Племя кукукуку и его копченые мумии - народы мира. Дикое племя подружилось с белым человеком с помощью конфеты Племя куку

О Джеймсе Куке мы узнали в первую очередь из песни Высоцкого, в которой есть сакраментальный вопрос: "За что аборигены съели Кука?". Они его не ели, на самом-то деле. А что же с ним случилось? Давайте разберемся.

Корабли Кука вышли из английского порта Плимут в 1776 г. Задачей экспедиции было найти Северо-Западный проход между Тихим и Атлантическим океанами.

Кук обошел мыс Доброй надежды, пересек Индийский океан и посетил Новую Зеландию и Таити.

Британский парламент обещал команде корабля, который сделает открытие - 20000 фунтов стерлингов - целое состояние по тем временам.

На рассвете 18 января 1778 г. Кук увидел землю: это были Гавайи. Корабли бросили якорь в бухте Ваймеа острова Кауаи. На берегу собралась большая крикливая толпа гавайцев.

Одни утверждали, что паруса - это огромные морские скаты. Другие говорили, что мачты это растущие в океане деревья.

Шаман объявил, что корабли это алтари почитаемого ими бога Лоно. В конце концов правитель решил послать своих представителей на борт.

Когда они поднялись на корабль, то чуть не сошли с ума от возбуждения: они приняли английские треуголки офицеров за треугольные головы. Одному из высоких вождей, взошедших на борт, Кук подарил кинжал.

Впечатление было настолько сильным, что вождь объявил новое имя своей дочери - Кинжал.

Команде требовались запасы воды и продовольствия, и Кук приказал лейтенанту Джону Вильямсону снарядить экспедицию на берег.

Позднее днем Кук решил сойти на берег самому и ходил посреди гавайцев безоружным. Те приветствовали его как самого высокого вождя. Они падали ниц на землю при его приближении и предлагали ему в подарок пищу, циновки и капа (материал из коры деревьев).

Шаман пребывал в неуверенности: отнести иностранцев к богам или к простым смертным? В конце концов он решил устроить простую проверку: предложил чужеземцам женщин.

Если англичане согласятся, то они явно не боги, а простые смертные. Англичане, естественно, провалили экзамен, но многие гавайцы еще сомневались.

Толпы женщин расстроили Кука, знавшего, что многие на кораблях страдали венерическими заболеваниями. Он приказал всем больным оставаться на борту, но эта мера была безуспешной, т.к. женщин стали доставлять прямо на борт. Мало кто сомневается, что именно команда Кука занесла на Гавайи сифилис и гонорею.

Расходная книга корабля "Резолюшн" содержит имена 66 матросов из команды в 112, которые лечились от венерических болезней во время плавания.

Через год после визита Кука болезни распространились по всем островам и стали одной из главных причин резкого сокращения уровня рождаемости.

Спустя две недели, отдохнув и пополнив запас продовольствия, корабли ушли на север искать северо-западный проход.

В конце ноября 1778 г. Кук вернулся на Гавайи. Именно там цепь несчастливых событий привела к его гибели. Обычно на других островах Кука встречали как главного вождя другого племени.

На Гавайях его приняли за бога Лоно. Древние легенды предсказывали, что Лоно вернется на плавучем острове. Оба визита Кука происходили в сезон праздника Лоно.

В течение семи недель Кук исследовал побережье островов, а затем стал на якорь в бухте Кеалакекуа самого большого острова Гавайи.

Выбор этой бухты еще больше убедил гавайцев в том, что Кук это воплощение бога Лоно, - по преданию, именно здесь Лоно видели в последний раз. Сотни гавайцев ринулись приветствовать возвращение Лоно. Они осыпали англичан всевозможными дарами, на борту постоянно находилось множество женщин.

Через некоторое время на борту появился Каланиопуу, правитель острова Гавайи. Он щедро снабдил Кука запасами еды и всевозможными подарками.

По мере того как суда производили ремонт и пополняли запасы продовольствия, некоторые гавайцы все больше укреплялись во мнении, что англичане были не боги, а простые смертные.

Т.к. чужестранцы обильно загружали суда продовольствием, гавайцы предполагали, что те покинули свою страну из-за голода.

