Какой по характеру сережа багров герой. Тема детства в русской литературе. Последние годы детства

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ в 7 классе

Тема: «Незабываемый мир детства

в повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова- внука»

Цели: 1)вызвать стойкий читательский интерес к творчеству Аксакова, установить духовную связь писателя с башкирской землей;

2) убедить учащихся, что детство – счастливый, но одновременно и ответственный возраст человеческой мысли;

3) помочь осознать нравственный долг перед родителями; привитие любви к природе, к чтению книг.

Оформление урока : выставка книг С.Т. Аксакова и известных авторов о детстве, выставка детских рисунков-иллюстраций к произведениям о детстве, тематическая газета и музыкальная запись «Ностальгия» Ф.Гия, диафильм «Аленький цветочек».

Записи на доске :

«Счастливая, счастливая невозвратимая пора детства! Как не любить и не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений» (Л.Н.Толстой.)

«Характер человека формируется именно в первые годы жизни» (Ушинский.) Словарик литературоведческих терминов:

Сказка, очерк, рассказ, автобиографическая повесть, эпиграф, искусство, критика, герой-читатель, трилогия-тетралогия.

Ход урока.

На высвеченном экране – аленький цветочек (живая роза). (Слайд № 1) На фоне мелодии звучит фрагмент сказки С.Т. Аксакова (стр. 28 сказки «Аленький цветочек»): «Ходит честной купец, дивуется… И, проговорив таковы слова, он подошел и сорвал аленький цветочек».

Слово учителя. Конечно, вы все узнали фрагмент любимой сказки, пришедшей к нам из детства, «Аленький цветочек». Книга эта возвращает нас в незабываемый мир «всех начал начало», потому что каждый человек с нежностью и уважением вспоминает начало своей жизни, в каждом человеке живет память о детстве.

Крылов и Пушкин, Лермонтов и Толстой, Тургенев и Чехов – многие писатели обращались в своих произведениях к теме детства. А сегодня мы знакомимся с творчеством замечательного человека С.Т.Аксакова и с его повестью «Детские годы Багрова - внука». «Незабываемый мир детства в повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова- внука» - тема сегодняшнего нашего урока литературы.

Наш великий земляк Сергей Тимофеевич Аксаков (Слайд №2) родился в 1791 году в Уфе в старинной дворянской семье. Отец его Тимофей Степанович был служащим в Уфимском верховном суде. Мать была также из семьи крупного чиновника из деревни Зубово под Уфой. Марья Николаевна отличалась умом и образованностью, стремилась к культуре, знаниям. Она рано научила сына грамоте, привила ему любовь к чтению. Детство Аксаков провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Учился Аксаков в Казани, сначала в гимназии, потом в университете. Служил в Петербурге в Комиссии по составлению законов. После чего переехал в Москву и наряду с поэтическим творчеством занялся театральными переводами. В последние годы жизни занимался только литературным творчеством.

Сергей Аксаков умер в 1859 году. Похоронен в Москве.

Писатель очень любил наш край, во многих своих стихотворениях воспевал природу Башкортостана. У дедушки Сергея Аксакова Степана Аксакова имения были в современных Кармаскалинском районе (село Старые Киишки, прозванное им Сергеевкой), Белебеевском (Надеждино), Уфимском районах (Зубово), под Оренбургом (Ново – Аксаково).

Главное место в литературных трудах Аксакова занимает его автобиографическая проза.

Какие автобиографические произведения вам уже известны? (Л.Н.Толстой«Детство. Отрочество. Юность», М.Горький.«Детство. В людях. Мои университеты»).

Что такое автобиографическая повесть? (Художественное произведение, основанное на личных впечатлениях, мыслях, чувствах).

А что такое биография? (Повествование писателя о собственной жизни, основанное на реальных фактах биографии).

Чем автобиография отличается от автобиографической повести? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, впечатления писателя.)

А вот С.Т.Аксаков считал: «Заменить действительность вымыслом я не в состоянии. Я пробовал несколько раз писать вымышленные происшествия и вымышленных людей. Выходила совершенная дрянь, и мне самому становилось смешно…Я ничего не могу выдумать: к выдуманному у меня не лежит душа, я не могу принимать в нем живого участия».

С. Т.Аксаков тоже написал трилогию: « Семейная хроника», «Детские годы…», «Воспоминания».(Слайд № 3) В книге «Семейная хроника» он показывает своего деда, отца и мать под фамилией Багровы. А в книге «Детские…» описывает свои, порой отрывочные, воспоминания о своих близких, об Уфе, поселке Зубово, дорогих и знакомых нам местах. Аксаков так рассказывал о замысле произведения: «Это должно быть художественным воспроизведением моих детских лет, начиная с третьего до девятого года моей жизни». В книге, действительно, описываются первые 10 лет жизни ребенка, проведенные Уфе и деревнях Оренбургской губернии. Он дал герою свое имя – Сережа, а фамилию другую – Багров. В повести Аксаков описал историю своего детства, а посвятил ее внучке Оле, которой тогда было 10 лет. Итак, мы сегодня говорим о детстве Сережи Багрова и, получается, самого Аксакова.

- Понравилась ли вам повесть? Какие места особенно понравились? А теперь узнаем, внимательно ли вы читали произведение. На экране картинки. Вы должны сказать, какой эпизод на них запечатлен. (Слайд № 4).

Детство – это всегда нечто особенное. Давайте все вместе вспомним слова Толстого о детских годах. («Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить и не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений»). Почему мы детство называем самым счастливым моментом в жизни человека? (Во- первых, это самое счастливое и беззаботное время. Во- вторых, тебя окружают искренняя любовь и забота самых близких и родных людей.)

