Краткое содержание иуда. Иуда искариот, андреев леонид николаевич. Как ведут себя ученики, когда Иисуса схватили стражники

Среди учеников Христа, таких открытых, понятных с первого взгляда, Иуда из Кариота выделяется не только дурной славой, но и двойственностью облика: лицо его как будто сшито из двух половинок. Одна сторона лица — беспрерывно подвижная, усеянная морщинами, с черным острым глазом, другая — мертвенно гладкая и кажущаяся несоразмерно большой от широко открытого, незрячего, затянутого бельмом ока.

Когда он появился — никто из апостолов не заметил. Что заставило Иисуса приблизить его к себе и что влечет к Учителю этого Иуду — также вопросы без ответов. Петр, Иоанн, Фома смотрят — и не в силах постичь эту близость красоты и безобразия, кротости и порока — близость восседающих рядом за столом Христа и Иуды.

Много раз спрашивали апостолы Иуду о том, что понуждает его совершать худые поступки, тот с усмешкой ответствует: каждый человек хоть однажды согрешил. Слова Иуды почти похожи на то, что говорит им Христос: никто никого не вправе осуждать. И верные Учителю апостолы смиряют свой гнев на Иуду: «Это ничего, что ты столь безобразен. В наши рыбацкие сети попадаются и не такие уродины!»

«Скажи, Иуда, а твой отец был хорошим человеком?» — «А кто был мой отец? Тот, кто сек меня розгой? Или дьявол, козел, петух? Разве может Иуда знать всех, с кем делила ложе его мать?»

Ответ Иуды потрясает апостолов: кто ославливает своих родителей, обречен погибели! «Скажи, а мы — хорошие люди?» — «Ах, искушают бедного Иуду, обижают Иуду!» — кривляется рыжий человек из Кариота.

В одном селении их обвиняют в краже козленка, зная, что с ними ходит Иуда. В другой деревне после проповеди Христа хотели побить Его и учеников камнями; Иуда бросился на толпу, крича, что Учитель вовсе не одержим бесом, что Он — просто обманщик, любящий деньги, такой же, как и он, Иуда, — и толпа смирилась: «Недостойны эти пришельцы умереть от руки честного!»

Иисус покидает селение в гневе, удаляясь от него большими шагами; ученики шествуют за Ним на почтительном расстоянии, кляня Иуду. «Теперь я верю, что отец твой — дьявол», — бросает ему в лицо Фома. Глупцы! Он им спас жизнь, а они еще раз его не оценили…

Как-то на привале апостолы вздумали развлечься: мерясь силою, они поднимают с земли камни — кто больший? — и швыряют в пропасть. Иуда поднимает самый тяжелый обломок скалы. Лицо его сияет торжеством: теперь всем ясно, что он, Иуда, — самый сильный, самый прекрасный, лучший из двенадцати. «Господи, — молит Христа Петр, — я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда. Помоги мне его одолеть!» — «А кто поможет Искариоту?» — с печалью ответствует Иисус.

Иуда, назначенный Христом хранить все их сбережения, утаивает несколько монет — это открывается. Ученики в негодовании. Иуда приведен к Христу — и Тот вновь вступается за него: «Никто не должен считать, сколько денег присвоил наш брат. Такие упреки обижают его». Вечером за ужином Иуда весел, но радует его не столько примирение с апостолами, сколько то, что Учитель опять выделил его из общего ряда: «Как же не быть веселым человеку, которого сегодня столько целовали за кражу? Если б я не украл — разве узнал бы Иоанн, что такое любовь к ближнему? Разве не весело быть крюком, на котором один развешивает для просушки отсыревшую добродетель, а другой — ум, потраченный молью?»

Приближаются скорбные последние дни Христа. Петр и Иоанн ведут спор, кто из них более достоин в Царствии Небесном сидеть одесную Учителя — хитрый Иуда каждому указывает на его первенство. А потом на вопрос, как он все-таки думает по совести, с гордостью отвечает: «Конечно, я!» Наутро он идет к первосвященнику Анне, предлагая предать суду Назорея. Анна прекрасно осведомлен о репутации Иуды и гонит его прочь несколько дней подряд; но, опасаясь бунта и вмешательства римских властей, с презрением предлагает Иуде за жизнь Учителя тридцать сребреников. Иуда возмущен: «Вы не понимаете, что вам продают! Он добр, он исцеляет больных, он любим бедняками! Эта цена — выходит, что за каплю крови вы даете всего пол-обола, за каплю пота — четверть обола… А Его крики? А стоны? А сердце, уста, глаза? Вы меня хотите ограбить!» — «Тогда ты не получишь ничего». Услышав столь неожиданный отказ, Иуда преображается: он никому не должен уступить права на жизнь Христа, а ведь наверняка найдется негодяй, готовый Его предать за обол или два…

Лаской окружает Иуда Того, Кого предал, в последние часы. Ласков и услужлив он и с апостолами: ничто не должно помешать замыслу, благодаря которому имя Иуды навсегда будет в памяти людей называться вместе с именем Иисуса! В Гефсиманском саду он целует Христа с такой мучительной нежностью и тоской, что, будь Иисус цветком, ни капли росы не упало б с Его лепестков, не колыхнулся бы он на тонком стебле от поцелуя Иуды. Шаг за шагом идет Иуда по стопам Христа, не веря глазам, когда Его бьют, осуждают, ведут на Голгофу. Сгущается ночь… Что такое ночь? Восходит солнце… Что такое солнце? Никто не кричит: «Осанна!» Никто не защитил Христа с оружием, хотя он, Иуда, украл у римских солдат два меча и принес их этим «верным ученикам»! Он один — до конца, до последнего вздоха — с Иисусом! Осуществляются ужас его и мечта. Искариот поднимается с колен у подножия Голгофского креста. Кто вырвет победу из его рук? Пусть все народы, все грядущие поколения притекут в эту минуту сюда — они обнаружат лишь позорный столб и мертвое тело.

