Древние цивилизации города долины инда. Цивилизация долины реки инд. Поселения хараппской цивилизации

Древнейшие энеолитические поселения пока обнаружены на западной окраине долины Инда. Хотя климат в Северо-Западной Индии в IV-III тысячелетиях до н. э. был более влажным, чем в настоящее время, всё же наличие источников воды для искусственного орошения, видимо, уже являлось определяющим при основании этих поселений: как правило, они были расположены у горных речек и ручейков при их выходе на равнину; здесь воды, видимо, перехватывались плотинами и направлялись на поля.

К середине III тысячелетия до н. э. в этих относительно благоприятно расположенных районах важным занятием населения становилось уже земледелие, но большую роль играло и скотоводство. Наиболее удобными для земледелия в климатических условиях Индии были речные долины, затоплявшиеся в период дождей. С дальнейшим усовершенствованием орудий труда становится возможным постепенное освоение этих долин. В первую очередь оказалась освоенной долина Инда. Именно здесь возникли очаги относительно развитой земледельческой культуры, ибо здесь возможности для развития производительных сил оказались наиболее благоприятными. В новых условиях возникло имущественное, а затем и общественное неравенство, что привело к разложению первобытно-общинного строя, появлению классов и возникновению государства.

Раскопки в долине Инда показали, что здесь уже в III-II тысячелетиях до н. э. существовала яркая и самобытная цивилизация. В 20-х годах XX в. здесь было обнаружено несколько поселений городского типа, имеющих ряд сходных черт. Культура этих поселений была названа культурой Хараппы, по имени населённого пункта в провинции Пенджаб, вблизи которого было открыто первое из этих городских поселений. Раскопки проводились также в Мохенджо-Даро (провинция Синд), археологическое изучение которого дало наиболее значительные результаты.

Расцвет культуры Хараппы относится к концу III тысячелетия до н. э. Предшествующие этапы её развития почти неизвестны, так как нижние культурные слои основных поселений ещё не исследованы. Можно предположить лишь, что к началу III тысячелетия до н1э. уже начался процесс хозяйственного освоения долины Инда.

Раскопками обнаружены в большом количестве медные и бронзовые орудия, но изделия из железа не найдены даже в верхних слоях поселений культуры Хараппы. Медь и бронза в древнейшей Индии, так же как и в других странах, не могли полностью вытеснить камень, который продолжал широко использоваться для изготовления орудий труда (ножей, зернотёрок), оружия (палиц), весовых гирь, сосудов и других предметов домашнего обихода. Из металлических орудий труда были найдены бронзовые и медные топоры, серпы, пилы, долота, ножи, бритвы, крючки для ловли рыбы и т. п.; из предметов вооружения-мечи-кинжалы, наконечники стрел и копий. Возможно, что некоторые из этих изделий были завезены сюда, однако точно установлено, что, например, в Мохенджо-Даро горячая и холодная обработка металлов находилась на довольно высоком уровне. Раскопки показали, что жители поселений культуры Хараппы знали свинец, умели изготовлять изделия из золота и серебра, применяя при этом паяние.

Земледелие являлось одним из основных занятий населения и было относительно развитым. Как предполагают некоторые исследователи, при пахоте использовался лёгкий плуг с кремнёвым лемехом или соха - простое бревно с крепким суком, хотя мотыга ещё оставалась, вероятно, наиболее обычным земледельческим орудием. Буйволы и зебу стали использоваться в качестве тяглового скота. Из зерновых культур были известны пшеница, ячмень и, возможно, рис; из масличных - сезам (кунжут); из огородных - дыня; из плодовых деревьев - финиковая пальма. Древние индийцы использовали волокно окультуренного хлопчатника; вполне вероятно, что именно они первыми в мире стали выращивать его на своих полях.

Трудно сказать, в какой мере было развито в то время искусственное орошение. Следов оросительных сооружений при поселениях культуры Хараппы до сих пор не обнаружено.

Скотоводство наряду с земледелием имело важное значение в хозяйстве древнейших обитателей долины Инда. Кроме уже упомянутых буйволов и зебу при раскопках были найдены кости овец, свиней, коз, а в верхних слоях обнаружены также и кости лошади. Есть основания считать, что индийцы в это время умели уже приручать слонов. Немалую роль в хозяйстве играло рыболовство. Некоторым подспорьем продолжала оставаться охота.

