Башня молчания. Башни молчания в индии. Лёд в полярных шапках Марса

«Башней молчания» или дахмой называют глиняное сооружение в виде чаши, которое зороастрийцы использовали для того, чтобы складывать туда тела усопших, где они разлагались под воздействием жаркого климата или съедались хищниками.

Само название «Башня молчания» было придумано в 1832 году Робертом Мёрфи, переводчиком при британском колониальном правительстве в Индии.

Зооастрийцы считали стрижку волос, обрезание ногтей и захоронение мёртвых тел делом нечистым.

В частности они верили, что в тела умерших могут вселиться демоны, которые впоследствии будут осквернять и заражать всё и всех, кто вступит с ними в контакт. В Вендидаде (свод законов, направленных на отвращение злых сил и демонов) есть особые правила по избавлению от трупов без ущерба для окружающих.

Непременным заветом зороастрийцев является то, что ни в коем случае нельзя осквернять мёртвыми телами четыре элемента – землю, огонь, воздух и воду. Поэтому стервятники стали для них оптимальным способом устранять трупы.

Существует одна легенда, согласно которой уже в наше время возле дахмы неожиданно появилось множество мёртвых тел, которые не смогли опознать местные жители из соседних поселений.

Ни один покойник не подходил под описание без вести пропавших людей в Индии.

Трупы не были обглоданы животными, на них не было ни личинок, ни мух. Поразительным в этой ужасающей находке было то, что яма, расположенная посреди дахмы, на несколько метров была заполнена кровью, причём этой крови там было больше, чем могли вместить в себя тела, лежавшие снаружи. Зловоние в этом скверном месте было столь невыносимым, что уже на подступах к дахме многих начинало тошнить.

Неожиданно расследование было прервано, когда один местный житель случайно пнул в яму маленькую кость. Тогда со дна ямы начал извергаться мощный взрыв газа, исходящий из разлагающейся крови, и разноситься по всей округе.

Все, кто оказался в эпицентре взрыва, немедленно были доставлены в больницу и помещены в карантин, чтобы исключить возможность распространения заражения.

У пациентов начались лихорадка и бред. Они неистово кричали, что « были запятнаны кровью Ахриман» (олицетворение зла в зороастризме), несмотря на то, что никакого отношения к этой религии не имели и даже не знали ничего о дахмах. Состояние бреда перетекло в безумие, и многие заболевшие начали нападать на медперсонал больницы, пока их не усмирили. В конце концов, сильная лихорадка погубила нескольких свидетелей злополучного захоронения.

Когда позже следователи вернулись на то место, облачённые в защитные костюмы, то обнаружили такую картину: все тела бесследно исчезли, а яма с кровью была пуста.

Производят на иностранца эти "башни", где действительно целые века царствует гробовое молчание. Подобные строения рассеяны повсюду, где только живут и умирают парсы, особенно в Сурате. Но в Бомбее из шести таких башен самая большая выстроена 250 лет тому назад, а следующая за ней по величине даже очень недавно. Это круглые, иногда и четырехугольные строения без крыш, без окон, без дверей, от 20 до 40 футов вышины и с одним лишь закрытым кустами отверстием на восток, состоящим из толстой железной дверцы. Первый труп, принесенный в новую дакхму (так называются эти башни), должен быть трупом невинного ребенка и непременно дитяти "мобеда" (жреца). К этим башням, построенным в стороне, на холме и среди уединенного сада, никому не дозволяется подходить, даже главному смотрителю и сторожам, ближе как на тридцать шагов расстояния. Одни нассесалары (носильщики трупов), коих наследственное и которым строго воспрещает заговаривать с живыми, дотрагиваться или даже подходить к ним, входят и выходят из "Башни Молчания". Входя, они вносят труп, безразлично богатого или бедного человека, завернутый в белые и самые старые тряпки; раздев его донага, они кладут его в тот или другой из трех кругов и, не произнося ни слова, выходят в таком же молчании из башни, запирая ее до следующего покойника, а саван - тряпки - тотчас же сжигают.

