В каких странах преобладают раздельные школы. Раздельное обучение мальчиков и девочек: за и против. В мальчиковых классах ребята реализуют свои лидерские качества

Задумывались ли вы когда нибудь, так ли это полезно обучаться мальчикам и девочкам вместе? Говорят, что лучше всего, когда мальчика воспитывает мужчина, отец или наставник, а девочек женщина. Но, еще лучше когда мальчики воспитываются в среде мальчиков, а девочки в среде девочек. И вот почему...

До 1918 года обучение детей в России было раздельным. 31 мая 1918 года вышло постановление "О введении обязательного совместного обучения", подписанное комиссаром просвещения чарским. В 30-е годы многим, в том числе и новой власти во главе со Сталиным, стали видны негативные последствия "бесполого" обучения. Уже в те годы стал заметен дефицит сильных духом, мужественных и волевых юношей при призыве в армию. И это при том, что тогда на самом высоком уровне было и физическое, и трудовое, и патриотическое воспитание. Молодежь сдавала нормы ГТО, воспитывалась под лозунгом "Быстрее! Выше! Сильнее!" и т.д.


Сталин попытался вернуть школу к прежней модели. В раздельных школах дети стали лучше развиваться, особенно мальчики. У них постепенно стали исчезать черты, характерные для противоположного пола. Казалось бы, истина восторжествовала. Однако такой порядок обучения существовал лишь до тех пор, пока был жив Сталин. В 1954 году мальчиков и девочек вновь смешали в общие классы по календарному возрасту.

Для генетически менее зрелых мальчиков представительницы слабого пола становятся духовно-эмоциональным примером поведения и образцом ("героем") для подражания. Качества этого "образца" - прилежность, послушание, усидчивость, стремление услужить, понравиться, отсутствие протестных установок и т.д. Такая модель поведения стала активно поощряться учителями-женщинами. Постепенно из школьной жизни и чувств мальчиков исчезли ценности мужского характера. Исчезла мужская героика, былинный мужской эпос, мужская символика. Мальчики оказались погруженными в сугубо женскую духовно-сигнальную среду с ее смыслами и ценностями. Более того, духовно более зрелые девочки сами стали прививать менее зрелым мальчикам свои сугубо женские символы, пристрастия, игры, эмоции, мечты, фантазии, привычки, мотивы, смыслы жизни, страхи. В итоге на протяжении нескольких поколений из учебных заведений, где проходит большая часть жизни детей, исчезла поло-личностная самоидентификация молодых людей, и особенно мальчиков.

В конечном счете присущие только мальчикам природные задатки - страсть к риску, испытаниям на волю и силу духа, жажда быть смелым и мужественным - стали заглушаться и нейтрализовываться. Учитывая, что эмоции непременно имеют четкую и определенную гормональную активацию (а гормоны, как известно, вещества прямого генетического действия), речь идет о подавлении и нейтрализации мужских задатков и на генетическом уровне. Кроме того, природа мужского начала такова, что самое унизительное, позорное, буквально саморазрушительное переживание для мальчиков - быть слабее девочек. На этот счет имеются многочисленные сообщения в зарубежной, а в последние годы и в отечественной научной литературе: женоподобные мужчины стали все больше и больше заполнять пространство социальной жизни.


Мы в ХХ веке провели над собой трагический эксперимент - игнорировали поло-ролевое воспитание и активно внедряли бесполую педагогику. Вот результат... В условиях, когда до основания разрушена народная воспитательная культура, когда до основания разрушено семейно-родовое воспитание, наша школа, нацеленная на некую сумму знаний (без воспитания чувств) есть преступление перед народом.

Обсуждать вопрос о раздельном обучении в школах начали примерно четверть века назад. Среди педагогов-новаторов Амонашвили, Шаталова, а занял свое место и Владимир Базарный. В то время он создал в подмосковном Сергиевом Посаде лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. Проведя многочисленные социологические исследования, Базарный пришел к однозначному выводу: главный враг здоровья детей - современная школа в том виде, в каком она сейчас существует. Один из китов, на котором стоит методика педагога - разделение классов по половому признаку. "Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту - вещь непростительная, - считает Владимир Базарный. - Девочки в начале обучения на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника".