И вот однажды «благодетельная судьба», как он потом напишет, послала ему счастливый случай. Какой случай? (Пересказ отрывка « Благодетельная судьба…»(стр.18-19) из главы «Приезд на постоянное житье в Багрово» стр.155)

--- «Детское чтение для сердца и разума» - так называлась серия детских книг, изданная в двадцати частях в то время, когда жил писатель. Мальчику же досталось не полное собрание сочинений, а всего двенадцать книг. А как мальчик воспринял этот подарок? (Мальчик был очень счастлив).

Прочитайте в тексте слова, рассказывающие об этом чувстве мальчика.

(Дети находят слова, раскрывающие чувственную душу героя: «о, счастие!», «так обрадовался, что чуть не со слезами бросился на шею старику», «не помня себя», «закричал», «боясь, чтоб кто-нибудь не отнял моего сокровища», «позабыл все меня окружающее», «я был точно как помешанный», «ничего не говорил», «не понимал, что мне говорят», «не хотел идти обедать», «после обеда я опять схватил книжку и читал до вечера».)

А теперь найдите в тексте выражение, которым автор характеризует чтение мальчика. (Автор называет чтение «исступленным»: «Разумеется, мать положила конец такому исступленному чтению...»)

А как вы можете объяснить значение этого выражения после того, как прочитали этот отрывок? (Исступленное - значит, чтение с большим увлечением. А я думаю, что это такое увлечение чтением, когда даже ничего не слышишь вокруг и не замечаешь. А я думаю, что это какие-то возвышенные чувства мальчика.)

Вы правильно поняли, ребята, сделали верный вывод, прочитав о том, в каком состоянии был мальчик, когда читал книги. В словаре Ожегова слову «исступленный» дается такое толкование: «Исступление - крайняя степень возбуждения, страсти с потерей самообладания». А это значит, что чтение мальчика и проходило в состоянии сильного возбуждения. А теперь прочитайте дальше, с каким еще чувством Сережа читал книги. («Я читал свои книжки с восторгом...»)

А теперь я хочу обратить ваше внимание на последние слова текста. (Ребята читают: «В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир...»)

Как вы поняли эти заключительные слова? (Для мальчика книги открыли новый мир знаний. Он узнал многое из того, чего не знал раньше. Сережа был очень любознательным, но многого еще не знал, а книги помогли открыть ему тайны. В его уме произошел переворот - значит, он стал умнее, образованнее, совершеннее.)

А теперь я хочу из книги прочесть продолжение этого отрывка: «Я узнал в «рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака; узнал образование дождя и происхождение снега. Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее...» Скажите, ребята, какой поучительный вывод вы можете сделать для себя, прочитав отрывок из повести Аксакова? (Я сделал вывод, какое большое значение имеет чтение для каждого человека. Кто много читает, тот много знает. Книга - верный друг человека, она многому учит. А я вспомнила пословицу, о которой мы говорили в первом классе: «Чтение - лучшее учение»)

Из всех детских влечений маленького Сережи самым сильным была любовь и страсть к чтению. Еще в раннем детстве Аксаков увлекся чтением, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам, он и ему отдается с исступленной страстью .Он читал различные переводные книги, читал с интересом, много учил почти наизусть. Важно, что его детское чтение состояло преимущественно из русских книг, когда в то время, «господствовал французский». Еще в детстве познакомился он и с произведениями знаменитых русских поэтов XVIII века. На русском языке читал и сказки Шехерезады. Сказками зачитывался он до беспамятства и любил пересказывать их, внося целые эпизоды собственного сочинения.Он в долгие зимние вечера слушает даровитую сказительницу Пелагею, ключницу из крепостных. В ее сказочном каталоге были и все русские сказки, и множество восточных. Одну из них – «Аленький цветочек»- Сережа не только выучил наизусть, но и сам сказывал ее со всеми прибаутками, оханьем и вздыханьем Пелагеи. Сережа «передразнивал» ее так хорошо, что все домашние хохотали. Но никто из них и не подозревал, что в мальчике таится поистине актерский талант. Разжигая воображение, он выдумывает приключения, сходные с вычитанными в книгах, и рассказывает их как доподлинные, будто бы с ними самим случившиеся. Более того, Сережа выступает даже в соревнование… с Шехерезадой, вставляя в ее сказки происшествия и эпизоды собственной фантазии. Когда Сережу уличили в выдумках, он, озадаченный, переживал и недоумевал. А эти «добавления» творило не обычное детское воображение, а просыпающаяся в нем творческая фантазия. Рано пробуждается в нем и «непреодолимое, безотчетное желание передавать другим свои впечатления с точностью и ясностью очевидности, так, чтобы слушатели получили такое же понятие об описываемых предметах», какое он сам имел о них. Это желание, столь важное, необходимое для будущего писателя, Сережа унаследовал, видимо, от матери, которая владела редким даром слова.

Поразмышляем о том, какое место занимали родители в жизни Сережи. Как в повести проявляется характер отца? Может ли он стать примером для сына? ( Отец – Тимофей Степанович, страстно любил природу. Сергей тоже был неравнодушен к природе, и в этом заслуга отца, мягкого по натуре человека. Он развил в сыне привязанность к охоте, рыбалке, общению с природой. «Отец давал мне знания», - говорил писатель. )

Мальчика часто брали на охоту, на рыбалку. Такие минуты он считал огромным счастьем. Однажды во время рыбалки Сереже удалось поймать небольшую плотвичку. Позже он напишет об этом так: «...Я весь дрожал, как в лихорадке, и совершенно не помнил себя от радости. Я схватил свою добычу обеими руками и побежал показать ее матери... Мать не хотела верить, чтоб я мог сам поймать рыбу, но, задыхаясь и заикаясь от горячности, я уверял ее... что точно я вытащил сам эту прекрасную рыбку... Мать не имела расположения к уженью, даже не любила его, и мне было очень больно, что она холодно приняла мою радость; а к большому горю, мать, увидев меня в таком волнении, сказала, что это мне вредно, и прибавила, что не пустит, покуда я не успокоюсь».(Этот отрывок могут пересказать дети.)

