Святая княгиня ольга. Княгиня ольга киевская

История знает много случаев, когда женщины становились во главе государств и делали их сильными и процветающими. Одной из таких правительниц являлась Ольга - княгиня Киевская. О её жизни известно немного, однако и из того, что удалось о ней узнать, можно понять, насколько мудрой и благоразумной была эта женщина. Главной заслугой Ольги историки называют то, что в годы её правления Киевская Русь стала одним из сильнейших государств своего времени.

Дата и место рождения Ольги

Неизвестно точно, когда родилась княгиня Киевская Ольга. Биография её дошла до наших дней только фрагментарно. Историки предполагают, что будущая княгиня появилась на свет приблизительно в 890 г., так как в Степенной книге есть упоминание, что скончалась она в возрасте 80 лет, а дата её смерти известна - это 969 г. Древние летописи называют разные места её рождения. По одной из версий, она была родом из-под Пскова, по другой - из Изборска.

Версии о происхождении будущей княгини

Существует легенда, согласно которой Ольга появилась на свет в простой семье, и с ранних лет работала перевозчицей на речке. Именно там с ней и познакомился Киевский князь Игорь, когда охотился на псковских землях. Ему понадобилось переправиться на другой берег, и он попросил юношу в лодке перевезти его. Присмотревшись поближе, Игорь заметил, что перед ним не молодой человек, а прекрасная хрупкая девушка, облачённая в мужскую одежду. Ею и была Ольга. Князю она очень понравилась и он начал к ней приставать, но получил достойный отпор. Прошло время, настал час Игорю жениться, и он вспомнил о гордой псковской красавице и отыскал её.

Есть легенда, полностью противоречащая предыдущей. Она гласит, что великая княгиня Киевская Ольга происходила из знатного северного рода, а её дедом был знаменитый славянский князь Гостомысл. В древних источниках содержится упоминание, что в ранние годы будущая правительница Руси носила имя Прекраса, а Ольгой стала называться только после свадьбы с Игорем. Такое имя она получила в честь князя Олега, воспитавшего её мужа.

Жизнь Ольги после свадьбы с Игорем

Совсем юной девушкой вышла замуж за Игоря Ольга, княгиня Киевская. Краткая биография, дошедшая до наших дней благодаря "Повести временных лет", гласит, что дата её бракосочетания - 903 год. Супруги поначалу жили раздельно: Ольга управляла Вышгородом, а её муж - Киевом. Кроме неё, у Игоря было ещё несколько жён. Общий ребёнок у супругов появился только в 942 году. Это Святослав - будущий князь Киевской Руси, прославившийся своими успешными военными походами.

Страшная месть княгини

В 945 году Игорь отправился в находящиеся по соседству от Киева древлянские земли за данью и был там убит. Его сыну Святославу было в то время всего 3 года, и он не мог управлять государством, поэтому престол заняла княгиня Ольга. Киевская Русь перешла полностью в её подчинение. Древляне, убившие Игоря, решили, что больше не обязаны платить дань столице. Более того, они захотели женить на Ольге своего князя Мала и таким образом завладеть киевским престолом. Но не тут-то было. Хитрая Ольга заманила послов, которых древляне прислали к ней в качестве сватов, в яму и приказала засыпать их живьём. Безжалостной оказалась княгиня и к следующим древлянским визитёрам. Ольга пригласила их в баню, приказала слугам поджечь её и сжечь гостей заживо. Такой страшной была месть княгини древлянам за смерть супруга.

Но на этом Ольга не успокоилась. Она отправилась на древлянские земли справить тризну (погребальный обряд) на могиле Игоря. С собой княгиня взяла небольшую дружину. Пригласив на тризну древлян, она напоила их, а затем приказала порубить их мечами. Нестор-литописец в "Повести временных лет" указывал, что дружинники Ольги уничтожили тогда около 5 тысяч человек.