Последователи методики Базарного убедились в том, что высоких результатов позволяет достигать именно программа раздельного обучения. К примеру, в одной из школ Красноярского края, перешедшей на раздельное обучение, более 60% учеников - отличники, 90% выпускников с первой попытки поступают в вузы. В приложении к воспитанию эта истина выражается в том, что мальчики и девочки рождены для совершенно разных жизненных реализаций, поэтому обучать их нужно не одному набору наук (как это делается у нас в школах), а по совершенно разным программам и в разной манере. Образование девочки, например, включало в себя освоение 108 женских искусств (в том числе умение вести хозяйство, оказывать врачебную помощь, умение красиво одеваться, красиво двигаться и говорить, петь, писать стихи и тому подобное). У девочек родители стремились воспитать такие качества, как нежность, женственность, целомудрие, верность, трудолюбие, готовность стать невестой, матерью. Мальчика обучали в соответствии с его врожденной природой: кто-то рожден, чтобы просто трудиться, кто-то - чтобы преумножать богатства, кто-то - чтобы защищать и руководить, кто-то - чтобы наставлять и советовать. Воспитывались смелость, воля, сила духа, способность быть лидером и брать на себя ответственность, готовность защищать слабых, готовность стать главой семьи, встать на защиту Отечества и т.д. Народы еще в древности осознали: мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Так появились испытания, направленные на преодоление страха, развитие силы, ловкости, смелости, выносливости и т.д.


В современном обществе почти повсеместно девочек учат так же, как мальчиков, таким образом прививая им неверное видение своей жизненной роли. Отсюда - несчастливые в личной жизни женщины. Мальчиков же не ориентируют на соответствующую им социальную деятельность. Отсюда - профессионально потерянные мужчины (те, кто не доволен своей работой, своим положением и достижениями).

Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в "девчоночьих" классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают. А мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идёт о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок. Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать. Следует учитывать и такую особенность: мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают "от противного": сначала - результат, потом - как мы к этому пришли. От общего - к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности.

Никто, в том числе и в стане противников раздельного обучения, не спорит: в "сегрегированных" классах и успеваемость выше, и дисциплина лучше, и усвоение знаний быстрее, и физически ребята крепче.


Выпускники школ 40-х-50-х годов прошлого века вспоминают, что дружеской атмосферы в "однополом" классе, как правило, не было. О сплоченном коллективе не было и речи. Девочки всячески стремились показать свое превосходство. В "мужских" школах процветал культ силы, педагоги жаловались на многочисленные хулиганские выходки учащихся. Однако в наши дни в школах, создаваемых по новой модели, мальчики и девочки занимаются "через стенку", встречаясь на переменках и на внеклассных мероприятиях.

Наиболее строгие критики этого метода обучения говорят о принципиальной недопустимости воспитания в детях привычки делить людей на "таких же, как я" и "других". Поделив учеников сначала по гендерному признаку, говорят оппоненты, возникает соблазн продолжить делить их по расовому, религиозному, физическому, интеллектуальному признакам. Некоторые критики считают, что в мужском классе будет процветать дедовщина. Встречаются даже мнения, что класс, где нет девочек, - хорошая среда для воспитания будущих... маньяков.


Аргумент, что в раздельных классах дети ограждены от сомнительных прелестей полового созревания, тоже не выдерживает критики. У нас сейчас слишком большое влияние имеют средства массовой информации, где детям рассказывается обо всех "прелестях" половой жизни, в том числе и добрачной.

Помимо споров вокруг собственно метода, существует проблема совсем другого рода - педагогические кадры. В регионах, где проводится эксперимент, на роль классного руководителя в мужской класс ищут, как правило, мужчину. На деле выяснилось, что это почти нереально.

И все же гендерная педагогика набирает обороты. Учитывая предыдущий педагогический опыт и современные исследования, все больше учителей стараются возродить эту неоспоримо эффективную методику обучения. Все больше родителей ищут школы или классы с раздельным обучением. Эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство "разделенных" школ - гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением ряда предметов. Там, где есть математические и гуманитарные классы, отчего бы не быть "мальчиковым" и "девчачьим". Кроме того, учиться не в такой школе, как все, престижно.

Опытные площадки открылись уже на 35 территориях Российской Федерации - всего получилось 62 класса. Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по новой системе, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята стали сильнее и выше ростом, чем их сверстники из других школ.

