Управление отдельными княжествами после распада киевской руси. Распад Древнерусского государства: причины и последствия. Некоторые удельные центры

Великий киевский князь Мстислав Великий умер в 1132 году. После его смерти наступил период, который можно охарактеризовать как распад Киевской Руси. Первой ласточкой стал отделившийся от единого государства Полоцк. В год смерти Мстислава туда из Византии вернулись полоцкие князья. Жители города приняли их, и Полоцк зажил самостоятельной жизнью. В 1135 году отделился Великий Новгород и отказался посылать ежегодную денежную дань в Киев.

В Киеве сидел на княжении до 1139 года брат Мстислава Ярополк. После его смерти стал княжить следующий брат Вячеслав. Но тут в судьбу киевского великокняжеского стола вмешался черниговский князь Всеволод. Он приходился сыном князю Олегу, который в 1093 году выгнал Владимира Мономаха из Чернигова и стал там князем.

Всеволод напал на Киев, изгнал Вячеслава и объявил себя великим князем. Против захватчика выступила вся ветвь Мономахов. Самый энергичный из них Изяслав, приходившийся племянником Вячеславу, пытался вернуть стольный град потомству Мономахов. Однако Всеволод, благодаря уму и жестокости, оставался великим князем до своей смерти в 1146 году.

После смерти Всеволода великим киевским князем стал его брат Игорь. Но он оказался недалёким и неталантливым человеком. За месяц своего правления он восстановил против себя всех киевлян. А тем временем Изяслав Мстиславович, приходившийся внуком Мономаху, во главе отрядов торков пришёл с Волыни. Киевское ополчение покинуло князя Игоря. Тот пытался бежать, но его конь увяз в болоте вблизи речки Лыбедь. Игоря схватили и заточили в поруб.

Спасать его взялся третий брат Святослав Олегович. Он собрал сильную дружину в Чернигове, чтобы вызволить из заточения родного брата. А тот, находясь в заключении, постригся в монахи. Но ненависть киевлян и к постриженному Игорю была чрезвычайно велика. Чтобы арестанта не убили, Изяслав велел перевезти его из поруба в храм Святой Софии. Это было святое место, пользующееся правом убежища. Но когда Игоря везли в храм, киевляне отбили его у охраны и растоптали ногами. Случилось это в 1147 году.

После этого началась война между Киевом и Черниговом. В это же время отделилась и стала самостоятельной Ростово-Суздальская земля. Там правил сын Мономаха Юрий Долгорукий. Он считался законным главой старшей линии Мономахов. А вот князь Изяслав, которого киевляне любили, относился к младшей линии Мономахов.

Нет смысла перечислять бесконечные столкновения князей, состоящих в близком родстве. Следует только заметить, что Юрий Долгорукий княжил в Киеве в 1149-1151 годах и 1155-1157 годах. Умер он от яда в 1157 году. Ростово-Суздальское княжество унаследовал его сын Андрей Юрьевич Боголюбский. Своё прозвище он получил по причине того, что жил в селе Боголюбове. А Юрий Долгорукий официально считается основателем Москвы. Впервые этот город был упомянут в летописях в 1147 году. Также сказано, что его укреплением (ров, стены) занимался Андрей Боголюбский.

Следует заметить, что распад Киевской Руси характеризуется междоусобными войнами между детьми и внуками Владимира Мономаха . Ростово-суздальские князья Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский боролись с волынскими князьями Изяславом Мстиславовичем, Мстиславом и Романом за киевский престол. Это была борьба дядьёв с племянниками. Но её нельзя рассматривать как семейную ссору.

В соответствии с общепринятыми правилами того времени, летописцы писали: «князь решил», «князь свершил», «князь пошёл» - независим от возраста этого князя. А тому могло быть и 7 лет, и 30, и 70. Так, естественно, быть не могло. В действительности между собой боролись военно-политические группировки. Они выражали интересы тех или иных земель распадающейся Киевской Руси.

Процесс распада начался после решения Любечского съезда князей, состоявшегося в 1097 году. Он положил начало конфедерации независимых государств. После этого прошли десятки лет, и Киевская Русь к началу XIII века разделилась на несколько независимых княжеств.

Княжества Киевской Руси на карте

Обособился северо-восток Руси, а также юго-западные земли, включающие в себя Киевщину, Галицию и Волынь. Самостоятельным стало Черниговское княжество, где на княжении сидели Олеговичи и Давыдовичи. Отделились Смоленск и Турово-Пинская земля. Полностью независимым стал Великий Новгород. Что касается завоёванных и подчинённых половцев, то они сохранили автономию, а русские князья и не думали на неё покушаться.

Государственный распад Киевской Руси можно объяснить слабыми торгово-экономическими связями и утратой этнического единства . Так, к примеру, Андрей Боголюбский, захвативший Киев в 1169 году, отдал его на 3-дневное разграбление своим дружинникам. До этого подобным образом на Руси поступали только с чужеземными городами. А вот на русские города такая жестокая практика никогда не распространялась.

Решение Боголюбского о разграблении показывает, что для него и его дружины Киев в 1169 году был таким же чужим городом, как какой-нибудь польский или немецкий населённый пункт. Это указывает на то, что живущие в разных княжествах люди перестали считать себя единым русским народом. Вот поэтому Киевская Русь и оказалась раздробленной на отдельные уделы и княжества.

В свою очередь некоторые княжества тоже не являлись едиными землями. Так в Смоленской земле насчитывалось около десятка уделов. То же самое наблюдалось на территориях Черниговского и Ростово-Суздальского княжества. В Галиции имелась область, в которой правили не Рюриковичи и болоховские князья – потомки древних славянских вождей. Языческие балтские и угро-финские племена, которые подразделялись на мордву, ятвягов, литвов, жмудь, эстов, зырян, черемисов, заволоцкую чудь оставались чужды Руси.

В таком состоянии Киевская Русь вступила в XIII век. Раздробленная и ослабленная междоусобицами она стала лакомым куском для захватчиков. Как результат, логическую точку в этом вопросе поставило нашествие Батыя .

Алексей Стариков

Датой начала распада Древнерусского государства историки считают год смерти Великого князя Ярослава Мудрого, который владел киевским престолом с 1016 года по 1054 год.

Конечно, центробежные силы в государстве русском стали действовать еще при Владимире-Крестителе: сам же Ярослав Мудрый выступал против отца, отказываясь платить Киеву дань в 2 000 гривен.

Распри

Раздор между сыновьями Владимира возник сразу после его смерти. Его результатом сначала чуть не стал захват Киева печенегами, которых позвал сын Владимира Ярополк, а затем на престол Киева едва не взошел польский король Болеслав Храбрый. И только возмущенное население Киева сумело спасти ситуацию: киевляне начали резать поляков, и король с войском вынужден был покинуть город.

Распри между 12 сыновьями Владимира привели к тому, что погибли все, кроме Ярослава и Мстислава. А после смерти Великого князя Ярослава Мудрого, который сделал очень много для укрепления Древнерусского государства, Россия, по словам историка Николая Михайловича Карамзина, «погребла свое могущество и благоденствие».

Две силы

Советский историк Борис Дмитриевич Греков в своих трудах отмечал, что Древнерусское государство распалось под воздействием двух сил: силы Великого князя Киевского, стремящегося утвердить свое господство на землях Руси и силы удельных князей, каждый из которых отрицал право Киева распоряжаться всей землей и стремился утвердить свой суверенитет.

Много конфликтов возникало из-за очередности претендентов на княжеские столы. Власть передавалась по старшинству - от более мелкого стола к более крупному, что вызывало споры.

