«Крестьянские дети. Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Презентация Выразительное чтение стихотворения

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

  • Играйте же, дети! растите на воле! На то вам и красное детство дано...

Цель урока:

1. Познакомить с идейно-тематической направленностью стихотворения.

2. Расширить и углубить сведения о творчестве поэта.


Отец Некрасова,

Алексей Сергеевич

Жестокий помещик-крепостник, страстный охотник и азартный игрок. О нем поэт написал в стихотворении «Родина»:

И только тот один, кто всех собой давил,

Свободно и дышал, и действовал, и жил!


  • На краю Абакумцева стоит церковь Петра и Павла. Ее часто посещала семья Некрасовых. В церковной ограде, напротив алтарной стены, на могиле матери стоит белый памятник, увенчанный медным крестом.

Памятник Елене Андреевне Некрасовой.


Грешнево. Река Самарка.

  • Как добираться до Грешнева, Некрасов указал в своих «Автобиографических заметках»: “Если переехать в Ярославле Волгу и пройти через Тверицы, то очутишься на столбовом почтовом тракте. Проехав 19 вёрст по песчаному грунту, где справа и слева песок, песок, мелкий кустарник и вереск (зайцев и куропаток там несть числа), то увидишь деревню, начинающуюся столбом с надписью: «Сельцо Грешнево, душ столько-то господ Некрасовых»”.


Склеп Некрасовых

  • Налево у самой ограды находится сложенный из красного кирпича семейный склеп Некрасовых. В нем похоронены отец и другие родственники поэта.

Уголок села. Слева фамильный склеп Некрасовых.






Я рос, как многие, в глуши,

У берегов большой реки...

О Волга! ... Колыбель моя! Любил ли кто тебя. Как я?


  • И.Е. Репин «Бурлаки на Волге»




  • С чего начинается стихотворение?
  • До каких слов идёт рассказ об этом?
  • Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?
  • Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?
  • Начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. Как вы думаете, с чем ещё можно сравнить строение этого стихотворения?

Разделим текст на части и составим план

1. Охотник рад возвращению в родную деревню.

2. Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.

3. Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.

4. Раздумья о детском труде.

5. Встреча поэта с «мужичком» Власом.

6. Представление Фингала для деревенских зрителей.

7. Гроза разлучает с крестьянскими детьми.


Словарная работа.

  • вирши - стихи. вереница - ряд одинаковых предметов расположенных один за другим кинулись прочь - убежали. мякина - остатки колосьев.
  • вирши - стихи.
  • вереница - ряд одинаковых предметов расположенных один за другим кинулись прочь - убежали.
  • мякина - остатки колосьев.

радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей

Каким настроением проникнута I часть?

Как определить, что охотник доволен ночлегом?

Как воспринимает окружающую обстановку?

Радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей.



  • Как вы думаете, как автор относится к крестьянским детям?
  • Как он сам об этом говорит?

Растроган, нежность наполняет его, умиление. «Я детского глаза люблю выраженье»


Вопрос:

Какую оценку дали крестьянские ребятишки охотнику?

Каким он им показался?

Не понравился, боятся, смеются над ним – ноги как жерди…







Эскиз иллюстрации В. А. Серова







Содержание презентации:

Одно из наиболее знаменитых стихотворных произведений Николая Алексеевича Некрасова – «Крестьянские дети» было написано в 1861 году в начале июля. Написанию этого стихотворения поспособствовало в первую очередь то, что поэт достаточно много времени проводил в деревне и наблюдал за детьми крестьян, которые также проявляли интерес к автору.

В основу поэмы «Крестьянские дети» лег не выдуманный автором эпизод, когда во время очередной охоты в деревне он прилег отдохнуть в сарае, а проснувшись, обнаружил, что за ним наблюдают крестьянские дети.

Дети обсуждали его внешний вид, ружье и собаку. Так и появилась у автора идея написать данную поэму. Эта поэма была опубликована в том же году в журнале «Время», в его десятом выпуске.

Автор, исходя из собственных «дипломатических» соображений решил не публиковать поэму «Крестьянские дети» в журнале «Современник». Не лишним будет заметить, что на тот период времени издательством журнала «Время» занимался Достоевский.

Стоит упомянуть о том факте, что автор работал над произведением около 14 дней. Можно с уверенностью заявить о том, что Некрасов в этом произведении искренне переживает за нелегкую судьбу детей, которые пока еще не могут осознать, что ожидает их в дальнейшем и почему они не могут также как и барские дети, делать все, что вздумается.

Такие чувства объясняются тем, что Некрасов сам жил в родовом имении и вырос с детьми крепостных крестьян. Не лишним будет отметить тот факт, что поэма «Крестьянские дети» сильно отличается от других, более мрачных произведений Некрасова.

Многие литературные критики заявляли о том, что данным произведением Некрасов показал другую, светлую, сторону жизни крепостных крестьян. До этого, в русской литературе были лишь произведения, которые показывали крестьян с негативной стороны – как постоянную грязь и тьму.