В «Детских годах Багрова-внука» он рассказал о первых радостях рыболова, которые испытал в самом детстве. «Уженье просто свело меня с ума! – писал он. – Я ни о чем другом не мог ни думать, ни говорить…». (Стр. 29, 30, 149, 188). О чем мечтал маленький Сережа, когда его мама не пускала с отцом и Евсеичем? ( «Боже мой, - подумал я, - когда я буду большой, чтобы проводить целые дни с удочкой и Суркой на берегу реки или озера». )

В поместье отца и деда в старом Аксакове, будущий писатель имел возможность общения с природой, которую полюбил до самозабвения, пристрастился к рыбной ловле и охоте, ружейной и соколиной, к собиранию грибов и ягод, к ловле птиц. Даже летом, в зной, в дождь – в любую погоду, выходил он из дома с опущенным на почти не видящие глаза защитным козырьком и часами просиживал на берегу Вори в Абрамцеве с удочкой в руках. У Аксакова есть даже ряд очерков и рассказов о рыбной ловле и ружейной охоте – тогда в литературе это было впервые. Это « Записки об уженье» и « Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»)

Что вы можете сказать о взаимоотношениях Сережи с его матерью? Прочитаем лирические отступления о матери Сережи. (Можно дать выучить). (Нет сомнений, что для Сережи мать была самым дорогим человеком. У них прекрасные отношения. Они понимали друг друга с полуслова. Мама Сережи была обаятельной для всех окружающих. Она совершает подвиг преданности и сострадания. Для Сережи она стала спасителем, ангелом – хранителем. С мамой у Сережи связаны самые счастливые дни в жизни. «Мать воспитывала во мне чувства,» - вспоминает Сережа.)

В детские годы на формирование писателя исключительное внимание оказала его мать Марья Николаевна. Между ними установились редкие по своей доверительности отношения. Мать разделяет и горести, и радости своего сына, рассеивает его сомнения,недоумения, говорит с сыном как с другом. Мальчик нежно-участливо привязывается к матери. Растет их взаимная любовь и понимание друг друга. Мать становится для Сережи самым большим авторитетом, самым любимым и дорогим авторитетом в мире. Он делится с ней всем увиденным, всем услышанным и пережитым. Самый близкий человек в этом мире – мать. Сколько бы ни было лет тебе, тебе нужна мама. Мама нас любит, заботится. Ребята, давайте будем внимательны к матерям, заботится о них так, как Сережа Багров.

Родители Сережи на всю жизнь остались в его душе, памяти. Он помнит их, благодарен им. Родители – это самое дорогое в жизни. Только тот достоин уважения, кто помнит и чтит род, своих предков.

Каковы отношения между братом и сестрицей?

Чем вам понравилось в семье Багровых? В их взаимоотношениях? (Они вежливо обращаются друг другу. В их общении есть такие красивые выражения,как …Это семья очень дружная. Мне запомнилось, как ….Герои уступчивы, откровенны друг с другом, доброжелательны. В семье теплая атмосфера)

Отчий дом, семья – это великое богатство. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома,» - писал Толстой. Человек, который вырос в доброй семье, всю жизнь благодарит ее за радость. Аксаков рос между любящими и любимыми людьми, в хорошей среде. Он очень любил детей. Был прекрасным отцом. Его дети вспоминали, что они благодарны отцу за свое счастливое детство, что они выросли среди людей, любящих друг друга. В семье Аксакова был непререкаемый авторитет отца, взаимодоверие и взаимоуважение, взаимопонимание. В этой семье никогда не существовала проблема отцов и детей. Белинский писал: «Ах, если бы побольше было таких отцов у нас в России, как старик Аксаков. Темы произведений С.Т.Аксакова вечны: борьба добра со злом, любовь и непременное домашнее счастье – все это так актуально в наши смутные времена. Недаром президентом РБ этот год объявлен годом семьи и укрепления семейных ценностей.

Добросердечие и искренность, которые мать воспитывала в Сереже,побуждали мальчика сочувствовать подневольному положению крепостных. Вспомним случай на мельнице.(В богатом поместье бабушки Прасковьи Ивановны, Парашине, старостой был Мироныч, которого Сережа называл про себя "мужиком со страшными глазами". Осматривая вместе с отцом мельницу, мальчик наблюдал грубое отношение Мироныча к старику - засыпке и другим крестьянам и чувствовал "внутреннюю дрожь". Множество вопросов возникало в сознании Сережи: "За что страдает больной старичок, что такое злой Мироныч, какая это сила Михайлушка и бабушка") «… Я начинал чувствовать внутреннюю дрожь.Какое смешение понятий произошло в моей голове!» - недоумевает Сережа.Случай на жатве. «Невыразимое чувство сосрадания к работающим с таким напряжением сил, на солнечном зное, обхватило мою душу…»

« Дема, ночевка в чувашах, родники, мельница, дряхлый старичок – засыпка и ржаное поле со жницами и жнецами, потом каждый предмет отделился и уяснился, явились темные, не понимаемые мной места или пятна в этих картинах».

Случай в народном училище.«Он возмутил ясную тишину моей души».

Осенняя жатва (СТР. 153) « Я пришел в сильнейшее изумление…)

Весенняя пахота « Я пришел в сильнейшее изумление…». Стр.204,211.