У огнепоклонников лишена всего своего величия, и труп возбуждает в них лишь одно омерзение. Коль скоро замечают, что наступает последний час больного, все домашние отделяются от него, как для того, чтоб не помешать душе освободиться от тела, так и затем, чтобы живому не оскверниться прикосновением к мертвому. Один мобед шепчет на ухо умирающему напутственное из Зенд-Авесты наставление: "Ашем-Воху" и "Ято-ахуварье", и удаляется, пока отходящий еще жив. Затем приводят собаку и заставляют ее смотреть в лицо умирающему. Эта церемония называется сас-дид (собачий взгляд), так как единственное из живых существ, взгляда которого боится друкс-насу (злой ), сторожащий умирающих, дабы завладеть их телом... Следует однако остерегаться, чтобы чья-нибудь тень не легла между мертвым и собакой; иначе пропадает вся сила собачьего взгляда, и демон воспользуется благоприятною минутой. Где бы ни умер парс, там он и остается, пока за ним не явятся нассесалары, с руками, погруженными до плеч в старые мешки. Положив покойника в железный закрытый гроб (один для всех), его относят в дакхму. Если б отнесенный в дакхму даже ожил (что нередко случается), он уж не выйдет более на Божий свет: нассесалары в таком случае убивают его. Кто раз осквернился прикосновением к мертвым телам и побывал в "башне", тому возвращаться в мир живых уже невозможно: он осквернил бы все общество. Родные следуют за гробом издали и останавливаются в 90 шагах от "башни". У отверстия, после последней молитвы, повторяемой хором носильщиками возле тела, а мобедом издали, еще раз повторяется церемония с собакой. В Бомбее нарочно для этого дрессированная собака держится на цепи у дверец башни. Затем нассесалары вносят тело внутрь и, вынув его из гроба, кладут на отведенное трупу, смотря по полу или возрасту, место.

Мы два раза присутствовали при церемонии "умирания" и один раз при "погребении", если позволено употребить подобное не подходящее к делу выражение. На этот счет парсы гораздо снисходительнее индусов, считающих присутствие европейца осквернением их религиозных обрядов. Хоронили какую-то богатую женщину, и наш знакомый смотритель башни, Н. Байранжи, пригласил нас к себе в дом. Таким образом мы присутствовали при всех обрядах, находясь шагах в сорока от башни, на веранде бунгало нашего любезного хозяина. Сам он, хотя уже много лет служил при "башне", в нее никогда не входил и даже близко не подходил. Пока собака глазела на покойника, мы, признаться, с тайным чувством отвращения глазели, в свою очередь, на огромную стаю коршунов, летавших над дакхмою. Коршуны влетали в нее и снова вылетали с кусками окровавленного человеческого мяса в клюве... Эти , которые ныне сотнями свили себе гнезда над "Башней Молчания", привезены нарочно с этою целью из Персии, так как коршуны Индии оказались и не довольно хищными и слишком слабыми, чтобы справляться с окоченевшими трупами со скоростью, требуемою законом Зороастра. Говорят, будто процесс совершенного очищения костей от мяса требует не более нескольких минут...

По окончании обряда нас повели в другое здание, где на небольшом столе стояла превосходная деревянная модель дакхмы с ее внутренним устройством. Таким образом мы могли легко сообразить, что в эту минуту происходило в башне. Представьте себе дымовую четвероугольную трубу, стоящую на земле, и вы получите верное понятие об устройстве пустой "башни". В гранитном помосте, в самом центре, чернеет глубокий, безводный колодец, покрытый, как водосток, железною решеткой. Вокруг, на постоянно возвышающейся к стене покатости, окружая колодец тройным кольцом, прорыты три широкие круга; в каждом из них, отделенные одно от другого тонким простенком в два вершка вышины, находятся гробообразные места для тел. Таких мест 365. В первый круг или выбой (2 фута ширины) у колодца кладутся дети; в средний (в 4 фута) - женщины; в третий (5 футов ширины), расположенный у самой стены, - мужчины. Этот тройной круг служит типом трех кардинальных у Зороастра добродетелей: "добрых дел, ласковых слов и чистых помышлений". Последний круг принадлежит детям, первый мужчинам.

