Острожский биография. Князья острожские. Белорусская Народная Респулика

Князь Константин Иванович Острожский прославился как горячий патриот Литвы, крупный полководец, государственный деятель и одновременно как защитник православной веры в Великом княжестве Литовском. Константин Иванович первоначальное воспитание получил под руководством отцовских бояр, а также старшего своего брата -- Михаила. В 1486 году братья Острожские живут в Вильне при дворе великого князя литовского Казимира, где они вращаются в высшем кругу волынских панов. В то же время князья Острожские начали приучаться и к государственным делам, поступив в свиту великого князя и сопровождали его в переездах. В 1491 году князь Константин Иванович уже получал довольно важные поручения и пользовался полным доверием литовского великого князя. Весьма вероятно, что тогда уже он успел выдвинуться из среды многочисленных волынских князей и панов, чему немало могло способствовать богатство и широкие родовые связи. Впрочем, на возвышение князя Константина Ивановича большое влияние оказали, конечно, и его личные заслуги, его военный талант и опытность. Гетман Литвы Петр Янович Белой, на смертном одре указал Александру Ягеллону на Константина Острожского, как на своего преемника. И князь Константин Иванович в 1497 году в 37 лет сделан был гетманом. Кроме того, новый гетман получил ряд земельных пожалований, что сразу сделало его, и без того богатого, самым крупным владетелем на Волыни.

Деятельность К.Острожского пришлась на сложный период обострения отношений между Литвой и Москвой, когда великий князь московский Иван III, а затем его сын Василий III стремились подчинить себе русские земли, входившие в состав Великого княжества Литовского. Часть князей и крупных магнатов Литвы, среди которых были князья Воротынские, Одоевские, Трубецкие, Бельские, Мезецкие, Можайские, с подвластными землями и городами перешли на службу Москве. Литовские правители пытались силой воспрепятствовать этому и сохранить за собой восточные территории Великого княжества. Это привело к кровопролитным войнам, в которых видную роль сыграл гетман К. Острожский. В войне 1500-1503 годов центральным сражением стала битва на реке Ведрошь в июле 1500 г. С двух сторон в ней участвовало по 40 тысяч человек. Литовским войском командовал К. Острожский, московской ратью - воевода Даниил Щеня. В начале битвы русский передовой полк мнимым отступлением заманил литовское войско на другой берег реки, где оно было неожиданно атаковано основными силами Москвы и окружено. Литовские полки обратились в бегство и потерпели сокрушительное поражение. Пало около 8 тысяч человек. Большинство военачальников, в том числе сам К. Острожский, попали в плен. Победители захватили всю литовскую артиллерию и обоз. Плененного К.Острожского отправили под строгий надзор в Вологду. Одновременно его принуждали перейти на службу Москве, и, подчиняясь обстоятельствам, К. Острожский присягнул Ивану III, был назначен воеводой и получил немалые поместья. Однако в душе он не изменил своему отечеству и, когда в 1507 г. представилась возможность, бежал из плена. В Литве К.Острожскому было возвращено звание великого гетмана, пожалованы и другие должности. Во время войны 1512-1522 годов К. Острожский провел ряд успешных военных операций. Самая крупная битва произошла у Орши 8 сентября 1514 г. Со стороны Москвы в сражении участвовало 80 тысяч человек. 35-тысячным литовским войском командовал К. Острожский. Имея численное превосходство, московские воеводы позволили К.Острожскому беспрепятственно переправиться через Днепр, планируя затем разрушить мосты, отрезать литовцам путь к отступлению, прижать к реке и разбить. Но осуществить этот план не удалось. Стремясь взять реванш за поражение при Ведроши, К. Острожский притворным отступлением выманил московскую конницу под огонь своих пушек, а затем нанес сокрушительные удары по расстроенным рядам неприятеля. Сражение закончилось полным разгромом москвичей. Они потеряли до 30 тысяч человек. Московские воеводы попали в плен. Это было самое крупное поражение Москвы в войнах с Литвой. В 1517 г. К. Острожский предпринял поход на Псков, но встретил мужественный отпор гарнизона приграничной крепости Опочка, который расстроил планы полководца. По некоторым источникам, за свою жизнь К. Острожский одержал 63 победы и дважды по воле короля Польши и великого князя литовского совершил торжественный триумфальный въезд в Краков и Вильнюс. князь острожский культура вера

