Проверь диктант написанный учеником. Описание методики применения диктанта "Проверяю себя" методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему. О контрольных работах по орфографии

Диктант (от лат. dicto - диктую) - один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся .

Диктант рассчитан на развитие моторно-слуховых ассоциаций учеников. Этот вид работы учит воспринимать слово на слух, сопоставлять его звуковой и буквенный состав; дополнительно вырабатывает у учащихся орфоэпические нормы и умение пользоваться правилом. Правда, последнее не всегда является очевидным.

В зависимости от материала для диктанта все они делятся на словарные и текстовые (отдельные предложения и текст). Словарные диктанты имеют целью тренировать (учебные) и контролировать (контрольные) усвоение определенного орфографического правила или нескольких. Текстовые диктанты обычно используются в качестве контрольных - для проверки не только изучаемых орфограмм, но и ранее изученных .

В зависимости от способа отображения материала диктанты делятся на диктанты без изменений и с изменениями диктуемого. Последние могут быть представлены

Выборочным диктантом, когда учащиеся записывают только избранные на слух слова, словосочетания с определенной орфограммой(-ами);

Выборочно-распределительным диктантом - запись слов по выбору с их группировкой;

Морфемным диктантом - запись не всех слов, словосочетаний, предложений, которые диктуются, а только состоящих из указанных морфем; или запись не самих слов, которые диктуются, а только, например, переменных или постоянных приставок, которые имеются в определенных словах. При проведении морфемного диктанта вырабатываются грамматические и орфографические навыки на основе соответствующих правил;

Творческим диктантом - запись слов в тексте в соответствии с изучаемым правилом, хотя читаются они в исходной форме. Используется данный диктант, например, при изучении правописания окончаний существительных, прилагательных и др.

Своеобразным видом диктантов выступает диктант с продолжением (термин Т.А. Ладыженской), в названии которого уже отражена его суть. Ученики записывают под диктовку текст, а потом в качестве продолжения создают собственный текст, который тематически связан с продиктованным. Методика диктанта с продолжением позволяет школьникам перейти от репродуктивных способов деятельности (списывание, диктант) к продуктивным (создание нового текста и его грамотное оформление) .

Исходя из целей обучения, целесообразно разделение диктантов на обучающие и контрольные. Отдельно можно выделить диктант "Проверяю себя", сочетающий контроль и обучение, так как ученики сначала, записывая текст, сами контролируют себя, на следующем этапе выясняют правильность написания, а в итоге «развивается умение выделять орфограммы, что является половиной успеха в обучении правильному письму» . Диктант «Проверяю себя» проводится обычно, как и контрольный, только ученики, записывая текст (слова, словосочетания, предложения), подчеркивают (или пропускают) буквы, в написании которых они не уверены. После записи всего диктанта ученики имеют возможность уточнить написание в учителя или других учащихся, проверить по словарю, справочнике и т д. Этот вид диктанта позволяет формировать у учащихся навыки самоконтроля и дает учителю объективную картину усвоения учащимися определенного материала .

Обучающие диктанты в зависимости от времени объяснения материала могут быть предупредительными, пояснительными, комментированными.

Цель предупредительного диктанта - предупредить ошибки перед написанием текста, поэтому ученики сначала объясняют написание слов или постановку знаков препинания, а потом записывают. Обычно проводится на первоначальном этапе освоения материала и формирования соответствующих умений и навыков с целью предупреждения неправильных написаний. Предупредительный диктант может быть зрительным (предупредительный зрительный диктант), когда учитель читает текст по предложениям, в каждом предложении объясняются написание, постановка знаков препинания, после этого один ученик записывает по частям текст на доске, а остальные пишут в тетрадях самостоятельно и только после записи сверяют с написанным на доске, и слуховым (предупредительный слуховой диктант), если после предупреждения возможных ошибок учитель еще раз читает текст по предложениям, а ученики записывают .

При закреплении определенной темы, раздела или при повторении изученного обычно проводится объяснительный диктант, целью которого является не предупреждение возможных ошибок, а исправление их после написания всего текста (или его части, отдельных предложений). Методика проведения объяснительного диктанта следующая: ученики записывают весь текст под диктовку учителя, а затем читают написанное, исправляют ошибки, если они есть, и объясняют написание и постановку знаков препинания. Объяснение правописания может происходить и после написания отдельных предложений, частей текста. Объяснительный диктант может быть зрительным (с предшествующей записью на доске или с помощью технических средств обучения) и слуховым .

Суть комментируемого диктанта (или комментируемого письма) заключается в том, что ученики во время письма коротко комментируют написание и постановку знаков препинания. Ценность комментируемого диктанта в том, что к процессу анализа присоединены все ученики, ведь написание комментируется в момент записи слова, словосочетания, предложения .

Указанные виды диктантов в практике обучения русскому языку могут существовать в комбинированной форме, так называемый комбинированный диктант, когда три-четыре предложения ученики объясняют и записывают (как предупредительный диктант), три-четыре предложения записывают и объясняют (как объяснительный диктант), а три-четыре предложения пишут и комментируют (как комментируемый диктант) или записывают без объяснений и комментариев (как контрольный) .

В зависимости от способа подачи материала учебные диктанты могут быть без изменений и с изменением материала. Среди диктантов без изменений необходимо отдельно сказать о словарном диктанте, который проводится с целью проверки орфографической грамотности учащихся и позволяет экономить время (его проведение занимает 5-10 минут), вместе с тем концентрирует внимание учащихся на изученных написаниях. Объем словарного диктанта следующий (по четвертям): 2 класс - 4 - 6 - 6 - 8 слов; 3 класс - 8 - 8 - 10 - 10 слов; 4 класс - 10 - 10 - 12 - 12 слов.

Среди диктантов, предусматривающих внесение определенных изменений в материал, можно выделить выборочный (выборочно-распределительный), свободный, воспроизведенный, диктант по памяти (или самодиктант), творческий, диктант с продолжением.

Выборочный диктант - это такой вид диктанта, во время которого ученики записывают отдельные слова, словосочетания, предложения, соответствующие определенному правилу. Выборочный диктант используется обычно при повторении, закрепления, обобщения изученного материала и является итоговым методом обучения, так как значительно экономит время, позволяя не записывать целый текст, а выписывать из него лишь отдельные слова, словосочетания или предложения (в зависимости от поставленной цели). Во время его проведения учитель медленно читает слова, предложения или текст, чтобы дать ученикам возможность не только найти нужную языковую единицу, но и записать ее .

Подготовительными видами работ к такому диктанту являются выборочное чтение (из предложенного для чтения материала выбрать и назвать языковые единицы на определенное правило) и выборочное списывание (выбрать и записать языковые единицы на определенное правило).

Выборочно-распределительный диктант имеет целью не только выбор и запись определенных языковых единиц на соответствующее правило, но и их группировку, т.е. распределение на основании одинакового признака .

Свободный диктант - это письменное воспроизведение авторского текста по частям. Особенность его в том, что текст диктуется учителем, но ученики записывают его по памяти. Методика его проведения следующая: учитель читает текст целиком, объясняются непонятные слова и выражения, потом текст читается по частям (абзац, несколько слов), а ученики записывают по памяти. При этом части должны включать не менее 2-3 предложений (в зависимости от их размера), чтобы ученики не могли запомнить их наизусть. Такой вид диктанта позволяет учащимся проявить самостоятельность, собственные творческие способности, вырабатывает умение органично сочетать орфографические и пунктуационные навыки с коммуникативными умениями, т.е. при его проведении объединяются задачи формирования грамотности и развития речи .

Воспроизведенный диктант также предусматривает воспроизведение текста, как и свободный, но на основе выписанных категорий. Методика его проведения такова: после прослушивания текста и его анализа ученики воспроизводят текст по памяти на основе выписанных (или предлагаемых) опорных слов, словосочетаний, грамматических основ .

Письмо по памяти (или самодиктант) рассчитана на развитие орфографической и пунктуационной бдительности учеников. В отличие от других диктантов, которые диктует учитель, здесь ученики сами диктуют себе текст, специально ими изученный с этой целью. Ученики самостоятельно читают текст или слова на определенное правило, приводимое на доске, в книге и др., анализируют определенные языковые явления, затем текст закрывается, и ученики записывают его по памяти. После окончания работы записанное сверяется с приведенным в книге, на доске и т д. С этой целью предлагается также заучить дома текст (стихотворный или прозаический) наизусть, а на другой день в классе он пишется по памяти .

Под творческим диктантом в методике понимаются различного характера задания, предусматривающие разнообразные изменения текста, который диктует учитель, что связано с активизацией самостоятельной деятельности учащихся. Задания могут быть следующего характера: сократить или, наоборот, расширить текст; заменить одну грамматическую форму другой; переконструировать предложения и др.

