В чем причины трагедии ларисы. В чём трагедия Ларисы Огудаловой по пьесе А.Н. Островского Бесприданница. Другие сочинения по этому произведению

Сочинение

Обратимся прежде всего к характеру героини. Лариса - мягкая, чистая девушка. Она способна чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом - певческим и музыкальным. Лариса с трудом может понять, что в обществе, где она по воле матери должна вращаться, все определяют деньги, деньги и еще раз деньги. Она ищет подлинной, возвышенной любви и, как ей кажется, находит ее в лице «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова, из помещика в соответствии с духом времени переквалифицировавшегося в предпринимателя-судовладельца, но целиком сохранившего барскую психологию. Лариса думает, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Лариса бедна, приданого за ней нет, и в мире, где хотят купить всё, товаром становится ее красота, о чем героиня до поры даже не подозревает. Но избранник Ларисы, не обладая деловой хЬаткой миллионщиков из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль. Неслучайно он признается Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».

Лариса верит, что ее возлюбленный - человек широкой души, способный подняться над узкими материальными интересами. Она прямо заявляет своему жениху мелкому чиновнику Юлию Капитонычу Карандышеву: «Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все... Сергей Сергеич... это идеал мужчины». Здесь любовь застила глаза Ларисе. Критически взглянуть на Паратова она уже не в состоянии. Между тем Сергей Сергеич - вовсе не тот идеальный человек, каким представляет его влюбленная девушка. Даже так поразивший Ларису эпизод с кавказским офицером, когда Паратов, дабы продемонстрировать свое хладнокровие и меткость, стрелял в монету, которую она держала в руке, говорит просто о бахвальстве, ради которого Сергей Сергеич, не колеблясь, рискует и своей и чужой жизнью. И бедным помогает Паратов не по зову души, а из стремления сработать на публику, продемонстрировать той же Ларисе бескорыстие и широту натуры. В финале героиня прозревает, что и приводит ее к трагедии.

Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева. Сергей Сергеич публично унижает ее жениха. Лариса окончательно разочаровывается в Юлии Капитоныче и говорит Паратову: «У меня один жених: это вы». Однако разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит девушку, но уже давно не волен в своих поступках. Сначала он пытается уверить Ларису, что его страсть к ней была лишь минутным увлечением, но потом признается, что вынужден был жениться на нелюбимой женщине ради богатого наследства:

«Паратов. ...Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?

Лариса. Ну, что же! И хорошо, что он забудет.

Паратов. Это душевное состояние очень хорошо, я с вами не спорю; но оно непродолжительно. Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны.
Лариса (задумчиво). Неразрывные цепи! (Быстро.) Вы женаты?
Паратов. Нет.

Л ар и с а. А всякие другие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя.
Паратов. Я обручен.
Лариса. Ах!
Паратов (показывая обручальное кольцо). Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь.
Лариса. Что же вы молчали? Безбожно, безбожно! (Садится на стул.)

Паратов. Разве я в состоянии был помнить что-нибудь! Я видел вас, и ничего более для меня не существовало».

На самом деле «идеальный мужчина» Сергей Сергеич превосходно все сознавал и точно рассчитывал свои действия. Лариса для него - только красивая вещь, игрушка, которую вдруг отнял какой-то ничтожный Карандышев. Паратов решил показать Юлию Капитонычу, кто в доме хозяин, и отбил у него невесту. В последнем же разговоре с Ларисой Сергей Сергеич выступает в роли не пылкого влюбленного, а вполне рассудительного человека. Он даже не соизволил, дабы не компрометировать себя, проводить потрясенную девушку домой, спокойно передоверив эту миссию пьянице и бездельнику Робинзону. А ведь проводи ее Паратов до дому, Лариса избежала бы гибели от пули Карандышева. Нет, не любит ее тот, за кем Лариса была готова безоглядно идти и в огонь и в воду. Для Паратова она - действительно, только мимолетное увлечение.
И все-таки не разочарование в былом возлюбленном губит несчастную бесприданницу. К трагической развязке приводит осознание Ларисой того, что все знакомые мужчины рассматривают ее как дорогую красивую вещь, которую можно купить или заполучить за деньги либо каким-то иным образом.

Она произносит знаменитое: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек... Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину». Когда Лариса предупреждает Паратова: «Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге - выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет», она еще всерьез не думает о самоубийстве. Слова о Волге и саде призваны скорее напугать возлюбленного, заставить его принять наконец решение, как казалось Ларисе, благоприятное для нее. Но когда Кнуров предлагает ей роль своей содержанки, со значением подчеркивая: «Для меня невозможного мало», мысли о смерти становятся реальными.

