Отношение к чиновникам. Как изменить отрицательное отношение к чиновникам в обществе? Зачем им машины

6. Россияне о привилегиях чиновников

Важно понять, что же в поведении чиновников вызывает негативное отношение к ним общества, что раздражает людей больше всего, и как связана с этим пресловутая проблема льгот и привилегий чиновников?

Не будем повторяться о противостоянии чиновничества и общества. Перейдем на микроуровень и посмотрим на проблему с другой стороны - через особенности восприятия россиянами не столько бюрократии, как особого социального слоя, а сколько со стороны поведения отдельных его представителей.

В адрес чиновников нередко выдвигаются упреки в том, что они невнимательны, продажны и грубы, население склонно соглашаться с этими упреками. Подавляющее большинство россиян - 86,5% населения воспринимает чиновников именно как невнимательных, грубых и продажных людей. При этом среди населения наиболее критичны к чиновникам те, кто не хочет сам работать в системе госуправления. В то же время большинство государственных служащих придерживаются прямо обратной точки зрения, хотя треть даже среди них соглашается с этими упреками (см. рис. 21).

Рисунок 21

Согласие с оправданностью упреков в адрес чиновников в том, что они невнимательны к людям, грубы и продажны (в %)

С упреками в адрес чиновников чаще соглашаются россияне, которые сталкиваются с их работой, что позволяет говорить об адекватности такой оценки. Кроме того, среди россиян, кто считает чиновников невнимательными и грубыми, большинство уверены, что сегодняшние чиновники оказывают отрицательное влияние на политику страны, а три четверти опрошенных утверждают, что чиновники не столько способствуют решению проблем и обеспечивают эффективное развитие страны, сколько мешают этому развитию. Таким образом, те россияне, которые считают, что чиновники наделены негативными человеческими качествами, обвиняют их и в торможении развития России, и в негативном влиянии на политические процессы, происходящие в ней, т. е. личные претензии к чиновникам, сформировавшиеся в значительной степени на собственном жизненном опыте, оказывают значимое воздействие на политические взгляды и позиции россиян.

При общем довольно негативном настрое по отношению к чиновникам, треть из тех, кто считает упреки в их адрес оправданными, все-таки согласна и с утверждением о том, что сейчас из чиновников часто незаслуженно делают «козлов отпущения», возлагая на них ответственность за все негативные процессы, происходящие в стране .

Значимых различий между возрастными группами по вопросу об обоснованности упреков в адрес личных качеств чиновников не наблюдается. Похожая ситуация складывается и с доходным распределением. Зато имеет место зависимость отношения к чиновникам от типа поселений. Как оказалось, россияне, проживающие в мегаполисах, в большей степени склонны считать упреки в адрес чиновников обоснованными, чем жители других типов поселений (с этим согласны 94,0% жителей мегаполисов при
85-86% в других типах поселений), хотя уровень жизни в мегаполисах, как известно, выше, и этот фактор должен был бы снижать напряженность в данном вопросе. Это говорит о том, что, возможно, именно жителям мегаполисов приходится чаще сталкиваться с необходимостью обращения в различные государственные структуры и проходить через более сложные и длительные процедуры улаживания своих вопросов, сталкиваясь при этом с большим количеством государственных служащих. Не менее вероятно, что именно в мегаполисах бюрократизм и бездушие в работе чиновников дошли до максимума.

Важно отметить, что среди россиян, обвиняющих чиновников в грубости и невнимательности, практически две трети говорят о том, что в государственном аппарате тоже есть разные люди. Таким образом, на персональном уровне россияне способны еще проявлять толерантность к чиновничеству. Однако, в портрете типичного чиновника, складывающемся у большинства россиян, все же заметно преобладают негативные качества.

В этой связи возникает вопрос: в чем сами россияне видят причину грубости, невнимательности, продажности чиновников? Являются ли причиной этого особенности системы, которая заставляет людей меняться и вести себя определенным образом, или в чиновники изначально идут люди, обладающие негативными качествами?