Творческий диктант может иметь характер предупредительного (необходимые изменения сначала объясняются, а потом записываются), объяснительного (сначала записываются, а потом объясняются), комментируемого (устного или письменного) диктантов, может быть зрительным или слуховым.

Творческий характер имеет и диктант с продолжением, когда ученики записывают под диктовку текст, а потом в качестве продолжения создают свой текст, тематически связанный с предложенным. Понятно, что текст диктанта должен быть таким, чтобы можно было написать его продолжение или ответить на вопросы, которые ставит автор текста (или которые можно поставить к тексту) .

Тексты для диктантов с продолжением Т. А. Ладыженская делит на две группы :

1. Тексты, которые обрываются, но так, что понятно, в каком направлении они могут быть продолжены. Такие тексты могут представлять собой:

а) начало повествования, доведенного до такого момента, который подсказывает в общих чертах, как дальше разворачиваются события;

б) начало размышления, в котором сформулированы только тезис, или тезис и один-два из нескольких возможных доказательств, или тезис плюс доказательства. Ученикам предлагается продолжить рассуждение, т.е. привести доказательства или сделать вывод;

в) начало описания, в котором содержится замысел, передается общее впечатление от предмета описания и раскрываются некоторые его признаки.

2. Тексты, представляющие собой законченные или относительно законченные по смыслу отрывки, исходя из которых можно организовать самостоятельные высказывания учащихся. Такие тексты обычно или заканчиваются вопросом, или позволяют поставить вопросы, на которые предлагается ответить. Вопрос может предусматривать рассказ об определенных событиях, описание каких-либо объектов или развернутое рассуждение с целью передачи своей мысли с обоснованием.

Нужно помнить, что такой диктант оценивается двумя отметками: одна ставится за диктант, а вторая - за его продолжение, которое оценивается согласно нормам оценки творческих работ. При этом в зависимости от объема проделанной работы за продолжение можно ставить одну или две оценки (первую - за содержание и речь, вторую - за грамотность) .

Творческий характер имеет и диктант-перевод, когда учитель диктует слова, словосочетания или фразы на белорусском языке, а ученики записывают их по-русски .

К диктантам с изменениями относится и графический диктант, который имеет целью полную или частичную замену диктуемого условными графическими обозначениями, когда ученики вместо материала (слова, предложения), предъявленного зрительно (графический зрительный) или на слух (графический слуховой), записывают его в виде схем или в виде условных графических обозначений или в виде цифр, когда записываются только номера предложений, соответствующих предъявленному заданию .

Для контроля и оценки орфографической грамотности учащихся чаще всего используется контрольный диктант, который следует проводить только после соответствующих обучающих и тренировочных работ по освоению орфографических правил .

Текст контрольного диктанта может быть связанным, а может состоять из отдельных слов и предложений. Методика проведения контрольного диктанта следующая. Сначала учитель читает весь текст, знакомит учеников с его содержанием.

После текст читается по предложениям для записи: первый раз предложение читается полностью с целью его целостного слухового восприятия, затем - по частям, а ученики записывают то, что им диктует учитель; после записи предложение читается полностью еще раз для проверки написанного. В конце работы над диктантом учитель еще раз читает текст с целью организации самостоятельной проверки написанного учениками. Диктовать текст нужно четко, сохраняя специфические нормы, не торопясь, не допуская побуквенного проговаривания слов .

Таким образом, в методической науке выработано целая система диктантов, которая направлена не только на выработку орфографических навыков учащихся, но и развитие их речевых умений. При этом необходимо четко осознавать место каждого диктанта в системе, понимать роль, которую он выполняет, знать, когда более целесообразно применять тот или иной вид диктанта, чтобы ученик шел от знания правила к выработке умений его применять в новых условиях и далее до автоматического формирования навыка правильного написания.

Орфография - раздел языкознания, который устанавливает правила передачи устной речи на письме

Орфография - это система правил, обеспечивающая единообразие письменной передачи речи. Всякое нарушение орфографической нормы потенциально может привести и к искажению мысли. В теории русской орфографии указываются морфологический, фонетический, традиционный принципы, а также дифференцирующие написания. Авторы большинства учебных пособий для вузов рассматривают морфологический и фонематический принципы в тесной связи, но однако не равноправными, так как фонетический принцип есть часть морфологического.

В период обучения грамоте школьники учатся: соотносить букву и звук; раздельно писать слова, т.е. средствами письма выделять слова как смысловые единицы; переносить слова со строки на другую строку; употреблять заглавную букву в начале предложения, а также в именах людей и в кличках животных.

Выделяют три основных метода развития орфографических навыков: метод языкового анализа и синтеза; метод запоминания, заучивания образцов или имитативный метод, предполагающий репродуктивную деятельность учащихся; метод решения грамматико-орфографических задач.

Выделяют следующие виды диктантов: выборочный, распределительный, выборочно-распределительный, творческий, свободный, восстановленный диктант, диктант по аналогии, предупредительный, объяснительный диктант, самодиктант, зрительно-слуховой диктант.

Выбор вида диктанта обусловлен этапом работы над формированием орфографического навыка и целью урока. 3. Ф. Ульченко предложена следующая система использования различных видов диктантов:
Этап работы над орфограммой
Рекомендуемый вид диктанта

Опознавание орфограммы на уровне знакомства с нею
Выборочный диктант

Устное объяснение орфограммы до записи текста
Предупредительный диктант

Объяснение орфограммы в процессе письма
Комментированный диктант

Объяснение орфограммы после записи текста
Объяснительный диктант

Включение орфограммы в новые связи
Выборочно-объяснительный диктант

Возвращение на более высоком уровне к этапу осознания орфограммы
Диктант «Проверяю себя»

Объединение усвоенных частных действий в одну сложную деятельность в условиях полной самостоятельности учащихся
Контрольный диктант

^ Слуховой диктант - орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложений, текста.

^ Предупредительный диктант - вид слухового диктанта. Цель - предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова. Применяется на первичных этапах изучения темы. По мере освоения способа проверки и усвоения материала заменяется объяснительным диктантом. Учитель диктует предложение (словосочетание, слово). Перед записью проводится орфографический анализ - учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.

«Безошибочный» диктант - разновидность предупредительного диктанта. Перед учащимися ставится задача - полностью разобраться в орфографической стороне текста и написать диктант без ошибок. Прослушав текст, учащиеся ставят вопросы в отношении написания тех или иных слов. На эти вопросы отвечают ученики, уверенные в правописании данного слова. При затруднении к объяснению орфограмм подключается учитель.

^ Предупредительно-контрольный диктант -разновидность предупредительного диктанта. Перед диктантом в течение 8-10 минут повторяются те правила правописания, которые отражены в его тексте. В качестве примеров рассматриваются слова из текста диктанта, специально отобранные учителем.

^ Подготовленный диктант - разновидность предупредительного диктанта с элементами объяснительного. Текст сначала разбирается, потом записывается и проверяется.

^ Объяснительный диктант - вид слухового диктанта. После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится при закреплении темы. В процессе записи текста учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи - контролируют правильность выполнения работы.

^ Объяснительный диктант с предварительной подготовкой. До записи текста учитель выделяет время на повторение изученных правил правописания и способов проверки необходимых орфограмм. После орфографической подготовки и своеобразной «настройки» учащихся на определённый вид орфограмм проводится диктант. После записи учащиеся доказывают правильность написания слов с изученными орфограммами, исправляют допущенные ошибки.

^ Диктант «Проверяю себя» (введён А. И. Кобызевым) - вид слухового диктанта, характеризующийся высоким уровнем самоконтроля. Способствует развитию орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту, осмыслению орфограмм на достаточно высоком уровне, вырабатывает навыки самопроверки. Во время записи текста ученику разрешается спрашивать учителя, как пишется та или иная орфограмма, пользоваться словарём, справочниками и пр. Вызвавшую сомнение орфограмму ученик подчёркивает (это важно использовать учителю для анализа). Если делается исправление подчёркнутой орфограммы, оно за ошибку не считается. В то же время допущенные ошибки на изученные правила учитываются более строго, так как ученик не увидел орфографически опасных мест.

^ Письмо с пропуском букв (диктант с пропущенными орфограммами) - разновидность диктанта «Проверяю себя». В процессе записи текста учащиеся пропускают буквы (орфограммы), если не знают или сомневаются в написании. На месте пропуска букв ставится прочерк- по нижней линейке проводится черта. Запись в тетради выглядит следующим образом: В л_су слышна звонк_я трель с_л_вья. После записи осуществляется орфографический анализ слов с пропущенными буквами. Пропуски заполняются. Такой приём предупреждает появление ошибок и большого количества исправлений, является одним из самых эффективных приёмов развития орфографической зоркости. Учащиеся должны уяснить: если не знаешь, как проверить, лучше пропустить букву, но писать наугад нельзя!