Они вежливо намекали морякам, что пора и честь знать, и что они смогут посетить острова во время следующего урожая, когда снова будет много еды.

4 февраля 1779 г., через четыре недели после вхождения кораблей в залив Кеалакекуа, Кук приказал поднять якорь. Гавайцы с удовлетворением наблюдали за уходом англичан.

Однако в первую же ночь корабли попали в шторм и передняя мачта "Резолюшн" дала трещину. Нужно было возвращаться. Кук знал только одну удобную бухту неподалеку - Кеалакекуа.

Когда корабли вошли в знакомую бухту, ее берега были безлюдны. Посланная на берег шлюпка вернулась с известием, что Каланиопуу наложил табу на всю бухту.

Такие табу были обычным явлением на Гавайях. Обычно после того, как землю и ее ресурсы изрядно использовали, вожди запрещали туда вход на время, чтобы дать возможность восстановиться морским и земельным ресурсам.

Англичане чувствовали нараставшую тревогу, но им было необходимо отремонтировать мачту. На следующий день залив посетил правитель и дружелюбно приветствовал англичан, но настроение гавайцев уже поменялось, первоначальная теплота отношений понемногу растаяла. В одном случае дело чуть не дошло до стычки, когда вожди приказали гавайцам не помогать команде, сошедшей на берег за водой.

На рассвете следующего дня англичане обнаружили, что шлюпка корабля "Дискавери" исчезла - гавайцам удалось украсть ее прямо из-под носа вахтенного матроса.

Кук был вне себя от ярости - эта шлюпка была лучшей из тех, которые были на борту. Он приказал блокировать бухту, чтобы ни одно каноэ не могло из нее выйти.

Кук взял двустволку, лейтенанта Филлипса и девятерых морских пехотинцев и отправился на берег встретиться с правителем Каланиопуу.

Он собирался использовать план, который никогда не подводил его при подобных обстоятельствах в других местах: он пригласит правителя на борт и будет удерживать его там до тех пор, пока его подданные не вернут лодку.

В семь утра Кук сотоварищи выбрались на берег; две шлюпки остались ждать у берега. Кук считал себя другом гавайцев, которому было нечего опасаться. Кук вошел в дом и заговорил о пропаже со стареющим правителем.

Как оказалось, тот ничего не знал о лодке, но Кук все равно решил привести свой план в исполнение и пригласил правителя провести день на борту корабля. Каланиопуу с удовольствием согласился.

Однако его жены и некоторые из вождей не хотели, чтобы правитель шел на корабль; толпа быстро росла.

В это время над заливом разнеслось эхо выстрелов; гавайцы заметно встревожились. Кук уже понял, что привести правителя на корабль не удастся.

Он поднялся и один пошел к лодке. В этот момент в возбужденную толпу вбежал гаваец и прокричал, что англичане убили высокого вождя, когда тот пытался выйти из бухты на своем каноэ.

Это было объявлением войны. Женщины и дети исчезли. Мужчины надели плетеные доспехи, в руках появилось оружие. Один из воинов приблизился к Куку и замахнулся на него кинжалом. Кук взвел курок и выстрелил.

Пуля малого калибра застряла в защитной накидке воина. Тот триумфально обернулся к соплеменникам показать, что цел и невредим. Теперь даже самые робкие решили напасть на человека, которого они считали богом. По оценке одного из англичан, в то утро на берегу собралось от 22 до 32 тысяч вооруженных гавайцев.

Кук отступил к самой воде. Еще один воин с кинжалом напал на него. Кук поспешно выстрелил, но промахнулся и убил другого гавайца. Ударом приклада Филлипс сбил с ног одного нападавшего и застрелил другого.

К этому моменту пехотинцы выстроились в линию на берегу и дали залп по толпе. Экипаж в лодках также открыл огонь.

Кук зашел по колено в воду и повернулся, чтобы подозвать лодки и приказать прекратить огонь. В этот момент на его голову обрушился сокрушительный удар деревянной дубинки.

Когда он падал, другой воин нанес ему удар кинжалом в спину. Через час после того как Кук сошел на берег, он был мертв. Гавайцы бросились к нему, стреляли из луков и наносили удары кинжалами уже мертвому телу.

Четверо из девяти матросов Кука погибли, остальные поспешно уплыли в лодках. Вслед им летели камни.