Князь К. Острожский - был самым могущественным покровителем и благотворителем православной церкви и русской культурной традиции в Литве. Он обновлял и строил церкви, щедро наделял монастыри и приходы угодьями и подарками и в этом превосходил всех своих соотечественников и единоверцев. Он не раз удостаивался особых почестей за свои победы как полководец, пользовался уважением народа, панов, великого князя литовского и короля польского. Поэтому его голос в защиту интересов православной церкви и русской культуры имел особую силу перед правителем Литвы. К. Острожский добивался смягчения неравноправных в отношении православия законов. Несмотря на запрещение строить православные храмы, под влиянием К.Острожского великий князь отходил от этих запретов, а порой и сам оказывал покровительство православным приходам. В 1506 г. Пречистенский собор в Вильнюсе подвергся серьезным повреждениям. Обрушился его главный купол, в стенах образовались трещины. В 1511 г. К. Острожский испросил у великого князя грамоту на восстановление храма и на старом фундаменте перестроил его, поставив посредине большой купол и четыре башни по углам.В 1514 г. перед сражением с Москвой под Оршей К. Острожский дал торжественный обет в случае победы возвести в Вильнюсе две каменные церкви. За победой последовало исполнение обета. По ходатайству К.Острожского великий князь Сигизмунд на время отменил запрет на строительство православных храмов в литовской столице. Так по воле К.Острожского на месте деревянной была отстроена из камня Троицкая церковь и обновлена Николаевская церковь.

Умер князь Константин Иванович Острожский уже в преклонном возрасте 11 сентября 1530 года в Турове. Похоронен в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры.

Литература

  • 1. Нарысы гісторыі Беларусі.
  • 2. Энциклопедия википедия.
  • 3. Лекционный материал.

Василий Константин Острожский краткая биография и интересные факты из жизни князя, богатого магната, киевского воеводы, культурного и политического деятеля изложенные в этой статье.

Василий Константин Острожский краткая биография

Василий Константин Острожский появился на свет 2 февраля 1526 в городе Туров в семье великого литовского гетмана. Константин Острожский был единственным наследником своего отца и получил в наследство большое имение с землями в Киевской, Волынской, Галиции и Подолии, а также земельные наделы в Чехии и Венгрии. Благодаря высокому положении в обществе он получил прекрасное образование.

В 1550 году от получил от литовского князя должность Владимирского старосты и Волынского маршалка. В этом же году Острожский женился на дочери Яна Тарновского (будущего коронного гетмана), Софии.

В 1559 годци князь становится киевским воеводой. Большое внимание он уделял обороне своих земель от набегов татар — он удерживал 20-тысячное войско за свой счет, и успешно отбивал нападения врагов. Князь Константин Острожский прославился как полководец в войнах с врагами, особенно отличился в битве под Оршей 1514.
Дело в том, что в 1512 году князь Московии Василий III начинает очередную войну против Великого княжества Литовского, Жямайтийського и Русского. Василий хотел получить в свои владения западные литовские земли, Полесье, Беларусь, Подолье, территорию центрально-украинских земель и Смоленщину. Мудрыми стратегическими действиями он разбил Московского царя, обеспечив восточному фронту более 40 лет мира.

Также он проводил колонизаторскую энергичную политику на соседних территориях Брацлавщины и Киевщины, основывал новые слободы, города и замки. Его неофициально называли «некоронованным королем Руси».
Среди его важнейших достижений — это основание школ во Владимире-Волынском и Турове, Острожской академии. Благодаря содействию Острозського было собрано большую библиотеку западноевропейской и греческой богословской литературы, словари, перепечатки античных произведений, грамматики и космографии. В 1575 году Константин Острожский организует типографии и приглашает известного печатника .
Не забывал князь и об украинском православии, выступая против объединения православных и католиков и осуждал решения Брестского собора.