Иуда смотрит на землю. Какая она вдруг маленькая стала под его стопами! Не идет больше время само по себе, ни спереди, ни сзади, но, послушное, движется всей своей громадой лишь вместе с Иудой, с его шагами по этой маленькой земле.

Он идет в синедрион и бросает им в лицо, как властелин: «Я обманул вас! Он был невинен и чист! Вы убили безгрешного! Не Его предал Иуда, а вас, предал вечному позору!»

В этот день Иуда вещает как пророк, чего не смеют трусливые апостолы: «Я видел сегодня солнце — оно смотрело на землю с ужасом, вопрошая: „Где же здесь люди?“ Скорпионы, звери, камни — все вторили этому вопросу. Если сказать морю и горам, во сколько люди оценили Иисуса, они сойдут со своих мест и обрушатся на головы ваши!..»

«Кто из вас, — обращается Искариот к апостолам, — пойдет со мною к Иисусу? Вы боитесь! Вы говорите, что на то была Его воля? Вы объясняете свое малодушие тем, что Он велел вам нести по земле Свое слово? Но кто поверит Его слову в ваших трусливых и неверных устах?»

Иуда «поднимается на гору и затягивает петлю на шее своей у всего мира на виду, довершая задуманное. По всему свету разлетается весть об Иуде-предателе. Не быстрее и не тише, но вместе со временем продолжает лететь эта весть…»

Краткое содержание повести Андреева «Иуда Искариот»

Другие сочинения по теме:

  1. Загадка рассказа Леонида Андреева «Иуда Искариот». Компания молодых людей возвращалась домой с вечеринки. Шли вдоль железнодорожных путей. Вдруг отставший от...
  2. Сашка — герой «рождественского рассказа» Андреева — обладал непокорной и смелой душой, не мог спокойно отнестись ко злу и мстил...
  3. Собака всю жизнь копит злобу на мир, где ее обижают и люди, и другие собаки. Зимой она находит пустующую дачу,...
  4. Как муравей — песчинка к песчинке — строил отец Василий свою жизнь: женился, стал священником, произвел на свет сына и...
  5. Парикмахерская Осипа Абрамовича, в которой жил и работал Петька, располагалась возле квартала, заполненного «домами дешевого разврата». В грязном, полном мух...
  6. Они собирались три раза в неделю, чтобы сыграть в карточную игру «винт». Воскресенья оставляли «на долю всяких случайностей» — приходу...
  7. Городовой Иван Акидиныч Бергамотов уже много лет занимал пост на Пушкарной улице губернского города Орла. В участке он значился как...
  8. I Сергей Петрович был студентом третьего курса естественного факультета. Родом он был из Смоленска, где до сих пор жили его...
  9. На протяжении всего действия на сцене находятся Некто в сером и второй безымянный персонаж, молчаливо стоящий в дальнем углу. В...
  10. Старый, тучный, измученный болезнями человек сидит в чужом доме, в чужой спальне, в чужом кресле и с недоумением рассматривает свое...
  11. «…безумие и ужас. Впервые я почувствовал это, когда мы шли по энской дороге — шли десять часов непрерывно, не замедляя...

Год: 1907 Жанр: повесть

Христа предупреждали насчёт Иуды Искариота множество раз - но он их не слушал. Со временем, впрочем, ученики Христа привыкли к нему. Но не принимали его. Когда Иуда оказался прав в споре с Фомой - люди в селении оклеветали Иисуса, как только он ушёл - никто не вспомнил о его победе. А когда Иуда оказался сильнее Петра - Пётр попросил Иисуса о помощи, чтобы Иуда не был самым сильным. На ночлеге в этот же день Иуда задумал великое, и плакал всю ночь, восклицая, почему Иисус не любит его, ведь он так любит Иисуса. В другой день Иуда взял тайно три монеты, и ученики хотели его бить. Христос же сказал, пусть берёт Иуда денег сколько хочет, и принуждённо приняли это ученики.

И вот Искариот встретился с первосвященником Анной, продал Христа за 30 серебряников. Иуда спрятал деньги. А позже корчился в отхожем месте, долго плача, корчась, извиваясь.

В оставшееся время Искариот окружил учеников и Христа великой любовью. Хотя он и предал, всячески старался расстроить свой план, но попытки его были напрасны. В роковой вечер он пришёл к Иисусу. Он просил, говорил - я предам тебя! Скажи мне не предавать, остаться! Молчание было ответом.

Вечером предательства Иуда сказал ученикам готовить мечи и ушёл. Но когда он предал Христа, ученики убежали. Всё время до казни Иуда вопрошал: «Сейчас они поймут, кого теряют, и защитят, спасут Иисуса». Никто не спасал. Тогда Искариот стал уговаривать учеников спасти Иисуса. Но ему отказали. И вот Христос умер.

Искариот пришёл к первосвященнику. Сказал, что он предал не Иисуса, а всех людей, лишив их святого, а 30 серебряников - цена их лживой крови, но его не услышали. Пришёл к ученикам, спросил - кто с Иудой к Христу? Ученики отшатнулись. И повесился Иуда, свершился его замысел - навеки теперь имена Иуды и Христа связаны.

Чему учит этот рассказ? Любовь изменчива, и явная верность может быть слабее скрытой, а тот, кто лжив и неприятен на вид, может проникнуть вглубь вещей и полюбить сильнее того, кто в мирное время добр и шутлив, а в минуту опасности - изменчив, бесхребетен, слаб. Стоит помнить Иуду Искариота.

