Ходжалы геноцид. Ходжалинская трагедия. Годовщина Ходжалинской трагедии. Международно-правовая оценка и реакция

События, развернувшиеся вокруг населенного пункта Ходжалы в феврале 1992 года, входят в число получивших наибольшую огласку эпизодов Карабахской войны. Начиная с 1988 года, Ходжалы неоднократно становился эпицентром конфликта. По утверждению армянской стороны, азербайджанские власти намеренно вели там интенсивное строительство и размещали беженцев-азербайджанцев из Армении, а также турок-месхетинцев. Население поселка увеличилось с 2135 человек в 1988 году до 6300 в 1991 году. В 1990 году Ходжалы получил статус города.

В ночь на 26 февраля 1992 года армянские военные формирования при участии расквартированного в городе Ханкенди 366-го мотострелкового полка бывшей советской армии напали на Ходжалы, находившийся многие месяцы в блокаде. В ходе атаки были убиты 613 человек, захвачены в заложники 1275 человек. О судьбе 150 из них до сих пор ничего неизвестно. Среди убитых были 63 ребенка, 106 женщин, 70 пожилых людей и стариков.

Имеет место различная оценка событий конфликта армянской и азербайджанской сторонами. Официальный Баку называет случившееся одной из страшных трагедий ХХ века и однозначно квалифицирует как геноцид и военное преступление. Высшие должностные лица с армянской стороны, не отрицая, что при взятии Ходжалы могли иметь место преступления в отношении гражданского населения, относят их к реалиям военного времени.

Штурм Ходжалы трактуется как правомерная военная операция с целью разблокирования находящегося вблизи населенного пункта аэропорта и обезвреживания огневых точек противника в самом Ходжалы, откуда с весны 1991 года населенные пункты Нагорного Карабаха регулярно подвергались нападениям азербайджанского ОМОНа, артобстрелам из установок "Алазань", "Кристалл" и реактивных установок залпового огня "Град".

Мирные жители ночью покидали Ходжалы, двигаясь в сторону азербайджанского города Агдам. По утверждениям армянской стороны, для них был предоставлен свободный коридор, о чем азербайджанская сторона была предупреждена заранее. Азербайджанская сторона данный факт отрицает, ссылаясь на свидетельства очевидцев и масштабы трагедии.

Согласно докладу правозащитного центра "Мемориал", в некоторых группах беженцев находились вооруженные люди из гарнизона города. Эти беженцы, идущие по "свободному коридору", на территории, примыкающей к Агдамскому району Азербайджана, были обстреляны, в результате чего погибли сотни людей. Оставшиеся в живых беженцы рассеялись. Часть беженцев все же сумела пройти в Агдам; часть, в основном женщины и дети (точное количество установить невозможно), замерзла во время скитаний по горам; часть, по показаниям прошедших в Агдам, была пленена у сел Пирджамал и Нахичеваник. В докладе утверждалось, что бегущие подверглись обстрелам армянских застав.

В докладе центра "Мемориал" утверждается, что в течение четырех дней в Агдам было вывезено около 200 тел. В Агдаме была проведена государственная судебно-медицинская экспертиза 181 тела (130 мужского пола, 51 женского пола, в том числе 13 детей); из заключений экспертов следует, что причиной смерти 151 человека были пулевые ранения, 20 человек — осколочные ранения, 10 человек — удары тупым предметом. Кроме того, судмедэкспертиза ряда тел, доставленных из района Ходжалы, была произведена в Баку. В память о жертвах трагедии установлен мемориал в Хатаинском районе Баку.

Конфликт в Карабахе начался в феврале 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в центре НКАО Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской республики (НКР). Власти Азербайджана в ходе последующего военного конфликта потеряли контроль над Нагорным Карабахом. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.

Карабах > Геноцид в Ходжалы

Ходжалы - наша боль и память

26 февраля 1992 года. Эта дата черными буквами вписана в историю азербайджанского народа как день чудовищного преступления, кровавого геноцида, совершенного армянскими вооруженными силами против беспомощного мирного населения Ходжалы, небольшого города в Нагорном Карабахе.

Ходжалинский геноцид - одна из самых страшных и кровавых страниц военной агрессии Армении против Азербайджана. С того злополучного дня прошло 19 лет, но боль ходжалинской трагедии в нашей кровной памяти по-прежнему свежа и ощутима, как незагнивающая рана.

Ходжалинский геноцид стоит в одном ряду с такими преступлениями против человечества, как совершенный фашистами геноцид в Хатыни (Белоруссия, 22 марта 1943 года), Лидице (Чехия, 10 июня 1942 года), Орадуре (Франция, 10 июня 1944 года). В этом же ряду стоит вьетнамская деревня Сонгми, преданная огню американскими войсками (16 марта 1968 года), а также совершенный сербской армией геноцид против боснийских мусульман в Сребренице (Босния и Герцеговина, 12 июля 1995 года).

В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года, истребив сотни азербайджанцев - жителей Ходжалы, армяне совершили дерзкое преступление против всего человечества, показав тем самым истинное, кровавое лицо воинствующего армянского национализма.

В совершении этого чудовищного злодеяния, наряду армянскими вооруженными формированиями - как регулярной армии Республики Армения, так и армянских сепаратистов Нагорного Карабаха - прямое участие принимал также расквартированный в то время в городе Ханкенди, административном центре Нагорно-карабахской автономной области, 366-ый мотострелковый полк советской армии, значительную часть личного состава которого составляли военнослужащие-армяне.

Ходжалинский геноцид стал продолжением, новой кровавой страницей целенаправленной политики геноцида, террора, депортации и этнической чистки, проводимой армянскими шовинистами против азербайджанского народа с начала XX века. Резня, учиненная армянскими дашнаками против азербайджанцев в 1905 и 1918 годах, передача Армении Зангезура, исконной азербайджанской земли, в 1920 году, создание армянской автономии в Нагорном Карабахе в 1923 году и постепенное выживание азербайджанского населения оттуда, депортация 100 тысяч наших соотечественников из Армении в 1948-1953 годах, наконец, массовое изгнание азербайджанцев (250 тысяч человек) из Армении и разжигание армянского сепаратизма в Нагорном Карабахе в 1988 году - все эти злодеяния были составными частями единого стратегического плана воинствующего армянского национализма.

Совершая Ходжалинский геноцид, армянские вооруженные силы хотели навести ужас на азербайджанское население Нагорного Карабаха, чтобы тем самым ускорить этническую чистку азербайджанцев края, а затем начать полномасштабную захватническую войну против Азербайджана. Неслучайно, что именно после Ходжалы оккупация Арменией азербайджанских территорий была расширена, с мая 1992 года по октябрь 1993 года было оккупировано восемь районов, в том числе семь - за пределами Нагорного Карабаха. В итоге 20% территории Азербайджана по сей день находится под оккупацией Армении.

