Методы обучения на уроках истории и обществознания. Ложные друзья мнемотехника и текстов при изучении истории


Особенности восприятия Левое полушарие логическое Обработка только одного фрагмента информации, линейная обработка информации, последовательные действия, письмо, анализ, связь идей, абстракция, формирование категорий, логика, умеренность, суждения, математика, вербальная память, использование символов Правое полушарие творческое Интегрирование в целостное воспроизведение множества данных, образное мышление, знания без четких определений, рассмотрение решения в целом, нахождение сходства, интуиция, внутренние чувства, эмоции, синтез, визуализация, зрительная память, распознавание образов, соотношение с действительностью, ритм, мимика, цвет, запах




Сопровождение объяснения нового материала иллюстрациями, картами, содержание которых меняется по мере рассказа учителя. Учитывая психофизические особенности учащихся, после просмотра презентации, можно давать для выполнения альтернативные задания: заполнить таблицу, схему, графическая основа которой дана на доске; сделать иллюстрацию к просмотренному сюжету; написать отзыв, рецензию на просмотренный сюжет; составить план. Сопровождение объяснения нового материала иллюстрациями, картами, содержание которых меняется по мере рассказа учителя. Учитывая психофизические особенности учащихся, после просмотра презентации, можно давать для выполнения альтернативные задания: заполнить таблицу, схему, графическая основа которой дана на доске; сделать иллюстрацию к просмотренному сюжету; написать отзыв, рецензию на просмотренный сюжет; составить план.


Информационные технологии могут использоваться: на факультативных, индивидуальных занятиях; для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций; в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов. Информационные технологии могут использоваться: на факультативных, индивидуальных занятиях; для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций; в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов.


Таким образом необходимо отметить следующие моменты: Таким образом необходимо отметить следующие моменты: Применение информационных технологий на уроке в настоящее время является достаточно актуальным. Имеющиеся материалы достаточно объёмны и информативны, предполагают комбинации новых форм и подходов. Возможности практического использования информационных технологий на уроках ограничены исключительно желанием учителя и возможностями учебного заведения. Применение информационных технологий на уроке в настоящее время является достаточно актуальным. Имеющиеся материалы достаточно объёмны и информативны, предполагают комбинации новых форм и подходов. Возможности практического использования информационных технологий на уроках ограничены исключительно желанием учителя и возможностями учебного заведения.








Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники: МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. МНЕМОТЕХНИКА: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода.




Последовательность правления Рюриковичей: Запомните две фразы: Му МоБо Не и Ка ДоТём Вас Фёдор Иванович. Расшифровка: Му – Ярослав Мудрый, Мо –Владимир Мономах, Бо – Всеволод Третий Большое Гнездо, Не – Александр Невский. Ка – Иван I Данилович Калита, До – Дмитрий Иванович Донской, Тём – Василий II Васильевич Тёмный, Вас – Василий III (отец Ивана Грозного), Фёдор Иванович. Последовательность правления Рюриковичей: Запомните две фразы: Му МоБо Не и Ка ДоТём Вас Фёдор Иванович. Расшифровка: Му – Ярослав Мудрый, Мо –Владимир Мономах, Бо – Всеволод Третий Большое Гнездо, Не – Александр Невский. Ка – Иван I Данилович Калита, До – Дмитрий Иванович Донской, Тём – Василий II Васильевич Тёмный, Вас – Василий III (отец Ивана Грозного), Фёдор Иванович.


Имена прекрасно запоминаются и на основе свободных связей. Конечно, Врубеля все русские бессознательно связывают с рублем. Исторические персонажи дают больше времени для поисков ассоциаций. Один английский учитель предлагал запоминать название села Бородино на основе фразы Наполеон одолжил обед у Кутузова (одолжить обед borrow dinner (барроу дина). И вам никто не запретит Демокрита запоминать по где мокрит, Ганнибала по тому, что ходил он не на бал, а на войну. Григория Отрепьева (Лжедимитрия) свергли и одели в рваные отрепья, а Ивана Болотникова утопили в болоте. Имена прекрасно запоминаются и на основе свободных связей. Конечно, Врубеля все русские бессознательно связывают с рублем. Исторические персонажи дают больше времени для поисков ассоциаций. Один английский учитель предлагал запоминать название села Бородино на основе фразы Наполеон одолжил обед у Кутузова (одолжить обед borrow dinner (барроу дина). И вам никто не запретит Демокрита запоминать по где мокрит, Ганнибала по тому, что ходил он не на бал, а на войну. Григория Отрепьева (Лжедимитрия) свергли и одели в рваные отрепья, а Ивана Болотникова утопили в болоте.


С древности известно, что особенно хорошо запоминаются стихи. Вот вам зарифмованные четки для запоминания семи чудес света: Пирамида, Артемида, Мавзолей, Семирамида, Зевс в Олимпии, Родосский, да еще маяк Фаросский. С древности известно, что особенно хорошо запоминаются стихи. Вот вам зарифмованные четки для запоминания семи чудес света: Пирамида, Артемида, Мавзолей, Семирамида, Зевс в Олимпии, Родосский, да еще маяк Фаросский.



















«КИ-МЕ-ГИ-ТЕ» КИ – кило, МЕ – мега, ГИ – гига, ТЕ – тера. Каждая следующая приставка означает число в тысячу раз (в 10 3) большее, чем предыдущее. Запомнив слово «КИМЕГИТЕ» мы всегда сможем сказать, сколько паскалей в одном мегапаскале и сколько джоулей в гигаджоуле.



Методы обучения на уроках истории и обществознания

Школьный курс истории призван решать триединую задачу: т.е. обучения, воспитания и развития учащихся. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение данной задачи.