Если обратиться к современному опыту западных стран, то в немецких государственных школах разделение по половому признаку категорически запрещено. Исключение составляют только несколько особо престижных, очень дорогих частных гимназий.

Американский департамент образования недавно ввел новые правила, облегчающие организацию раздельного школьного обучения. Начиная с 1998 года количество школ в США, предлагающих раздельное обучение мальчиков и девочек, возросло с 4 до 223. Школы, имеющие хотя бы несколько "однополых" классов, есть в 32 штатах.

По статьям Тимофея Шадрина и Владимира Базарного

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП материалов о новом человеке, новой экономике, взгляде на будущее и образовании вы можете найти там, где вам максимально удобно

В дореволюционной России обучение в гимназиях было раздельным: мальчики проходили стандартную программу, а девочки – «женскую», с уклоном в домоводство. Стремление к всеобщему равенству свело учеников обоего пола в одну школу и так юные россияне учатся уже сто лет. И столько же времени ученые всего мира, занимающиеся образовательной наукой, ищут доказательства и опровержения того, что школьное обучение должно быть раздельным.

Мальчики могут сохранить типично мужские качества

Ни для кого не секрет, что с младенчества и вплоть до начала полового созревания мальчики в своем биологическом развитии отстают от девочек на 1,5 – 2 года. И это, по мнению Владимира Базарного, руководителя Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области, одно из важных доказательств преимущества раздельного обучения. В силу того, что девочки биологически старше своих одноклассников – мальчиков, одну и ту же задачу они понимают и усваивают лучше. Школьницы быстрее адаптируются в коллективе и, стараясь завоевать лидерские позиции, на фоне более отсталых мальчишек быстро достигают задуманной цели. Все это приводит к тому, что юные представители сильного пола, уверяясь в своей беспомощности, часто начинают копировать поведение более успешных одноклассниц. Они подражают им в отношении с учителями, перенимают стремление понравиться, быть прилежным, и в результате теряют свои типично мужские качества: рискованность, смелость. Они уже не пытаются искать другие, альтернативные пути решения задачи или проблемы, не желают доказывать свою правоту и проявлять настойчивость и решительность. В результате вырастают целые поколения мужчин, которым ничего не надо, кроме как получить похвалу, за то, что он — хороший. Совершать открытия, героические поступки, иметь мужество брать на себя ответственность таким юношам просто несвойственно.

Девочки могут освоить традиционно «мужские» предметы

За рубежом тоже преобладает совместное обучение мальчиков и девочек. Но, например, в Великобритании все самые престижные, элитные частные школы поделены на мужские и женские. Это именно их выпускники – граждане Соединенного Королевства, составляют львиную долю студентов физико-математических факультетов Оксфордского, Кембриджского и Бирмингемского университетов. Остальные — китайцы, арабы, русские. Несколько лет назад ученые из Лондонского института образования провели широкомасштабное социологическое исследование среди граждан Великобритании. Они опросили более 13 тысяч мужчин и женщин, чьи школьные годы пришлись на 1970-е, когда идея раздельного обучения в Англии была особенно популярной. Тогда четверть всех школ Соединенного Королевства, как частных, так и муниципальных, были «мужские» и «женские». Проанализировав ответы всех респондентов и, получив информацию о том, как сложилась их дальнейшая судьба, исследователи обнаружили странную закономерность. Женщины, окончившие школы с раздельным образованием, ныне в среднем зарабатывают на 10 % больше, чем их сверстницы, учившиеся в смешанных классах. Причем эти дамы в прошлом имели как хорошую, так и среднюю успеваемость, но в дальнейшем связали свою профессию с точными науками или политикой, то есть, с дисциплинами, при изучении которых школьные учителя традиционно делают упор на мальчиков. А вот представители сильного пола, окончившие как раздельные, так и смешанные школы, никак не отличались по уровню своего дохода. Исследователи сделали вывод, что для женщин раздельное обучение эффективнее, поскольку отсутствие в классе мальчиков позволяет девочкам активнее осваивать традиционно «мужские» предметы. И юные дамы достигают отличных результатов в тех областях, в которых в смешанной старшей среднестатистической школе привычно лидируют мальчики. В дальнейшем такие женщины весьма успешно делают карьеру в обществе, где царит реальное равноправие полов.