Новый принцип преемственности

После смерти Ярослава борьбу за Киев и свой суверенитет продолжили его сыновья, а затем и внуки. Хотя один из них – Владимир Мономах - в 1097 году попытался прекратить распри, собрав всех князей в городе Любече, где был провозглашен новый принцип преемственности княжеской власти. Отныне каждый князь со своим потомством держал свою вотчину, не претендуя на чужие города. И хотя междоусобицы поутихли, по сути, это лишь усилило разобщенность земель.

На княжеском совете Киев остался вотчиной внука Ярослава Мудрого Святополка Изяславича, после которого на великокняжеский престол взошел сам Владимир Мономах. Время его правления и правления его сына, Мстислава, стало периодом относительной стабильности на Руси. Но позже Мстислав передал княжение брату Ярополку, который решил выполнить волю отца – Владмира Мономаха - и посадить княжить в Киеве старшего сына брата Мстислава, своего племянника Всеволода-Гавриила, князя Новгородского. Это возмутило других сыновей Мономаха, в числе которых был и Юрий Долгорукий, владевший Ростовом, и привело к всеобщей войне, о которой в новгородской летописи сказано следующее: «...И издрася вся земля Русская...»

13 земель

Ближе к середине XII века Древняя Русь фактически распалась на 13 разнородных по площади и составу населения земель.

Опорой государства остались девять княжьих «отчин».

Городенское княжество (город Городно), которое потом распалось на волости и перешло под власть Литвы.

Турово-Пинское княжество, расположенное в Полесье и в районе нижнего течения реки Припяти, с городами Туров и Пинск. Спустя два века попало под власть литовских князей.

Волынско-Владимирское княжество во главе с городом Владимиром, в которое входили более мелкие города Луцк, Изяславль, Дорогобуж, Шумск и другие.

Смоленское княжество с центром в Смоленске, которое находилось в верховьях рек Волги и Северной Двины и включало в себя не менее 18 городов и поселений, в том числе числе Можайск, Орша, Ржев, Торопец и Ростиславль.

Княжество Суздальское (Ростово-Суздальское, а в XII веке – Владимиро-Суздальское), которое располагалась на северо-востоке Руси и простиралось далеко на север.

Муромское княжество, возглавляемое городом Муромом, долгое время входило в пределы киевской вотчины, но отделилось в начале XIII века и просуществовало до вторжения Орды.

Примерно в 1160 году от Муромского княжества отделилось Рязанское княжество с центром в Рязани. Правда, историки часто рассматривают эти земли как одно целое.

На юге Руси продолжили свое существование Черниговское княжество и Галицкое княжество.

Киевское княжество пр-прежнему считалось центром Древнерусской земли, хотя власть Киева была номинальна и держалась на авторитете предков и традиции.

Еще четыре «земли» княжеской власти над собой не имели Это был Новгород с окрестными территориями, в котором сформировалась сильная местная элита и власть принадлежала вече. Позднее от новгородских земель откололся Псков, который тоже управлялся народным собранием. Переяславские земли не имели собственных князей, а приглашали княжить правителей со стороны. Ничейным долгое время оставался город Галич (позже вошел в Галицко-Волынское княжество).

Внутренюю и внешнюю политику государства опередяли четыре самых сильных княжества – Суздальское, Волынское, Смоленское и Черниговское.

Известные до XII века княжество Тмутарканское и город Белая Вежа в самом начале столетия пали под натиском кипчаков (половцев) и прекратили свое существование.

Русь единая

Однако идея единства Русской земли не исчезла, по-прежнему Киев оставался «стольным градом», а киевский князь именовался «князем всея Руси», хотя титул «Великий князь» тогда уже имели право носить и владимирские князья.

До покорения южных территорий Литвой все русские земли были, в сущности, во владении одного княжеского рода – рода Рюриковичей, который в момент наивысшей опасности для родины объединялся. Так, например, в походе против монгольского войска в 1233 году приняли участие почти все князья.

Огромную роль в объединении земель сыграла православная вера. Церковь была одна и возглавлялась сначала киевским митрополитом. В конце XIII века резиденция митрополита была перенесена во Владимир, а потом в Москву.

Помимо этих факторов имела место исторически сложившаяся культурная и языковая общность, которая не дала Древнерусскому государству окончательно распасться и кануть в Лету.

История как наука, предмет, цели и принципы её изучения.

В человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений.

Предметом курса отечественной истории является российский исторический процесс от древности до современности.

В деле возрождения Отечества наряду с экономическими факторами важную роль играет интеллектуальный потенциал общества, А это в некоторой степени зависит от высшей школы, от места и значения в ней гуманитарных наук. В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание, в содержание которого входит ряд элементов:

1. Знание фактов истории;

2. Способность рассматривать реальную действительность во всех трех временных измерениях: в прошлом настоящем, будущем;

3. Обобщенный исторический опыт и вытекающие из него уроки истории;

4. Социальное прогнозирование на основе изучения общественных процессов.

Функции истории . История традиционно является основой гуманитарного образования и важнейшим фактором формирования самосознания людей. Она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы мира науки. В их число входят:
описательная (нарративная) фунция , сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации;
познавательная (когнитивная, объяснительная) функция , суть которой – понимание и объяснение исторических процессов и явлений;
прогностическая функция (предвидение будущего) и практически-рекомендательная (практически-политическая) функция . Обе подразумевают использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в ближайшем и отдаленном будущем;
воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция, функция социальной памяти .

2.Природно-климатический, геополитический и другие факторы развития России и их влияние на российскую историю.

В физико-географическом отношении наше Отечество представляет собой сложный комплекс. Страна занимает территорию двух частей света - восточную часть Европы и север Азии. Особенность рельефа - преобладание равнин на западе и северо-западе, а гор - на юге и востоке.

Важным географическим фактором, определяющим особенности территории страны, являются моря, озера, а также другие водоемы. Водные системы могли способствовать или противодействовать хозяйственному освоению земель, экономическим и политическим связям, в ряде случаев играли важную роль в исторической судьбе отдельных территорий. Россия – обширная, малозаселенная территория, граница России защищена естественными преградами. Также характерна оторванность от морей, густая речная сеть, промежуточное положение между Европой и Азией.Огромное разнообразие почв влияло и влияет на хозяйственную деятельность человека.Зарождение и становление российской государственности произошло на территории Восточно-европейской (или Русской) равнины. Ее характерными свойствами являются однообразные поверхности, сравнительная краткость береговой линии и отсутствие внутренних естественных границ в виде гор и горных хребтов.Для России всегда были характерными длинная зима и короткое лето, вследствие чего объём совокупного прибавочного продукта был низок. А это обусловило появление крепостничества, деспотической власти.Фундаментальные особенности ведения крестьянского хозяйства, в конечном счете, наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный характер, на первый взгляд противоречивый: способность к крайнему напряжению сил - отсутствие ярко выраженной привычки к тщательности, аккуратности в работе, извечная тяга к “подрайской землице”, необыкновенное чувство доброты, коллективизма, готовности к оказанию помощи, вплоть до самопожертвования и др.

3.Расселение славян в Европе. Восточные славяне в древности.

Предки славян – праславяне - принадлежали к индоевропейской семье народов, населявших обширные территории Европейского материка, протянувшиеся от Европы до Индии, в IV-III тысячелетиях до нашей эры.

Во второй половине I тысячелетия до нашей эры древние славяне заселили земли от Эльбы и Одера на Западе до Верхнего Приднепровья и Среднего Поднепровья на Востоке. В период совместного проживания славянские племена говорили на одном праславянском языке. Однако по мере расселения они стали всё больше отдаляться друг от друга, что особенно проявлялось в языке и культуре.

Несколько позже славянская семья разделилась на три ветви, послужившие основой для трёх современных наций – западных славян (поляки, чехи, словаки), южных славян (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы), восточных славян (русские, белорусы, украинцы).