Лариса размышляет: «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко. Видно, уж тем совсем жить нельзя; их ничто не прельщает, им ничто не мило, ничего не жалко. Ах, что я!.. Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? (Задумывается.) Ах, нет, нет... Не Кнуров... Роскошь, блеск... нет, нет... я далека от суеты... (Вздрогнув.) Разврат... ох, нет... Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная. Кабы теперь меня убил кто-нибудь... Как хорошо умереть... пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть... Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне!.. Хворать долго, успокоиться, со всем примириться, всем простить и умереть... Ах, как дурно, как кружится голова».
А тут Карандышев рассказывает невесте, как Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, как дорогую вещь, вынести унижения Лариса уже не в состоянии. Покровительство Юлия Капитоныча для нее оскорбительно. Зато этот человек, для которого жена, вхожая в круг местных миллионеров, должна была стать средством преодоления собственного комплекса неполноценности, помогает Ларисе, сам того не сознавая, осуществить сокровенное желание: «Кабы теперь меня убил кто-нибудь...» Героине претит жизнь в мире наживы, она хочет сохранить чистоту, уйти, не запятнав душу и тело развратом, не сделав собственную красоту товаром. Это, а не несчастная любовь к Паратову, заставляет Ларису искать смерти.

И в минуту кончины она проявляет подлинное благородство, спасая своего убийцу от суда. Лариса убеждает столпившихся вокруг нее Паратова, Кнурова, Вожеватова - главных действующих лиц драмы и истинных виновников своей гибели: «Это я сама... Никто не виноват, никто... Это я сама». Паратова, наконец, прорывает. Сохранив остатки былого чувства к Ларисе, он исступленно кричит поющим цыганам: «Велите замолчать! Велите замолчать!» Но умирающая Паратову и остальным нисколько уже не верит. У нее еще хватает сил с иронией оспорить паратовское распоряжение: «Нет, нет, зачем!.. Пусть веселятся, кому весело... Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо... умереть... Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди...» И заканчивает глубоко искренним признанием: «Я вас всех... всех, люблю», посылает последний поцелуй. А веселье продолжается, и венчает пьесу «громкий хор цыган». Ларисе на этом празднике жизни места так и не нашлось.

Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня «Грозы». Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова - обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже «пристроены» благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.

Лариса Огудалова влюбляется в «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь».

Она сама соглашается с этим: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...».
Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.

Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

Другие сочинения по этому произведению

В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница» В чём состоит драма Ларисы Огудаловой В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Драма «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Н. Островского \"Гроза\" и \"Бесприданница\" За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница» Знакомство Паратова и Карандышева Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? (по пьесе А. И. Островского "Бесприданница") Мать и дочь в драме А. Н. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере "Бесприданницы" Образ города в произведениях А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница») Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Особенности конфликта в драме А. Н. Островского "Бесприданница" Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница" Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница») Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза" Судьба бесприданницы Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" (Пьеса А.Н. Островского "Бесприданница") Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница") Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского "Бесприданница" Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница») Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница" Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница») Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2 Паратов и Лариса в драме «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3 Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница» Паратов и Карандышев Персонажи в драме Островского «Бесприданница» Сочинение А. Н. Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".) Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница» Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница» Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева Моя любимая героиня - Лариса Огудалова Что сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского "Бесприданница")

Класс: 10

Тема: Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»).

Оборудование: портрет А.Н. Островского, иллюстрации к пьесе; ДВД записи цыганского хора, романса на сл. Боратынского «Не искушай меня...», отрывки из спектакля Омского академического театра, мультимедийное сопровождение: высказывания критиков, стихи.

Цели:

  • Раскрыть перед учащимися причины гибели Л. Огудаловой, показать, как в атмосфере бездушия, корысти, продажной любви сгорает героиня.
  • Развивать творческие индивидуальные способности каждого учащегося.
  • Воспитывать основы духовной культуры средствами искусства (слово, музыка, живопись, театр).

Эпиграф:

Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь его проник.
Мучительный, ужасный крик
Ночное возмутил молчанье.
В нем было всё: любовь, страданье,
Упрек с последнею мольбой
И безнадежное прощанье,
Прощанье с жизнью молодой.

М.Ю. Лермонтов.

ХОД УРОКА

Учитель зажигает свечу и тихо читает стихотворение Б. Пастернака:

Свеча горела. На свечку дуло из угла
И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно. Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

(Свеча гаснет)

Слово учителя. Любовь – это прекрасное, возвышенное чувство. Счастлив тот человек, которого хотя бы раз опалил огонь любви. Любовь вдохновляет человека на создание чудесных стихов, великолепной музыки, грандиозных скульптур; на открытие новых планет и звезд. Любви покоряются любые вершины. Когда любишь, кажется, что у тебя вырастают крылья и ты способен на чудеса. Но любовь может и погубить человека, она же толкает его на край пропасти, как это случилось с героиней пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».
Проследим жизненный путь Ларисы Огудаловой, попытаемся понять причину её гибели, обстоятельства её выстраданной трагической любви.

Вопрос 1. Кто же такая Л. Огудалова?

Ученики.