Значительного развития достигло ремесло. Наряду с упоминавшейся уже обработкой металлов получили развитие прядение и ткачество. Жители долины Инда первыми в мире научились прясть и ткать хлопок; при раскопках в одном из поселений обнаружен обрывок хлопчатобумажной ткани. Высокоразвитым для того времени было гончарное дело; найденная при раскопках глиняная посуда сделана на гончарном круге, в большинстве своём хорошо обожжена, окрашена и покрыта орнаментом. Найдено также множество сделанных из обожжённой глины пряслиц, гончарных труб, детских игрушек и т. п. Ювелирные изделия из раскопок дают представление об искусстве древнеиндийских мастеров по обработке драгоценных металлов и изготовлению украшений из драгоценных и полудрагоценных камней. Ряд находок позволяет считать относительно высоким искусство резчиков по камню и слоновой кости.

Наличие большого числа каменных гирь, исходным материалом для которых были неизвестные в данной местности породы камня, металлов, морских раковин, равно как и находки предметов не местного производства, показывают, что жители поселений культуры Хараппы поддерживали торговые связи с другими областями Индии и даже с другими странами (в первую очередь с Двуречьем и Эламом), причём торговые пути проходили не только по суше, но и морем. Это способствовало и обмену достижениями культуры. Исследователями установлено немало фактов культурной близости древнейшей Индии с другими странами, в частности с Шумером.

Города и культура

Высокого уровня достигло строительное искусство. Окружённые мощными стенами поселения культуры Хараппы занимали иногда площадь в сотни гектаров. Основные улицы городов - прямые и довольно широкие, с правильно расположенными домами - пересекались под прямым углом. Здания, обычно двухэтажные, с площадью иногда в сотни квадратных метров, были построены из обожжённого кирпича. Они были лишены архитектурных украшений, не имели окон, выходящих на улицу, но были относительно благоустроены, имели комнаты для омовений, часто отдельный колодец и канализационные сооружения. В Мохенджо-Даро была обнаружена общегородская система канализации, которая является наиболее совершенной из всех известных нам канализационных систем того времени в городах древнего Востока. Она имела магистральные каналы, отстойники, стоки для отвода дождевых вод.

Все эти сооружения были тщательно продуманы и отлично исполнены. При раскопках было найдено много искусно сооружённых, выложенных кирпичом колодцев, что свидетельствует о хорошо налаженном водоснабжении. В Мохенджо-Даро обнаружен хорошо сохранившийся общественный бассейн для омовений, весьма совершенное устройство которого позволяет предполагать наличие у его строителей большого опыта в возведении такого рода сооружений.

Культура населения этих городских поселений достигла значительного развития. На это указывает, в частности, сравнительно высокий уровень изобразительного искусства и художественного ремесла. При раскопках найдены искусно сделанные статуэтки, изготовленные из глины, мягких пород камня и бронзы. Образцами тонкой художественной работы являются печати-амулеты, вырезанные из стеатита (камня-жировика), слоновой кости, а также изготовленные из меди и глины. Таких печатей найдено более 2 тысяч. Они представляют особый интерес, поскольку на многих из них имеются надписи, сделанные своеобразным иероглифическим письмом. Такого же рода надписи имеются на некоторых металлических предметах. Эти образцы древнейшего индийского письма напоминают собой наиболее раннюю письменность шумеров и других древнейших народов. Надписи из Мохенджо-Даро и Хараппы привлекли внимание многих учёных, однако, до сих пор попытки их расшифровать не увенчались успехом. Весьма вероятно, что письменность была довольно широко распространена, и до нас дошли лишь немногие образцы её, так как такие писчие материалы, как кора деревьев, пальмовые листья, кожа, ткани, в специфических климатических условиях Индии не смогли сохраниться до наших дней. Большое число различных гирь и обломок сделанной из раковины измерительной линейки с очень точно нанесёнными делениями позволяют утверждать, что основная единица веса была равна 0,86 г, а основная единица длины соответствовала 6,7 мм. Система счисления уже тогда была десятичной.

