Как написать вывод к исследовательской работе. Основные рекомендации по написанию исследовательских работ. Пример написания введения к научной работе

Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье младшего школьника, я сделал вывод , что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость.

Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим.

И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию.

Тем более, что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден.


В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость , подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества.

Развитие новых технологий обучения в школе требует хорошего знания персонального компьютера. Изучить самостоятельно работу во многих программах довольно – таки сложно.

Надо иметь достаточно сильную мотивацию, чтобы в одиночку постичь «неизведанное». Но все – таки лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения . В этом учащимся поможет школа.

По статистике отмечается рост числа персональных компьютеров у учеников дома, но это пока никак не влияет на их здоровье. Я предполагаю, что школьники соблюдают нормы работы за компьютером дома. В школе уделяется огромное внимание технологиям, помогающим сохранить здоровье.

Отношение учителей к появлению у школьников персональных компьютеров практически однозначно: машина создана не для развлечений, а для работы . Дети должны, в первую очередь, пополнять свои знания, а не играть.

Конечно, есть игры, которые развивают память и мышление, но современные подростки чаще всего предпочитают различные «стратегии и др.». А это отрицательно сказывается на их психике и работоспособности.

Ученые проводят параллель между частым использованием компьютера и резким ухудшением зрения у подростков. Однообразная и длительная работа за компьютером приводит к чрезмерному напряжению глаз и проблемам с фокусировкой .


Симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в глазах, расплывчатости изображения. Но, как это ни странно звучит, дети быстро адаптируются и, скорее всего, просто не обращают внимания на проявившиеся симптомы.

Проводя исследования я выяснил, что у 52 % опрошенных проявляются подобные симптомы, но они либо не обращают на это внимания, либо немного отдыхают.

Работа по вопросу влияния компьютера на психическое здоровье учеников второго класса велась в течение года. Вопросы и проблемы, поднятые в моей работе, привлекли внимание моих одноклассников.

Пока симптомы психической зависимости никак не проявляются у учеников нашей школы, но я думаю, что это может быть связано с не очень откровенными ответами на вопросы анкеты, с несовершенными способами исследования.

Вопросы, связанные с компьютерной зависимостью, очень интересуют меня , потому что каждый должен знать, как уберечь себя от негативного влияния компьютера.
проводить анкетирование, обрабатывать и анализировать полученные данные.

Среди своих одноклассников. Она включала в себя распространение памятки с комплексом упражнений для глаз и мышц шеи. (приложение №2)

Как и введение, заключение курсовой работы является важнейшей частью данного практического задания и одним из ключевых элементов исследования. В большинстве случаев преподаватели читают именно эти два раздела, составляя по ним мнение обо всей курсовой. Первоочередная задача каждого учащегося ВУЗа — составить заключение и введение таким образом, чтобы изучать остальной материал преподавателю просто не хотелось.

Даже беглый взгляд на эти части материала должны дарить полную уверенность в том, что вся остальная курсовая ничуть не хуже, и над ее написанием студент трудился долго и упорно.

Пример того, как писать заключение в курсовой

Если в первом разделе курсовой, то есть во введении, обозначаются задачи и цели данной работы, то ее заключение необходимо составить следующим образом:

  1. Дать ответы на все вопросы, которые были поставлены в первом разделе.
  2. Прописать методы исследования, благодаря которым удалось достичь имеющихся результатов.
  3. Написать личное мнение по исследуемой проблеме.
  4. Выделить все умозаключения.
  5. Обозначить, в чем именно заключается уникальность проделанной работы.
Грамотно составленная заключительная часть вполне может принести студенту дополнительный балл за курсовую.

Начинать любое заключение можно стандартной фразой: “проведенное исследование позволяет заключить, что...”, либо “исходя из данного материала...”. Такое предложение сразу же заостряет внимание на том, что студент подводит итог всего своего исследования.

После вступительных слов необходимо дать ответы на сформулированные еще в вводной части вопросы. Чтобы преподаватель лучше ориентировался в тексте, все тезисы можно изложить в виде пронумерованного списка. Главная задача заключения — дать ясно понять, что все поставленные в исследовании задачи были выполнены, а все цели достигнуты.