Картинка или рисунок Иуда Искариот

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Носов Дружок

    Два мальчика едут на дачу к тете. Они не хотят с матерью рано возвращаться домой и уговаривают ее оставить их у тети. Собака тети вывела 6 щенят. Ребята решили одного с собой забрать. Положив его в чемодан мальчики едут домой на поезде.

  • Краткое содержание Как жаль Солженицын

    В один из хмурых, дождливых дней Анна Модестовна во время своего обеда пошла в одно из учреждений за нужной ей справкой. Но и там был обед. Оставалось минут 15 до его окончания, и она решила подождать, более того, что на свою работу успевала.

  • Краткое содержание Саламбо Флобера

    Во время пира в садах вокруг дворца Гамилькара в Карфагене собрались войны, доблестно сражавшиеся за честь государства, но оставшиеся без оплаты своих трудов, поскольку казна разорилась

  • Краткое содержание Четвёртый блиндаж Гайдар

    Сорванцы, Колька, Нюрка и Васька, отдыхали летом в дачном поселке. Проводили время ребята, играя и веселясь, не обходилось и без ссор.

  • Краткое содержание Морской волк Джек Лондон

    Известный литературный критик попадает в кораблекрушение. Капитан шхуны «Призрак» подбирает Хэмфри Ван-Вейдена из воды и спасает его. Капитана прозвали Волком Ларсеном за его силу и жестокость

Иуда Искариот

"Иисуса Христа много раз предупреждали, что Иуда из Кариота - человек очень дурной славы и его нужно остерегаться". Никто о нем доброго слова не скажет. Он "корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи", бесконечно ссорит людей между собой, вползая в дома, как скорпион. Жену он свою давно бросил, и она бедствует. Сам же он "шатается бессмысленно в народе", кривляется, лжёт, зорко высматривая что-то своим "воровским глазом". "Детей у него не было, и это ещё раз говорило, что Иуда - дурной человек и не хочет бог потомства от Иуды". Никто из учеников не заметил, когда впервые оказался "рыжий и безобразный иудей" около Христа, теперь же он был постоянно рядом, скрывая "какое-то тайное намерение... злой и коварный расчет" - в этом не было сомнения. Но Иисус не слушал предостережений, его влекло к отверженным. "...Он решительно принял Иуду и включил его в круг избранных".

Уже десять дней не было ветра, ученики роптали, а учитель был тих и сосредоточен. На закате к нему подошел Иуда. "Он был сухощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус... Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с чёрным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белёсой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму..."

Даже непроницательные люди ясно понимали, что Иуда не может принести добра. Иисус же приблизил его, посадив рядом. Иуда жаловался на болезни, как будто не понимая, что они родятся не случайно, а соответствуют поступкам заболевшего и заветам предвечного. Любимый ученик Иисуса Христа, Иоанн, брезгливо отодвинулся от Иуды. Пётр хотел было уйти, но, повинуясь взгляду Иисуса, приветствовал Иуду, сравнивая Искариота с осьминогом: "А ты, Иуда, похож на осьминога - только одною половиною". Пётр всегда говорит твердо и громко. Его слова рассеяли тягостное состояние собравшихся. Только Иоанн и Фома молчат. Фому угнетает вид сидящих рядом открытого и светлого Иисуса и "осьминога с огромными, неподвижными, тускло-жадными глазами". Иуда спросил Иоанна, разглядывающего его, почему тот молчит, ибо его слова "как золотые яблоки в прозрачных серебряных сосудах, подари одно из них Иуде, который так беден". Но Иоанн продолжает молча рассматривать Искариота. Позже все уснули, только Иуда слушал тишину, потом он закашлял, чтобы не подумали, что он притворялся больным.

"Постепенно к Иуде привыкли и перестали замечать его безобразие". Иисус поручил ему денежный ящик и все хозяйственные заботы: он покупал еду и одежду, раздавал милостыню, во время странствий приискивал места для ночлега. Лгал Иуда постоянно, и к этому привыкли, не видя за ложью дурных поступков. По рассказам Иуды выходило, что он знает всех людей, и каждый из них совершает в жизни какой-нибудь дурной поступок или даже преступление. Хорошие же люди, по мнению Иуды, те, которые умеют скрывать свои дела и мысли, "но если такого человека обнять, приласкать и выспросить хорошенько, то из него потечет, как гной из проколотой раны, всякая неправда, мерзость и ложь". Он и сам лжец, но не в пример другим. Над рассказами Иуды смеялись, а он, довольный, щурился.

Про отца Искариот говорил, что не знает его: мать со многими делила ложе. Матфей поносил Иуду, сквернословящего про родителей. Об учениках Иисуса и о нем самом Искариот ничего не говорил, корча уморительные гримасы. Внимательно слушал Иуду лишь Фома, обличая его во лжи. Однажды, путешествуя по Иудее, Иисус с учениками приблизился к селению, о жителях которого Иуда рассказывал только дурное, предрекая беду. Когда же жители радушно встретили странников, ученики корили Искариота наговором. Один Фома вернулся в селение после их ухода. На следующий день он рассказывал своим товарищам, что после их ухода в селении началась паника: старуха потеряла козленка и обвинила Иисуса в воровстве. Вскоре козленок был найден в кустах, но жители все же решили, что Иисус обманщик или даже вор. Пётр захотел вернуться, но Иисус укротил его пыл.

С этого дня изменилось отношение Христа к Искариоту. Теперь, говоря с учениками, Иисус глядел на Иуду, точно не видя его, и что бы ни говорил, "казалось, однако, что он всегда говорит против Иуды". Для всех Христос был "благоухающей розой ливанскою, а для Иуды оставлял одни только острые шипы". Вскоре произошёл ещё один случай, в котором опять-таки правым оказался Искариот. В одном селении, которое Иуда ругал и советовал обойти, Иисуса приняли крайне враждебно, хотели побить камнями. С криком и руганью Иуда кинулся на жителей, лгал им и дал время уйти Христу и его ученикам. Искариот так кривлялся, что в конце концов вызвал смех толпы. Но благодарности от учителя Иуда не дождался. Искариот жаловался Фоме, что никому не нужна правда и он, Иуда.