Когда начался нагорно-карабахский конфликт, примерно треть населения автономии (около 160 тысяч) составляли азербайджанцы. Город Ходжалы был вторым по численности (после Шуши) азербайджанским населенным пунктом в Нагорном Карабахе. Осенью 1991 года в городе насчитывалось 7 тысяч человек. В Ходжалы нашли временный приют и сотни выдворенных из Ханкенди азербайджанских семей. 2 сентября 1991 года в армянские сепаратисты объявили о создании так называемой “Нагорно-Карабахской Республики», после чего атаки армянских сил на азербайджанские населенные пункты края ужесточились.

20 ноября 1991 года вблизи села Каракенд Ходжавендского района армянскими силами был сбит вертолет ""МИ-8"", в котором находились высшие государственные деятели Азербайджана, а также миротворческая группа из представителей России и Казахстана, которые выступали в качестве посредника в урегулировании конфликта между Арменией и Азербайджаном. Убийство 22 человек, находившихся в вертолете, положило конец первой попытке мирного урегулирования карабахского конфликта. После того, как в середине декабря из Нагорного Карабаха была введена группировка сил МВД СССР, вооружения которой досталось армянским формированиям, атаки на азербайджанские села стали еще более интенсивными.

Всего с октября 1991 года по январь 1992 года армянские вооруженные силы оккупировали около 30 азербайджанских сел в Нагорном Карабахе - Туг, Салакатин, Имарет Гервенд, Джамилли, Мешали, Нябиляр, Ходжавенд, Диваналлар, Гайбалы, Кяркиджахан и др., которые были сожжены и разграблены. Сотни жителей этих сел было убито, ранено, взято в заложники.

В первой половине февраля армяне оккупировали села Малибейли, Гушчулар и Гарадаглы, учинив кровавую бойню над их населением. Только в селе Гарадаглы (оккупированном 17 февраля) было убито около свыше 70 человек. Причем в эти дни (12-18 февраля) в регионе находилась первая миротворческая миссия ОБСЕ (тогда еще СБСЕ).

Оккупировав почти все азербайджанские села в Нагорном Карабахе, армянские вооруженные формирования готовились к взятию наиболее стратегического населенного пункта - Ходжалы. В этом городе находился единственный аэропорт в Нагорном Карабахе, через него проходил дорога, соединяющая Ханкенди и Аскеран (армянонаселенный поселок), которая с октября 1991 года контролировался армянскими силами. Уже три месяца Ходжалы был блокирован армянскими вооруженными формированиями.

С начала января 1992 года в Ходжалы не подавалась электроэнергия. Город ежедневно подвергался обстрелам из артиллерии и тяжелой техники. К великому сожалению, тогдашнее руководство Азербайджана фактически не предприняло никаких шагов, чтобы вывести Ходжалы из блокады, предотвратить трагедию его беспомощных жителей.

После того как 28 января на небе Ходжалы армянами был сбит вертолет с 40 человеком на борту, воздушное сообщение с блокадным городом также прекратилось. К тому времени часть жителей покинула Ходжалы. К моменту штурма в там находилось около 2,5 тысячи человек.

Штурм города начался вечером 25 февраля с двухчасового артобстрела, который велся из орудий «Алазань», а также танков, БТР, БМП. Большинство военной техники, задействованной в кровавой операции, формально принадлежало 366-му мотострелковому полку уже бывшей советской армии, находившемуся в то время также в формальном подчинении так называемых Объединенных вооруженных сил СНГ.

На деле же фактически бесхозный полк был под контролем армян. Чтобы удостоверится в этом, обратимся к фактам. Отметим, что все эти факты нашли отражение в российских газетах, в том числе в «Известиях» и «Красной звезде» (орган МО СССР, а потом РФ) от марта 1992 года.

Итак, 366-й гвардейский мотострелковый полк Советской Армии, бесславно закончивший свой «боевой путь» Ходжалинским геноцидом:

Место дислокации - город Ханкенди. Численность (штат) - 1800. Численность (фактически) - 350. Боевая техника - около 100 единиц. Командир - полковник Ю. Зарвигоров. 103 человек из личного состава полка, в том числе 49 офицеров и прапорщиков, - армяне.

В нападении на Ходжалы участвовали 2-й батальон 366-го полка под командованием майора Оганяна Сейрана Мишеговича (в данный момент он является "министром обороны" незаконного режима в Нагорном Карабахе), 1-й батальон (начальник штаба Читчян Валерий Исаевич) и часть боевой техники и военнослужащих 3-го батальона (командир Евгений Набокихин).

Следует отметить, 366-й полк был «задействован» в оккупации азербайджанских населенных пунктов и до Ходжалы. Как писали тогдашние газеты, ночной выезд из части одной БМП на "боевое дежурство" стоил тысяча рублей. В штабе Закавказского военного округа, одним из руководителей которого был генерал-лейтенант Иосиф Оганян, об этих фактах, естественно, хорошо были информированы.

Более того, в январе 1992 года, когда поднимался вопрос о выводе полка из Ханкенди, генерал-лейтенант Оганян лично приехал, чтобы агитировать своих соплеменников в полку не допустить этого. После его отъезда командир 2-го батальона, вышеотмеченный майор С. Оганян вместе с подчиненными ему офицерами-армянами и солдатами, захватив несколько танков и БМП, также два артиллерийских орудия, занял господствующие позиции в окрестностях Ханкенди, заявил, что не допустит выводу техники из части. Уже после совершенной Ходжалы кровавой резни, 28 февраля главком ОВС СНГ маршал Евгений Шапошников отдал приказ о незамедлительном выводе 366-го полка.

2-3 марта Ханкенди покинуло небольшое количество техники да две сотни военнослужащих (неармянской национальности), еще несколько десятков военнослужащих самовольно оставили часть. Большинство же боевой техники, в том числе 25 танков, 87 БМП, 28 БТР и 45 артиллерийских орудий, а также несколько ЗСУ "Шилка" (об этом писала газета «Красная звезда»), досталось армянским вооруженным силам, и было использовано ими в дальнейшей оккупации азербайджанских территорий и совершении новых кровавых преступлений.

Вошедшие в Ходжалы армянские вооруженные силы осуществили невообразимую по чудовищности резню мирного населения. Часть жителей вскоре после начала штурма пыталась покидать Ходжалы по двум направлениям: с восточной окраины города на северо-восток вдоль русла реки, оставляя Аскеран слева и с северной окраины города на северо-восток. Однако вскоре многие из попытавшихся уйти ходжалинцев попали в засады армянских сил и были жестоко убиты.