Как характеризуют эти размышления Сережу? (Эти случаи доказывают, что Сережа живет сложной внутренной жизнью. Его мучают вопросы, как и почему мир так устроен. Одни богатые, одни нищие. Общение с людьми позволяло ему почувствовать неравенство между ними, порождало мысли о добре и зле. Почему пасхальный кулич для Багровых был гораздо белее того, каким разговлялись дворовые? Любимая мать, чьим разумным судом привык Сережа поверять свои впечатления и мысли, нет-нет, да и одернет его: «Это не твое дело»…)

«Голова моя была старше моих лет»,– сетует Багров. Сетует потому, что такая «голова» лишала его детской непосредственности, отгораживала его от сверстников. Эта обгоняющая возраст умственная зрелость, выработала у Сережи привычку анализировать собственные чувства и мысли. Он не только живет впечатлениями. Он делает их предметом анализа, мальчик подвергает свои переживания самоанализу, пытается изменить себя. Аксаков приводит нас к мысли о том, что формирование характера происходит через преодоление сложных жизненных ситуаций.

Багров позднее вспоминает, что все увиденное приводило к «смешению понятий», производило «какой-то разлад в моей голове», возмущало «ясную тишину моей души». Но именно внешние впечатления и стали для Сережи теми, по его выражению, уроками, которые оказали решающее влияние на формирование его характера. Поток впечатлений влился в открытую миру душу ребенка, наблюдательного, склонного к самоанализу и самокритике, и это слияние дало благотворные результаты.

Внутренний мир ребенка не раскалывается, не распадается. Сережа пытается свои сомнения заглушить в общении с природой. Природа становится источником душевного здоровья ребенка.

Самым большим достоинством «Детства» Толстой считал разлитую в книге любовь к природе, поэзию природы. Чувство природы пришло к мальчику, герою книги, во время первой весны в деревне и сложилось под влиянием отца его Алексея Степановича Багрова и дядьки Евсеича.

Каким видится весенняя природа Сереже? Почему именно «первая весна в деревне»? (До этого Сережа не видел наступления весны в деревне.)

– Как вы считаете, важно ли это для нас, читателей? (Конечно, первое восприятие всегда острее, ярче, неожиданнее, надолго запоминается)

– Найдите в тексте, какое впечатление производило на Сережу наступление весны. (Приближение весны в деревне … Я чувствовал никогда не испытанное мною, особого рода волнение.)

– Что усиливало волнение Сережи? (Разговор о весне с Евсеичем и с отцом)

– Найдите слова, передающие общую увлеченность отца, Евсеича и Сережи приходом весны.

(Радовались как охотники)

– Почему отец, Евсеич и Сережа по-другому (с радостью) воспринимали все вокруг? (Они ждали с нетерпением прихода весны, и поэтому изменения вокруг их только радовали)

Какие картины природы хочется особо отметить в повести? (Дема, переправа через Белую, ледоход на Белой,природа в Сергеевке, озеро Киишки. Выразительное чтение отрывков о природе. Можно дать наизусть.)

Переживанию природы Сережа отдается с такой силой и душевной самоотдачей, что это даже пугает мать. В свою любовь к природе мальчик вкладывает не только страсть, но и талант натуралиста, которым он несомненно обладал: он устанавливает приметы приближения весны, пытливо наблюдает, как вьют гнезда и выращивают потомство птицы.

Мальчик подмечает каждую мелочь, дает простор своей детской фантазии:…

Оживающие под весенним солнцем берега реки, со всякого рода дичью,

плавающие утки и проносившиеся стаи птиц, которых отец и Евсеич знали по

Именно в этот период мальчик почувствовал то слияние с природой,

которое так характерно для писателя Аксакова: "В конце фоминой недели

началась та чудная пора, не всегда являющаяся дpужно, когда пpиpода,

пpобудясь ото сна, начинает жить полною, молодою, тоpопливою жизнью: когда все переходит в волненье, движенье, в звук, в цвет, в запах. Ничего тогда не понимая, не разбирая, не оценивая, никакими именами не называя, я сам почуялв себе новую жизнь, сделался частью природы, и только в зрелом возрасте,сознательных воспоминаний об этом времени сознательно оценил всю его очаровательную прелесть, всю поэтическую красоту."

Во многих своих стихотворениях писатель воспевал природу Башкортостана, восхищался ее красотой. Внимание на экран. (Слайды с картинками природы Башкортостана). Разве удивительно, что писатель так красиво описал природу наших краев и написал такие строчки: (Заучивание учителем отрывка из стихотворения «Послание в деревню».)

Итак, мы прощаемся с Сережей. Сереже предстоит поступление в гимназию. Накануне этого важнейшего события в его жизни и прекращается повествование. Детство кончилось, на пороге – отрочество. И этот порог готовится переступить выросший на наших глазах духовно и нравственно, возмужавший человек!

Каким вы запомните Сережу Багрова – Аксакова? (У Сережи доброе сердце. Он чуткий, впечатлительный, умеет жалеть, сочувствовать окружающим. Он умный, наблюдательный, умеет думать, анализировать свои поступки, страдать из-за них. Для Сережи очень значима семья. Он любит и уважает и любит своих близких, счастлив в общении с ними. Отец во всем является примером для мальчика. Сережа сердечный и добрый любит и понимает животных, они его друзья. Очень чуток он по отношению к природе, восторженно воспринимает ее, подмечает любую мелочь, фантазирует. Сережа привлекает своей искренностью, душевной простотой, своей любовью к другим. Герой неустанно следит сам за собой, умеет анализировать свои поступки, страдает из-за них.)

Каким человеком Сережа, если сохранит в душе все эти теплые воспоминания?

Обобщающее слово учителя. Все начинается с детства. Мы приходим в этот мир с чистым сердцем, с открытой душой. Если человек сумеет удержать эту чистоту, то все вокруг него будет светлым, ясным. И окружающие, чувствуя это тепло, будут добрее и мягче.

Добрую и честную жизнь прожил Аксаков. Будучи не уж столь богатым, Аксаков всегда был готов помочь нуждающимся. Поддерживал средствами Гоголя, помогал Белинскому.

И такими же достойными выросли его дети: Константин и Иван – литературы, Григорий – Губернатор Уфимской губернии. Внучка Ольга Григорьевна Аксакова основала первый в санаторий – кумысолечебницу для туберкулезных больных.