В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Информационным поводом к этим заметкам стала публикация на новостном сайте НТВ «Плюсы и минусы раздельного обучения», в которой отмечается, что такой подход к образованию становится всё популярнее - в России уже несколько сотен раздельных классов. При этом из текста видно, что корреспондент, автор материала Георгий Гривенный, находясь под влиянием интервью педагогов, продвигающих идею раздельного образования мальчиков и девочек, склонен видеть в этом образовательном тренде больше положительных моментов. Под конец приводится, правда, мнение Ольги Маховской, старшего научного сотрудника Института психологии РАН, которая совершенно справедливо отмечает, что обучение ребёнка в однополом классе может осложнить его социализацию в будущем, но это единственное критическое суждение не может изменить общего оптимистического тона статьи. Поэтому - да будет выслушана и другая сторона - позвольте высказать несколько критических замечаний по поводу раздельного обучения.

Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Обратимся к истории. Раздельное образование существовало во всех европейских странах в ХIХ - начале ХХ века. Такой подход объяснялся очень просто: согласно популярной тогда теории раздельных сфер, мужчинам и женщинам в обществе предназначались разные роли. Мальчики готовились для сферы публичного: политики, бизнеса, управления, девочкам была уготована сфера частной жизни, роль «ангела домашнего очага». Естественно, что программы женских школ и гимназий существенно отличались от мужских, так как для выполнения исключительно роли жены и матери не требовалось большого объёма знаний. К тому же в то время существовали серьёзные предубеждения в отношении уровня развития женского интеллекта, который считался безусловно слабее мужского. Считалось, что по уровню умственного развития женщина остаётся на уровне подростка мужского пола 14-15 лет. Последствием такой ситуации было возникновение движения за право женщин на образование, которому удалось добиться допуска женщин к профессиям и в университеты, изменения программ женских школ и гимназий. В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент оказался не слишком успешным, вызвал критику со стороны родителей и учителей и был отменён в 1954 году. После этого никто не вспоминал о раздельном образовании вплоть до 90-х годов, когда переход к рынку привёл к появлению класса богатых и успешных, у части из которых появилось желание, чтобы их дочери получали образование, как в дворянских семьях ХIХ века. Возможно, вы помните, насколько популярна была в то время дворянская родословная: многие начали искать у себя дворянские корни и некоторые действительно находили. Кроме того, 90-е - это период начала так называемого патриархатного ренессанса - возрождения традиционных представлений о предназначении полов: мужчина - кормилец, женщина - хозяйка и мать. Лично я впервые столкнулась с раздельным обучением на конференции женских организаций в Ярославле в 2000 году. Директор частной женской школы с восторгом рассказывала о том, что её ученицы воспитываются практически так же, как ученицы институтов благородных девиц, у них даже форма похожа, с мальчиками (курсантами военного училища) они общаются только на балах, которые устраиваются для старшеклассниц два раза в год. На вопрос, как складывается судьба девочек после окончания школы, она с гордостью ответила, что поскольку их папы люди состоятельные, то они чаще всего удачно выходят замуж. Такой вот питомник рублёвских жён ярославского разлива. Однако исторический опыт показывает, что такое «возвышенное» воспитание вовсе не является залогом счастливого брака. Именно выпускниц институтов благородных девиц имел в виду известный русский публицист А. Амфитеатров, когда писал: «Царствование Николая I - классическая пора несчастных браков и непонятых женских натур». Не случайно движение за улучшение женского образования в ХIХ веке началось с проектов реформы женского институтского образования. Инициатором реформы был земляк этой самой директрисы, известный педагог К.Д. Ушинский, занимавший пост инспектора Смольного института. Но об этом сторонница раздельного обучения, вероятно, не знала. Проблема заключается в том, что многие приверженцы раздельного обучения действительно не знают либо не стремятся знать о его предыдущем опыте.