О религиозных воззрениях жителей долины Инда этого времени нам известно очень немного. Имеющиеся у нас материалы позволяют, однако, утверждать, что между религиозными верованиями древнейшего населения долины Инда и наиболее распространённой из современных религий Индии - индуизмом существует определённая Связь. Так, широко распространённым был культ богини-матери, который и теперь ещё играет весьма значительную роль в религиозных верованиях некоторых народов Индии. В часто встречающемся изображении мужского божества исследователи усматривают прототип современного бога Шивы, связанного с теперь ещё играет весьма значительную роль в религиозных верованиях некоторых народов Индии. В часто встречающемся изображении мужского божества исследователи усматривают прототип современного бога Шивы, связанного с древнейшим культом плодородия. Распространённое тогда почитание животных и деревьев характерно и для индуизма. Омовение, так же как и в индуизме, составляло тогда существенную часть религиозного культа.

Цивилизация долины Инда

В долине Ганга найдены остатки небольших поселений III–II тысячелетий до н. э. Жители их умели изготавливать изделия из меди, но жили в условиях первобытного хозяйства с преобладанием таких занятий, как охота и рыболовство.

Значительно более развитая культура сложилась в бассейне Инда. Ее называют хараппской по наиболее крупному центру. Наряду с Хараппой такое же значительное поселение существовало на месте современного Мохенджо-Даро (само название на местном разговорном языке означает «холм мертвых»). Дома в том и в другом городе (и во множестве иных, более мелких) строились из обожженного кирпича стандартной формы и размеров. Они плотно примыкали друг к другу и нередко были двухэтажными.

Печать с изображением единорога и надписью [Из Мохенджо-Даро]

Характерна двухчастная планировка города: над жилыми кварталами Нижнего города возвышалась цитадель. В ней находились постройки общественного назначения, и прежде всего огромное зернохранилище. О том, что в городе была единая власть, свидетельствует регулярная планировка: широкие прямые улицы пересекались под прямым углом, деля поселение на большие кварталы. Сохранилось немало изделий из металлов, иногда весьма искусных, а также памятники письменности. Все это позволяет считать хараппскую культуру не первобытной, а принадлежащей эпохе цивилизации.

Происхождение создавшего ее народа еще не вполне ясно, так как дешифровка письменности не закончена. Наиболее правдоподобна гипотеза о том, что язык так называемых протоиндийских надписей близок к дравидийским языкам, распространенным ныне преимущественно на крайнем юге полуострова Индостан (тамильский, малаялам). А так как в отдаленном родстве с дравидийскими языками находился язык Элама, то предполагается, что за несколько тысячелетий до нашей эры эламо-дравидийская языковая общность занимала обширные территории – от Индии до района, примыкавшего к юго-восточной части Шумера.

Судя по тому, что основные центры цивилизации тяготеют к долинам Инда и его притоков, земледелие, вероятно, основывалось на ирригации. Индская цивилизация, видимо, может быть причислена к «цивилизациям великих рек». Археологические материалы доказывают, что развивалась она не в изоляции: через Иран и Среднюю Азию, а также вдоль морского побережья тянулись пути из Хараппы в Месопотамию. Найдены предметы, свидетельствующие об этих связях. Они датируются периодом между правлением Саргона и возвышением Старовавилонского царства при Хаммурапи. На время между XXIV и XVIII вв. до н. э. и приходится расцвет Индской цивилизации. Складывалась она в первой половине III тысячелетия до н. э. (немного позднее, чем в Шумере и Египте), а к середине II тысячелетия до н. э. перестала существовать. Цивилизации той эпохи вообще не отличались прочностью, и в силу природных, социальных или политических причин общество иногда возвращалось на стадию первобытности. Так было, например, с земледельческими культурами того же времени на юге Средней Азии.

Духовная культура Хараппы известна главным образом благодаря находкам многочисленных каменных печатей (или оттисков на глине) с короткими иероглифическими надписями и изображениями. На тонко вырезанных рельефах мы видим сцены поклонения священным животным и деревьям, а также мифологические сюжеты. Особенно интересна фигура божества с огромными рогами, восседающего в «йогической позе» (со сложенными вместе пятками) в окружении четырех животных. По всей видимости, это верховный бог хараппанцев, воплощающий в себе идею господства над четырьмя сторонами света, олицетворяемыми этими животными. Судя по многочисленным глиняным фигуркам женщин, перед которыми возжигали светильники, здесь был развит и культ женских божеств, связанных обычно с плодородием. Бассейн, обнаруженный в цитадели Мохенджо-Даро, служил для ритуальных омовений; комнаты для омовений найдены и во многих жилых домах.

Поклонение животным и деревьям, богиням-матерям, практика ритуального омовения – все это напоминает черты индуизма, народной религии современной Индии, что позволяет говорить о наследии Хараппы.