Рисунок 22

Причины негативного поведения чиновников с точки зрения россиян (в %)

Как видно на рисунке 22, наиболее популярным среди населения является вариант ответа на данный вопрос: ощущение власти меняет людей в худшую сторону (с ним соглашаются 35,5% населения). Однако сами государственные служащие не разделяют таких взглядов. Они в меньшей степени склонны утверждать, что в чиновники изначально идут люди, обладающие не самыми лучшими человеческими качествами, хотя среди населения в целом более 20% придерживаются именно такого мнения. Наиболее популярно среди госслужащих объяснение - поведение чиновников связано с особенностями системы, которая меняет их в худшую сторону. С этим, кстати сказать, согласна и треть обычного населения. Кроме того, взаимосвязь поведения чиновников с перегрузками и стрессами отмечают 28,0% государственных служащих,в то время как среди всего населения эта доля составляет всего лишь 5,7%.

Причину негативных качеств чиновников государственные служащие склонны видеть, в первую очередь, в особенностях системы и нерациональности ее организации, в то время как население в целом обращает внимание в равной степени и на особенности системы, и на то, что ощущение власти меняет людей в худшую сторону, и на то, что в такие структуры изначально отбираются люди не с самыми положительными качествами.

Заметим, россияне в возрасте до 40 лет, чаще говорят, что ощущение власти и возможности влияния меняют людей в худшую сторону. Россияне старше 40 лет склонны утверждать, что в чиновники изначально идут люди, обладающие не самыми лучшими качествами. Среди тех, кто по возрасту младше 40 лет, с первым утверждением согласны 40,5%, старше 40 лет - только 31,9%. При этом со вторым утверждением соглашаются лишь 15,6% россиян младше 40 лет и 25,4% - старше 40 лет. Старшее поколение чаще связывает отрицательное поведение чиновников с селекцией в органы власти, в которые изначально попадают люди с негативными качествами.

С этой причиной связывают негативное поведение чиновников и люди с более низким уровнем дохода. По мере роста благосостояния растет и популярность точки зрения, что подобное поведение связано с ощущением власти.

Как выглядит портрет типичного российского чиновника, сложившийся в глазах россиян и госслужащих?

Таблица 22

Личные качества, характерные, по мнению россиян, для большинства нынешних чиновников (в %)

(проранжировано по ответам населения в целом, допускалось несколько ответов)

Личные качества чиновников

Население

Госслужащие

Безразличие к государственным интересам

48,5

23,7

Непорядочность, нечестность, неразборчивость в средствах

47,6

Рвачество, стремление к легкой наживе

46,9

11,7

Безжалостность, неуважение к людям

37,9

11,7

Профессионализм, компетентность, знание своего дела

17,2

54,1

Хорошие организаторские способности

15,9

34,6

Трудолюбие, работоспособность

43,6

Инициативность, творческое отношение к своей работе

36,2

Образ чиновника в глазах госслужащих и населения диаметрально противоположен (см. табл. 22). Население приписывает отрицательные качества - безразличие к государственным интересам, нечестность, стремление к легкой наживе. Причем, россияне, которые сталкиваются с работой чиновников, чаще говорят об их негативных качествах, чем те, кто признает, что мало знает об их работе. Аналогично обстоит ситуация и с теми, кто узнает о работе чиновников со слов знакомых и коллег - они чаще акцентируют внимание на отрицательных сторонах чиновников. При этом положительные качества (трудолюбие, компетентность) отмечаются этими категориями россиян в меньшей степени. Выделение именно негативных качеств чиновников в общественном мнении имеет под собой реальные основания, и прежде всего, - отрицательный опыт взаимодействия с ними.

В противовес рядовому населению, государственные служащие отмечают, в первую очередь, профессионализм и компетентность чиновников, их трудолюбие и работоспособность, инициативность, хорошие организаторские способности, то есть концентрируются на сугубо положительных качествах. Тем самым, чиновники в глазах населения представляются отрицательными персонажами, не похожими на остальных россиян, теми «чужими», которые противостоят основному обществу .