Иисуса, вероятно, спас сатана, научивший Искариота кривляться и изворачиваться перед разъярённой толпой. Позже Иуда отстал от Фомы, скатился в овраг, где просидел неподвижно несколько часов на камнях, что-то тяжело обдумывая. "В эту ночь Иуда не вернулся на ночлег, и ученики, оторванные от дум своих хлопотами о пище и питье, роптали на его нерадивость".

"Однажды, около полудня, Иисус и ученики его проходили по каменистой и горной дороге..." Учитель устал, он шёл более пяти часов. Ученики соорудили Иисусу шатёр из своих плащей, а сами занялись разными делами. Пётр и Филипп сбрасывали с горы тяжёлые камни, соревнуясь в силе и ловкости. Вскоре подошли остальные, сначала просто наблюдая за игрой, а позже - принимая участие. Лишь Иуда и Иисус стояли в стороне. Фома окликнул Иуду, почему он не идёт помериться силами. "У меня грудь болит, и меня не звали", - ответил Иуда. Фома удивился, что Искариот ждёт приглашения. "Ну, так вот я тебя зову, иди", - ответил он. Иуда ухватил огромный камень и легко сбросил его вниз. Пётр обиженно сказал: "Нет, ты ещё брось!" Они долго соревновались в силе и ловкости, пока Пётр взмолился: "Господи!.. Помоги мне победить Иуду!" Иисус ответил: "...а кто поможет Искариоту?" Потом Пётр рассмеялся над тем, как "больной" Иуда легко ворочает камни.

Уличенный во лжи, Иуда тоже громко засмеялся, за ним остальные. Все признали Искариота победителем. Лишь Иисус промолчал, уйдя далеко вперёд. Постепенно ученики собрались вокруг Христа, оставив "победителя" плетущимся одиноко сзади. Остановившись на ночлег в доме Лазаря, никто и не вспомнил о недавнем триумфе Искариота. Иуда стоял в дверях, отдавшись своим мыслям. Он как бы заснул, не видя, что загораживает вход Иисусу. Ученики заставили Иуду посторониться.

Ночью Фому разбудил плач Иуды. "Почему он не любит меня?" - спрашивал с горечью Искариот. Фома объяснял, что Иуда неприятен внешне, а к тому же он лжет и злословит, разве это может понравиться учителю? Иуда запальчиво ответил: "Я дал бы ему Иуду, смелого, прекрасного Иуду! А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет и Иуда". Искариот сказал Фоме, что Иисусу не нужны сильные и смелые ученики. "Он любит глупых, предателей, лжецов".

Искариот утаил несколько динариев, это открыл Фома. Можно предположить, что не в первый раз Иуда совершает кражу. Пётр поволок дрожащего Искариота к Иисусу, но тот промолчал. Пётр ушёл, возмущённый реакцией учителя. Позже Иоанн передал слова Христа: "...Иуда может брать денег, сколько он захочет". В знак покорности Иоанн поцеловал Иуду, все последовали его примеру. Искариот признался Фоме, что дал три динария блуднице, которая не ела несколько дней. С этого времени Иуда переродился: он не кривлялся, не злословил, не шутил и никого не обижал. Матфей счел возможным его похвалить.

Даже Иоанн стал относиться к Искариоту снисходительнее. Однажды он спросил Иуду: "Кто из нас, Пётр или я, будет первым возле Христа в его небесном царствии?" Иуда ответил: "Я полагаю, что ты". На такой же вопрос Пётра Иуда ответил, что первым будет Пётр. Тот похвалил Искариота за ум. Каждому Иуда старался теперь доставить приятное, постоянно о чем-то думая. На вопрос Петра, о чем задумался, Иуда ответил: "О многом". Только однажды Иуда напомнил себя прежнего. Заспорившие о близости к Христу Иоанн и Пётр просили "умного Иуду" рассудить, "кто будет первым возле Иисуса"? Иуда ответил: "Я!" Все поняли, о чём последнее время думал Искариот.

В это время Иуда сделал первый шаг к предательству: посетил первосвященника Анну, и был принят очень сурово. Искариот признался, что хочет обличить обман Христа. Первосвященник, зная, что у Иисуса много учеников, боится, что они заступятся за учителя. Искариот рассмеялся, назвав их "трусливыми собаками" и уверяя Анну, что все разбегутся при первой же опасности и явятся лишь положить учителя в гроб, ибо любят его "больше мертвым, чем живым": тогда они сами смогут стать учителями. Священник понял, что Иуда обижен. Искариот подтвердил догадку: "Разве может укрыться что-либо от твоей проницательности, мудрый Анна?"

Искариот являлся к Анне ещё много раз, пока тот не согласился заплатить за предательство тридцать сребреников. Вначале ничтожность суммы оскорбила Искариота, но Анна пригрозил, что найдутся люди, которые согласятся на меньшую плату. Иуда возмутился, а потом покорно согласился на предложенную сумму. Полученные деньги он спрятал под камень. Вернувшись домой, Иуда нежно гладил волосы спящего Христа и плакал, корчась в судорогах. А потом "долго стоял он, тяжёлый, решительный и всему чужой, как сама судьба".

