревцо все выше, выше.

Ветер тише, тише, тише.

5. Закрепление.

Ребята, осень пришла к нам не с пустыми руками, с подарками.

Ученик читает стихотворение «Подарки осени» С.Прокофьева

Вопросы и задания

Какие плоды созревают в сентябре?

Какие грибы растут в сентябрьском лесу?

Отгадать загадки:

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел. (Гриб)

Маленький Иван,

Костяной кафтан. (Орех)

У одной матери

Тысяча сыновей.

Она каждому шапочку дала,

А себе не взяла.

(Дуб, желуди)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

4. Нарисовать и раскрасить гроздь рябины, желуди, орехи, грибы (корзину с грибами).

Игра « Весёлые стихи» (Правильно – хлопаем, неправильно – топаем и объясняем).

Под осень лист берёзовый

Абсолютно розовый. (Не розовый, а жёлтый.)

У сосны иголки,

Короче, чем у ёлки. (Не короче, а длиннее.)

Осенью в стужу

Гуляем мы по лужам. (Не гуляем, а сидим дома.)

Чтоб было осенью тепло,

Наденем на себя пальто. (Это правильно.)

6. Рефлексия. Подведение итогов.

Нарисуйте солнышку такой ротик, какое у вас сейчас настроение .

Используемая литература:

      И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва Ознакомление с окружающим миром. М.: «Мозаика - Синтез», 2007

      Т.Н. Ильюшина Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста, В.: «Издательство Учитель», 2011

      Л.Г. Селихова Ознакомление с природой и развитие речи. М.: «Мозаика - Синтез», 2006

      С.Н. Сазонова Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

      Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей, М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000

КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПГТ ПИЖАНКА »

Конспект обобщающего урока чтения по теме «В окно повеяло весною» 4 класс

Подготовила:

Царегородцева Л. Г.

2016 год

Тема урока: Обобщающий урок по теме «В окно повеяло весною»

Цель урока: Повторение и обобщение произведений по разделу «В окно повеяло весною».

Задачи:

Обучающие:

Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений данного раздела; на основе элементов анализа через различные формы диалога создать описательный образ весны; формировать умение анализировать произведение, выделяя в нем основную мысль; побуждать учащихся к овладению приемами выразительного, осознанного, беглого чтения.

Развивающие:

Создавать условия для развития мышления, навыков сравнения, обобщения; развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счет разнообразия слов.

Коррекционные:

Создавать условия для формирования коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, слушать учителя и одноклассников;

социальной компетентности: взаимное сотрудничество (работа в группах) .

Воспитательные:

Способствовать формированию эстетического вкуса учащихся через чтение лучших произведений детской литературы, обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать у них эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве.

Воспитывать толерантность по отношению друг к другу, уважение к мнению

собеседника.

Валеологическая цель: создать условия для здоровьесбережения учащихся, профилактика усталости, поддержка интереса на протяжении всего урока (смена видов деятельности)

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: словесный (беседа), практический, наглядный методы, методы самоконтроля, самостоятельная работа.

ПУУД – ориентироваться в своих знаниях и в учебнике; находить ответы на поставленные вопросы в изученных произведениях; делать обобщения.

КУУД – научиться оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться при работе в парах.

ЛУУД – проводить самооценку и оценку деятельности своих одноклассников.

Педагогические технологии: информационно-коммуникативные (мультимедийные, интерактивные), технология формирования навыков чтения, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, технология развивающего обучения.

Оборудование: интерактивная доска SMART Board , компьютер, мультимедийная презентация, карточки со словами, конверты к заданию «Собери картинку», учебники, простые карандаши, перфокарты.

Структура урока:

    Организация начала урока

    Проверка домашнего задания

    Подготовка к основному этапу

    Закрепление знаний

    Подведение итога урока. Рефлексия.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока

Мы приветствуем гостей – дорогих учителей, всех знакомых, незнакомых, и серьёзных, и весёлых.
- Если у вас хорошее настроение – потопайте ногами.
- Если у вас есть друзья – погладьте себя по голове.
- Если вы любите шоколад, оближите губы.
- Если вы любите свою школу – похлопайте в ладоши.
- А теперь улыбнитесь и тихонечко садитесь.

Урок чтения. Надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками.

Вы готовы сотрудничать со мной? Тогда приступаем к работе.

Дети произносят хором

Проверка домашнего задания

1). Игра «Повтори не ошибись».

март – апрель – май, май – апрель - март, апрель – март - май, май -– март – апрель

2). Упражнение на внимание «Сложи картинку»

Какое время года изображено на картинках?

Какая весна?

Свою любовь к весне выражали и композиторы. В своих музыкальных произведениях они старались передать весеннее настроение. Послушайте отрывок из произведения П.И.Чайковского «Времена года». Постарайтесь определить, какая музыка грустная или веселая.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Весна»

Слайд 2

Как называется раздел, произведения которого мы читаем?

3).Речевая разминка. Слайд 3.

Сосульке сегодня совсем не до сна.

Знает она, наступает весна!

(чтение по таблице хором, медленно, с постепенным убыстрением темпа, чтение по одному, в парах, чтение с различной интонацией - ? ! .)

4). Проверка домашнего задания.

Что готовили на школьном часе?