Однако даже убийство такого количества древлян показалось киевской княгине недостаточной местью, и она задумала уничтожить их столицу - Искоростень. В 946 году Ольга вместе с малолетним сыном Святославом и дружиной начала военный поход на земли врага. Обступив стены Искоростеня, княгиня велела с каждого двора принести ей по 3 воробья и по 3 голубя. Жители выполнили её приказ, надеясь, что после этого она с войском уйдёт от их города. Ольга приказала привязать к лапам птиц тлеющую сухую траву и отпустить их обратно в Искоростень. Голуби и воробьи полетели к своим гнёздам, и город вспыхнул пламенем. Только после того, как столица древлянского княжества была уничтожена, а его жители убиты или отданы в рабство, княгиня Ольга успокоилась. Месть её оказалась жестокой, однако в те времена это считалось нормой.

Внутренняя и внешняя политика

Если характеризовать Ольгу как правительницу Руси, то, безусловно, она превзошла своего мужа в делах, касающихся внутренней политики государства. Княгине удалось подчинить своей власти непокорные восточнославянские племена. Все зависимые от Киева земли были поделены на административные единицы, во главе которых назначались тиуны (управители). Также она провела налоговую реформу, в результате которой были установлены размеры полюдья, а для его сбора организовались погосты. Ольга начала каменное градостроительство на русских землях. При ней в Киеве были возведены городской дворец и княжеский загородный терем.

Во внешней политике Ольга взяла курс на сближение с Византией. Но при этом княгиня стремилась, чтобы её земли оставались независимыми от этой великой империи. Сближение двух государств привело к тому, что русские войска неоднократно принимали участие в войнах, которые вела Византия.

Принятие Ольгой христианства

Население Древней Руси исповедовало языческую веру, поклоняясь большому количеству божеств. Первой правительницей, способствовавшей распространению на восточнославянских землях христианства, была Ольга. Княгиня Киевская приняла его ориентировочно в 955 г. во время своего дипломатического визита в Византию.
Нестор-литописец описывает крещение Ольги в своей «Повести временных лет». Византийскому императору Константину Багрянородному княгиня очень понравилась, и он захотел на ней жениться. Однако Ольга ответила ему, что христианин не может породниться с язычницей, и для начала он должен её обернуть в новую веру, став, таким образом, её крёстным отцом. Император сделал всё, как она захотела. После обряда крещения Ольга получила новое имя - Елена. Выполнив просьбу княгини, император снова попросил её стать ему женой. Но и в этот раз княгиня не согласилась, мотивируя свой отказ тем, что после крещения Константин стал ей отцом, а она ему - дочерью. Понял тогда византийский правитель, что обхитрила его Ольга, но ничего поделать не смог.

Вернувшись домой, княгиня начала предпринимать попытки распространения христианства на подвластных ей землях. Об этом в древних летописях упоминали современники Ольги. Княгиня Киевская даже пыталась обернуть в христианство своего сына Святослава, однако тот отказывался, считая, что его дружинники будут над ним смеяться. При Ольге христианство на Руси не получило особой популярности, так как славянские племена, исповедовавшие языческую веру, всячески противились крещению.

Последние годы жизни княгини

Принятие христианства изменило Ольгу в лучшую сторону. Она позабыла о жестокости, стала более доброй и милосердной к окружающим. Княгиня много времени проводила в молитвах за Святослава и других людей. Она была правительницей Руси приблизительно до 959 г., так как её подросший сын постоянно находился в военных походах, и ему некогда было заниматься государственными делами. Окончательно Святослав сменил мать на престоле в 964 году. Княгиня умерла 11 июля 969 года. Её останки покоятся в Десятинной церкви. Позднее Ольга была канонизирована как православная святая.

Память об Ольге

Неизвестно, как выглядела Ольга, княгиня Киевская. Фото портретов этой великой женщины и легенды, слагаемые о ней, свидетельствуют о её необычайной красоте, покорившей многих её современников. За годы пребывания при власти Ольге удалось укрепить и возвысить Киевскую Русь, сделать так, чтобы с ней считались другие государства. Память о верной жене князя Игоря навсегда увековечена в живописи, литературных произведениях и кинофильмах. Ольга вошла в мировую историю как мудрая и умная правительница, приложившая много усилий для достижения величия своей державы.