Творчество Аксакова зовет нас к познанию России, к добру, осмыслению себя на родной земле. Книга «Детские годы Багрова внука» - это гимн родителям, гимн природе родного края, гимн счастливому детству. Прекрасен мир детства Сережи Багрова. Детство его наполнено счастьем, пониманием, любовью. Очень хочется, чтобы вы тоже были счастливыми детьми. Пусть ваше детство не омрачат беды, болезни, войны. Пусть в вашем доме будет тепло, уютно. Будьте достойными сыновьями и дочерьми! И как заповедь нам звучат слова сына С. Т. Аксакова Ивана:

Не дай душе твоей забыть,

чем силы в юности кипели,

И вместо блага, вместо цели

Одно стремленье полюбить.

Привычка – зло. Одним усталым

Отраден дух ее пустой…

Стремясь, не будь доволен малым

И не мирись своей душой!

Домашнее задание. Написать сочинение «Чем мне близок Сережа Багров?»

    Все что написано — исключительная правда. И про слабое здоровье, и про увлечения, и про то, что везунчик. Детьми, а точнее ребенком, он никогда не будет забыт, потому что любит его до безумия. Мне порой кажется что он сына любит больше, чем его мать, которая только выпрашивает деньги якобы на ребенка, а сама тратит на маникюр и педикюр. Так что, думаю что второго брака не избежать. А значит, Ваша статья превосходна.

    Да, все верно написано, общительный, открытый, дружелюбный, надежный, на него можно всегда положиться, но в тоже время душа компании, шутник-заводила, всегда травить анекдоты. Это все о моем папе, он у меня как каменная стена для нашей семьи и главный заводила на работе и для своих друзей. И на самом деле, еще с детства он очень подвижный. С самого детства активно занимается спортом. Про него бабушка рассказывала, что она хотела, чтобы он научился играть на музыкальных инструментах, записала его в музыкальную школу. Он брал ноты уходил в музыкальную школу, а на самом деле, ноты закидывал в кусты, а сам с мальчишками в футбол играть, только через месяц его родители вычислили. Вот она любовь к спорту.

    Все почитала и поняла! А я-то думала у ребенка с психикой что-то не то, такие частые перепады настроения, — агрессия, а после этого бежит ко мне и обнимает, — все это очень пугало меня. Но я же ничего не могу сделать и никуда не убежать, он же мой ребенок. Надеюсь, с возрастом это действительно все пройдет, а иначе я не знаю что делать. Этой осенью идет в 1 класс, посмотрим как будут наши дела)

    Добрый день! мой папа — Сережа,так тут точно про него написано!что человек-идея так это точно! если у него есть какая-то идея или дело,то все остальные заботы переходят на второй план и он никого и ничего не замечает))) мама это называет «загорелось»))) у папы очень много друзей и у нас дома постоянно какое — то застолье.

    В моем окружении много друзей с этим именем, а самое главное, что мой любимый человек- Серенький!!!
    Так вот, более надежных, сексуальных, внимательных, добрых, сильных, симпатичных, с отличным чувством юмора я мужчин не встречала!!! Имя-супер!!!Что-то похоже, а что-то и нет, имя конечно много дает человеку, но ведь и не в имени дело.

    У меня дед Сергей. Замечательный человек! Я могу сказать что он настоящий мужчина. Он хозяйственный заботливый, сильный и чуткий. Своих внуков, то есть нас, он очень любит. Мы все детство с братом проводим у них с бабушкой в деревне. Наш дед еще тот виртуоз! Кстати, верно подмечено, что готов взять в жены женщину с ребенком. У нас так и получилось. Он нам не родной дед, но это и не важно, любит он нас как своих. И вообще, хочу сказать, сколько знаю Сергеев все мужчины мне симпатизируют своим отношением к жизни, своими успехами в работе и личной жизни.

    У меня муж Сергей. Вообще не про него.


то одна из трех автобиографических книг замечательного русского писателя XIX века. Сергей Тимофеевич Аксаков рассказывает в ней о своем детстве.

Сережа Багров, от лица которого ведется повествование, живет с родителями в Уфе. 200 лет назад город Уфа был небольшим, там нельзя было достать даже белой французской булки. А она требовалась маленькому Сереже, потому что у него было очень слабое здоровье.

В раннем возрасте мальчик серьезно болел, его спасла мать. Какие проникновенные строки посвятил ей Аксаков! Увидев, что доктора не могут помочь ребенку, она оставила все заботы, кроме одной. Заметив, что ребенок лучше чувствует себя на воздухе, она целое лето возила его в поля и леса, прилегающие к Уфе.

Здесь мальчик впервые почувствовал красоту и величие природы, проникся сострадательной любовью к окружающему миру. Он был очень впечатлительным, поэтому даже самые малые события детства хорошо ему запомнились.

Среди ярких впечатлений детства — первое знакомство с книгой. Богатый сосед Багровых Аничков подарил мальчику «Детское чтение для сердца и разума» — сборник познавательных и нравоучительных рассказов обо всем на свете. Через несколько недель Сережа знал все рассказы наизусть. Пораженный его памятью и любознательностью Аничков стал снабжать ребенка книгами.

После смерти дедушки-помещика, семья Багровых перебирается в родовое поместье, и родная природа, сельский быт вступают в свои права в душе мальчика. Увлечение рыбной ловлей останется с ним на всю жизнь.

Очень живо на Аксакова действует родное слово. Сказки, рассказанный ключницей Пелагеей, он ставит выше многих книг. Одна из них — знаменитый «Аленький цветочек». Писатель включил эту сказку в книгу.

Много разных событий происходит на протяжении книги. Автор не делит их на главные и второстепенные. Детское восприятие непосредственно. Для ребенка важно все, что произвело на него впечатление. Поэтому взрослым полезно прочитать книгу. Часто взрослые упускают особенности мышления и восприятия ребенка, и в силу этого делают досадные промахи в воспитании.