Из книги 100 Великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Рождение и развитие цивилизации долины Инда Основываясь на археологических данных, можно сделать вывод, что цивилизация в долине Инда родилась внезапно и исключительно быстро. В отличие от Месопотамии или Древнего Рима, ни на одном поселении, датирующемся временем

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Повседневная жизнь и культура в долине Инда В качестве транспортных средств в городах Индской цивилизации использовали в основном повозки, запряженные быками. В Хараппе были обнаружены отпечатки следов колес, затвердевшие в уличной грязи. Расстояние между этими

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Цивилизация долины Инда и внешний мир Носители цивилизации долины Инда довольно быстро подчинили себе соседние поселения – такие крупные деревни, как Амри, Кот-Диджи и др., связанные с культурами Белуджистана и Афганистана. Довольно быстро, в течение первых веков III тыс.

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Долина Инда и Восточная Аравия Если природные условия, в которых зародились цивилизации Двуречья и Хараппы, в чем-то похожи, то климат Аравии мало напоминает долину Инда. Различия природной среды обусловили возможность и необходимость обмена собственными

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Долина Инда и Месопотамия О существовании налаженных контактов между Индской цивилизацией и Месопотамией уже в 1-й половине III тыс. до н. э. говорят находки бусин индского происхождения в виде вытянутых цилиндров, сделанных из сердолика и лазурита. Они были обнаружены в

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Долина Инда и Дильмун Регион Оманского полуострова и острова Бахрейн имел прочные контакты с Индской цивилизацией уже до 2500 г. до н. э. В последние века III тыс. до н. э. происходит подъем Дильмуна.Он был обусловлен его исключительно выгодным географическим положением:

автора Кубеев Михаил Николаевич

Долины смерти Оползни возникают в тех случаях, когда потеряна устойчивость грунтов или горных пород на склонах. Тогда уменьшаются силы сцепления между их мельчайшими частицами, и огромные массивы теряют свою прочность. Оползни всегда сопутствуют землетрясению и часто

Из книги 100 великих катастроф автора Кубеев Михаил Николаевич

ДОЛИНЫ СМЕРТИ Оползни возникают в тех случаях, когда потеряна устойчивость грунтов или горных пород на склонах. Тогда уменьшаются силы сцепления между их мельчайшими частицами, и огромные массивы теряют свою прочность. Оползни всегда сопутствуют землетрясению и часто

Из книги Древний мир автора Ермановская Анна Эдуардовна

Безмолвная цивилизация Инда Открытие одной из самых высокоразвитых в Древнем мире и одной из самых загадочных в мировой истории цивилизаций началось с трагикомического эпизода. В 1856 году англичане Джон и Вильям Брайтоны строили Восточно-индийскую железную дорогу между

Из книги Тайны Хеттов автора Замаровский Войтех

«Город мертвых» и вопросы на берегах Инда Значение ректорской лекции Грозного не исчерпывалось, однако, этими внешними - и, можно сказать без колебания, политическими - моментами. Не меньший интерес вызвала как в научном мире, так и среди широкой общественности сама ее

Из книги Космические тайны курганов автора Шилов Юрий Алексеевич

Часть II. Мифы с берегов Днепра и Инда Мы хотим призывать невраждебные Небо и Землю.О боги, дайте нам богатство, состоящее из героев! РигведаВо II части книги нам предстоит приобщаться уже не столько к

Из книги Погибшие цивилизации автора Кондратов Александр Михайлович

От долины Инда до острова Крит Более двух тысяч лет назад индийский царь Ашока впервые в истории объявил войну войне. Миролюбие и ненасилие - это неотъемлемая черта индийского народа, индийской культуры. Самая древняя цивилизация Индии, по всей видимости, была

Из книги История Древнего Востока автора Вигасин Алексей Алексеевич

Цивилизация долины Инда В долине Ганга найдены остатки небольших поселений III–II тысячелетий до н. э. Жители их умели изготавливать изделия из меди, но жили в условиях первобытного хозяйства с преобладанием таких занятий, как охота и рыболовство.Значительно более

Из книги Древний Восток автора

От Армянского нагорья до Инда За районами расселения эблаитов, на побережье Средиземного моря, уже были воздвигнуты города, где жили западносемитские предки финикийцев; за субареями на север и восток обитали горные племена хурритов (между озерами Ван и Урмия) и кутиев (в

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Древняя цивилизация в долине Инда Открытие древнейшей цивилизации Индии произошло сравнительно недавно, в 20-е годы XX в. К тому времени изучение Древней Индии имело уже длительную историю, однако основоположниками древнеиндийской цивилизации считались арии,

М.Ф. Альбедиль

Санкт-Петербург Наука 1991

Протоиндийская цивилизация. Общая характеристика

Протоиндийская цивилизация, существовавшая в долине Инда в 3-2 тыс. до нашей эры.