24 июля (11 июля ст. ст.) Церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги, нареченной во святом крещении Елены . Святая княгиня Ольга правила Древнерусским государством с 945 до 960 года в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе, после гибели ее мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Ольга первой из правителей Руси приняла христианство. Святой равноапостольной княгине Ольге молятся об укреплении христианской веры и об избавлении государства от врагов. Также святая Ольга почитается как покровительница вдов.

Житие святой равноапостольной княгини Ольги

Летописи не сообщают год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книга утверждает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату ее рождения к концу IX века. Приблизительную дату ее рождения сообщает поздний «Архангелогородский летописец», который уточняет, что Ольге на момент брака было 10 лет. На основании этого много ученых высчитали дату ее рождения - 893 год. Проложное житие княгини утверждает, что нам момент смерти ей было 75 лет. Таким образом, Ольга родилась в 894 году. Но эту дату ставит под сомнение дата рождения старшего сына Ольги, Святослава (ок. 938-943 гг.), так как Ольге на момент рождения сына должно было бы быть 45-50 лет, что кажется маловероятным. Смотря на тот факт, что Святослав Игоревич был старшим сыном Ольги, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси Б.А. Рыбаков, принимая за дату рождения князя 942 год, посчитал крайней поздней точкой рождения Ольги 927-928 год. А. Карпов в своей монографии «Княгиня Ольга» утверждает, что княгиня родилась около 920 года. Следовательно, вернее выглядит дата около 925, нежели 890 год, так как и сама Ольга в летописях за 946-955 года представляется молодой и энергичной, а старшего сына рождает в 942 году. Имя будущей просветительницы Руси и ее родину «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря:

И привели ему жену из Пскова, именем Ольга .

Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских - одной из древнерусских княжеских династий.

Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты недалеко от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился на Псковской земле и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Ольга оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя:

Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание.

Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил Ольгу и послал за ней князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

В 942 году в семье князя Игоря родился сын Святослав. В 945 году Игорь был убит древлянами после неоднократного взимания с них дани. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом (ум. 946 г.). Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью она заманила в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе - сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, устанавливая дани и оброки, отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. Житие так повествует о трудах Ольги:

И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла… Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечения, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения .

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» - на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику, как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой. Но Ольга понимала, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа. «Степенная книга» пишет:

Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания .

Преподобный Нестор Летописец (ок. 1056-1114 гг.) повествует:

Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа .

Великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправилась с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге », - повествует житие святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (917-956 гг.), а восприемником был император Константин Багрянородный (905-959 гг.), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний (ум. 1232 г.): «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос ». Патриарх благословил новокрещеную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись:

Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня .

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда - первого киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. Княгиня Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески:

Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем .

На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова. 11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии Премудрости Божией. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при Крещении в Константинополе. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано:

Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне.

После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна. В то время язычники с надеждой взирали на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет » так повествует об этом:

Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним … Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают .

Он, не слушая матери, жил по языческим обычаям. В 959 году немецкий хронист писал: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников ». Король Оттон, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год епископом Русским был поставлен Либуций, из монастыря святого Альбана в Майнце, но он вскоре умер. На его место посвятили Адальберта Трирского, которого Оттон отправил, наконец, в Россию. Когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». На обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности », - так повествуют летописи о миссии Адальберта. Языческая реакция проявилась столь сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся вместе с Ольгой. По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ей церкви. Княгине Ольге пришлось смириться с происшедшим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу. Конечно, с ней по-прежнему считались, к ее опыту и мудрости неизменно обращались во всех важных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, управление государством поручалось княгине Ольге.

Святослав разгромил давнего врага Русского государства - Хазарский каганат. Следующий удар был нанесен Волжской Болгарии, потом пришел черед Дунайской Болгарии - восемьдесят городов взяли киевские дружинники по Дунаю. Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси. Летописи сохранили слова Святослава , окруженного со своей дружиной огромным греческим войском:

Не посрамим земли русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!.