^ Комментированный диктант (комментированное письмо, грамматико-орфографическое комментирование) - вид орфографического упражнения, разновидность слухового диктанта в сочетании с орфографическим разбором. Орфографический анализ текста производится не до записи или после неё, а совмещается с письмом текста.

Один учащийся в процессе и в темпе письма вслух комментирует все орфограммы: указывает их типы, называет правило проверки, кратко называет шаги алгоритма орфографического действия, подбирает проверочные слова, делает вывод. При этом форма объяснения написания должна быть краткой, иначе теряется связь между словами. Например: «Пишу зелёный с безударной гласной е. Проверочное слово -- зелень» или «Зелёный. Проверяю безударную гласную - ставлю под ударение -зелень. Пишу зелёный с буквой е». Обязательное условие - к комментированию поочерёдно привлекаются все учащиеся класса, не только сильные. При систематическом применении вырабатывается орфографическая зоркость. Комментированный диктант обеспечивает овладение учащимися алгоритмом действия, направлен на отработку приёмов применения правила в процессе письма,

^ Комбинированный диктант - вид слухового диктанта, обладающий признаками предупредительного, объяснительного и контрольного диктантов. Используется преимущественно на уроках обобщения, а также в работе с отстающими. Вначале проводится предварительное объяснение орфограмм (2-3 предложения), в последующих предложениях орфограммы объясняются одновременно с письмом или после записи предложения, затем несколько предложений записываются без объяснений, по методике контрольного диктанта.

^ Выборочный диктант - вид слухового или зрительного диктанта. Предполагает запись не всего текста, а лишь тех слов, словосочетаний, предложений, в которых есть орфограммы (пунктограммы, грамматические формы) на изучаемое правило. Может сопровождаться дополнительным заданием. Выборочный диктант развивает орфографическую зоркость, внимание, умение обнаруживать изучаемые языковые явления, приучает школьников к анализу текста до его записи.

^ Выборочно-распределительный диктант - разновидность выборочного диктанта. Предполагает выбор из текста и запись слов с определёнными орфограммами и одновременной их группировкой по каким-либо признакам, например слова с проверяемыми безударными гласными выписываются в левый столбик, с непроверяемыми - в правый.

^ Морфемный диктант - разновидность выборочного диктанта. Учитель диктует слова, словосочетания или предложения, ученики записывают только указанные учителем значимые части того или иного слова с нужной орфограммой. Данный вид диктанта способствует запоминанию графического облика морфем, развивает орфографическую зоркость, совмещает грамматический и орфографический анализы слов.

^ Творческий диктант - по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определённые слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов. Например, в ходе изучения имени прилагательного учитель предлагает дополнить предложения подходящими по смыслу именами прилагательными; при изучении множественного числа имени существительного - заменить форму единственного числа на множественное и др. Вырабатывается навык применения орфографического правила в условиях, когда необходимо думать о содержании предложения и его грамматическом оформлении.

^ Свободный диктант - в процессе записи текста учащиеся могут заменить отдельные слова, изменить структуру предложения. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям (3-4 предложения); каждая часть записывается после повторного её прочтения. Учащиеся записывают каждую часть текста по памяти, как запомнили. Тренируется память. Дополнительная цель - развитие речи учащихся. В методике рассматривается как вид работы, подготавливающий учащихся к написанию изложений.

^ Зрительный диктант - вид орфографического упражнения, развивающий орфографическую зоркость, зрительную память и внимание. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка.

^ Зрительные диктанты по методике профессора И. Т. Федоренко - система специально подобранных наборов предложений, обеспечивающая развитие оперативной памяти. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Каждое последующее предложение постепенно, по одной - две букве, наращивается по длине. Первое предложение набора № 1 состоит из двух слов и содержит всего 8 букв, последнее предложение набора № 18 состоит из 10 слов и содержит 46 букв. Если предложения не соответствуют содержанию урока, их можно заменить равноценными с тем же количеством букв.

Время работы со всеми наборами занимает 2-3 месяца. Для записи шести предложений на уроке уходит от 5 до 8 минут. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно (тренировку оперативной памяти можно осуществлять на уроках как русского, так и белорусского языка, подбирая предложения на русском и белорусском языках соответственно). Письмо через день эффективного результата не даёт!

^ Методика проведения

На доске учитель заранее записывает 6 предложений одного набора и закрывает листом бумаги(можно заготовить каждое предложение на отдельной полоске бумаги, напечатав его крупным шрифтом, или для демонстрации предложений использовать мультимедийные средства обучения).

Открывается первое предложение (лист бумаги сдвигают вниз). Учащиеся в течение определённого времени (от 4 до 8 секунд в зависимости от набора предложений) читают предложение «про себя» и стараются его запомнить.

По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях по памяти.

Если ученик не успел запомнить предложение, ему разрешается посмотреть у соседа. Если многие ученики класса не успевают запомнить предложение и обращаются к соседям по парте, работу сданным набором предложений повторяют на следующий день. И так до тех пор, пока практически все ученики смогут записать предложения по памяти самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору.

4. Открывается второе предложение. Учащиеся читают, стараются запомнить. Предложение стирается, ученики записывают его по памяти.

5-8. Чтение, запоминание и запись по памяти следующих предложений набора (работа организуется аналогичным образом).

^ Письмо по памяти или самодиктант - самостоятельная запись выученного наизусть текста, который воспринимается учащимися зрительно или на слух. По окончании работы текст открывается для осуществления самопроверки.

^ Разученный диктант (подготовленный диктант) - разновидность письма по памяти, можно практиковать в IV классе. Предварительная подготовка к написанию текста осуществляется учениками самостоятельно, возможно - дома. Текст заучивается наизусть. На следующий день в классе ученики пишут заученный текст по памяти или под диктовку учителя.

^ Картинный диктант (беззвучный диктант) -учитель молча демонстрирует предметную картинку, учащиеся записывают название изображённого предмета.

Предметный диктант (беззвучный диктант) - учитель молча демонстрирует предмет, учащиеся записывают название предмета.

^ Диктант-игра «Кто больше запомнит?» (введён Л. П. Федоренко) - разновидность слухового или зрительного диктанта с установкой на точное воспроизведение по памяти услышанных или зрительно воспринятых слов, направлен на тренировку памяти.

^ Методика проведения

Учитель произносит один раз цепочку, например из 3 слов, или демонстрирует её на доске или экране в течение 9-15 секунд (примерно по 3-5 секунд на одно слово) и больше не повторяет.

Учащиеся записывают то, что запомнили.

Учитель читает или демонстрирует новую цепочку из 3 слов и делает паузу, достаточную для того, чтобы учащиеся успели записать по памяти слова.

Самопроверка или взаимопроверка. Учащиеся подсчитывают другу друга или каждый у себя количество слов. За каждое правильно записанное слово начисляется по одному очку. За пропущенное или заменённое слово и за каждую орфографическую ошибку - по штрафному очку.

5. Учитель на доске или экране демонстрирует правильно записанные слова. Учащиеся проверяют точность своих подсчётов. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков.

6. Тетрадь кандидата в победители проверяет учитель.

Количество слов для диктанта:

2класс - 4-6-8 слов (цепочки из 2 слов); 6-9 слов (цепочки из 3 слов);

3класс - 8-10 слов (цепочки из 2 слов); 9-12 слов (цепочки из 3 слов);

4класс- 10-12-14 слов (цепочки из 2 слов); 12-15 слов (цепочки из 3 слов).

Самыми лёгкими для запоминания являются цепочки слов, принадлежащих к одной части речи и одной тематической группе, например: капуста, картофель, помидоры. Трудными, но наиболее эффективными для тренировки памяти (развивать память можно только нагружая её) оказываются цепочки слов, относящиеся к разным частям речи и тематическим группам, например: кровать, решать, горячий.

^ Диктант «Будь точным» (введён Л. П. Федоренко) - разновидность диктанта «Кто больше запомнит?», но для записи предлагаются не отдельные слова, а предложения. Название диктанта указывает, что применительно к предложению важно точное его воспроизведение, а не количество записанных слов. Учитель читает каждое предложение только один раз. Учащиеся записывают так, как запомнили. Первое предложение не повторяется! Дальше учитель читает один раз второе предложение и т.д.

Контрольный, или проверочный, диктант- вид слухового диктанта, представляет собой грамматико-орфографическое аналитико-синтетическое упражнение и проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое слово и грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать без ошибок. Цель - выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умением применять их на практике.