Вклад, сделанный народами индийского субконтинента, особенно относящийся к периоду глубокой древности, еще не выявлен в полной мере и не оценен по достоинству.

Древнейшую цивилизацию в долине Инда открыли позже других, в 20-х годах нашего столетия индийскими археологами Д.Р. Сахни и Р.Д. Банерджи.

Она существовала в одно время с древним Египтом и Месопотамией и занимала площадь большую, чем обе ее великие и прославленные современницы, вместе взятые. Но в отличие от них, она была предана полному забвению.

Ее называют протоиндийской, индской (по названию реки Инд – главной водной артерии территории) или хараппской цивилизацией (по названию одного из главных мест раскопок в Хараппе, округ Монтгомери, Пакистан). Ее древнейшее самоназвание пока неизвестно.

Цивилизация долины Инда представляет собой один из ареалов древнейшей культурной зоны, весьма обширной в географическом отношении, экологические условия которой способствовали возникновению дикорастущих злаков и доместикации скота. Европа в ту древнейшую эпоху была отдаленной и заброшенной окраиной Старого Света, значительно отстающей в своем развитии от Азии и Африки.

В долине Инда и Пятиречья в 3-2 тыс. до н.э. существовала одна из величайших цивилизаций древности.

Поселения хараппской культуры, обнаруженные вначале лишь в долине Инда, теперь известны на огромной территории, которая занимает площадь более 1100 км с севера на юг и 1600 км с запада на восток. Ее общая площадь исчисляется примерно 1,3 млн. км 2 , и она занимает территорию на северо-западе Индостана, приблизительно равную территории Франции.

Одной из наиболее общепринятых хронологических дат, обозначающих границы временного существования Хараппы, являются 2900-1300 г.г. до н.э. В периодизации Хараппы археологи выделяют три основных периода: ранней, зрелой и поздней Хараппы, относящихся соответственно к 2900-2100, 2200-1800 и 1800-1300 г.г. до н.э.

Освоение новых территорий происходило неравномерно. Земледельческие общины селились преимущественно вдоль речных русел: реки давали воду для орошения полей, были пригодны для рыболовства и транспортных нужд. После периода экстенсивного освоения новых земель наступил новый этап – интенсификация земледелия и развития отгонного скотоводства. Селения вырастали в города, и с их ростом было связано обособление ремесла от земледелия и его дальнейшая специализация. Так постепенно вызревала и росла древнейшая цивилизация северо-запада Индостана. Ученые выделяют несколько зон внутри ареала ее распространения: восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную с характерными для каждой зоны особенностями. Ареал распространения этой культуры не оставался неизменным: она постепенно расширялась к югу и востоку, проникая во все новые районы субконтинента. К настоящему времени археологами раскопано несколько сот хараппских поселений, их общее число достигает почти тысячи, но типология их разработана слабо.

Основные признаки археологического комплекса Хараппы: квадратные или прямоугольные в плане поселения с обводными стенами и с постройками из обожженного кирпича, медные и бронзовые кинжалы, ножи и прочие орудия, стрелы треугольной формы с заостренными шипами, керамика стандартных форм, сделанная на гончарном круге с росписью черным по красному, ремесленные изделия из терракоты (мужские и женские статуэтки, фигурки животных, модели повозок, домов, браслеты и т.д.), посуда, украшения и печати с изображениями и надписями.

Палеоантропологические материалы и скудны, и фрагментарны: но преобладающим стало мнение о превалировании европеоидных черт в расовых типах жителей индских городов. Судя по костным остаткам, значительных изменений в расовом отношении не происходило на всем протяжении существования хараппской цивилизации. Таким образом, можно считать установленным, что жители протоиндийских городов относились к средиземноморской ветви большой европеоидной расы, т.е. были в своем подавляющем большинстве людьми темноволосыми, темноглазыми, смуглыми, с прямыми или волнистыми волосами, длинноголовыми. Что касается языковой принадлежности хараппского населения, то по последним данным есть основания считать его дравидоязычным.

