Презентация по психологии воображение. Воображение. Воображение Воображение – психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует. Скачать презентацию на тему воображение

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «ЧЕРЕПАНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Психический процесс «Воображение» Выполнила: студентка 101 группы Ефимова Д.С

Воображение - психич. процесс, заключающий в создании новых образов(представлений),путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Присуще только человеку.. Специфика состоит в переработке прошлого опыта. Оно неразрвыно связано с процессом памяти.

Воображение включено в любой творческий процесс, связанный с конструированием новой техники, созданием шедевров искусства, разработкой теоретических основ развития науки. Эта включенность придает воображению интегративную роль относительно других сфер психики человека. В процессе воображения воедино сливаются логика и мышление, эмоциональность и рационализм, мысленный «беспредел» и реальность.

Высказывания известных всему миру людей: «Без воображения невозможно никакое составление суждения», - утверждал Аристотель. «Воображение правит миром», - изрек Б. Наполеон. «Воображение делает человека чувствительного художником, а мужественного – героем», - сказал А. Франс, ничего не преувеличив.

Функции воображения по Р.С. Немову: Представления действительности в образах и возможность пользоваться ими; Регулирование эмоциональных состояний; Формирование внутреннего плана действий; Планирование и программирование деятельности; Управление психофизиологическим состоянием организма

Формы проявления воображения Воображение может проявляться в разных формах. К ним относятся: мечты; грезы; галлюцинации; сновидения.

Мечта – ч еловек мечтает о том, что его привлекает, что доставляет ему радость, что удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. Иногда в мечте может быть выражен смысл всей жизни.

Мечта может быть реальной и нереальной. Реальная мечта – это начало прогноза важных личных и общественных дел. Нереальную мечту можно рассматривать в 2-х вариантах. Первый вариант: человек верит в содержание, и ему кажется, что мечта сбудется. В этом случае он переоценивает свои возможности. Второй вариант: с самого начала человек осознает мечту не реальной, но все-таки отдается во власть ей. Она компенсирует жизненные неудачи, а иногда становится главным смыслом жизни.

Воображение может выступать и как замена деятельности, её суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимых задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грезами, в которых отражается связь фантазии с нашими потребностями.

Грезы принципиально неосуществимы. Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Грезить человек может в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от бодрости ко сну. У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие.

Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью.

Приемы создания образов воображения

Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах

Развитие воображения Игра характеризуется бурным развитием процессов воображения. Воображение формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребёнок перестаёт действовать. Фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Фантазия – важное условие развития личности ребёнка. Мечта - образы желаемого будущего.

Список литературы: https:// studfiles.net/preview/5997103/page:5/ https://psihomed.com/voobrazhenie / http://www.myshared.ru/slide/448677 /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.

Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...

Презентация "Развитие психических процессов в условиях здоровьесберегающих технологий".

Наряду с образовательной задачей на уроках в коррекционных школах решаются задачи психического развития детей с ОВЗ. Развитие и коррекция мышления, восприятия, памяти, внимания, реч...

Презентация к проекту "Развитие и коррекция мелкой моторики учащихся 1 класса с задержкой психического развития "

Наглядно и доступно подан материал по развитию мелкой моторики....

Реферат "Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития"

Задержка психического развития- нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфер...


какую роль воображению отводит психология?

Читая о научных открытиях, мы поражаемся: «Как он (она) до такого смогли додуматься?» Всему виной фантазия ученого, которая была направлена в нужное русло, во всяком случае, таков взгляд обывателя на проблему. Интересно, какую роль воображению отводит психология, ведь в глазах этой науки привычные вещи раскрываются под другим углом.


Функции воображения в психологии

Способность создавать что-то совершенно новое из имеющихся образов и знаний необходима человеку, без неё процесс познания был бы невозможен. Поэтому понятие воображения в психологии тесно связывается с мышлением, памятью и восприятием, также являющимися частью познания. Создание мысленных образов предшествует итогу каждой деятельности, становясь стимулом творческого процесса. Но функции воображения не только в этом, к примеру, в психологии выделяют целых 5 задач.