В педагогике существует более 100 названий методов обучения, т.е. имеется большая их номенклатура.). Определять метод целесообразно в зависимости от дидактической цели, содержания обучения и характера взаимодействия учителя и учащегося. В этом случае различаются следующие общие методы обучения истории: I) монологический (метод монологического изложения), 2) показательный (методы наглядности), 3) диалогический (метод диалогического изложения), 4) эвристический (метод эвристической беседы), 5) исследовательский (метод исследовательских заданий), 6) программированный (метод программных заданий). Эта система является открытой : в системе методов кроме общих методов в соответствии следует различать и подсистемы конкретных методов преподавания и учения . Методы преподавания , т.е. деятельности учителя следующие: I) информационно-сообщающий, 2) объяснительно-иллюстративный, З) стимулирующий, 4) побуждающий, 5) инструктивный. Методы учения, т.е. деятельности учащихся: а) исполнительский, б) репродуктивный, в) частично-поисковый, г) творчески-поисковый, д) практический. Вы бор метода обучения (а вместе с тем и форм его реализации), как правило, осуществляется в ходе подготовки к уроку. Он зависит от: а ) теоретического замысла, б) дидактической цели, в) уровня обученности учащихся, г) уровня подготовки самого учителя. При этом учитель пользуется устным словом, письменным текстом, кинокартиной, памятником материальной и духовной культуры, или его макетов, копией, символической наглядностью. Приемы могут быть различны: рисунки на доске, аппликации, чтение стихотворения, объяснение, описание, построение схемы и т.д. Применение наглядных изображений, прочно фиксируется в памяти, является хорошим приемам и закрепления исторических знаний. Разного рода задания по карте, картине и др. наглядным материалам вводятся, как прекрасный способ обучения применять знания, умения, навыки. Учитель при этом ставит задачу на сравнение, сопоставление изучаемых наглядных средств с уже известными фактами . 1. Существуют разнообразные формы организации обучения : уроки, семинары и конференции, учебные экскурсии, лабораторные занятия, лекции, дополнительные занятия, консультации. Есть и нетрадиционные формы урока : спектакль, заочное путешествие, соревнование, турнир, брифинг, круглый стол и т.д. В соответствии с этим подходом выделяют следующие типы уроков:

1) вводный,

2) изучения, нового материала,

З) урок проверки и учета знаний,

4) контрольный,

5) Комбинированный или смешанный,

6) повторительно-обобщающий .

Из опыта.

Я считаю, что ученики точно должны знать и понимать требования которые к ним предъявляет учитель. Мои требования к ученикам следующие. Из урока в урок ученик должен при подготовке дома знать понятия, личности, даты которые они оформляют на карточках.2-уметь отвечать на вопросы в конце параграфа. Составлять вопросы по теме, которые он задает товарищам. То есть развивается взаимоконтроль и навык составлять вопросы самому. Раскрывать понятия, имена, называть даты по карточкам, сделанным товарищами. Требование - быть готовым к устному выступлению, которые бывают разных форм. Состязание рассказчика путешественника, рассказ от имени раба, фараона и т.д., просто пересказ небольшого пункта учебника, доклад не большой по теме и другие формы. Иногда задание чередуется с другими заданиями, но первых 3 требования соблюдаются из урока в урок. Исключение бывают уроки yетрадиционного типа и повторнообобщающие. На все уходит 20 минут. 25 минут на изучение новой темы.

Внутри системы преподавания история я выделила бы следующие виды работ, методы и подсистемы.

    Работу по усвоению понятий. можно сделать интересной и увлекательной, а их запоминание активным творческим процессом, используя различные приемы и формы работы.

Я приведу приемы, которые на мой взгляд наиболее эффективны, причем их использование зависит от возраста, уровня класса, методики работы учителя, этапа введения, закрепления, контроля за понятийным аппаратом.

1. Создание словаря.

(В конце тетради учащиеся записывают термины и их определение, при этом подчеркивая главное и второстепенное в определении). Возможно создание словаря по определенной теме, используя сквозной подход. Пример, тема «экономика» включает все термины, связанные с данной темой на протяжении развития.

2. «Эскалатор» – групповая форма изучения терминов. Историческая цепочка , может проводиться с целью вспомнить все термины по заданной теме.

3. Тестовые задания различного вида, в том числе и в формате ГИА и ЕГЭ.

Использование заданий с пропущенными в тексте понятиями направлено на формирование у школьников умения понимать и связно излагать учебный материал. Их целесообразно предлагать на первых уроках по теме, на этапе формирования понятий, при проверке знаний слабоуспевающих учеников.

а) Учитель подбирает текст, исключает из него понятия и предлагает вставить пропущенные слова.

б) Тест – дописать предложение. Полюдье – это …

в) Выбрать правильный ответ. Учитель дает 4-5 вариантов ответа, один из которых правильный.

г) Тест – найдите соответствие.

д) Задание на обобщение группы понятий. Даны слова, определить, что между ними общего. Например, федерация, конфедерация, содружество; общее – это формы национально-государственного устройства и т.д.

4. Активные формы, активизируют деятельность ученика, обеспечивают усвоение понятий, развивают логическое мышление, вызывают живой интерес к предмету.

а) Составление кроссвордов, ребусов требует знания терминов, творческого процесса, умения оформлять сетку кроссворда, ребуса . При составлении или решении кроссворда, ребуса запоминается правильность написания, что встречается и в олимпиадных заданиях.

б) Игра-домино . Составляются карточки, учащийся должен за определенное время (или если в паре работает, кто быстрее составит цепочку) собрать последовательно все карточки и замкнуть их. Должен получиться прямоугольник.

в) Аукцион знаний (лучше использовать в классе примерно с одним уровнем развития). Учитель или учащийся называет термин, кто из учащихся первым поднимет руку, дает определение. Если определение дано верно, ученик получает карточку с термином, если нет, учитель оставляет термин и через несколько терминов может его снова назвать. Игра продолжается 3-5 минут.

г) Историческое лото . Учащимся дается поле, размеченное на 20 прямоугольников, в которых вписаны термины и дается 20 карточек с определением терминов. Задача учащихся быстро и правильно разложить карточки на игровое поле лото.

д) Создание кластеров . Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

е) Создание синквейна . Могут использоваться в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Государство: (Заголовок)
Независимое, правовое.(Два прилагательных)
Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола)
Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл)
Защита. (Резюме)

Игровые формы обучения – это, как правило, всегда высокая активность учащихся:

Игра «Слова» , «Почта» - кармашки по темам.

Цель: формирование устной речи, а также умения классифицировать объекты.

Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия.

    Объяснить смысл понятий.

Игра «Что лишнее?»

Играющим раздаются карточки с группами анаграмм.

    Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к определенной теме. Все буквы должны быть использованы.

2.Определить, какое слово в группе лишнее.