В последние дни короткой жизни Иисуса Иуда окружил его тихой любовью, нежным вниманием и ласкою. Он предугадывал любое желание учителя, делал ему только приятное. "Раньше Иуда не любил Марину Магдалину и других женщин, которые были возле Христа... - теперь он стал их другом... союзником". Он покупал благовония и дорогие вина для Иисуса и сердился, если Пётр выпивал предназначенное для учителя, ведь ему было всё равно, что пить, лишь бы побольше. В "каменистом Иерусалиме", почти лишенном зелени, Искариот где-то добывал цветы, травку и через женщин передавал Иисусу. Приносил ему малышей, чтобы "они радовались друг на друга". По вечерам Иуда "наводил разговор" на милую Иисусу Галилею.

"Одною рукой предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои собственные планы". Он не отговаривал Христа от последнего путешествия в Иерусалим, победу над которым все считали важной, но упорно предупреждал об опасности, рисуя ненависть к Христу фарисеев, их готовность пойти на преступление. Он неустанно твердил: "Нужно беречь Иисуса!" Ученики же, бесконечно верившие в силу учителя, лишь смеялись над Искариотом. Тогда Иуда где-то добыл и принес два меча, но только Пётр одобрил его. Иуда спросил Фому, почему он не взял принесенного меча, и услышал в ответ, что он не приучен к оружию "и что можно сделать двумя мечами?" Искариот пообещал найти ещё, если понадобится. Уже после смерти Иисуса ученики, вспоминая этот разговор Иуды, думали, что он хотел погубить их, "вызвав на неравную убийственную борьбу". После бесплодных разговоров с учениками Иисуса Иуда шёл к женщинам и плакал о трусости мужчин. Однажды он вспомнил о своей жене, может быть, неплохой женщине.

А между тем неумолимо наступал день предательства. Уже вступил Иисус в Иерусалим, люди восторженно приветствовали его криками: "Осанна! Осанна!". Восторг и ликование встречающих были безмерны. Ученики радовались победе Христа. Прошла последняя вечерня, на которой прозвучали неясные слова Иисуса о ком-то, кто предаст его. Перед уходом Иуда мысленно взмолился: "Иду я Ты знаешь куда, Господи. Ты молчишь, Господи?.. Позволь мне остаться. Но ты не можешь?.. Или не хочешь?" В полной тишине Иуда ушел.

Встала луна, когда Иисус собрался на Елеонскую гору, где проводил он последние ночи, ученики сопровождали его. Внезапно учитель сказал: "Кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч. Ибо сказываю вам, что должно исполниться на мне и этому написанному: "И к злодеям причтен". Ученики удивились, а Пётр ответил, что у них есть два меча для защиты. Иисус произнес: "Довольно". Идя по ночному Иерусалиму, ученики пугались звука собственных шагов, но, подойдя к Гефсиманскому саду, где провели несколько безопасных ночей, успокоились. Иисуса же томило беспокойство. Он попросил Пётра, Иоанна, Иакова и Симона бодрствовать, но те через короткое время уснули.

Вдруг их разбудил громкий голос: "Вы все ещё спите и почиваете? Кончено, пришел час - вот предаётся сын человеческий в руки грешников". Ученики вскочили, увидели горящие факелы в руках подбегающих воинов. Фома сказал, что, видимо, пришли за ними. Среди пришедших был Иуда, он шепнул воину: "Кого я поцелую, тот и есть". Иисус и ученики с ужасом смотрели на Искариота, а тот подошел и, со словами: "Радуйся, равви!", нежно поцеловал щёку Христа. Иисус воскликнул: "Иуда! Целованием ли предаёшь сына человеческого?" Внутри Иуды как бы возник сонм из сотен голосов. Да, на поругание и истязание, на крест предаем мы тебя. Иисуса схватили солдаты, а ученики в страхе теснились, "как кучка испуганных ягнят". Лишь Пётр дрожа вынул меч и ударил им, никому не принеся вреда. Иисус приказал убрать бесполезное оружие. Потом ученики побежали, бросив Христа. Лишь Пётр и Иуда шли в отдалении за учителем. Потом Пётр сказал стражникам, что он не знает Иисуса и не является его учеником. С этого времени до самой смерти Иисуса Иуда не видел около него ни одного ученика. Искариот видел, как ночью солдаты били Христа. Искариот надеялся, что солдаты наконец поймут, что истязают и мучают самого лучшего из людей, склонятся перед ним и отпустят, но этого не произошло.

На Иуду показывали пальцами и говорили, что он предатель. Но Искариота это ничуть не трогало. Как только избитого Иисуса вывели из караульни, "Иуда ходил за ним и как-то странно не ощущал ни тоски, ни боли, ни радости - одно только непобедимое желание все видеть и слышать". Проходившему мимо Иисусу Искариот кивнул головой и пробормотал: "Я здесь, сынок, здесь!". Иуда ожидал, что люди закричат, защищая Христа, и все поймут его величие, но верующие шли молча, делая вид, что их ничего не касается. Искариот увидел убегающего Фому и настиг его. Иуда спросил, почему ученики не требуют признать необычность Иисуса, его исключительность, тогда не посмеют его казнить. Но Фома боится вооруженных солдат. Искариот, не дослушав Фому, уходит.

Иуда увидел окровавленного Иисуса в терновом венце. Пилат вывел его перед толпой, а люди кричали: "Смерть ему! Распни его! Распни его!" Пилат перед толпой моет руки и восклицает: "Неповинен я в крови праведника этого. Смотрите вы!". Искариот восхищён Пилатом, кричит ему: "Ты мудрый!.. Ты благородный!..". Пилату отвратителен вид Иуды, он отшвырнул его и ушел. Кругом Иисуса плачущие женщины, Иуда подбегает к Иисусу и говорит: "Я с тобою. Туда. Ты понимаешь, туда!" Учеников же и след простыл.

