Что такое национальное хозяйство. Национальное хозяйство как единая система. Основные показатели системы национальных счетов. Характеристики национальной экономики

Сущность национальной экономики состоит втом, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т.д.

В.В.Леонтьев определяет национальную экономику как систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности. Структурный анализ национальной экономики, по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов. Исходит он из того, что структура является способом упорядочения различных единиц в экономике и формирования между ними органичного взаимодействия.

Существуют два вида структуры национальной экономики:

1) экономические структуры определяющие функционирование экономических единиц национальной экономики. Изучение характера взаимосвязей между ними представляет интерес, так как они определяют сущность национальной экономики;

2) неэкономические структуры, определяющие функционирование неэкономических единиц – культуру, образование и т. д. Их анализ представляет интерес только в той степени, в которой эти единицы и взаимосвязь между ними оказывают влияние на функционирование национальной экономики. Ф. Перу полагает, что структура национальной экономики отличается пропорциями и отношениями между ее составляющими частями. Пропорция – это значение подвергнутой анализу единицы национальной экономики по отношению к другим. Отношения – это относительно устойчивые связи между единицами национальной экономики, способные к изменению и сохранению.

Р.Тинбергенг считает важным проведение структурного анализа экономики, так как он позволяет определить ее сущность и сделать прогноз будущего состояния и развития, при этом исходит из следующих особенностей структурного анализа национальной экономики:

1) он позволяет более полно объяснить протекающие в национальной экономике процессы;

2) он дает возможность на основании данных, полученных в результате проведения структурного анализа, выработать более эффективную и результативную национальную экономическую политику, которая будет более гибкой, адаптированной и актуальной.

Структура национальной экономики

Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики. Выделяют следующие виды структуры национальной экономики: 1) домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей; 2) социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики; 3) отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики – это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития; 4) территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики – разделение национальной экономики на различные экономические районы; 5) инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики; 6) структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.

Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера общественного производства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.

Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов – географических, культурных, социальных, психологических и т. д. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.

Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики

Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования национальной экономики.

Инфраструктура как самостоятельная область национальной экономики прошла следующие этапы развития:

1) разделение сельского хозяйства и ремесленничества привело к росту городов и специализации труда;

2) разделение сельского хозяйства, ремесла и торговли привело к формированию специфической области национальной экономики – торговли, в результате чего роль инфраструктуры существенным образом повысилась.

Выделяются следующие основные виды инфраструктуры в национальной экономике.

1. Производственная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, основной целью функционирования которых является обеспечение нормального функционирования производственного процесса. Например, грузоперевозки, тоннажные судоперевозки и т. д. Сущность производственной инфраструктуры двоякая. Во-первых, она направлена на обслуживание нормального функционирования процесса материального производства. Во-вторых, обеспечивает нормальную жизнедеятельность самого человека, воспроизводство трудовых ресурсов в национальной экономике.

2. Социальная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых связано с обеспечением нормальной жизнедеятельности населения и человека. Ее роль в современной национальной экономике постоянно повышается, а основная задача заключается в обеспечении жизнедеятельности населения на все более высоком качественном уровне. Влияние социальной инфраструктуры на национальную экономику заключается в том, что она позволяет обеспечить воспроизводство трудовых ресурсов – основного ресурса экономики.

3. Рыночная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых направлено на обеспечение нормальной деятельности рынка и его развитие. Она представлена совокупностью различных организаций и учреждений, обеспечивающих деятельность различных отраслей экономики.

Рыночная инфраструктура состоит из следующих элементов:

1) торговых организаций;

2) биржевой торговли;

3) банковской системы;

4) небанковских учреждений;

5) транспортной системы.

Отраслевая структура национальной экономики

Отраслевая структура национальной экономики заключается в группировке хозяйствующих субъектов в однородные по своему составу группы, связанные однородными функциональными характеристиками, – отрасли национальной экономики.

Отраслевая структура национальной экономики проходит следующие этапы своего развития:

1) первый связан с активным развитием и преобладанием первичных отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых;

2) второй связан с развитием и доминированием вторичных отраслей – производства, строительства;

3) третий связан с развитием и преобладанием третичных отраслей – сферы услуг.

Эти этапы развития отраслевой структуры национальной экономики сменяли друг друга, но для каждой отдельной страны имели свои специфические черты.

Динамичные изменения отраслевой структуры происходят циклично на временном отрезке от 10 до 20 лет. Для них характерны следующие черты:

1) повышение значения и объема отрасли услуг – интеллектуальной, информационной сферы;

2) снижение объемов добывающей отрасли по сравнению с прочими;

3) рост промышленного производства на фоне сельскохозяйственного сектора экономики.

Большое влияние на характер отраслевой структуры национальной экономики оказывает научно-технический прогресс. Он приводит к тому, что некоторые отрасли исчезают или же стагнируют, а другие, например атомная энергетика, активно развиваются. Отличительной особенностью является возникновение смежных отраслей экономики – нефтехимической, ракетно-космической и т.д.

Изменение отраслевой структуры идет по следующим основным направлениям:

1) принципиальное изменение технологий производства;

2) доминирование обрабатывающей отрасли по сравнению с добывающей;

3) развитие наукоемких отраслей национальной экономики;

4) смещение центра тяжести в сторону непроизводственных отраслей.

Современная отраслевая структура национальной экономики России характеризуется преобладанием топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Он является одной из наиболее капиталоемких отраслей, в связи с чем происходит отток капитала от других отраслей. Ориентация ТЭК на международный рынок делает Россию зависимой от мирового колебания цен. В результате чего более половины ВВП страны формируется от продажи ресурсов. Преобладание добывающих отраслей экономики негативным образом сказывается на общих темпах развития национальной экономики. Доминирование ТЭК препятствует развитию наукоемких отраслей экономики.

Теория «Межотраслевого баланса»

Теория «Межотраслевого баланса» была разработана в США В. В. Леонтьевым как действенный инструмент при анализе и прогнозировании структурных взаимосвязей в экономике. Она исходит из возможности достижения общего макроэкономического равновесия, для чего разработана модель этого состояния, включающая структурную взаимосвязь всех стадий производственного процесса – производства, распределения или обмена иконечного потребления. Суть этого метода заключается в двояком определении отрасли экономики – как потребителя и как производителя. Для определения степени и характера взаимосвязи спроса и предложения на благо применяется система технологических коэффициентов – показатель, отражающий объем средних затрат продукции определенной отрасли, необходимый для производства единицы блага.

В этой модели для анализа применятся схема межотраслевого баланса, состоящая из четырех основных квадрантов, отражающих определенные стадии производственного процесса:

1) объемы потребления на нужды производства – первый квандрант;

2) группирование продукта в зависимости от того, как он используется – второй квандрант;

3) включение добавленной стоимости товара, например оплаты труда сотрудников, налогов и иного – третий квандрант;

4) структура распределения национального дохода – четвертый квандрант.

Теория «Межотраслевого баланса» позволяет:

1) произвести анализ и прогнозирование развития основных отраслей национальной экономики на различных уровнях – региональном, внутриотраслевом, межпродуктовом;

2) произвести объективное и актуальное прогнозирование темпов и характера развития национальной экономики;

3) определить характеристику основных макроэкономических показателей, при которых наступит состояние равновесия национальной экономики. В результате воздействия на них приблизиться к равновесному состоянию;

5) определить ресурсоемкость всей национальной экономики и отдельных ее отраслей;

6) определить направления повышения эффективности и рационализации международного и регионального разделения труда.

Основания для отнесения единиц национальной экономики к определенной отрасли могут быть различными – схожесть технологического и производственного процесса, однородность необходимого сырья, характер производимой продукции.

Структура собственности в национальной экономике

Структура собственности имеет для национальной экономики большое значение, так как определяет характер и сущность протекающих в ней процессов – производства, потребления, распределения.

Выделяют следующее содержание собственности:

1) экономическая сущность собственности построена на отношениях между субъектом – собственником и объектом – собственностью. Как правило, собственностью является имущество, от которого зависит производственный процесс – экономические ресурсы, факторы производства;

2) юридическая сущность собственности предполагает общепринятые на законодательном уровне правила регулирования собственности.

Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды субъектов собственности (собственников):

1) органы государственного и муниципального управления.

2) юридическое лицо;

3) гражданин – физическое лицо.

Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды объектов собственности (собственность):

1) интеллектуальную собственность;

2) движимое имущество;

3) недвижимое имущество.

Структура собственности в национальной экономике отражает характер существующих взаимосвязей между объектами и субъектами собственности. Она специфична применительно к каждой определенной стране и формируется под влиянием совокупности исторических, культурных, психологических факторов.