  • Для решения практических проблем (прагматическая).
  • Для регуляции эмоций, физиологических состояний и психических процессов (психотерапевтическая). Например, всем известный эффект плацебо, является яркой иллюстрацией этой функции воображения.
  • Регуляция памяти, внимания, речи и других средств познания (познавательная). Мы часто «проговариваем» в уме слова, прежде чем их произнести, а пытаясь вспомнить какой-то факт, пытаемся воссоздать свои ощущения, когда впервые узнали об этом событии (запахи, эмоции, разговоры, звуки и т.д.).
  • Планирование деятельности.
  • Формирование образов и манипуляция ими в уме для программирования различных ситуаций.

Данный вид фантазий позволяет создавать новые образы для последующего воплощения в жизнь. При этом принято различать объективную и субъективную новизну. В первом случае идея должна быть абсолютно оригинальной, не опирающийся на чей-либо опыт, второй случай подразумевает повторение ранее сотворённых образов, оригинальны они лишь для данного человека.


Творческое воображение в психологии

Мысленное представление образов и мышление в психологии тесно переплетаются. Бывают случаи, когда творческое воображение подменяет собой логическое мышление. Объясняется это просто – логика нам помогает вскрыть все имеющиеся связи, установить истинное положение вещей. То есть, пользуясь логическим мышлением, мы «выжимаем» из предметов и явлений максимум информации. Но всё складывается таким образом только в случае наличия необходимых знаний или возможности их получения путём логических выкладок. Когда же сведений не хватает на помощь приходит творческое воображение и интуиция. С их помощью создаются недостающие звенья, помогающие связать все факты в единое целое. Эта система действует, пока не найдутся реальные связи, помогающие логично объяснить действительность. Такая созидательная роль воображения делает его необходимым в любой профессии. Хотя, конечно, физик будет прибегать к «чертогам разума» несколько реже, чем писатель.

«История психологии» - Общие закономерности развития психологических знаний. Второй подход в определении предмета истории науки (в том числе психологии). 1. Принцип детерминизма. Первый подход в определении предмета истории науки. Третий подход в определении предмета истории науки. Нет ни одного факта в истории психологии, которому бы не предшествовали определенные причины.

«Семейная психология» - Трофимова И.М. психолог Кафедра клинической психологии ЮУрГУ. Проективные методы в психодиагностике семейных взаимоотношениях. Циркулярное интервью Интервью по генограмме Линия времени. Теоретические основы психодиагностики в семейной психологии и психотерапии. Структура курса. Клинические беседа и интервью как методы психодиагностики в семейном консультировании и психотерапии.

«Процессы в психологии» - ПРИЛЕПИНА Ольга Владимировна. Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств. Ощущения. Свойства речи. Диалогическая. Регуляция и контроль. - Анализ - синтез - сравнивание - абстрагирование - обобщение - конкретизация. Воздействие. Тема №2: познавательные процессы.

«Внимание память речь мышление» - Кратковременная память. Составляющие продуктивности ума. «Без памяти мы были бы существами мгновения. Классификация восприятия. Виды восприятия. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Общие свойства ощущений. Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. 5. Пример. Виды воображения:

«Память в психологии» - Виды памяти: Автобиографическая. К привычкам относится то, что Уильям Джеймс называл: 1. Привычки 2. Навыки и умения 3. Знания 4. Воспоминания. Запомни! по материалу: МОТОРНАЯ АФФЕКТИВНАЯ ОБРАЗНАЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ. По отношению к сознательному контролю: ПРОИЗВОЛЬНАЯ – НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ. Общая психология.

«Предмет психологии» - Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Тема 3. Рациональные формы освоения действительности. Тема 2. Чувственные формы освоения действительности. Человеческий организм НЕ НАБОР дифференцированных ЧАСТЕЙ……. Свойства ощущений. План лекций. Свойства восприятия.

Всего в теме 10 презентаций

Слайд 2

Маклаков Алексей Константинович

Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Слайд 3

Типы воображения Сон Дремотное состояние Галлюцинации Воссоздающее воображение Творческое воображение Мечта Непроизвольное Произвольное

Слайд 4

Воссоздающее воображение

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда: читаем описание географических мест исторических событий знакомимся с литературными героями

Слайд 5

Творческоевоображение

Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Слайд 6

Мечта

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. В мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится.