Текст контрольного диктанта должен включать основные орфограммы и пунктограммы, изученные на момент проверки. По возможности орфограммы должны быть равномерно распределены в разных частях текста. Объясняется это тем, что наибольшее количество ошибок, исправлений, пропусков букв, слогов и даже целых слов допускается учащимися в начале и в конце текста: в начале текста при прочих равных условиях учащиеся ещё не успели сосредоточиться, втянуться в работу, в конце диктанта - на фоне общей утомляемости ослабевает внимание. Количество слов с неизученными орфограммами не должно превышать трёх. Если текст содержит более трёх таких слов, он для диктанта не используется.

Контрольный диктант может сопровождаться дополнительными грамматическими заданиями, содержание которых должно соответствовать учебной программе. Количество заданий не должно превышать трёх. Для каждого варианта подбираются однотипные грамматические задания.

Методика проведения контрольного диктанта

Слова с неизученными орфограммами заранее записываются на доске и чётко проговариваются учителем во время диктовки. Слова с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы учителем до прочтения текста диктанта в целом. Постановка знаков препинания, выходящих за рамки учебной программы для начальных классов, предупреждается учителем во время чтения текста.

Важно заранее подготовить рабочие места учеников, убрать со столов все ненужные предметы, оставив только необходимые для записи диктанта и выполнения грамматических заданий учебные принадлежности.

В начале урока учитель сообщает учащимся цель проведения контрольной работы. Медленно и выразительно прочитывает весь текст, предлагаемый для диктанта. В момент чтения текста ученики внимательно слушают учителя, осмысливают содержание текста. Первичное восприятие текста на слух помогает учащимся избежать ряд ошибок, часто вытекающих из непонимания пишущим того, что он записывает.

Затем текст диктанта читается учителем по отдельным предложениям. Каждое предложение учитель диктует два раза подряд: первый раз для восприятия и понимания, а второй раз - для записи. Школьники должны приступать к записи предложения только по окончании его чтения учителем. Нельзя допускать распространённого среди учащихся стремления торопливо записывать диктуемое тогда, когда учитель ещё не окончил чтение. Как показывает опыт, такой поспешностью ученик не достигает цели, не успевает записать всё предложение и не запоминает его, переспрашивает учителя и отвлекает внимание других учащихся.

Если предложение является трудным для понимания или осложнено однородными членами предложения, в этом случае диктовать, как и писать, следует не отдельными предложениями, а законченными смысловыми отрезками (словосочетаниями).

Одно из основных требований к диктующему -- это достаточно громкий голос. Необходимо, чтобы все ученики отчётливо слышали весь текст, диктуемый учителем. Чёткая дикция избавит учащихся от лишнего напряжения при слушании и от необходимости «угадывать» плохо услышанное. Диктовать следует, стоя на одном месте, чтобы не заставлять учащихся каждый раз напрягать свой слух по-новому.

В процессе контрольного диктанта подсказки учителя исключаются, в том числе и при произношении слов. Совершенно недопустимо искажение произношения с целью «поймать» ученика, как равно и орфографическое, «подсказывающее» чтение, в отдельных случаях резко расходящееся с нормами речи (например, чтение слов ко[го], твое[го] вместо ко[во], твое[во]).

Чтение должно быть медленным, но не настолько, чтобы терялась или разрывалась мысль, выраженная данным предложением. Необходимо обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст, для чего необходимо соблюдать ровный темп чтения. Учитель должен выбрать одного, не очень торопливого ученика и, следя за темпом его письма, ориентироваться в чтении на него.

После записи всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены. После самопроверки диктанта учащиеся выполняют грамматические задания.

После выполнения грамматических заданий, если позволяет время, нужно дать учащимся возможность ещё раз проверить всю работу.

Со звонком с урока учитель собирает все работы учеников.

^ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР - вид языкового анализа; включает анализ слов, словосочетаний, предложений, текстов с целью обнаружения орфограмм, их объяснение, указание способа проверки и выполнение орфографического действия - проверки. Является важнейшим приёмом обучения орфографии, обеспечивает сознательное усвоение и применение изученных правил правописания, формирует орфографическую зоркость, развивает мышление и речь учащихся. Применяется как самостоятельное упражнение и как элемент упражнений другого вида. Выполняется только устно (другие действия не должны быть предметом активности учащегося).

Отсутствие устного орфографического анализа текста перед его записью (на первом этапе работы с орфограммой) ведёт к механическому письму, поэтому расценивается как грубая методическая ошибка учителя.

Виды орфографического разбора:

Полный - разбору повергаются все орфограммы;

Тематический, выборочный- разбору подвергаются только определённые орфограммы.

Порядок орфографического разбора

Нахождение орфограммы.

Определение типа орфограммы (подведение её под соответствующее правило).

Воспроизведение правила, которому подчиняется данная орфограмма.

Подбор проверочного слова (для проверяемых написаний) или установление, что орфограмма непроверяется, её написание нужно запомнить.

Образец полного (развёрнутого) орфографического разбора:

Мороз - мороз, ударение на вторую гласную о;

Орфограмма о в первом слоге, безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением. Нужно запомнить, что слово мороз пишется с гласной о;

Орфограмма з, парный согласный по звонкости-глухости на конце слова. Чтобы проверить парный согласный, нужно изменить слова так, чтобы согласный стоял перед гласным. Проверяем: мороз - морозы, морозец.

Образец краткого орфографического разбора (при кратком разборе называется орфограмма и проверочное слово):

Мороз - мороз, безударная гласная о в первом слоге, её написание нужно запомнить, парная согласная з, проверочные слова - морозы, морозец.

^ СВОБОДНОЕ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ) ПИСЬМО. На заключительном этапе формирования орфографического навыка используются орфографические упражнения, представляющие собой разновидности свободного письма, при выполнении которых умение обозначать изученные орфограммы проявляется в естественных условиях - подбор собственных примеров, изложение, сочинение, другие творческие работы учащихся.

^ Подбор примеров как орфографическое упражнение эффективно в том случае, если учащиеся устно будут объяснять написание соответствующих орфограмм.

ИЗЛОЖЕНИЕ как вид орфографического упражнения характеризуется чётко выраженной направленностью на развитие речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. В начальных классах - только обучающее. Проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять. Правильность применения правила при написании изложений свидетельствует о его усвоении.

Для изложения используется текст, насыщенный изучаемыми орфограммами. При подготовке к изложению проводится устный орфографический разбор соответствующих слов. После написания изложения учащимся даётся задание - проверить написание слов, в которых имеются орфограммы на изучаемое правило, устно выполнить проверку, орфограммы подчеркнуть.

Начинать обучение изложению нужно с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный ребёнку данного возраста. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. Все слова должны быть ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использований их в детской речи. Построение рассказа также должно быть простым: 3-4 части, легко выделяемые в абзацы.

Очень важно, чтобы самостоятельное письмо, опирающееся на речь самих детей, вводилось как можно раньше. От записи отдельных слов, взятых из устного пересказа, дети переходят к записи предложений, затем фрагментов текста и полных изложений специально подобранных небольших текстов.

^ Требования к изложению:

Самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);

Использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;

Полнота передачи существенных моментов - соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости, основных фактов.

Знакомство с текстом. Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан не учителем, а самими учащимися.

Беседа, краткий разбор содержания по вопросам учителя. Ставится 3-4 вопроса по содержанию текста с целью определения, все ли правильно поняли, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи.

Повторное прочтение текста. Текст, предназначенный для изложения, прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.

Составление плана (можно совместить с беседой). Логическое и композиционное разделение текста на части, их озаглавливание. План изложения записывается на доске.

Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа. Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительных средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.

Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов. Учитель предлагает пересказать отдельные фрагменты, спрашивает: «Как бы ты сам рассказал об этом?», «Как эта мысль выражена, как об этом сказано в тексте писателя?». Такие вопросы нацеливают учащихся на самостоятельное изложение мысли. На данном этапе работы коллективно составляются отдельные предложения, при необходимости - фрагменты текста. На доске записываются опорные слова для каждого пункта плана.

Устный пересказ текста. Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.

Анализ устного пересказа и его совершенствование. Коллективное исправление недостатков,
уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается ещё раз.

^ 9. Самостоятельное написание изложения. Оказание индивидуальной помощи.

Самопроверка и совершенствование текста учащимися. Аккуратно сделанные исправления учеников не учитываются при выставлении отметки.

Проверка изложения учителем. Проверка осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь, выставление отметки - на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку.

Для проведения последующей работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учётом:

А) точности и последовательности передачи содержания текста;

Б) ошибок в построении предложений;

В) неправильного употребления слов;

Г) наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.

12. Работа над ошибками (проводится на следующем уроке).

Необходимо сравнить написанные учащимися изложения с первоначальным текстом с целью выяснения недочётов в содержании и языке детских изложений, разобрать орфографические ошибки.

Работа организуется следующим образом:

Учитель зачитывает первоначальный текст изложения;

Учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;

Учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;

Учитель выписывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;

Осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;

6) организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.