В конце своей жизни Константин Острожский был крупнейшим землевладельцем Речи Посполитой после короля. Ему принадлежало 2760 сел и 80 городов . По его инициативе многие города получили магдебургское право. Он поселился в Дубенском замке. Умер великий князь Константин Острожский 24 февраля 1608 в Остроге.

Острожский интересные факты

Он был одним из первых князей, который отразил угрозу со стороны Москвы для Украины, разбив войска Василия III, князя Московского.

Должность киевского воеводы он занимал целых 49 лет.

Князь основал первые две типографии в Украине — в Дермани и Остроге. Приглашенный им Иван Федорович создал Острожскую Библию, на которой и сейчас присягают президенты, вступая в должность.

Прибыль князя составляла 10 млн золотых в год — в то время это была огромная сумма. Он был самым богатым человеком Речи Посполитой и всей Европы.

С 63 сражений Острожский потерпел поражение лишь в 2 сражениях.

С января 1553 находился в браке с Софьей Тарновской. У пары родилось 5 детей — сыновья Константин, Януш, Александр и дочери Екатерина Анна, Елизавета.

Введение

Константи́н Ива́нович Остро́жский (1460-11 сентября 1530, Туров) - князь, староста брацлавский и винницкий, виленский каштелян, воевода трокский, великий гетман Литовский с 1497. Глава рода Острожских, православный.

1. Биография

В 37 лет стал великим гетманом Литовским, провел более пятидесяти успешных сражений против крымских татар.

В 1500 проиграл битву против сил Великого княжества Московского на реке Ведроше, взят в плен и отправлен в Вологду. Под угрозой темницы , согласился служить московскому великому князю, однако в 1507 сбежал, нарушив присягу данную им Василию III , утверждённую ручательством православного Митрополита. Возглавил войско короля Сигизмунда I и в битве при Орше 1514 победил московские войска, новаторски сочетая на поле боя действия конницы, пехоты и артиллерии.

Король за службу пожаловал ему большие земельные наделы. Жена - слуцкая княжна Александра.

Меценат, покровитель православной церкви в Великом Княжестве Литовском, фундатор Троицкой церкви и Пречистенского собора в Вильне, а также, возможно, Михайловской церкви в Сынковичах.

Литература

    Ярушевич А. Князь Константин Иванович Острожский и православная Литовская Русь в его время. - Смоленск, 1897.

Список литературы:

    Н.М. Карамзин История Государства Российского, том 7, глава 6.

    Н.М. Карамзин История Государства Российского, том 7, глава 1.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Острожский,_Константин_Иванович

Переоценить роль Острога и славного рода князей Острожских в истории и культуре Украины, и вообще Восточной Европы, сложно. Город, расположенный в самом центре Большой Волыни (современные Волынская, Ровенская, Житомирская области, север Хмельнитчины, Берестейщины, Подляшье), впервые упоминается в 1100 году в Ипатьевском списке, когда он был отдан князю Давиду Игоревичу взамен Владимира-Волынского. Это решение Витачивского съезда князей Киевской Руси, на котором настаивал Владимир Мономах, стало ему наказанием за ослепление теребовлянского князя Василька.

После монголо-татарского нашествия Острог долго еще оставался в руинах, пока в 1325 году литовский князь Гедимин не отдал город сыну Любарту. В 1341 году находим первое упоминание именно об острожском князе - Даниле. Уже его сын Федор, староста луцкий, получил в 1386 году подтверждение своих прав на Острог (а также Корец и Заслав) из рук Ягайла - короля Польши и Великого князя Литовского.