Слайд 7

Мечта - это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.

Активный произвольны сознательный процесс Сознательный процесс не имеющий практического завершения

Слайд 8

Слайд 9

Как развивать воображение

Воображение развивается в игре, особенно в тех ее видах, где человек как бы выполняет определенную роль. Воображение развивается при чтении книг. Для развития воображения важны жизненный опыт и широкий круг знаний.

Слайд 10

Упражнение 1. Доска Выберите спокойное место, удобно сядьте. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь. Теперь закройте глаза, представьте себе доску, на которой вы пишете букву “А”. Затем добавьте букву “Б” и так далее. Некоторые могут “написать” таким образом весь алфавит. Посмотрите, до какой буквы вы дойдете. Что происходит по мере “написания” новых букв? Не перестаете ли вы видеть некоторые из уже написанных? Не затуманивается ли картинка? Пронаблюдайте за процессом, происходящим в вашем воображении, и попытайтесь добиться максимальной яркости мысленной картинки. Достаточно пяти минут тренировки. Упражнение 2. Электрическая лампочка Закройте глаза и представьте себе, что перед вами висит тускло светящая лампочка. Сконцентрировавшись на этом образе, постарайтесь представить, что ее свет то становится ярче, то снова тускнеет. По очереди представляйте то яркий, то приглушенный свет. Теперь представьте, что яркость все время нарастает. Попробуйте представить, что свет лампочки стал настолько ярким, что она освещает все вокруг. Затем вообразите, что яркость постепенно уменьшается, пока свет снова не станет тусклым. Для выполнения этого упражнения также хватит пяти минут. Упражнение 3. Предмет обыденной жизни Возьмите любой обыкновенный предмет - реальный предмет - первое, что попадется под руку, и тщательно его обследуйте. (Подойдет все, что угодно - камень, фрукт, бутылка, карандаш, часы, все, что найдется поблизости.) Смотрите на него, пока хорошо не изучите. Теперь закройте глаза и представьте себе, что смотрите на тот же предмет. Представьте его себе максимально ярко. Рассмотрите образ так же, как рассматривали реальный предмет. Продолжайте “видеть” его перед собой. Откройте глаза. Снова обследуйте реальный предмет. Сравните с ним ваш образ, выясните, чем он отличается от реальности. Внимательно осмотрите предмет и подумайте, не пропущено ли что-то в вашем образе. Снова закройте глаза и повторите упражнение.

Воображением или фантазией называется процесс воспроизведения преобразования хранящейся в памяти образов предметов и явлений действительности, создания на этой основе в новых сочетаниях и связях новых образов новых предметов, явлений, действий, условий деятельности и др. Воображение свойственно только человеку. Оно возникло и развивалось в условиях общественно-трудовой деятельности людей. Воображение является одним из тех новообразований в психике человека, которое связано с удовлетворением потребности выйти за рамки существующего настоящего и заглянуть в будущее.

Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется "лишь одним из видов воображения" (Ф. Кейра, А. Селли, П.П. Блонский и др.). Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и творческого воображения и отожествлению первого с памятью.

Воображение справедливо называют «королевской дорогой в подсознание», а также «центральным звеном творческого процесса», а отсюда оно является главным объектом формирования и развития творческих способностей. Оно лежит в основе вдохновения - как соединения в одну точку всех способностей.

Воображение интегрирует в себе эмоциональное и рациональное начало, все познавательные процессы, оно сочетает зрительно-образное восприятие реальности с воспроизведением и трансформацией ее в памяти, построением модели потребного будущего. Воображение необходимо во всех видах и фазах творчества.

Для художественного творчества, продукты которого направлены на пробуждение воображения, мыслей и чувств потребителей «духовной пищи», знание происхождения и структуры этого процесса особенно необходимо.

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ

Первая функция - эмпатическое виденье - сопереживающее виденье. Это виденье возникает

тогда, когда человек начинает «входить» при помощи

воображения в состояние другого человека, начинает сопереживать ему. Особенно это ярко проявляется у

детей, бурно переживающих все события,

происходящие на сцене или в читаемой ими книге. Такое же вхождение в образ характерно для многих писателей, художников. Именно благодаря этому умению входить в объект изображения происходит слияние индивидуального и всеобщего.