Есть еще одна группа, которая воспринимается населением как чуждая - это предприниматели. По результатам предыдущих исследований ИКСИ РАН они тоже подвержены обвинениям со стороны населения в стремлении к легкой наживе, безразличию к интересам государства, нечестности и неразборчивости в средствах. Таким образом, россияне воспринимают и обладателей экономического капитала (предпринимателей), и обладателей властного капитала (чиновников) отрицательно. Если сравнить оценки, которые население дает предпринимателям и чиновникам,то видно, что негативизм по отношению к чиновникам выражен острее и имеет несколько иной характер (см. рис. 23).

Меньшая доля россиян указывает на негативные качества предпринимателей по сравнению с негативными качествами чиновников, гораздо чаще отмечает их положительные достоинства (инициативность, трудолюбие, хорошие организаторские способности). Предприниматели оказываются ближе россиянам, чем чиновники, которые воспринимаются как максимально чуждый слой, не просто далекий от остального населения, но и не имеющий никаких достоинств и оправданий для своего существования.

Рисунок 23

Личные качества, характерные, по мнению россиян, для большинства нынешних чиновников и предпринимателей (в %)

Для более четкого представления о портрете чиновника стоит сказать, что более половины россиян приписывают им еще такие качества, как формализм, равнодушие к людям, продажность. Около трети - считают их безответственными и некомпетентными, четверть - необразованными, грубыми, бескультурными. Такими качествами, как ответственность, патриотизм, неподкупность, наделяют чиновников менее 6% российского населения.

Учитывая негативную ситуацию по отношению к чиновникам, не удивительно, что только менее одной шестой части населения согласились сохранить определенные привилегии и льготы депутатам, министрам и другим государственным чиновникам. Остальные россияне утверждают, что сохранять льготы этим категориям граждан не нужно. Две трети из тех, кто думает, что льготы сохранять не нужно, считают при этом, что российская бюрократия в первую очередь заинтересована в сохранении только своего богатства и влияния. Кроме того, половина из них уверены, что федеральные чиновники разворовывают большинство проходящих через их руки государственных средств.

Как и следовало ожидать, по вопросу о сохранении льгот для чиновников мненияроссиян в целом и государственных служащих значительно расходятся (см. рис. 24).

При этом возраст респондента отчетливо влияет на мнение. В более старших возрастных группах меньше тех, кто считает нужным сохранение таких льгот, хотя и в младшей возрастной группе их всего четверть (см. рис. 25).

Рисунок 25

Согласны с утверждением: «Депутатам, министрам и другим государственным чиновникам следует сохранить определенные привилегии и льготы, поскольку они выполняют особо важную работу и несут большую ответственность», в составе возрастных групп (в %)

Следует заметить, что с ростом дохода большая доля респондентов соглашается с тем, что государственным чиновникам нужно предоставлять определенные льготы, что проиллюстрировано на рисунке 26.

Рисунок 26

Согласны с утверждением: «Депутатам, министрам и другим государственным чиновникам следует сохранить определенные привилегии и льготы, поскольку они выполняют особо важную работу и несут большую ответственность», в составе доходных групп (в %)

Как видно из рисунка 26, даже среди россиян, чей ежемесячный душевой доход превышает 6000 рублей, доля тех, кто считает предоставление подобных льгот оправданным, составляет лишь чуть более 20%. Подавляющее большинство россиян не готовы согласиться с тем, что работа министров и депутатов является особо важной и заслуживает качественно иного отношения, нежели другие типы профессиональной деятельности.

Однако более половины россиян согласны при этом с тем, что отдельные категории госслужащих заслуживают льгот и привилегий. Кому же россияне считают справедливым предоставление льгот и привилегий?

Как видно из таблицы 23, россияне в первую очередь считают необходимым предоставить льготы военнослужащим, пограничникам и бойцам спецподразделений, а также Президенту страны. При этом согласие с тем, что льгот заслуживают эти категории людей, население в целом выражает активнее, нежели государственные служащие. То же относится и к пожарным, сотрудникам МЧС и сотрудникам милиции. Россияне считают нужным предоставление льгот тем, кто работает не в системе управления, а в тех сферах государственной службы, где работа связана с реальным риском для жизни и особым характером труда, которая отличается от других типов профессиональной деятельности, всегда необходима и важна.