А с матери маленького Сережи стоит брать пример. Мало того, что она самоотверженно боролась за здоровье ребенка и победила болезнь. Ее методы воспитания были настолько правильны, что удивительно наблюдать за этой, в общем-то, довольно простой женщиной.

Вот Сережа настолько сильно увлекается предстоящей рыбной ловлей, что теряет терпение и усидчивость. Мать разговаривает с ним:

Мать дорогой принялась мне растолковывать, почему нехорошо так безумно предаваться какой-нибудь забаве, как это вредно для здоровья, даже опасно; она говорила, что, забывая все другие занятия для какой-нибудь охоты, и умненький мальчик может поглупеть, и что вот теперь, вместо того чтоб весело смотреть в окошко, или читать книжку, или разговаривать с отцом и матерью, я сижу молча, как будто опущенный в воду.

Вот уже повзрослевший Сережа становится свидетелем недостойного (видимо, распутного) поведения дворовых людей Прасковьи Ивановны Куролесовой, у которой Багровы гостили долгое время. Как тигрица набрасывается на них мать и устраняет опасность. Она считает душевную чистоту важнейшим условием правильного воспитания.

Такие нравственно здоровые воззрения были свойственны его матери. Не удивительно, что Аксаков вырос замечательным человеком. Что же касается литературных достоинств книги, то достаточно сказать, что И. С. Тургенев считал язык Аксакова образцом русской художественной речи.

Сергей Тимофеевич Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

Повесть "Детские годы Багрова-внука", созданная пером Аксакова, представляет собой произведение, которое оказало большое влияние на формирование в 19 веке (в 50-х годах) нового жанра отечественной литературы - повести о детстве, являющейся автобиографической. Опишем кратко историю создания этой повести.

История создания произведения

В 1854 году, 26 августа, Сергей Тимофеевич говорит своей любимице-внучке о том, что на следующий день рождения пришлет ей книжку, где будет рассказано "про весну младую", "про бабочек красивых", "лесного Мишку", и что эту книжку девочка Оля станет читать целый день.

Через два года, поздравляя внучку с днем рождения, писатель сообщает, что обещанное произведение получилось совсем не таким, как планировалось, и выйдет дай бог если еще через год. Замысел Аксакова существенно расширился, и в итоге получился текст, рассказывающий о годах его детства, людских судьбах прошлого.

Вы спросите, каково имя героя повести "Детские годы Багрова-внука?". Ответу на этот вопрос посвящена наша статья. Из нее вы узнаете не только о том, как звали главного героя, но и о его характере, трансформации личности. Расскажем обо всем по порядку.

История Сережи

Имя героя повести "Детские годы Багрова-внука" - Сережа. История этого ребенка представляет собой мир, который был увиден его глазами и наполнен переживаниями мальчика. С. Т. Аксакову удалось удивительным образом передать особенности мировосприятия своего юного героя через призму познавшего жизнь, взрослого человека, поскольку в произведении Багров-внук является одновременно и рассказчиком, и главным героем. Он не просто вспоминает свое детство, но при этом старается воспроизвести ощущения мальчика Сережи и взрослого, соотнеся их во времени. Автор повести как будто оглядывается назад, передавая детские впечатления, но одновременно оценивает многое с высоты жизненного опыта, прожитых лет.

Аксаков впервые в отечественной литературе в качестве главного персонажа представил путешествующего и в пути рассуждающего ребенка, уделил значительное место переживаниям, сопровождавшим в дороге Сережу Багрова. Главный герой вспоминает детство, проведенное им в Уфе, а также в нескольких деревнях, составлявших у семейства Багровых "родовую отчину".

"Дорога до Парашина": характеристика мальчика

В "Дороге до Парашина" автор наделяет следующими чертами имя героя повести "Детские годы Багрова-внука". "Кто он, этот Сережа?" - спросите вы. Отвечаем. Это маленький мальчик, который любознателен, любопытен, вся дорога ему интересна заранее. Он испытывает недоумение, удивление, даже потрясение от того, что увидел, поскольку все происходит с ребенком впервые. Мальчик ощущает радость и удовольствие, и именно это состояние становится определяющим, главным в пути. В первом путешествии, таким образом, перед нами предстает герой, открытый для восприятия всего нового, все его восхищает, удивляет. Помимо волнующих впечатлений, у него здесь нет других мыслей. Настолько хороша дорога, что смотрит в будущее лишь с надеждой герой повести "Детские годы Багрова-внука".

"Зимняя дорога в Багрово": характеристика главного героя

По-другому изображает автор мальчика в главе под названием в Багрово". Осень и зима проходят между этими двумя путешествиями. Прошедшее время было наполнено разнообразными событиями, как печальными, так и радостными. Цель его - навестить дедушку, который умирает, и этот факт очень огорчает главного героя. В нем, кроме того, еще живы грустные воспоминания о днях, проведенных в Багрово с сестрой без родителей. Герой Сережа из этого путешествия может быть охарактеризован следующим образом: из его восприятия исчезли любопытство, удивление, изумление, но остались тревога и страх, которые становятся основой для возникновения веры в предчувствия. Путешественник этот - уставший от дороги, раздражительный, злой, вкладывающий свое раздражение в характеристику окружающих предметов и явлений.

Сереже в первой поездке хотелось путешествовать, а во второй он почувствовал окончание пути с облегчением и радостью, ощущал себя в то же время измученным и разбитым.

Общая характеристика внутреннего мира Сережи

Аксаков рассказал с полной правдивостью о том, что было в детстве им пережито, начиная от первых ощущений и заканчивая целой гаммой различных человеческих чувств. Даже имя героя повести "Детские годы Багрова-внука" автор взял свое, подчеркивая тем самым автобиографичность произведения. Хотя в тексте, безусловно, присутствует и вымысел. Так, имя героя повести "Детские годы Багрова-внука" следует считать лишь наполовину автобиографичным, поскольку фамилию автор произведения изменил.