Расселение восточных славян в древности

В VI-IX веках восточные славяне заселили территорию, протянувшуюся с востока на запад от верховьев Дона и Средней Оки до Карпат и с юга на север от Среднего Поднепровья до Невы и Ладожского озера. Основным занятием восточнославянских племён было земледелие.

В процессе расселения славянских племён по Восточно-Европейской равнине у них происходит постепенное разложение первобытнообщинного строя. Как говорится в «Повести временных лет», отдельные племена объединялись вокруг одного наиболее сильного племени в племенные союзы или княжения. В летописях упоминается более десятка подобных объединений и мест их расселения. Восточно-племенные союзы возглавлялись князьями из племенной знати. Особо важные для племени решения принимались на общих собраниях – вечевых сходах.

Наиболее влиятельным, по мнению историков, было объединение полян, населявших территорию среднего течения Днепра. Земля полян согласно древним летописям носила название «Русь». Её и принято считать ядром древнерусского государства.

Процесс собирания славянских земель в единое целое происходил с севера на юг вокруг двух центров: на северо-западе – Новгород, на юге - Киев. В итоге сформировалась Новгородско-Киевская Русь. Условно датой этого объединения принято считать вокняжение Олега - 882 г. Двоецентрие фактически сохранялось и в дальнейшем, несмотря на то, что столицей был назван Киев.считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.

4.Образование Древнерусского государства и его история Существуют три основные версии происхождения Древнерусского государства:
1. Норманнская теория
2. Антинорманизм (славянская теория)
3. Неонорманская теория
Если верить летописцам начала XII в., то в 862 г князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало княжеской династии. Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания норманнской теории.
М.В. Ломоносов отрицал варяжское происхождение слова «Русь», связывая это слово с рекой Рось на юге славянской территории. «Южная» гипотеза происхождения названия «Русь», тезис о внутреннем развитии древнерусского государства способствовало формированию антинорманской теории. Также существуют еще несколько предположений названия «Русь»: от слова «русый»- светловолосый, от слова «руссо»- красный.
На протяжении первой половины XX века формировалась неонорманская теория, сущность которой состоит в том, что государство нельзя навязать извне, это сугубо внутренний процесс любого общества. Славяне находились на той стадии развития, когда у них должно было возникнуть государство, ну а если летопись сообщает о варягах, то, по всей видимости, они были и способствовали ускорению возникновения государства у восточных славян.
Причины образования Древнерусского государства:
1. Распад родовой общины, её имущественное расслоение, появление соседской общины;
2. Приток населения в земли Северо-Восточной Руси;
3. Образование племенных союзов.
Этапы формирования государственности.
Сначала возникают племенные союзы. Русские летописи называют два – северный и южный: Южный – с центром в Киеве, Северный – с центром в Новгороде.
В 882 г князь Олег совершает поход на Киев, убивает киевских князей Аскольда и Дира и провозглашает Киев матерью русских городов. Таким образом, завершается процесс образования единого Древнерусского государства. Киевские князья стремились захватить окружающие славянские и неславянские земли. Расширению государства способствовали войны против хазар, Волжской и Дунайской Болгарии. Поднимали авторитет Древнерусского государства и походы на Византию. Древнерусское государство было раннефеодальным, в нем господствовала государственная собственность, а собственность феодалов лишь формировалась. Поэтому эксплуатация населения осуществлялась государством главным образом в виде дани (полюдья). Тенденция к укреплению государства наблюдалась до середины XI в., но уже при Ярославе Мудром к началу XII в. нарастал процесс феодальной раздробленности, через который прошли все государства.

5.Принятие христианства на Руси: причины и значение.

В IX веке почти по всей Европе распространилось христианство. На Руси государственной религией оставалось язычество, но с середины X века появляются первые христиане. В 946 году (или 954) христианство приняла княгиня Ольга, однако ее сын Святослав оставался язычником. В 988 году происходит крещение Руси. Используя связи Руси с Византией, киевский князь Владимир крестил киевлян в Днепре, а затем христианство было введено в других городах.
Причины:
1. Усиление роли государства и возвышение его над народом.
2. Желание объединить страну религией.
3. Для вступления в союзы, поднятия международного авторитета.
Крещение происходило добровольно, но были случаи насилия.
В тот момент именно с христианскими державами Русь поддерживала отношения, поэтому выбор князя неудивителен. То, что была выбрано именно православие, явилось фактором наиболее тесного сближения Руси и Византии, эти страны имели не только политические и экономические связи, они были близки в культурном плане. Также в пользу православия говорило и то, что такая религия зависела от правителя и была ему подчинена. Естественно главным для церкви на Руси стал византийский патриарх, но Русь по-прежнему оставалась независимой и в политическом и в религиозном плане. Следующим определяющим моментом стало то, что православие допускает проведение обрядов на национальном языке любого народа, в то время как католицизм требует проведения обрядов на латинском. Киеву было важно, чтобы возвеличивался именно славянский язык.

Следует отметить, что принятие православия на Руси происходило не просто, оно подверглось процессу обрусения. Самобытность славян было никуда не деть, а новая вера была еще слаба в отличие от старых обрядов, поэтому ничего удивительного в том, что усвоение православия происходило своеобразным путем.

Между тем, в отличие от Киева, где новая религия прижилась сравнительно просто благодаря авторитету князя, некоторые регионы активно сопротивлялись реформам. К примеру, жители Новгорода очень долго сопротивлялись, и их приходилось насильно обращать в христианство. Поэтому, анализируя этапы принятия христианства на Руси надо сказать, что не все так однозначно. В сознании людей того времени язычество существовало еще долго. Православной церкви приходилось приспосабливаться и иногда объединять языческие праздники и свои культы. И сейчас мы имеем такие языческие праздники, как масленица и некоторые другие, которые слились с православными.Нельзя назвать этот процесс двоеверием, это скорее синтез язычества и христианства, в результате которого получилось русское православие. Со временем языческие элементы удалялись и постепенно остались лишь некоторые самые стойкие.

Последствия:
1. Нравы русского народа смягчились.
2. Повышение нравственных и духовных ценностей, развитие культуры.
3. Усиление княжеской власти.
4. Укрепление международного авторитета Руси.
5. Объединение русского народа, рождение национального самосознания (образование одной нации).
6. Строительство храмов, появление городов и новых ремесел.
7. Принятие азбуки (Кирилл и Мефодий, IX век), распространение грамотности, образования.
Государство Русь к рубежу X – XI веков стало одним из крупнейших и могущественных в Европе.

Русь в XI-XIII веках. Распад древнерусского государства.

В 1097 г. в город Любеч съехались князья из разных земель Киевской Руси и провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый держит отчину свою» . Его принятие означало, что князья отказались от лествичнои системы наследования княжеских престолов (он доставался самому старшему во всей великокняжеской семье) и перешли к наследованию престола от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. К середине XII в. политическое раздробление Древнерусского государства с центром в Киеве было уже свершившимся фактом. Считают, что внедрение принятого в Любече принципа было фактором распада Киевской Руси. Впрочем, не единственным и не самым главным.
На протяжении XI в. русские земли развивались по восходящей линии: росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Для поддержания порядка внутри своей «отчины» у князя было достаточно сил и власти. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы. К внутренним причинам добавились внешние. Набеги половцев ослабляли южнорусские земли, население уходило из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел..
В 30-40-х гг. XII в. князья перестают признавать власть киевского князя. Русь распадается на отдельные княжества («земли»). За Киев началась борьба разных княжеских ветвей. Сильнейшими землями были Черниговская, Владими-ро-Суздальская, Галицко-Волынская. Их князьям подчинялись князья, чьи владения (уделы) входили в состав крупных земель. Предпосылками раздробленности считаются рост местных центров, уже тяготившихся опекою Киева, развитие княжеского и боярского землевладения.