Пребывая в Киеве, княгиня Ольга учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. В 968 году Киев осадили печенеги. Княгиня Ольга с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Княгиня Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, - я ожидаю скорой кончины - отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти - вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню ». «Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшем исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине. И еще молитва была на устах ее, когда честная душа ее разрешилась от тела и как праведная была принята руками Божиими ». Датой преставления княгини Ольги является 11 июля 969 года. Княгиня Ольга была похоронена по христианскому обычаю. В 1007 году ее внук князь Владимир Святославичоколо (960-1015 гг.) перенес мощи святых, включая Ольги, в основанную им церковь Богородицы в Киеве.

Почитание святой равноапостольной княгини Ольги

Вероятно, в период княжения Ярополка (972-978 гг.) княгиня Ольга стала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение ее мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля (ст. ст). При великом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие болящие исцелялись. Сбылось пророчество святой княгини Ольги о кончине сына Святослава. Он, как сообщает летопись, был убит печенежским князем Курей (Х в.), который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира - Крещение Руси. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной.

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена. Согласно Иоакимовской летописи, первоначальное имя Ольги - Прекраса. Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968-971 годов. Глеб мог быть сыном князя Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жен. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги. Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677 год) рассказал о некоем русском князе Олеге, ставшем (940 год) последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги. О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием (значит, племянник или двоюродный брат), упомянул Константин Багрянородный в перечислении ее свиты во время визита в 957 году в Константинополь.

Тропарь и кондак святой равноапостольной княгине Ольги

Тропарь, глас 1

Крилома богоразумия вперивши свой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскающи Бога и Творца всяческим. И Того обретши, паки порожение крещением прияла еси. И древа животнаго креста Христова наслаждьшися, нетленна во веки пребываеши, ОЛьго присно славная.

Кондак, глас 4

Воспоем днесь Благодателя всех Бога, прославльшаго в Руси Ольгу богомудрую. И молитвами ея Христе, подаждь душам нашим грехов оставление.

————————

Библиотека Русской веры

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Иконы

На иконах святая равноапостольная княгиня Ольга изображается в рост или по пояс. Она облачена в царские одежды, ее голову украшает княжеский венец. В правой руке святая княгиня Ольга Владимир держит крест - символ веры, как нравственной основы государства, или свиток.

Храмы во имя святой равноапостольной княгини Ольги

На северо-западе Руси существовал погост Ольгин Крест. Именно сюда, как гласят летописные источники, для сбора податей приходила в 947 году княгиня Ольга. В память о своем удивительном спасении при переправе через порожистую и незамерзающую Нарову, княгиня Ольга поставила деревянный, а потом и каменный крест. В урочище Ольгин Крест находились местные чтимые святыни - храм во имя святителя Николы, построенный в ХV веке, каменный крест, установленный, по преданию, в Х веке княгиней Ольгой. Позднее крест был вделан в стену церкви святителя Николы. В 1887 году храм был дополнен приделом во имя святой княгини Ольги. Никольский храм был взорван в 1944 году отступавшими немецкими войсками.

В Киеве на Трехсвятительской улице (ул. Жертв Революции) до 30-х гг. XX в. находилась церковь во имя трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Она была построена в начале 80-х гг. XII века князем Святославом Всеволодовичем на княжеском дворе и освящена в 1183 г. У церкви был придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги.

В церкви Успения с парома (с Пароменья) в Пскове освящен придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги. Церковь поставлена на месте более ранней, построенной в 1444 году. С 1938 года церковь не действовала, в 1994 году в ней возобновлено богослужение.

Во имя святой равноапостольной княгини Ольги освящен единоверческий храм в Ульяновске. Церковь была построена в 1196 году.

В г. Ульяновске находится единоверческий храм Русской Православной Церкви.

Народная память о святой равноапостольной княгине Ольге

В Пскове существует Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня, а также два памятника княгине. Памятники святой поставлены в Киеве и Коростени, а также фигуры Ольги присутствует на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. В честь святой княгини Ольги назван залив Ольги Японского моря и поселок городского типа в Приморском крае. В честь святой Ольги названы улицы в Киеве и Львове. Также во имя святой Ольги учреждены ордена: Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги (учрежден императором Николаем II в 1915 году); «Орден княгини Ольги» (государственная награда Украины с 1997 года); Орден святой равноапостольной княгини Ольги (РПЦ).