Как лучше писать заключение в курсовой

Чтобы составить заключительную часть быстро и грамотно, можно просто использовать при ее написании промежуточные выводы, которые прописывались в конце каждого раздела курсовой. Не стоит их полностью копировать, лучше каждый такой тезис немного перефразировать и скомпоновать по-другому — после этого заключение будет практически готовым.

Очень важно, чтобы в заключительной части были грамотно прописаны самые основные выводы. Если в работе имелись расчеты и конкретные цифры, можно написать их здесь еще раз. В заключении исследования прикладного характера должны быть расписаны практические возможности применения таких исследований. Главное, чтобы каждый итог был четко обоснован и доказан в материале курсовой работы.

Важен также стиль написания заключительной части. Приветствуется использование специальных научных терминов, язык должен быть четким и «сухим», а все предложения — удобочитаемыми и не слишком длинными. Приветствуются также ссылки на других авторов. Имеет значение и то, как выглядит текст визуально: предпочтительно наличие большого количества абзацев и выделенных выводов, текст должен быть структурированным и не растянутым.

Что стоит писать в заключении

Преподаватель, проверяющий курсовую, именно по заключительной части будет судить о том, насколько оригинально автор сумел провести исследование и построить умозаключения. Это значит, что при написании заключения стоит избегать общепонятных и общеизвестных фактов — приветствуются только уникальные выводы, сформулированные после тщательного изучения доступной информации. Преподаватель должен понять, что студенту удалось провести серьезную исследовательскую работу.

В финальной части заключения рекомендуется упомянуть о том, каковы дальнейшие перспективы развития и изучения представленной темы. Здесь можно написать собственное видение того, в какую сторону можно продолжать данное исследование, обозначить его дальнейшие перспективы и возможные результаты.

Что касается объема заключительной части, то ее следует уместить на двух-трех страницах курсовой. Чтобы на растягивать текст, стоит использовать короткие тезисы — лаконичные и понятные. Итог должен быть максимально емким, тогда преподаватель по достоинству оценит исследовательский талант студента.

Страницы текста и приложений должны соответствовать формату А4(210x297). Выполнение работы осуществляется машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через 1,5 интервала. Высота букв и цифр должна быть не менее 1,8 мм. (Обычно шрифт 14пт Times New Roman с полуторным интервалом). На странице около 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания, т. е. 57–60 знаков в строке, 28–30 строк на странице.

Текст исследовательской работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 25 мм.

При выполнении исследовательской работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения, линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкими, одинаково черными по всему тексту.

Заголовки структурных элементов исследовательской работы и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать жирным шрифтом, не подчеркивая. От текста заголовки отделяются двумя интервалами сверху. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Общие требования к выполнению исследовательской работы

Исследовательская работа является первой работой студента, требующей от него освоения элементов научно-исследовательской работы . Тема исследовательской работы не может носить описательного характера, в формулировке теме должна быть заложена исследовательская проблема.

Исследовательская работа подготавливает школьника к выполнению более сложной задачи - исследовательской работы в ВУЗе. Рекомендуем тщательно ознакомиться с данной темой, так как здесь изложены основные требования к любой научной работе.

Темы работ предлагаются и утверждаются учителями-предметниками. Основные руководящие данные и методические указания для выполнения исследовательской работы по конкретной дисциплине готовятся школьными методическими объединениями. Школьники самостоятельно выбирают дисциплину и тему работы, но в рамках учебного плана. Учащийся также может предложить свою тему исследовательской работы, но обосновав при этом целесообразность ее разработки.

Рационально темы исследовательских работ, выполняемых школьниками за весь период обучения, подбирать таким образом, чтобы они составляли единую систему последовательно усложняемых и взаимосвязанных работ. Желательно публичное проведение процедуры защиты исследовательской работы. При защите работы студент учится не только правильно излагать свои мысли, но и аргументировано отстаивать, защищать выдвигаемые выводы и решения.

Тема должна быть указана без кавычек и без слова «тема». Формулировка тема должна быть по возможности краткой и соответствовать содержанию работы. Объем исследовательской работы от 10 до 30 страниц машинописного текста.