Пантеон князей и княгинь, а также перечень просветителей, ученых, печатников, деятелей церкви и полководцев, которые жили и работали в городе, поражает. Это князь Федор Данилович - участник Грюнвальдской битвы и Гуситских войн, причисленный к лику святых в конце XVI в. с именем Феодосий; князь Василий-Константин Острожский, ревностный защитник православия, полководец и основатель (1576 г.) первого в Украине высшего учебного заведения - Острожской академии; Гальшка Острожская, дочь его брата Ильи, основательница академии, что официально зафиксировано в тестаменте (завещании), составленном в 1579 г. в Турове; первопечатник Иван Федорович (Федоров) (о его деятельности в Остроге читайте на стр. «Украина Incognita», №176), отец и сын - Герасим и Мелетий Смотрицкие - писатели-полемисты, переводчики, теологи, филологи (М. Смотрицкий - создатель восточнославянской грамматики; современные азбуки украинцев, русских, белорусов, македонцев, сербов и болгар базируются на учебнике «Грамматика славянская»), Иван Вишенский - писатель и полемист; Иов Борецкий - просветитель, церковный и политический деятель; Дамиан Наливайко - непримиримый враг унии, защитник православия и родной брат Северина Наливайко. В Остроге учился и знаменитый гетман Войска Запорожского Петр Конашевич- Сагайдачный...

Несколько в тени сына - Василия-Константина остается незаурядная личность князя Константина Ивановича Острожского (1460-1530). Между тем только перечень титулов самого богатого магната Великого княжества Литовского и Короны Польской поражает: Гетман великий литовский (1497-1500, 1507-1530 гг.), староста брацлавский, звенигородский и винницкий (1497 г.), маршалок земли Волынской и староста луцкий (1499 г.), каштелян виленский (1513 г.) и троцкий (1522 г.).

Не стоит забывать, что Острог в XVI - в первой половине XVII столетий был одним из крупнейших городов Украины, уступая разве что Киеву, Львову и Луцку. И именно Константин Иванович Острожский стоял у истоков могущества рода. Как доказал Михаил Максимович, который изучал «помяник» Киево-Печерского монастыря, князья Острожские были ответвлением князей Турово-Пинской земли, прямых потомков Рюрика. По данным исследователя В. Ульяновского, документально зафиксированные подаренные владения, привилегии и земельные приобретения князя составляют: 91 город, городок и село. Среди них - Дорогобуж, Городец, Здолбунов, Красилов, Луцк, Острог, Полонное, Ровно, Свитязь, Туров, Чуднов... Константин Иванович получил от короля в дар дворы и дома в Вильно (Вильнюс), Минске, Луцке; подданные князя имели привилегированное право освобождения от повинностей, пошлины для купцов, которые ехали на луцкую ярмарку (1518 г.).

Итак, князь - один из наиболее влиятельных магнатов Великого княжества Литовского. И хотя многие вельможи уже ко времени его гетманств перешли из православия в католичество, авторитет Константина Ивановича был неоспорим. И авторитет этот базировался не только на несравненном богатстве, но и последовательности в отстаивании прав православных общин и предоставлении им меценатской поддержки. Так, например только в 1507 году князь подарил Дерманскому Троицкому монастырю рукописное Евангелие, построил в селе Смолевичах Минского уезда церковь и составил фундуш (пожертвование) на нее, передал деньги на строительство Жидичинского монастыря. С 1491 по 1530 год в Остроге была построена каменная пятиглавая Богоявленская церковь, а также Троицкий монастырь. Князь постоянно передавал в разные церкви Украины, Литвы и Беларуси посуду, кресты, ризы, иконы...

Так что недаром Константин Иванович Острожский был похоронен в главной святыне восточнославянского православия - Успенском соборе Киево-Печерского монастыря. Там похоронили и его прадеда - князя Федора (Феодосия) Даниловича и ближайших родственников второй жены - Александры Семеновны Олелькович-Слуцкой. Именно ее отец - Семен Олелькович в 1470 году восстановил этот собор после нашествия Батыевых орд. От брака с Александрой у Константина Ивановича была дочь София (умершая в молодости), и сын Василий-Константин (1528-1608), которого считали самым ярым ревнителем и защитником православия в истории Речи Посполитой. От первой жены - Татьяны (Анны) Семеновны Гольшанской (умерла в 1522 г.) у князя был сын Илья (1510-1539).