Иуда был рядом с Христом, когда тому вбивали гвозди в руки и ноги, распиная на кресте. "Осуществился ужас и мечты Искариота..." Он ещё надеется и боится одновременно: вдруг люди одумаются и спасут Иисуса. Но нет, рядом лишь плачущие Мария Магдалина и мать Христа... Иисус умер. "Свершилось. Осанна! Осанна!".Осуществились ужасные надежды. Никто теперь не вырвет победу из рук Искариота! Теперь пусть все народы стекутся к Голгофе и вопят в миллион глоток: "Осанна!" - "они найдут только позорный крест и мертвого Иисуса". Иуда уверен, что они вернутся вместе с Христом "и разрушим смерть". Не безумие ли это?

На следующий день Иуда Предатель явился перед синедрионом и на вопрос, что ему надо, громко ответил: "Это я, Иуда из Кариота, тот, что предал вам Иисуса Назарея". Синедрионцы спрашивали друг друга: сколько получил Иуда? - Тридцать сребреников. - Мало. Но "разве Иуда кричит, что его ограбили?". Каиафа гонит Искариота, угрожая ему палками. Задыхаясь, Иуда спрашивает: "А вы знаете... вы знаете... кто был он - тот, которого вчера вы осудили и распяли?". "Знаем", - послышалось в ответ. Иуда сказал, что предал невиновного и честного. Анна назвал Искариота дураком, "скучным дураком". Иуда запальчиво крикнул, что не Христа, а "вас, мудрых, вас, сильных, предал он позорной смерти, которая не кончится вовеки. Тридцать сребреников!.. Но ведь это цена вашей крови, грязной, как те помои, что женщины выливают за ворота домов своих. Ах, Анна, старый, седой, глупый Анна... Ведь в этой цене пойдешь ты вовеки!". Но над Иудой только смеются, не хочет ли он "стать пророком?". Ему кинули ещё денег, чтобы он не переживал, что дешево оценено его предательство. Искариот же бросил деньги, полученные за Христа, в лица священников.

Ученики Христа прячутся, боясь, что казнью Иисуса дело может не кончиться. Они горюют и прислушиваются, что делается за стенами дома. Неожиданно к ним врывается Иуда, обвиняя их в трусости. Ученики пытаются гнать его, а потом оправдываются. Искариот уверен: не Иисус, а "вы на себя взяли весь грех... Вы погубить её [землю] захотели, вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Иисуса!" Иуда спрашивает учеников, почему они живы, когда Христос мёртв? Искариот говорит, что они должны были бы погибнуть вслед за учителем, если не смогли его спасти. Фома возражает: "Подумай: если бы все умерли, то кто бы рассказал об Иисусе? Кто бы понес людям его учение, если бы умерли все: и Пётр, и Иоанн, и я?". Иуда проклинает трусов.

Иуда давно наметил место для самоубийства после смерти Христа. Это было одинокое дерево на горе, высоко над Иерусалимом. Иуда взбирается с трудом на эту гору, думая, как они вместе с Христом вернутся на землю. А если Иисус будет сердиться на Иуду и пошлет его в ад, Искариот с радостью туда пойдет. Иуда приладил петлю так, что если она порвется, он полетит в пропасть и обязательно погибнет. Прежде чем оттолкнуться от обрыва, Иуда предупредил Христа: "Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус". Верёвка выдержала, Иуда прочно повис на петле.

"Так в два дня, один за другим, оставили землю Иисус Назарей и Иуда из Кариота, Предатель". Утром люди нашли висельника и сбросили его в глубокий овраг, куда обычно сбрасывали падаль. "И в тот вечер уже все верующие узнали о страшной смерти Предателя, потом весь Иерусалим, Иудея... И вечно люди проклинают Иуду из Кариота, Предателя".

Не было человека в Иудее, который имел бы славу более дурную, нежели Иуда из селения Кариот. Праведники осуждали его за ложь, притворство и коварный нрав. Злодеи сетовали на то, что он сеет раздор среди грабителей, и способен украсть даже у самого искусного вора. Жену свою он оставил, а детей ему не дал бог, не желая видеть потомства Иуды.

Иуда среди апостолов

Тем не менее, он оказался среди учеников Иисуса, которого предупреждали о злокозненности Искариота. Но каким образом и когда появился он среди них, никто из апостолов не помнил. Хотя не заметить рыжего уродливого иудея было крайне сложно.

Особенностью Иуды было лицо, словно склеенное из двух несовместимых половин. Одна часть его была морщинистая, подвижная с черным внимательным зрачком, вторая – безжизненная и гладкая, с вечно отверстым бельмом глаза, в слепоту которого не верилось, когда Искариот спал. Это двуличие одновременно притягивало и отталкивало взгляд. Но Христос без колебаний принял его, поскольку его всегда влекло к отверженным.

Любимый ученик Иоанн брезгливо отстранился от Иуды. Отойти в сторону хотел и Петр – но под пристальным взглядом учителя придумал шутку об осьминоге, попавшем в рыбацкий невод. Хотя осьминог и безобразен - но весьма приятен на вкус. Иисус принял это сравнение усмешкой, и постепенно ученики свыклись с присутствием безобразного единоверца.

Двуличие Иуды проявлялось во всем. Он постоянно жаловался на недомогание и болезни, кашляя для убедительности. Но когда апостолы состязались в поднятии тяжестей, Искариот отрывал от земли и сбрасывал в пропасть самые большие камни. Признанный победителем, но и уличенный в ложности своих болезней, Искариот лишь громко рассмеялся.

В другой раз, в селении, где Иисуса и учеников хотели побить камнями, Иуда возвел напраслину на учителя, называя его таким же лжецом и любителем наживы, как и сам. Перед апостолами же похвалялся, что тем самым спас их от расправы – поскольку правоверные иудеи не захотели марать рук о нечестивцев. Непочтительно отзывался Искариот и о своих родителях, говоря, что не ведает, кто его отец – ибо не знает всех, кто бывал на ложе матери.