Арьлом. Оравп. Дьолжоме. Икатэ.

Мораль. Право. Молодежь . Этика.

Игра «Контраргумент»

Называется понятие и учащийся начинает его описывать, задача остальных - привести доказательства того, что при данном описании можно представить другое понятие, до тех пор, пока контраргументов больше не будет.

Политическая партия и политическое движение:

Партия - это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в её осуществлении; Политическое движение – организация, представляющая солидарную активность граждан, направленную на достижение какой-либо значимой политической цели.

Чем политическая партия отличается от политического движения?

1) Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и менее определённа; 2) цели намного уже и конкретнее = в движениях могут участвовать люди, отличающиеся друг от друга политическими взглядами, но имеющие согласие по конкретной политической цели = массовый характер движения; 3) в движениях отсутствует единая программа и устав; 4) движение не имеет сильного центра, единой структуры, дисциплины = основой движения является солидарность и добровольность их участников; 5) движение отличается непостоянством участников; 6) движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, её не добиваются.

Формы монополий.

Организация “исторического театра” для закрепления понятий, средствами пантомимы учащиеся показывают значение понятия, остальные его угадывают и дают определение.

Создание юмористических рисунков по определениям понятий.

Для «сильных» учащихся можно предложить более сложные задания проблемного характера, требующие обобщений, анализа:

5. Провести анализ понятий.

а) Подчеркнуть главные существенные признаки и второстепенные.

б) Из готовых вариантов выбрать существенные и случайные признаки.

6. Построить схему. Примеры: Расположить предложенные понятия по порядку, например: форма правления, политический режим, монархия, республика, демократический, парламентский, унитарное, федерация, форма государства, форма национально-государственного устройства.

Форма государства

форма правления

политический режим

форма национально-государственного устройства

монархия

республика

демократический

унитарная

федерация

парламентский

Уровень развития, более совершенный, менее совершенный, переход (уровень развития от менее совершенного к более совершенному - прогресс)

7. Создать схему, отражающую взаимосвязь и различие понятий. Пример: взаимосвязь и различие морали и права, ответ: понятие «мораль» шире, чем понятие «право», они имеют область «перекрытия», система права может содержать законы, не согласующие с моральными принципами.

8. Проблемно-поисковое изучение терминов . Учащиеся сами, при помощи учителя дают определение термину, а потом сравнивают с определением, данным в учебнике, в словаре. Анализируя, записывают в свой словарь, наиболее точное определение. Например, учитель называет раздробленность: «Что такое раздробленность? Затем, используя карту, попытаемся дать ответ, учитель записывает на доске ответы учащихся и задает другие уточняющие, наводящие вопросы. В результате рассуждений получается ответ. Сравниваем. А как в словаре?

Встречается ли этот термин в других предметах?

Уровень обучаемости учащихся играет большую роль в обучении, поэтому при формировании понятийного аппарата дифференциация форм работы по уровням сложности порой просто необходима. Виды заданий различны. В 5-9 классах можно предложить:

I. уровень сложности.

    Создание словаря терминов по определенной теме. «Почтовые ящики».

2. Тестовые задания (выбрать правильный ответ, найти соответствие при отсутствии лишнего и т.д.). Например, выписываются несколько терминов (не менее шести, но не более 12-15), а ученик должен распределить их по темам. Например: аскет, рыцарь, трехполье, оброк, турнир, монах, икона, замок. Задание: выпишите термины, относящиеся к сословию феодалов, духовенства, крестьянства.

3. Карточки – задания, например: записать определения, по которым ученик должен определить термин. «Третий лишний» и т.д.

II. уровень сложности.

    Кроссворды, ребусы.

    Дуэль. Учащиеся в парах выстраивают ряд ассоциативных понятий. Пример: Преступление – наказание, Виновность – юридическая ответственность.

    Тестовые задания (дописать, заполнить пропуски, найти соответствие, выбрать правильный ответ, но здесь задание более сложное, пример: какое социально-экономическое понятие в настоящее время уступило место понятию «устойчивое развитие» и варианты ответов: прогресс , ускорение, модернизация, реформизм, и конечно, другие виды заданий).

    Карточки-задания. Например, на карточке написано название одной из недавно изученных тем, а отвечающий должен сам вспомнить и написать значение терминов, относящихся к заданной теме.

III. уровень сложности.

    Задания на обобщение группы понятий.

    Конструирование понятия.

    Построение схем.

Наличие в кабинете интерактивной доски позволило бы расширить возможности учителя и учеников для работы по изучению терминов и понятий, но эта возможность есть пока не во всех школах. Для работы с интерактивной доской программа SMART Notebook представляет много возможностей.

Приведенные примеры заданий по устранению терминологической неграмотности учащихся, конечно же, не исчерпывают всех возможностей работы учителя в этом направлении. Главное их достоинство в том, что они довольно таки просты в применении, и в то же время позволяют рассчитывать на неплохой результат даже в слабом классе.

Усвоение понятий - сложный и более или менее длительный процесс, включающий в себя ряд этапов. Различие между ними характеризуется теми действиями, на которые опирается овладение понятием и которые оказываются неодинаковыми на протяжении всего пути усвоения понятия. Как показали исследования Гальперина, овладение понятием совершается успешно тогда, когда эти действия в основном таковы:
а) практические действия, которые могут выполняться не только с предметами, охватываемыми данным понятием, или их изображениями, но и с письменными словесными обозначениями тех признаков, которые существенны для данного понятия,
б) действия «в плане громкой речи», т. е. называние этих признаков вслух,

в) действия «в уме», или называние соответствующих признаков «про себя».

Формирование понятий и научных терминов одна из актуальных проблем педагогического процесса. Я считаю, что использование разнообразных форм работы, учет индивидуальных особенностей учащихся, дает возможность более эффективно формировать понимание понятий и использование их в изложении материала научным языком.

Задача учителя состоит не просто в том, чтобы научить учеников работе с понятийным аппаратом, а заинтересовать их, пробудить у них интерес к изучению понятийного аппарата. Ведь процесс обучения - это встречный процесс. Необходимо направить усилия на формирование у учеников своей гражданской позиции по вопросам, рассматриваемым в рамках любого предмета. Ученики должны не просто ориентироваться в понятийном аппарате и многочисленных подходах к тем или иным понятиям, у них должно сформироваться свое мнение по отношению к этим понятиям.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но будничные шаги по изучению материала.