Таблица 23

Население

Госслужащие

Военнослужащие

38,1

30,4

Пограничники, бойцы спецподразделений (типа «Альфа», «Вымпел»)

38,1

24,5

Президент страны

35,1

42,8

Пожарные, сотрудники МЧС

32,2

20,2

Работники милиции

17,2

11,7

Члены правительства

11,4

21,4

Судьи, прокуроры

10,8

16,3

Губернаторы и другие руководители регионов

19,8

Депутаты Государственной Думы

Работники государственных учреждений регионального и местного уровня

12,1

Депутаты областного и районного уровней

Сотрудники центрального государственного аппарата, работники министерств и ведомств

Никаких льгот никто из них иметь не должен, просто зарплата должна отражать особенности их работы

40,9

38,5

Работникам системы управления, чиновникам льготы считают необходимым предоставлять, прежде всего, те россияне, которые сами являются госслужащими . Видимо, они идентифицируют себя именно с этим особым социальным слоем, ощущают общность своих интересов и целей. Поэтому доли госслужащих, считающих, что привилегии необходимы не только Президенту, но и членам правительства, губернаторам, депутатам, сотрудникам министерств и центрального государственного аппарата, заметно превышают аналогичные доли среди населения страны в целом. Это наблюдение вновь подтверждает факт, что госслужащие, работающие в системе управления, являются особой группой, которая осознает свою «обособленность» от других категорий населения, на что росияне, естественно, реагирует достаточно негативно.

23/10/2012

Что такое современный чиновник? Когда надо отбирать кандидатов на чин? Об этом Online812 беседует с Владимиром ШАМАХОВЫМ, директором Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.


- С ейчас чиновник в массовом сознании - это человек, пользующийся административным ресурсом в личных целях…
- Не будет эффективной экономики и справедливого государства без доверия населения к власти. Общество должно не только критиковать чиновников, требовать всех их уволить и т.п. Но выдвигать тех, кто отвечает его запросам.

- Каким образом выдвигать?
- Мы считаем себя продолжателями Царскосельского лицея - первого в Европе учебного заведения, которое готовило чиновников. Продолжателями по содержанию, формирующими личность - всесторонне образованную, нравственную, не стремящуюся извлекать личную выгоду. То есть людей намеренных служить государству и обществу. Именно их мы ждем и готовы с ними работать.

- Ваша миссия делать из честных людей честных чиновников?
- Наша задача готовить вместе управленцев по всем трем направлениям - экономика, бизнес, государева служба. Причем мы готовим как бакалавров, которые начинают с азов управленческой деятельности, так и повышающих квалификацию, в магистратуре, в аспирантуре, докторантуре и т.д. Образование - процесс непрерывный.
Упор делается на управленческие технологии, на воспитание гражданской позиции, на гуманитарные подходы в организации социально-экономических процессов, на уважение к людям, с ориентацией не на командные, а на сервисные процедуры в отношениях между государством и бизнесом, властью и обществом.

- Иными словами, вы готовите не только чиновников?
- Наш новый тренд - выход за рамки подготовки только чиновников. Мы обучаем управлению в самых разных сферах, в том числе в здравоохранении, сфере образования, в социальном обслуживании, в правоохранительных органах, в некоммерческих организациях. На курсах повышения квалификации вместе обучаются чиновники и предприниматели. Убежден, что времена командных методов прошли, сейчас востребовано только партнерство.

- У вас очень серьезный конкурс при поступлении?
- В этом году на одно бюджетное место было 48 заявлений, мы обогнали театральные вузы, не говоря про всех остальных. На внебюджетное обучение - более 5 человек на место, это еще более показательный факт. Абитуриенты голосуют рублем. Те, кто к нам приходят, стремятся учиться именно здесь. Не добрав баллов «на бюджет», они становятся «внебюджетными» студентами.