Владимирское княжество возвысилось при Юрии Долгоруком и его сыновьях Андрее Боголюбском (ум. 1174) и Всеволоде Большое Гнездо (ум. 1212). Юрий и Андрей не раз захватывали Киев, но Андрей, в отличие от отца, посадил там брата, а не княжил сам. Андрей пытался править деспотическими методами и был убит заговорщиками.1170-х гг. усиливается половецкая опасность. Южные князья во главе со Святославом Киевским нанесли им несколько поражений, но в 1185 г. был разбит и пленен половцами Игорь Новгород-Северский, кочевники разорили часть южной Руси. Но к концу века половцы, распавшись на множество отдельных орд, прекратили набеги.следствия политической раздробленности.

1. В условиях становления новых экономических районов и оформления новых политических образований шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли, происходило расширение и количественное умножение вотчин, которые для своего времени стали наиболее прогрессивной формой ведения хозяйства.

2. В рамках княжеств-государств набирала силу русская церковь, которая оказывала сильное влияние на культуру.

3. Противовесом окончательному распаду Руси была постоянно существовавшая внешняя опасность для русских земель со стороны половцев, соответственно киевский князь выступал как защитник Руси.

Полит.раздробленность

Со 2трети 12в до конца15в на Руси длился период феодальной раздробленности.Главн.предпосылки:

ослабление центральн.власти киевского князя,

укрепление власти феодалов на местах.(восстание в Киеве-1113г.

бедствие народа из-за усобиц князей)Росло крупное феодальное землевладение.

У круп.феод.есть свои дружины,аппаратуправления:рост желания отд.отКиева.Особая опора на служивых-дворян,составлявш.дружинукот.получ за службу деньги,землю.Рост владений церкви.""Русская правда""-юредическизакреп.господство феодалов и зависимость смердов.В конце12-нач13в. на Руси сложились три центра:Галицко-Волынскоекняж-во имело терр.-от пруссов и литовцев до Дуная(Галич,Червень,Львов,Перемышль,Владимир)1199-1205 княж. РоманМстиславович.Особый расцвет приДаниилеРомановиче(1238-1264)Бояре хотели выйти из-под княж.власти,вступая в сговор с пол.Владимиро-Суздальское-отНижНовг до Твери.СталанезависотКваВ 30-х г12века при сыне Вл.Мономаха-Юр.Долгорукий(1125-1157)

Он расширил подчинив:Муром,Рязань,мордву,мари.РостетМоскваАндрейБоголюбский(1157-1174)-захватил Киев и провозгласил себя великим князем.Заговорщики убили и братВсеволодЮр-ч Большое Гнездо(1176-1212)расправ с загподчинивСмоленск и Чернигов Княжество стало называться Великим Владимирским.

Новгород.освободился от Киева в 1136.Власть принадлежала богат. Боярству.Бояре держали в руках городское собрание свободных граждан-вече.Вече избирало из бояр посадника(суд,упр.) и его пом,тысяцкого(ополчение).С 1156 вече избир.архиепископа(казна,внеш) Для обеспечения внешней безопасн. Приглашался князь с дружиной Князь не имелправаупр.исобств.вреспубл.В 1348 Псков отделился.Полит. дроблен.не повлекло культ. разобщ.Общее религиозное созн. И единство церкви замедлили процессы обособлен. Исоздалипредп.

Для будущ.воссоединения русских земель.

Позитивным моментом раздробленности являлось развитие регионов страны.

Негативные:1. Междуусобицы 2. Борьба за территорию княжества 3. Русь оказалась обеспеченной накануне очередного нашествия кочевников.

История России с древнейших времен до конца XVII века Милов Леонид Васильевич

§ 4. Распад Древнерусского государства

Древнерусское государство, как оно сложилось при Владимире, просуществовало недолго. К середине XI в. начался его постепенный распад на ряд самостоятельных княжеств.

В древнерусском обществе эпохи раннего Средневековья отсутствовало общее понятие «государство». В общественном сознании, конечно, существовало представление о «Русской земле» как особом политическом целом, но такое «государство» неразделимо сливалось с физической личностью носителя высшей власти - князя, являвшегося по сути монархом. Монарх и был для людей того времени реальным воплощением государства. Такое представление, вообще характерное для обществ раннего Средневековья, было особенно прочным в Древней Руси, где князь-правитель выступал как организатор и распределитель производившихся обществом материальных благ. Монарх распоряжался государством, как отец семьи распоряжается своим хозяйством. И как отец делит свое хозяйство между сыновьями, так киевский князь делил между сыновьями территорию Древнерусского государства. Так поступил, например, отец Владимира, Святослав, разделивший свои земли между своими тремя сыновьями. Однако не только в Древней Руси, но и в ряде других государств раннего Средневековья такие распоряжения первоначально не вступали в силу и всей полнотой власти овладевал обычно самый сильный из наследников (в конкретном случае с наследниками Святослава - Владимир). Не исключено, что на том этапе становления государства экономическая самодостаточность могла быть лишь при условии единого контроля Киевом всех основных путей трансконтинентальной торговли: Балтика - Ближний и Средний Восток, Балтика - Черное море. Поэтому княжеская дружина, от которой в конечном итоге зависела судьба Древнерусского государства, выступала за сильную и единоличную власть киевского князя. С середины XI в. развитие событий пошло в другом направлении.

Благодаря сообщениям древнерусских летописцев XI–XII вв., уделявших огромное внимание политическим судьбам Древнерусского государства, мы хорошо представляем себе внешнюю сторону происходивших событий.

Соправители-Ярославичи. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. сложилась довольно сложная политическая структура. Главными наследниками князя стали три его старших сына - Изяслав, Святослав и Всеволод. Между ними были поделены главные центры исторического ядра государства - «Русской земли» в узком смысле слова: Изяслав получил Киев, Святослав - Чернигов, Всеволод - Переяславль. Под их власть перешел и ряд других земель: Изяслав получил Новгород, Всеволод - Ростовскую волость. Хотя в летописях рассказывается, что Ярослав сделал главой княжеской семьи своего старшего сына Изяслава - «в отца место», в 50-60-х гг. три старшие Ярославича выступают как равноправные правители, совместно управляющие «Русской землей». Вместе на съездах они принимали законы, которые должны были действовать на всей территории Древнерусского государства, вместе предпринимали походы на соседей. Другие члены княжеского рода - младшие сыновья Ярослава и его внуки сидели в землях наместниками старших братьев, которые перемещали их по своему усмотрению. Так, в 1057 г., когда умер Вячеслав Ярославич, сидевший в Смоленске, старшие братья посадили в Смоленске его брата Игоря, «выведя» его из Владимира Волынского. Ярославичи совместно добились некоторых успехов: они нанесли поражение узам - «торкам», сменившим в восточноевропейских степях печенегов, сумели завоевать Полоцкую землю, отложившуюся от Древнерусского государства при Ярославе под властью потомков другого сына Владимира - Изяслава.

Борьба между членами княжеского рода. Однако сложившееся положение вызывало недовольство обделенных властью младших членов рода. Убежищем недовольных все чаще становилась крепость Тмутаракань на Таманском полуострове. К этому добавились конфликты между старшими братьями: в 1073 г. Святослав и Всеволод согнали Изяслава с киевского стола и поделили по-новому территорию Древнерусского государства. Количество недовольных и обиженных росло, но имело значение то, что они стали получать серьезную поддержку населения. Корда в 1078 г. ряд младших членов княжеского рода подняли мятеж, они сумели занять один из главных центров Древнерусского государства - Чернигов. Население «града» даже в отсутствие своих новых князей отказалось открыть ворота войскам киевского правителя. В битве с мятежниками на Нежатиной ниве 3 октября 1078 г. погиб Изяслав Ярославич, сумевший к этому времени вернуться на киевский стол.