Для современной структуры собственности России характерно:

1) преобладание теневых отношений собственности. Государство стремится урегулировать на законодательном уровне отношения владения, распоряжения и использования собственности. В случае теневой экономики эти отношения не регулируются государством, а протекают вне правового поля (это совокупность неурегулированных и неучтенных на законодательном уровне хозяйственных отношений);

2) процесс разгосударствления, т. е. приватизация собственности. Опыт развитых стран показывает, что активный экономический рост может быть реализован только в ситуации, когда субъекты хозяйственной деятельности имеют прямую заинтересованность в результатах своего труда. Для того чтобы повысить экономический интерес хозяйствующих субъектов, был начат процесс приватизации – передача физическим и юридическим лицам права собственности, которое принадлежало ранее государству. Этот процесс носил в России хаотический характер и мало способствовал экономическому росту;

3) неразвитость мелкого предпринимательства. В развитых странах основу экономики составляют малые предприятия с частной собственностью на средства производства. В России же по причине отсутствия необходимых для этого условий оно практически не развивается.

Совокупный экономический потенциал: понятие и виды

Совокупный экономический потенциал национальной экономики – это совокупная способность отраслей национальной экономики производить определенные блага, отличающиеся качест-венными и количественными характеристиками, на конкретном временном промежутке.

Основным составными элементами совокупного экономического потенциала являются:

1) человеческие ресурсы, а именно их количество и качество;

2) объем и структура производственного потенциала промышленности;

3) объем и структура потенциала сельского хозяйства;

4) протяженность, качество и структура транспортной системы страны;

5) научно-технический потенциал страны;

6) степень развития непроизводственной сферы экономики;

7) количество, качество и степень рациональности использования полезных ископаемых.

Совокупный экономический потенциал непосредственно зависит от совокупных производительных сил и объемов богатства национальной экономики. Он непосредственно отражает положение национальной экономики в системе мировой экономики.

Экономический потенциал зависит от совокупных производственных возможностей всех отраслей национальной экономики. Степень полноты его использования отличает степень развития национальной экономики, так как определение совокупного экономического потенциала производится при соотнесении объемов и структуры фактического производства благ и степени использования производственных мощностей – производственного потенциала.

Объем экономического потенциала свидетельствует об уровне экономической независимости национальной экономики, ее положении в мировом хозяйстве и качестве жизни населения. Основным составляющим элементом совокупного экономического потенциала являются человеческие ресурсы, а именно их профессиональная и квалификационная структура. В большинстве своем определяющее значение для него имеет уровень развития промышленности. Совокупный экономический потенциал следует анализировать со следующих двух позиций:

1) с позиции имеющихся в национальной экономике ресурсов, которые могут быть использованы;

2) с позиции способности с помощью имеющихся в национальной экономике ресурсов осуществлять конкретную хозяйственную деятельность по производству благ.

Экономические ресурсы не могут быть приравнены к экономическому потенциалу, так как для целей экономического роста необходимо совмещение экономических ресурсов и их эффективного использования. Это связано с тем, что реальный объем производства благ непосредственно зависит от использования совокупности ресурсов – природных, инвестиционных, научно-технических и человеческих.

Совокупный экономический потенциал является основой национальной экономики, от которого непосредственно зависят ее нормальное функционирование, а также темпы и масштабы экономического роста. По своей характеристике он неоднороден и существует в нескольких основных видах.

Основными видами совокупного экономического потенциала национальной экономики являются следующие. 1. Ресурсный природный потенциал – это общая совокупность природных ресурсов, которые используются в настоящее время или могут быть привлечены для хозяйственной деятельности.

По одной из классификаций выделяют традиционные ресурсы (минеральные, водные, биологические) и нетрадиционные (ветер, солнце). Также их делят на возобновляемые (биологические ресурсы, сила воды и энергия солнца) и невозобновляемые (минеральные ресурсы, почва, вода). Большое значение имеет и такой ресурс, как территория, место проживания населения и размещения производственных мощностей.

Ресурсный природный потенциал состоит из таких видов экономических ресурсов, как:

1) сельскохозяйственные;

2) непроизводственные;

3) промышленные.

В их составе выделяют целевые и нецелевые ресурсы. Одноцелевые ресурсы – это ресурсы, которые могут быть использованы исключительно только для хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, минеральные ресурсы. Отличительной их особенностью является исключительная принадлежность к экономической деятельности. Нецелевые ресурсы – это ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для блага населения – обеспечения нормальных условий жизни. К ним относятся, например, водные и лесные ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для отдыха населения.

2. Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

3. Производственный потенциал – это реальная способность хозяйствующих субъектов производить общественные блага на все более высоком количественном и качественном уровне.

Кризисное состояние национальной экономики сказалось на резком снижении производственного потенциала. Вместе с тем на него оказывают влияние те же факторы, которые характерны для производственного потенциала мировой экономики, а именно научно-технический прогресс. Наблюдаются высокие темпы автоматизации и механизации производственного процесса, что существенным образом изменяет структуру производственного потенциала. Отличительной его особенностью является создание принципиально новых отраслей экономики в результате инновационных научных и технологических разработок.

Экономические ресурсы: их виды и свойства

Большое значение в национальной экономике имеют , которые определяют характер ее функционирования, темпы, структуру и маштабы развития. Они представляют собой базу для экономического роста. По сути, это такой вид благ, который может быть использован для производства других благ. Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг. Существуют следующие виды экономических ресурсов:

1) предпринимательский потенциал. Это способность населения к организации производства благ в различных формах;

2) знания. Это конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне;

3) природные ресурсы. Это конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также климатическое и географическое положение страны;

4) человеческие ресурсы. Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями – образованием, культурой, профессионализмом. В совокупности человеческие ресурсы являются наиболее важным экономическим ресурсом, так как без него невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики;

5) финансовые ресурсы. Это капитал, представленный конкретными денежными средствами, имеющимися в национальной экономике.

Природные ресурсы по своему составу достаточно многообразны и включают земельные, энергетические, водные, биологические, лесные, минеральные, рекреационные, климатические ресурсы. Их использование взаимосвязано между собой (например, для использования земельных ресурсов необход-ма техника, а для ее работы нужны минеральные ресурсы – топливо). Природные ресурсы разделяют на:

1) разведанные. Добыча их уже ведется;

2) достоверные. О существовании их достоверное известно, но по различным причинам их добыча не ведется;

3) прогнозные. Это полезные ископаемые, которые гипотетически должны существовать, но это достоверное неизвестно.

По оценкам специалистов при существующих темпах добычи полезных ископаемых их запасы будут исчерпаны примерно через 500 лет. Одновременно потребность в них экономик постоянно увеличивается в среднем на 10% ежегодно. Для повышения эффективности использования этого ресурсов постоянно ведется разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий.

Человеческие ресурсы в нашей стране ограниченны. Несмотря на высокий уровень безработицы, существует нехватка человеческих ресурсов, отличающихся определенными качественными характеристиками – профессиональным и квалификационным уровнем. Ощущается острая нехватка сотрудников определенных квалификаций и профессий, что существенным образом затормаживает развитие национальной экономики.

Основным свойством экономических ресурсов является их ограниченность при безграничности потребности в них для производства благ – товаров и услуг. Изэтого свойства вытекает закономерная необходимость эффективного использования экономических ресурсов для максимально полного удовлетворения потребностей населения. В этом случае необходимо постоянно принимать решения о целесообразном распределении ресурсов, т. е. об их применении таким образом, чтобы получить от этого максимальный результат.

Другим свойством экономических ресурсов является их взаимодополняемость. Например, для рационализации использования природных ресурсов используются знания – экономический ресурс, который на основании научно-технических разработок позволяет сделать взаимодополняемость более эффективным и оптимальным образом. В свою очередь, знания составляют основу человеческих ресурсов и заключаются в конкретных знаниях, умениях, профессиональных навыках сотрудников.

Мобильность экономических ресурсов состоит в их способности перемещаться между отраслями, регионами, странами. Применительно к каждому экономическому ресурсу степень мобильности будет различна и будет зависеть от множества как объективных, так и субъективных факторов. Например, минимальная мобильность будет у экономического ресурса – земли, так как невозможно изменить ее географическое положение. Наибольшей мобильностью отличаются человеческие ресурсы, которые способны перемещаться между национальными экономиками. Важным свойством экономических ресурсов является их взаимозаменяемость, которая состоит в способности заменить один экономический ресурс на другой.