Слайд 4

Проверяем. Выскажите свое мнение по прочитанному.

Что значит боец бытового отряда? Найдите в тексте.

Почему люди очень ждали Дашу? Какую работу она выполняла?

Трудно ли приходилось девочке? Как она выполняла свою работу?

Прочитайте строки, которые подходят к данной иллюстрации.

Какие слова относятся к Даше? (честная, заботливая, равнодушная, внимательная, трудолюбивая) Слайд 5

Как вы думаете, почему мы этот рассказ изучаем в разделе «В окно повеяло весною»?

Упражнение для глаз

Ребята, глазки закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем

Поморгаем

И работать продолжаем!

Повторяют хором, затем по одному.

Дети работают в парах

Ранняя, средняя, поздняя.

Дети слушают и определяют, какая музыка, какое настроение.

Мы изучаем раздел «В окно повеяло весною»

Словарное слово

Мы готовили чтение рассказа «Боец бытового отряда» Валерия Михайловича Воскобойникова

Чтение учащихся

Дети оценивают работу одноклассников.

День Победы празднуем весной.

Подготовка к основному этапу

Сегодня на уроке мы вспомним все произведения, которые прочитали в разделе «В окно повеяло весною»

- Тема урока: Обобщение по теме «В окно повеяло весною» Слайд 6

Какие задачи мы должны решить на этом уроке?

Нам нужно повторить и закрепить материал по теме, объяснить, что связывает все эти произведения.

Чтение темы урока хором

Ответы детей

Закрепление знаний

    Работаем с содержанием учебника, стр. 156. Найдите раздел «В окно повеяло весною».

Прочитайте самостоятельно названия произведений и поставьте карандашом слегка по порядку цифры.

Сколько произведений мы изучили в этом разделе?

А сейчас работаем с перфокартами. Я читаю отрывки из произведений, а вы должны вспомнить, из какого произведения данный отрывок и поставить на листочках номер этого произведения.

1). – Как февраль ни злись,

Как ты, март, не хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик –

Все весною пахнет!

(А.Майков, «Ласточка примчалась»)

2). – Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел. Как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров, мошек. Как быстро сновали они взад и вперед, как неутомимо добывали пищу своим деткам. (К.Ушинский, «Ласточка»)

3). Пароход немного проплыл. Как вдруг его сигналом потребовали к берегу.

(Б.Житков, «Наводнение»)

4). Никита распахнул дверь на крыльцо. Весь воздух был полон мягким и сильным шумом падающей воды.

(«Весенние ручьи», А.Н.Толстой)

5). И резвых деток звонкий смех,

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят, кто больше всех

Природы любит обновленье.

(А.Плещеев «Весна»)

А сейчас поменяемся листочками и проверим работу друг у друга. Слайд 7

2. Прочитайте пословицы.

Объясните.

К каким произведениям их можно отнести. Почему? Слайд 8

Весенний дождь лишним не бывает.

Ласточка летит - скоро гром загремит.

- Как К. Ушинский описывает ласточку? Найдите в рассказе.

- Чему учит этот рассказ?

Физкультминутка под музыку

Разминка «Кружись»

Слайд 9

3. Игра «Подбери картинку » Слайд 10

Слова: картинки

быстрые, голодные муравьи

копошатся жуки

неуклюжий, мохнатый шмель

крошечные вертолетики комарики

крылья распластали бабочки

Как называется это произведение?

4. - Какие цвета можно встретить весной в природе?

В каком стихотворении об этом говорится?

Докажите строчками стихотворения.

Весна света

весна воды

весна зелени

весна звуков Слайд 11

5. – К какому произведению относятся эти рисунки? Лейки, лопатки, подснежники, скворечники, кораблики, грач. Слайд 12

6. – Какие весенние праздники вам известны? О каких из них мы читали в этом разделе?

Слайд 13

7. - А сейчас поработаем со словарной копилкой.

Слова на карточках:

Ил, буксирный пароход, небесная лазурь, баржа, изумруд, невпроворот, обновленье.

Какие произведения из этого раздела вы хотели бы еще перечитать?

11 произведений

Дети договаривают

Ответы детей

Дети читают пословицы хором

Ответы детей

Дети работают с интерактивной доской

Дети читают отрывок из учебника.

зеленый. синий, белый, желтый

В. Софронова «Весна»

С. Прокофьева «Подарки весны»

Дети по очереди вынимают из копилки карточку со словом, читают вслух и объясняют значение слова.

Ответы детей

Информация по домашнему заданию

- Домашнее задание. В перемену по одному подойдите к столу, и выберите любую карточку. На обратной стороне карточки стихотворение о весне. Задание: подготовить выразительное чтение стихотворения.

Подведение итога урока. Рефлексия

Обратите внимание на доску. Что вы видите? Какое оно? Слайд 14

Когда бывают такие деревья? В какое время года?

Давайте, оденем дерево: если настроение отличное, и вы довольны своей работой и урок понравился – зелёный листок; не очень – жёлтый; не понравился и настроение плохое – красный.

И я прикреплю листок зелёного цвета, потому что довольна вашей работой.

Какое дерево получилось? (весеннее, красивое, нарядное)

Оценки за работу. Спасибо! Слайд 15

Работа с интерактивной доской