Матросы на борту "Резолюшн" видели схватку на берегу и выстрелили два раза из пушки. Спустя короткое время на берегу никого не осталось; тела погибших также унесли. Принявшие на себя командование офицеры решили забрать находившиеся на берегу мачту и паруса "Резолюшн" и вернуть тела Кука и четырех матросов.

На берегу было достигнуто перемирие, паруса, мачта и инструменты были доставлены на борт "Резолюшн", а лейтенант Кинг пытался убедить гавайцев вернуть тела павших. Ночью к "Резолюшн" пристала лодка гавайцев и те поднялись на борт.

В руках у них небольшой сверток, завернутый в тапа. Они торжественно его развернули, и англичане с ужасом разглядели кровавое мясо, которое очевидно было срезано с тела Кука.

Англичане пришли в ужас от такого обращения с телом своего капитана, некоторые стали подозревать в гавайцах каннибалов.

На самом же деле с останками Кука гавайцы обошлись так, как поступали с телами самых высоких вождей. По традиции, плоть высоко почитаемых людей гавайцы отделяли от костей. Затем кости связывали вместе и тайно хоронили, чтобы никто не смог надругаться над ними.

Если покойный был объектом большой привязанности и уважения, то кости могли хранить некоторое время у себя дома. Т.к. Кук пользовался очень большим уважением, части его тела были поделены между высокими вождями.

Его голова досталась королю, а скальп забрал один из вождей. Ужасное обращение было, таким образом, высочайшей почестью.

Англичане этого не знали и в течение следующих нескольких дней жестоко мстили. Кинг, которому пришлось заканчивать путевой журнал Кука, и который был болен в то время, позднее извинительно писал: "Если бы я лично мог присутствовать, я бы возможно нашел средства спасти эту крошечную нацию от уничтожения".

Одним из результатов кровопролития явилось то, что напуганные гавайцы решили вернуть дополнительные останки Кука. Один из вождей, одетый в церемониальный плащ из красных перьев, вернул кисти руки, череп, предплечья и кости ног капитана.

Вечером 21 февраля 1779 г. останки Кука были зашиты в парусину и после погребальной молитвы опущены в воду залива. Экипаж приспустил британский флаг и дал салют из десяти ружей.

Многие из матросов и пехотинцев на палубах обоих кораблей открыто плакали. На следующее утро англичане подняли паруса и навсегда покинули острова.

Однако история на этом не закончилась - в мае 1823 г. гавайский король Камехамеха II прибыл со своей женой и свитой в Великобританию, где спустя три месяца умер. Незадолго до кончины он передал медикам стрелу с железным наконечником и деревянным оперением. Король сказал, что кость в середине стрелы является костью белого человека по имени Джеймс Кук.

В 1886 г. стрела перебралась из Лондона в Австралию, где и хранилась до недавнего времени. Так она была бы и забыта всеми, если бы не президент Общества капитана Кука Клифф Тронтон, который решил проверить аутентичность этой стрелы. Многое сразу вызвало у историков сомнения: стрела была не похожа на те, которыми пользовались туземцы Гавайев в то время.

Совсем недавно К. Торнтон объявил, что согласно анализу ДНК стрела никакого отношения к Куку не имеет. Так умерла эта красивая легенда.

Куки

Страны проживания: Индия , Бангладеш , Мьянма
Регион проживания: Азия

КУКИ, народы, составляющие подгруппу в группе куки-чин. Живут на северо-востоке Индии , в Бангладеш , Мьянме . Общая численность - свыше 2,7 млн. человек. Говорят на языках подгруппы куки и центр. и север. чин центральной группы сино-тибетской семьи. Придерживаются традиционных верований, есть индуисты, христиане, мусульмане-сунниты. Основные племена: пурум, чиру, аймол, хмар и др. (в Индии).

Традиционное занятие - ручное подсечно-огневое земледелие (рис, кукуруза, овощи), переходят к пашенному, часть куки обрабатывает заливные поля у подножия гор. Из ремёсел развиты прядение и ткачество.

В недалёком прошлом деревни часто переносились при смене полей. Дома бамбуковые - наземные или свайные. Соломенная крыша двух- или четырёхскатная.