После смерти Изяслава и Святослава, скончавшегося в 1076 г., киевский стол занял Всеволод Ярославич, сосредоточивший под своею непосредственной властью большую часть земель, входивших в состав Древнерусского государства. Политическое единство государства тем самым сохранилось, но через все правление Всеволода протянулся ряд мятежей его племянников, добивавшихся для себя княжеских столов или стремившихся ослабить свою зависимость от Киева, обращаясь подчас за помощью к соседям Руси. Старый князь неоднократно посылал против них войска во главе со своим сыном Владимиром Мономахом, но в конце концов был вынужден пойти на уступки племянникам. «Сей же, - записал о нем летописец, - омиряя их, раздаваше власти им». Киевский князь был вынужден идти на уступки, так как выступления младших членов рода встречали поддержку населения на местах. Однако племянники, даже получив княжеские столы, оставались наместниками дяди, который мог эти столы и отобрать по своему усмотрению.

Новый, еще более серьезный кризис традиционных политических структур разразился в начале 90-х гг. XI в., когда после смерти в 1093 г. Всеволода Ярославича Олег, сын Святослава Ярославича, потребовал возвращения наследия его отца - Чернигова и обратился за помощью к кочевникам - половцам, вытеснившим торков из восточноевропейских степей. В 1094 г. Олег пришел с «Половецкой землей» к Чернигову, где после смерти Всеволода Ярославича сидел Владимир Мономах. После 8-дневной осады Владимир с дружиной вынужден был покинуть город. Как он вспоминал впоследствии, когда он с семьей и дружиной ехал через половецкие полки, половцы «облизахутся на нас акы волци стояще». Утвердившись с помощью половцев в Чернигове, Олег отказывался участвовать вместе с другими князьями в отражении половецких набегов. Так создавались благоприятные условия для половецких вторжений, усугублявших бедствия междоусобной войны. В самой Черниговской земле половцы беспрепятственно брали полон, и, как замечает летописец, Олег им не препятствовал, «бе бо сам повелел им воевати». Под угрозой нападения оказались главные центры «Русской земли». Войска хана Тугоркана осаждали Переяславль, войска хана Боняка разорили окрестности Киева.

Княжеские съезды. Единство Руси при Владимире Мономахе. В 1097 г. в Любече на Днепре собрался съезд князей - членов княжеского рода, на котором были приняты решения, означавшие важнейший шаг на пути к разделу Древнерусского государства между членами княжеской династии. Принятое решение - «каждо да держить отчину свою» означало превращение земель, находившихся во владении отдельных князей, в их наследственную собственность, которую они могли теперь свободно и беспрепятственно передавать своим наследникам.

Характерно, что в сообщении летописи о съезде было подчеркнуто, что «вотчиной» становятся не только земли, полученные сыновьями от отцов, но и «городы», которые «раздаял Всеволод» и где младшие члены рода были до этого лишь княжескими наместниками.

Правда, и после решений, принятых в Любече, определенное политическое единство земель, входивших в состав Древнерусского государства, сохранялось. Неслучайно на Любечском съезде говорилось не только о признании за князьями прав на их «вотчины», но и об общей обязанности «блюсти» Русскую землю от «поганых».

Сохранившиеся еще традиции политического единства находили выражение на собиравшихся в первые годы XII в. междукняжеских съездах - на съезде 1100 г. в Витичеве за совершенные преступления по общему решению участников съезда был лишен стола во Владимире Волынском князь Давыд Игоревич, на съезде 1103 г. в Долобске было принято решение о походе русских князей на половцев. Во исполнение принятых решений последовал целый ряд походов с участием всех главных русских князей (1103, 1107, 1111 гг.). Если во время междукняжеских смут 90-х гг. XI в. половцы разоряли окрестности Киева, то теперь, благодаря совместным действиям князей, половцам были нанесены серьезные поражения, а русские князья сами стали предпринимать походы в степь, дойдя до половецких городов на Северском Донце. Победы над половцами способствовали росту авторитета одного из главных Ьрганизаторов походов - переяславского князя Владимира Мономаха. Таким образом, в начале XII в. Древняя Русь по отношению к соседям еще выступала как единое целое, но уже в это время отдельные князья самостоятельно вели воины с соседями.

Когда в 1113 г. киевский стол занял Владимир Мономах, под властью которого оказалась значительная часть территории Древнерусского государства, была предпринята серьезная попытка восстановить прежнее значение власти киевского князя. «Младших» членов княжеского рода Мономах рассматривал как своих вассалов - «подручников», которые должны были ходить в походы по его приказу и в случае неповиновения могли лишиться княжеского стола. Так, князь Глеб Всеславич Минский, который «не покаряшеться» Мономаху даже после похода войск киевского князя на Минск, в 1119 г. утратил княжеский стол и был «приведен» в Киев. Утратил свой стол за неподчинение Мономаху и владимиро-волынский князь Ярослав Святополчич. В Киеве в правление Мономаха был подготовлен новый сборник законов «Пространная Правда», столетиями действовавший на всей территории Древнерусского государства. И все же реставрации прежних порядков не произошло. В княжествах, на которые разделилось Древнерусское государство, правило уже второе поколение правителей, на которых население уже привыкло смотреть как на наследственных государей.

Политику Мономаха на киевском столе продолжал его сын Мстислав (1125–1132). Он еще более сурово карал членов княжеского рода, отказывавшихся выполнять его приказы. Когда полоцкие князья не захотели принять участие в походе на половцев, Мстислав собрал войско со всей территории Древнерусского государства и в 1127 г. занял Полоцкую землю, местные князья были арестованы и сосланы в Константинополь. Однако достигнутые успехи были непрочны, так как основывались на личном авторитете обоих правителей, отца и сына.

Завершение политического распада Древнерусского государства. После смерти Мстислава на киевский стол вступил его брат Ярополк, распоряжения которого натолкнулись на противодействие черниговских князей. Ему не удалось привести их к покорности. Мир, заключенный после продолжавшейся несколько лет войны, отразил упадок значения власти киевского князя как политического главы Древней Руси. В конце 40-х - начале 50-х гг. XII в. киевский стол стал объектом борьбы двух враждебных союзов князей, во главе которых стояли Изяслав Мстиславич волынский и правитель Ростовской земли Юрий Долгорукий. Коалиция во главе с Изяславом опиралась на подддержку Польши и Венгрии, а другая, во главе с Юрием Долгоруким, искала помощи у Византийской империи и половцев. Известная стабильность междукняжеских отношений под верховным руководством киевского князя, относительно единая политика по отношению к соседям ушли в прошлое. Междукняжеские войны 40-50-х гг. XII в. стали завершением политического распада Древнерусского государства на самостоятельные княжества.

Причины феодальной раздробленности. Древнерусские летописцы, рисуя картину политического распада Древнерусского государства, объясняли происходящее кознями дьявола, которые привели к падению норм морали между членами княжеского рода, когда старшие стали угнетать младших, а младшие перестали почитать старших. Историки, пытаясь найти ответ на вопрос о причинах распада Древнерусского государства, обращались к историческим аналогиям.