В педагогике существует более 1ОО названий методов обучения, Определять метод целесообразно в зависимости от дидактической цели, содержания обучения и характера взаимодействия учителя и учащегося. В этом случае различаются следующие общие методы обучения истории:

I) монологический (метод монологического изложения),

2) показательный (методы наглядности),

3) диалогический (метод диалогического изложения),

4) эвристический (метод эвристической беседы),

5) исследовательский (метод исследовательских заданий),

6) программированный (метод программных заданий).

В системе методов кроме общих методов следует различать и подсистемы конкретных методов преподавания и учения. Методы преподавания, т.е. деятельности учителя следующие:

I) информационно-сообщающий,

2) объяснительно-иллюстративный,

З) стимулирующий,

4) побуждающий,

5) инструктивный.

Методы учения, т.е. деятельности учащихся:

а) исполнительский,

б) репродуктивный,

в) частично-поисковый,

г)творчески-поисковый,

д) практический.

2. Методы обучения не изобретаются и не предлагаются, а выводятся на основе дидактики, сущности образования и способов его осуществления. Выбор метода обучения (а вместе с тем и форм его реализации), как правило, осуществляется в ходе подготовки к уроку. Он зависит от:

а) теоретического замысла,

б) дидактической цели,

в) уровня обученности учащихся,

г) уровня подготовки самого учителя.

С точки зрения научной классификации более последовательной представляется классификация методов сформулированная П.В.Горой:

а) методы наглядного обучения,

б) методы словесного обучения,

в) практический метод обучения.

4. В.Г.Карцов различает такие методы устного сообщения знаний:

1) повествовательно-описательный рассказ;

2) разъяснение;

4) конспективное изложение.

Набирая тип урока, учитель руководствуется местом этого урока в теме, его задачами, особенностями содержания нового материала, педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их умениями и навыками. Тип урока зависит также от имеющихся в школе средств обучения, подготовленности учителя и других факторов.

Определение же типа урока по основной дидактической задаче действенно. В соответствии с этим подходом выделяют следующие типы уроков: I) вводный, 2) изучения, нового материала, З) урок проверки и учета знаний, 4) контрольный, 5) Комбинированный или смешанный, 6) повторительно-обобщающий.

Прием «Шесть шляп»

Класс разбивается на шесть групп для работы с текстом параграфа. Каждая группа имеет шляпу своего цвета и соответственно по своему направлению должна провести анализ текста.

1 шляпа – красная – эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция.

2 шляпа – белая – изложение фактов, описаний, статистики.

3 шляпа – черная – негативная, критическая (определяет деятельность человека).

4 шляпа – желтая – обращается внимание на положительную деятельность человека.

5 шляпа – синяя – аналитическая, поисковая (найти информацию, показывающую значение человеческого разума).

6 шляпа – красная – изобретательская, творческая.

Прием «Шляпы» можно использовать при работе с историческими источникам, где шляпы будут символизировать страны или исторических деятелей.

Прием «Чистая доска»

Проводится при повторении пройденного материала. Перед началом урока учитель в разных концах школьной доски прикрепляет листочки виде белых клякс, на которых записаны вопросы. В начале урока он обращается с просьбой к ученикам «очистить» доску от проделок «злого мелка», изображение которого прикреплено также к доске. Ученики по очереди выходят к доске, снимают кляксу и отвечают на вопросы, написанные на них. Оценку получает тот, кто больше собрал клякс.

Прием «Историческая рыбалка»

Используется как элемент урока для проведения контроля знаний исторических терминов и понятий, дат.

Можно использовать старый глобус, который будет моделью мирового океана. В нем пропиливается широкое отверстие, над которым вдевается обыкновенная ручка от ведра. Из плотного разноцветного картона вырезаются контуры рыбок, на которых с одной стороны написаны термины или даты, исторические понятия. Рыбки складываются в глобус, перемешиваются и учащиеся по очереди «ловят» рыбок, отвечая на вопросы.

Прием «Древо знаний»

Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на пяти листочках (кружочках) 5 разных вопросов и заданий к нему. После изученного материала листочки сдаются. Наиболее интересные могут быть оценены и прикреплены к «Древу знаний» (которое нарисовано на ватманском листе в виде обычного дерева, где есть небольшие прорези со вставленными скрепками).

На следующем уроке при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают любой листок (плод), читают вопрос и отвечают на него.

Прием «В историческом лесу»

Используется при закреплении знания исторических дат. На магнитной доске прикреплены сделанные из картона грибы, на обратной стороне которых написаны даты. У каждого ученика на парте символическая корзинка (рисунок с прорезями, в которые вставлены скрепки).

Оценку получает тот, кто больше «собрал» грибов.

Игра «Ладошки»

Может быть использован на стадии рефлексии, для закрепления основных умений учащихся.

На учебном столе перед учащимися лежат контуры ладоней. На каждом пальце модели написаны те умения, которые необходимо было закрепить на данном уроке. Дети сжимают свою правую ладонь, а в левую руку берут модель ладошки. Читают на модели умения и разгибают столько пальчиков, сколько умений они закрепили на уроке, и поднимают вверх свою правую ладошку.

Пример на уроке обобщения в 5 классе по теме «Западная Азия в век железа»:

Показывал (а) на карте местоположение древнейших государств.

Описывал (а) условия существования и занятия людей в древности.

Объяснял (а) значение понятий и терминов.

Объяснял (а) назначение памятников древней культуры, архитектурных сооружений.

Называл (а) характерные черты железного века.

Игра « Мнемотехника»

Игра предназначена для закрепления или повторения материла. По определенной теме необходимо заранее подготовить 30 слов (фамилий, названий, терминов). Эти слова учителю необходимо рассортировать по степени мнемонической сложности: в первом десятке – достаточно простые для запоминания, во втором – сложнее, в третьем – наиболее трудные для запоминания слова или словосочетания.

Игра проводится в три тура. Учитель записывает слова для первого тура, ученики внимательно слушают, ничего не записывая. Когда учитель перечислил все 10 слов, учащимся дается время (3 минуты) для записи слов, которые они запомнили. По прошествии времени учитель выявляет победителя – того, кто запомнил больше всех: «Поднимите руки, кто записал 10 слов?» (или 9 слов, 8 слов, пока не выяснится автор самого длинного списка).