Например, для того чтобы увеличить эффективность производства, можно использовать как предпринимательский потенциал – изменить технологию производства, так и знания – обучить сотрудников, чтобы те более эффективно выполняли свои должностные обязанности. Способность к замене у экономических ресурсов ограниченна и не может быть произведена полностью и тотально. Например, капитал не может полностью заменить человеческие ресурсы. Первоначальная замена ресурсов может принести положительный результат, но в дальнейшем хозяйственная деятельность существенным образом усложняется, и может быть снижена ее эффективность.

Главная задача хозяйствующего субъекта заключается в постоянном повышении степени эффективности и рациональности использования экономических ресурсов, для чего привлекаются их свойства – взаимозаменяемость, взаимодополняемость, мобильность.

В рамках национальной экономики обращение экономических ресурсов происходит на соответствующих им рынках (например, рынок капитала, рынок труда). Внутри этих рынков также существует определенная сегментация (например, рынок труда состоит из сегмента менеджеров, экономистов, инженеров).

Национальное богатство – часть совокупного экономического потенциала национальной экономики

Основным составным элементом совокупного экономического потенциала национальной экономики является национальное богатство. Его объем во многом определяет масштабы и темпы экономического роста, что делает актуальной его оценку как одного из показателей функционирования национальной экономики.

Национальное богатство – это совокупный объем экономических ресурсов и материальных ценностей, необходимых для нормального производства благ – товаров и услуг.

Национальное богатство состоит из следующих основных элементов:

1) невоспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, которые не могут быть воспроизведены и являются исчерпаемыми, например полезные ископаемые, памятники культуры и искусства;

2) воспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, объем которых может быть увеличен в процессе хозяйственной деятельности, например непроизводственные и производственные активы;

3) нематериального элемента. Это ресурсы, которые не имеют вещественного проявления, например, интеллектуальный потенциал страны, качество жизни населения, научно-технический потенциал;

4) объема имущественных обязательств перед другими странами.

Объем национального богатства позволяет:

1) определить объем благ – товаров и услуг, находящихся в национальной экономике на определенном временном промежутке;

2) определить совокупную стоимость ресурсного природного потенциала, так как от него непосредственно зависят темпы экономического роста;

3) осуществить комплексный учет нематериальных ресурсов национальной экономики.

При оценке реального объема национального богатства производится учет только тех его составных частей, стоимость которых может быть определена достоверно – исходя из конкретной хозяйственной практики. Поэтому тотальная оценка реального объема национального богатства не распространена в хозяйственной практике стран мира, так как это связано со значительными затратами.

В отечественной практике экономического анализа оценка национального богатства на уровне государства не производилась. Связанные с ним данные представлены только в части оценок нефинансовых и производственных активов, имущества домашних хозяйств. По причине отсутствия общепринятой методики оценки национального богатства элементы национального богатства России Государственным комитетом по статистике не рассчитывались.

На практике для подсчета национального богатства используются элементы системы национальных счетов (СНС). Это позволяет определить его примерный объем, но при этом не требует серьезных материальных и финансовых затрат. Для этого используется такая составляющая СНС, как совокупность институциональных единиц по секторам.

Типы и сущность хозяйственных систем

Экономическая система представляет собой совокупность экономических процессов, протекающих в ней, доминирующих форм собственности и способов ее организации. Экономическая система оказывает непосредственное влияние на особенности хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Хозяйственная система национальной экономики состоит из следующих основных элементов:

1) социально-экономических, определяющих специфику отношений между хозяйствующими субъектами по поводу собственности, порядка владения и распределения основных экономических ресурсов и результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

2) форм организации деятельности хозяйствующих субъектов;

3) форм и методологии государственного регулирования;

4) экономических связей между субъектами хозяйственной деятельности.

В мировой экономике существуют различные хозяйственные системы национальных экономик. Их формирование и функционирование определяются конкретными историческими, культурными, климатическими и природными условиями стран.

Основными моделями хозяйственных систем национальной экономики являются:

1) американская, исходящая из поощрения и развития предпринимательской активности. В ее структуре существует четкая диспропорция между наиболее богатой и бедной частью населения. Уравнение уровня доходов не ставится главной целью государства, а ставка делается на личную экономическую активность хозяйствующих субъектов;

2) японская, исходящая из большого различия между ростом производительности труда и уровнем оплаты труда. Это позволяет сделать товары, производимые в национальной экономике, конкурентоспособными на мировом рынке за счет низкой цены. Она возможна только при специфических культурных, религиозных и психологических особенностях населения, которые имеются, например, в Японии;

3) шведская, исходящая из активной социальной политики, проводимой государством, целью которой является снижение разницы в уровне жизни населения. Для этого используется налоговая система, позволяющая эффективно перераспределять ресурсы внутри экономики.

4) немецкая, исходящая из достижения устойчивого экономического развития за счет совмещения всех форм хозяйственной деятельности. Государство проводит активную социальную политику, а акцент делается на развитии мелкого предпринимательства.

Россия находится в промежуточном состоянии, которое не позволяет отнести ее ни к одному типу хозяйственной системы. Одновременное совмещение элементов всех типов делает ее экономику переходной, находящейся в стадии становления.

Источник - Кошелев А.Н. Национальная экономика. Конспект лекций, Москва, Эксмо, 2008