Лариса Огудалова – девушка из небогатой семьи, бесприданница. Единственное её богатство – это молодость, красота, девичья честь. Она, чистая и любящая жизнь, художественно одаренная. В её душе, музыкально чуткой, звучит цыганский хор и русский романс.
– Лариса Огудалова – человек нового времени, порвавшего связи с тысячелетней народной традицией, освободившего человека не только от бремени авторитарной морали, но, что самое страшное, от стыда, чести, совести. Она живёт в окружении людей, для которых эти понятия не важны да и не нужны – ведь в мире дельцов всё продаётся и покупается, предаётся поруганию.
– Лариса же верит в чистые отношения, верит в любовь. Её поэтическая душа лежит над миром. Ведь в переводе с греческого Лариса – чайка, свободная птица, парящая над бесконечным морем, то стремительно взывающая вверх, то камнем падающая вниз. Так и Лариса.

Учитель: Действительно, всё так. И самое страшное, что в мире людей, окружающих Ларису, продаётся всё: любовь, красота, девичья честь; товаром является и сам человек. Вспомним слова: «всякому товару есть своя цена».

Вопрос. 2. Посмотрим, кто окружает Ларису? Как они относятся к ней?

Проверка домашнего задания. Учащиеся делают сообщения. Дают оценку характерам героев, окружавших Ларису: Харита Игнатьевна, Вожеватов, В.Кнуров, Карандышев, Паратов.

Учитель . Ведущий мотив пьесы – товар и его цена. Драматизм ситуации в том, что товаром является живой человек, Лариса. Торгуют её все: и жених, и близкий друг, и бывший возлюбленный, и, что очень непонятно, родная мать. И она это понимает, говоря, что никого не волнует её душа, её чувства. С тоской она восклицает: «Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь?». Ей не хватает тепла, внимания, заботы, которых так ждет любая женщина. И с горечью продолжает: «Явижу, что я для вас кукла: поиграете вы мной, изломаете и бросите».

Вопрос 3. Почему же Лариса соглашается все-таки на брак с Карандышевым?

Учащиеся.

Человек от природы не глупый и достаточно просвещенный, возможно даже нежный и заботливый, Карандышев, как и Лариса, беден и много лет был объектом самого беззастенчивого и наглого издевательства. Издевались над ним в городе только потому, что он беден и не такой хамоватый, как они, «сильные мира сего». Из него методически, изо дня в день, вытравливались все благородные качества, пока он не превратился в человека – пародию, нетерпеливого нищего, страстно ненавидящего этих людей.

– Лариса же верит, что его любовь к ней сможет возродить Карандышев. Она ещё не чувствует уязвленной – самолюбивой натуры, завистливой основы в душе жениха. Героиня надеется найти покой и ласковое участие. И даже, когда возвращается Паратов, не бросается сразу в объятия соблазнителя, она продолжает уговаривать Карандышева не устраивать «званого» обеда, уехать в деревню.

Вопрос 4. Почему Карандышев отклоняет предложение Ларисы?

Учащиеся. Карандышев давно жаждал стать таким, как Вожеватов, Кнуров, Паратов... И не только. Ему хотелось восторжествовать над ними. Именно брак с Ларисой, по его мнению. Предоставит ему такую возможность. Надо же, самая умная, талантливая, красивая девушка города выбирает из сотни поклонников его –бедного чиновника – Юлия Капитоновича Карандышева! Он решил устроить званый обед, чтобы посмеяться над ними. С горделивой надменностью и презрением. Карандышев говорит: "«... Три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых; надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними». Любовь к Ларисе превращается в повод торжества над обидчиками. Ненасытное самолюбие, уязвленная гордость подавляет в нем все иные сердечные движения. Лариса же этого пока не осознаёт.

Вопрос 5. Как же выглядит «герой-любовник»?

Учащиеся. Карандышев выглядит смешным, жалким. Как неестественно он ведет себя! В своей жажде покрасоваться, повеличаться перед своими обидчиками Карандышев надевает ради фарсу очки, развешивает бутафорские вещи. Смешон его расхлябанный экипаж «с музыкой», запряженный в разношерстную клячу, смешаны его претензии на аристократический кабинет, позорен его «званный» обед с фальшивыми наклейками на дешевые вина.

Вопрос. 6. Почему Лариса, вначале «нерасположенная петь», поддается на просьбу?

Ученики. В конце концов Карандышев напивается, и забавляется не он, а его обидчики. Лариса понимает весь комизм ситуации: своим поведением Карандышев позорит не только себя, но и её. Она замечает, что у него появляются нотки торжества, высокомерия даже по отношению к ней. Он считает уже её своей собственностью. Всем своим видом Карандышев показывает: если он захочет и когда он захочет, она будет петь. Героиня осознает, что и для него она только средство для достижения корыстной цели, что напрасно она мечтала о чистой, возвышенной любви в тихой семейной обстановке. Карандышев же не достигает цели: он даже не замечает, что для его обидчиков он всего – на всего жалкая их тень, шут и клоун, над которым они вволю потешаются. С кем он решил тягаться, чем он решил купить любовь Ларисы? Ведь героине нужен был другой. Пусть бедный, но с чувством собственного достоинства, способный её не только обогреть, но и защитить.