Особый период феодальной раздробленности имел место не только в истории Древней Руси. Через такой этап исторического развития прошли многие страны Европы. Особое внимание ученых привлекал к себе политический распад Каролингской империи - наиболее крупного государства в Европе раннего Средневековья. Западная часть этой державы на протяжении второй половины IX–X в. превратилась в пеструю мозаику из многих слабо связанных между собой крупных и мелких владений. Процесс политического распада сопровождался крупными социальными сдвигами, превращением ранее свободных общинников в зависимых людей крупных и мелких сеньоров. Все эти мелкие и крупные владетели добивались и успешно добились от государственной власти передачи им административно-судебной власти над зависимыми людьми и освобождения своих владений от уплаты налогов. После этого государственная власть оказалась фактически бессильной, и сеньоры-землевладельцы перестали ей подчиняться.

В отечественной историографии длительное время полагали, что распад Древнерусского государства произошел в результате аналогичных социальных сдвигов, когда дружинники киевских князей стали землевладельцами, превратившими свободных общинников в зависимых людей.

Действительно, источники конца XI–XII в. свидетельствуют о появлении у дружинников своих земельных владений, в которых жили их зависимые люди. В летописях XII в. неоднократно говорится о «боярских селах». В «Пространной Правде» упоминаются «тиуны» - лица, управлявшие хозяйством бояр, и работающие в этом хозяйстве зависимые люди - «рядовичи» (вступившие в зависимость по ряду - договору) и «закупы».

К первой половине XII в. относятся и данные о появлении земельных владений и зависимых людей у церкви. Так, великий князь Мстислав, сын Мономаха, передал Юрьеву монастырю в Новгороде волость Буице с «данию и с вирами и с продажами». Таким образом, монастырь получил от князя не только земли, но и право собирать с живущих на ней крестьян дань в свою пользу, вершить над ними суд и взимать в свою пользу судебные штрафы. Тем самым игумен монастыря стал настоящим государем для живущих в волости Буице общинников.

Все эти данные свидетельствуют о том, что начался процесс превращения старших дружинников древнерусских князей в феодалов-землевладельцев и формирования основных классов феодального общества - феодалов-землевладельцев и зависимых от них общинников.

Однако процесс становления новых социальных отношений находился в русском обществе XII в. лишь в самом зачатке. Новым отношениям было далеко до того, чтобы стать главным системообразующим элементом общественного устройства. Не только в это время, но и гораздо позже, в XIV–XV вв. (как показывают данные источников, относящиеся к Северо-Восточной Руси - историческому ядру Русского государства) большая часть земельного фонда находилась в руках государства, а большую часть средств приносили боярину не доходы от собственного хозяйства, а поступления от «кормлений» при управлении государственными землями.

Таким образом, становление новых, феодальных отношений в их наиболее типичной сеньориальной форме шло в древнерусском обществе гораздо более замедленными темпами, чем на западе Европы. Причину этого следует видеть в особо сильной сплоченности и крепости сельских общин. Солидарность и постоянная взаимопомощь соседей не могли препятствовать начавшемуся разорению общинников в условиях усиления государственной эксплуатации, но они способствовали тому, что это явление не приобрело сколько нибудь широких размеров и лишь сравнительно небольшая часть сельского населения - «закупы» - находилась на землях дружинников. К этому следует добавить, что само изъятие сравнительно ограниченного по объему прибавочного продукта у сельских общинников было делом нелёгким, и, вероятно, неслучайно и князья, и социальная; верхушка древнерусского общества в целом в течение длительного хронологического периода предпочитала получать свои доходы за счет участия в централизованной системе эксплуатации. В древнерусском обществе XII в. просто не было таких сеньоров, как на западе Европы, которые захотели бы отказать в повиновении государственной власти.

Ответ на вопрос о причинах политического распада Древнерусского государства следует искать в характере отношений между разными частями господствующего класса древнерусского общества - «большой дружины», между той ее частью, которая находилась в Киеве, и теми, в руках которых находилось управление отдельными «землями». Сидевший в центре земли наместник (как показывает пример Ярослава Мудрого, наместника своего отца Владимира в Новгороде) должен был передавать в Киев 2/3 собранной дани, лишь 1/3 использовалась на содержание местной дружины. Взамен ему гарантировалась помощь Киева при подавлении волнений местного населения и при защите от внешнего неприятеля. Пока шло формирование государственной территории на землях бывших племенных союзов, и дружины в градах ощущали себя находящимися постоянно во враждебном окружении местного населения, которому силой навязывались новые порядки, такой характер отношений устраивал обе стороны. Но по мере того, как положение и княжеских наместников и дружинной организации на местах укреплялось и она становилась способной решать самостоятельно многие задачи, она все менее была склонна отдавать в Киев большую часть собранных средств, делиться с ним своего рода централизованной рентой.

При постоянном пребывании дружин в определенных градах у них должны были возникнуть связи с населением градов, в особенности градов - центров «волостей», в которых находились и центры местной дружинной организации. Следует учитывать, что эти «грады» часто были преемниками старых племенных центров, население которых обладало навыками участия в политической жизни. За размещением дружин в градах последовало появление в них «сотских» и «десятских», лиц, которые от имени князя должны были управлять городским населением. Во главе такой организации стоял «тысяцкий». Сведения о киевских тысяцких второй половины XI - начала IX в. показывают, что тысяцкие были боярами, принадлежавшими к близкому окружению князя. Одной из главных обязанностей тысяцких было руководить городским ополчением - «полком» во время военных действий.

Само существование сотенной организации вело к установлению связей между дружиной и населением центра «земли», те и другие были в равной мере заинтересованы в ликвидации зависимости от Киева. Член княжеского рода, желавший стать самостоятельным правителем, т. е. присвоить часть централизованного фонда государственных доходов, мог в этом отношении рассчитывать на поддержку и местной дружины, и городского ополчения. При господстве в Древней Руси XI–XII вв. натурального хозяйства, при отсутствии прочных экономических связей между отдельными «землями» не было каких-либо факторов, которые могли бы противодействовать этим центробежным силам.

Особые черты политической раздробленности в Древней Руси. Распад Древнерусского государства принял иные формы, чем распад Каролингской империи. Если ЗападноФранкское королевство рассыпалось на множество больших и малых владений, то Древнерусское государство разделилось на ряд сравнительно крупных земель, устойчиво сохранявшихся в своих традиционных границах до самого монголо-татарского нашествия в середине XIII в. Это Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тмутараканское княжества, а также Новгородская и Псковская земли. Хотя территория, на которой жили восточные славяне, оказалась разделенной политическими границами, они продолжали жить в едином социокультурном пространстве: в древнерусских «землях» действовали во многом сходные политические институты и общественный строй, сохранялась и общность духовной жизни.

XII- первая половина XIII в. - время успешного развития древнерусских земель в условиях феодальной раздробленности. Наиболее убедительно говорят об этом результаты археологических исследований древнерусских городов этого времени. Так, во-первых, археологи констатируют значительное увеличение количества поселений городского типа - укрепленные крепости с торгово-ремесленными посадами. На протяжении XII - первой половины XIII в. количество поселений такого типа увеличилось более чем в полтора раза, ряд городских центров при этом был создан заново на незаселенных местах. Одновременно значительно расширилась и территория главных городских центров. В Киеве огражденная валами территория увеличилась почти втрое, в Галиче - в 2,5 раза, в Полоцке - вдвое, в Суздале - втрое. Именно в период феодальной раздробленности укрепленный «град»-крепость, резиденция правителя или его воинов в эпоху раннего Средневековья, окончательно превратился в «город» - не только место пребывания власти и социальной элиты, но и центр ремесла и торговли. На городских посадах к этому времени находилось уже многочисленное торгово-ремесленное население, не связанное со «служебной организацией», самостоятельно производившее изделия и самостоятельно торговавшее на городском торгу. Археологи установили существование на Руси в то время многих десятков ремесленных специальностей, количество которых постоянно увеличивалось. О высоком уровне мастерства древнерусских ремесленников говорит освоение ими таких сложных видов византийского ремесла, как изготовление смальты для мозаик и перегородчатых эмалей. Интенсивное развитие городов вряд ли было бы возможно без одновременного оживления и подъема хозяйственной жизни деревни. В условиях поступательного развития общества в рамках традиционных социально-экономических и социально-политических структур шел медленный, постепенный рост новых отношений, характерных для феодального общества.