- Так велика тяга в чиновники?
- Это нелегкая работа, надо обладать набором качеств. Не последнее среди них - любовь к людям. Она свойственна далеко не всем.

- Предупреждаете абитуриентов об этом?
- Разъясняем, что без нее учиться вы сможете, но потом работать будет очень трудно.

- Может быть, не брать в Академию сразу после школы?
- Абсолютно убежден, что чем раньше начинать обучение профессии государственного и муниципального служащего, тем лучше. Нужно как можно раньше, еще в школе тестировать людей на пригодность к управлению.
У нас создана кафедра креативного лидерства, где из «звездочек» будем готовить будущих президентов. Подбираем людей, готовых служить народу. Их надо искать, в этом мы также видим продолжение традиций Царскосельского лицея.

- А чиновников нужно гораздо больше, чем лидеров?
- Государственных и муниципальных служащих, не считая сотрудников бюджетных учреждений, в стране около 2 миллионов. Им всем необходима базовая подготовка и владение современными управленческими технологиями. Чиновник такой же гражданин, как все остальные, только выполняющий определенный круг обязанностей на деньги налогоплательщиков.
Сейчас в муниципальных органах власти люди с высшим образованием составляют 10%. У многих нет даже среднего.

- Но это не в Петербурге?
- Да, это в целом по стране. Всем чиновникам надо иметь диплом бакалавра.

- А в магистратуру кто должен идти?
- Магистратура - это совсем не обязательно продолжение первого образования: отучился 4 года в бакалавриате, пошел учиться еще 2 года в магистратуре. Она предназначена для тех, кто поработал, трезво оценил свои возможности, желания и способности и окончательно выбрал профессию.

- Ваша Академия - дает гуманитарное образование?
- Нет, социально-экономическое.

- Какой главный предмет для абитуриента?
- Управление невозможно без логики и здравого смысла. Все это дает математика. Но грамотность, а также знание истории и хотя бы одного иностранного языка также требуются.

Из книги Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в глобальной Сети автора Барлоу Джон Перри

Отношение и его инструменты Я считаю, что ключевым для понимания текучей коммерции является следующее положение: Ввиду отсутствии вещей информационная экономика будет основываться более на отношениях, чем на владении.Одна из уже существующих моделей для передачи

Из книги Русские [стереотипы поведения, традиции, ментальность] автора Сергеева Алла Васильевна

§ 10. Отношение к «начальству» «Артель без вожака - что топор без держака» «Ты начальник - я дурак, я начальник - ты дурак» Русские народные поговорки Напомним еще раз, что в древности на Руси сложились весьма демократические традиции отношений между простыми людьми и

Из книги Искусство жить на сцене автора Демидов Николай Васильевич

Отношение к ошибкам Не стоит много думать об ошибках. Не стоит долго останавливаться на них.Если среди хорошего и правильного проскальзывают одна-две ошибки,- ну и пусть их. Мимо! Не замечайте их! Замечайте то, что было хорошо, что было правильно, за него хватайтесь. Если

Из книги Чеченцы автора Нунуев С.-Х. М.

Отношение к женщине Говоря об обычаях и традициях чеченцев, невозможно обойти вопрос отношение к женщине. Известно, что положение женщины в обществе, отношение к ней всегда являлось важным критерием нравственного прогресса.Женщина - мать заслужила уважение всех

Из книги Жить в России автора Заборов Александр Владимирович

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Отношение к подданным Олеарий категорически возражает против тех иностранных писателей, которые говорили о тирании великих князей по отношению к подданным. Он пишет, что при Михаиле уже произошли значительные перемены в управлении и в самих людях. Царь Михаил Федорович

Из книги «Крушение кумиров», или Одоление соблазнов автора Кантор Владимир Карлович

Отношение к духовенству В России святые всегда почитались народом. Но Петр I не почитал ни святых, ни тем более духовенство. При нем многие служители церкви были закрепощены. Казалось, Петр с пренебрежением относился не только к русским обычаям, но и к православной вере.В