Подобным образом проводятся 2-й и 3-й туры. Тот. Кто победил во всех трех турах, получает оценку «5».

Например, по теме «Отечественная война 1812 г.» могут быть использованы следующие слова:

Бородино

Барклай де Толли

Наполеон

Коновницын

канонада

Тарутино

Горчаков

Березина

сражение

Раевский

Тормасов

Смоленск

Шевардино

партизаны

Багратион

«Иллюстрированный тест»

Этот тест может быть использован при закреплении изученного материала по культуре любой страны, любого исторического периода. На лист приклеиваются иллюстрации памятников архитектуры, скульптурных работ, картин, фотографии деятелей культуры и к ним ставятся вопросы и даются варианты ответов.

Прием составления кластера

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер обозначает в переводе «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы в классе, так и дома.

Пиктограмма

Рисуночное письмо, используемое как методическое средство опосредованного запоминания. Общий вид пиктограммы – совокупность графических образов, используемых с целью эффективного запоминания и последующего воспроизведения событий, дат, понятий.

Можно использовать при объяснении нового материала и при проверке домашнего задания.

Прием «написания синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема?

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому – либо поводу.

Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить свое к ней личное отношение.

Система уроков истории по развитию образного мышления учащихся

Используемые формы уроков:

Путешествие

Фантазия

Интервью

Исследование

Вернисаж

Используемые приемы:

«я начну, а ты продолжишь»

«по цепочке»

«визитная карточка»


Приемы запоминания слов, хронологии

и текстов при изучении истории

учитель истории и обществознания
Хорошая память нужна всем. Поэтому, если природа не одарила феноменальной памятью, было бы неплохо овладеть хорошо работающими практическими приемами запоминания. Искусство запоминания - мнемоника (мнемотехника) - зародилось в глубокой древности. Оно было составной частью классической риторики - искусства сочинять и произносить речи. Но, в отличие от остальных разделов риторики, мнемоника носит очень индивидуальный характер. Все люди разные: у одних сильнее развита зрительная память, у других - слуховая; одни лучше запоминают цифры, другие - образные выражения. Поэтому так мало практических пособий по мнемотехнике. Ее секреты в основном передаются устно, из поколения в поколение.

На своих уроках и групповых занятиях знакомлю учащихся с различными приемами мнемотехники, привожу примеры их использования, задания для тренировки. Без труда не бывает хорошего результата. Но иногда можно долго что-то зубрить и не добиться желаемого эффекта. А можно, приложив творческие усилия, сэкономить свое время.

Приёмы запоминания трудных слов

Неизвестное к известному: запоминание с опорой на связи слов

Главный принцип запоминания слов - поиск связей. Любой словарь, в том числе и ваш собственный, - это сложное, многоуровневое объединение. Следовательно, чтобы запомнить новое слово , надо его “привязать” к уже известным словам. Чем больше веревочек, тем надежнее.

ТРЕНИНГ

№ 1. Объясните связь между терминами олигархия (власть немногих) и олигофрении (недостаточность умственного развития). (Первая часть слов олигархия и олигофрения (олиг) означает “небольшое количество”, поэтому олигархия - власть немногих, а олигофрения - недостаточность умственного развития).

№ 2. Аргонавты отправились в Колхиду (Грузия) за золотым руном на корабле “Арго”. Свяжите это название с терминами космонавт, астронавт. (В древности для дальних путешествий люди использовали корабли. Таких путешественников мы называем “мореплаватели”. Аргонавты плыли на корабле “Арго”, поэтому космонавта можно назвать “космический плавателъ”, а астронавта - “звездоплаватель”).

№ 3. Струе - парусно-гребное судно, распространенное на Руси в XI-XVIII вв. Свяжите это названии со способом изготовления такого судна. (Струг делали (выстругивали) из ствола одного дерева).

№ 4. В XVII в. в России появились стрельцы, а во Франции - мушкетеры. С каким видом вооружений связаны названия тех и других? (В 1600 г. во Франции появилась королевская стража, вооруженная огнестрельными мушкетами (у них имелась мушка для прицеливания). А стрельцы вооружались пищалями, которые по сравнению с прежними ручными орудиями “огненного боя” были легче и били точнее).

№ 5. Почему бумаги, ограничивающие власть императрицы, которые Анна Иоанновна публично разорвала 25 февраля 1730 г., назывались кондиции? (Слово кондиции означает “условия”. “Дойти до кондиции” значит “подрумяниться” (о пироге или госте).

№ 6. Наполеон Бонапарт был уроженцем Корсики. Но на Корсике члены его семьи считались выходцами из Неаполя (итал. Napoli). Неаполь когда-то был греческой колонией. Его название образовалось из слов: неа - новая, полис - город. Назовите людей, чьи фамилии означают “выходец из нового города”. (Как и Наполеон, “выходцы из нового города” - комментатор Би-би-си Сева Новгородцев, Исаак Ньютон (new + town), словацкий поэт XX в. Лацо Новомеский (место - город).
Похожее к похожему: запоминание с опорой на свободные ассоциации

Мы не всегда знаем, как образовалось то или иное трудное слово. Но для запоминания вовсе не обязательно это знать. Первая же связь, которая приходит в голову при встрече с новым словом, может стать основой, фундаментом для его запоминания. Произвольные связи между словами называются “свободные ассоциации”. Например, основы слов консерватория и консервы пишутся одинаково. Представим, что в консерватории хранятся, как шпроты в банке, будущие музыкальные дарования. Связь подходящая.

Чтобы закрепить свободную связь, нужно:

а) выбрать, найти эту связь;

в) вербально проработать, т. е. объяснить себе (или лучше другому) вслух, почему именно эта связь пришла вам в голову.

Как запоминать имена людей

Многие советуют запоминать имя человека на основании первого впечатления. Во всяком случае, при знакомстве вам понадобится время для запоминания имени. Можно повторить его, сказав: “Очень приятно. Иван Иваныч? Иванов? А я такой-то”. И пока он размышляет над вашим “такой-то”, вы быстренько составляете словесный портрет: “Как же я тебя запоминать-то буду? Пусть будет Иван в кубе. Плотного телосложения. Подходит”.