Позже армянская сторона пыталась утверждать, что якобы для выхода жителей из Ходжалы был оставлен “свободный коридор”. Однако российский правозащитный центр «Мемориал», подготовивший независимый отчет о ходжалинской резне, опроверг эти утверждения. В отчете подчеркивается, что часть населения, желающего спастись бегством, была убита «в заранее расставленных засадах».

По информации правозащитного центра "Мемориал" за 4 дня в Агдам было доставлено 200 трупов ходжалинцев, на которых были зафиксированы факты надругательства. Во время экспертизы было обнаружено, что причиной смерти большинства из них явились пулевые ранения, 20-и - осколочные ранения, 10 человек скончались от ударов тупыми предметами. Представителями «Мемориала» также были отмечен факт скальпирования трупов. Зверские надругательства армянских военных над телами убитых азербайджанцев, факты снятия скальпа с трупов были зафиксированы иностранными журналистами.

Говоря о Ходжалинском геноциде, следует отметить и беспомощность и некомпетентность тогдашнего руководства Азербайджана и политических сил, серьезно влиявших на ситуацию в стране, их безучастное отношение к судьбе народа. Боясь народного гнева, руководство республики в первые дни трагедии даже пыталось приуменьшить масштабы произошедшего, не предприняло действенных шагов для оперативного и обстоятельного информирования международной общественности об этом кровавом преступлении. В заявлении Верховного Совета Азербайджана от 3 марта 1992 года не было ни слова об участии 366-го полка в учиненной в Ходжалы резне.

С приходом к власти в республике Гейдара Алиева правительство и парламент Азербайджана осуществляли последовательные меры для доведения до международной общественности правды о масштабе и ужасах преступлений, совершенных армянскими националистами против азербайджанцев, в том числе Ходжалинского геноцида, для достижения признания всего этого чудовищного злодеяния армянских варваров в качестве геноцида. 24 февраля 1994 года Милли Меджлис принял постановление об объявлении 26 февраля «Днем Ходжалинского геноцида». Были приняты обращения в ООН, другие международные организации, парламенты стран мира.

" Ходжалинский геноцид, направленный в целом против азербайджанского народа, своей немыслимой жестокостью и нечеловеческими методами расправы, является актом зверства в истории человечества. Этот геноцид, в то же время, является историческим преступлением против всего человечества", - говорилось в обращении Гейдара Алиева, адресованном мировому сообществу.

За последние годы много проделано для доведения правды о Ходжалинском геноциде до мировой общественности в рамках международных организаций. Одним из первых официальных документов, распространенных азербайджанскими парламентариями в ПАСЕ была письменная декларация № 324 от 26 апреля 2001 года под названием «Признание геноцида, совершенного армянами против азербайджанского народа».

«26 февраля 1992 года армяне учинили расправу над жителями города Ходжалы и полностью разрушили этот город. Армянский сепаратизм в Нагорном Карабахе и 20 процентов оккупированных азербайджанских территорий привели к гибели тысячи людей и становлению более миллиона человек беженцами», - говорилось в этом документе, под которым подписались 30 парламентариев - членов ПАСЕ из разных стран. Беженцы из Ходжалы, пережившие ужасы геноцида и чудом оставшиеся в живых, сегодня разбросаны и живут в 48 районах Азербайджана. Они живут с надеждой на признание этого геноцида, на справедливое урегулирование карабахского конфликта, восстановление территориальной целостности Азербайджана.

Вместе с тем, вызывает сожаление, что по сей день это чудовищное преступление против человечества, как и вся агрессия Армении против Азербайджана, не получило достойного осуждения на международной арене. До сих пор международные организации в большинстве своей предпочитают обходить эту тему стороной.

Вместе с тем следует признать и то, что мы сами тоже, к сожалению, пока не все сделали, чтобы мировая общественность узнала эту горькую правду поближе, и этому геноциду была дана соответствующая международно-правовая оценка. Добиться этого - наш долг перед памятью убитых ходжалинцев. Потому что Ходжалы - наша национальная боль и кровная память.

Вугар Орхан,

25-26 февраля 1992 года армянскими бандитами был совершен геноцид в отношении 7-тысячного населения города Ходжалы.

Предлагаем вашему вниманию небольшую хронологию, в которой собраны материалы о тех, кто повинен в совершении Ходжалинского геноцида, свидетельства жителей города, а также об исторической привязанности этой трагедии к ряду других дат.

Как это было…

Во время штурма Ходжалы восточная сторона города была оставлена армянами открытой умышленно – это был выход в направлении города Агдама. Полураздетые, обезумевшие от страха ходжалинцы в кромешной тьме, всюду натыкаясь на шквал огня, интуитивно бежали в восточном направлении, которое казалось обманчиво спокойным.

Ходжалинцы вброд в 12-градусный февральский мороз переходили реку Гаргар-чай, где на противоположном берегу, по свидетельству ходжалинцев, находилась армянская разведгруппа, которая докладывала по рации оперативную сводку и информацию о передвижениях бегущих жителей города.

Для ходжалинцев в так называемом «гуманитарном коридоре» армянами было подготовлено минимум три засады. Первая группа ходжалинцев была расстреляна и взята в плен на противоположном берегу реки Гаргар-чай. Армяне тут встретили ходжалинцев, выбиравшихся из ледяной воды, плотным пулеметным огнем.

Далее у армянского села Кятук, которое лежит на пути к Агдаму, ходжалинцы вновь попали в армянскую засаду, где понесли большие потери и многие попали в плен. А выбравшиеся из этой засады живыми бежали в сторону села Нахичеваник, о котором за несколько часов до начала штурма сами же армяне пустили по рации слух, что село освобождено азербайджанскими ВС.

Ходжалинцы поэтому и выбрали это направление, думая, что в Нахичеванике их ждет наконец-то спасение. Когда спасшиеся группы ходжалинцев добрались до Аскеранского шоссе, наступил рассвет, и закончилась лесополоса, в которой они прятались. Теперь ходжалинцы с восходом солнца оказались на равнине, видные, как на ладони.

Здесь на подступах к Нахичеванику их ждала очередная армянская засада, где произошла основная бойня и погибла большая часть выживших после штурма жителей города. Армяне расстреливали оказавшихся на равнинной местности и ставших легкой мишенью женщин, детей, стариков. Еще была засада у села Гюльаблы и затем на подходе к селу Шелли, где тоже погибло много ходжалинцев.