Благодаря стаям голодных коршунов, менее нежели в час времени кости всегда обглоданы до последнего атома, а через две-три недели тропическое сушит скелеты до такой хрупкости, что они при малейшем прикосновении обращаются в прах, а затем их уже сваливают в колодец. Ни малейшего запаха, ни малейшего предлога для чумы или другой эпидемии. Способ этот, пожалуй, еще вернее телосожигания, которое все-таки оставляет за собой в атмосфере гота хотя слабый, но дурной запах. Вместо того, чтобы кормить "мать сырую землю" падалью, парсы отдают Армаити (земле) лишь совершенно очищенный прах. Почитание земли, предписанное им Зороастром, так велико у них, что они принимают всякие меры предосторожности, дабы не осквернить " -Кормилицы", дарящей их "стократ золотым зерном за всякое зерно". Во время муссона, когда дождь льет в продолжение четырех месяцев ливнем и, конечно, смывает все оставленные коршунами около трупов нечистоты в колодец, стекая в него, всасывается в землю уже фильтрованная: все дно колодца, стенки которого выложены гранитными плитами, покрыто с этою целью водоочищения песчаником и углем.

Е.П. Блаватская "Из пещер и дебрей Индостана"

feed_id: 3168 pattern_id: 115 limit: 5 book_

Напротив некрополя Накше-Рустам расположилось каменное сооружение, известное в народе как «гробница Зороастра». Однако научные исследования не подтверждают факта захоронения здесь основателя древней иранской религии. По мнению ученых, это сооружение являлось алтарем зороастрийцев, где они совершали свои ритуальные обряды.

Огнепоклонничество — культ огня, света и солнца — возник в Персии более 3000 лет назад, а в VII-VII веках до н. э. пророк Зороастр воплотил древние восточные верования и легенды в религиозно-этическое учение. Он изложил их в виде откровений, полученных от всемогущего бога света Ахурамазды, и несколько веков спустя его учение стало господствующей в Иране религией Сасанидской империи.

Зороастр (Заратустра) проповедовал, что все в мире имеет два противоположных начала: жизнь и смерть, добро и зло, свет и тьма, холод и тепло, день и ночь… Добро олицетворяет бог Ахурамазда, которому противостоит злой бог Ариман, и между ними идет постоянная борьба. История противостояния двух начал, сотворения мира, основные принципы зороастризма и все основные молитвы, которые возносятся богу Ахурамазде, содержатся в священной книге «Авеста». А сам Заратустра считается создателем гат (песен) самой древней части «Авесты».

Зороастризм утверждал веру в загробную жизнь, в пришествие Мессии, который после 12 000 лет борьбы между добром и злом придет к людям, чтобы спасти мир от гибели. Люди тоже должны бороться со злом: согласно учению Заратустры, человек должен «думать о добре, говорить о добре, делать добро», и тогда все закончится победой благого начала.

Зороастризм был устойчивой религией и оказал большое влияние на жизнь народов, населявших Иран в течение почти 14 веков. В VII веке Персию завоевали арабы, и последователи Заратустры, сопротивлявшиеся насаждению ислама, вынуждены были скрываться в труднодоступных районах или бежать в другие страны. В настоящее время больше всего последователей Заратустры живет в Индии, где их называют парсами. Но где бы ни проживали зороастрийцы, они всегда соблюдают ритуалы, бытовавшие в период расцвета их религии. Например, обряды поклонения огню они совершают в специальных храмах, которые обычно устраиваются на возвышенностях.

Парсы считают, что из четырех стихий (земля, вода, огонь и воздух) главным является огонь: он священен, так как несет в себе божественное начало. С огнем связаны понятия чистоты, белизны, непорочности, добра и света. Перед чашей с огнем совершаются все богослужения зороастрийев, священный огонь горит не только в их храмах, но и в домах.

Согласно учению парсов, все мы вышли из земли и туда же вернемся, но тело умершего нельзя зарывать в землю, чтобы не осквернить ее. Земля должна цвести и плодоносить, поэтому ей должны достаться очищенные останки усопшего. И уж тем более нельзя предавать тело огню, который не должен быть осквернен прикосновением к покойному. В древности покойника сразу после смерти переносили в здание, которое называлось «кед» (дом). Название это могло означать и комплекс строений жилой усадьбы, и отдельное здание специального назначения (например «аташкед» — храм огня), а в погребальном обряде это был особый дом для усопшего. Погребальные «кеды» сооружались отдельно для мужчин, для женщин и для детей, причем размеры их определялись так, «чтобы не задевать головы стоящего человека, вытянутых рук и протянутых ног». В селениях зороастрийцев существовали коллективные «кеды», но в усадьбах знати они представляли собой особые постройки.