Учитель. Посмотрите, с какой самоуверенностью он утверждает: «Нет, нет, и не просите, нельзя, я запрещаю». Понимая свое унизительное положение, Лариса соглашается петь, и тогда-то она с возмущением говорит: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа». Героиня опять страдает. Для неё нет хуже того стыда, когда приходится за других стыдиться. И она поёт. И поёт она русский романс на слова Боратынского «Не искушай меня без нужды...». Вслушаемся в слова романса.

Звучит запись. Романс на слова Боратынского.

Вопрос 7. Как вы думаете, почему Лариса поёт именно этот романс?

Учащиеся. Приезд Паратова возвращает Ларису из глубокого разочарования, возвращает ей надежду на счастье. Она вновь верит в искреннюю любовь,возвышенное чувство. Она вновь парит на крыльях музыки. Для неё любовь с Паратовым – это романтическая история о том, как роковой обольститель соблазняет героиню. Именно об этом слова романса, об этом – сама любовь Ларисы. Она поёт, играя, погружаясь в мир грёз и иллюзий. Лариса поёт, умоляя Сергея, не искушать её, но, тайно надеясь, что её пение возродит в Паратове новые чувства, ещё более страстную любовь. Она вновь верит в искренность чувств Паратова. Ведь она сама по-прежнему страстно продолжает любить Паратова. Это ее единственная любовь. В надежде на взаимность, на понимание героиня покидает своего жениха и уезжает с Сергеем Паратовым на ночную прогулку.

Вопрос 8. Как Лариса воспринимает известие об обручении Паратова?

Учащиеся. Для неё это настоящая трагедия. Она никак не может понять, за что её обидели, унизили, растоптали. И кто? Ее идеал мужчины, её страстная любовь. Ему она отдала всё – свою молодость, красоту, честь. Она ещё надеется растопить сердце Паратова: « Я думала, что ваше слово искренне, что я его выстрадала». Героиня готова идти за любимым на край света, готова разделить с ним любую участь: «Я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя». За свой артистизм героиня жестоко наказана. Ведь в общении с Паратовым она слышит только то, что хочет от него услышать. Она упрекает возлюбленного.

Учитель. В её словах слышится и любовь, и страдание, и «упрёк с последнею мольбой, и безнадёжное прощанье, прощанье с жизнью молодой».

Чтение ученицей наизусть монолога у реки (явление 9, действие 4).

Вопрос 9. Почему Лариса в отличие от Катерины не может броситься в Волгу?

Учащиеся. Как и Катерина, она верующий человек. А самоубийство – это страшный грех, Но не только: Лариса более тонкая, более хрупкая натура. Известно, чем богаче духовно и чувствительнее нравственно человек, тем меньше у него внешних опор, тем драматичнее его существование. Именно поэтому она лишена свойственной Катерине внутренней силы и бескомпромиссности. Для героини расстаться с жизнью не так-то просто, у неё нет на это сил.

Учитель. В душе Лариса нарастает несоответствие между её романтическими представлениями о людях, о любви и прозаическим миром дельцов, её окружающих и ей поклоняющихся. В финале драмы наступает прозрение героини, её горькое разочарование.
И вот последняя сцена драмы: Лариса понимает, что для этих людей она вещь. Глубоко оскорбленная героиня произносит: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек!».

Инсценирование. Лариса и Карандышев. (действие 4, явление 11).

Учитель. А вот так играла, по воспоминаниям современников, эту последнюю сцену знаменитая актриса русского театра В. Ф Комиссаржевская.(На экране портрет актрисы).«Бурным потоком льются слова Ларисы. Становится жутко, чувствуется, что она несётся в пропасть... всё предвещает катастрофу, и эта катастрофа неизбежна. Нет для неё иного выхода, иного спасения, кроме смерти, которая тут же её и настигает».
Всмотримся в игру актеров нашего современного театра.

Просмотр отрывка из спектакля Омского академического театра драмы Последняя сцена.
Звучит музыка. Хор цыган (приглушённо).

Учитель (на фоне музыки) . Хор цыган – это символ угара её жизни. Закончился её романс. Сбегаются поспешно все на выстрел. Тут же и Паратов. «Я сама, сама», – звучат предсмертные её слова, и, примиренная, она уходит навеки в мир грез и несбывшейся любви. Умирая, она всех прощает. Как и положено по христианским мотивам….

Музыка звучит громче, громче и замолкает.

Вопрос 10. Лариса всех прощает. Согласны ли вы с нею?