Историческая нить между Сумгайытскими событиями и Ходжалинской резней

После Ходжалинского погрома в Ереване говорили, что напав на этот азербайджанский город, армяне намерены «отметить» годовщину Сумгайытских событий 1988 года. Именно поэтому была выбрана дата - 25 февраля. В этот день из 10-11 направлений началась массированная армянская атака на город, сопровождавшаяся плотным ракетным обстрелом.

СПРАВКА : Печально известные «Сумгайытские события» февраля 1988 года были спланированы самими армянами с целью обоснования территориальных притязаний на Нагорный Карабах.

Возникает вопрос, какую же цель преследовали армяне, наметив город Ходжалы для этой кровавой акции?

Если, с одной стороны, цель заключалась в том, что убрать со своего пути населенный азербайджанцами пункт в Нагорном Карабахе, представляющий собой препятствие стратегического значения, то, с другой стороны, она заключалась в том, чтобы целиком стереть Ходжалы с лица земли.

Потому что Ходжалы был таким населенным пунктом, который отражал исторические и культурные традиции Азербайджана с древнейших времен до современной эпохи. Эта особая культура попала в историю как Ходжалинско-Гедабекская культура. Ходжалинские кромлехи, долмены, циклопы, курганы и прочие памятники, а также различного рода предметы являются образцами материальной культуры, отражающей динамику развития человеческого общества.

Уничтожение всех этих памятников материальной культуры после захвата этой территории армянами, а также полное разрушение с помощью техники Ходжалинского кладбища, считавшегося одним из древнейших мест захоронения в мире, являются не только наглядным примером армянского вандализма, но и актом насилия против общемировой культуры.

Эпизоды Ходжалинского геноцида вызывают у человека ужас

Жительница Ходжалы Антига была заживо сожжена армянами за то, что отказалась повторить по их требованию слова «эти земли принадлежат великой Армении». Другая жительница Ходжалы Сария Талыбова рассказывала, что «4 туркам-месхетинцам и 3 азербайджанцам отрезали головы на могиле армянина. Затем еще 2 азербайджанцам выкололи глаза».

«Сегодня Азербайджан делает серьезные шаги к дальнейшему созданию международного трибунала по расследованию событий Ходжалинской трагедии. Этот процесс должен быть поднят на уровне международного Гаагского трибунала с целью добиться уголовного наказания лиц, виновных в совершении геноцида Ходжалы. В списке этих преступников числятся нынешний президент Армении Серж Саргсян, экс-президент Роберт Кочарян, министр обороны Армении Сейран Оганян и другие высокопоставленные армянские чиновники», - отмечает директор Центра истории Кавказа Ризван Гусейнов.

По его словам, важно рассматривать геноцид азербайджанского населения Ходжалы как большое преступление, совершенное армянскими отрядами. Рассматривая эти преступления как единое целое, можно составить полную картину произошедшей трагедии и взглянуть с более широкой призмы на причины и последствия событий Карабахской войны. К тому же, подобная оценка позволяет рассмотреть подробнее методы мирового армянства по осуществлению массовых этнических чисток и преступлений против человечности на территории Азербайджана.

В конце хотелось бы напомнить, что в результате зверства армянских боевиков в Ходжалы 613 человек были убиты, 487 человек стали калеками, 1275 мирных жителей – старики, дети, женщины, – попав в плен, подверглись немыслимым унижениям и пыткам.

Как бы ни ужасно было это признавать, но такие страшные социальные явления, как национальная ненависть и геноцид существуют и в наше время. Ярким примером тому служит кровавая Ходжалинская была расправа, учиненная армянскими войсками в тысяча девятьсот девяносто втором году над жителями маленького селения, которое располагается в четырнадцати километрах к северо-востоку от города Ханкенди. То событие до сих пор в памяти очень многих скорбящих, и ежегодно жители Республики Азербайджан вспоминают те ужасающие дни с целью почтить память погибших.

Ходжалинская резня

Численность этого поселения была совсем небольшая, около семи тысяч человек. Февральской ночью, с двадцать пятого на двадцать шестое число, совершенно неожиданно вооруженная армянская армия при поддержке мотострелкового подразделения РФ вероломно напала на мирный город. Сначала городок был окружен, а затем без предупреждения по нему был открыт огонь из тяжелых военных орудий, селение оказалось практически полностью объятым пламенем. Те, кто уцелел при обстреле, были вынуждены покинуть свои дома, все нажитое имущество и бежать. Уже к пяти утра город принадлежал армянам, точнее, те руины, что догорали на месте селения.

Но на этом беды ходжалинцев не закончились: их, убежавших с места трагедии в лес и в горы, выслеживали и старались добить. Уцелели далеко не все. Молодые девушки и женщины попали в плен, многие из них были буквально замучены до смерти. Мужчин и детей же в основном сразу убивали. Ходжалинская трагедия для многих просвещенных современников была самым настоящим шоком.

Страшные сводки

По статистическим сводкам, для Азербайджана Ходжалинская резня закончилась следующими потерями: шестьсот тринадцать человек были убиты, из них сто шесть женщин, шестьдесят три ребенка и семьдесят стариков. Пятьдесят шесть человек были убиты с особой жестокостью. Некоторые были лишены конечностей, с некоторых трупов была содрана кожа, находили позже и останки заживо сожженных людей. У некоторых людей были выколоты глаза (даже у детей младенческого возраста), у женщин, ожидающих ребенка, ножами были вспороты животы. О судьбе ста пятидесяти человек до сих пор ничего не известно.

После этой трагедии в Ходжалы целых восемь семей было уничтожено полностью, двадцать четыре малыша остались полными сиротами, а сто тридцать детей потеряли одного родителя.

День памяти

После этого вышел Республики о том, чтобы данный скорбный день в истории страны запомнился как "День Ходжалинского геноцида и национального траура". Об этом позднее были оповещены все организации международного уровня. И с тех пор каждый год в эту печальную дату каждый житель Республики Азербайджан слышит обращение президента к народу, и в память об этой трагедии выдерживает минуту молчания.

«Мемориал»

С таким названием позже пыталась разобраться в происходящем. Ею было проведено подробное исследование местности, где разворачивалась трагедия в Ходжалы, для восстановления тех событий. Большая часть жителей города сразу же после начала обстрела постаралась выйти из окружения по двум главным направлениям:

1. Вдоль берега реки, которая протекала в черте города. Эту дорогу, как позже заверяли армянские представители, было решено предоставить жителям для свободного отхода (но из статистики видно, что «свободного коридора» как такового не было, людям приходилось спасать свои жизни и на этом пути).

2. Через северную оконечность поселения, там был удобный отход к лесу, в котором многие и собирались укрыться от беды. Этим путем воспользовалось меньшинство.

По самым последним сводкам, статистика подсчета погибших не точна, настоящие числа, к сожалению, в разы выше. Армянские представители отказались предоставить свои сведения и вообще хоть каким-то образом прокомментировать ситуацию.