И все же наиболее известен Константин Иванович Острожский как выдающийся полководец. Так в эпитафии А. Кальнофойского мы найдем величание великого гетмана Литовского «Русским Сципионом», а папский легат в Польше Пизони писал: «Князь Константин может быть назван лучшим военачальником нашего времени, он 33 раза становился победителем на поле битвы... в бою он не уступает в храбрости Ромулу» (письмо датировано 1514 г.). Выдающийся польский хронист XVI века Мацей Стрыйковский (не будем забывать, что К. И. Острожский - православный) называл гетмана «вторым Аннибалом, Пирром и Сципионом русским и литовским... мужем святой памяти и чрезвычайно прославленной деятельности».

Однако кроме значительных и даже судьбоносных для истории побед (о них ниже), князь дважды терпел сокрушительные поражения. И если после неудачи под Сокалем от крымских татар в 1519 году Константин Иванович быстро восстановил статус-кво и зимой 1527 года наголову разбил войско орды на Киевщине, то поражение 1500 года на реке Ведрошь от московского войска привело к трагическим для него последствиям.

В разгар боя засадный полк московитов ударил по флангу и тылу литовского войска - почти восемь тысяч его воинов погибли, а все воеводы вместе с князем попали в плен. Семь лет Константин Иванович провел в Вологде и Москве. Сначала его держали в оковах, но вскоре Иоанн III помиловал пленника и пожаловал ему земли и два города. Константин Иванович дважды пытался бежать из плена; только вторая попытка осенью 1507 года оказалась удачной. Сразу же князь вернул себе и гетманское правительство. Ко времени войны с Московией гетман фактически заменял Великого князя Литовского с самыми широкими полномочиями. Кампания 1507-1508 годов не определила победителя. После подписания «Вечного мира» с Московией, Литва и Польша переключают свое внимание на юг. В 1508 году под Слуцком и в 1512 году под Вишневцом и на Лопушне князь разгромил крымских татар. Вторая победа была особенно поразительной: настигнув орду с большим количеством пленных, его воины освободили 16 тысяч пленников и захватили 10 тысяч татар, которых князь расселил поблизости Острога для выполнения охранных функций (даже по переписи 1895 г. в городе и уезде было 470 мусульман и одна мечеть).

Князь таки дождался сатисфакции на востоке и приобрел громкую общеевропейскую славу после блестящей победы над московским войском под Оршей 8 сентября 1514 года. К тому времени Сигизмунд I занимал уже два трона - великого князя Литовского и короля Польши. Он дал такой приказ: «Аби гетмане во всєм билі послушни, бо єсмо єму послушних чєствоваті, а упорних і нєпослушних караті, нє мєнєє, как ми сам пан господарь».

Войско, которым руководил Константин Иванович Острожский, состояло из литовского феодального ополчения («уездные хоругви» с украинских, литовских и белорусских земель), польского шляхетского ополчения, наемников из Ливонии, Германии и Венгрии и знаменитых польских гусаров - всего около 30 тысяч человек. Им противостояло 80 тысяч московитов. В стане их командования не было единства, однако это никак не умаляет значения победы князя, который умело руководил разными родами войск. Так, литовская конница притворным бегством выманила московитов на пушки, а их левый фланг был прижат к болоту и полностью разгромлен. Речка Крапивная была переполнена телами московитов. Войско неприятеля стало в беспорядке отступать. Потери побежденных, по тем временам, страшные - 30 тысяч воинов, было взято в плен 380 воевод и дворян.

Битва под Оршей почти на столетие определила статус-кво на границах Московского государства и Литвы (с 1569 г. - Речи Посполитой). А герой ее дважды проходил во главе войска через триумфальную арку - в Варшаве и Вильно. Авторитет князя Константина Ивановича Острожского был настолько велик, что наиболее тяжелые для суда дела между магнатами и шляхтичами доверялись королем и сеймом исключительно ему. Даже вышеназванный кардинал Пизони признавал за ним только один недостаток - что он «схизматик».