Традиционная женская одежда - несшитая юбка, перепоясанная широким куском ткани, и белая кофточка. Мужская - рубаха, дхоти, безрукавка, тюрбан.

Сохраняется общинное землевладение, управление общиной - на демократических началах. Существуют патрилинейные роды, внутри которых различаются старшая и младшая ветви. Между родами брачные отношения строятся по системе, известной как кольцевая связь родов, или трёхродовой союз. Семья куки включает родителей, несовершеннолетних детей и семью сына-наследника. Существовал обычай отработки за невесту. Наследование патрилинейное, считается предпочтительным Брак с дочерью брата матери. При наличии заливных полей, считающихся владением семьи, в отцовском доме после свадьбы иногда остаются и другие сыновья, образуя большую семью.

Традиционные верования - почитание добрых и злых духов.

В последние годы некоторые мелкие племена куки (аймол, чхоте и др.) меняют свою этническую ориентацию и ассоциируют себя с нага; другие тяготеют к мизо.

Alphabetical List of India’s Scheduled Tribes
  • Grierson (1909), Linguistic Survey of India , Vol. 111, Tibeto-Burman Family, General Introduction, Specimens of the Tibetan Dialects, The Himalayan Dialects and The North Assam Group, Pt. II, with Grierson (1903), Specimens of the Bodo, Naga and Kachin Groups, Pt. III, Grierson (1904) Specimens of the Kuki, Chin and Burma Groups, Pt. 111, Vol. 111
  • Violence and identity in North-east India: Naga-Kuki conflict - Page 201 S. R. Tohring - 2010 «… for these tribes including the Kuki/ speaking tribe such as: "Chin", "Mizo", "Chin-Kuki-Mizo", "CHIKIM", "Zomi", "Zou", "Zo". … During the British era, the British rulers used the term "Chin-Kuki-Mizo" and the Government of India seemed to follow …»
  • Sachchidananda, R. R. Prasad -Encyclopaedic profile of Indian tribes - Page 530 1996
  • Pradip Chandra Sarma, Traditional Customs and Rituals of Northeast India: Arunachal … Page 288 Vivekananda Kendra Institute of Culture «chose to employ the term Chin to christen those on the Burmese side and the term Kuki on the Indian side of the … The Mizo of today’s Mizoram are the descendants of Luseia, and the Zomi of Manipur are from the Songthu line, and thus all …»
  • Amy Alexander Burma: «we are Like Forgotten People»: the Chin People of Burma Page 16 2009 «… within Chin State, Chin nationalist leaders popularized the term „Chin“ following Burma’s independence from Britain.»
  • History of Zomi T. Gougin - 1984.
  • B. Datta-Ray Tribal identity and tension in north-east India Page 34 1989 «Now to accept the term Chin would mean subtle Paite domination in the matter, which the other groups like the Hmars, Zous, Anals and Koms may not coopt. A Zomi leader categorically stated that "Chin" is a Burmese word which literally …»
  • Keat Gin Ooi - Southeast Asia: A Historical Encyclopedia, from Angkor Wat to East … - Volume 1 - Page 353 2004 «Until recently, there appeared to be a consensus that the term Chin was not an identity that any of these peoples would … Some promote the terms Zo and Zomi, stating that they are derived from the name of the mythic common ancestor of all …»
  • Ramamoorthy Gopalakrishnan - Socio-political framework in North-East India Page 149 1996 «Later, the term "Mizo" created a lot of confusion particularly when the Zomi National Congress emerged. … But the problem arose with the use of the term "Chin" (it is not given due recognition in the List of Scheduled Tribes in Manipur).»
  • Chinkholian Guite - Politico-economic development of the tribals of Manipur: a study … Page 8 1999 «Conceptual Meaning and Various Interpretations of the Terms- Chin, Kuki and Mizo (a) Chin The term Chin is the name given to this Zo/Zou tribes (formerly known as Chin-Kuki-Mizo) group of people in Myanmar (Burma). They are mostly found in the …»
  • Mrinal Miri. Linguistic Situation in North-East India . - Concept Publishing Company, 1 January 2003. - P. 77. - ISBN 978-81-8069-026-6 .
  • Burma and Assam Frontier, ‘Kuki rising, 1917-1919’, L/PS/10/724, Oriental and India Office Collections (OIOC), British Library, London