Имена прекрасно запоминаются и на основе свободных связей. Конечно, Врубеля все русские бессознательно связывают с рублем. Исторические персонажи дают больше времени для поисков ассоциаций. Один английский учитель предлагал запоминать название села Бородино на основе фразы “Наполеон одолжил обед у Кутузова” (одолжить обед - borrow dinner [борроу дина]). И вам никто не запретит Демокрита запоминать по “где мокрит”, Ганнибала по тому, что ходил “он не на бал”, а на войну. Григория Отрепьева (Лжедимитрия) - свергли и одели в рваные “отрепья”, а Ивана Болотникова - “утопили в болоте”.

Имена-отчества являются специфически русским типом вежливого обращения к человеку. Они представляют определенные трудности для запоминания. Знающие люди рекомендуют: “Ищите родственников”. Имена и отчества можно “привязывать” таким образом: по имени Эдуард Петрович мог бы быть принцем Уэльским, а по отчеству - сыном Петра Великого (он такой же высокий и неугомонный). А теперь - этическая рекомендация: никогда не говорите человеку, каким способом вы запомнили его фамилию, имя, отчество.

ТРЕНИНГ

№ 1. Слово гоплит означает “древнегреческий тяжеловооруженный воин”. Представьте, что гоплитами были зажиточные горожане, тренироваться в доспехах им было непросто. Что же они выкрикивали, когда удавалось удачно подпрыгнуть? (Есть такая абсолютно антинаучная “запоминалка”: толстые гоплиты кричали “гоп-ля!”, и это помогало им преодолевать тяжести и лишения воинской жизни).

№ 2. Посланник папы римского - Джовонни Плана Кор-пани -путешествовал по территории Золотой Орды с 1245 по 1247 г. и написал “Историю монголов”. (Предложите “запоминалку” имени любознательного итальянца. (а) Выбираем связь: Джованни - это Иван, Ваня. Плано - он пишет письма папе римскому и раскрывает планы монголов, Карпини - он старательно корпел над своими донесениями.

б) Усиливаем связи зрительной картинкой: представляем, как Джованни-Ваня сидит зимой в монгольской юрте, пишет, над планами корпит. в) Вербальная (словесная) проработка: “Сидит Джованни-Ваня на краю света, далеко от солнечной Италии, мерзнет в монгольской юрте, над планами корпит”. Или то же самое, но в стихах:

Сидит Джованни-Ваня,

Сидит и пишет планы.

В окошко не глядит.

Над планами корпит).

№ 3. Какие ассоциации с именами трех варяжских князей обыграны в следующем фрагменте?

Рюрика приняли с удовольствием. “Хоть и не Рюрикович, - говорили про него послы, - но потомки его будут Рюриковичами”. Синеуса приняли благосклонно. “Усы выкрасим, - решили послы, - и он сделается Черноусом”. Но насчет Трувора возникли прения. “Пойдут от него Труворовичи , - говорили послы, - а мы люди робкие. Раструворуют нашу землю”. (Синеус - синие усы, Трувор - вор. В действительности эти имена - скандинавские. Так, (х)ус в Синеус - это “дом” (вспомнили английское house), а -вор в Трувор значит “варяг, воин” (английское warrior).

№ 4. Предложите способы запоминания имени Куря. Так звали печенежского князя, победителя Святослава. (Либо куря, как соня, хотя тогда еще не курили, Либо старинное куря, множественное будет курята (цыплята).

№ 5. Почему урядника крестьяне “за глаза” называли “курятником”? (Обидное название урядника возникло по созвучию, Есть здесь и шутливый намек на любовь к курятинке, которую несли просители).

№ 6. Александром Христофоровичем звали графа Бенкендорфа (1783-1844), под надзором которого находился Пушкин. А также - лингвиста Востокова (1781 - 1864). Оба они “годятся в сыновья”... (Александром Христофоровичем звали графа Бенкендорфа (1783-1844) и лингвиста Восто-Кова (1781 - 1864). Оба они “годятся в сыновья” открывателю Америки Христофору Колумбу).

№7. Максим Грек (в миру - Михаил Триволис, ок. 1475-1555). Как запомнить его настоящую фамилию? (Максим Грек (Триволис). Ассоциация - три волоса. Вряд ли у него была столь скромная растительность на голове, но лишь бы запоминалось).

№ 8. Столица Золотой Орды располагалась в районе нынешней Астрахани и называлась Сарай. Свяжите это название с образом жизни монголов. (Столица Золотой Орды - Сарай. Монголы, ведущие кочевой образ жизни, не строили монументальных зданий, лучше всего у них получался сарай).

№ 9. В 1691 г. Петр I учредил Всешутейный собор. Его возглавил “князь-папа” Матвей Нарышкин, а через год - “дядька” (воспитатель) царя - Никита Зотов. Как запомнить эти два имени? (Например, связав с характерными для этих соборов возлияниями: “мало на рыло (на персону), накати (выпей) за то” – Матвей Нарышкин, Никита Зотов. Мнемоформулы дают опору для запоминания последовательности согласных).

№ 10. Новгородский купец Иголкин в 1700 г. был в Швеции и в связи с началом Северной войны попал под стражу. Услышав зазорные речи о государе Петре, он обезоружил и заколол штыком двух стражников. Своим поступком купец восхитил Карла XII и получил свободу. Как запомнить этот факт? (Новгородец Иголкин двух шведов заколол штыком, как иголкой).
Запоминание рядов слов

Запоминание связанных между собой событий, имен – это, с точки зрения мнемотехники, особый объект для изучения. Дело в том, что ряды, списки, связки, обоймы слов надо запоминать в строгой последовательности. А это не просто. Здесь все основано на ключевых словах.

Фразы с числительными

Год основания Рима - 753 г. до н. э. Запоминается так. До новой эры - это “минус”, отрицательное число. Если отметить составляющие дату цифры на оси слева от нуля, их последовательность будет иметь следующий вид: х9х7х5х31хх0х.

Годы жизни М. Ю. Лермонтова (1814 - 1841) содержат перестановку двух последних цифр.