С умения входить в состояния предметов, других людей, воображать себя на их месте строится

тренировка эмпатического виденья и творческие

способности.

Вторая функция воображения - хранение опыта в эмоционально-образной форме. Такой тип хранения информации в обыденной жизни необходим как для предупреждения по принципу «что будет, если...», так и в качестве ожидания положительных переживаний. Такое предвиденье тех или иных эмоциональных переживаний способствует « выбору пути» и служит основой воспитания. Наиболее наглядно это прослеживается в религии, где каждый может выбрать себе путь в «ад» или «рай», придерживаясь тех или иных нормативов поведения.

Все искусство в конечном итоге строится на таком выборе между добром и злом, начиная со сказок. За счет искусства у человека расширяется «опыт быстро текущей жизни», поэтому он стремится к нему во всех вариантах.

Для художника образы воображения, хранящиеся в памяти как трансформированная реальность, являются тем материалом, на базе которого рождаются замыслы и идет творческий поиск их решения. Чем больше и разнообразнее это «креативное поле», тем больше на нем можно вырастить творческих продуктов.

Третья функция воображения - творческая. Все фазы творчества - подготовительная, поисковая и исполнительная - базируются на работе воображения. Воображение выполняет роль главного инструмента мыслительного поиска. Это касается и выбора общего направления и собственной функции в искусстве, и решения конкретного замысла.

«Мысленное экспериментирование», столь свойственное детям, по данным В.Т. Кудрявцева, необходимо и взрослым.

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ИХ ОТНОШЕНИЯМИ К НАСТОЯЩЕМУ ВРЕМЕНИ, ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТРИ ОСНОВНЫХ ВИДА.

1. Способность к мысленному изменению, преобразванию конкретно воспринимаемых объектов и ситуаций в настоящем, когда скала в воображении превращается в чудовище, а наблюдаемому событию придается новый смысл и эмоциональная окраска. Это воображение можно назвать преобразующим. Обычно оно появляется у людей в ситуациях, вызывающих опасение и страх («у страха глаза велики»), а также под влиянием настроения или опьянения («пьяному море по колено»). У художников оно появляется в творческом поиске и начинает носить направленный характер, осознанный включенный в процесс восприятия. Воображение носит характер мысленного эксперимента и выбора лучшего варианта для изображения.

2.Воспроизведение конкретных объектов, впечатлений, динамики событий и пр., имевших место в прошлом опыте человека. Оно называется репродуктивным и базируется на памяти.

Наиболее полно репродуцируются эмоционально-значимые события или яркие впечатления от увиденного. В процессе хранения в памяти запечатленные образы интегрируются, обобщаются, типизируются и трансформируются на уровне подсознания. Особенно тогда, когда художник предпочитает работать на основании собранного им материала. На основе репродуктивного воображения работали многие выдающиеся художники. Например, Айвазовский все свои полотна писал по воображению, репродукции и интеграции множества впечатлений от морской стихии, динамические характеристики которой невозможно писать с натуры. Так рождаются образы и типы, в поисках которых художники пересматривают множество реальных человеческих типов и ситуаций, которые служат материалом для творчества.

Произведения искусства, в отличии от жизненных впечатлений, отражающие такие яркие и нестандартные события, образы людей, красоту форм бытия, имеют особую силу репродукции в воображении, а отсюда становятся своеобразным образцом для подражания у художников и эталоном оценки реальности у зрителей.

3.Творческое воображение, присущее в разных вариантах по содержанию всем людям направлено на создание новых моделей желаемого или необходимого будущего. Построение таких моделей у человека всегда базируется на эмоциях, рисующих желаемые картины для своего существования. Картины эти, как правило, направлены на удовлетворение или пробуждение духовных потребностей человека и приобщение зрителя ко всеобщему.

Воображение художника, ориентированное на будущее, всегда включает на уровне подсознания «значимого другого» зрителя, его эмоциональную оценку продукта творчества. Эта оценка очень болезненно воспринимается художником, поэтому в качестве «щита» он выдвигает формулу, согласно которой он творит только «для себя» и «самовыражения».