СОЧИНЕНИЕ как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме.

Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщёнными умениями:

Понять и раскрыть тему сочинения;

Подчинить своё сочинение определённой мысли;

Собрать материал, его систематизировать и расположить в нужной последовательности;

Определить границы сочинения;

Составить план и писать по плану;

Создать текст и записать его;

Использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;

Совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты.

Классификация сочинений по источникам материала:

На основе личного опыта учащихся:

Сочиненна о пережитом, виденном, слышанномсамими ученикам;

Сочинение на материале экскурсий, наблюдений,походов, игр и другого опыта;

2) на основе опосредованных источников информации

Сочинения по картинам делятся на три основных вида:

А) повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;

Б) повествовательные сочинения по одной картине, где даётся один момент сюжета;

В) описание картины;

Сочинение на основе прочитанного;

Сочинение по просмотренному фильму, спектаклю;

Сочинение по рассказам учителя и другим источникам опосредствованного опыта;

На материале разных источников - книжные сведения и материал собственного опыта, собственных наблюдений;

На основе творческого воображения - по данному началу или концу, импровизация сказок и т.п. (при этом собственный опыт и книжные сведения творчески перерабатываются).

^ Работа над сочинением делится на 3 этапа:

1. Накопление материала: наблюдение, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной или иной литературы.

Отбор и систематизация материала в соответствии с темой и замыслом её раскрытия: беседы,обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.

Словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Таким образом, урок написания сочинения - своего рода итог проделанной работе. 1-й и 2-й этапы выходят за рамки урока написания сочинения. Подготовка начинается за несколько дней (недель) до самого сочинения и может проводиться во внеурочное время, на других уроках, не только на уроках русского языка. Наблюдение на экскурсии организуется за несколько дней, наблюдения в природе - за неделю или месяц. Картина рассматривается непосредственно перед сочинением. Возможно предварительное составление плана сочинения. Подготовительная работа до написания сочинения даёт возможность на уроке организовать более глубокую работу над текстом, его совершенствование.

Методика проведения урока написания сочинения

Сообщение темы и задач предстоящего сочинения, обсуждение их с учащимися. На данном этапе необходимо вызвать интерес, восстановить мотивы, желание выразить свои мысли, создать хорошее на строение.

Беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее (в ходе наблюдений и др.), или его накопления {рассматривание картины). Необходимо активизировать всех учащихся, восстановить в памяти учащихся накопленный материал или обеспечить его получение.

Составление плана или его уточнение, если план был составлен заранее. В начальных классах рекомендуется простой план из 3-5 пунктов (без подпунктов).План сочинения должен быть записан на доске.

Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или отдельных фрагментов текста по вопросам учителя. Лучшие варианты можно записать на доске в качестве опоры.

Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста предстоящего сочинения(при необходимости) - коллективное или индивидуальное (1-2 ученика). Учитель может в качестве образцапредъявить своё сочинение.

Орфографическая подготовка к написанию трудных слов. Запись на доске и орфографический _разбор отдельных слов. Особое внимание уделяется словам на изучаемое правило.

Самостоятельное письмо сочинения - основная часть урока, самая продолжительная по времени (IIIкласс - 20-25 минут, IV класс - 25-30 минут). Учитель наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.

Самопроверка. Совершенствование написанного текста, исправление ошибок. Исправления не должны вести к снижению отметки за сочинения, наоборот, удачную замену слова, улучшение построения предложения следует поощрять. Учащиеся поверяют написание слов на изучаемое правило, устно осуществляют проверку всех орфограмм (можно предложить их подчеркнуть).

Памятка для редактирования текста сочинения

Проверь

1. Ясно ли передал свою мысль? . 2. Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи?

Все ли слова употреблены удачно?

Правильно ли записаны безударные гласные, все трудные слова, расставлены знаки препинания?

9. Проверка сочинений учителем. Анализ и классификация сочинений по недочётам (для организации работы над ошибками):

А) несоответствие содержания сочинения его теме;

Б) нарушение композиции построения текста, неправильная связь между отдельными частями целого рассказа или отсутствие такой связи;

В) неудачное построение отдельных предложений, неудачная связь между отдельными предложениями или отсутствие такой связи;

Г) неправильная связь между отдельными словами в предложении, неудачный или неправильный порядок слов в предложении;

Д) лексические (речевые) недочёты: неудачное или неправильное употребление слов и выражений;

Е) грубые и типичные орфографические и пунктуационные ошибки.

10. Работа над ошибками (проводится на следующем уроке):

Зачитываются лучшие сочинения; коллективный анализ сочинений:

Построения целого текста и связи его частей;

Построения отдельных предложений и способовсвязи предложений в целое;

Порядка слов в предложении;

Связи между словами в предложении;

Употребления отдельных слов и предложений.

Коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и др.);

Индивидуальная работа над ошибками.

^ Коллективное сочинение - один из видов обучающих сочинений (в методике русского языка описано в работах Л, Н. Толстого, А. В. Миртова, К. Б. Бархина и др.}. Текст сочинения составляется всем классом на уроке, записывается на доске, подвергается коллективной обработке, совершенствованию.

Может использоваться в качестве отдельного этапа подготовки к сочинению. В этом случае после коллективного редактирования текст стирается, учащиеся приступают к созданию собственного сочинения.

^ КОРРЕКТУРА ТЕКСТА- орфографическое упражнение, направленное на исправление умышленно допущенных ошибок в печатном тексте.

В методике преподавания русского языка о корректуре текста сложилось одно из самых противоречивых мнений. Многие методисты выступают категорически против использования ошибочного написания для обучения правописанию. Вместе с тем навык исправлений учащимися ошибок (своих и чужих) признаётся важным всеми без исключения.

Следует согласиться с известным русским учёным в области методики русского языка Н. А. Корфом (1834-1883), который считал, что «преподать правило и закрепить правильные сочетания букв возможно только при помощи правильно написанных образцов; но рядом с ними и только изредка от времени до времени полезно предъявлять образцы, написанные неправильно, с ошибками по отношению к пройденным правилам. Такое упражнение послужит средством побу­дить детей внимательно сравнивать то, что у них перед глазами, с теми образцами, которые уже запечатлелись в памяти». Упражнения, предполагающие исправление ошибок, должны составлять, по мнению Н. А. Корфа, «менее одной десятой доли всего числа работ», так на 120 упражнений только 11 может быть с ошибками для исправления .

Сформулируем основные методические требования к использованию упражнений на корректуру текста в практике обучения:

Умышленно ошибочное написание не используется на этапах знакомства и закрепления навыков правописания;

Тексте ошибками на определённое правило можно предъявлять учащимся для исправления только после того, как данное правило не просто изучено, но и отработано на практическом уровне - сформирован правильный способ действия, учащиеся овладели необходимыми навыками и умениями;

Учащиеся должны знать, что в тексте упражнения имеются ошибки, которые им предстоит найти и исправить. На это в прямой форме должно указывать задание: «Найди и исправь ошибки в тексте», «Помоги Незнайке исправить ошибки в тексте», «В тексте допущены ошибки. Какие правила помогут тебе написать слова правильно?» и др.;

Дополнительным, но не единственным ориентиром может стать знак «Ловушка», указывающий на то, что в тексте могут встретиться ошибки, нужно быть особенно внимательным при выполнении работы;

5} ошибочная запись на классной доске (даже умышленная) не должна долгое время оставаться без исправлений, чтобы не закрепить у учащихся неправильный зрительный образ слова. Ошибка на доске должна быть обязательно исправлена! В данном случае для её исправления лучше использовать приём зачёркивания и записи сверху правильной буквы - зрительно «перечёркнутый» образ ошибки поможет исключить целостное восприятие неправильного образца как одного из вариантов написания слова;

6) на первых этапах работы по корректуре текста или при организации взаимопроверки ученических работ учащимся даётся эталон - образец правильного написания, с которым они сверяют текст, подлежащий исправлению.

Список использованной литературы

Алгазина, Н. Н. Роль упражнений в формировании орфографических навыков / Н. Н. Алгазина // Формирование орфографических навыков. - М. : Просвещение, 1987. - С. 55-61.

Булохов, в. Я. Диктант-игра «Кто больше запомнит»/ В. Я. Булохов, О. Н. Жовницкая, Е. М. Милькова//Начальная школа. - 1989. - № 1. - С. 29-30.

Буркова, Т, В. Рабочая классификация диктантов / Т. В. Буркова // Начальная школа. - 1989. - № 10-11. - С. 44-49.

Буркова, Т. В. Списывание и его виды в процессе обучения младших школьников грамматике и правописанию / Т. В. Буркова//Начальная школа. - 2002. - № 10. -С. 28-37.