Введение - очень ответственная часть научной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы. Поэтому основные части введения к научной работе рассмотрим подробно.

Актуальность - обязательное требование к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1-3 предложений показать главные факторы актуальности темы.

Иногда автор работы, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако это позднее не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи (2–3 задачи), которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, вывести формулу, разработать методику и т. п.).

Проблема проекта

«Почему?»
(это важно для меня лично)

Актуальность проблемы – мотивация

Цель проекта

«Зачем?»
(мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

«Что?»
(для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

«Как?»
(мы можем это делать)

Выбор способов и методов планирования

Результат

«Что получится?»
(как решение проблемы)

Ожидаемый результат

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект - это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет - это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Введение
Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена работа , ее практическая часть. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т. е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Объем введения в исследовательской работе обычно не более 1-2 страниц машинописного текста.

Основная часть
Основная часть исследовательской работы может состоять из 2–3 глав (1 глава теоретическая, описательная, 2-я, 3-я практическая, что было сделано для достижения цели) которые можно, в свою очередь, разделить на параграфы. Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы исследовательской работы. Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Оптимально равное соотношение объемов разделов и параграфов. Объем параграфов не должен превышать объема любой из глав работы. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.

В основной части исследовательской работы обобщаются сведения из разных литературных источников по данной теме, излагается аргументированный авторский подход к рассмотренным концепциям, точкам зрения. В работах практической направленности обязательно должна быть глава, описывающая методики и техники конкретного авторского исследования, и, собственно, само эмпирическое исследование. Методики практического исследования зависят от дисциплины, по которой пишется работа. Специальные методические рекомендации и указания студенту предоставляются кафедрой и научным руководителем. В исследовательской работе практическая часть не обязательно должна носить обширный характер, но вместе с тем должна быть такой, чтобы студент мог освоить практические, эмпирические, статистические, математические, диагностические и т. п. методы конкретной науки.

Заключение
Заключение содержит краткое изложение выводов по теме работы. Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нем должны быть изложены итоговые результаты. Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части работы. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Заключительная часть предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Список использованной литературы
Список использованных источников и литературы содержит наименование работ, источников, которые были непосредственно использованы автором при работе над исследовательской работой. Количество использованных источников и литературы в исследовательской работе, как правило, должно быть не менее 5 и до 15.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в Приложении .

Некоторым студентам, а также соискателям научной степени придется столкнуться с такой задачей, как НИР. А вот как написать эту научно-исследовательскую работу в вузе, никто толком и не знает. Ну, кроме нас, конечно же.

Для чего нужна научно-исследовательская работа в институте?

НИР – это такой же вид работ, как и все остальные ( , ). Как и все они, научно-исследовательская работа прецдназначена для тех, кто жаждет докопаться до сути вещей и явлений, хочет понять и проанализировать какие-то природные явления, а также намеревается сам сделать какое-то открытие.

НИР – это процесс постижения знаний, проведения исследований.

Остается только узнать, как составить научно-исследовательскую работу.

Давайте разбираться.

Если перед вами стоит такая нелегкая задача, а вы «ни бум-бум», не переживайте. Вот несколько рекомендаций, с помощью которых вы справитесь легко и непринужденно:

  1. Грамотно сформулируйте тему исследования . Не стоит брать слишком обширный вопрос для изучения. Например, если вы являетесь поклонником Гоголя, не стоит брать все его творчество. Остановитесь на определенном жизненном отрезке его жизни или займитесь изучением истории создания «Вий». Если застряли на этой задаче, попросите помочь научного руководителя.
  2. Обсудите объем работы . Как правило, на него повлияет уровень сложности. Например, школьник для выступления на научной конференции должен подготовить около 20-30 страниц печатного текста. В дипломном проекте НИР может достигать 100 листов.
  3. Изучите проведенные ранее исследования по этой теме . Сравните их с собственными данными и сделайте выводы.
  4. В самом начале сформулируйте цель работы и задачи . Это поможет с оформлением заключения. Да и в достижении задач гораздо лучше, когда их четко для себя сформулируешь.
  5. Определите актуальность . Наметьте возможные пути решения проблемы. Перед тем как писать введение в научно-исследовательской работе, следует выяснить для себя, зачем была выбрана именно эта тема.
  6. Проработайте основную часть . Здесь описывают промежуточные результаты исследования, наблюдения и опыты, делаются предварительные выводы.
  7. Проследите логичность работы . После ее написания необходимо обязательно просмотреть и определить, не нарушен ли логический порядок, последовательность хода исследования или мыслей.
  8. Проработайте заключение . Здесь нужно подвести итог проделанной работы, описать ее достоинства, а также определить дальнейшие пути в выбранной области.
  9. Составьте библиографический список . можно так же, как и в других научных работах.