Достаточно хорошо известны и негативные последствия, которые принесла с собой феодальная раздробленность. Это ущерб, который наносили древнерусским землям достаточно частые войны между князьями и ослабление их способности противостоять наступлению со стороны соседей. Эти негативные последствия особенно сказывались на жизни тех земель Южной Руси, которые граничили с кочевым миром. Отдельные «земли» уже не были в состоянии обновлять, поддерживать и создавать заново систему оборонительных линий, созданную при Владимире. Положение усугублялось тем, что сами князья в конфликтах между собой обращались за помощью к восточным соседям - половцам, приводя их с собой на земли своих соперников. В этих условиях наметился постепенный упадок роли и значения южно-русских земель в Среднем Поднепровье - исторического ядра Древнерусского государства. Характерно, что в первых десятилетиях XIII в. Переяславское княжество было владением младших родственников владимиро-суздальского князя Юрия Всеволодовича. Постепенно росли политическая роль и значение таких удаленных от кочевого мира регионов, как Галицко-Волынская и Ростовская земли.

Из книги История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Черникова Татьяна Васильевна

§ 3. СОЗДАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 1. На юге у КиеваОтечественные и византийские источники называют два центра восточнославянской государственности: северный, сложившийся вокруг Новгорода, и южный – вокруг Киева. Автор «Повести временных лет» с гордостью

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Законодательная система Древнерусского государства Формированию государственности в Киевской Руси сопутствовало становление и развитие законодательной системы. Исходным ее источником являлись обычаи, традиции, мнения, со хранившиеся со времен первобытности.Среди

Из книги История Российского государства в стихах автора Куковякин Юрий Алексеевич

Глава I Образование Древнерусского государства Зерцалом бытия и колокола звоном, Воспета летописцами огромная страна. На берегах Днепра, рек Волхова и Дона Известны сей истории народов имена. О них упоминание велось намного ранее, До рождества Христова, в былые

автора

ГЛАВА III. Образование Древнерусского государства Понятие «государство» многомерно. Поэтому в философии и публицистике многих веков предлагались и разные его объяснения, и разные причины возникновения объединений, обозначаемых этим термином.Английские философы XVII е. Т.

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

§4. СПЕЦИФИКА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Древняя Русь изначально была многоэтничным государством. На территории будущего Древнерусского государства славяне ассимилировали многие другие народы - балтские, угро-финские, иранские и другие племена. Таким образом,

Из книги Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

автора

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Понятие «государство». Широко бытует представление, что государство - это специальный аппарат социального принуждения, который регулирует классовые отношения, обеспечивает господство одного класса над прочими социальными

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 1. РАСПАД ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА К началу периода удельной раздробленности (XII в.) Киевская Русь представляла собой социальную систему со следующими признаками:? государство сохраняло свое административно-территориальное единство;? это единство обеспечивалось

Из книги Русь между Югом, Востоком и Западом автора Голубев Сергей Александрович

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА «История – в некотором смысле священная Книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример

автора Автор неизвестен

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КНЯЖЕСКИЕ УСТАВЫ – ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА К сер. IX в. северные восточные славяне (ильменские словене), видимо, платили дань варягам (норманнам), а южные восточные славяне (поляне и пр.) в свою очередь платили дань

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Древнерусское государство сложилось и вплоть до первой трети XII в. существовало как монархия С формальной точки зрения она была не ограниченной. Но в исторической и юридической литературе обычно понятие «неограниченная

Из книги Вспомогательные исторические дисциплины автора Леонтьева Галина Александровна

Метрология древнерусского государства (X - начало XII в.) Изучение метрологии Древнерусского государства связано с большими трудностями по причине полного отсутствия источников, специально посвященных единицам измерений. Письменные памятники содержат лишь косвенные

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

1 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В настоящее время в исторической науке сохраняют свое влияние две основные версии о происхождении восточнославянского государства. Первая получила название норманнской.Ее суть заключается в следующем: русское государство

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Первый раздел земель произошел при Владимире Святославиче, при его правлении начинают разгораться княжеские распри, пик которых приходится на 1015-1024 гг., когда из двенадцати сыновей Владимира в живых остались только трое. В. О. Ключевский определял начало «удельного периода», т. е. период самостоятельности русских княжеств, с 1054 г., когда по завещанию Ярослава Мудрого Русь была поделена между его детьми. Началом периода раздробленности (и политической, и феодальной) следует считать 1132 г., когда князья перестали считаться с великим князем Киевским как с главой Руси.

Политическая раздробленность — новая форма организации русской государственности.

Причины феодальной раздробленности

1) Экономической основой и главной причиной феодальной раздробленности часто считают натуральное хозяйство, следствием которого было отсутствие экономических связей.

2) Совершенствование техники земледелия и орудий труда, что способствовало развитию хозяйства отдельных княжеств и городов.

3) Рост и усиление городов как новых политических, экономических и культурных центров. На города опирались местное боярство и князь в борьбе против великого киевского князя. Возрастание роли боярства и местных князей вело к оживлению городских вечевых собраний. Часто вече использовалось как инструмент давления не только на великого, но и на местного князя, принуждая его действовать в интересах местной знати. Таким образом, города как локальные политические и экономические центры, тяготевшие к своим землям, были оплотом децентрализаторских устремлений местных князей и знати.

4) Необходимость сильной княжеской власти на местах для подавления социальных движений, неизбежно возникавших по мере развития феодализма. Местные бояре поэтому вынуждены были приглашать в свои земли князя с дружиной, князь получал постоянное княжение, свою земельную вотчину, устойчивую ренту‑налог. В то же время князь стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Это неизбежно вело к борьбе между князем и боярами.

5) Рост боярских вотчин и числа зависимых смердов в них. В XII — начале XIII в. многие бояре обладали феодальным иммунитетом (правом невмешательства в дела вотчины). Противоречия между боярством на местах и великим киевским князем вели к усилению стремления первых к политической самостоятельности.

6) Ослабление внешней опасности со стороны половцев, разгромленных Владимиром Мономахом. Это позволяло направить основные ресурсы на решение хозяйственных проблем отдельных княжеств и также способствовало развитию центробежных сил в стране.

7) Ослабление торгового пути «из варяг в греки», перемещение торговых путей из Европы на Восток. Все это привело к потере Киевом исторической роли, упадку власти великого киевского князя, земельная вотчина которого в XII веке значительно уменьшилась.

8) Отсутствие единого правила княжеского престолонаследия. Выделяются следующие способы: наследственное правопреемство (по завещанию и лествичное право); узурпация, или силовой захват власти; переход власти к наиболее влиятельному лицу и избрание.

Раздробленность — закономерный этап развития Древней Руси. Каждая династия больше не рассматривала свое княжество как объект военной добычи, хозяйственный расчет вышел на первое место. Это позволило власти на местах более эффективно реагировать на недовольство крестьян, внешнее вторжение. Политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими землями, не вела к их полной разобщенности. Существование единой религии и церковной организации, единого языка, единых законов «Русской Правды» служило сплачивающим началом всех восточнославянских земель.

Образование новых государственных центров

Княжества и земли Руси удельного периода были вполне сложившимися государствами, сопоставимыми по территории с европейскими. Наиболее важное значение на рубеже XII-XIII вв. приобретают Владимиро‑Суздальское и Галицко‑Волынское княжества, а также Новгородская земля, ставшие политическими центрами, соответственно, Северо‑Восточной, Юго‑Западной и Северо‑Западной Руси. В каждом из них складывается своеобразный политический строй: княжеская монархия во Владимиро‑Суздальской земле, княжеско‑боярская монархия в Галицко‑Волынской и боярская (аристократическая) республика в Новгородской.