Львов, М. Р. Виды упражнений в правописании / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская // Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М. : Академия, 2007. - С. 327-333.

Жедек, П. С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии / П. С. Жедек. - Томск: Пеленг, 1992. -96с.

Желуденко, Н. Л. Орфографические упражнения / Н. Л. Желуденко // Обучение русскому языку: пособие для учителя / под ред. А. Е. Супруна. - Минск: Народная асвета, 1985, - С. 215-221.

Поль, Е. В. Приём списывания как средство формирования орфографического навыка/Е. В. Поль//Начальная школа. - 1997. - № 1. -С. 21-26.

Рождественский, Н. С. Очерки по истории методики начального обучения правописанию / Н. С. Рождественский. - М. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961. - 334 с.

Зайцев, В.И. Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко) / В. Н. Зайцев // Резервы обучения чтению. - М. : Просвещение, 1991. - С. 20-21 (или см. научно-методический журнал «Начальная школа», №8 за 1990г.).

Текучее, А. В. Методика обучения орфографии / А. В. Текучев // Методика русского языка в средней школе. - М. : Просвещение, 1980. - С. 232-287.

Методика проведения диктантов по русскому языку в разных классах

Диктант - вид упражнения, когда учащийся записывает слова, предложения или тексты, которые воспринимаются на слух. Методика проведения диктантов в начальных классах и в старших имеет несколько существенных различий. Также стоит иметь в виду, что есть несколько типов диктантов, для каждого из которых разработаны отдельные методические рекомендации.

Виды диктантов

Все диктанты условно можно разделить на две большие группы: обучающие и контрольные. К первой группе относятся выборочные, словарные, распределительные, творческие, свободные, предупредительные, восстановленные, графические, диктанты по аналогии и т.д.

Эти же виды диктантов можно использовать и в качестве контрольных. Но чаще всего для контроля выбирают полный диктант (без изменения текста) и диктанты с грамматическим заданием. Для контрольных диктантов обычно выбирают связный отрывок текста из художественного произведения, а в старших классах можно выбрать текст из научной статьи или СМИ.

Как проводить диктант в начальной школе

Во-первых, следует учесть, что для каждого класса определен необходимый минимум и максимум слов, которые должны присутствовать в тексте. Все нормы подобно расписаны в требованиях Государственного стандарта для каждого года обучения.

Во-вторых, текст диктанта подбирается с учетом изученных орфограмм и правил. Все орфограммы желательно распределить равномерно по всему тексту, так как учащиеся чаще всего делают ошибки в начале диктанта и в конце. Слов с неизученными орфограммами в тексте должно быть не более трех!

Порядок работы :

1. Сообщение цели проведения диктанта. Здесь необходимо акцентировать внимание учащихся на орфограммах, которые будут использованы в диктанте.

2. Чтение всего текста учителем.

3. Объяснение незнакомых слов (если такие встретились).

4. Запись слов с неизученными орфограммами на доске.

5. Чтение текста под запись. Учитель читает каждое предложение по два раза: первый раз - для понимания смысла предложения, второй раз - под запись. Нельзя разрешать писать, пока чтение предложения еще не окончено.

6. В конце учитель еще раз читает весь текст, но в этот раз паузы между предложениями нужно увеличить, чтобы учащиеся успели проверить правописание всех слов или дописать пропущенное.

Если предложение слишком длинное и трудно воспринимается на слух, его следует прочитать по частям. Все неизученные пунктограммы проговариваются учителем.

Читать текст нужно громко, четко проговаривая каждое слово. Но! Не допускается "подсказывание": например, нельзя читать "коГО-то или мОлОко". Читать нужно, соблюдая правила произношения, но не искажая нарочито фонетическое звучание слов.

Чтобы сориентироваться, какого времени достаточно для написания одного предложения, можно выбрать одного ученика из класса со средней успеваемостью, и ориентироваться по нему.

Как проводить диктант в 5-7 классах

При проведении контрольных диктантов в средних и старших классах, схема проведения урока остается той же. Что приведена выше. Меняются лишь количество слов и сложность текста.

В средних классах контрольные диктанты можно усложнить более обширными грамматическими заданиями. В этот же период обучения следует вводить свободные диктанты, диктанты по картине, творческие. Это даст возможность разнообразить виды контроля.

Один из хороших и нестандартных вариантов написания контрольного диктанта - релейный. Суть его в том, что учащиеся уже задолго до контрольной работы предупреждаются, что диктант будет взят из того материала, который они будут проходить в течение определенного периода времени. Практика показывает, что ученики после такого предупреждения гораздо внимательнее относятся к выолнению упражнений, как в классе, так и дома. Еще бы! Диктант-то будет взят из учебника.

Однако стоит заранее предупредить и о том, что релейный диктант будет оцениваться гораздо строже, чем обычный, так как текст уже знакомый.

Как проводить диктант в 8-9 классах

Начиная с 8 класса, учителя стараются начать подготовку к ГИА. А так как на экзамене нужно будет писать изложение, то и для диктантов все чаще выбирают тот вид, которые предполагает пересказ текста своими словами. Это может быть диктант по картине, письмо по памяти, диктант с элементами изложения.

К этому времени объем изученных орфограмм возрастает настолько, что требуется тщательно выбирать тексты, чтобы акцентировать внимание на новых правилах, но, в то же время, последовательно повторять и все пройденные темы.

Чтобы повысить интерес к обучению и хотя бы немного снять стрессовую нагрузку на учеников, которая их охватывает уже при произнесении лишь слова "Диктант", можно раз в четверти проводить подготовленный диктант - соревнование. Суть его в следующем:

Учитель заранее дает список трудных слов, которые нужно изучить, список правил, которые будут задействованы в диктанте, слова, значения которых нужно уточнить в словарях. Далее начинается подготовка учащихся. Они могут сами составлять словарные диктанты, диктовать друг другу, работая в парах или группах, сами проверять, выявлять ошибки, растолковывать правила. Практика показывает, что после такой подготовки результаты контрольного диктанта заметно улучшаются, а материал лучше усваивается.

Как проводить диктант в 10-11 классах

К этому периоду учащиеся уже должны владеть техникой написания всех видов диктантов, что дает для учителя возможность варьировать задания, комбинировать виды диктантов. В старших классах уже нет смысла в проведении привычного диктанта по схеме: диктовка-написание. Так как выпускников готовят к выпускным экзаменам (где, кстати, требуется написание сочинения), то и все диктанты в 10-11 классах лучше выбирать такие, которые предполагают работу с текстом.

Неплохой вариант - свободные или творческие диктанты. Они позволят не только определить уровень владения орфографическими и пунктуационными навыками, но и умение ученика свободно излагать текст своими словами.

Еще один вариант - диктанты с языковым анализом. Он проводится как обычный. А вот затем следует аналитическая работа с текстом. Т.е. после диктанта учитель предлагает ряд вопросов, касающиеся языка изложения, выразительных языковых средств, образов, стиля речи. Получается, что после диктант учащимся нужно написать часть контрольной работы в своем изложении. Это позволит проверить, насколько свободно учащиеся могут излагать свои мысли, насколько они владеют терминологией.

Тренировочные диктанты перед 4 классом. Пишем 1 диктант в день. Отрабатываем орфограммы (вспоминаем, проверяем, немного думаем)

В каникулы.

Ранним утром мы собрались на вокзале. Ехали весело. Поезд привёз нас на тихую станцию.

Встали на лыжи и в лес. Утро было прекрасное. По глубокому небу плыли лёгкие облака. Снег искрился под ярким солнцем и слепил глаза. Мороз щипал нос.

Чудесно в зимнем лесу! Берёзы тихо качают гибкими ветвями. В чистом воздухе сверкает иней. Звонко долбит сухое дерево чёрный дятел.

Обедали в лесной сторожке. Лесник угощал нас сладкой рябиной. Поздним вечером мы подъехали к городу.

Осенняя пора.

Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой.

Улетают журавли.

В осенние дни готовились к отлёту журавли. Они покружили над рекой, над родным болотом. Высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю озера остановились птицы на отдых. Тёмным и мрачным стоит в эту пору лес.

Ещё темно, а чуткие журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро взойдёт над рекой весёлое солнце. Всё засверкает и заблестит. Высоко взлетят журавли. До радостной встречи весной!

Весенний звон.

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

Майское чудо.

Ласковое солнце согревает землю своим теплом.

Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В верхней части ещё закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелёк. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!

Догадались, о каком растении идёт речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи дивную красоту лесной полянки!

В апреле.