Муниципальный сектор формируется как структурное подразделение национального хозяйства - единого комплекса взаимосвязей производства, распределения, обмена и потребления. На-циональное хозяйство обеспечивает производственное, социальное и духовное развитие общества с учетом исторических, геополитических условий, местных традиций, природных и других факторов. Стержнем национального хозяйства является экономика, которая дает методы его рационального ведения.
Национальное хозяйство характеризуется сложным внутренним строением, пропорциями, соотношением частей, т.е. определенной структурой. Количественное выражение структуры на макроуровне весьма устойчиво, хотя и изменяется в результате действия дифференциации и интеграции, международного сотрудничества, развития научно-технического прогресса, изменения темпов экономического роста. Структурные изменения осуществляются или стихийно, или под воздействием государственного регулирования. Стихия процветает тогда, когда общество не осознает перспективных потребностей и не знает методов их удовлетворения; она приводит к структурным деформациям. Государственное регулирование пропорций направлено на усиление (ослабление) рыночных (стихийных) регуляторов; государственных рычагов воздействия (инвестиций, субсидий, налоговых льгот и т.д.).
Использование того или иного направления определяется избранной высшими органами власти моделью экономического развития.
Для национального хозяйства характерно структурное многообразие. Каждый классификационный признак раскрывает одну из сущностных основ содержания понятия «национальное хозяйство». Можно выделить, как минимум, следующие виды структур:
материально-вещественную;
стоимостную;
экономическую;
социальную;
территориальную.
Материально-вещественная структура вскрывает пропорции между видами продукции национального хозяйства в натуральном выражении. Она включает разделение его на производство средств производства (I подразделение) и производство предметов потребления (II подразделение); на производственную и непроизводственную сферы; на производство товаров и услуг; на гражданское и военное производство; на отрасли производства.
Первичной ячейкой материально-вещественной структуры является предприятие по производству продукции и оказанию услуг. Оно может быть узкоспециализированным, многоотраслевым, комбинатом. Тем не менее, в любом случае производство каждого вида продукции и услуг обособляется организационно и технологически. Специализируясь, предприятия становятся основой формирования отраслевой структуры. Отрасль представляет собой совокупность производств с однотипными функциями, фондами, технологиями, конечными продуктами.
Согласно Классификатору отраслей (ОКОНХ) выделяются отрасли материального, нематериального производства, производящие товары и услуги.
К материальному производству отнесены промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимостью, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая служба.
Услуги оказывают отрасли как производственной, так и непроизводственной сферы. К первым относятся транспорт, связь, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки и некоторые другие. Ко вторым - жилищное и коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, образование, культура, искусство, наука и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, управление, общественные объединения. В структуре валового внутреннего продукта на долю услуг приходится 60%, производимых товаров - 40%.
На основе общности отрасли подразделяются на подотрасли по большему числу признаков. В промышленности выделяется 350 подотраслей. И наоборот, по общности меньшего количества мри знаков отрасли образуют межотраслевые комплексы. Общими
признаками могут быть единство технологии (машиностроительный комплекс), исходного сырья (лесотехнический комплекс), предназначение конечного продукта (транспортный комплекс, жилищно- коммунальный комплекс) и другие критерии. Важное экономическое значение имеет деление отраслей на добывающие (недропользование, сельское хозяйство) и обрабатывающие (металлообработка, легкая промышленность и т.д.), а также промышленности на группу А (производство средств производства) и группу Б (производство предметов потребления).
Деление общественного производства на I и II подразделения служит инструментом для регулирования источников и темпов эко-номического роста. При равномерных темпах научно-технического прогресса долговременный рост возможен лишь при преимущественном росте производства средств производства, обеспечивающем материальную базу экономического роста в обоих подразделениях. Для расширения производства необходимо увеличивать выпуск станков, оборудования, производство сырья и т.д. Объективно это создает предпосылки для отставания потребления от производства. Но чрезмерный рост средств производства может сменяться спадами в период кризисов, что устраняет диспропорцию. Тем не менее, опережающий рост тяжелой промышленности является непременным условием устойчивого развития других отраслей, в том числе сельского хозяйства, легкой, пищевой промышленности.
Стоимостная структура выявляет соотношение разных видов труда, расходуемого на производство общественного продукта. Весь общественный труд подразделяется на овеществленный (прошлый) и живой (вновь созданная, добавленная стоимость). Овеществленный труд переносится на продукт, образуя фонд возмещения израсходованных за данный период средств производства. Вновь затраченный труд создает национальный доход, который является наиболее обобщающим показателем развития национального хозяйства. Национальный доход служит источником потребления и накопления. Следовательно, стоимость общественного продукта есть сумма фондов возмещения, потребления и накопления.
Фонд потребления расходуется на личное и общественное потребление. Он распадается на фонд оплаты труда, общественные фонды потребления, фонд государственного потребления. Фонд накопления используется для расширения производства, создания резервов и запасов.
На микроуровне анализ масштабов и динамики добавленной стоимости позволяет выявить вклад каждого предприятия в производство общественного продукта.
Социальная структура национального хозяйства отражает характер общественного строя страны, который прежде всего определяется формой собственности на основные средства производства, а
от нее, в свою очередь, зависит, кому принадлежат производимый продукт и прибавочная стоимость Формы собственности подразделяются на государственную, муниципальную, негосударственную. Государственная собственность бывает федеральной и региональной (субъектов федерации). К негосударственной собственности относятся разные виды частной собственности (индивидуальная частная, акционерная, кооперативная, общественных организаций и др.). Собственники - это учредители предприятий и организаций, поэтому они могут быть государственными, муниципальными, частными.
Территориальная структура указывает на размещение национального хозяйства по административно-территориальным единицам и природно-экономическим зонам, районам, территориально- производственным комплексам. Она позволяет выявлять пропорции размещения по регионам между трудовыми ресурсами, сырьевой базой, производственными мощностями, реализуемыми доходами. Особенно важны сопоставления европейской и азиатской частей страны, северных и южных территорий, быстро развивающихся и депрессивных, крупных городов и пригородных зон.
Территориально-производственные комплексы могут выходить за пределы границ административно-территориальных единиц, так как представляют собой совокупность отраслей, связанных между собой использованием общих природных и экономических ресурсов, системой расселения.
Для характеристики масштабов национального хозяйства стати-стические органы исчисляют показатели «валовой внутренний продукт» (стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах) и «валовой региональный продукт» (по субъектам РФ).
В 2003 г. валовой общественный продукт составил 24,7 трлн руб., из них промежуточный продукт - 11,4 трлн, валовой внутренний продукт - 13,3 трлн руб., т.е. доля ВВП в общественном продукте составила 54%. В структуре ВВП на долю произведенных товаров приходится 40%, а на услуги - 60%. При первичном распределении ВВП доля оплаты труда составила 53%, валовой прибыли - 47 (норма прибавочной стоимости 90%, а норма прибыли - 30). В результате перераспределения конечное использование ВВП (национального дохода) составило: фонд потребления - 70%, фонд сбережений (накопления) - 30%
Поскольку совместные производства базируются на частном капитале, национальное хозяйство России из общенародного в подавляющей мере превратилось в частное, его доля более 90% Такой низкой доли общественного хозяйства (государственного и муниципального) нет ни в одной стране мира (табл. 1.1). В СССР доля производства государственных предприятий составляла 90%,
кооперативных - 10%. Следовательно, проведение органами власти массовой приватизации государственного и муниципального имущества заменило монополию на государственную собственность монополией на частную собственность на средства производства и результаты труда.
Таблица 1.1. Распределение показателей национального хозяйства по формам собственности, %\r\nФорма собственности Производство Численность\r\nорганизаций продукции занятых\r\n и услуг \r\nГосударственные 7,9 12,5\r\nМуниципальные 1,4 2,2\r\nЧастные 45,2 51,3\r\nСовместные с российским капиталом 22,4 22,1\r\nСовместные с иностранным капиталом 22,8 11,3\r\nПрочие 0,3 0,6\r\nИТОГО 100,0 100,0\r\nРассмотренные виды структур национального хозяйства отражают его экономическое, социальное и территориальное деление, что имеет важное значение для выбора направлений государственной политики. Вместе с ним входящие в национальное хозяйство подразделения специфичны по целям деятельности, выполняемым функциям и другим признакам. Совокупность единиц, имеющих равнозначные целевые и функциональные признаки, может занимать большую часть в структуре национального хозяйства. Такие четко выраженные составные части называются секторами национального хозяйства.
Принято прежде всего выделять рыночный и нерыночный секторы. Первый обеспечивает внешний спрос на товары и услуги, второй - внутренние потребности производителей, производство не для обмена, без расчета на цену спроса. По форме собственности различают обобществленный и частный, государственный и негосударственный секторы; их соотношение характеризует социаль-но-экономический уклад в обществе. В России в настоящее время утвердилась многоукладная экономика с преобладанием негосударственного частного сектора.
В зарубежной практике на основании национальных счетов выделяют секторы предприятий (производственных и финансовых), государственных учреждений, домашних хозяйств, внешних связей. Производственные предприятия и организации (всех форм собственности) производят товары и услуги в целях получения прибыли или преследуют некоммерческие цели. Финансовые
предприятия обеспечивают финансовое посредничество. В сектор государственных учреждений входят органы власти разных уровней и ветвей и контролируемые ими некоммерческие организации. Сектор домашних хозяйств выполняет функции концентрированного потребительского спроса. Внешний сектор включает международные организации, нерезидентов (расположены за пределами страны), посольства и другие организации, обеспечивающие внешнеэкономические и другие связи (рис. 1.1).




Необходимость выделения муниципального сектора обусловлена наличием и спецификой местного хозяйства и управления. Местное хозяйство является составным элементом национального, оно обслуживает сообщество людей на определенной территории или в каком-либо населенном пункте. Всякий объект базируется на местности, т.е. части территории с общностью каких-либо признаков (природных, исторических и т.д.). Организация и ведение хозяйства всегда в большей или меньшей степени опосредуются местными условиями. Промышленность и другие отрасли перво-
начально зарождаются как местные, т.е. для обслуживания местного населения, с использованием местного сырья.
Впоследствии рынок того или иного товара может расшириться вплоть до общенационального, но при этом принадлежность к конкретной местности не теряется со всеми вытекающими последствиями. Одновременно с местной промышленностью формируется и форма управления.
Предприятия и организации, обслуживающие преимущественно местное население, передаются в ведение местных властных и хозяйственных органов независимо от наличия центра координации развития местного хозяйства. В СССР к местной промышленности относились предприятия, подведомственные министерствам местной промышленности союзных республик. В то же время из бюджетов местных органов государственной власти расходовались средства на местное хозяйство, образование, здравоохранение и т.д.
Для населения безразлично, какая организационная форма используется, важно, чтобы обслуживание было на должном уровне. Тем не менее, местное хозяйство стало объектом прежде всего местного самоуправления.

Еще по теме 1.1. Общая характеристика национального хозяйства:

  1. § 3. СМЕШАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
  2. Лекция 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  3. 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА
  4. I. Общая характеристика национальной платежной системы
  5. Тема 5. Общая характеристика товарного /рыночного/ хозяйства
  6. 30. Центральные банки: общая характеристика,цели, задачи и функции
  7. 36. Западноевропейский абсолютизм: его типологизация и общая характеристика.
  8. Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -

Данный термин мне был не понятен еще со времен изучения мною курса экономической теории в институте. Прежде всего потому, что под «национальным хозяйством» могут также скрываться термины и «национальная экономика», и «народное хозяйство». Разные экономические теории могут рассматривать их и как тождественные, и как обособленные. Но и между ними мне удалось выделить общее.