Владимиро(Ростово) — Суздальская земля

Основные факторы, повлиявшие на становление богатого и могущественного княжества: удаленность от степных кочевников на юге; ландшафтные препятствия для легкого проникновения варягов с севера; обладание верховьями водных артерий (Волга, Ока), через которые шли богатые новгородские купеческие караваны; хорошие возможности для экономического развития; значительная эмиграция с юга (приток населения); развитая еще с XI в. сеть городов (Ростов, Суздаль, Муром, Рязань, Ярославль и др.); весьма энергичные и честолюбивые князья, возглавлявшие княжество.

Земли рассматривались как собственность князя, а население, включая бояр, — в качестве его слуг. Вассально‑дружинные отношения, характерные для периода Киевской Руси, сменились княжеско‑подданническими. В результате в Северо‑Восточной Руси сложилась вотчинная система власти.

Со становлением и развитием Владимиро‑Суздальского княжества связаны имена Владимира Мономаха и его сына Юрия Долгорукого (1125-1157), отличавшегося стремлением расширить свою территорию и подчинить Киев. Он захватил Киев и стал великим князем киевским, активно влиял на политику Новгорода Великого. В 1125 г. перенес столицу из Ростова в Суздаль, вел широкое строительство укрепленных городов на границах своего княжества, боролся за киевский престол и занимал его с 1149 по 1151 г. и с 1155 по 1157 г.; он считается основателем Москвы (1147).

Сын и преемник Юрия — Андрей Боголюбский (1157-1174) развивал идею богоизбранности Владимиро‑Суздальского княжества, стремился к церковной независимости от Киева, боролся за подчинение Новгорода, воевал с волжскими булгарами. Во Владимире‑на‑Клязьме были сооружены неприступные белокаменные ворота, возведен Успенский собор. Политика Андрея Боголюбского, его желание править единолично вошли в противоречие с вечевыми и боярскими традициями, и в 1174 г. Андрей был убит в результате заговора бояр.

Политику объединения всех русских земель под властью одного князя продолжил сводный брат Андрея — Всеволод Большое Гнездо (1176-1212), прозванный так за свое большое семейство. При нем Владимиро‑Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета. Подчинил своей власти Киев, Чернигов, Рязань, Новгород; успешно воевал с Волжской Булгарией и половцами; при нем утвердился титул великого князя Владимирского. К этому времени опорой княжеской власти все больше становится дворянство. Экономический подъем Владимиро‑Суздальского княжества некоторое время продолжался и при сыновьях Всеволода. Однако в начале XIII в. происходит его распад на уделы: Владимирский, Ярославский, Угличский, Переяславский, Юрьевский, Муромский. Княжества Северо‑Восточной Руси в XIV-XV вв. стали основой формирования Московского государства.

Галицко‑Волынское княжество

Особенности и условия развития: плодородные земли для земледелия и обширные лесные массивы для промысловой деятельности; значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны; удобное географическое положение (соседство с Венгрией, Польшей, Чехией), позволявшее вести активную внешнюю торговлю; относительная безопасность от нападения кочевников; наличие влиятельного местного боярства, ведшего борьбу за власть не только между собой, но и с князьями.

Галицкое княжество значительно усилилось в правление Ярослава Осмомысла (1153-1187). Его преемнику (волынскому князю Роману Мстиславовичу ) в 1199 г. удалось объединить Волынское и Галицкое княжества. После гибели в 1205 г. Романа Мстиславовича в княжестве вспыхнула междоусобная война с участием венгров и поляков. Сын Романа, Даниил Галицкий (1221-1264), сломил боярское сопротивление и в 1240 г., заняв Киев, сумел объединить юго‑западную и Киевскую земли. Однако в том же году Галицко‑Волынское княжество было разорено монголо‑татарами, а спустя 100 лет эти земли оказались в составе Литвы (Волынь) и Польши (Галич).

Новгородская земля

В конце XI — начале XII в. здесь сложилось своеобразное политическое образование — феодальная аристократическая (боярская) республика. Сами новгородцы именовали свое государство «Господин Великий Новгород».

Особенности развития Новгородской земли: ведущие отрасли хозяйства — торговля и ремесло; слабое развитие земледелия вследствие малого плодородия земли и суровых климатических условий; широкое развитие промыслов (солеварение, рыболовство, охота, производство железа, бортничество); исключительно выгодное географическое положение (на пересечении торговых путей, связывающих Западную Европу с Русью, а через нее — с Востоком и Византией); не подвергалась сильному монголо‑татарскому разграблению, хотя и платила дань.

Новгородская республика была близка к европейскому типу развития (аналогично городам‑республикам Ганзейского союза) и городам‑республикам Италии (Венеция, Генуя, Флоренция). Как правило, Новгородом владел тот из князей, кто держал киевский престол. Это позволяло старшему среди Рюриковичей князю контролировать Великий путь и доминировать на Руси. Используя недовольство новгородцев (восстание 1136 г.), боярство, обладавшее значительной экономической мощью, сумело окончательно победить князя в борьбе за власть, Новгород стал боярской республикой. Фактически власть принадлежала боярству, высшему духовенству и именитому купечеству. Все высшие исполнительные органы — посадники (главы правительства), тысяцкие (главы городского ополчения и судьи по торговым делам), епископ (глава церкви, распорядитель казны, контролировал внешнюю политику Великого Новгорода) и др. — пополнялись из боярской знати. Высшие должностные лица были выборными. Во второй половине XII в. новгородцы стали избирать себе духовного пастыря — владыку (архиепископа новгородского).

Князь не обладал полной государственной властью, не наследовал новгородскую землю, а приглашался лишь для исполнения представительских и военных функций. Любая попытка князя вмешаться во внутренние дела неизбежно заканчивалась его изгнанием (за 200 с небольшим лет побывало 58 князей).

Высшим органом власти являлось народное собрание — вече, обладавшее широкими полномочиями: рассмотрение важнейших вопросов внутренней и внешней политики; приглашение князя и заключение с ним договора; избрание важной для Новгорода торговой политики, а также посадника, судьи по торговым делам и др. Фактическими хозяевами на вече были 300 «золотых поясов» — крупнейшие бояре Новгорода — к XV в. они фактически узурпировали права народного вече.

Киевское княжество

Киевское княжество, подвергавшееся опасности со стороны кочевников, потеряло прежнее значение в связи с оттоком населения и падением важности пути «из варяг в греки». Накануне монгольского нашествия в нем утвердилась власть галицко‑волынского князя Даниила Романовича. В 1299 г. русский митрополит переносит свою резиденцию во Владимир‑на‑Клязьме, утверждая тем самым новое соотношение сил на Руси.

Последствия политической раздробленности

Позитивные: расцвет городов в удельных землях, складывание новых торговых путей, развитие хозяйства и культуры отдельных княжеств и земель.

Негативные: дробление княжеств между наследниками; постоянные княжеские усобицы, которые истощали силы русских земель; ослабление обороноспособности страны перед лицом внешней опасности. К 1132 г. существовало около 15 обособившихся территорий, в начале XIII в. самостоятельных княжеств и уделов было уже 50, а в конце XIII в. — 250.

Процесс наступления феодальной раздробленности дал возможность более прочному утверждению на Руси развивающейся системы феодальных отношений. С этой позиции можно говорить об исторической прогрессивности этого этапа русской истории в рамках развития экономики и культуры. Кроме того, данный период явился важной предпосылкой для становления единого и целостного государства.