Жизнь и деятельность князя Константина Ивановича Острожского (в отличие от его сына - Василия-Константина) изучены слишком поверхностно, хотя есть немало источников. Целостный портрет этого выдающегося политика, полководца и мецената православной культуры, к сожалению, так и не создан.

(1526 или 1528–1608)

просветитель, меценат, воевода киевский

Константин Острожский.

XVI столетие в истории Украины имело особое значение. Это было время завершения формирования украинского народа, который складывался, главным образом, из потомков жителей княжеств Южной и Юго-Западной Руси: Киевского, Черниговского, Новгород-Северского, Переяславского, Галицкого и Волынского.

На рубеже XV–XVI веков на территории лесостепной Украины, преимущественно в пределах Среднего Поднепровья, значительно ускоряется процесс этнической консолидации.

Именно на фоне процессов национальной консолидации и разворачивалась деятельность двух выдающихся представителей династии князей Острожских, отца - Константина Ивановича, и его сына - Константина-Василия Константиновича.

Род князей Острожских, как полагают, происходит от полесской ветви династии Рюриковичей. Константин Иванович Острожский (1460 или 1463–1530) - староста Подолии, гетман Великого княжества Литовского, выдающийся полководец, политический деятель и меценат, прославился прежде всего тем, что сумел добиться перелома в войне с крымскими татарами. Он стал применять новую, выработанную им тактику ведения боевых действий: нападал на врага уходящего, обремененного добычей и пленниками, потерявшего мобильность и маневренность.

Летописцы утверждают, что Константин Иванович одержал победы в 60 битвах. Наиболее выдающимися из них были сражения с татарами в 1512 году под Вишневцем на Волыни (сейчас - Тернопольская обл.) и в 1527 году под Ольшаницей на Киевщине. Натиск татар был остановлен и ранее опустошенные ими южные районы Подолии и Среднего Поднепровья вновь начали заселяться. Славу Острожскому принесла и победа над войсками великого князя Московского Василия III под Оршей в 1513 году.

В условиях усиливавшегося католического влияния на литовский великокняжеский двор, Константин Иванович - ревнитель христианской веры восточного обряда - возглавлял в стране православную «партию», оказывая материальное содействие и политическую поддержку развитию церковно-культурной жизни в Украине. Именно он ратовал за восстановление духовного величия Киево-Печерской лавры. Восторженные отзывы об Острожском-старшем оставили не только православные летописцы, но и польские авторы, усматривавшие его единственный недостаток в том, что он был «схизматиком» (православным).

Не менее отца, но уже не столько ратными подвигами, сколько меценатством и культурно-просветительской деятельностью, прославился его сын и наследник, Константин-Василий Константинович Острожский. Он был одним из наиболее влиятельных военно-политических деятелей Речи Посполитой (федеративного государства, образовавшегося в 1569 году в результате объединения Королевства Польского и Великого княжества Литовского). Более трех десятилетий, с 1576 года и до смерти, он стоял во главе Киевского воеводства.

На высоком посту киевского воеводы Константин-Василий противостоял татарским набегам, активно привлекая к обороне еще разрозненные и малоорганизованные казацкие отряды. Однако главной его заслугой была неустанная борьба за сохранение и развитие православной культуры на украинских землях в условиях давления, а затем и неприкрытых гонений со стороны католической церкви и возникшей на Брестском соборе 1596 года униатской иерархии.

Князь был разносторонне образованным человеком, владел несколькими языками и глубоко разбирался в основах православного, католического и протестантского богословия. Понимая значение образования, просвещения и книгопечатания он, перед лицом католического наступления, на собственные средства основал в Остроге «трехъязычную» греко-славяно-латинскую коллегию (которую называли также академией). Это было первое на восточнославянских землях учебное заведение европейского типа, которое опровергло утверждения иезуитов о невозможности на основах православия развивать высшее образование.