А здесь вы можете увидеть общий структурный план-образец того, как правильно написать НИР:

Этот же план вам понадобится и перед тем, как написать отчет по НИР (если потребуется).

Как и любая студенческая работа, научно-исследовательский труд должен быть оформлен по строгим правилам:

  1. После написания проверьте работу на наличие стилистических, грамматических или орфографических ошибок. Основная часть не должна превышать по объему 30-35 страниц. Текст должен быть напечатан с полуторным интервалом 14-м шрифтом. Нумерация страниц должна быть выполнена арабскими цифрами в верхнем правом углу страницы.
  2. Используемые графики, диаграммы, схемы, таблицы следует использовать по ходу изложения материала. Дополнительные сведения лучше размещать в приложениях. Все таблицы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах раздела.
  3. Стиль оформления ссылок на источники по всей работе должен совпадать. При использовании прямых цитат, их следует помещать в кавычки.
  4. При оформлении титульного листа сверху указывается название организации, для которой выполняется НИР. В центре листа указывается название научно-исследовательской работы, ее тип (курсовая, диплом и т.д.). Чуть ниже справа пишут ФИО учащегося, а также научного руководителя, его должность. В самом низу проставляется город и год выполнения работы. А вообще, перед тем как писать научно-исследовательскую работу, обязательно просмотрите примеры готовых работ или попросите образец предыдущих лет у своего научного руководителя.
  5. Приложения начинаются с нового листа. В верхнем правом углу пишется слово «приложение». Каждый такой лист должен иметь свой заголовок.
  6. Библиографический список должен быть оформлен по алфавиту фамилий авторов.

Не переживайте! Миллионы студентов писали в своей жизни научно-исследовательские работы. Никто от этого еще не умер. И у вас непременно получится. Впрочем, если вам и без того есть куда потратить свое драгоценное время, то рекомендуем обратиться с этой задачей к специальным студенческим сервисам . Они-то уж точно выполняли такое задание пару миллиардов раз. Так зачем насчет этого париться еще и вам?..

Цель грамотного оформления исследовательской работы - показ навыков учащихся в самостоятельных разработках, проводимых современными методиками. Кром того, она заключается в анализе полученных результатов и в сравнении их с книжными данными. Школьники и студенты должны продемонстрировать умение приходить к научно обоснованным выводам.

Сегодня поговорим как о структуре исследовательской работы, так и об основных принципах ее оформления. Главные требования здесь - точность, ёмкость, краткость и максимально полное соответствие содержанию. Существуют даже примеры оформления исследовательских работ для детских садов! Но мы с вами поговорим сегодня о трудах студентов и школьников.

О чём писать во введении

Назначение данного раздела - коротко охарактеризовать проблему в ее современном состоянии, обосновать актуальность выполнения, значение с точки зрения науки (а также практики). Кроме того, сформулировать главные задачи и обозначить предмет исследования и его объект, выдвинуть основную гипотезу. Даже пример оформления содержит те же требования (возможно, в несколько упрощенном виде).

Обосновывая актуальность выбранной темы, избегайте многословия. Главное - показать значимость и своевременность ее, как и суть имеющейся проблемы.

Классический пример правил оформления научно-исследовательской работы школьника или студента требует приведения ниже формулировки основной цели и уточнения конкретных задач, решить которые предстоит данному труду. Как правило, подается информация в форме перечня - какие именно аспекты следует выявить, изучить, восстановить, описать и так далее. При одной-единственной цели задач может быть выдвинуто сразу несколько. Оптимальное их количество - от трех до пяти.