Национальное хозяйство

В курсе экономических теорий, разработанных в Германии в конце 19-го века, такое хозяйство равнялось национальной экономике. В России после революции, где много чего основывалось на экономических трудах немцев Маркса и Энгельса, этот термин уже трансформировался в народное хозяйство, но особенностью стало то, что все средства труда были национализированы, т. е. стали принадлежать государству. Если отталкиваться от первоначального варианта, то национальное хозяйство - это система экономических взаимоотношений, где происходит производство, обмен и потребление результатов труда, значимых для государственного воспроизводства, с учетом его национальных особенностей. Проще говоря, результаты труда человеческого общества направлены на увеличение благосостояния государства, а национальной спецификой будет та отрасль, которой данный народ исторически занимался. Национальное хозяйство формируют следующие сектора экономики:

  • Частный.
  • Государственный.
  • Иностранный.

Преобладание в системе воспроизводства только государственного и частного сектора ведет к созданию закрытой экономики.

Российские классификаторы

Для осуществления целей государственной статистики и учета в СССР был создан индекс ОКОНХ (классификатор отраслей народного хозяйства).


В нем (от промышленности до финансов) всё было отнесено к исключительной компетенции государства. С приходом рыночной экономики и попадания таких отраслей в частные или иностранные «руки», стали применять ОКВЭД (классификатор видов экономической деятельности), т. е. не всё принадлежит только государству-народу. Данная ситуация еще раз подтверждает неравенство между «народным» и «национальным» хозяйством.

Предприятие является основной хозяйствующей единицей в условиях рыночной экономики. Оно характеризуется определенной отраслевой принадлежностью и занимает особое место в системе промышленности России. Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей, отличающих общественное воспроизводство в пределах национальных границ.

Национальное хозяйство – результат экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации труда, международного сотрудничества с другими странами. Народно-хозяйственный комплекс имеет особые отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики. При анализе национального хозяйства в экономических исследованиях обычно используются такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики. С точки зрения участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу .

К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, прочие виды деятельности сферы материального производства.

К непроизводственной сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления. Сферы экономики подразделяются на специализированные отрасли.

Отрасль – группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.

В отраслевой структуре экономикипринято выделять две группы отраслей отрасли материального производства и отрасли социально-культурной сферы и нематериального производства, которые в экономической науке принято было именовать отраслями непроизводственной сферы. Термин «непроизводственная сфера» крайне неудачен. Если трактовать его буквально, то создается впечатление, что в отраслях социально-культурной сферы ничего не производится, а такое мнение в корне ошибочно. Если в отраслях материального производства создается материально-вещественный продукт, то в отраслях социально-культурной сферы производится духовный, интеллектуальный, информационный продукт и услуги. В этом и все их различие. К отраслям материального производства относятся:


– промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство;

– транспорт и связь, торговля и общественное питание;

– материально-техническое обеспечение.

К отраслям социально-культурной сферы относятся:

– культура, образование, наука, здравоохранение, управление;

– социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство;

– бытовое обслуживание населения.

Каждая из специализированных отраслей, в свою очередь, подразделяется на комплексные отрасли и виды производств. В составе промышленности, например, насчитывается более 15 таких крупных отраслей, как электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность и другие отрасли.

Специализированные отрасли характеризуются разной степенью дифференциации производства. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводят к формированию новых отраслей и видов производства. Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Ведущей отраслью материального производства является промышленность. В развитых индустриальных странах на её долю приходится до 50% производимой продукции, на сельское хозяйство – 10÷20 %, строительство – 10÷15 % общего объёма материального производства. К промышленной деятельности относят добычу, первичную обработку, переработку сырья, производство материалов, энергии, продукции конечного потребления. Промышленность, будучи суперотраслью, сама делится на разные отрасли: добывающая (угольная, нефтяная, газовая, горнорудная) перерабатывающая (металлургическая, химическая,нефтехимическая, энергетическая, пищевая), машиностроительная, лёгкая. Машиностроение, как определяющая отрасль промышленности, разделяются на дифференцированные отрасли: станкостроение, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение, авиационная промышленность, электротехническая и радиотехническая промышленность, приборостроение, промышленность средств связи, оборонная промышленность .

При структуризации экономики страны по отраслям следует иметь в виду, что понятие «отрасль народного хозяйства» может иметь три значения:

а) «чистая» отрасль – совокупность всех производств одного вида продукта (уголь, нефть, газ);

б) хозяйственная отрасль – предприятия, на которых производство отраслевого продукта составляет большую часть их выпуска;

в) административная отрасль – совокупность предприятий, находящихся в ведении одного министерства (или другого административного органа).

Межотраслевой комплекс – интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта. Межотраслевые комплексы возникают и развиваются как внутри отдельной отрасли экономики, так и между различными отраслями. В составе промышленности, например, существуют топливно-энергетический, горнодобывающий, металлургический, машиностроительный и другие комплексы. Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, объединяющие разные отрасли национальной экономики.

Межотраслевые народно-хозяйственные комплексы условно можно подразделить на целевые и функциональные. В основу выделения целевых комплексов положены воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта. Например, выделим машиностроительный комплекс, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, лесной и минерально-сырьевой комплексы, транспортный комплекс и др.

В эту группу функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции. Здесь можно выделить комплексы инвестиционный, инфраструктурный, научно-технический и, в определенной степени, экологический. По признаку разделения труда можно выделить комплексы многоотраслевые и одноотраслевые, территориально-производственные, межотраслевые научно-технические. Составные элементы хозяйственного комплекса могут быть сгруппированы по различным экономическим признакам. В зарубежных исследованиях на основании системы национальных счетов для обобщающей характеристики экономических процессов выделяют крупные сектора экономики.

Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. К их числу обычно относят сектора предприятий, домашних хозяйств, государственных учреждений. Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.

Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль их деятельности, они, в свою очередь, подразделяются на государственные, национальные, частные и иностранные нефинансовые предприятия.

Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.

Сектор государственных учреждений – совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.

Сектор домашних хозяйств включает в основном потребляющие единицы, т. е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.

Внешний сектор , или сектор «остальной мир», – это совокупность институциональных единиц – нерезидентов данной страны (т. е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.

По степени связи с рынком в национальной экономике часто выделяют рыночный и нерыночный сектора.

Рыночный сектор охватывает производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим значительное влияние на спрос на эти товары или услуги, а также обмен товаров и услуг по бартеру, оплату труда в натуральной форме и запасы готовой продукции.

Нерыночный сектор – производство продуктов и услуг, предназначенных для использования непосредственно производителями или владельцами предприятия, а также предоставленных другим потребителям бесплатно или по ценам, которые не влияют на спрос.

Иногда дополнительно выделяют смешанные отрасли, которые оказывают рыночные и нерыночные услуги. По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги. К первой группе относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства. К отраслям, оказывающим услуги, относятся образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и др.

16 См.: Moore G.E. Cramming More Components onto Integrated Circuits // Electronics. 1965. № 38(8), April 19. P. 114-117.

17 См.: Gilder G.F. Telecosm: How Infinite Bandwidth Will Revolutionize our World. N.Y.: Free Press, 2000. P. 12, 70.

18 Сакайя Т. Указ. соч. С. 351.

19 На графике точка ^ соответствует предельным из-УДК 330.34

держкам производства лицензионной копии информационного продукта, Ск - контрафактной (пиратской) копии.

20 Стрелец И.А. Указ. соч. С. 22-23.

21 Там же. С. 23.

22 Стюарт Т. Указ. соч. С. 391.

23 Бузгалин А.В. Указ.соч. С. 33.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Е.А. Орехова

Саратовский государственный университет,

кафедра экономической теории и национальной экономики

E-mail: [email protected]

Раскрыто понятие системы национального хозяйства, выделены ее общие и особенные свойства. Обосновано, что экономическое развитие национального хозяйства отличает неравномерность, импульсивность. Дано определение и охарактеризованы основные типы динамики экономического развития.

National Facilities (Economy) as Object of Economic Development E.A. Orekhova

In the article idea about system of a National Economy and her general and especial properties are discused. Also definition of the moving forses and trends of economic development is given its basic types are characterized. It is established, that moving forses and trends of economic development of a National Economy is characterized by non-uniformity, impulsiveness and discontinuty.

Система национального хозяйства представляет собой совокупность хозяйственных ресурсов и хозяйствующих субъектов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в сфере общественного воспроизводства. Ей присущи определенные свойства: общесистемные (характерные для всех систем) и особенные (характерные только для системы национального хозяйства). К общесистемным свойствам национального хозяйства относятся его целостность, иерархичность и интегративность.

Целостность национального хозяйства проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения отдельных хозяйствующих субъектов оказывает воздействие на все другие хозяйствующие субъекты и изменяет систему в целом, равно как и изменение национального хозяйства в целом вызывает преобразование его структуры, связей и поведения хозяйствующих субъектов.