При Острожской школе собрался кружок высокообразованных православных разных национальностей. Выли среди них греки, уже успевшие получить высшее образование в университетах Западной Европы (Никифор Лукарис, впоследствии патриарх), но преобладали выходцы из украинско-белорусской среды. Наиболее значительными учеными среди них были богословы и филологи Герасим Смотрицкий и его сын Максим, более известный под своим монашеским именем Мелетий, церковные полемисты Иван Вишенский и Василий Красовский, писатель и ученый Демьян (Дамиан) Наливайко, старший брат Северина Наливай ко - сотника надворной хоругви князя Острожского, ставшего легендарным предводителем казацкого восстания 1595–1596 годов.

Острожская Библия. 1581. Титульная страница.

В круг друзей Константина-Василия Острожского входил и бежавший из Московского царства от зверств Ивана Грозного князь Андрей Курбский, отличавшийся начитанностью и острым умом. В 1575 году по просьбе Константина-Василия из Львова в Острог переехал вынужденный ранее покинуть свою страну московский первопечатник Иван Федоров (в Украине известный также как Федорович). Он был приглашен для работы в основанной (а, скорее, восстановленной) в 1571 году Константином-Василием типографии.

Опираясь на собравшихся вокруг него ученых и просветителей, князь задумал грандиозное дело - издание Библии на церковнославянском языке. В то время уже существовали переводы отдельных книг Старого и Нового Заветов, многие из которых восходили еще к первоучителям славянства Кириллу и Мефодию. Однако сохранялись эти переводы в единичных рукописных экземплярах в различных уголках православно-славянского мира, часто изобиловали допущенными переводчиками и переписчиками неточностями и явными ошибками, содержали разночтения, искажавшие толкование Священного Писания. При этом многие важные библейские тексты в славянском варианте не существовали вообще и их предстояло перевести с греческого с учетом уже имевшегося латинского перевода.

Князь энергично взялся за организацию издания Библии. На его личные средства были отправлены по разным городам люди, которые искали библейские греческие тексты и их славянские переводы. Оригиналы или копии везли в Острог, где они сверялись, редактировались и сводились в единый церковнославянский корпус книг, получивший название «Острожская Библия». Снабженная высокохудожественными гравюрами, она была издана в 1581 году.

Издание «Острожской Библии» в условиях усиливавшегося польско-католического давления и неутешительного состояния православия в целом (после разорения монголами княжеств Руси и гибели под ударами крестоносцев и турок Византии) было культурно-просветительским подвигом. Образованные славяне восточного обряда получали в руки настоящие библейские тексты на понятном им языке. По своему значению этот труд сопоставим с переводом и публикацией Библии на немецком языке, которые на полвека ранее осуществил Лютер.

Экземпляры изданной Библии начали быстро расходиться по украинско-белорусским землям Речи Посполитой, попадая в пределы Московского царства, а также к находившимся под властью турок болгарам и сербам. Этим изданием широко пользовались люди духовного звания и православные аристократы. Однако особую роль «Острожская Библия» играла в демократической среде православных братств, массово возникавших в городах Украины и Белоруссии во второй половине XVI века. Наиболее многочисленным и влиятельным считалось Львовское братство, а с начала XVII века - Киевское. Именно братства стали очагами православной образованности, имели школы и даже библиотеки.

Работа Острожской типографии не ограничивалась изданием только Библии, в ней печаталась разнообразная богослужебная и учебная литература. В 1587 году в Остроге издается первый полемический, направленный на защиту православной веры от нападок со стороны католичества, труд Герасима Смотрицкого «Ключ царства небесного», а в следующем году - «Книжица» Василия Сурожского того же идейного направления.

Особая роль принадлежит князю Константину Константиновичу в борьбе с насаждением унии на украинско-белорусских землях в конце XVI - начале XVII веков.

Брестская уния 1596 года готовилась втайне от православной общественности и ее принятие «князьями церкви» было для основной массы не только прихожан, но и рядовых священников и монахов полной неожиданностью. Уния внесла раскол в украинско-белорусское общество в наиболее ответственный момент его истории.