Так, замалчивается то обстоятельство, что в лучших закрытых мужских школах типа Итона и Харроу в Англии в ХIХ - начале ХХ века были распространены гомосексуальные отношения. Поскольку в этих учебных заведениях из поколения в поколение обучались представители английской аристократии, то они фактически были средой, воспроизводящей гомосексуализм в элите английского общества. В конце ХIХ века это привело к ряду крупных скандалов, самым громким из которых был процесс над знаменитым драматургом Оскаром Уайльдом в 1895 году. Эта проблема существовала и в закрытых мужских и женских учебных учреждениях других стран. Вспомните фильм «Дурное воспитание» известного испанского режиссёра Педро Альмодовара. Действие в этом фильме разворачивается не так уж далеко от наших дней.

Предвижу возражения, что в большинстве случаев в нашей стране раздельное образование предусматривает обучение мальчиков и девочек в разных классах в одной и той же школе, что не исключает их общения на переменах и после занятий. Однако и такой подход может привести к целому ряду проблем. Во-первых, вызывают возражение сами обоснования раздельного образования, которые дают его сторонники. На наш взгляд, порой они просто лишены логики. В репортаже Г. Гривенного приводится мнение директора московской школы № 1257 о раздельном образовании: «Идея такого гендерного подхода как раз в том, чтобы помочь ученикам лучше воспринимать материал. Ведь у девочек больше развит эмоциональный интеллект, а у мальчиков - абстрактное мышление. Значит… подавать один и тот же предмет можно и нужно по-разному». Сразу же хочется спросить: имеют ли директор школы и автор публикации представление о содержании употребляемых ими терминов? Теория эмоционального интеллекта - относительно новое явление в психологии, её стали разрабатывать в 90-х годах прошлого века. С точки зрения большинства её разработчиков, эмоциональный интеллект - это понимание своих эмоций и своих скрытых мотивов для эффективного взаимодействия с окружающим миром. Обладают им в разной степени представители обоих полов, но развитие эмоционального интеллекта обычно связывают с лидерскими качествами. Лидеры - это люди с развитым эмоциональным интеллектом. Значит ли это, что адепты раздельного образования ставят своей задачей в итоге воспитывать у девочек лидерские качества в большей степени? Тогда как это сочетать с ещё одним аргументом сторонников раздела школьных полов, где в детях быстрее и твёрже формируются то самое мужское и женское начало, то есть опять традиционная дихотомия: мужчина - сильный и активный, женщина - слабая и зависимая?

Далее описывается урок физики в этой школе: «Учитель физики Розалия Чулимова в классе мальчиков в самом начале урока демонстрирует опыт - фокус с атмосферным давлением. Больше от стола с колбочками и скляночками они не отойдут до звонка на перемену». Розалия Чулимова, учитель физики школы № 1257, объясняет свой новаторский подход следующим образом: «У девочек это будет экстремальный вариант, с девочками так нельзя. Мальчики познают науку самостоятельно на практике, а девочки только потом закрепляют усвоенный материал при помощи тех же приборов». Из этого следует вывод, что девочки сначала осваивают теорию и потом закрепляют её на практике. Но не значит ли это тогда, что у них лучше, чем у мальчиков, развито абстрактное мышление? С такого рода логическими несостыковками и терминологическими ляпами мне приходилось сталкиваться и на тех круглых столах по раздельному обучению, на которых приходилось присутствовать. Энтузиазма его сторонникам не занимать, но теория часто хромает. Нас как организацию, которая более 10 лет занимается вопросами гендерного образования, беспокоит то обстоятельство, что достаточно часто понятия «раздельное обучение» и «гендерное образование» смешиваются. Время от времени мы (Ивановский центр гендерных исследований) получаем приглашения на конференции по гендерному образованию, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что на самом деле предполагается обсуждение проблем раздельного обучения. Пользуясь случаем, хочется сказать: «Дорогие мои, гендерное образование - это не то, что вы думаете!» Начнём с того, что гендерное образование берёт своё начало от феминистской педагогики и цель его - продвижение идей равенства полов и толерантности, преодоление гендерных стереотипов, воспитание активной жизненной позиции как у мальчиков, так и у девочек. Оно ориентировано на формирование андрогинной личности, то есть личности, в которой присутствуют как феминные, так и маскулинные качества: то есть мальчики могут плакать и проявлять слабость, а девочки могут быть сильными и активными. Свои задачи оно может решать только в процессе совместного обучения учащихся обоих полов.