Данная поэма разделена на четыре части, в каждой из которых Некрасов постарался максимально подробно описать ту или иную жизненную ситуацию детей крепостных крестьян.

В данном произведении герои представляют собой хоть и маленьких, но достаточно сильных личностей. Дети готовы самостоятельно справляться с любыми жизненными трудностями, принимать важные решения и отвечать за содеянные поступки.

Автор понимает, что беззаботное детство у его маленьких героев в скором времени закончится и им придется испытать все тяготы крепостной жизни. И поэтому он обращается к детям с такими словами: «Играйте же дети! Растите на воле, на то вам и красное детство дано».

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Презентацию на тему "Дети в творчестве Н.А. Некрасова" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Образы детей в произведениях Н. А. Некрасова

Сделал: Максим Соболев, 9 «А»

Слайд 2

О, милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей... Н. Некрасов. Крестьянские дети

Н.А. Некрасов – великий русский поэт-гражданин, и вся его трудная, но прекрасная жизнь – яркий пример беззаветного служения народу. В своих стихотворениях он создает незабываемые образы крестьян со всеми их радостями и печалями, надеждами и разочарованиями.

«Кому на Руси жить хорошо».

Слайд 3

Совершенно особенное отношение у Некрасова к детям, которым он посвятил не одно свое произведение («Дедуш­ка Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Дядюшка Яков» и др.). Очень трогательно, с теплотой и даже умилением создает поэт образы крестьянских детей («Крестьянские дети»): Чу! Шепот какой-то… а вот вереница Вдоль дороги внимательных глаз! Все серые, карие, синие глазки – Смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты!

Слайд 4

Дети для Некрасова - счастливый народ. Хоть они и лишены родительской ласки и нежности, и наблюдают с раннего возраста неустанный труд и вечные проблемы взрослых, В их жизни так много поэзии слито, Как дай бог балованным деткам твоим.

Крестьянские дети в творчестве Н. А. Некрасова

Слайд 5

Впитывая, как губка, старинные сказки или рассказы о заботах старших, крестьянская ребятня растет и воспиты­вается среди природы, их забавы - сходить в лес за гри­бами и ягодами, найти ежа или тетерева, искупаться в речке, поозорничать. Они знают все лесные тропки, умеют ездить верхом, но Зато беспощадно едят его мошки, Зато ему рано знакомы труды.

Дети среди природы растут и воспитываются

Слайд 6

Действительно, в отличие от их богатых сверстников, на плечи детей бедняков часто взваливается непосильная ноша зарабатывания на жизнь своим трудом. В кресть­янских семьях малыши часто помогают взрослым: рабо­тают в поле, нянчат младших братишек и сестренок, убирают дом, готовят. Судьба же детей, работающих с малолетства на фабриках и заводах ужасна («Плач детей»): Целый день на фабриках колеса Мы вертим-вертим-вертим!

Слайд 7

Лишенные отдыха и сна, часто голодные и надорвав­шиеся от непосильных трудов, дети не имеют возможности даже дышать свежим воздухом: Где уж нам, измученным в неволе, Ликовать, резвиться и скакать! Если б нас теперь пустили в поле, Мы в траву попадали бы – спать.

Даже дома у них мало радости - лишь «забота и нужда».

Слайд 8

Занятым тяжелым, изнурительным трудом крестья­нам не до науки, в которой многие из них видят лишь пустую трату времени и сил. Однако есть и исключения: с радостью Некрасов обращается к мальчику, идущему на учебу в школу, зная, что ради этого «батька на сынишку издержал последний грош» («Школьник»): Ноги босы, грязно тело И едва прикрыта грудь… Не стыдится! Что за дело? Это многих славных путь.

Слайд 9

Сравнивая крестьянского школьника с молодым Ло­моносовым, Некрасов выражает надежду, что именно вы­ходцам из народа под силу изменить существующие по­рядки, построить счастливое и безбедное будущее. По его мнению, бедные люди, понявшие смысл и пользу науки, готовые отдать за нее последние деньги, не жалеющие сво­его времени и сил, могут продвинуться гораздо дальше в своих целях, чем ленивые боярские сынки: Сколько добрых, благородных, Сильных, любящих душой Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!

Слайд 10

Настоящий народный поэт, Некрасов совершенно ясно понимал, что корни любого человека - в детстве. Из дет­ства мы выносим свои достоинства и недостатки, свои бу­дущие проблемы и стремление изменить настоящее. По­этому напутствие поэта мне кажется не только наполнен­ным теплом и любовью, но и мудрым: Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано, Чтоб вечно любить это скудное поле, Чтоб вечно вам милым казалось оно. Храните свое вековое наследство, Любите свой хлеб трудовой – И пусть обаянье поэзии детства Проводит вас в недра землицы родной!

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.