Иерархичность национального хозяйства означает, что оно включено подсистемой в систему более высокого порядка - мировое хозяйство, а каждый его компонент тоже является системой. Декомпозиция системы национального хозяйства с

выделением ее подсистем вплоть до элементарного уровня получила отражение в рис.11. Структура системы национального хозяйства сложная, имеет несколько уровней и внешне напоминает разветвленное дерево. На первом уровне находится достаточно большое число подсистем (компонентов) национального хозяйства - таких экономических институтов, как государство, территориальные образования, отрасли, домашние хозяйства. Далее подсистемы предыдущего уровня распадаются на совокупность нескольких подсистем низшего уровня и т.д. Основу структурирующего фактора системы национального хозяйства составляют экономические интересы хозяйствующих субъектов (индивидуальные, коллективные, национальные). Совокупность экономических интересов реализуется в процессе, объединяющем все части системы национального хозяйства воедино, в системообразующем (структурирующем) процессе общественного воспроизводства.

Согласно правилу иерархии система национального хозяйства и ее подсистемы, а также подсистемы подсистем имеют разный уровень сложности, принадлежат к разным классам и не могут иметь один уровень иерархии. Системы низшего уровня могут быть описаны более точно, имеют меньшую неопределенность в экономическом развитии. Иерархия в системе национального хозяйства относительна: любой ее уровень обладает известной степенью автономии. Первоэлементом системы национального хозяйства выступает индивид с его потребностями, причем не сам по себе, а во всей совокупности его социальных связей и отношений, как социально обусловленное существо. Поскольку индивид реализует себя не в одиночестве, а в обществе, являясь «продуктом» всей предыдущей истории человечества, его можно рассматривать не только как субъект, но и как объект экономического развития.

Интегративность национального хозяйства представляет собой обладание свойствами,

© Е.А. Орехова, 2007

Система национального хозяйства

Рис. 1. Компоненты системы национального хозяйства и соответствующие им субъекты хозяйствования

отсутствующими у его компонентов. Единичное хозяйство (фирмы, предприятия) является категорией преимущественно технической и технологической, его законы - это законы техники и технологии. Перенесение на национальное хозяйство свойств единичного хозяйства означало бы его подчиненность именно этим законам и отрицание его социального характера2. Главное «интегративное» качество системы национального хозяйства

Целостность - не свойственно образующим ее частям. Оно обеспечивает обособленность системы национального хозяйства, функционирование ее как единого целого организма. Интеграция частей системы национального хозяйства возникает в процессе становления этой системы.

Среди особенных свойств системы национального хозяйства целесообразно выделить следующие.

1. Подсистемы национального хозяйства имеют нечеткие границы: один и тот же субъект хозяйствования может одновременно принимать участие в различных процессах самоорганизации системы национального хозяйства, может быть одновременно компонентом и самоорганизующейся системы национального хозяйства, и ее среды. В частности, государство, с одной стороны, выступает частью среды национального хозяйства, осуществляя административное регулирование, социальный контроль, законодательное оформление экономической жизни общества, защиту отечественных производителей от конкуренции извне, а с другой - государство является компонентом национального хозяйства, выступая в роли собственника, предпринимателя или партнера частного бизнеса.

2. Отдельные компоненты и элементы системы национального хозяйства объединены между собой гибкими вероятностными бюрократическими, рыночными, этическими и агрессивными связями3, характерными для разных сфер экономической жизни и дополняющими друг друга. Характер этих связей определяют сами компоненты и элементы системы национального хозяйства. Бюрократические связи носят вертикальный, регламентированный характер, осуществляются между компонентами многих уровней, основаны на принуждении, подчинении и не всегда опосредованы деньгами. Они характерны для государственных структур и тоталитарных национальных хозяйств. Рыночные связи имеют горизонтальный характер и складываются на основании соглашения между юридически равноправными субъектами хозяйствования. Они, как правило, опосредуются деньгами и устанавливаются, прежде всего, между производителями и потребителями благ и услуг. Этические связи могут носить как горизонтальный, так и вертикальный характер. Они осуществляются и между равноправными субъектами хозяйственной деятельности, и между субъектами разных уровней (к примеру, между государством и фирмой). Эти связи основаны либо на ожидании взаимной помощи, либо на одностороннем альтруизме и могут быть как опосредованы, так и не опосредованы деньгами. Возникают такие связи в домашних хозяйствах и общинах. Агрессивные связи носят вертикальный характер и осуществляются посредством силы принуждения между сильными и подчиняющимися этой силе субъектами хозяйствования, могут опосредоваться деньгами, а могут и не опосредоваться ими.

Такие связи характерны для теневой экономики и тоталитарных государств.

3. Структура системы национального хозяйства переменна, подвижна, носит нелинейный характер. В разных фазах экономического развития структура национального хозяйства играет разную роль: если в период эволюционных изменений она обеспечивает стабильность, устойчивость системы, погашая возникающие внутри нее и происходящие из среды флуктуации, то в точке бифуркации, напротив, она преобразуется одной из первых, а за нею следуют изменения связей и поведения компонентов и самой системы. Изменяя свою структуру, система национального хозяйства приспосабливается к условиям внутренней и внешней среды своего существования.

4. Структура системы национального хозяйства связана с сознательно выдвигаемой целью экономического развития и управляющими механизмами, посредством которых структура целого активно воздействует на части, их функционирование и развитие. Конечный итог стремлений национального хозяйства - достижение максимальной стабильности во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами и внешней средой - вынуждает национальное хозяйство приспосабливаться к меняющимся условиям существования, циклически проходить в своем развитии этапы становления, расцвета, хаоса и разрушения. В ходе этого движения национальное хозяйство постоянно увеличивает степень детерминированности в своем «поведении», оставляя единственно возможные и безальтернативные варианты реагирования на «вызовы» внешней среды. Достигнув оптимального на данный момент соотношения детерминированности и свободы, оно рано или поздно сталкивается с необходимостью корректировки идеала в соответствии с новыми потребностями и условиями. С крушением старого идеала начинается следующий цикл, в начале которого прослеживается несколько вариантов дальнейшего развития национального хозяйства. И опять решающую роль в этом выборе играют идеалы, «предлагаемые» национальному хозяйству, причем старый идеал не всегда отбрасывается, а зачастую рассматривается как предпочтительный.

5. Системе национального хозяйства свойственна когерентность, означающая, что для составляющих ее компонентов, элементов характерно совместное, кооперативное действие, в результате которого они усиливают или ослабляют друг друга. Следовательно, скорость протекания экономических процессов в системе национального хозяйства зависит от уровня ее экономического развития, типа системы. Постоянное нарушение состояния равновесия, отсутствие равновесия как такового в системе национального хозяйства служит той непреодолимой побудительной силой, которая вызывает ее развитие. Возможно введение нового компонента, элемента или качественное

перерождение имеющегося, что вызовет изменение характера совместного действия компонентов, элементов системы национального хозяйства. Напротив, устойчивое равновесие системы национального хозяйства означает игнорирование ею всевозможных изменений и воздействий, направляемых на нее, ее полную индифферентность по отношению к ним.

6. Национальное хозяйство может быть как открытой, так и закрытой системой. С одной стороны, любая система национального хозяйства является открытой, поскольку активно взаимодействует со своей естественной внешней природной средой: движение вещества, энергии и информации происходит совершенно беспрепятственно. Система национального хозяйства испытывает активное действие природной среды и в то же время сама воздействует на природную среду в порядке обратной связи. Кроме того, ближайшей и непосредственной внешней средой для национального хозяйства является социальная система общества и ее подсистемы (культура, религия, этика, идеология, право, политика, наука, образование, управление, технология и пр.), с которыми она неразрывно взаимосвязана (рис. 2). Система национального хозяйства всегда открыта по отношению к собственной социальной системе. Для нее это - естественная среда, вне которой она не может ни существовать, ни развиваться, с подсистемами которой она имеет общие элементы. Национальное хозяйство погружено в информационное поле собственной социальной системы, это - ее поверхностный слой непосредственной внешней среды, благодаря которому взаимодействуют все подсистемы социальной системы и осуществляется процесс самоорганизации, их совместное развитие.

С другой стороны, система национального хозяйства, будучи открытой по отношению к собственной социальной системе и ее подсистемам, одновременно может быть закрытой для других социальных систем, систем национального хозяйства и мировой хозяйственной системы в целом, выступающих вторым, поверхностным слоем ее внешней среды (рис. 3).

С учетом выделения мировой внешней среды, системы национального хозяйства могут быть разделены на системы, нуждающиеся во взаимодействии с этой средой для привлечения дополнительного вещества, энергии, информации, и самостоятельные, саморазвивающиеся системы, не нуждающиеся во взаимоотношениях с этой средой. С точки зрения мирового рынка, глобальной системы связей национальное хозяйство может быть закрытым без особого ущерба лишь в том случае, если оно является самодостаточным в плане материальных и духовных ресурсов.