Учащиеся. Лариса понимает, что виновником её смерти будут считать Карандышева. А ведь в её гибели виновен не столько он, а все люди, её окружавшие. Но кто будет искать истинных преступников: они-то, как всегда, останутся победителями. Вероятно, через некоторое время Паратов с гордостью будет рассказывать приятелям, что из-за него в каком-то провинциальном городишке убили девушку. Лариса осознает: никто не будет разбираться в настоящей причине гибели бедной девушки, бесприданницы. Она знает, что сама подтолкнула Карандышева на убийство, говоря, что она слишком дорогая для него вещь, посылая его за Кнуровым, задевая и так уязвленное его самолюбие, ещё раз унижая и оскорбляя его.

Учитель. Героиня прощает всех. Возможно, она права. Ведь одна из христианских заповедей – всепрощение. Обратите внимание на словаЮрия Лебедева: «От этой сцены веет солнечным теплом безграничного христианского сострадания всепрощения, любви и милосердия, связанного с осознанием героиней и своей и всеобщей виновности, породившей «стужу людских сердец». И не горький цинизм, а сознание спасительной силы христианской любви звучит в последних прощальных словах Ларисы.
Счастлив тот человек, который любит сам, и счастлив он вдвойне, если любовь взаимная. Но не всегда так случается. Бывает и безответное чувство. Возможно, и в вашей жизни встретиться первая, неразделенная любовь. Необходимо суметь преодолеть боль, горечь, разочарование, Не таить зло на своего обидчика, научиться прощать. Это не так-то просто…
Но вы еще так молоды, и все будет еще впереди: любовь, страсть, радость, надежда… Нужно только верить…

Ученик читает стихотворение И.И. Козлова (1779 – 1840г.) «Молитва». Зажигается свеча.

Молитва

Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.
Не страшны мне мои страданья.
Они залог любви святой,
Но дай, чтоб пламенной душой
Я лить мог слёзы покаянья.

И.И. Козлов

Домашнее задание: подготовиться к классному сочинению

Есть в русской литературе женские образы, ставшие воплощением страстных и неординарных натур. Таковы Татьяна Ларина и Катерина Кабанова. Есть некрасовские монументальные образы: «коня на скаку остановит, в горящую избу

войдет...». Есть слабый, едва распустившийся цветок «тургеневской женщины». Есть, наконец, Наташа Ростова - шаловливый ребенок, жаждущий любви. Все они - яркие и запоминающиеся. И есть среди них Лариса Огудалова - «бесприданница», «чайка» (еще до Чехова!), живая и мятущаяся душа. Она не просто героиня драмы

А. Н. Островского «Бесприданница». Она - наша современница. Столкнувшись с миром, где все (или почти все) определяют деньги, где все можно купить и продать, Лариса (Чайка - по-гречески, а это не случайно) умирает.

В чем же причина ее гибели?

В вопиющем несоответствии: у человека есть деньги, богатство, положение в обществе, но нет души. Его любит женщина чудная, страстная (больная своей страстью), чуткая, болезненно выраженным стремлением к взаимности, - словом женщина с душою богатою, неординарною, - и что же Она - любит, он - развлекается, она - сгорает, а он-

Как же могло случиться такое? Очень просто. Неопытную

Девушку привлекал внешний блеск, умение «стильно» тратить деньги, обилие всевозможных похождений, смелое обращение (без тени смущения или преклонения, как, например, у Карандышева), - словом, для Ларисы Паратов стал идеалом благодаря «золотому» правилу: «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей». Это, конечно, трагедия не одной Ларисы. Но если человек любит вот так, как она, с надрывом, отдавая душу, то такая любовь неизменно заканчивается трагически.

Карандышев не был и не мог быть выходом из тупика: слишком сильно Лариса его унизила, и принять от него «спасение» невозможно точно так же, как уехать с Кнуровым (одна фамилия чего стоит!) в Париж.

Унизительную сцену розыгрыша в орлянку Паратов наблюдает спокойно, а что же «спаситель»? От Ларисы отступились все, и смерть, только смерть - самое безболезненное, что можно предложить. И она благодарит Карандышева за этот выход, потому что сама бы на него не решилась.

Эта любовь могла бы быть вполне счастливой (если бы вообще состоялась), но с одним маленьким условием: Лариса Огудалова должна быть богатой невестой, а она - бесприданница. О. Паратов отдал бы ей все, будь у нее… деньги! Да и сама Лариса смотрела бы на своего избранника по-другому, возможно, более трезво. Смерть - закономерное окончание столь неравной любви. Чайка-Лариса погибает, познав ложь и несправедливость, разочарование и отчаяние. Недаром фильм, снятый по «Бесприданнице», называется «Жестокий романс».