(Топонимия – название местных поселений. Антропонимия – названия имен собственных людей. Теонимия – названия имен богов.)

Европеоидные типы были распространены в древних протоиндийских городах еще до вторжения арийских племен; проникновение их на эту территорию относят еще к концу верхнего палеолита или мезолита.

Дравиды находились в долине Инда в 3 тыс. до н.э.

Основным занятием населения было земледелие: выращивали пшеницу, ячмень, просо, горох, кунжут, горчицу, хлопчатник, было развито и садоводство, в периферийных районах возделывали рис. От предшествующего времени долго сохранялись традиции собирательства, о чем свидетельствуют найденные в большом количестве зерна дикорастущих растений. Большую роль в хозяйстве играло скотоводство: хараппские поселения были окружены прекрасными пастбищами, где выращивали коз, овец, коров, свиней, зебу, держали кур. Жители прибрежных морских районов и речных долин занимались рыболовством. Были развиты многие виды ремесел: прядение, ткачество, гончарное и ювелирное дело, резьба по кости, металлургические производства. Чрезвычайно популярным занятием была торговля.

С развитием производства и обмена происходит процесс складывания ранних государственных образований на базе традиционных племенных локальных объединений на сравнительно небольших территориях. Их экономика базировалась на дальнейшем развитии земледелия, ремесел, торговли и мореплавания.

Многие районы хараппской цивилизации были связаны между собой еще с раннеземледельческой эпохи, по всей вероятности, прежде всего торговыми и военными отношениями. Плодородные речные долины были пригодны для развития земледелия и скотоводства, но бедны другими природными ресурсами, и их приходилось ввозить издалека. В свою очередь искусные изделия протоиндийских ремесленников вывозились в другие районы древнего мира, в том числе и в весьма отдаленные.

Археологические материалы позволяют проследить древние торговые пути, связывающие центры хараппской цивилизации с другими странами. Постоянный морской путь, идущий вдоль северного берега Персидского залива, связывал города индской долины с Месопотамией. Вероятно, существовал сухопутный караванный путь, соединяющий Хараппу с Южным Туркменистаном через Северный Белуджистан и Афганистан.

По всей вероятности, период наивысшей торговой экспансии приходился на рубеж 2 тыс. до н.э.

В шумерских текстах упоминается заморская страна Мелух или Мелухха, которая большинством исследователей отождествляется с Хараппой. Привозимые из нее товары, судя по приводимым перечным, наиболее богаты и разнообразны: полудрагоценные камни (халцедон, сердолик, лазурит), медь, золото и другие ценные металлы, эбеновое и мангровое деревья, тростник, павлины, петухи, искусно инкрустированная мебель и многое другое. Все это – продукты весьма развитой цивилизации, контролирующей ресурсы из источников, общих для районов северо-запада Индии.

Протоиндийская цивилизация больше, чем какая-либо другая, способствовала развитию мореплавания. У нее были общие с Египтом и Месопотамией технические и экономические ресурсы, и был в изобилии необходимый для строительства судов лес. Археологические материалы подтверждают морское господство, которое цивилизация Хараппы держала в Индийском океане в течение многих веков: вдоль всего побережья Персидского залива и течения Евфрата найдены ее типичные продукты.

О широком размахе торговых операций свидетельствуют находки множества гирь разной величины и весов.

Все это является свидетельством того, что Хараппа являла собой мощный хозяйственный и социокультурный комплекс, демонстрируя в индийском варианте все черты, присущие первым цивилизациям древности.

Специфические культурные признаки цивилизации в долине Инда имели ярко выраженный местный колорит. Это говорит о том, что эта цивилизация имела местное происхождение.

Общеизвестно, что ни одна культура не развивается в изоляции, в вакууме, без взаимодействия с другими. Индийская культура не всем протяжении своего существования, начиная с глубокой архаики, не составляла исключения.

Закат протоиндийской цивилизации остается важной проблемой, ждущей своего окончательного разрешения в будущем. Популярной была идея арийского погрома.

Друга версия: кризис. Предлагаются различные версии, среди них наиболее внушающими доверие кажутся причины экологического характера: изменение уровня морского дна, изменение русла Инда вследствие тектонического толчка и последовавшего за эти наводнения, эпидемии неизлечимых и, возможно, неизвестных ранее болезней, засухи как следствие чрезмерной вырубки лесов и т.п.