990 г., то есть 09|90 (зеркальная симметрия) - начало строительства в Киеве церкви Успения Богородицы (Десятинной церкви).

Номер телефона 437-19-28 содержит неподкрепленную четверку в начале и три суммы цифр, равных 10: 3+7 = 1+9 - 2+8.

Другой пример: 127-18-09, т.е. 1, 3x9, 2x9, 1x9.

Однако не следует увлекаться нагромождением связей. Это лишь вспомогательный и контрольный прием. Если к какому-то числу вам приходится обращаться постоянно, оно запоминается без особых усилий. А что может произойти при чрезмерном употреблении мнемонических связей, рассказал Ярослав Гашек в “Похождениях бравого солдата Швейка”. Там, как вы помните, бедный фельдфебель был госпитализирован после лекции Швейка по мнемотехнике. Всё хорошо в меру!

ТРЕНИНГ

№ 1. Какой город имеется в виду в следующей мнемоформуле?

Дата восемь-восемь-два

Князь Олег сказал слова:

На два-восемь-семь годов

Матерь русских городов – …

Предложите “запоминалки” по связям в числовом ряду. (Город Киев был столицей Руси с 882 по 1169 год (287 лет)).

№ 2. Борис Федорович Годунов родился в 1552 г. и прожил 53 года (Борис Федорович Годунов родился в 1552 г. и прожил 53 года. 15/51 + 1 - зеркальное подобие. Прожил 53 г., т, е. 51+2).

№ 3. Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 год. (Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 г. - ровно 10 лет).

№ 4. Император Николай I Павлович правил с 1825 по 1855 год. (Император Николай I Павлович правил с 1825 по 1855 г. - ровно 30 лет).
Принцип колодцев”

При запоминании дат наиболее важно помнить две последние цифры, столетия же, как правило, перепутать труднее. Для контроля последних двух цифр существует “принцип колодцев”, основанный на взаимной проекции веков. Например: Владимир Мономах умер в 1125 г., Петр 1 - в 1725, а Александр I - ровно через сто лет, в 1825 (это еще и год восстания декабристов). Подобные связи можно проводить и внутри столетий. Например, писатель Иван Бунин родился в один год с Лениным (1870), а умер в один год со Сталиным (1953).

“Принцип колодцев” при группировке дат помогает соотнести тематически сходные события.

ТРЕНИНГ

№ 1. Используя “принцип колодцев”, свяжите события XVIII и XX веков. Императрица Елизавета Петровна правила с 1741 по 1761 год. (Елизавета Петровна правила в 1741-1761 гг., т. е., накладывая на XX век, с начала Великой Отечественной войны до полета Ю. А. Гагарина в космос).

№ 2. Какие приемы использованы в формуле: “Хрущева сняли в 1964 году, в связи с 400-летием Шекспира”? (“Хрущева сняли в 1964 г., в связи с 400-летием Шекспира”. Конечно, Шекспир не играл никакой роли в биографии Хрущева, но совпадение забавно. Здесь есть “колодец”: 1564 - 1964).

№ 3. По образцу предыдущего задания постройте формулу для связи между датой окончания (912 г.) правления “вещего” Олега в Киеве и началом Отечественной войны 1812 года.(Условная связь между датой смерти {912 г.) “вещего” Олега и началом Отечественной войны 1812 года: “В 900-летнюю годовщину гибели князя Олега от коня французы отправились в Россию, чтобы попробовать конину на старой Смоленской дороге”).

Осмысленное, логическое запоминание, противоположное запоминанию бессмысленному, механическому, в принципе доступно детям всех возрастов. Отметим, что учащиеся неоправданно часто прибегают к механическому заучиванию, что логическое запоминание учебного материала имеет у них непроизвольно непроизвольно-интуитивный характер и значительно реже намерено осмысленный.
В научении приемам запоминания разделяют два этапа:

Первый – формирование определенных логических операций как самостоятельных интеллектуальных действий (выделение главного, обобщение, соотнесение и логическая группировка, использование разного рода смысловых связей , перевод запоминаемых знаний на свой язык).

Второй – использование этих действий уже в качестве средств, приемов запоминания. Научение приемам осмысленного запоминания осложняется типологическими и индивидуальными различиями школьников, тем, что в условиях всеобуча и классно-урочной системы необходимо применить индивидуальный подход буквально к каждому ученику.
Список литературы

Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. – М., 1981.

Васильева М.С. Воспитание на уроках истории /Под ред. А.С. Пчелко. – М., 2003.

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1986.

Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. – М., 1988.

Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания //Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. – М., 1979. – с.13.

Черемушкина Л.В. Развитие памяти детей. //Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 213 с.

Использование мнемотехники в рамках курса «История»

Бакай Людмила Васильевна учитель истории МБОУ «Обозерская ОСШ№2»

Для запоминания не запоминаемой исторической информации, например, когда нужно запомнить большое количество дат, можно применить мнемотехнику.

Мнемотехника - система внутреннего письма, основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.

При заучивании учебных дисциплин мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.

Методика запоминания цифр заключается в приемах:

    Установи закономерности;

    Найди знакомые числа.

Можно выделить четыре этапа использования мнемотехники на уроках истории: подготовительный, основной, проверка результатов и экспертная оценка, рефлексия.

Подготовительный этап .

Учитель предлагает учащимся запомнить ряд дат и объясняет, что для запоминания каждой будет давать время. В течение этого времени необходимо установить закономерности, которые вызывает данная дата.

    Основной этап .

    Учитель диктует даты с интервалом в 10-15 секунд. По завершению учащиеся должны записать их в такой последовательности, в которой они были продиктованы учителем.

    3. Проверка результатов и экспертная оценка.

    Учитель выясняет, кто из учащихся и в какой степени справился с заданием. Один из учеников, запомнивших наибольшее количество дат, читает записанные даты классу. Дается экспертная оценка.

    Рефлексия.

    Учащиеся, которые успешнее других справились с заданием, говорят о том, как у них это получилось. Все желающие могут рассказать о своих впечатлениях и возникших представлениях.

При запоминании исторических дат мы фиксируем в памяти не только сами даты и события, им соответствующие, но и последовательность дат. Запоминание последовательности позволяет вспомнить все даты без пропусков и обеспечивает их закрепление в памяти при повторении.