Формулировка цели должна содержать указание на общий смысл и направление исследования. Ее следует уместить в одном предложении. Цель органично привязана к теме и должна быть с ней полностью созвучна.

А что же такое задачи?

Обозначенными задачами мы уточняем нашу цель и прокладываем пути к ее достижению. Формулировка каждой из них соответствует очередному этапу содержания и чаще всего служит заголовком конкретной главы.

Во введении следует обязательно сформулировать как объект исследования, так и его предмет. Под первым понимаются явления (или процессы), породишие данную проблемную ситуацию, которые предстоит изучать. Предмет же исследования - лишь часть объекта. Им определяется тема, вынесенная в качестве названия на титульный лист.

Если же имеется пример оформления исследовательской работы с формулировкой темы в образном стиле, следует продублировать название в более научных терминах.

Гипотеза - один из важнейших элементов исследования. Что это такое? Под данным термином понимается обоснованное с научной точки зрения предположение, касающееся объяснения (достаточно условного) определённых явлений, их причин либо закономерных связей. Область выдвижения гипотезы - природная среда, общественная жизнь либо человеческий разум.

Раздел, посвященный обзору литературы

В нём от автора требуется продемонстрировать владение информацией о тех основных работах, которые имеются по теме изучаемого вопроса. Другой необходимый навык касается умения целенаправленной работы с книжными материалами, подборки, анализа и сопоставления имеющихся в них фактов. Любой пример оформления исследовательской работы побуждает автора продемонстрировать собственное знакомство с обозначенной областью в разрезе как минимум нескольких источников, что позволяет ему ставить перед собой серьезные научные задачи.

Текст раздела сопровождается ссылками на материал, используемый для работы. То же самое относится к имеющимся таблицам и рисункам. Проводя обзор литературы, следует касаться лишь избранной тематики. Не стоит подробно излагать всю прочитанную информацию, большая часть которой лишь косвенно затрагивает проблему.

Примеры оформления научно-исследовательской работы школьников и студентов демонстрируют, что данный раздел рекомендуется заканчивать кратким выводом, касающимся перспектив будущего изучения тематики.

Если наша работа задумана в естественнонаучной области и касается материалов, полученных в полевых природных условиях, то следует предусмотреть указанные ниже разделы.

Методика и материал исследования

Пример оформления научно-исследовательской работы в этой части содержит указание на район, где собирались данные, даты сбора материалов, сведения о том, кем проводилось наблюдение, перечисляются его объекты. Если речь идет об экспериментальной работе, следует обязательно указать место ее проведения.

Под методами исследования подразумеваются те способы и приемы, к которым прибегает автор в своей работе. Они зависят от поставленных задач и выступают в качестве инструментов в деле добывания фактического материала. Среди таковых можно выделить методы, относящиеся к общим (в виде наблюдения, сравнения, измерения, моделирования, синтеза, анализа, эксперимента, анкетирования, тестирования, интервьюирования) и другим (частного характера), которые применяются при лишении лишь узкого круга задач.

Чем отличаются метод и методика? Эти понятия вы встретите в любом примере оформления исследовательской работы. Последняя касается проведения диагностики и способов обработки данных, а также поясняет результат. Если методика - не авторская (описание ее содержится в имеющейся литературе), подробного изложения сути не требуется. Достаточно ограничиться ссылкой на соответствующий источник. В случае же внесения в нее изменений они должны быть подробно описаны с обоснованием данной необходимости. То же самое относится и к целиком оригинальной методике.

Что еще нужно предусмотреть

Пример оформления исследовательской работы школьника и студента подразумевает, помимо прочего, в данном разделе перечисление используемых в работе инструментов и приборов с указанием допустимой погрешности измерений всех параметров.

Раздел, характеризующий район исследования, составляется с использованием литературы. Его значение достаточно велико при разработках естественнонаучного характера, гео- и биологических и пр. В подобных работах данный раздел весьма обширен.

О результатах исследований

Раздел "Результаты", как правило, основной. Здесь можно найти примеры оформления практической части исследовательской работы. Обычно его подразделяют на несколько частей в соответствии с рядом конкретных задач. Содержание его состоит в подробном изложении выявленных результатов с их иллюстрацией (в случае необходимости) рисунками, таблицами, графиками, диаграммами и фото. Приводится сопоставление с полученными из сторонних источников данными.