К внутреннему миру ребенка писатель проявляет большой интерес. Он следит с пристальным вниманием за развитием в мальчике душевных движений, включая самые незначительные. Умственная зрелость, обгоняющая возраст, выработала у главного героя привычку анализировать свои мысли и чувства. Он живет не одними лишь впечатлениями. Они являются предметом анализа мальчика, который подыскивает соответствующие понятия и толкования и закрепляет эти впечатления в своей памяти. Когда маленькому Сереже это не удается, Багров вспоминающий, повзрослевший приходит на помощь. Таким образом, на протяжении всего произведения слышны два разных голоса.

Развитие личности мальчика

Углубляются, расширяются знания о внешнем мире. Это приводит к тому, что мальчика все чаще навещает желание его практического освоения. Потребность труда пробуждается в нем. Начинает восхищаться Сережа прелестями работ в поле, но подмечает он также и то, какими ужасно тяжелыми порой бывают будни крепостных крестьян. Повзрослевший герой не только сострадает, но утверждается в мнении о святости и важности труда, в том, что гораздо ловчее и искуснее состоятельных слоев населения крестьяне, так как могут делать то, чего не умеют другие.

Сережа, переживая существующую дисгармонию внешнего мира, приходит к пониманию собственного несовершенства. В мальчике просыпается критическое отношение к себе. В его душе "ясная тишина" заменяется исканиями выхода, сомнениями.

Повествование в произведении заканчивается накануне поступления Сережи в гимназию. Кончилось детство. Изображение мужающего, взрослеющего человека со своим духовно-эмоциональным и событийным миром, качественно и беспрестанно меняющимся, - это основной пафос данного произведения.

Теперь вы знаете имя героя повести "Детские годы Багрова-внука" и характерные черты его личности. Произведение это очень интересно. Советуем прочитать его в оригинале и поближе познакомиться с этим мальчиком.

В книге, в сущности мемуарной, описываются первые десять лет жизни ребенка (1790-е гг.), проведенные в Уфе и деревнях Оренбургской губернии.

Все начинается с бессвязных, но ярких воспоминаний о младенчестве и раннем детстве - человек помнит, как его отнимали от кормилицы, помнит долгую болезнь, от которой он чуть не умер, - одно солнечное утро, когда ему стало легче, странной формы бутылку рейнвейну, висюльки сосновой смолы в новом деревянном доме и т. д. Самый частый образ - дорога: путешествия считались лекарством. (Подробное описание переездов в сотни верст - к родным, в гости и т. п. - занимает большую часть «Детских годов».) Выздоравливает Сережа после того, как ему становится особенно плохо в большом путешествии и родители, принужденные остановиться в лесу, постлали ему постель в высокой траве, где он и пролежал двенадцать часов, не в силах пошевелиться, и «вдруг точно проснулся». После болезни ребенок испытывает «чувство жалости ко всему страдающему».

С каждым воспоминанием Сережи «сливается постоянное присутствие матери», которая его выходила и любила, может быть поэтому, больше других своих детей.

Последовательные воспоминания начинаются с четырехлетнего возраста. Сережа с родителями и младшей сестрой живут в Уфе. Болезнь «довела до крайней восприимчивости» нервы мальчика. По рассказам няньки, он боится мертвецов, темноты и проч. (разнообразные страхи будут мучить его и дальше). Читать его научили так рано, что он даже не помнит об этом; книга у него была только одна, он знал ее наизусть и каждый день читал вслух сестре; так что когда сосед С. И. Аничков подарил ему «Детское чтение для сердца и разума» Новикова, мальчик, увлекшись книгами, был «точно как помешанный». Особенное впечатление произвели на него статьи, объясняющие гром, снег, метаморфозы насекомых и т. п.

Мать, измученная болезнью Сережи, боялась, что сама заболела чахоткой, родители собрались в Оренбург к хорошему доктору; детей же отвезли в Багрово, к родителям отца. Дорога поразила ребенка: переезд через Белую, собранная галька и окаменелости - «штуфы», большие деревья, ночевки в поле и особенно - рыбная ловля на Деме, которая сразу свела мальчика с ума не меньше чтения, огонь, добытый кремнем, и огонь лучины, родники и т. п. Любопытно все, даже то, «как налипала земля к колесам и потом отваливалась от них толстыми пластами». Отец радуется всему этому вместе с Сережей, а любимая мать, наоборот, равнодушна и даже брезглива.

Встреченные в пути люди не только новы, но и непонятны: непонятна радость родовых багровских крестьян, встретивших семью в деревне Парашине, непонятны отношения крестьян со «страшным» старостой и т. п.; ребенок видит, между прочим, жатву в жару, и это вызывает «невыразимое чувство сострадания».

Патриархальное Багрово не нравится мальчику: дом маленький и печальный, бабушка и тетушка одеты не лучше слуг в Уфе, дед суров и страшен (Сережа был свидетелем одного из его безумных припадков гнева; позже, когда дед увидел, что «маменькин сынок« любит не только мать, но и отца, их отношения с внуком внезапно и резко изменились). Детей гордой невестки, «брезговавшей» Багровом, не любят. В Багрове, до того негостеприимном, что даже кормили детей плохо, брат и сестра прожили с лишком месяц. Сережа развлекается, пугая сестру рассказами о небывалых приключениях и вслух читая ей и своему любимому «дядьке» Евсеичу.

Тетушка дала мальчику «Сонник» и какой-то водевиль, сильно подействовавшие на его воображение.