7. Источником экономического развития системы национального хозяйства выступают противоречия: между процессами функционирования и развития национального хозяйства;

Рис. 2. Выделение системы национального хозяйства из ближайшей и непосредственной внешней среды

Мировая социально-хозяйственная система

Рис. 3. Выделение системы национального хозяйства из мировой внешней среды

между стремлением национального хозяйства к порядку и хаосом; между целями национального хозяйства и целями хозяйствующих в нем субъектов; между стремлением национального хозяйства к устойчивому состоянию и средствами его достижения; между функционированием национального хозяйства и его структурой и др.4. В эволюционный период экономического развития большинство названных противоречий лишь сглаживается: экзогенным энтропийным тенденциям и противоречиям здесь противостоит адаптация, а эндогенным - функционирование национального хозяйства; даже самое идеальное управление способно в лучшем случае лишь смягчить эти противоречия. Разрешаются же назревшие противоречия в момент катастрофы (качественных, скачкообразных, внезапных изменений в экономическом развитии), после чего они вновь накапливаются, требуя своего разрешения.

8. Экономическое развитие системы национального хозяйства во многом определяется интенсивностью ее взаимодействия с неоднородной и весьма сложной средой. Внутренняя среда национального хозяйства включает: государство (как силу, действующую над экономическими субъектами), внутреннюю социальную среду (собственную социальную систему и ее подсистемы), внутреннюю природную среду (состояние природы данной страны). К внешней среде национального хозяйства относятся: внешняя хозяйственная среда (национальные хозяйства других стран и мировое хозяйство в целом), внешняя социальная среда (социальные системы других стран и их подсистемы), внешняя природная среда (состояние природной среды других стран).

Среда оказывает сложное и многостороннее воздействие на состояние и экономическое развитие национального хозяйства. С одной стороны, нарушение порядка, дезорганизация среды ведет к усилению воздействий на систему национального хозяйства и ее переходу в неустойчивое состояние. К примеру, скудность природных ресурсов может стать серьезной проблемой развития национального производства; проведение государством неадекватной экономической политики, отсутствие должных правовых и социальных норм, культуры бизнеса способны затормозить экономическое развитие национального хозяйства; враждебное внешнее окружение может послужить причиной увеличения доли военных расходов, снизив при этом эффективность национального хозяйства; мировая внешняя среда способна составить серьезную конкуренцию отечественным производителям, в результате чего национальное хозяйство недополучит налоги, отечественные производители - прибыль, а наемные работники

Заработную плату. С другой стороны, воздействия среды, расцениваемые как управляющие воздействия, приводят вначале к нарушению устойчивости системы национального хозяйства, а затем (при условии нелинейной зависимости

между ее параметрами) к возникновению нового хозяйственного порядка.

Итак, опираясь на выделенные общие и особенные свойства национального хозяйства, его можно охарактеризовать как органичную, открытую (закрытую), динамично развивающуюся систему. При этом национальному хозяйству свойственно неровное экономическое развитие, отличающееся неравномерностью, импульсивностью, относительной прерывностью. Оно испытывает подъемы и спады, скачки и флуктуации, толчки и инерции, что во многом обусловлено потребностью в динамизме хозяйственной жизни и заложенной в самом национальном хозяйстве возможностью такого динамизма.

Динамика экономического развития представляет собой своеобразный способ этого развития, означающий процесс смены состояний движения его параметров. Это - процесс непрерывного изменения объемов и структуры национального производства, расширения или сокращения возможностей национального хозяйства удовлетворять меняющиеся общественные потребности и обеспечивать накопление в необходимых размерах. В трактовке динамики экономического развития присутствуют количественная и качественная стороны данного понятия. Первая отражается в динамике изменения объемов производимого национального продукта, вторая - в способности национального хозяйства удовлетворять меняющиеся потребности и обеспечивать накопление. Эти две стороны находятся между собой во взаимной связи. И связь эта сложная, ведь сама по себе динамика выпускаемого продукта не обязательно влечет за собой новое качество и улучшение или ухудшение жизни общества.

Динамика экономического развития национального хозяйства есть динамика воспроизводственная и динамика структурная. Под воспроизводственной динамикой понимается динамика следующих друг за другом стадий движения общественного продукта (производства, распределения, обмена и потребления) в их единстве, взаимосвязи и взаимодействии. В своем развитии национальное хозяйство постоянно возобновляется, воспроизводится. Оно движется в ходе кругооборота, находясь в процессе постоянного повторения, в результате чего удовлетворяются потребности людей и возобновляются материальные блага, факторы производства, экономические отношения, организационно-управленческие связи.

Будучи по своей сути результатом развития национального производства, воспроизводственная динамика не является атрибутом лишь непосредственного национального производства. Зародившись в недрах производственного процесса, воспроизводственная динамика обретает свое настоящее содержание и сущность только в конце воспроизводственной цепочки, когда произведенный продукт становится и реализованным, и

потребленным. Реализуется воспроизводственная динамика через постоянные количественные и качественные изменения воспроизводственных элементов, которые, в свою очередь, выступают результатом взаимовлияния и взаимодействия производства, распределения, обмена и потребления на основе механизма конкуренции5.

Под структурной динамикой понимается и преобразование всей структуры национального хозяйства, качественно изменяющее национальное хозяйство, и текущая вариабельность, выражающаяся во взаимном приспособлении частей структуры друг к другу, в постоянных изменениях их взаимных соотношений, в поиске тех или иных структурных пропорций и величин. Структурная динамика бывает разной. С одной стороны, это динамика явно динамичных в структурном отношении компонентов национального хозяйства, к примеру, рыночных предложений и спросов, текущих потоков экспорта и импорта. Здесь структура национального хозяйства изменяется постоянно, и изменения эти нередко бывают значительными. С другой стороны, структурная динамика - это динамика не слишком динамичных компонентов национального хозяйства, таких как отраслевые распределения производства и долговременные капвложения. В этом случае структура национального хозяйства долгое время может оставаться неизменной, но у нее появляется способность к резким и весьма разрушительным перестройкам6.

Доказывать необходимость структурных изменений для экономического развития вряд ли имеет смысл: и так ясно, что без них устойчивое развитие национального хозяйства невозможно, поскольку при его стабильной структуре резервы экономического развития рано или поздно исчерпываются. Но это вовсе не означает, что чем больше структурных перемен в национальном хозяйстве, тем выше темпы его развития. Бывает и наоборот: структурные перемены могут стать серьезным препятствием на пути экономического развития. Резкие изменения структуры национального хозяйства могут приводить к глубоким и достаточно острым последствиям, охватывающим как национальные, так и международные экономические отношения.

В динамике экономического развития сложно и многообразно проявляет себя противоречивый характер изменений национального хозяйства. Противоположная динамика отдельных индикаторов экономического развития объективно обусловлена и вполне закономерна: росту национального производства в интенсивной форме противостоит его сокращение в экстенсивной форме; повышение производительности труда предполагает снижение совокупных затрат труда на производство единицы продукции; рост органического строения капитала сопряжен со снижением доли «человеческого капитала» в его общей массе. Кроме того, в ходе экономического

развития на фоне роста национального производства в высокотехнологичных отраслях постоянно наблюдается существенное его снижение в отраслях, не имеющих перспективы при переходе к новому технологическому укладу.

Так или иначе, но экономическое развитие системы национального хозяйства обязательно проявляется в изменении ее элементов (их количества, свойств) и структуры, а изменение структуры обязательно влечет за собой экономическое развитие или деградацию системы национального хозяйства, изменение количества и свойств ее элементов. Можно сказать, что между качеством и, следовательно, свойствами системы национального хозяйства и ее структурой существует взаимно-однозначное соответствие. На этом основании возникает техническая возможность перенесения свойств системы национального хозяйства одной страны на систему национального хозяйства другой страны или даже свойств системы национального хозяйства одного типа на систему национального хозяйства другого типа на основании изоморфизма их структур.

Изменение структуры национального хозяйства при сохранении числа составляющих ее элементов влечет изменение ее сложности (совокупности связей элементов). Упрощение структуры означает увеличение степеней свободы и меньшую упорядоченность, тогда как повышение сложности структуры, наоборот, означает уменьшение числа степеней свободы и большую упорядоченность. Для характеристики упорядоченности системы применяется понятие энтропии как меры неопределенности, порядка состояния или поведения системы. Чем больше упорядоченность системы, тем меньше соответственно энтропия.