Ссылки на таблицы или рисунки в тексте данного раздела обязательны. Согласно правилам оформления, о которых мы поговорим ниже, каждый подраздел кратко подытоживает самые основные моменты (обычно без применения слова "вывод").

В случае большого объема материала выявленных данных может быть посвящен самостоятельный раздел. Здесь автору предстоит блеснуть умением размышлять, делать нужные выводы и сопоставлять факты либо данные. Именно здесь приводится его согласие с общепринятой точкой зрения или мотивированное возражение.

Приведенные в строгий порядок результаты должны быть подвержены статистической обработке. Делается это с использованием известных компьютерных программ наподобие Excel или же благодаря специальным алгоритмам, написанным конкретно для данного исследования (что может составлять одну из его задач).

Выводы

Задача данного раздела - коротко сформулировать итоги в разрезе каждого пункта, дать практические рекомендации и наметить перспективу будущих исследований. В случае отсутствия полученных конкретных результатов выводы заменяются более или менее пространным заключением. Оно выполняет роль концовки, логически оформляет полученные итоги и привязывает их к решаемым задачам и общей цели работы.

В выводах обязательно следует указать, достиг ли автор поставленной цели, и в какой степени. Данное требование всегда предъявляется к примеру правильного оформления исследовательской работы.

"Литература" и "Приложения"

Данные разделы посвящены перечислению в алфавитном порядке полного списка использованных работ. В случае, когда часть их издана на иностранных языках, приводятся они также по алфавиту, после списка русскоязычных источников. Нумерация при этом имеет сквозной характер.

В "Приложения" выносят большую часть дополнительных и вспомогательных материалов во избежание загромождения основного текста. Их содержание может быть весьма различным. Речь идет и о подлинниках тех или иных документов и о протоколах исследований с указанием конкретных данных.

Формой материалов может быть графика, текст, карта, таблица, иллюстрация, фото и т. д. Любое из приложений существует в виде отдельного листа, в углу (справа вверху) которого проставлено слово "Приложение" с конкретным заголовком. Если таковых несколько, нумерация их проводится без знака № при помощи арабских цифр. Она также имеет сквозной характер и является продолжением нумерации листов всего текста работы. Связывают приложения с основным документом благодаря ссылкам ("см. Приложение 1").

Исследовательская работа: пример (образец) оформления

Выполняют ее на стандартных листах белой писчей бумаги форматом А4. Расположение - вертикальное. Каждый из листов содержит поля (по 2 см сверху и снизу, 1 см справа и 3 см слева). Обводить их не нужно.

Следует придерживаться оптимального общего объема листов. Он не должен быть слишком велик. Лучше всего, когда количество страниц - от 15 до 20.

Печатается текст, как правило, на компьютере с использованием межстрочного интервала в полтора знака. Размещают его лишь с одной стороны каждого листа, выравнивают с переносом слов по ширине текста. В качестве десятичного знака используется точка.

Необходимые нюансы

Все аббревиатуры подлежат обязательной расшифровке. Если необходимы сокращения, то пояснение каждого из них производится при первом упоминании.

Нумерация страниц ведется с четвертой по счёту. Цифра проставляется на посередине листа. В качестве первой страницы выступает титульный лист. Если встречаются упоминания растений, животных, микроорганизмов, после каждого из них в скобках приводится на латинском языке и их видовое название. Также указывается фамилия автора, впервые описавшего данное явление.

Если исследование ведется в сфере ботаники, к работе нужно обязательно приложить соответствующий гербарий.

Структура работы

На первом (титульном) листе обозначается полное название (юридического характера) того учреждения, где работа проводилась. Далее прописными буквами - название самой работы, затем фамилия, имя выполнившего, его класс или группа, а также данные о руководителе и консультанте (если таковые имеются). При наличии необходимо упомянуть должность и ученую степень каждого. Это относится главным образом к примерам оформления научно-исследовательских работ студентов. Внизу проставляется обозначение населенного пункта и год выполнения.