Как сообщила правозащитная организация «Мемориал», те, кто воспользовался первым отходным путем вдоль реки, были безжалостно обстреляны. Как сообщают армянские представители, это произошло лишь в силу того, что люди были вооружены. Справедливо будет заметить, что вооруженные люди среди отступающих на самом деле были. Это защитники из городского гарнизона. Но обстреливать их тоже совершенно бесчеловечно, они, по словам очевидцев, агрессии совсем не проявляли, армяне попадали и в мирное население, которое желало лишь одного: поскорее укрыться от захватчиков.

Было много и тех, кто попал в плен. Позже они вернутся на родину, но очень многие - с потерянным здоровьем и нарушенной психикой. В плену оказались большей частью девушки и дети. Вернувшиеся позже рассказывали, что многих пленных расстреляли. Это событие никак иначе не назвать, как Ходжалинская трагедия.

С места событий…

Только через два дня, используя два вертолета, российские и азербайджанские репортеры смогли добраться до этой местности. Их статьи тронули за душу не одно поколение. Самыми свежими впечатлениями, наполненными ужасом и непониманием, делились со всем миром эти отважные люди. Их вертолеты тоже были обстреляны, удалось вынести с этого страшного поля брани лишь четыре тела.

С высоты птичьего полета была видна вся масштабность трагедии, на пожелтевшей траве, покрытой тонким слоем снега, сплошь лежали тела убитых людей. Их было очень много, и в этой массе то тут, то там лежали тела женщин, детей и стариков. За что пострадали эти люди? Ничего плохого они не сделали. Да и бежать ведь пытались к азербайджанской границе, как бы сдаваясь, не проявляя никакой агрессии.

Ходжалинская трагедия. Политика и общество

По всему миру в газетах писали о Ходжалинской резне. А по-иному это событие и не назвать, беззащитные и ни в чем не повинные люди были не просто расстреляны, а зверски убиты. Настоящее преступление против личности, настоящий геноцид. Приезжая потом на это место, западные СМИ делились переживаниями о случившемся на всех каналах.

А в российской газете «Известия» в весьма страшных подробностях были описаны Ходжалинская трагедия и ее последствия. Как живых людей, которые добровольно решили стать заложниками, обменивали на тела погибших. Но только что это было за зрелище! Родственники получали трупы с отрезанными со снятой кожей, без глаз и т. д.

Международная оценка

ООН, и ОБСЕ с крайним осуждением отнеслись к тому, что произошло, признав деяния армянской стороны преступлениями против человечества. Во многих докладах звучало слово «геноцид». Лидеры этих организаций обратились через к семьям погибших с выражением соболезнований.

Но самое главное, что даже по прошествии стольких лет трагедия эта не забыта. День памяти и минуты молчания напоминают всем жителям Республики о том, что когда-то их соотечественники стали жертвами войны. Годовщина Ходжалинской трагедии состоялась не так давно, и снова со слезами на глазах азербайджанцы вспоминали тот страшный февраль. Да и не только они, весь мир скорбит наравне с гражданами Азербайджана.

Ходжалинская трагедия - трагедия ХХ века, которую еще долго не забудут потомки погибших.

Человек, как и все живые существа, приходит в мир, живёт, стареет, умирает. Это обычная формула жизни, подчиняющаяся законам природы. Однако человек иногда нарушает эту формулу. Сам себя губит, сам обрывает свою жизнь. И с небес приходит глас, что убийство человека человеком богопротивно. Все мы – создания Господа, и поэтому никто не выбирает и родителей и Родину сам. Этот выбор принадлежит Господу. 26 февраля 1992 года армяне выступили против Бога. Напав на Ходжалы, расположенный в Нагорно-Карабахской зоне Азербайджанской Республики, 613 человек они лишили жизни, 657 человек искалечили, 1275 человек взяли в заложники. Судьба 150 человек из тех, кто был взят в заложники, до их пор неизвестна.

ОНИ НИКОГДА НЕ СТАНУТ ВЗРОСЛЫМИ

Səriyyə Cəfərova. «Onlar heç vaxt böyüməyəcəklər», ensiklopediya, ingilis, rus, azərbaycan dillərində, «Çaşıoğlu» nəşriyyatı, Bakı, 2006.

Читатель! Эта книга – о детях. Но в ней нет ни детских песен, ни нарисованных ими рисунков, ни написанных ими стихов, ни сказок, которые они слушают. Они никогда не вырастут. Они навсегда останутся детьми. Они – это тоска, горе, скорбь, которые никогда не сотрутся из сердец азербайджанцев. Ибо эта тоска, это горе, эта скорбь вписаны в наши сердца кровью. Но мы не смыли кровь кровью. Почему? Этот ужасный вопрос предназначен не только для азербайджанцев, переживших Ходжалинскую трагедию. Ответ на него должны найти все народы мира.

Мы – народ, выпрямляющийся и встающий на ноги после великих трагедий, переживающий свое горе в себе. Мы не оглашаем о нем на весь мир и никому не доносим своих горестей. Да и эта книга не является летописью наших печалей. Мы подготовили ее для того, чтобы сообщить о трагедии не только детей из Ходжалы, но и всех детей мира. Да, эта книга – выражение протеста детей взрослым чьи жизни оборвались.

Человек, как и все живые существа, приходит в мир, живёт, стареет, умирает. Это обычная формула жизни, подчиняющаяся законам природы. Однако человек иногда нарушает эту формулу. Сам себя губит, сам обрывает свою жизнь. И с небес приходит глас, что убийство человека человеком богопротивно. Все мы – создания Господа, и поэтому никто не выбирает и родителей и Родину сам. Этот выбор принадлежит Господу. 26 февраля 1992 года армяне выступили против Бога. Напав на Ходжалы, расположенный в Нагорно-Карабахской зоне Азербайджанской Республики, 613 человек они лишили жизни, 657 человек искалечили, 1275 человек взяли в заложники. Судьба 150 человек из тех, кто был взят в заложники, до их пор неизвестна. История была свидетелем многих кровавых событий. Но пережить ужасы Ходжалинской трагедии, во время которой женщины, старики и дети были обагрены собственной кровью, выдержать эти ужасы – вневоли человека.

Каждый год 26 февраля миллионы азербайджанцев смотрят видеоленты, отражающие ужасы армянского кровопийства и содрогаются. Эти кадры запечатлел Национальный Герой Азербайджана Чингиз Мустафаев, погибший при исполнении своего профессионального долга во время боев за Карабах. Дать письменное изображение этих кадров, наверное, не удастся ни одному пишущему человеку. Ибо картина зверства, кровопийства, ужаса настолько глубока, что человеческое воображение бессильно найти слова, способные ее выразить.