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Картины

К образу святой княгини Ольги и ее житию обращались многие живописцы в своих произведениях, среди них В.К. Сазонов (1789–1870 гг.), Б.А. Чориков (1802–1866 гг.), В.И. Суриков (1848–1916 гг.), Н.А. Бруни (1856–1935 гг.), Н.К. Рерих (1874–1947 гг.), М.В. Нестеров (1862–1942, гг.) и другие.

Образ святой равноапостольной княгини Ольги в искусстве

Святой равноапостольной княгине Ольге посвящены многие литературные произведения, это «Княгиня Ольга» (А.И. Антонов), «Ольга, королева русов» (Б. Васильев), «Аз Бога ведаю!» (С.Т. Алексеев), «Великата княгиня Елена-Олга» (М. Апостолов) и другие. В кинематографе известны такие произведения, как «Легенда о княгине Ольге» (режиссер Юрий Ильенко), «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой» (режиссер Булат Мансуров) и другие.

Княгиня Ольга Киевская – одна из самых загадочных исторических личностей. Несмотря на то, что она оставила заметный след в русской истории, в ее биографии немало белых пятен. А некоторые исследователи даже сомневаются: существовала ли такая персона на самом деле?

Официальная версия биографии

Она гласит, что Ольга была женой киевского князя Игоря Рюриковича, который в 945 году погиб, собирая дань с древлян. На тот момент старшему сыну их исполнилось всего три года, и Ольга взяла правление в свои руки.

Правление Ольги длилось целых 15 лет: с 945 по 960 год. Сначала княгиня по обычаям того времени отомстила древлянам за убийство мужа. Летописи утверждают, что древлянский князь Мал дважды засылал к ней сватов с просьбой выйти за него замуж ради объединения их земель. Но Ольга оба раза жестоко умерщвляла послов. В первый раз она повелела бросить их в яму и засыпать землей, второй раз – сжечь в бане. Затем она с дружиной совершила два похода в земли Мала, перебив более 5 000 древлян и уничтожив их столицу – город Искоростень.

При Ольге впервые на Руси началось каменное строительство, она упорядочила сбор налогов, облагораживала русские земли, строила храмы в честь христианских святых, укрепляла связи с Германией и Византией. 11 июля 969 года княгиня Ольга скончалась и была похоронена по христианскому обряду. По преданию, мощи ее остались нетленными.

Ольга считается первым правителем Руси, принявшим христианское крещение. В XVI веке Русская Православная церковь причислила ее к лику святых.

Путаница в источниках

О княгине Ольге рассказывает множество исторических источников: «Степенная книга» (1560-1563 гг.), «Повесть временных лет», сборник «О церемониях византийского двора» Константина Багрянородного, Радзивилловская и некоторые другие летописи. И нередко сведения в них расходятся друг с другом.

Так, по некоторым сведениям, княгиня родилась в 893 году. Но из «Повести временных лет» следует, что она вышла замуж в 903 году, а своего первенца родила в 942 году. Тогда получается, что княгиней она стала в 10 лет, а матерью - в 49. Это выглядит, мягко говоря, сомнительным. По мнению современных историков, Ольга скорее могла появиться на свет в период с 920 по 928 год.

Неясным остается и происхождение. «Житие княгини Ольги» утверждает, что родом она из псковской деревни Выбуты, из семьи простолюдинов. В свою очередь, в Иоакимовской летописи говорится, что она происходила из знатного рода Изборских, корни которого уходят к варягам. (Кстати, имя Ольга очень схоже с древнескандинавским Хельга). Типографская летопись конца XV века и Пискаревский летописец даже называют Ольгу родной дочерью Вещего Олега, который был регентом при князе Игоре Рюриковиче.

Замужество Ольги – еще один противоречивый факт. Если верить «Повести временных лет», Игорь и Ольга впервые встретились в лесах под Псковом, где молодой князь охотился. Ему нужно было переправиться через реку на пароме. Паромщиком оказался прекрасный юноша, который на самом деле был девушкой в мужской одежде. Игорь был так поражен ее красотой, что тут же воспылал к ней желанием. Но девушка решительно отказалась становиться его наложницей. Когда позднее пришло время выбирать невесту, князь официально послал к красотке гонцов, и на этот раз она согласилась стать его женой. Есть и другая легенда: невесту Игорю выбрал князь Олег. Вот что говорится в Иоакимовской летописи: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее и нарек в свое имя Ольга».