Второй лист всегда посвящен содержанию труда (оглавлению). Он обязательно содержит полный состав заголовков и подзаголовков исследования, чье строгое соответствие тексту должно обязательно соблюдаться. Приводятся номера страниц, с которых начинается каждый из разделов.

Любой заголовок пишется с прописной буквы. Точка в конце не ставится. Рубрики нумеруются по индексационной системе (1.1 , 1.2, ...).

Переходим к тексту

Третий лист посвящается введению. Объем его, как утверждает классический пример оформления исследовательской работы, обычно не превышает размера страницы.

Начиная с четвертого листа, мы переходим к основной части работы с разделами, названными выше. Она всегда бывает оформлена в виде сплошного текста, разделенного небольшими интервалами. Каждый из разделов должен быть выделен двойной нумерацией (3.1, 3.2 и т. д.), заголовки всех подразделов также обязаны быть вынесены в список литературы.

По окончании основной части делается заключение (либо пишутся выводы). Для этого используют отдельные листы бумаги. Литературу также перечисляют с новой страницы.

Как оформить иллюстративный материал

Все таблицы имеют нумерацию сквозного порядка. Их расположение на листе может быть горизонтальным либо вертикальным. Справа следует обозначить: "Таблица номер...". Посреди строки ниже приводится ее название.

В случае перепечатки из какого-либо литературного источника обязательно указание в скобках после названия ссылки на него. Если таблица предсталяет собой чередование результатов и литературных данных, ссылки располагают в соответствующих ее частях. В случае необходимости под таблицей приводятся все нужные примечания.

Когда размер ее слишком велик (не помещается на одном листе), возможен перенос на следующий (в скобках - "продолжение" либо "окончание"). Заголовок таблицы приводится лишь один раз.

Все графические изображения, которые могут существовать в виде схем, фотографий, диаграмм, графиков либо рисунков, также обладают сквозной нумерацией и обозначаются как рисунки. Выполняют их тушью либо чёрной пастой. Необходимые для автора обозначения выносятся на рисунок с использованием цифр или значков. Ниже рисунка ставится его обозначение - "Рис. (номер)" и название. Ниже может быть приведён нумерованный список условных обозначений.

Как и в случае с таблицами, на заимствованные в литературе рисунки помещается ссылка. Если картинка воспроизведена с изменениями относительно оригинала, это должно быть указано рядом с ней.

Научно-исследовательская работа: пример оформления ссылок

Форма указания на них зависит от источника. В качестве последних выступают статьи либо книги, имеющие автора или нескольких, а также справочники, словари и школьные учебники.

Если книга либо статья имеет одного-двух авторов, ссылки оформляются с указанием в скобках их фамилий без инициалов, перечисленных через запятую вместе с годом издания. Другой вариант - указать фамилию автора в самом тексте работы. В этом случае инициалы проставляются, в скобках указывается год издания.

Если же авторский коллектив состоит из более чем двух человек, упоминают фамилию лишь первого из них с добавлением "и др." или "с соавторами". В случае, когда авторов слишком много (это относится к энциклопедиям, словарям и т. п.), вместо фамилии приводится лишь название с годом издания книги.

Как правило, длинные наименования литературных источников приводятся не более одного раза. В дальнейшем они подлежат сокращению. В случае использования в тексте дословной цитаты через запятую указывается номер страницы с цитируемым фрагментом.

Как оформить список литературы

Это делается согласно определенным библиографическим правилам для разных источников. Пример оформления исследовательской работы школьника либо студента содержит точно такие же требования. Любая из статей или книг записывается в алфавитном порядке с красной строки. Вначале, как уже упоминалось, приводятся работы на русском языке, ниже - на иностранных.

Обязательно для всех видов источников указание сведений об авторах, заглавий, выходных данных и количественной характеристики. Под выходными данными подразумевается информация о названии издательства, месте его расположения и годе выхода. Названия городов при этом приводятся полностью, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, которые принято употреблять в сокращении.

Под количественной характеристикой понимается число страниц. Если речь идёт о журнале или сборнике, приводятся лишь те страницы, которые относятся непосредственно к публикации. В этом случае информация существует в виде указания через тире номеров первой и последней из них.

Ссылаясь на интернет-сайт, в список источников, помимо автора и названия, помещают адрес веб-страницы.