Читая пьесу, думаешь: «Это о нас. О нашем дне». Слишком много паратовых, слишком мало ларис. Люди разучились любить, и основой любых отношений являются деньги. Но сколько же исковеркано судеб, сколько разбито сердец! И хочется верить, что мир не будет жесток к великой и бескорыстной любви так, как он был жесток к Ларисе Огудаловой. Хочется верить…

Лариса Огудалова - героиня романса

островский пьеса женский национальный

Лариса Огудалова - образ не менее известный, чем Катерина Кабанова, и вызывает не меньшую полемику. Основным вопросом остается вопрос о силе нравственности Ларисы и о смысле ее последних слов. Островский создал действительно противоречивый образ, в данной части работы мы попытаемся найти ответ на вопрос, в чем заключается истинная сила характера Ларисы Огудаловой, и почему она, столь непохожая на чистую духовно Катерину, также остается воплощением женской трагедии.

Современное понимание этого образа во многом строится на восприятии фильма известного фильма «Жестокий романс», спорить о соответствии режиссерской версии и авторского замысла мы не станем, но нам кажется, что название фильма очень точно отражает стилистику пьесы. По определению, жестокий романс - это городская баллада о любви, наполненная преувеличенным трагическим пафосом, сентиментальная, но не дающая ощущения катарсиса, этот трагический пафос присущ всем главным героям пьесы, кроме самой Ларисы, которая взлетает как чайка - птица, давшая корень ее имени - над духовно мелкими людьми. «Бесприданница» - это пьеса о быте и нравах, но в ней нет такого прорыва, который мы находим в «Грозе». Гибель Ларисы - не предрешенная самой Ларисой данность, а результат мгновенного выбора героини, которая до последнего момента находится в плену собственных иллюзий, именно поэтому ее смерть - не самоубийство, а выстрел Карандышева. Лотман, в статье «Островский и русская драматургия его времени» так оценивает трагедию Ларисы Огудаловой, героиня: «современная женщина, ощущающая себя личностью, самостоятельно принимающая важные жизненные решения, сталкивается с жестокими законами общества и не может ни примириться с ними, ни противопоставить им новые идеалы. Находясь под обаянием сильного человека, яркой личности, она не сразу осознает, что обаяние его неотделимо от могущества, которое ему придает богатство, и от беспощадной жестокости «собирателя капиталов». Смерть Ларисы -- трагический выход из неразрешимых нравственных противоречий времени».

Пьеса «Бесприданница» написана в конце 70-х годов XIX века, во время торжества нуворишей -- разбогатевших купцов, когда все большее влияние на людей оказывали деньги, заслонившие подлинные ценности. Трагические последствия этого отразились в судьбе главной героини драмы. Лариса -- мягкая, чистая девушка, но воспитана она в лучших европейских традициях - ее научили тому, что полагается иметь европейской девушке: хорошие манеры и музыкальное образование. Но Лариса не понимает истинного смысла этого образования, которое является лишь красивой оправой для ценной вещи. Ее мать, удачно «пристроившая» уже двух дочерей, ни одна из которых не обрела счастья, прочит и Ларисе удачный брак с обеспеченным человеком. Действует Огудалова старшая отнюдь не во благо дочери, в этом мире наживы трагедия начинается уже с того, что мать пытается подороже продать дочь, для собственной выгоды.

Лариса лишена материнской любви, она лишена любви вообще, как и Катерина, и ее сердце требует того, чтобы этот недостаток любви был восполнен. Здесь она ближе к образу Татьяны Лариной, душа которой ждала «кого-нибудь», но в отличие от Татьяны, история которой завершается браком пусть и с нелюбимым, но с уважаемым ею и обществом человеком, который Татьяну любит, Лариса не получает заслуженной любви ни от своего избранника Паратова, ни от своего жениха Карандышева.

Лариса, наивная молодая девушка, никак не может поверить, что в обществе, где она, по воле матери, должна вращаться, все определяют деньги. «Она воплощает традиции дворянского воспитания, и в ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, к показному благородству жизни и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры -- серьезностью, правдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений. Подобное противоречие было тогда явлением, встречающимся в жизни лучших представителен привилегированных слоев общества». Умом, конечно же, она все прекрасно знает, судьба сестер - наглядное тому доказательство, но вот душа ее никак не может это принять. Удивительно, как в этой семье выросла такая чистая и жаждущая любви девушка, которая стремится к подлинному возвышенному чувству, и, как ей кажется, находит его в лице «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова. Женщина пылкого сердца, Лариса ищет любви, в ней нет никакого расчета, пошлости: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет» -- замечает Кнуров. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Лариса слепо уверена в том, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она его, и в этом заключена ее трагедия. Катерину и Ларису объединяет то, что обе они способны наделить своего избранника несуществующей духовной красотой, но если Катерина знает о своей ошибке, хотя и прячет это знание, то Лариса не видит, что это только в ее мире Паратов обладает чертами идеального человека, который способен на любовь.