Преобразуем элементы в зрительные образы, удобные для запоминания (для связывания).

Допустим, нужно запомнить дату: 1453 год - гибель Византийской империи. Напоминаю буквенно-цифровой код, по которому можно легко преобразовать образ (слово, его обозначающее) в цифры: 1-гж, 2-дт, 3-кх, 4-чщ, 5-пб, 6-шл, 7-сз, 8-вф, 9-рц, 0-нм

° Византия - пластиковая карта "Виза" (кодирование по созвучию) ° империя - императорская корона (прием символизации)

Упускаем единицу. Запоминаемая информация состоит из трех элементов: 453, Византия, империя.

453 - ЩеПКа (см. справочник образных кодов на сайте Mnemonikon) Византия - пластиковая карта "Виза" (кодирование по созвучию) Империя - императорская корона (прием символизации)

В анализируемой дате главным элементом является "Византия". Следовательно, образ "Виза" будет основой ассоциации. Чтобы связать элементы ассоциации с её основой, необходимо в основе (образ "Карта Виза" выделить две части, два подобраза. Пусть это будут: угол карты и номер карты. Элементы связываются с выделенными подобразами основы. Соедините в своем воображении следующие образы: угол карты + ЩеПКа (453) номер карты + корона Ассоциация образуется постепенно, путем последовательного соединения пар образов. После соединения элементов с частями основы представьте всю ассоциацию целиком. Постарайтесь увидеть в воображении пластиковую карту "Виза" и щепку на её уголке, и корону на цифрах номера. В получившейся объемной картинке закодирована запоминаемая историческая дата. Теперь по ней легко можно прочитать (буквально как по конспекту) историческую дату. Аналогичным образом следует запоминать и другие исторические даты хронологической таблицы.

Список литературы:

Многим известно о существовании «ложных друзей переводчика» - слов в иностранных языках, похожих по звучанию на слова языка родного, но резко отличающихся от них по смыслу. Мнемотехника – методология запоминания. Учителям и репетиторам хорошо известно, что существуют и небезопасные «друзья мнемотехника» - термины, имена, условные названия, «напрашивающиеся» на определенные ассоциации, но не соответствующие им.

Преподавателям следовало бы больше внимания уделять таким несоответствиям и привлекать к ним внимание учеников, настаивая в таких случаях на полном заучивании, а не «хватании поверху» на основании ассоциаций, поскольку этот метод может привести к серьезным ошибкам. Тем более полезно это репетиторам, чья задача – дать подготовку глубже и лучше, чем учитель в школе.

Предлагаем «узнать в лицо» нескольких опасных «обманщиков», способных легко ввести в заблуждение юного историка или географа.

Столетняя война

Название известное и красивое, но обманчивое. Опасно будет, запомнив год ее начала или окончания, вычислять вторую дату, использовав число «100». На самом деле война формально продолжалась 116 лет – с 1337 по 1453 год.

Австралийская империя

Злые шутки с невнимательными учащимися играют похожие по звучанию названия и совпадения имен. В чем разница между Австрией и Австралией? Она очевидна – метр по карте мира. Однако названия звучат схоже, и огромное количество школьников постоянно путают южный материк с Австрийской империей. Масштаб ошибки очевиден – опять же, метр по карте. Учителям следует решительно бороться с такой географической несуразицей.

Пролив Дрейка

История из этой же серии – имя пирата Френсиса Дрейка связано с открытием пролива и победой над испанской Непобедимой Армадой. И пожалуйста – десятки школьников уверены, что Дрейк утопил Армаду в проливе Дрейка! Никто даже не задается вопросами – где находится этот пролив и что, собственно, Армада там позабыла?

Агрессивная ось

Военно-политический союз нацистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии перед Второй мировой войной имеет устоявшееся прозвище «ось Берлин – Рим – Токио». Сложно представить, как в воображении автора этого названия выглядит ось. Но термин является общепринятым, и учащиеся должны знать и его, и то, что за ним скрывается.

Бесчисленные Людовики и Карлы

Для учащихся, желающих только сдать общеобязательные экзамены по истории, здесь риск невелик. Но вот те, кто хотел бы знать предмет глубже, могут столкнуться с неожиданностями, натолкнувшись на упоминания «короля Джорджа», «королевы Мэри» или «Луи Шестого».

Дело в том, что в русской исторической науке приняты написания имен иностранных монархов преимущественно в германизированной или русифицированной форме: Генрих, Георг, Карл (вместо Генри, Джордж, Шарль). Но так оказывается сложно понять даже популярную французскую народную песенку «Жил-был Анри Четвертый» (звучит в знаменитой «Гусарской балладе), поскольку у нас этого короля знают как Генриха Четвертого! Путаница часто встречается в публикациях источников и популярной художественной литературе.

И современную нам королеву Британии зовут не Елизаветой, а Элизабет!

Современная география

Подобную проблему создают и географические названия, причем в последнее время она усугубилась. Многие местности, регионы, государства в разное время назывались по-разному (Сталинград – Волгоград, Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград, Восточный Пакистан – Бангладеш, Североамериканские Соединенные Штаты – Соединенные Штаты Америки). Государства возникали и исчезали (Чехословакия – Чехия и Словакия, Югославия – современный конгломерат государств, СССР - …).

Мало того, ныне все большее распространение получает новая транслитерация некоторых названий, принимаемая вместо устоявшейся. Нередко это правильно – в Индии не говорят «Бомбей». Но беда в том, что меняются не все термины, а лишь некоторые (почему-то никто не спешит поправить такие названия, как «Париж» и «Пекин», хотя они тоже не соответствуют оригинальному произношению). Добавляет проблем и идеология – попробуй догадайся, что на Украине в настоящее время два «Днепра» (река и город Днепропетровск)! В ранее изданной литературе (которая зачастую не переиздается, но при том в высшей степени ценна) остаются старые названия.

Вся ответственность здесь ложится на учителя или репетитора. Ему придется самому быть в курсе новшеств в сфере географической номенклатуры и доводить их до сведения учащихся.

В целом именно учителю такие вещи и вменяются обычно в обязанность – подсказывать, где можно облегчить запоминание, а где нельзя этого делать. Но и заинтересованные родители и ученики тоже должны обращать на такие вещи внимание и задавать учителям и репетиторам вопросы.