Американский археолог В.А. Фэйрсесвис считает, что основной причиной падения хараппской цивилизации было истощение экономических ресурсов долины Инда, и это заставило население городов искать новые, менее истощенные места и отправляться на юг, к морю и на восток, в район долины Ганга.

Выделяют еще одну причину упадка этой культуры: “антропологическая катастрофа” – имеется в виду “событие, происходящее с самим человеком и связанное с цивилизацией в том смысле, что нечто жизненно важное может необратимо в нем сломаться в связи с разрушением или просто отсутствием цивилизованных основ процесса жизни”.

Хараппская цивилизация - одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества. Развивалась в долине реки Инд в XXIII-XIX веках до н.э. до прихода ариев, во II тыс. до н.э. Наиболее значительные центры - Хараппа, Лотхал и Мохенджо - Даро. Население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек.

У индских дравидов были развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежало ирригационное земледелие. В Мохенджо - Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализаций. Письменность долины Инда учёным расшифровать не удаётся, поэтому сведения о политическом развитии Хараппы и Мохенджо-Даро и имена правителей на сегодняшний день неизвестны. Важная роль отводилась внешней торговле: у хараппской цивилизации было сообщение с Месопотамией, Средней Азией, прямые торговые контакты доходили до Шумера и Аравии.

Закат индской цивилизации приходится на XVIII-XVII века до н.э. В это время основная масса дравидского населения сдвигается на юго-восток (на территории Пакистана остаются только предки народа брауи) и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий. Последний удар по носителям цивилизации нанесло вторжение ариев, описанное в «Ригведе».

Дравиды - народы, населяющие главным образом Южную Индию и говорящие на дравидских языках.

Орошение (ирригация) - подвод воды на поля.

Ведическая цивилизация - индоарийская культура. Где бы ни находилась прародина индоевропейцев- в Азии (Пикте, Ген, И. Шмидт и др.), или в Восточной Европе (Бенфей, Шрадер, Сэйс Гирт и др.), скорее всего древние индоиранцы отделились от индоевропейской общности.

Отделившись от индоевропейцев, индоиранцы, или «арии», несомненно, долго ещё жили вместе в Иране. Здесь ими была выработана общая индоиранская культура. Доказательством особо близкого родства индоариев с иранцами служит не только большее сходство санскрита с зендом и древнеперсидским, чем с другими отдельными индоевропейскими языками, но также и большое количество общих религиозных и вообще культурных представлений. Ригведа и Авеста представляют целый ряд подобных совпадений.

Во главе народца стоял царь или вождь. Звание его часто было наследственным, а иногда и выборным. Власть царя ограничивалась народным собранием. Народ приносил ему добровольную дань; на войне царь являлся вождем. Его сопровождала дружина (ибха ), состоявшая не только из подчиненных, но и его семейных. Во главе племени стоял старшина (вишпати ), а во главе рода или общины - староста (грамани ). Рядом с царской властью стоят уже верховные жрецы (пурохита ), сан которых с течением времени также становится наследственным. Юридические понятия только ещё вырабатывались; встречаются понятия судьи, закона, преступления, выкупа.

Цивилизация, возникшая в долине реки Инд и на прилегающих территориях, является третьей по времени возникновения, но наименее изученной из всех ранних цивилизаций. Ее письменность еще до сих пор не расшифрована, и поэтому чрезвычайно мало известно об ее внутренней структуре и культуре. Она быстро пришла в упадок после 1750 года до н.э., мало что оставив в наследство последующим сообществам и государствам. Из всех ранних цивилизаций она просуществовала самый короткий промежуток времени, а ее расцвет, вероятно, длился не более трех столетий после 2300 года до н.э.

Первые свидетельства земледелия в долине Инда относятся к 6000 году до н.э. Основными культурами были пшеница и ячмень — вероятнее всего, они были заимствованы в деревнях на юго-западе Азии. Вдобавок к ним здесь выращивались горох, чечевица и финики. Главной же культурой был хлопок — это первое в мире место его регулярного возделывания.