Тем не менее, Христос поручил ему казну и все денежные расходы небольшой общины. А когда Иуда был обвинен Фомой в краже, Иисус ответил, что Искариот может брать денег, сколько захочет. По всему выходило, что учитель защищает последнего апостола – но все слова Христа были направлены теперь против Иуды.

«Почему он не любит меня?» - искренне недоумевал Искариот.

И ответ находил в том что, Иисусу не нужны сильные и смелые ученики, как он сам – поэтому учитель окружает себя глупцами, предателями и лжецами. Требуя любви к себе, и не любя всем сердцем Христа, Иуда вступал на путь предательства.

Замышление предательства

Искариот был не единственным, кто искал любви учителя. Ученики даже затеяли спор о том, кто будет ближе всех к Иисусу в царствии небесном. Рассудить же их должен был Иуда, который всем сумел польстить – но на прямой вопрос, что он думает в действительности по этому поводу, ответил, что восседать рядом с Христом на небесах будет он.

На следующий день Искариот явился к первосвященнику Анне, где оклеветал учителя и предложил выдать его на вознаграждение. Зная репутацию гостя и большое число последователей Христа, Анна проявил осторожность. Но Иуда приходил вновь и вновь – покуда ему не предложили сумму в тридцать сребреников.

Получив деньги, он наполнил последние дни Иисуса вниманием и заботой – доставляя лучшие вина, цветы и благовония. Он готовил его к закланию, умащивая, как жертвенное животное. Но одновременно Искариот предпринимал действия для срыва собственного плана. Он принес ученикам два меча, которыми можно было обороняться в случае нападения. Но многие ответили, что не приучены к оружию.

И в ночь, когда Иуда привел воинов в Гефсиманский сад, где отдыхал Христос с учениками, только Петр нанес единственный бесполезный удар мечом – но вскоре отрекся от учителя, сказав, что не знает, кто такой Иисус. Иуда единственный присутствовал при всех крестных муках, надеясь в тайне, что толпа вызволит Христа. И в то же самое время говорил учителю: «Я с тобою. Туда. Ты понимаешь, туда!»

Наказание Иуды

На следующий день Искариот является в синедрион с вопросом, знают ли они, кого погубили? А получив утвердительный ответ, в ярости кричит, что не Христа предал он за эти тридцать сребреников, а их, мудрых священников иудейских, и цена им останется таковой во веки веков. Он швыряет серебряные монеты им в лицо.

Вслед за этим находит убежище апостолов, где они скрываются, опасаясь за свою жизнь. Он спрашивает, почему живы ученики, если мертв Христос. Получив же ответ Фомы, что они клялись Иисусу нести его учение людям, обвиняет их в трусости.

Данное произведение, конечно, невозможно полностью прочувствовать, прочитав лишь его краткое содержание. «Иуда Искариот» - это художественное изложение одного из самых известных библейских преданий, созданное талантливым писателем Леонидом Андреевым.

Образ Иуды как ключевой в произведении Л.Андреева

Вокруг личности Иуды из Кариота практически постоянно витают дурные слухи, его считают одним из тех людей, от которых лучше всего держаться подальше. Последователи Иисуса Христа постоянно предупреждают Мессию об этом. Иуда покинул свою супругу в бедности, никогда у этого человека не было детей - Бог, говорили, видел его тёмную душу и не желал, чтобы такой человек оставил в мире наследников.

Картину дополняет внешний облик Иуды. Неприятный, «досадно-жидкий» голос; лицо, точно сшитое из двух половинок. Одна - находящаяся в постоянном движении, усеянная множеством морщин, с острым чёрным глазом, и вторая, отличающаяся мертвенной гладкостью и отпугивающая взор широким, открытым, затянутым бельмом оком. Даже внешность этого человека вселяла в окружающих недоверие, ощущение тревоги.

Взаимоотношения Иуды и других учеников Христа

Продолжается повесть, а значит, движется вперёд и наше краткое содержание. «Иуда Искариот» - история, которую невозможно представить себе без описания отношения к главному герою других учеников Христа. В их отношении доминирует некая брезгливость. Пётр приравнивает его к осьминогу, а расположение учеников к Иуде является исключительно напускным. Сам же Иуда постоянно злословит. Он утверждает, что абсолютно каждый человек совершает за свою жизнь преступление или, как минимум, один дурной поступок, а люди, которых называют хорошими, просто умело скрывают свои помыслы и действия. Когда Иуду спрашивают о его родителях, он отвечает, что его отец - козёл или Сатана. Тем не менее, Иуда утверждает, что искренне, всем сердцем любит Христа. Со временем что-то, отдалённо напоминающее дружеские отношения, появляется между ним и Фомой. У последнего личность Иуды вызывает сильнейшее любопытство.

Некоторые важные эпизоды

Всё новые и новые события показывают читателю, насколько различаются между собой характеры действующих лиц. Увидеть это можно, даже прочитав краткое содержание. «Иуда Искариот» приводит нас к тому моменту, когда Иисус доверяет Иуде заправлять хозяйственными делами, собирать пожертвования и т.д. Всякий раз, когда Иисус со своими учениками направляется в очередное селение, Иуда поносит местных жителей и уверяет, что случится беда, что люди после ухода Христа неверно истолкуют все его слова. Как-то раз Фома интереса ради решает проверить правдивость предсказания Иуды. Он возвращается в поселение и убеждается в правоте Искариота. На следующий раз обитатели деревни встретили Христа с враждебностью, даже вознамерились побить учеников камнями. Иуда спас Иисуса, переключив внимание толпы на себя шутовскими криками, мольбами и угрозами. Однако Мессия ни разу не хвалит своего ученика.