Прямой зависимости между увеличением количества связей в системе и изменением ее качества нет. На энтропию, качество структуры влияет лишь появление существенных связей элементов системы национального хозяйства (например, связи между отраслями и подразделениями общественного воспроизводства, или связи между товарным или денежным рынками). Эти связи, усиливая зависимость между элементами системы и значительно сокращая опосредованные связи, снижают энтропию системы. Возникновение же несущественных связей, касающихся лишь тех элементов, к которым они относятся непосредственно, почти не влияет на величину энтропии. Качество системы национального хозяйства сохраняется в определенных границах изменения количества и конкретных фиксированных свойств ее элементов, структуры. И лишь достижение некоторых пороговых значений этих характеристик системы национального хозяйства ведет к ее переходу на новый уровень развития, к новому качеству, следующему этапу ее экономического развития. Характеристики системы национального хозяйства на каждом этапе отличаются как на-

личием иных свойств составляющих ее элементов, структуры, так и возникновением специфических особенностей системы национального хозяйства в целом, изменением структурирующего процесса. Следовательно, отличие одной системы национального хозяйства от другой выражается в количестве и свойствах их элементов, особенностях структур, структурирующего фактора и систематизирующего процесса.

Трудно не согласиться с С.В. Любимцевой в том, что характеристиками экономического развития системы национального хозяйства могут служить и количественные показатели: изменение числа элементов системы, изменение взаимосвязей между ними и изменение энтропии. Так, для прогрессирующей системы национального хозяйства характерны увеличение числа ее элементов и рост связей между ними. Регрессирующая система национального хозяйства сопровождается сокращением числа ее элементов и связей между ними. С помощью этих показателей может быть описано репродуктивное и инновационное экономическое развитие национального хозяйства. Репродуктивное развитие выражается в увеличении числа элементов системы национального хозяйства, несущественных связей, энтропии. При таком развитии упорядоченность системы ослабевает, она становится менее способной реагировать на всякого рода возмущения. При инновационном развитии энтропия системы национального хозяйства снижается и возрастает упорядоченность, система становится способной к большей адаптации во внешней среде.

Если экономическое развитие системы национального хозяйства сопровождается ростом числа

В таблице приведены и охарактеризованы рассмотренные типы динамики экономического развития национального хозяйства. Прогрессирующие по числу элементов системы национального хозяйства типы динамики расположены от менее прогрессивного к более прогрессивному, регрессирующие расположены в обратном порядке. В ходе экономического развития возможно движение

ее элементов и ростом энтропии (как в случае экстенсивного развития), но при этом сокращаются взаимосвязи между элементами системы, то такое развитие национального хозяйства является его деградацией. В этом случае система национального хозяйства превращается из потребителя необходимых для ее существования вещества, энергии, информации, поступающих из внешней среды, в донора внешней среды, то есть выбрасывает вещество, энергию, информацию во внешнюю среду. Возникает дисбаланс взаимосвязей системы национального хозяйства, система внешне растет в объеме, но этот рост означает ее гибель.

Наряду с типами динамики, характеризующимися увеличением числа элементов в системе национального хозяйства, возможны и такие, которые связаны с сокращением числа ее элементов. К ним относятся коллапс, диссипация и распад. Коллапс означает реорганизацию несущественных связей системы национального хозяйства в связи существенные. Это - процесс, обратный деградации, означающий обновление и усиление интегративных свойств системы национального хозяйства. Диссипация, как и коллапс, сопровождается уменьшением энтропии, то есть ведет к большей упорядоченности системы национального хозяйства. Потеря числа элементов системы национального хозяйства в этом случае означает ее освобождение от менее «организованных элементов», утративших свои функции. Распад системы национального хозяйства предполагает сокращение числа ее элементов, связей и снижение упорядоченности, что означает разрушение существенных связей, в первую очередь потерю самых организованных элементов.

не только в направлении к более прогрессивным формам, но и переход от репродуктивного и даже инновационного развития к деградации, распаду системы национального хозяйства. Без этого нет и не может быть самого экономического развития его организации, роста, поиска, приспособления. Без этого экономическое развитие прекращается, а национальное хозяйство мертвеет.

Характеристика динамики экономического развития системы национального хозяйства

Типы динамики экономического развития Изменение параметров системы национального хозяйства

числа элементов системы взаимосвязей (упорядоченности) элементов системы энтропии системы

Прогрессирующие (по числу элементов системы) типы динамики

Деградация Рост (>0) Ослабление (<0) Усиление (>0)

Репродуктивное развитие Рост (>0) Усиление(>0) Усиление (>0)

Инновационное развитие Рост (>0) Усиление (>0) Ослабление (< 0)

Регрессирующие (по числу элементов системы) типы динамики

Коллапс Сокращение (< 0) Усиление (>0) Ослабление (< 0)

Диссипация Сокращение (< 0) Ослабление (< 0) Ослабление (< 0)

Распад Сокращение (< 0) Ослабление (< 0) Усиление (>0)

Примечание. Сост. по: Любимцева С.В. Трансформация экономических систем. М.: Экономистъ, 2003. С. 59-61.

См.: Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики: Предварительный эскиз. М.: Наука, 1991. С. 84.

Мы выделяем эти виды связей по аналогии с предложенной Я.Корнаи классификацией «форм координации» (см.: Корнаи Я. Бюрократия и рынок // Вопр. экономики. 1989. № 12. С. 69-74).

См.: Ерохина Е.А. Теория экономического развития: системно-самоорганизационный подход. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1999. С. 90.

Подробнее о воспроизводственной динамике см.: Орехова Е.А. Воспроизводственная динамика переходной экономики. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000.

См.: Осипов Ю.М. Теория хозяйства: В 3 т. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. Т. 3. С. 14-15, 139.

УДК 334.012.23

СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИРМ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Е.В. Порезанова

Саратовский государственный университет, кафедра экономической теории и национальной экономики E-mail: [email protected]

В статье раскрываются виды взаимодействий фирм в современной экономике, анализируются факторы, которые влияют на взаимодействия, как общие, так и специфические. Исследуются «скрытые монопольные эффекты» в экономике на примере доминирующих фирм. Рассматриваются кооперативные взаимодействия фирм, факторы их стабильности, выделены основные черты российской модели рынка.

Specificity of Interactions of Firms in Transitive Economy of Russia

In article reveal kinds of interactions of firms in modern economy, factors which influence on general and specific interactions. «The latent exclusive effects» in economy on an example of dominating firms are investigated. Cooperative interactions of firms, factors of their stability are considered, the basic features of the Russian market model are allocated.

Взаимодействия фирм представляют собой определенную систему отношений. Прежде чем анализировать механизм взаимодействия фирм в переходной экономике, необходимо исследовать, что такое взаимодействия фирм и каковы их роль и место в экономической системе современного общества.

Взаимодействия фирм предполагают определенную систему отношений микроуровня, которая включает в себя отношения: между действующими продавцами на рынке, между продавцами и покупателями, между реальными и потенциальными продавцами. Взаимодействия фирм выражаются в установлении фирмами рыночной цены, определении объемов выпуска и продаж, в качественных характеристиках товара, а также величиной затрат, требуемых для создания барьеров для конкурентов при их выходе на рынок. Следовательно, взаи-

модействия фирм отражают весь комплекс мер, позволяющих фирме воздействовать и на спрос, и на предложение.

Можно выделить следующие виды взаимодействий фирм. По степени согласованности стратегий фирм на рынке выделяют конкурентные (несогласованные) взаимодействия, когда фирмы конкурируют друг с другом и в большей степени проводят самостоятельную политику на рынке, и кооперативные (согласованные) взаимодействия, когда фирмы предварительно договариваются о совместных действиях и выступают на рынке «единым фронтом». В зависимости от степени институциональности межфирменных отношений можно выделить четко оформленные взаимодействия, когда отношения между фирмами строго и однозначно определены, при этом эффективно действует механизм обеспечения добросовестного исполнения контрактов между партнерами. Такие типы отношений характерны для развитой рыночной экономики. Вместе с тем выделяют аморфные взаимодействия, когда отношения между фирмами базируются в большей степени на неформальных договоренностях, чем на институционально оформленных контрактах, так что высокой остается степень риска морального ущерба и оппортунистического поведения. При аморфных взаимодействиях большое распространение получает «серый», полулегальный рынок. Такой тип отношений характерен для переходной экономики1.

Основными факторами, влияющими на взаимодействия фирм в переходной экономике, выступают: величина трансакционных издержек, неопределенность прав собственности, тонкая грань между финансовыми и реальными трансакциями, а также концентрация покупателей. Рассмотрим их подробнее.

© Е.В. Порезанова, 2007