Еще один любопытный факт – крещение Ольги. Тут в источниках тоже встречаются разночтения. Большинство историков считают, что княгиня перешла в христианскую веру в 957 году в Константинополе. Ее восприемниками стали византийский император Константин VII и священник Феофилакт. При крещении Ольга получила имя Елена. В сборнике же Константина Багрянородного говорится, что в Константинополь Ольга прибыла уже крещеной.

Две княгини Ольги?

А что если на самом деле существовало две Ольги? В ту эпоху на Руси практиковалось многоженство, и даже летописи упоминают, что у князя Игоря было несколько жен. Не исключено, что на одной из них он женился в 903 году, а сына Святослава родила ему другая Ольга… Этим и объясняется путаница с датами…

Так что не исключено: та Ольга, которая чинила зверские расправы над древлянами и та, что мудро правила Киевской Русью и была причислена церковью к лику святых равноапостольных – это совершенно разные личности.

Василиса Иванова


Время на чтение: 11 минут

А А

Загадочная личность княгини Ольги породила немало легенд и домыслов. Одни историки представляют ее жестокой валькирией, прославившейся в столетиях своей ужасной местью за убийство мужа. Другие же рисуют образ собирательницы земель, истинной православной и святой.

Скорее всего, истина находится посередине. Однако интересно другое: какие свойства характера и жизненные события привели эту женщину к правлению государством? Ведь почти безграничная власть над мужчинами - княгине подчинялось войско, против ее правления не было ни одного бунта - дается не каждой женщине. А славу Ольги трудно недооценивать: святую равноапостольную, единственную из русских земель, почитают и христиане, и католики.

Происхождение Ольги: вымысел и реальность

Существует множество версий происхождения княгини Ольги. Точная дата ее рождения неясна, остановимся на официальной версии - 920 г.

Также неизвестно и о ее родителях. Наиболее ранние исторические источники - «Повесть временных лет» и «Степенная книга» (XVI в.) - рассказывают, что Ольга была из незнатного рода варягов, осевших в окрестностях Пскова (деревня Выбуты).

Более поздний исторический документ «Типографская летопись» (XV в.) повествует, что девочка была дочерью Вещего Олега, воспитателя ее будущего мужа князя Игоря.

Одни историки уверены в знатном славянском происхождении будущей правительницы, изначально носившей имя Прекраса. Другие усматривают ее болгарские корни, якобы Ольга была дочерью князя-язычника Владимира Расате.

Видео: Княгиня Ольга

Тайну детства княгини Ольги немного приоткрывает ее первое появление на сцене исторических событий в момент знакомства с князем Игорем.

Наиболее красивая легенда об этой встрече описана в «Степенной книге»:

Князь Игорь, переправлявшийся через реку, разглядел в лодочнике красивую девушку. Однако его домогательства были сразу пресечены.

Согласно легендам, Ольга ответила: «Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание».

Из этой истории можно сделать вывод, что, во-первых, будущая княгиня была очень красивой. Ее прелести запечатлели некоторые историки и живописцы: юная красавица с изящным станом, васильковыми глазами, ямочками на щеках и толстой косой соломенных волос. Красивый образ получился и у ученых, воссоздавших портрет княгини по ее мощам.

Второе, что следует отметить — это полное отсутствие легкомысленности и светлый ум у девочки, которой на момент встречи с Игорем было всего 10-13 лет.

К тому же, в некоторых источниках указано, что будущая княгиня знала грамоту и несколько языков, что явно не соответствует крестьянским корням.

Косвенно подтверждает благородное происхождение Ольги и тот момент, что Рюриковичи хотели укрепить свою власть, и безродный брак им был не нужен — а ведь у Игоря был широкий выбор. Князь Олег уже давно искал невесту для своего наставника, но ни одна из них не вытеснила образ строптивой Ольги из мыслей Игоря.