Апрель ликовал уже целую неделю. Последний снег плавился под яркими лучами солнца и тёплым ветром. Освободились от снежного покрова лесные кочки. Вылетели на поляны первые бабочки, жуки, паучки. Вдали виднелась роща. Она просыпалась. Раскрылись душистые почки у деревьев. Молодые побеги робко пробивались сквозь старую листву. Радостно звучал птичий хор. Всю зиму ждали пернатые тёплого солнца. А животным голодно весной. Каждая шишка, сладкий корешок для зверька находка. К концу апреля прилетели ласточки. Они поселились под крышей нашего дома.

Лесная опушка.

Из-за темного леса медленно выходит солнце. Оно рассыпает свои лучи по всей окрестности. Переливаются, сверкают росинки на изумрудной траве, листьях деревьев. Просыпается, оживает лесная опушка. Слышны звонкие голоса птиц. Пробегают зверьки. На старом пне греется змейка.

Летом лесные опушки утопают в цветах. Пахнет сладким вареньем. Красными огоньками горят душистые ягодки земляники. Гудят, стрекочут в цветах разные насекомые. Кого только не встретишь на опушке! Вот на шляпку грибка уселся лягушонок. Он принимал воздушные ванны, лапки вытянул, глазки закрыл.

Время лесных малышей.

Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки.

Вылетают из уютных гнёзд птенцы. У зверей взрослеет смена. Медвежата старше всех. Они родились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгой матерью. Рыжие лисята весело играют у норы. А кто мелькает в сосновых ветках? Да это ловкие бельчата совершают свои первые высотные прыжки. В сумерках выходят на охоту колючие ежата.

Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзьями.

Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.

Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность.

Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце. (69 слов)

У нас под крыльцом живут ежи. По вечерам вся семья выходит гулять. Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают корешки и едят. Маленькие ежата в это время играют, резвятся.

Однажды к старому ежу подбежала собака. Ёж свернулся в клубок и замер. Собака осторожно покатила ежа к пруду. Ёж плюхнулся в воду и поплыл. Я прогнал собаку.

На следующую весну остался под крыльцом один старый ёжик. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж не захотел покинуть мой дом. (82 слова)

Летнее утро.

Я стою возле цветущего клеверного поля. Разноцветный ковёр его переливается, меняет окраску. В самой дали сияет ослепительным блеском золотая кайма.

Взлетел жаворонок. Серый комочек в первых лучах солнца стал золотым. Яркие искры заиграли в каплях росы на цветах.

Что за чудесные звуки разлились по земле? Это подлетели пчёлы. Они зажужжали над чашей цветов. Проснулся кузнечик. Понеслась и его скрипучая музыка. Теперь всё поле поёт.

Все рады тёплому летнему утру. Радостно и мне. (74 слова)

Наш дом стоял в прекрасном саду. На клумбе росли чудесные цветы. Это были колокольчики. Они весело звенели от ветерка. Вдоль дорожки росли ромашки. Мохнатый шмель подлетал к ним и громко жужжал.

Сад тянулся далеко. За садом начинался лес. Этот лес подходил к самой речке. В густых кустах жил соловей. Каждый вечер он пел свою чудесную песню. Люди слушали соловья и улыбались. В этой песне было много тепла и радости.

Гнездо ласточки.

Под крышей дома ласточка свила уютное гнёздышко. Местный воробей решил занять его и влетел туда.

Ласточка подняла шум, стала гнать воробья. Воробей раскрыл крылья, резко закричал. Бедняжка в испуге отлетела. Воробей успокоился.

Но что это? Вдруг примчалась целая стая птиц. У каждой птицы в клюве был кусочек земли. Они быстро стали закрывать отверстия в гнезде.

Пленник поднял крик. Мы принесли лестницу и открыли отверстие. Воробей вылетел стрелой. А ласточка вернулась в свой дом и звонко запела.

Учитель читает текст 3 раза:

1)весь текст - для общего восприятия;

2)каждое предложение с паузами - для записи;

·Послушайте первое предложение.

·Повторите его.

·Диктуйте себе по слогам.

3) весь текст - для проверки.

Выбор вида диктанта обусловлен этапом работы над формированием орфографического навыка и целью урока. 3. Ф. Ульченко предложена следующая система использования различных видов диктантов:

Этап работы над орфограммой Рекомендуемый вид диктанта
Опознавание орфограммы на уровне знакомства с нею Выборочный диктант
Устное объяснение орфо­граммы до записи текста Предупредительный диктант
Объяснение орфограммы в процессе письма Комментированный диктант
Объяснение орфограммы после записи текста Объяснительный диктант
Включение орфограммы в новые связи Выборочно-объясни­тельный диктант
Возвращение на более высоком уровне к этапу осознания орфограммы Диктант «Проверяю себя»
Объединение усвоенных частных действий в одну сложную деятельность в условиях полной самостоя­тельности учащихся Контрольный диктант

2.2.1. Слуховой диктант - орфографическое упражне­ние, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложе­ний, текста.

2.2.2. Предупредительный диктант - вид слухового диктанта. Цель - предупреждение ошибок путём объ­яснения орфограмм до записи текста, слова. Приме­няется на первичных этапах изучения темы. По мере освоения способа проверки и усвоения материала за­меняется объяснительным диктантом. Учитель диктует предложение (словосочетание, слово). Перед записью проводится орфографический анализ - учащиеся объ­ясняют, как напишут слово и почему.

2.2.3. «Безошибочный» диктант - разновидность пре­дупредительного диктанта. Перед учащимися ставится задача - полностью разобраться в орфографической стороне текста и написать диктант без ошибок. Прослушав текст, учащиеся ставят вопросы в отношении написания тех или иных слов. На эти вопросы отвечают ученики, уверенные в правописании данного слова. При затруднении к объяснению орфограмм подключается учитель.

2.2.4 Предупредительно-контрольный диктант -разновидность предупредительного диктанта. Перед диктантом в течение 8-10 минут повторяются те пра­вила правописания, которые отражены в его тексте. В качестве примеров рассматриваются слова из текста диктанта, специально отобранные учителем.

2.2.5 Подготовленный диктант - разновидность пре­дупредительного диктанта с элементами объяснитель­ного. Текст сначала разбирается, потом записывается и проверяется.

2.2.6 Объяснительный диктант - вид слухового дик­танта. После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится при закреплении темы. В процессе записи текста учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, по­сле записи - контролируют правильность выполнения работы.

2.2.7. Объяснительный диктант с предварительной подготовкой. До записи текста учитель выделяет время на повторение изученных правил правописания и спо­собов проверки необходимых орфограмм. После орфо­графической подготовки и своеобразной «настройки» учащихся на определённый вид орфограмм проводится диктант. После записи учащиеся доказывают правиль­ность написания слов с изученными орфограммами, исправляют допущенные ошибки.

2.2.8. Диктант «Проверяю себя» (введён А. И. Кобызе-вым) - вид слухового диктанта, характеризующийся высоким уровнем самоконтроля. Способствует развитию орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту, осмыслению орфограмм на до­статочно высоком уровне, вырабатывает навыки само­проверки. Во время записи текста ученику разрешается спрашивать учителя, как пишется та или иная орфограм­ма, пользоваться словарём, справочниками и пр. Вы­звавшую сомнение орфограмму ученик подчёркивает (это важно использовать учителю для анализа). Если делается исправление подчёркнутой орфограммы, оно за ошибку не считается. В то же время допущенные ошибки на изученные правила учитываются более строго, так как ученик не увидел орфографически опасных мест.

2.2.9. Письмо с пропуском букв (диктант с пропущен­ными орфограммами) - разновидность диктанта «Проверяю себя». В процессе записи текста учащиеся пропускают буквы (орфограммы), если не знают или сомневаются в написании. На месте пропуска букв ста­вится прочерк- по нижней линейке проводится черта. Запись в тетради выглядит следующим образом: Вл_су слышна звонк_я трель с_л_вья. После записи осущест­вляется орфографический анализ слов с пропущенными буквами. Пропуски заполняются. Такой приём предупре­ждает появление ошибок и большого количества исправ­лений, является одним из самых эффективных приёмов развития орфографической зоркости. Учащиеся должны уяснить: если не знаешь, как проверить, лучше пропу­стить букву, но писать наугад нельзя!

2.2.10. Комментированный диктант (комментированное письмо, грамматико-орфографическое коммен­тирование) - вид орфографического упражнения – вид орфографического упражнения, разновидность слухового диктанта в сочетании с орфографическим разбором. Орфографический анализ текста производится не до записи или после неё, а совмещается с письмом текста.

Один учащийся в процессе и в темпе письма вслух комментирует все орфограммы, указывает их типы, называет правило проверки, кратко называет шаги алгоритма орфографического действия, подбирает проверочные слова, делает вывод. При этом форма объяснения написания должна быть краткой, иначе теряется связь между словами. Например: «Пишу зелёный с безударной гласной е. Проверочное слово - зелень» или «Зелёный. Проверяю безударную гласную - ставлю под ударение - зелень. Пишу зелёный с буквой е». Обязательное условие - к комментированию поочерёдно привлекаются все учащиеся класса, не только сильные. При систематическом применении вырабатывается орфографическая зоркость. Комментированный диктант обеспечивает овладение учащимися алгоритмом действия, направлен на отработку приёмов применения правила в процессе письма.