После Багрова возвращение домой так подействовало на мальчика, что он, опять окруженный обшей любовью, вдруг повзрослел. В доме гостят молодые братья матери, военные, окончившие Московский университетский благородный пансион: от них Сережа узнает, что такое стихи, один из дядей рисует и учит этому Сережу, отчего кажется мальчику «высшим существом». С. И. Аничков дарит новые книги: «Анабасис» Ксенофонта и «Детскую библиотеку» Шишкова (которую автор очень хвалит).

Дяди и приятель их адъютант Волков, играя, дразнят мальчика, между прочим, за то, что он не умеет писать; Сережа обижается всерьез и однажды кидается драться; его наказывают и требуют, чтобы он просил прощенья, но мальчик считает себя правым; один в комнате, поставленный в угол, он мечтает и, наконец, заболевает от волнения и усталости. Взрослые пристыжены, и дело кончается общим примирением.

По просьбе Сережи его начинают учить писать, пригласив учителя из народного училища. Однажды, видимо, по чьему-то совету, Сережу посылают туда на урок: грубость и учеников и учителя (который был так ласков с ним дома), порка виноватых очень пугают ребенка.

Отец Сережи покупает семь тысяч десятин земли с озерами и лесами и называет ее «Сергеевской пустошью», чем мальчик очень горд. Родители собираются в Сергеевку, чтобы лечить мать башкирским кумысом, весной, когда вскроется Белая. Сережа не может думать ни о чем другом и с напряжением следит за ледоходом и разливом реки.

В Сергеевке дом для господ не достроен, но веселит даже это: «Окон и дверей нет, а удочки готовы». До исхода июля Сережа, отец и дядька Евсеич удят на озере Киишки, которое мальчик считает своим собственным; Сережа впервые видит ружейную охоту и чувствует «какую-то жадность, какую-то неизвестную радость». Лето портят только гости, правда нечастые: посторонние, даже ровесники, тяготят Сережу.

После Сергеевки Уфа «опостылела». Сережу развлекает только новый подарок соседа: собрание сочинений Сумарокова и поэма «Россиада» Хераскова, которую он декламирует и рассказывает родным разные выдуманные им самим подробности о любимых персонажах. Мать смеется, а отец беспокоится: «Откуда это все у тебя берется? Ты не сделайся лгунишкой». Приходят известия о смерти Екатерины II, народ присягает Павлу Петровичу; ребенок внимательно слушает не всегда понятные ему разговоры обеспокоенных взрослых.

Приходит известие о том, что дедушка умирает, и семья сразу собирается в Багрово. Сережа боится видеть умирающего дедушку, боится, что маменька от всего этого захворает, что зимой они замерзнут в пути. В дороге мальчика мучают печальные предчувствия, и вера в предчувствия укореняется с этих пор в нем на всю жизнь.

Дедушка умирает через сутки после приезда родных, дети успевают попрощаться с ним; «все чувства» Сережи «подавлены страхом»; особенно поражают его объяснения няньки Параши, почему дед не плачет и не кричит: он парализован, «глядит во все глаза да только губами шевелит». «Я почувствовал всю бесконечность муки, о которой нельзя сказать окружающим».

Поведение багровской родни неприятно удивляет мальчика: четыре тетки воют, повалившись в ноги брату - «настоящему хозяину в доме», бабушка подчеркнуто уступает власть матери, а матери это противно. За столом все, кроме Матери, плачут и едят с большим аппетитом. И тогда же, после обеда, в угловой комнате, глядя на незамерзающий Бугуруслан, мальчик впервые понимает красоту зимней природы.

Вернувшись в Уфу, мальчик опять переживает потрясение: рожая еще одного сына, чуть не умирает мать.

Став хозяином Багрова после смерти деда, отец Сережи выходит в отставку, и семья переезжает в Багрово на постоянное житье. Сельские работы (молотьба, косьба и пр.) очень занимают Сережу; он не понимает, почему мать и маленькая сестра к этому равнодушны. Добрый мальчик пытается жалеть и утешать быстро одряхлевшую после смерти мужа бабушку, которую он до того, в сущности, не знал; но ее обыкновение бить дворовых, весьма обычное в помещичьем быту, быстро отвращает от нее внука.

Родителей Сережи зовет в гости Прасковья Куролесова; отец Сережи считается ее наследником и потому ни в чем не перечит этой умной и доброй, но властной и грубоватой женщине. Богатый, хотя и несколько аляповатый дом вдовы Куролесовой поначалу кажется ребенку дворцом из сказок Шахерезады. Подружившись с матерью Сережи, вдова долго не соглашается отпускать семью назад в Багрово; между тем суетливая жизнь в чужом доме, вечно наполненном гостями, утомляет Сережу, и он с нетерпением думает об уже милом ему Багрове.

Вернувшись в Багрово, Сережа впервые в жизни в деревне по-настоящему видит весну: «я <...> следил за каждым шагом весны. В каждой комнате, чуть ли не в каждом окне, были у меня замечены особые предметы или места, по которым я производил свои наблюдения...» От волнения у мальчика начинается бессонница; чтобы он лучше засыпал, ключница Пелагея рассказывает ему сказки, и между прочим - «Аленький цветочек» (эта сказка помещена в приложении к «Детским годам...»).

Осенью по требованию Куролесовой Багровы гостят в Чурасове. Отец Сережи обещал бабушке вернуться к Покрову; Куролесова не отпускает гостей; в ночь на Покров отец видит страшный сон и утром получает известие о болезни бабушки. Осенняя дорога назад тяжела; переправляясь у Симбирска через Волгу, семья чуть не потонула. Бабушка умерла в самый Покров; это страшно поражает и Сережиного отца, и капризную Куролесову.

Следующей зимой Багровы собираются в Казань, помолиться тамошним чудотворцам: там никогда не был не только Сережа, но и его мать. В Казани предполагают провести не больше двух недель, но все складывается иначе: Сережу ожидает «начало важнейшего события» в его жизни (Аксакова отдадут в гимназию). Здесь кончается детство Багрова-внука и начинается отрочество.