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Отношение к природному богатству Когда Петр основывал всевозможные производства, он знал, что в первые годы они будут стоить дороже, чем иноземные, но потом все равно окупятся. Россия изобиловала природными богатствами, которыми была бедна Европа. «Наше Российское

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

5. Отношение к христианству На Западе умеют продумывать свой опыт. Именно поэтому в эпоху Возрождения Запад сумел вернуться к Античности. Античность прорастала сквозь христианство и учила Западную Европу думать самостоятельно. В этом видел Шпет основное отличие

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

Из книги Религиозные практики в современной России автора Коллектив авторов

Особое отношение С момента своего появления еврейский народ вызывал у остального человечества множество эмоций. Изредка эмоции были положительными, но гораздо чаще они были, мягко говоря, отрицательными.Поступим, как поступил писатель Джордж Оруэлл. Он считал, что это

Из книги Культура и мир детства автора Мид Маргарет

Отношение к новации Взаимоотношения художественного произведения со своим временем – проблема особая. Известно, что они могут и «не сложиться». Гений нередко идет впереди современников, предпочитающих узнавание познаванию. Мудрый В. Шкловский в одном из последних

Из книги Германия без вранья автора Томчин Александр Б.

Из книги Двор русских императоров в его прошлом и настоящем автора Волков Николай Егорович За несколько лет реформ, включая административную, отношение общества к чиновникам резко ухудшилось. Треть россиян полагает, что в результате реформ самоуправство высшей бюрократии и рядовых чиновников не только не ослабло, но, наоборот, усилилось. При этом 2/3 населения считает сегодняшнюю деятельность бюрократии в стране крайне неэффективной. Кроме того, большинство людей отмечают, что произошло органическое слияние бюрократии с бизнесом, которое вылилось в . Таковы неутешительные результаты исследования "Бюрократия и власть новой России: позиции населения и оценки экспертов", проведенного недавно Центром комплексных социальных исследований РАН. По словам руководителя исследования, директора Института социологии РАН Михаила Горшкова, в рамках этой работы ученые впервые решили попробовать сопоставить мнение российского общества о российской же бюрократии и мнение бюрократии о самой себе. Было опрошено 1500 граждан, представляющих 11 социальных групп, от рабочих и пенсионеров до предпринимателей, а также 300 работников районных, городских и областных администраций.

Имидж российского чиновничества в глазах соотечественников просто ужасен, особенно в сравнении с тем, как они представляют образ чиновника в Западной Европе. Если ведущие качества западноевропейского чиновника с точки зрения российской общественности – компетентность, деловитость, культура и образованность, ответственность и надежность, творческий потенциал и неподкупность (среди восьми доминирующих качеств нет ни одного отрицательного), то портрет его российского коллеги прямо противоположен: безразличие к людям, продажность, равнодушие к интересам страны, безответственность и некомпетентность. "Конечно, в связи с этим приходит на ум известная поговорка "Хорошо там, где нас нет". Это так. Но мы ставили задачу не рассматривать общественное мнение как критерий оценки западного и российского чиновничества, а понять, почему возникают именно такие представления в сознании наших людей, почему идеализируется облик европейского чиновника, хотя, конечно, он далеко не такой позитивный, там тоже есть и коррупция, и жадность, и равнодушие к людям. Ответ один: личный опыт общения нашего рядового гражданина с нашим чиновничеством. Создается замкнутый круг: с одной стороны, власть, чиновники игнорируют интересы и права граждан, с другой – большинство граждан платят им той же монетой. Мало того, что они рисуют крайне негативный образ родной бюрократии, они еще стремятся обходить стороной легальные или легитимные способы решения своих насущных проблем. Если есть возможность не общаться с госчиновником, она используется на 100%. И только когда такой возможности нет, наш человек обращается в государственный аппарат", - отмечает Михаил Горшков.