Из «кеда», соблюдая определенные церемонии, труп переносили на «дахму» (насыпь или круглое сооружение), где его оставляли на съедение хищным птицам. Через год кости, омытые дождем и высушенные солнцем, считались «чистыми»: их уносили и помещали в «наусах». Останки знати складывались в фамильные «наусах», а сосуды с останками простых людей зарывали в землю.

Древнегреческие писатели, сообщая о персидских погребальных обрядах, писали о сохранении тела и существовании особых гробниц персидских царей. Подтверждением этому служат и археологические памятники — вырубленные в скалах или отдельно стоящие гробницы, а также надгробные башни. А между тем, как указывалось выше, «Авеста» предписывала выставлять трупы на возвышенные места, где их уничтожали хищные звери и птицы. Кажущееся несоответствие объясняется тем, что свидетельства древнегреческих писателей и археологические памятники относятся к собственно персам, а в «Авесте» сказано о погребальных обрядах «магов». Например, Геродот сообщает, что персы сообщают тела усопших воском, а потом хоронят их в земле, а у «магов» трупы погребаются только после того, как их разорвут птицы или собаки.

Об этом же писал и Страбон, сообщавший, что трупы на растерзание выставляли на северо-востоке Персии. Такой же обычай существовал и в эпоху Сасанидов, например, Агафий отмечал, что тело умершего выносили за город, где его съедали птицы и собаки; класть тело в гроб и зарывать его запрещалось, поэтому кости умершего разбрасывали, и они со временем сгнивали. Считалось добрым знаком, если тело усопшего быстро поедалось хищниками, так как за город выносили и опасных больных, еще живых, давали им хлеб и палку, чтобы они могли, сколько хватит сил, отбиваться от собак.

В отчете китайского посла Вэй-цзе, побывавшего в начале VII века в Согдиане, сохранился такой рассказ о местном погребальном обряде:

«Вне главного города живет отдельно более двухсот семейств, специально занимающихся погребением. Они построили в уединенном месте особое сооружение, где воспитывают собак. Когда кто-нибудь умирает, они берут тело и помещают в этом сооружении, где его и поедают собаки. Затем они собирают кости и хоронят их в особой погребальной процессии, но не кладут их при этом в гроб.»

В рассказе китайского посла есть тоже указание на особое сооружение — дахму, которая была предшественницей знаменитых зороастрийских «Башен молчания». Парсы считают, что после смерти душа человека еще трое суток витает в этом мире и только потом покидает его. Три дня жрец молится в особом помещении, где лежит усопший, перед чашей со священным огнем, а на четвертый день он молится в храме, куда тело покойного вносить нельзя. Во время богослужения на жреце должна быть белая одежда, волосы убраны под белую повязку, лицо до самых глаз закрыто белой тканью. Жрецы должны быть чище других, поэтому они не могут прикасаться к покойному и совершают все полагающиеся обряды на расстоянии полутора метров от него.

После того как над умершим совершены все положенные обряды, 16 носильщиков должны на железных решетках доставить тело в Башню. Внутри нее от стен к центру идет пологий скат, на котором располагаются три погребальные площадки — отдельно для мужчин, женщин и детей. Посередине «Башни молчания» находится колодец, окруженный стеной. В Бомбее стервятники за полчаса оставляют от покойного лишь груду костей, в других местах, где хищные грифы вывелись, «работают» солнце и ветер. Потом сюда приходят специальные служители, которые собирают кости и сбрасывают их в колодец, глубина которого обычно равняется 4,5 метра. Рядом с колодцем порой устраиваются еще четыре запасных, на случай если главный колодец переполнится.