В Ходжалинской трагедии убито 63 детей и подростков. Эти убийства выполнены настолько жестоко, что в знак протеста против этой резни невозможно задать вопрос: «В чем была вина детей?». Ибо ненависть армян к расстрелянным ими людям так сильна, что вопрос: «В чем же вина детей?» в противовес той ненависти выглядел бы очень примитивным. Какое же у ребенка может быть прегрешение? За обагренными кровью детьми из Ходжалы была лишь одна вина: они были азербайджанцами!

Эти дети никогда не будут петь песни, рисовать, читать стихи, слушать сказки.
Никто не задаст им вопроса: «Кем ты станешь, когда вырастешь?»!
На их несбывшихся мечтах зазеленеет тоска мира.
Люди, сделайте так, чтобы это горе не пустило корни!

Я – свидетельница!

О 26 феврале 1992 года – одной из самых ужасных и безжалостных ночей в истории – я не в книгах прочла, не от людей, переживших трагедию той ночи, слышала. Просто судьбой мне было предначертано страшное.
Я – свидетельница той трагедии.
Я – несчастная жительница Ходжалы, прошедший через Ходжалинскую трагедию, испытавший тот ужас, а теперь удивляющийся тому, что осталась в живых, и в тоже время сожалеющий об этом.

У меня не хватает сил ухватиться за историю и задать ей вопросы. У меня хватает сил лишь призывать людей и кричать: «Хватит, хватит проливать кровь!..»

Книга, которую вы прочтете, — может быть, единственный в мире сборник историй о детях, чья жизнь оборвалась. Может быть, это первая энциклопедия о детях-шехидах. Но, читатель, эта энциклопедия лишь даст тебе сведения об ужасных событиях жизни. Если ты прочтешь эту книгу и не будешь готов расплакаться, не потеряешь покоя, оглянись на своего малыша, сладко спящего в колыбели, на ребенка, играющего во дворе со сверстниками. Согласился бы ты, чтобы они замерзли в морозную ночь на снегу? Вынесешь ли ты, если твои дети пропадут без вести, если встретят пулю и обагрятся красной кровью?

И ходжалинские дети так же сладко спали в колыбели, их так же нежили звуки материнской колыбельной.

И ходжалинские дети играли на берегу реки, на горе, на горных склонах. И стремились вслед своим мечтам.
Теперь их нет.
Но ходжалинцы выдержали это отсутствие.
Этих детей никогда не будет.
Матери никогда не будут звать их домой.
Учителя никогда не будут поднимать их с места и спрашивать урок.
Их имен не будет в классных журналах, они станут кровавой страницей истории.
Ибо у большинства из них даже могил нет …

Я преподавала большинству из тех детей. Их лица, их глаза все еще стоят у меня перед глазами, их слова, их голоса всё еще звучат у меня в ушах. Они снятся мне каждую ночь. Я написала эту книгу, чтобы рассказать людям эти свои сны. Пядь за пядью я обходила деревни, города, собирала их фотографии, еще раз пережила ночь ужасного 26 февраля. Может быть, это мой последний долг перед их душами. Четырнадцать лет я старалась исполнить этот долг. Но суждено было только ныне. Глава Политического Движения «Азербайджанский Путь», взяв на себя всю финансовую нагрузку, издал эту книгу на трех языках, и она получится еще лучше, чем я желала. Если бы все старались исполнить свой гражданский долг перед Родиной вот так. Тогда и Ходжалинской трагедии не произошло бы, и не было бы необходимости писать подобные горькие и кровавые книги. Ибо я больше ни разу не задам им вопрос: «Ребята, кто выучил урок?»
Теперь я вынуждена обратиться к ним и задать вопрос: «Кто хочет жить?»
Я знаю, что все поднимут руки и прошепчут: «Учительница, я!»
Я не хочу слышать этот шепот от детей из Ходжалы.
Я не вынесу этого ответа, никак не вынесу…
Мои слезы, мое горе, скорбь, моя не заживающая рана, моя неизбыточная тоска… мои ученики-шехиды. Я должна была быть вашей учительницей, а не свидетельницей вашей смерти!
Я люблю вас!
Люди, любите их и вы!
Любите и печальтесь.
Ибо руки этих детей, цепляясь за взрослых, будут до скончания времен спрашивать: «В чем была наша вина?!»
Ответьте, взрослые!

Хотела бы привлечь внимание читателей на отсутствие фотографий в некоторых материалах. Фотографии у некоторых убиенных детей в Ходжалинской трагедии были порваны, сожжены, превращены в пепел, как и их судьбы.

Сария Муслимкызы

Злополучные жители злополучного города
Биографии

Чинара Назим кызы Абышова, родилась в 1982 году в Ходжалы. Чингиз Назим оглы Абышов, родился в 1986 году в Ходжалы. После 26 февраля 1992 года никто не видел их ни живыми, ни мертвыми.

Они не смогли покинуть Ходжалы 26 февраля. Поэтому их судьба неизвестна, так же как и судьба Ходжалы. Чинаре было 10 лет, ее брату Чингизу 6. Рядом с их домом протекал арык… Берег арыка был любимым местом Чинары и Чингиза. Их мать Махбуба была портнихой. Из обрезков разноцветных тканей, из которых она шила платья, Чинара сшила много одежек для своих кукол. Когда одежки пачкались, девочка стирала их в арыке и сушила на камнях. Отец детей Назим был водителем. Он тоже останавливал машину рядом с арыком. Промокая насквозь, Чингиз мыл машину отца. После того как дом их бабушки Медины в старом Ходжалы, в местечке под названием Гышлаглар, сожгли армяне, она жила вместе с внуками. Когда бабушка Медина, свидетельница ужасной трагедии, рассказывала внукам о том, как подожгли ее дом, Чингиз испуганно спросил у бабушки: «А если армяне сожгут наш дом, как же мы останемся на морозе?» Когда армяне сожгли старый Ходжалы, убили детей, бабушка Медина осталась в живых.

Бабушка Медина не смогла защитить внуков. Да и самой ей спастись не удалось. В ту ночь ее сын Назим стоял на посту. Бабушка Медина, Махбуба, Чинара, Чингиз ждали его. С полуночи прошло довольно много времени. Махбуба привязала Чингиза к спине, а Чинару взяла за руку и решила спрятаться в одном из подвалов деревни и посидеть там до тех пор, пока придет муж. Когда они перебирались через арык, одна туфелька Чинары упала в воду и уплыла. Они бежали. Женщины, дети, старики, толпившиеся в подвалах, возлагали надежду лишь на Бога.