Разумеется, сам госслужащий видит себя совершенно иначе и дистанцируется от тех оценок, которые дает ему общество. Он-то уверен, что в глазах общества главными его качествами являются профессионализм, знание своего дела, трудолюбие и работоспособность. Расходятся мнения и по поводу причин неэффективной деятельности бюрократии. Рядовые граждане уверены, что в первую очередь они заключаются в безнаказанности. Далее следует недобросовестность и низкий моральный уровень. Чиновники, в свою очередь, на первое место ставят несовершенство законов, на второе – большую загруженность работой и на третье – низкий уровень собственной зарплаты. При этом, вот парадокс, по всем аспектам удовлетворенности жизни чиновники в несколько раз опережают основную массу населения. Они удовлетворены уровнем жизни, возможностью одеваться, питаться, содержательно использовать свой досуг, выезжать на отдых. И даже свой социальный статус чиновники оценивают гораздо выше, чем средние слои населения. В выборке исследования не оказалось ни одного чиновника, который своему социальному статусу поставил бы оценку "плохо".

На вопрос о том, что нужно сделать, чтобы поднять эффективность работы бюрократии, 2/3 россиян ответили: усилить общественный контроль за работой чиновников. И только четверть самих чиновников с ними согласились. Второе предложение: ввести запрет на занятие государственных должностей людям, уже провинившимся на госслужбе (допустившим серьезные ошибки, уличенным во взятке). С этим солидарны половина населения и только 30% чиновников. Лишь в необходимости более тщательного отбора людей в госаппарат по уровню квалификации, образования позиции населения и чиновничества оказались более или менее близки. И, наконец, самые изумительные результаты дал пункт исследования о том, что движет российским чиновничеством. Совершенно не удивляет, что 2/3 граждан полагает, будто интерес у бюрократии один – усиление личного влияния на тех уровнях, где они работают, личное обогащение, укрепление свой власти. Но с этим солидарны и сами чиновники, в чем они не стеснялись признаваться в ходе исследования. Не нашлось ни одной группы госслужащих в сфере управления, где бы не доминировала данная точка зрения.

"Понимание обособленности своих интересов дошло до высшей точки. Этот слой начинает замыкаться в себе и чувствует себя уже классом для себя. Сегодня чиновник в России уже больше, чем чиновник. Это исключительно привилегированный сословный слой общества, каста, которая живет ради себя, а не ради общества, не согласуя свои интересы с интересами страны. И то, что этот управленческий аппарат не встроен в общество, а порхает над ним, является самым трагичным результатом нашего исследования", констатирует его руководитель.

"Исследование при более глубоком анализе показывает еще один печальный аспект, – добавляет руководитель сектора изучения элиты института социологии РАН Ольга Крыштановская. – Впервые в нашей социологии зафиксировано, что и чиновники, и простые люди считают: не власть в нашем обществе определяет все, на первое место вышли деньги. Что это означает? Что население ищет те лакуны в обществе, те профессии, которые приносят эти деньги, и устремляется туда. Возрастает престиж этих профессий. И как показывает исследование, более 50% молодежи считает государственную службу привлекательной. Но та же самая молодежь считает, что для нее самое важное в жизни – достижение определенного материального уровня. Сопоставим эти вещи: молодые люди хотят идти на государственную службу, потому что это престижно, но при этом они хотят зарабатывать много денег. То есть, они ожидают, что большие деньги принесет им госслужба. А зарплаты чиновников, как всем известно, невысоки. И вот этот коррупционный лаг очень виден в данном исследовании. Чиновничество . Все судебные процессы наказывают тех, кто дает взятку. Давать взятку – плохо, рискованно, а брать – безнаказанно, нормально. Тем самым коррумпированное чиновничество создает негативный тренд для общественного развития. Оно разлагает общественное сознание, и молодежь воспитывается в понятии, что коррупция – это хорошо, это то, к чему надо стремиться, а госслужба – то место, где можно безбедно жить не из-за того, что там высокая зарплата, а из-за того, что можно брать взятки соответствующие. Мне кажется, это один из самых драматичных и очень тревожных результатов исследования".