«Башню молчания» полагается строить на высокой скале, чтобы нельзя было увидеть происходящего внутри нее и чтобы она не занимала земли, нужной людям. В нее не смеет заходить никто, кроме служителей и носильщиков, которые после посещения «Башни молчания» должны обязательно очиститься. И умершего, и тех, кто прикасался к нему, очищают жидкостью, которая называется «ниранг». Приготовлена она по особым рецептам и даже через несколько десятилетий остается чистой и не подвергается разложению.

Чтобы возвести «Башню, молчания», надо соблюсти очень много сложных ритуалов, но все меньше остается жрецов, знающих их. Поэтому «Башен молчания» осталось на земле немного.

Башни молчания в городе Йезд на территории современного Ирана - не что иное, как древние кладбища зороастрийцев. Согласно религиозному учению, умерших нельзя было ни закапывать, ни сжигать, чтоб не осквернить землю или воздух. Поэтому трупы выкладывали в огромных круглых башнях на вершине горы, где их склевывали птицы. Оставшиеся кости сбрасывались в глубокий колодец, выкопанный также в башне.

По преданию большое значение имело то, какой глаз у покойника будет выклеван первым - от этого зависела его судьба в потустороннем мире. Поэтому за процессом «выклёвывания» тщательно следили священники и родня умершего.

В настоящее время этот обряд запрещен законом Ирана, поэтому представители зороастрийской религии избегают осквернения земли посредством похорон в цементе, что полностью предотвращает соприкосновение с землей.

Абсолютное большинство жителей Бомбея исповедует имдуизм. В городе есть и мусульмане. Правда, их число значительно уменьшилось после раздела страны. Часть мусульманского населения, в основном торговцы, уехала в Пакистан. Но есть в городе еще одна религиозная община — парсы. Всего их в Индии около ста тысяч, и большинство живет в Бомбее. Парсы — потомки древних персов, приверженцев зороастризма. Зороастризм был господствующей религией на территории Ирана и смежных с ним областей до арабского завоевания. После того как Иран был покорен арабами, в стране началось насильственное распространение ислама. Исповедовавшие зороастризм жестоко преследовались. На протяжении VII—XII веков значительное число зороастрийцев, скрываясь от гонений, переселилось в Индию. Одной из основ этой религии является культ огня. Часто зороастрийцев называют огнепоклонниками.

В Бомбее пять крупных парсийских храмов, или храмов огня. Самый старый из них расположен недалеко от центральных улиц города, на Принцесс-стрит. Храм был выстроен в 1713 году. Вытянутое приземистое здание чем-то напоминает китайскую пагоду. Очевидно, это сходство вызывается двумя скатами крытых черепицей крыш, построенных одна над другой. По обе стороны от главного входа храма тянутся галереи. Между колоннами галерей железные с красивым узором решетки. Наверху каждой решетки символическое изображение солнца. У входа в храм на черных дощечках надписи по-парсийски. Парсы имеют свой язык и письменность. Непарс в храм войти не может. Зороастрийцы ревниво берегут свои религиозные таинства.

Умерших парсы не сжигают на погребальных кострах, как это делают индусы, не предают земле по обычаю мусульман и христиан. Есть в Бомбее зловещие башни. Их называют «башни молчания». Сюда приносят парсы покойников и оставляют их. Хищные птицы-стервятники расклевывают тела. Так «хоронят» согласно канонам религии зороастрийцев.

На Малабарском холме, вдали от города, высятся такие «башни молчания». Неподалеку от них — небольшой храм огня. Рядом находится маленькая контора, ведающая погребением. Башни окружены густыми зарослями деревьев и колючего кустарника. Издали башни напоминают огромные цистерны. Умерших кладут на верхние площадки башен. От зари до зари над этим местом вьются черные тучи откормленных стервятников. Их очень много, и кажется, что все небо над Малабарским холмом заполнено только ими. Говорят, что эти птицы-«санитары» расправляются со своей очередной «добычей» в 20-30 минут.

Точно так же как и в храмы, в башни не пускают иностранцев.

Парсы — не очень многочисленная, но крепко спаянная община. Значительная часть ее — люди состоятельные. Издавна предки парсов занимались торговлей и ростовщичеством. Эта традиция продолжается и сейчас. Есть в Бомбее немало магазинов и лавок, принадлежащих парсам. Среди парсов, особенно бомбейских, вы редко встретите нищих или безработных. Связанные единой религией и часто родственными узами, парсы охотно помогают друг другу.