Девушки 15-17 лет не знают элементарных вещей об особенностях своего организма: что такое овуляция, как высчитывается менструальный цикл, каковы признаки беременности. Одна из врачей НИИ материнства и детства, участвовавшая в нашем проекте, рассказала, что недавно к ним была доставлена рожать девушка 17 лет, которая не могла понять, что с ней происходит, не знала, что такое менструация и половой акт. Не имея представления о том, откуда берутся дети, она полагала (и её родители, кстати, тоже), что просто поправляется.

Это не значит, конечно, что гендерное образование стремится в итоге воспитать женоподобных мужчин и мужеподобных женщин, но хотелось бы, например, чтобы не только из девочек вырастали заботливые матери, но и из мальчиков ответственные отцы (есть такое понятие «ответственное отцовство», подразумевающее, что отец наравне с матерью участвует в уходе за ребёнком и его воспитании начиная с рождения). Именно в школе и в вузе наиболее активно идёт процесс гендерной социализации, когда мальчики и девочки примеряют на себя те роли настоящего мужчины и настоящей женщины, которые предлагает им социальная среда, и не всегда этот процесс протекает безболезненно, так как роли эти обусловлены устаревающими патриархатными стереотипами. В гомогенной по половому признаку среде становление мужественности и женственности может протекать достаточно однобоко. Чтобы не быть голословной, приведу выдержки из двух студенческих эссе:

«Мужчина - это круто, по крайней мере лучше, чем быть женщиной. Женщину избивают не обязательно для того, чтобы показать, кто босс, на неё можно просто прикрикнуть, и она тут же поймёт, что без мужчины она не была бы женщиной».

«На мой взгляд, каждый мужчина должен быть прежде всего человеком во всех смыслах этого слова. У каждого человека свои представления о мужественности и женственности… ровно столько, сколько людей живёт на планете… Я думаю, что, как и каждый человек, любой мужчина имеет не только обязанности, но и права, к числу которых относится и право на слёзы в определённых ситуациях. Разумеется, если мужчина, который случайно упал, зальётся горькими слезами, он будет выглядеть несколько странно, но если мужчина теряет близкого человека и остаётся абсолютно невозмутимым, то это говорит лишь о его чёрствости и бессердечности».

Автор первой цитаты - студент мужской группы механического факультета сельскохозяйственной академии, автор второй был студентом исторического факультета университета, где юношей и девушек приблизительно поровну и читаются курсы по гендерной проблематике. Я преподавала в обоих учебных заведениях и могу свидетельствовать, что в мужских студенческих группах это самое мужское начало действительно формируется очень твёрдо, но скажите мне, чья маскулинность представляется вам более привлекательной? И сможет ли автор первой цитаты создать впоследствии благополучную семью?

Наш опыт работы в школах и вузах показывает, что именно на уроках, особенно у хороших педагогов, использующих инновационные методики, мальчики и девочки учатся совместно решать задачи и принимать решения, понимать и уважать особенности мышления и мировосприятия друг друга, что им пригодится во взрослой жизни, когда они начнут работать в смешанном коллективе. И очень хорошо, когда эти навыки дополнительно отрабатываются на классных часах по гендерной проблематике. Общения на переменах для выработки таких навыков рабочего взаимодействия явно недостаточно. И поверьте, у тех студентов и учащихся, которые осознали, что «работать вместе с девушками над решением проблемы сложно, но очень здорово» и что «к мужчинам нужно относиться терпимее, ведь они такие уязвимые» (это выдержки из анкет обратной связи одного из наших проектов по гендерной социализации), карьера сложится удачней, чем у выпускников раздельных классов.

Кстати, о карьере. Да, в нашей нынешней жизни «мужчиной-домохозяйкой или женщиной-бизнесменом никого уже не удивишь», но что в этом плохого? Если в нынешней профессиональной деятельности важнее не физическая сила, а мозги, то это неизбежно приводит к расширению поля возможностей для женской карьеры. Это глобальный процесс, и противостоять ему трудно, да, наверное, и не имеет смысла, хотя, на наш взгляд, раздельное обучение как раз является такой попыткой противодействия неизбежному. Ведь логическим продолжением раздельного обучения в школах является распределение выпускников по мужским и женским факультетам и вузам, а затем сегрегация по половому признаку рынка труда и увеличение разрыва в оплате труда мужчин и женщин, так как в нашей стране профессии, где преобладают женщины, традиционно оплачиваются ниже. Да, и у родителей, и у учеников должно быть право выбора между совместным и раздельным обучением, но важно, чтобы этот выбор был правильным, он должен быть обдуманным и осознанным, в том числе нужно ответить на главный вопрос: «Какого будущего я хочу для своего ребёнка, когда он вырастет?»