Попавшая в ту ночь в плен Сара Сиявуш кызы Салимова рассказывает: «Мой брат Хагани был полицейским. Моя мать, сестра, я, брат Хазар ждали его дома. Ворвавшись к нам, армяне взяли нас в плен, повезли в деревню Норакия. Утром меня посадили в машину и привезли в нашу деревню, чтобы я показала дома людей, имена которых они называли. Дом культуры, где обитали солдаты Национальной Армии, был сожжен дотла. У калитки дома дяди Алиша, некогда работавшего председателем, были убиты два ребенка и женщина». Ими были Махбуба Абышова и ее дети Чинара и Чингиз. А бабушка Медина в ту мрачную ночь исчезла. … Вы, наверное, слышали выражение «могила неизвестного солдата», но пусть никогда вам не встретится выражение «могила неизвестного ребенка». А если встретится, знайте, что эта могила детей, оставшихся в Ходжалы, детей, чья судьба неизвестна…

Рассказ о трех братьях
Биография

Усубов Эльшад Кямран оглы, родился в 1974 году в Ходжалы. Взят в плен вместе с братьями Закиром и Алияром 26 февраля 1992 года, в возрасте 18 лет. Судьба их до сих пор неизвестна.

В ночь оккупации Ходжалы Агиля Кулиева, командира отряда добровольцев, пришедших на защиту города, тяжело ранили. Мать Эльшада Матан ухаживала за Агилем, как за родным сыном. Дороги были закрыты, и поэтому отправить его в Баку было невозможно. Ночью 26 февраля три брата – Закир, Алияр, Эльшад, и друзья Агиля, объединив усилия, хотели вытащить Агиля из города на носилках. Однако одна из пуль попала в Агиля, и он погиб. После этого три брата, их отец Кямран и мать Матан шли три дня. Они выбиваются из сил от мороза и холода. Сбившись с пути, они подошли не к Агдаму, а к деревне Дахраз, где проживали армяне. Когда они, подумав, что свыше трехсот вооруженных армян, стоящие на скале, кричат им на азербайджанском: «Ходжалинцы, сюда!», подошли ближе, было уже поздно. Ходжалинцы, которые, желая спастись, убежали вместе с ними, попали под град армянских пуль, многих армяне убили, оставили в снегу раненых, оставшихся в живых увезли в плен. Среди пленных выбрали 13 молодых людей, в том числе трех братьев Закира, Алияра и Эльшада и увезли. Хотя их отец Кямран киши и мать Матан умоляли: «Оставьте нам, старикам, хотя бы одного из трех сыновей», армяне пинком оттолкнули их и избили прикладом автомата.

До сих пор ни о братьях Закире, Алияре и Эльшаде, ни от остальных взятых в плен молодых людей никто никаких вестей не сообщал.
У кого поднимется рука поставить точку в конце повествования о трех братьях, пропавших без вести?

Потерянные мечты…
Биография

Аллахвердиев Махир Новруз оглы, родился в 1974 году в Ходжалы. Пропал без вести 26 февраля 1992 года, в возрасте 18 лет. До сих пор о его судьбе ничего не известно.

18 лет – это пора, когда цветут мечты человека. Но в 1992 году у молодых людей Ходжалы было одно желание: чтобы закончилась война, пришел мир на плодоносную землю Карабаха, чтобы и они как все получили образование, создали семьи, завели детей… На самом деле, это мечта каждого молодого человека, живущего в зоне конфликта. Как жаль, что там, где говорит оружие, столько таких же подростков, как Махир, не могут осуществить это простое желание. Да и сейчас…

26 февраля 1992 года Махир вместе со своим отцом Новрузом перевозит через крепость Аскеран деда Салеха, потерявшего в Великую Отечественную войну оба глаза. По словам жителя Ходжалы Таджира, свидетеля этого события, Новруз, который не мог нести слепого отца, беспрерывно курил. Судьба отца-инвалида и восемнадцатилетнего сына зависела от него. Дед, отец, сын… увы, та ночь сделала неизвестной судьбу их троих… В ту ужасную ночь с ними была и бабушка Махира Малейка. Когда началась перестрелка, бабушку Малейку они потеряли. Поблизости от Нахчиваника бабушку Малейку взяли в плен. Она пережила все муки плена. И Махир, взятый армянами в плен, тоже подвергся невообразимым мучениям. Плененные бабушка и внук, которых держали в Аскеране, здесь встретили друг друга. После этого никто ничего не знает об их судьбах.

Теперь Махир отмечается в официальных документах как без вести пропавший. А за этим словом потеряны несбывшиеся мечты восемнадцатилетнего молодого человека.

Тебя ждут, девочка
Биография

Юсифова Натаван Панах кызы, родилась в 1988 году в Шуше. Пропала без вести 26 февраля 1992 года, в возрасте 4 лет. Судьба ее до сих пор неизвестна.

До рождения Натаван ее семья была изгнана из своих исконных земель Масисского района Армении и нашла приют в Шуше. Так как третий ребенок в семье Натаван родилась в Шуше, ей дали имя дочери карабахского хана Натаван. Бойкая девчушка с длинными ресницами, черными бровями, черными глазами была любимицей семьи. Судьба привела их в Ходжалы. Панах работал в Ходжалы в полицейском отделении, поэтому семья жила в Ходжалы. А затем…

Об остальном лучше всего услышать из уст отца Натаван Панаха Юсифова: «Той ночью я стоял на посту. После того как наш пост захватили враги, я прибежал домой и разместил троих своих детей и супругу Сару в доме посередине деревни. Недалеко от дома, заняв позицию с Видади Джавадовым, мы начали перестрелку. Вдруг армяне разрушили дом из гранатомета. Дом горел. Подойти было невозможно. Мы пришли в отделение полиции. Там никого не было. Придя под мост в Ходжалы, под предводительством одного человека мы пошли к лесу. Это было под утро 26 февраля. Когда мы подошли к месту под названием Гара Гая, началась сильная перестрелка. Нас отовсюду обстреливали и убивали. По арыку, ширины которого хватало лишь для одного человека, мы ползком добрались до Агдама. Через несколько дней после трагедии начался обмен пленных, взятых в Ходжалы. В центральную больницу Агдама пришел автобус освобожденных из плена людей. Свою дочь Сервиназ и сына Рамиля я нашел там. О своей супруге и Натаван я спросил тетю Нурханым, освобожденную из плена. Она ответила, что когда рухнул дом, Сара погибла, но о Натаван она ничего не знала».