Зороастрийцы появились в Индии в IX веке. Это были эмигранты из Ирана, которые покинули родину, спасаясь от преследований мусульманских правителей. В Индии зороастрийцев называют парсами. Только в Мумбае их насчитывают более 100 тысяч. Согласно традициям члены общины делятся на атхорнанов - священнослужителей и пехдинов - мирян. В местах компактного проживания парсы объединяются в общины - анджоманы.

Зороастрийцев называют также огнепоклонниками. Действительно, в их храмах всегда горит огонь. Для его поддержания используется древесина фруктовых деревьев. Она горит медленно и выделяет приятный аромат. Самым почитаемым у парсов считается храм Ираншо в городе Удваде. основанный в 1742 году. Огонь в этот храм был принесен из Ирана и с тех пор не угасает. Правительство Индии объявило Удвад одним из 9 главных мест паломничества индийцев вне зависимости от их религиозной принадлежности.

Зороастрийцы считают мертвую плоть вместилищем скверны и демонического зла. Они не предают умерших земле и не сжигают их на погребальном костре, дабы не осквернять священные природные стихии - огонь, воздух, воду и землю. По старинной традиции парсы запирают покойников в приземистые каменные башни без кровли, окон и признаков каких-либо архитектурных украшений.

Ни один смертный не должен приближаться к этому строению ближе чем на 30 шагов. Вход в него разрешен только кхандиярам, совершающим погребальный обряд. Их ремесло является наследственным, и они держатся обычно особняком от общины. Кхандияры доставляют покойника в железном гробу. В башне они снимают с трупа одежду и укладывают его в одну из свободных гранитных или мраморных ниш. Они отделены друг от друга узким парапетом и образуют три круга, олицетворяющих этическую триаду - добрые помыслы, благие слова и праведные поступки. Внутренний круг предназначен для детей, средний - для женщин и внешний - для мужчин.

Перед входом в башню к каждому трупу обязательно подводят собаку и заставляют смотреть на покойника. Эта церемония носит название сагдид. Считается, что глаз собаки обладает магической силой, способной помешать злому демону завладеть мертвым телом. Однако необходимо остерегаться, чтобы чья-нибудь тень случайно не оказалась между мертвецом и животным, иначе взгляд собаки потеряет свою силу.

Согласно древнему представлению зороастрийцев, душа усопшего задерживается на земле ровно три дня после его смерти. На рассвете четвертого дня она оставляет мертвую плоть и поднимается в небо, влекомая лучами восходящего солнца. Там душа предстает на суд Ахурамазды на мосту Чинват, отделяющем царство живых от царства мертвых.

У башен молчания постоянно поджидают свою добычу стаи птиц-падальщиков. Они с нетерпением ждут, когда массивная железная дверь закроется за могильщиками, чтобы жадно наброситься на труп. За какой-нибудь час стервятники выполняют работу миллионов червей. Через несколько дней палящие лучи солнца высушивают человеческие кости. Тогда останки сбрасывают в глубокий колодец, находящийся в центре башни.

Народы Индии

Парсы - индийские последователи зороастризма, главным образом в шт. Махараштра и Гуджарат и Пакистане. Особенно их много в Бомбее, где они сыграли важную роль в превращении города в деловой и финансовый центр Индии. Зороастрийцы Ирана носят название - гебры. Парсы проживают также в Канаде, США, Великобритании - по 3 тыс. чел. в Шри-Ланке - 500 чел. в Австралии - 200 чел. Небольшие общины есть в Адене, Сянгане, Сингапуре, Шанхае и другие крупных городах.

Говорят на языке гуджарати индоарийской группы языков. Культовая литература на авестийском языке и пехлеви. Распространены также языки маратхи и английский.

Парсы - потомки персов-зороастрийцев, переселившихся в 7-10 вв. из Ирана после завоевания его арабами. Полагают, что первая их группа высадилась в районе Диу в 766 году н.э. а впоследствии они обосновались на земле Санджана. В настоящее время представляют собой замкнутую эндогамную общину. религиозная жизнь парсов скрыта от иноверцев. Большим влиянием в религиозных и светских делах пользуются жрецы.