Материал подготовлен при поддержке Фонда имени Генриха Бёлля




Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Уже в садике мальчики и девочки играют в разные игры, мыслят по-разному. А в школе требования для них будут одинаковыми. В некоторых школах России учителя решились на необычный эксперимент.

сайт расскажет, в чем он состоял и что из этого получилось.

Школа № 34 города Каменска-Уральского поделилась первыми результатами эксперимента, который начали в 2014 году. Педагоги в экспериментальных классах уверены - детям так лучше.

У детей раздельное обучение, но смешанное воспитание - только во время уроков порознь. Все остальное время: на переменах, на физкультуре, в столовой, на экскурсиях и внеклассных мероприятиях ребята общаются вместе. После начальной школы классы планируют объединить, чтобы общение между полами было живым, а не в соцсетях. 5–7 классы - это возраст, когда важны друзья, выбор, становление личности в социуме.

Во многих школах с раздельными классами мужские классы стараются ориентировать на спорт, например хоккей, и привлекать к обучению больше мужчин: ОБЖ, физкультура, тренеры спортивных школ - чтобы ребята брали правильный пример с мужчин. Правда, найти мужчину на роль классного руководителя пока проблематично.

Девочкам стараются организовать уроки по хореографии и рукоделию или проводить занятия в местном Доме творчества.

Мальчики и девочки отвлекаются друг на друга

Психологи хорошо знают, что если среди учащихся есть представители противоположного пола, то любой мальчик или девочка, пусть даже неосознанно, будут пытаться произвести впечатление и отвлекаться от урока, падает концентрация внимания.

В смешанных классах у мальчиков ломается мужское начало

И родители, и ученые знают - в раннем возрасте мальчики умственно и физически на 2–3 года отстают от своих сверстниц: у них левое полушарие созревает медленнее. Поэтому система обучения в школах ориентирована на девочек. Позорно и унизительно, что над тобой смеются, когда отвечаешь у доски. Так развивается комплекс неудачника и появляется агрессия по отношению к сверстникам и к старшим.

Для мальчиков естественно стремление к риску, испытание на силу воли и духа, жажда быть первым, быть героем, самому принимать решения. Как воспитать настоящих мужчин, если их заставляют повторять готовые решения и сидеть смирно?

Девочки любят конкретику и четкий алгоритм

В гендерных классах учителям легче учитывать психологию полов. Девчата застенчивы в общении и прилежны в обучении. Им важны детали и сам процесс. Хотя они хорошо усваивают типовые задания, легко справляются по заданному алгоритму и успевают выполнить больше заданий, они стесняются мальчиков и порой класс напоминает пустую комнату.

В отсутствие мальчиков девчата чувствуют себя более непринужденно, не боятся поднимать руку, ошибиться, с удовольствием помогают друг другу, причем без всяких насмешек.

Мальчикам важен смысл, а не правила и готовые решения

Мальчишки должны сами добывать себе знания. Они не выполняют задание по шагам, а стараются додуматься и сделать сами, они хотят сами вывести правило из того, что сказал учитель. Поэтому каждое задание - это приключение. Их восприятие более целостное, образное, эмоциональное. Мальчику нравятся вопросы проблемного характера, и он активно вовлекается в поиск решений, чтобы ответить первым.

Девочки за «коллективные» задачи

В экспериментальных классах заметили, что девочки хорошо работают в коллективных задачах. Они сразу распределяют роли, много советуются друг с дружкой и вместе находят решение. В индивидуальных заданиях ведут себя нерешительно, даже если знают правильный ответ.

Еще учителя заметили, что девочку всегда нужно хвалить, даже за ошибки, иначе она может закрыться и в следующий раз побоится ответить. Мальчики такого подхода не поймут.