«Но избранник Ларисы, не обладая деловой хваткой купцов Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль, не случайно он признается Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Лариса же так рисует себе и Карандышеву своего возлюбленного: «Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все... Сергей Сергеич... это идеал мужчины». Мы не можем точно определить круг чтения Ларисы Огудаловой, но можем предположить, что воспитывалась она на романтических повестях, и оттуда она взяла свой идеал, воплощением которого видит Паратова: идеал мужественности, отваги, доблести и чести. Критически взглянуть на этогот мужчину Лариса не в состоянии: эпизод с кавказским офицером, когда Паратов, дабы продемонстрировать свое хладнокровие и меткость, стрелял в мишень, которую она держала в руке, она воспринимает как доказательство его «идеальности», так похожей на «идеальность» романтических героев. Хотя на самом деле эпизод этот говорит только о бахвальстве и гордыни, ради которых Сергей Сергеич, не колеблясь, рискует и своей, и чужой жизнью.

На самом деле «идеальный мужчина» Сергей Сергеич - трус, и трус самого низкого пошиба, потому что боится остаться без капитала, и поэтому женится на богатой женщине, а его «вспышка страсти» к Ларисе - всего лишь игра с Карандышевым, которому Паратов таким безнравственным способом «указывает на место», превосходно все сознавал и точно рассчитывал свои действия. Лариса для него - красивая вещь, игрушка, которую вдруг отнял какой-то ничтожный Карандышев. Герониня пьесы компрометирует себя, уезжая с Паратовым, но она еще не осознает за собой греха, только после разговора с Сергеем Сергеевичем, она понимает, что ее любовь была иллюзией, выстроенной ею же самой. Лариса очарована, и живет в очарованном мире, который разрушается по ходу действия пьесы. В ней нет такой нравственной силы, как в Катерине, того духа прозрения, который позволил героине «Грозы» предчувствовать свой трагический финал, она разочаровывается не в мире, а пока только в возлюбленном. Она все еще верит, что мир вокруг нее хоть и жесток, но хотя бы не много похож на тот романтический мир, который она с таким упорством выстраивала.

На протяжении пьесы Лариса не растет духовно, она духовно прозревает, у нее открываются глаза, но внутреннего роста, как такового, не происходит, но причина этого вовсе не в отсутствии у Ларисы духовного начала, в Ларисе нет такой силы, которая способна сломать столь прочно утвердившуюся власть денег, она способна только уйти из этого мира в мир вымышленный, созданный свом воображением, но силы на борьбу у нее нет. В конечном итоге, сломленная предательством возлюбленного девушка, которой «открывается ложность идеала, во имя которого она готова была принести любые жертвы», и перед которой «во всей своей неприглядности обнаруживается положение, на которое она обречена -- роль дорогой вещи», решает стать содержанкой, чтобы снова попытаться выстроить вокруг некий «кокон», с помощью денег Кнурова выстроить если не красивую любовь, то хотя бы красивую жизнь. Можно обвинять Ларису в отсутствии духовного начала, ведь такое решение аморально, и сама она говорит, что «золото заблистало перед ней», но это решение - решение принятое в полном отчаянии, и оно в ее сознании равносильно желанию умереть. Она понимает, что ее ждет духовная смерть и колеблется между смертью тела и смертью души. К трагической развязке приводит осознание Ларисой того, что все вокруг рассматривают ее как дорогую красивую вещь, которую можно купить. Она произносит горькие слова: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек... Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину». ощущая себя вещью, Лариса на миг отказывается от всех своих душевных качеств, но они проявляют себя: девушка не может стать простой содержанкой, игрушкой, к которой не испытывают любви, и которая не испытывает любви сама.

Когда Лариса впервые говорит о самоубийстве, она всего лишь провоцирует Паратова принять решение, как казалось Ларисе, благоприятное для нее: «Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге -- выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет», она еще всерьез не думает о самоубийстве. Слова о Волге и саде призваны скорее напугать возлюбленного, но Кнуров предлагает ей стать содержанкой, со значением подчеркивая: «Для меня невозможно мало», мысли о смерти становятся реальными. Лариса размышляет: «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко... Ах, что я!... да ведь и мне ничто не мило, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? Ах, нет, нет... Не Кнуров, роскошь, блеск... нет, нет... я должна от суеты... Разврат... ох, нет... Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... Когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная.. Кабы теперь меня убил кто-нибудь... Как хорошо умереть... Пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть... Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне!.. Хворать долго, успокоишься, со всем примиришься, всем простишь и умрешь... Ах, как дурно, как кружиться голова».

Даже перспектива красивой жизни не утешает Ларису, она произносит слово «разврат», а значит она осознает чудовищность перспективы, предложенной Кнуровым, а значит духовное начало в ней сильно. До момента прозрения Лариса жила любовью, которая в ней была сильнее понятий о морали и нравственности, тем более что подобные понятия не были приоритетными при ее воспитании; теперь же, она чувствует в себе нравственный закон, не связанный с религией, как у Катерины, а связанный с ее пониманием «идеального», которое, как оказалось, неотделимо от нравственного.