Ольга: образ жены князя Игоря

Союз Игоря и Ольги был вполне благополучным: князь совершал походы на соседние земли, а его любящая жена ожидала мужа и управляла делами княжества.

Полное доверие в паре подтверждают и историки.

«Иоакимовская летопись» гласит, что «были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил».

Одно лишь омрачало брак - отсутствие детей. Вещий Олег, принесший многочисленные человеческие жертвы языческим богам во имя рождения наследника у князя Игоря, так и умер, не дождавшись счастливого момента. Со смертью Олега княгиня Ольга потеряла и свою новорожденную дочь.

В дальнейшем, потеря младенцев стала привычной, все дети не доживали до года. Лишь через 15 лет брака княгиня родила здорового, крепкого сына Святослава.


Смерть Игоря: страшная месть княгини Ольги

Первый поступок княгини Ольги в роли правительницы, увековеченный в летописях, наводит ужас. Древляне, не желавшие платить дань, захватили — и буквально разорвали плоть Игоря, привязав его к двум согнутым молодым дубам.

К слову, подобная казнь в те времена считалась «привилегированной».

В один момент Ольга стала вдовой, матерью 3-летнего наследника — и фактически правителем государства.

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. Эскиз, Василий Иванович Суриков

Незаурядный ум женщины проявился и тут, она сразу окружила себя доверенными лицами. В их числе был воевода Свенельд, пользующийся авторитетом в княжеской дружине. Княгине беспрекословно подчинялось войско, а это было необходимо для ее мести за погибшего мужа.

20 послов древлян, прибывших сватать Ольгу за своего владыку, были сначала почетно пронесены в ладье на руках, а потом с ней же — и закопаны заживо. Ярая ненависть женщины была налицо.

Наклонясь над ямой, Ольга спросила у несчастных: «Хороша ли вам честь?»

Этим не закончилось, и княгиня затребовала к себе более знатных сватов. Истопив для них баню, княгиня приказала их сжечь. После столь дерзких поступков, Ольга не побоялась мести в свой адрес, и отправилась в земли древлян, чтобы совершить тризну на могиле усопшего мужа. Опоив 5 тысяч воинов противника во время языческого ритуала, княгиня приказала их всех перебить.

Дальше — хуже, и мстительная вдова осадила древлянскую столицу Искоростень. Прождав сдачи города все лето, и потеряв терпение, Ольга в очередной раз прибегла к хитрости. Попросив «легкую» дань - по 3 воробья с каждого дома, - княгиня приказала привязать к лапам птиц горящие ветки. Птицы летели к своим гнездам — и в результате сожгли весь город.

Поначалу покажется, что такая жестокость говорит о неадекватности женщины, даже с учетом потери любимого мужа. Однако следует понимать, что в те времена, чем яростнее была месть, тем больше уважали нового правителя.

Своим хитрым и жестоким поступком Ольга утвердила свою власть в войске и добилась уважения народа, отказавшись от нового замужества.

Мудрая правительница Киевской Руси

Угроза хазар с юга и варягов с севера требовала укрепления княжеской власти. Ольга, объездив даже дальние свои уделы, разделила земли на участки, установила четкий порядок сбора дани и посадила управлять своих людей, тем самым предотвратив негодование народа.

К этому решению ее сподвиг опыт Игоря, дружины которого грабили по принципу «сколько смогут унести».

Именно за умение управлять государством и предупреждать проблемы княгиню Ольгу в народе называли премудрой.

Хотя официальным властителем считался сын Святослав, фактическим управлением Русью занималась сама княгиня Ольга. Святослав пошел по стопам отца, и занимался исключительно военной деятельностью.

Во внешней политике перед княгиней Ольгой встал выбор между хазарами и варягами. Однако мудрая женщина избрала свой путь, и обратилась в сторону Царьграда (Константинополя). Греческое направление внешнеполитических устремлений было выгодно Киевской Руси: развивалась торговля, а люди обменивались культурными ценностями.

Пробыв в Царьграде около 2 лет, русская княгиня более всего была поражена богатым убранством византийских храмов и роскошью каменных зданий. По возвращении на родину, Ольга начнет повсеместное строительство дворцов и церквей из камня, в том числе — в новгородских и псковских владениях.