В мальчиковых классах ребята реализуют свои лидерские качества

В отсутствие девчат мальчики не стесняются говорить то, что думают, высказывать свои мысли, даже если они идут вразрез с общепринятыми. И хотя постоянный шум и выкрики - это норма, учителя заметили, что у ребят в экспериментальных классах меньше агрессии. При девочке каждый мальчик пытается самоутвердиться. Здесь же все равны и его попытки самоутвердиться можно направить на развитие лидерских качеств.

В средней общеобразовательной школе №20 города Бийска ввели раздельное обучение мальчиков и девочек. Пока только в двух первых классах из четырёх. В плюсах и минусах такого обучения разбирался корреспондент АиФ-Алтай.

Ради этики

По мнению Елены Вирбицкас, директора школы , гендерное обучение должно способствовать формированию у учащихся типично женских и типично мужских качеств. Статистика учреждения показывает, что 54% учеников воспитываются в неполных семьях, а введение раздельного обучения как раз позволит скорректировать их воспитание.

Раздельное обучение, по мнению многих, позволяет воспитывать истинные женские и мужские качества. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Учебная программа у девочек и мальчиков одинаковая, различаются лишь подходы к преподаванию материала. Так, на уроках физкультуры девочкам дают гимнастику и ритмику, мальчикам - силовые и игровые виды занятий. Планируется, что раздельное обучение будет действовать минимум до 8-го класса. У учителей есть желание сделать его для школы всеобщим.

Сама идея гендерного разведения детей при обучении имеет давнюю историю - так учили гимназистов до революции, был и столичный эксперимент в семилетних школах в 1943-54 годах, а в новейшей российской истории примерам, подобным бийскому, больше десяти лет. Правда, обычно гендерное разделение вводят в профильных учебных заведениях - кадетских, языковых и т. д.

Однополые классы чаще встречаются в профильных школах. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

У раздельного обучения много как сторонников, так и противников. Так, по оценке руководства школы в Бийске, в последние годы отмечается чрезмерная эмансипация девочек. Отсутствие этики культуры поведения, стирание границ полов и результаты обучения подтолкнули школу к введению раздельного образования.

Однако, по мнению читателей «АиФ-Алтай», высказавшихся на сайте газеты, раздельное обучение, которое по факту существует в некоторых кадетских классах, порой бессмысленно. Так, при недоборе девочек в кадетские классы их разбавляют «гражданскими» мальчиками. Что убивает саму идею делать девочек женственными, а мальчиков мужественными. Некоторые из тех, кто имел опыт раздельного обучения, называют его отрицательным.

Только в смешанных классах дети разных полов могут научиться общаться друг с другом, считают некоторые эксперты. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Среди сторонников раздельного обучения - врачи и педагоги. Главный аргумент - мальчики и девочки развиваются по-разному, и учить ребят лучше по-разному. Ведь обычно успеваемость у девочек выше, их чаще хвалят учителя, а это может подавить у мальчиков стремление хорошо учиться. Ещё один аргумент - в раздельных классах легче поддерживать порядок и тишину, настраивать ребят на учёбу.

Подготовка к жизни

С точки зрения противников гендерного обучения - разница между полами преувеличена, на способности учиться больше влияют личностные характеристики ребёнка. По мнению Игоря Душенко, психолога-педагога , совместное обучение даёт дополнительный стимул к учёбе и развитию. Нужно идти навстречу потребности детей в общении, а не бороться с ней. Чтобы происходил «взаимообмен» позитивных качеств. Так, воспитанные в мужском коллективе мальчики хуже понимают, что такое «ответственное отцовство».

Есть мнение, что учиться раздельно дети должны, как минимум, до 8 класса. Фото: АиФ/ Елена Иванова

Интересно, что в европейских странах, где раздельное обучение представлено широко, социологические исследования установили, что у выпускниц школ для девочек гораздо больше шансов преуспеть в жизни, они больше зарабатывают. А у мужчин способ обучения не влияет на карьеру, зато сказывается на семейной жизни - процент разводов среди выпускников школ для мальчиков гораздо выше, чем среди тех, кто учился в смешанной школе. Становление мужественности и женственности в гомогенной по половому признаку среде однобоко, не учитывает равноправия полов в обществе, где женщина может быть лидером, а мужчина имеет право на слезы. С другой стороны, в чисто мужских классах с учителями-мужчинами проще воспитывать мальчиков в духе мужской героики.