Отличаются высоким уровнем жизни, сильно европеизированы и урбанизированы, материальное преуспевание считается религиозной добродетелью. Основное традиционное занятие - торговля, виноделие, кораблестроение. По материальной культуре близки гуджаратцам, по религии - гебрам Ирана. Парсы имеют собственные храмы и так называемые башни молчания, где, чтобы не осквернять священные стихии, хоронят мёртвых.

Источники: infmir.ru, www.indostan.ru, lib.icr.su, otvet.mail.ru, www.turlocman.ru

Пирамиды Марса

Пирамида Аменемхета II

Новая российская космическая станция

Хрустальный череп майя. Королевство хрустального черепа

Прогулки по Германии

Что привлекает многочисленных туристов в такую страну как Германия. Помимо многочисленных архитектурных достопримечательностей, это множество тайн и загадок, связанных...

Путешествие в Алжир

Древнейший и прекрасный город Алжир, расположился амфитеатром на берегу Северной Африки. Средиземное море омывает берега большого порта, Алжир-это так называемые...

Лёд в полярных шапках Марса

Полярные зоны представляют собой многослойные ледовые структуры, которые продолжают трансформироваться и в настоящее время. В особенности это относится к эоловым формам...

Торунь - город Коперника

Этот средневековый городок известен прежде всего тем, что здесь родился Николай Коперник. Но кроме этого в Торуни сосредоточено множество красивых зданий...

Что можно сделать с телом умершего человека? Обычно его закапывают в землю или сжигают, очень редко топят в море. Однако у зороастрийцев свое представление о загробном мире и согласно их религии мертвое тело нельзя отдавать чистым стихиям - огню или земле. Тогда как же хоронят зороастрийцы свои покойных? Открою секрет - с помощью башен молчания. Такие можно найти на востоке Ирана в городе Йезд. "Инструкцию" к их использованию я вам сейчас покажу.

Зороастризм - одна из древнейших мировых религий, получившая распространение в начале - середине I тысячелетия до нашей эры в Древней Персии и некоторых других соседних областях. Впоследствии зороастризм был вытеснен Исламом, но сохранился в Иране и Индии.

Первое упоминание об обрядах захоронения у зороастрийцев сделал Геродот. В его время умерших все-таки хоронили, но изолировали от земли с помощью промасленной ткани или воска. В III-IV веке уже нашей эры появились первый упоминания о башнях молчания, называемых "Дахмой" (пер. хоронить). Суть их заключалась в том, что тела клали на вершине рукотворного кургана, где они поедались падальщиками, а кости со временем превращались просто в прах. В случае с Персией (Ираном) на холмах строились башни из кирпича. Эта традиция дожила и до нашего времени, правда, большинство башен молчания были закрыты в начале XX века.

Сейчас самые представительные башни молчания находятся в Иране на окраине города Йезд.

Вход на территорию стоит 150 000 риалов, меньше 4 долларов. Забор можно обойти и пролезть с другой стороны, но у охраны есть мотоциклы и они легко остановят безбилетников

В случае с Йездом здесь находится сразу две башни молчания. Справа женская, а слева - мужская. Перед ними какие-то старые глиняные постройки. Возможно здесь совершались какие-то обряды в отношении тел умерших

Женская башня ниже, но она лучше сохранилась или просто была восстановлена. На вершину ведет хорошая лестница и есть небольшой навесик перед самым входом, где можно посидеть - отдохнуть


Охрана поймала двух туристов-безбилетников (скажу по секрету, что это западные туристы с дорогой фототехникой)


Вход в центр башни

Именно на этой круглой площадке и оставляли тела. Дырка в центре - туда сбрасывались кости

Желобки на поверхности то же не просто так, по ним в яму стекала жидкость (кровь)

А вот и мужская башня

Подъем на вторую башню гораздо труднее, сюда серпантином идет дорога, которую долго обходить, кроме того у самой вершины часть дороги обвалилась и приходится достаточно рискованно лазать по камням

Здесь в достаточно плохом, полуобвалившемся, но оригинальном состоянии видна основная часть башни


Вход в башню

Но отсюда открываются очень хорошие виды на окружающую местность