Первыми она построила городской дворец в Киеве и собственный загородный терем.

Крещение и политика: все во благо Государства

К христианству Ольгу склонила семейная трагедия: языческие боги долгое время не желали ей даровать здорового младенца.

Одна из легенд гласит, что княгине в мучительных снах виделись все убитые ею древляне.

Осознав свою тягу к православию, и поняв, что это выгодно для Руси, Ольга решила принять крещение.

В «Повести временных лет» описана история, когда, император Константин Багрянородный, плененный красотой и умом русской княгини, предложил ей руку и сердце. Опять прибегнув к женской хитрости, Ольга попросила византийского императора участвовать в крещении, а после церемонии (княгиню нарекли Еленой) заявила о невозможности брака между крестным отцом и крестницей.

Однако эта история, скорее, народная выдумка, по некоторым данным на тот момент женщине было уже за 60 лет.

Как бы то ни было, княгиня Ольга заполучила себе мощного союзника, не преступив рамки собственной свободы.

В скором времени император захотел подтверждения дружбы между государствами в виде присланных из Руси войск. Правительница отказала — и отправила послов к сопернику Византии, королю немецких земель Оттону I. Такой политический шаг показал всему миру независимость княгини от любых — даже великих — покровителей. Дружба с германским королем не получилась, приехавший в Киевскую Русь Оттон поспешно бежал, поняв притворство русской княгини. А вскоре в Византию к новому императору Роману II отправились русские дружины, но уже как знак доброй воли правительницы Ольги.

Сергей Кириллов. Княгиня Ольга. Крещение Ольги

Вернувшись на родину, Ольга встретила яростное сопротивление перемене ее вероисповедания от собственного сына. Святослав «высмеивал» христианские ритуалы. На тот момент, в Киеве уже была православная церковь, однако практически все население было языческим.

Мудрость потребовалась Ольге и в этот момент. Она сумела остаться уверовавшей христианкой и любящей матерью. Святослав так и остался язычником, хотя в дальнейшем относился к христианам достаточно терпимо.

К тому же, избежав раскола в стране ненавязыванием своей веры населению, княгиня одновременно приблизила момент крещения Руси.

Наследие княгини Ольги

Перед смертью княгиня, жалуясь на свои болезни, смогла обратить внимание сына на внутреннее управление княжеством, осаждаемым печенегами. Святослав, только что вернувшийся из болгарской военной кампании, отложил новый поход в Переяславец.

Княгиня Ольга умерла в 80 лет, оставив сыну крепкую страну и мощное войско. Женщина приняла причастие от своего священника Григория и запретила проводить языческую поминальную тризну. Похороны прошли по православному обряду погребения в землю.

Уже внук Ольги, князь Владимир перенес ее мощи в новую киевскую церковь Святой Богородицы.

Со слов, записанных очевидцем тех событий монахом Иаковом, тело женщины осталось нетленным.

История не предоставляет нам явных фактов, подтверждающих особую святость великой женщины, за исключением ее невероятной преданности мужу. Однако княгиню Ольгу почитали в народе, а ее мощам приписывали разные чудеса.

В 1957 г. Ольга была названа равноапостольной, ее жизнь по святости приравнивалась к жизни апостолов.

Сейчас святую Ольгу почитают как покровительницу вдов и защитницу новообращенных христиан.

Дорога к славе: уроки Ольги нашим современницам

Анализируя, скупые и рознящиеся сведения исторических документов, можно сделать определенные выводы. Эта женщина не была «мстительным монстром». Ее ужасающие поступки в начале правления продиктованы исключительно традициями того времени и силой горя вдовы.

Хотя нельзя списывать со счетов, что подобное может совершить только очень крепкая духом женщина.

Княгиня Ольга, несомненно, была великой женщиной, и достигла высот власти, благодаря своему аналитическому складу ума и мудрости. Не боясь перемен и подготовив надежный тыл из преданных соратников, княгиня смогла избежать раскола государства — и сделала многое для его процветания.

При этом женщина никогда не предавала собственные принципы и не позволяла ущемлять собственную свободу.