2.2.11. Комбинированный диктант - вид слухового диктанта, обладающий признаками предупредительного, объяснительного и контрольного диктантов. Используется преимущественно на уроках обобщения, а также в работе с отстающими. Вначале проводится предварительное объяснение орфограмм (2-3 предложения), в последующих предложениях орфограммы объясняются одновременно с письмом или после записи предложения, затем несколько предложений записываются без объяснений, по методике контрольного диктанта.

2.2.12. Выборочный диктант - вид слухового или зрительного диктанта. Предполагает запись не всего текста, а лишь тех слов, словосочетаний, предложений, в которых есть орфограммы (пунктограммы, грамматические формы) на изучаемое правило. Может сопровождаться дополнительным заданием. Выборочный диктант развивает орфографическую зоркость, внимание, умение обнаруживать изучаемые языковые явления, приучает школьников к анализу текста до его записи.

2.2.13. Выборочно-распределительный диктант - разновидность выборочного диктанта. Предполагает выбор из текста и запись слов с определёнными орфограммами и одновременной их группировкой по каким-либо признакам, например слова с проверяемыми безударными гласными выписываются в левый столбик, с непроверяемыми - в правый.

2.2.14. Морфемный диктант - разновидность выборочного диктанта. Учитель диктует слова, словосочетания или предложения, ученики записывают только указанные учителем значимые части того или иного слова с нужной орфограммой. Данный вид диктанта способствует запоминанию графического облика морфем, развивает орфографическую зоркость, совмещает грамматический и орфографический анализы слов.

2.2.15. Творческий диктант - по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определённые слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов. Например, в ходе изучения имени прилагательного учитель предлагает дополнить предложения подходящими по смыслу именами прилагательными; при изучении множественного числа имени существительного - заменить форму единственного числа на множественное и др. Вырабатывается навык применения орфографического правила в условиях, когда необходимо думать о содержании предложения и его грамматическом оформлении.

2.2.16. Свободный диктант - в процессе записи текста учащиеся могут заменить отдельные слова, изменить структуру предложения. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям (3-4 предложения); каждая часть записывается после повторного её прочтения. Учащиеся записывают каждую часть текста по памяти, как запомнили. Тренируется память. Дополнительная цель - развитие речи учащихся. В методике рассматривается как вид работы, подготавливающий учащихся к написанию изложений.

2.2.17. Зрительный диктант - вид орфографического упражнения, развивающий орфографическую зоркость, зрительную память и внимание. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка.

Зрительные диктанты по методике профессора И. Т. Федоренко - система специально подобранных наборов предложений, обеспечивающая развитие оперативной памяти. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Каждое последующее предложение постепенно, по одной-две букве, наращивается по длине. Первое предложение набора № 1 состоит из двух слов и содержит всего 8 букв, последнее предложение набора № 18 состоит из 10 слов и содержит 46 букв. Если предложения не соответствуют содержанию урока, их можно заменить равноценными с тем же количеством букв.

Время работы со всеми наборами занимает 2-3 месяца. Для записи шести предложений на уроке уходит от 5 до 8 минут. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно (тренировку оперативной памяти можно осуществлять на уроках как русского, так и белорусского языка, подбирая предложения на русском и белорусском языках соответственно). Письмо через день эффективного результата не даёт!

Методика проведения

1.На доске учитель заранее записывает 6 предложений одного набора и закрывает листом бумаги (можно заготовить каждое предложение на отдельной полоске бумаги, напечатав его крупным шрифтом, или для демонстрации предложений использовать мультимедийные средства обучения).

2.Открывается первое предложение (лист бумаги сдвигают вниз). Учащиеся в течение определённого времени (от 4 до 8 секунд в зависимости от набора предложений) читают предложение «про себя» и стараются
его запомнить.

3.По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях по памяти.

Если ученик не успел запомнить предложение, ему разрешается посмотреть у соседа. Если многие ученики класса не успевают запомнить предложение и обращаются к соседям по парте, работу с данным набором предложений повторяют на следующий день. И так до тех пор, пока практически все ученики смогут записать предложения по памяти самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору.

4. Открывается второе предложение. Учащиеся читают, стараются запомнить. Предложение стирается, ученики записывают его по памяти.

5-8. Чтение, запоминание и запись по памяти следующих предложений набора (работа организуется аналогичным образом).

2.2.18. Письмо по памяти или самодиктант - самостоятельная запись выученного наизусть текста, который воспринимается учащимися зрительно или на слух. По окончании работы текст открывается для осуществления самопроверки.

2.2.19. Разученный диктант (подготовленный диктант) - разновидность письма по памяти, можно практиковать в IV классе. Предварительная подготовка к написанию текста осуществляется учениками самостоятельно, возможно - дома. Текст заучивается наизусть. На следующий день в классе ученики пишут заученный текст по памяти или под диктовку учителя.

2.2.20. Картинный диктант (беззвучный диктант) - учитель молча демонстрирует предметную картинку, учащиеся записывают название изображённого предмета.

2.2. 21. Предметный диктант (беззвучный диктант) - учитель молча демонстрирует предмет, учащиеся записывают название предмета.

2.2. 22. Диктант-игра «Кто больше запомнит?» (введён Л. П. Федоренко) - разновидность слухового или зрительного диктанта с установкой на точное воспроизведение по памяти услышанных или зрительно воспринятых слов, направлен на тренировку памяти.

Методика проведения

1.Учитель произносит один раз цепочку, например из 3 слов, или демонстрирует её на доске или экране в течение 9-15 секунд (примерно по 3-5 секунд на одно слово) и больше не повторяет.

2.Учащиеся записывают то, что запомнили.

3.Учитель читает или демонстрирует новую цепочку из 3 слов и делает паузу, достаточную для того, чтобы учащиеся успели записать по памяти слова.

4.Самопроверка или взаимопроверка. Учащиеся подсчитывают друг у друга или каждый у себя количество слов. За каждое правильно записанное слово начисляется по одному очку. За пропущенное или заменённое слово и за каждую орфографическую ошибку - по штрафному очку.

5.Учитель на доске или экране демонстрирует правильно записанные слова. Учащиеся проверяют точность своих подсчётов. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков.

6. Тетрадь кандидата в победители проверяет учитель.

Количество слов для диктанта:

IIкласс - 4-6-8 слов (цепочки из 2 слов); 6-9 слов (цепочки из 3 слов);

IIIкласс - 8-10 слов (цепочки из 2 слов); 9-12 слов (цепочки из 3 слов);

4 класс- 10-12-14слов (цепочки из 2 слов); 12-15 слов (цепочки из 3 слов).

Самыми лёгкими для запоминания являются цепочки слов, принадлежащих к одной части речи и одной тематической группе, например: капуста, картофель, помидоры. Трудными, но наиболее эффективными для тренировки памяти (развивать память можно только нагружая её) оказываются цепочки слов, относящиеся к разным частям речи и тематическим группам, например: кровать, решать, горячий.

Диктант «Будь точным» (введён Л. П. Федоренко) - разновидность диктанта «Кто больше запомнит?», но для записи предлагаются не отдельные слова, а предложения. Название диктанта указывает, что применительно к предложению важно точное его воспроизведение, а не количество записанных слов. Учитель читает каждое предложение только один раз. Учащиеся записывают так, как запомнили. Первое предложение не повторяется! Дальше учитель читает один раз второе предложение и т.д.

2.2.23. Контрольный, или проверочный, диктант - вид слухового диктанта, представляет собой грамматико-орфографическое аналитико-синтетическое упражнение и проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое слово и грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать без ошибок. Цель - выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умением применять их на практике.

Текст контрольного диктанта должен включать основные орфограммы и пунктограммы, изученные на момент проверки. По возможности орфограммы должны быть равномерно распределены в разных частях текста. Объясняется это тем, что наибольшее количество ошибок, исправлений, пропусков букв, слогов и даже целых слов допускается учащимися в начале и в конце текста: в начале текста при прочих равных условиях учащиеся ещё не успели сосредоточиться, втянуться в работу, в конце диктанта - на фоне общей утомляемости ослабевает внимание. Количество слов с неизученными орфограммами не должно превышать трёх. Если текст содержит более трёх таких слов, он для диктанта не используется.

Контрольный диктант может сопровождаться дополнительными грамматическими заданиями, содержание которых должно соответствовать учебной программе. Количество заданий не должно превышать трех.Для каждого варианта подбираются однотипные грамматические задания.


Похожая информация.