Из животных здесь держали горбатых коров, быков и свиней — по видимому, одомашненные местные виды. Овцы и козы, основные домашние животные Юго-Западной Азии, в долине Инда не играли большого значения. Примерно с 4000 года до н.э., с ростом населения, по всей долине начали строиться деревни из глиняных кирпичей, а культура стала однородной. Основная проблема первых земледельцев заключалась в том, что Инд, питаемый водой с Гималаев, затоплял большие площади долины с июня по сентябрь и часто менял русло. С 3000 года до н.э. проводились обширные работы по задержанию паводковой воды и орошению прилегающих полей. Когда вода шла на убыль, высаживались пшеница и ячмень, а урожай собирали весной. Результатом увеличения площади орошаемых земель и контроля за паводком стало увеличение излишков продовольствия, что привело к быстрому политическому и социальному развитию с 2600 года до н.э. и к возникновению высокоразвитого государства за одно, максимум за два столетия.

Карта 9. Цивилизация долины Инда

И о процессе, приведшем к возникновению этой цивилизации, и об ее природе известно очень мало. Не сохранилось ни имен правителей, ни даже названий городов. Городов было два — один на месте раскопок в Мохенджо-Даро на юге, другой в Хараппе на севере. Во времена своего расцвета их население, возможно, насчитывало 30—50 тысяч человек (примерно размер Урука). Однако на всей территории долины Инда площадью в 300 000 кв.миль это были единственные поселения подобного размера. Два города, по-видимому, были построены по одному плану. На западе находилась основная группа общественных зданий, каждое из которых было ориентировано с севера на юг. На востоке, в «нижнем городе», располагались главным образом жилые кварталы. Цитадель была обнесена кирпичной стеной, единственной на весь город. Улицы были проложены по плану, а здания построены из кирпича по единому образцу. Во всей долине существовала единая система мер и весов, в художественных и религиозных мотивах также прослеживается единообразие. Все эти черты указывают на высокую степень единства общества, населявшего долину Инда.

Цивилизация долины Инда находилась в центре разветвленной паутины торговых связей. Золото доставлялось из Центральной Индии, серебро — из Ирана, медь — из Раджастана. Было основано несколько колоний и торговых пунктов. Некоторые из них находились внутри страны на стратегически важных дорогах, ведущих в Центральную Азию. Другие контролировали доступ к главным ресурсам, таким как древесина в горах Гиндукуш. Сильное влияние этой цивилизации демонстрируется тем фактом, что она содержала торговую колонию в Шортугае, единственном известном месторождении ляпис-лазури, на реке Оксус, в 450 милях от ближайшего поселения в долине Инда.

Торговые же связи простирались еще дальше на север, в горы Копетдаг и в Алтын-Тепе на Каспийском море. Это был город с населением 7500 человек, окруженный стеной толщиной в 35 футов. В городе с большим кварталом ремесленников насчитывалось 50 печей для обжига. Он занимался регулярной торговлей с долиной Инда.

В дополнение к вышеперечисленному, существовали еще поселения на морских торговых путях — такие, как Лотал в глубине залива Камбей и несколько укреплений на Макранском побережье западнее. Эти укрепления играли важную роль в торговле с Месопотамией, развившейся примерно с 2600 года до н.э., когда корабли начали отправляться из Персидского залива вдоль макранского побережья. В Месопотамии долина Инда была известна как «Мелухха». Высокий уровень развития торговли подтверждает тот факт, что в долине Инда были обнаружены особые печати, изготовляемые только на Бахрейне. В Месопотамии проживала небольшая колония переводчиков из долины, а также содержалась специальная деревня для купцов.

Цивилизация в долине реки Инд быстро пришла в упадок примерно в 1700 году до н. Причин упадка было несколько. Так же, как и в Месопотамии, орошение земель в неподходящей для этого окружающей среде с высокими температурами и плохим дренажем почв привела к засолению и падению урожаев. Вдобавок к этому ежегодные разливы Инда, судя по всему, было трудно контролировать. Еще более важно то, что, в отличие от Месопотамии, используемые здесь кирпичи из глины обжигались не на солнце, а в дровяных печах. За несколько столетий леса в долине были уничтожены — что, в свою очередь, значительно увеличило эрозию почв, засоление дренажных каналов и оросительных канав.

Надо полагать, что все эти факторы привели к внутреннему ослаблению государства и невозможности поддерживать уже возникшее сложное сообщество. Итогом всего этого было завоевание пришельцами — вероятно, это были группы охотников из близлежащих областей. Города и «цивилизация» в этой области исчезли. Возрождения — как случилось в Египте и Месопотамии — не последовало. Когда почти тысячелетие спустя города снова появились в Индии, это произошло уже в долине Ганга, на юге и востоке. Именно эта область оставалась «сердцем» разнообразных государств и империй, возникших в Северной Индии.