До сих пор Панах Юсифов расспрашивает о Натаван и ищет ее…
Даже ее невинная душа не сообщает о себе. Как знать, может, у детей не бывает душ…

Самый печальный рассказ…
Биографии

Кулиева Парване Гаръягды кызы, родилась в 1979 году, Кулиева Реване Гаръягды кызы, родилась в 1982 году, Кулиев Шукюр Гаръягды оглы, родился в 1985 году, Ходжалы. Замерзли насмерть вместе с матерью 26 февраля 1992 года в лесу: Парване в возрасте 13 лет, Реване в возрасте 11 лет, Шукюр в возрасте 7 лет.

Саре не довелось узнать материнской любви, материнской заботы. И поэтому каждый раз, при рождение ребенка, она считала себя счастливой и говорила: «Я их воспитаю с материнской заботой, которая мне на долю не выпала». А когда Сара прочла рассказ «Ледяная статуя», ее очень впечатлило то, как мать на войне, превратившись в ледяную статую, спасла свое дитя от мороза. Откуда Саре было знать, что и она, желая спасти троих своих детей, превратится в ледяную статую, замерзнет вместе с детьми…

Может ли стереться из памяти то, как эти светловолосые детишки с большими миндалевидными глазами танцевали и пели на праздновании Нового года? Надев на голову корону, Парване превратилась в озорную искорку, Реване пела песню, а Шукюр танцевал.

А 26 февраля всё замерзло…
Дядя детей Тахир был болен желтухой и уже несколько месяцев находился в постели. А Шукюр метался в жару.
Гаръягды укутал больного брата шалью и взвалил его на спину. А Сара, привязав сына Шукюра к спине, взяла детей за руки. Семья побежала к лесу. Гаръягды, который, отправляясь на пастбище, охранял скот от хищных волков, поднимался по снежным перевалам, опираясь на свой посох. А Сара, отрезанная во время перестрелки от мужа, шла, собрав все силы, взяв за руки детей. Температура у Шукюра постепенно поднималась. Хотя из-за мороза, метели они выбились из сил, Сара не останавливалась. Они шли уже три дня, и мать хотела разжечь костер, чтобы согреться. Спросила спички у земляков, встреченных поблизости от деревни Дахраз. А те ответили: «Пока будешь костер разжигать, время потеряешь, соберись лучше с силами и добирайся до Агдама». Дети, шедшие без еды и питья, потеряли последние силы. Парване и Реване идти больше не могли. Они были босыми – обувь потеряли. Их ноги покраснели и распухли.

Так вот – сын на спине матери, дочери рядом – прямо на снегу они замерзли и превратились в ледяные статуи…
О, летописец, встречался ли тебе на страницах истории такой печальный рассказ?

Ее назвали Севиндж…
Биография

Севиндж Акпер кызы Кулиева, родилась в 1985 году в Ходжалы. Убита 27 февраля 1992 года, в возрасте 7 лет.

Она с тоской ждала того дня, когда, повязав волосы белоснежным бантом, взяв в руки портфель, пойдет в школу. Быть может, в ее навеки закрытых глазах до сих пор живет тоска того ожидания…

Она должна была учиться в школе, которую только что построили в Ходжалы. Но однажды, рано проснувшись, она услышала от родителей, что эту школу разрушил армянский снаряд. Весть день она ходила грустная: значит, в новой школе учиться она не сможет… А с другой стороны, строители уходили. Какой был смысл строить? Армяне все равно всё разрушали. Уход строителей окончательно оборвал надежду девчушки…
По вечерам на Ходжалы будто опускалась безмолвие смерти. И Севиндж, и ее ровесники не хотели наступления ночи. От взрывов снарядов дети вздрагивали, проводили ночи без сна.
Севиндж частенько бегала к дедушке, работавшему в отделе связи, таращилась своими глазенками на телефонные аппараты. Дед тревожно просил помощи сверху, а ему говорили: «Ждите».
А 26 февраля уже ничего не пришлось ждать. Злополучный 366-й полк напал на Ходжалы. Когда мать взяла Севиндж за руку и они побежали, девочка прижала к груди и свою азбуку.

В местечке Гара Гая одна из армянских пуль попала Севиндж в левый бок. Ее мать Метанет тоже была тяжело ранена. Хотя мать и смогла спастись от смерти, Севиндж после полученного ранения жила всего лишь день. Она умерла в Агдамской больнице. Ее отец Акпер, сражавшийся с врагом, тоже погиб в ту ночь.
Могила девочки, семь лет носившей имя Севиндж, но не вкусившей радостей жизни, находится в деревне Шотланлы Агджабединского района. Каждую весну вокруг этой могилы видны поникшие фиалки.

Внук тети Тамаша
Биография

Мамедов Захир Рамиз оглы, родился в 1985 году в Ходжалы. Был расстрелян в возрасте 7 лет 27 февраля 1992 года.

Когда у тети Тамаша родился внук Захир, она была безмерно счастлива. Тогда жизнь была прекрасна. Бабушка и внук души друг в друге не чаяли. Так продолжалось до 26 февраля 1992 года. После того дня и тетя Тамаша стала одной из тех, кому на долю выпала «Ходжалинская судьба».

В ту ночь тетя Тамаша, просеяв муку, оставшуюся на дне мешка, замесила тесто. А еще один колобок слепила для своего внука. Едва она закончила печь хлеб, затрещали пулеметы. Тетя Тамаша, сердце которой наполнил черный страх, со словами: «О Аллах, помоги!» сняла передник. Уже стемнело, всё вокруг было окутано мраком. Тетя Тамаша поджидала своих сыновей Васифа, Расифа, зятя Салима, внука Захира и постепенно теряла терпение. Открыв калитку, она вышла во двор. Люди разбегались. Ее сын Васиф, возвращавшийся в это время с поста, прокричав: «Армяне повсюду в деревне!», взял мать за руку. Они побежали к лесу. Когда они приблизились к дороге в Нахчиваник, танк и два БТР преградили им путь. Сошедшие с БТР армяне открыли огонь по людям. В Расифа попала пуля. Тетя Тамаша крикнула Васифу: «Брата твоего убили, иди закрой ему глаза!» Васиф закрыл брату глаза. Объединенными усилиями они вместе с матерью положили его тело под дерево и прикрыли ветками и сучьями, чтобы оно не досталось в корм хищникам. Вооруженные армяне, окружив людей, взяли их в плен. Повезли людей в отделение милиции в Аскеране. Раненного в ногу Захира тоже привели в Аскеран.

Армяне убили сына тети Тамаша Васифа, ее зятя Салима, внука Захира, а тетю Тамашу отпустили на свободу.
Чтобы тетя Тамаша всю свою оставшуюся жизнь носила в себе горечь потери сыновей и внука…

Продолжение книги

(Посещено: в целом 5 262 раз, сегодня 1 раз)