Когда Карандышев рассказывает невесте, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, в душе Ларисы происходит трагический надлом, больше она не сможет выстраивать вокруг себя иллюзий - реальный мир оказался сильнее ее воображения, жить в этом мире она больше не сможет. Карандышев, для которого жена, вхожая в круг местных миллионеров, должна была стать средством преодоления собственного комплекса неполноценности, помогает Ларисе, сам того не сознавая, осуществить ее сокровенное желание: «Кабы теперь Меня убил кто-нибудь...», - спасает ее, позволяет ей уйти, не запятнав души и тела развратом, не сделав собственную красоту товаром. За минуту до смерти она проявляет подлинное благородство, спасая своего убийцу от суда, убеждая столпившихся вокруг нее Паратова, Кнурова, Вожеватова - истинных виновников ее гибели в том, что совершила самоубийство. Хотя возможно и иначе истолковать ее слова: хочется верить в фантастическую идею о том, что Лариса силой своей души все-таки может воздействовать на мир, и это ее решимость, а не выстрел Карандышева, позволяют ей умереть… «Это я сама... Никто не виновен, никто... Это я сама».

«Паратов исступленно кричит поющим цыганам: «Велите замолчать! Велите замолчать!» - но у умирающей Ларисы хватает сил с иронией оспорить паратовское распоряжение: «Нет, нет, зачем!.. Пусть веселятся, кому весело, кому весело... Я не хочу мешать никому. Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо... умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди...» ее жизнь заканчивается глубоко искренним признанием: «Я вас всех... всех, люблю», - ее мир торжествует, все-таки она смогла, через боль, через разочарование обрести такую духовную силу, взойти на такую вершину, что она от всего сердца даровала миру жестокости и наживы прощение и поцелуй.

Лариса в конечном итоге оказалась столь же сильна, как и Катерина, пусть она ничего не изменила в мире, но она смогла простить мир. Девушка - птица в итоге обретает могилу все в той же Волге, то есть становится свободной. Истинная сила характера Ларисы Огудаловой - в ее способности любить и прощать, в ее самоотверженности, в наивной вере в мир. Какая еще героиня способна также слепо верить в любовь в мире, где власть принадлежит деньгам? Разве не сильна эта девушка, которая перед самой смертью за несколько коротких часов переживает разочарование в любви, в мире, в себе самой, но может уйти из жизни, послав миру воздушный поцелуй? Мир не изменится, цыганский хор поет, и Лариса не требует прерывать веселья этого «праздника жизни», она просто уходит, уходит с чистой душой и с чистым, не омраченным ненавистью сердцем. Думается, в этом и есть ее истинная сила.

Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества.В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины,воспевались её лучшие черты:верность,искренность,красота,ум,благородство,нежность и бескорыстная любовь.

Лариса-необычайно интересный и привлекательный персонаж в пьесе А.Н.Островского "Бесприданница".

Смыслом жизни главной героини является любовь.Лариса красивая,умная,нежная,разносторонне одаренная девушка с чистой душой.Она живет в провинциальном городке,в семье без достаточных средств к существованию.Но девушка не гонится за удачной партией,она ждёт и надеется,что к ней придёт настоящая любовь.

Харита Игнатьевна пытается устроить судьбу своей дочери,поэтому занята поисками лучшего жениха,но главное условие-деньги.Мать девушки не интересуют образованность и порядочность жениха,лишь бы повыгоднее выдать дочь замуж.

В доме устраиваются частые приемы на деньги Кнурова и Вожеватова.Публика собирается самая разнообразная:богатые купцы и скромный Карандышев,чиновники и блестательный дворянин Сергей Сергеевич Паратов.Лариса полюбила Сергея Сергеевича всей душой.Он красив,обаятелен,умен,обходителен и расчётлив.Но девушка не замечает его недостатков,прощает ему любой грех,обрекает себя на позор для его удовольствия и готова идти за ним на край света.

Промотав своё состояние,Паратов вынужден жениться на богатой невесте.Лариса обманута,опозорена и брошена.Отчаявшись,она готова выйти замуж за Карандышева,надеясь найти с ним покой.Друг детства Вася Вожеватов разыграет её в орлянку с пожилым и серьезным купцом Кнуровым.Как человек,Лариса никого из них не интересует.Для них она-"вещь",дорогая и красивая.Потеряв всё,девушка готова стать "вещью".Выстрел Карандышева приносит ей избавление:она умирает свободной,так и не став ничьей.Смерть Ларисы воспринимает как избавление от мук:"Я любви искала и не нашла.На меня смотрел и смотрят как на забаву.Никогда никто не постарался заглянуть мне в душу,ни от кого не видела я сочувствия,не слыхала теплого,сердечного слова"

Искренней и гордой Ларисе были чужды хитрость и ложь,она женщина с "горячим сердцем".Такие люди не способны к компромиссу.Они могут или победить,или погибнуть.Загублена красота и молодость,но Лариса умирает свободной.