В то же время польские власти создавали условия для окатоличивания представителей высших слоев украинского общества, предоставляя шляхте латинского обряда права, которыми была обделена шляхта православная (быть избранными на высшие правительственные должности - воевод и каштелянов, - а значит, заседать в сенате и реально быть среди первых людей Речи Посполитой, влияя на ее политику).

В ситуации всестороннего давления на последователей византийского обряда князь Константин Острожский оказался среди самых стойких православных аристократов и государственных деятелей Речи Посполитой высшего ранга, которые выступили против унии (кроме него это были князья Збаражские, Друцкие-Соколинские, Корецкие и др.; интересно, что в неправославной среде уния также не везде нашла поддержку: против нее выступили некоторые государственные деятели из числа римо-католиков и протестантов).

Особенное негодование князя Константина вызвало тайное, без обсуждения православной общественностью, заключение Брестской унии. В широко распространенном письме он провозгласил инициаторов унии «волками в овечьей шкуре», предавшими свою паству, и призывал верующих к открытому противостоянию. Послав официальный протест королю Сигизмунду III (который его проигнорировал), Константин Острожский вступил в антикатолический союз с польскими протестантами, угрожая поднять вооруженное восстание. Под его влиянием оставшаяся верной православию шляхта (часть которой уже входила в круги формировавшегося казачества) собиралась на уездные (волостные) сеймы и высказывалась против унии. Ведущие монастыри, и прежде всего Киево-Печерская лавра, которую в то время возглавлял ярый ревнитель православия Никифор Тур, решительно отвергли унию и предали проклятию ее инициаторов.

Этими решительными действиями Константину Острожскому совместно с друзьями и сподвижниками (Никифором Туром, Иваном Вишенским, острожским шляхтичем Мартином Броневским, писавшим под псевдонимом Христофор Филалет и др.) удалось во многом сорвать планы приведения в состояние унии всего украинско-белорусского православия. В 90-х годах XVI века в Украине появляется целое направление религиозно-полемической литературы, достигшее своего расцвета в следующие десятилетия.

Однако на православных землях польско-литовского государства возможности противостоять униатству и католическому давлению были не у всех одинаковыми. В ближайшей к Польше Галиции и на большей части Волыни позиции католицизма к концу XVI века были уже весьма сильны и власть принадлежала католикам, в том числе из знатных западно-украинских родов. Но Среднее Поднепровье было затронуто польско-католическим влиянием еще относительно мало. Более того, пост киевского воеводы сохранял за собой приверженец православия Константин Острожский.

Это не позволяло сторонникам унии широко (как в Галиции или Литве) предпринимать в Киеве и округе насильственные действия против православных. Подчинению папе здесь решительно противились все сословия, в особенности само духовенство, казаки и горожане.

Стоит сказать и о меценатской деятельности князя Острожского в поддержку православной церкви. В Киеве благодаря его заботам и материальной помощи были восстановлены Кирилловский и Межигорский монастыри, нового расцвета достигла Киево-Печерская лавра, на Подоле были построены церкви Николы Доброго и Рождественско-Предтечинская. По преданию, он был патроном более 1000 православных церквей по всей Украине.

Меценатство, издательская деятельность и политическое заступничество Константина Константиновича, его неутомимая просветительская работа помогли украинскому православию выстоять и окрепнуть в годы католического давления и насаждения униатства.

Однако процесс окатоличивания и полонизации украинско-белорусской аристократии приобретал необратимый характер. В католицизм переходили некогда известнейшие православные княжеские дома. Более того, еще при жизни Константина-Василия его дети тоже перешли в католицизм, а единственный оставшийся верным православию сын Александр умер раньше отца.

В XVII веке на авансцену украинской истории выходят новые, сохранявшие верность православию, социально активные слои - горожане (мещане) и духовенство, главным образом самого Киева, а также становящееся грозной военной силой запорожское казачество.

Отличное определение

Неполное определение ↓