Есть ещё несколько моментов, которые стоит включить в краткое содержание. "Иуда Искариот" - произведение, которое становится по-настоящему живым и позволяет полностью окунуться в атмосферу событий. К примеру, очень ярко Андреев изображает соревнование в силе, которое ученики Христа устроили во время одной из остановок. Суть состязания заключалась в том, чтобы бросать тяжёлые камни вниз с горы. Наиболее сильным признают Петра, но тут появляется Иуда и забирает лавры победителя себе.

Пока длится беседа в доме Лазаря, Иуда стоит в дверях и пристально глядит на Иисуса. Матфей произносит слова из Писания и требует, чтобы тот отошёл в сторону. Иисус же встаёт со своего места и направляется прямо к Иуде, будто желая ему что-то сказать, - но уходит мимо в широкую открытую дверь.

Иуда крадёт несколько динариев. Фома рассказывает об этом остальным, и ученики упрекают Искариота в совершённой краже. Иисус же, напротив, говорит, что не существует ни своего, ни чужого, а потому Иуда может не стесняться в средствах, если на то есть нужда. Позже Фоме Иуда рассказывает, что сворованные деньги отдал блуднице, два дня, так как была с ним.

Иуда принимает решение предать своего учителя

Иоанн и Пётр по очереди вопрошают у Иуды, кто из них, по его мнению, будет первым в Царствии Небесном возле Иисуса. По отдельности Искариот льстит обоим, однако, когда ученики задают ему тот же вопрос одновременно, Иуда отвечает, что первым возле Иисуса будет не кто иной, как он сам.

Множество других моментов красочно и эмоционально насыщенно смог описать «Иуда Искариот», краткое содержание которого сегодня является темой нашей беседы, постепенно приближается к кульминации. Главный герой направляется к первосвященнику Анне. Анна встречает гостя сурово, отказывается брать Иисуса, опасаясь заступничества верующих и учеников. Искариот вынужден несколько раз посетить первосвященника, чтобы убедить того в необходимости предать Христа. Когда речь заходит о цене, Иуда долго и мелочно торгуется и в итоге соглашается на сумму в тридцать серебряников.

В течение последних дней жизни Иисуса предатель окружает Христа трогательной лаской и заботой. Он предугадывает любые желания учителя, приносит ему и передаёт через женщин красивые цветы, сажает маленьких детей на колени к Иисусу, покупает дорогое вино, заводит разговор о милой сердцу Христа Галилее. Кроме того, Иуда предупреждает других учеников о необходимости беречь учителя и добывает для этой цели два меча.

Как ведут себя ученики, когда Иисуса схватили стражники

Наконец, Иисус входит в Иерусалим. Он уже предчувствует беду и говорит о предательстве. Ночью в Иуда просит, чтобы Иисус приказал ему остаться, не идти и не предавать его. В ответ учитель молчит. Появляются стражники. Иуда предаёт Христа целованием. Ученики стоят, словно «кучка перепуганных ягнят», они бегут в страхе, даже не пытаясь вступиться за учителя. Пётр спустя несколько часов трижды отрекается от Христа. Иуда же следует по пятам за Иисусом, но до самого момента казни не видит поблизости никого из учеников. С презрением, страхом и ненавистью все называют Искариота предателем. Иуда появляется на суде Пилата и встречает там Фому. Искариот просит отбить Иисуса, однако Фома настолько напуган, что не способен решительно действовать, он чересчур доверяет «праведному суду». Иуда осознаёт, что единственным человеком, который понял Христа, является Пилат, но тот бессилен против настаивающей на распятии толпы и публично умывает руки.

За Иисусом Иуда следует до самой Голгофы. До самого последнего момента он верит в то, что люди одумаются, и учитель не будет распят.

После распятия

После казни Иуда предстал перед синедрионом. Каиафа и Анна дают ему ещё денег и пытаются выставить прочь. Иуда говорит, что предал невиновного, а следовательно, предал весь синедрион «позорной смерти, что не кончится вовеки». Горстями Искариот бросает деньги в лица судьям. Ученики Христа в этот момент пребывают в грустном молчании и опасаются, что стражники придут за ними. Иуда приходит и к ним, упрекает последователей Иисуса в предательстве. Те же, в свою очередь, проклинают его.

Иуда говорит ученикам, что собирается идти вслед за Иисусом и зовёт их присоединиться. Пётр порывается последовать за Искариотом, но остальные удерживают его. Пётр в растерянности плачет, не зная, куда ему всё-таки идти.

Высоко над Иерусалимом, стоя на горе, Иуда останавливается и обращается к Христу с речью, в которой просит учителя не сердиться и отмечает, что чудовищно устал. Искариот говорит, что ради своей любви к Христу готов отправиться даже в ад. Он вешает над обрывом верёвку, чтобы, если она не выдержит, разбиться о камни, что внизу. Утром появляются люди, вытаскивают Иуду из петли и бросают тело в овраг.

Итоги

«Иуда Искариот», содержание которого было представлено в этой статье, - это смелая и нетрадиционная трактовка евангельской истории. Отрицательное отношение Андреева к христианству наложило отпечаток на произведение в целом, однако именно это позволило ему сделать своё творение настолько мощным в психологическом плане. В произведении любовь и вера одиннадцати учеников являются всего лишь платой за право на вход в царство небесное после смерти и за место подле Христа. Апостолы концентрируются на самосозерцании и самосовершенствовании, в то время как сам Иуда представлен неким посредником между Иисусом и человечеством. Предательство же его - эксперимент. Иуда хочет выяснить, может ли кто-то из учеников пожертвовать своей жизнью ради спасения жизни учителя. Это подтверждается тем, что именно Иуда принёс оружие, предупредил об опасности, грозящей Христу, а после смерти предложил всем ученикам последовать за Иисусом.

Между образами Христа и Иуды в произведении Андреева много общего. Иуда считает, что любой человек, даже такой, как Иисус, одинок в этом мире.