Батышев сергей. Сергей яковлевич батышев. Что же можно сказать о «среднем» пехотном комбате

Принадлежность

СССР 22x20px СССР

Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Часть Командовал

батальоном

Должность Сражения/войны Награды и премии
Герой Советского Союза
Орден Ленина Орден Октябрьской Революции Орден Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени
Орден Дружбы народов Орден «Знак Почёта» Орден Александра Невского Орден Отечественной войны I степени
Орден Отечественной войны II степени Орден Красной Звезды Медаль «За отвагу» Медаль «За оборону Кавказа»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 40px 40px 40px
40px 40px 40px 40px
Связи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

В отставке Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сергей Яковлевич Батышев (6 августа , город Кадом , Тамбовская губерния - 21 марта , Москва) - советский и российский военный и научный деятель, Герой Советского Союза (), депутат Верховного Совета СССР (), действительный член Российской академии образования (), Нью-Йоркской академии наук (), Международной академии технического образования (), Международной кадровой академии (), Академии профессионального образования (), почетный член Международной академии образования (), доктор педагогических наук (), профессор (), заслуженный деятель науки Российской Федерации ().

Биография

Довоенный период

Сергей Яковлевич Батышев родился 19 августа 1915 года в городе Кадом Темниковского уезда Тамбовской губернии в семье лесоруба. Русский.

После окончания семи классов местной школы С. Я. Батышеву пришлось несколько лет поработать каменщиком. В 1933 году Батышев поступил в . Закончив с отличными оценками три курса и перейдя на четвёртый, Батышеву не удалось окончить учёбу из-за резкого ухудшения здоровья. В 1936 году вернулся домой и работал учителем в Кадомской школе, а вскоре начал преподавать математику в сельскохозяйственном рабфаке в селении Дигора (Северная Осетия), где работал с 1936 по 1939 год.

В 1939 году Сергея Яковлевича призвали в РККА . Он был направлен в 137-ю стрелковую дивизию Московского военного округа, при которой окончил полковую школу.

Великая Отечественная война

Начало Великой Отечественной войны С. Я. Батышев встретил в звании младшего сержанта в составе 137-й стрелковой дивизии .

В первые дни войны был ранен , после выздоровления вернулся на фронт. Участвовал в боях на Брянском и Закавказском фронтах. С июня 1942 года член ВКП(б).

К концу 1943 года получил звание майора, командовал батальоном в 545 стрелковом полку 389-й Бердичевской стрелковой дивизии. 13-16 июля 1944 года при прорыве обороны противника в районе сел Звиняче и Ощев Гороховского района Волынской области батальон под командованием майора Батышева нанес противнику большие потери в живой силе и технике, овладел передним краем противника и развил наступление. В этом бою командир батальона С. Я. Батышев, будучи тяжело раненым, оставался в строю и продолжал командовать батальоном.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками майору Батышеву Сергею Яковлевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2333).

После выздоровления вернулся на фронт и участвовал в боях на Сандомирском плацдарме.

Послевоенный период

В 1945 году С. Я. Батышев был уволен в запас и вернулся к педагогической деятельности. Он работал директором Саратовского индустриально-педагогического техникума . В 1946 году С. Я. Батышев окончил . В 1947 году был переведён на работу в Главное управление трудовых резервов . Работал начальником Калининского управления профтехобразования, затем начальником Главного управления учебных заведений системы профтехобразования СССР. В 1967-1973 годах он работал заместителем председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.

Работу в системе профтехобразования С. Я. Батышев совмещал с научной работой. Он занимался изучением опыта работы учебных заведений профтехобразования, обобщал опыт учебно-воспитательной работы и занимался внедрением лучших методик подготовки молодых производственных кадров. С. Я. Батышев являлся одним из основателей педагогики профессионально-технического образования в СССР. Доктор педагогических наук (1969), профессор (1970).

С. Я. Батышев являлся академиком Академии педагогических наук СССР . В 1973-1991 годах он был академиком-секретарём Отделения педагогики и психологии профтехобразования Академии педагогических наук СССР, неизменным членом ВАКа, членом Совета по присуждению премий Президента РФ.

Награды и премии в области педагогики и образования

С. Я. Батышев являлся членом Нью-Йоркской академии наук (1979), Международной академии технического образования (1995), Международной кадровой академии (1989), Академии профессионального образования (1990), почётный член Международной академии образования (1990), заслуженный деятель науки Российской Федерации (1990). В 1998 году ему была присуждена Премия Президента РФ в области образования.

Сочинения

  • Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР. - М ., 1974.
  • Производственная педагогика. - М ., 1976.
  • Научная организация учебно-воспитательного процесса. - М ., 1980.
  • Трудовая подготовка школьников. - М ., 1981.
  • Подготовка рабочих кадров. - М ., 1984.
  • Реформа профессиональной школы. - М ., 1987.

Память

См. также

Напишите отзыв о статье "Батышев, Сергей Яковлевич"

Примечания

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов . - М .: Воениздат , 1987. - Т. 1 /Абаев - Любичев/. - 911 с. - 100 000 экз. - ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.

Ссылки

15px . Сайт «Герои Страны ». (Проверено 6 апреля 2010)

Отрывок, характеризующий Батышев, Сергей Яковлевич

Задумчиво улыбаясь, Изидора очень внимательно всматривалась в наши взволнованные мордашки, и мне вдруг почему-то очень захотелось ей понравиться... Для этого не было особых причин, кроме той, что история этой дивной женщины меня дико интересовала, и мне очень хотелось во что бы то ни стало её узнать. Но я не ведала их обычаев, не знала, как давно они не виделись, поэтому сама для себя решила пока молчать. Но, видимо не желая меня долго мучить, Изидора сама начала разговор...
– Что же вы хотели знать, малые?
– Я бы хотела спросить вас про вашу Земную жизнь, если это можно, конечно же. И если это не будет слишком больно для вас вспоминать... – чуточку стесняясь, тут же спросила я.
Глубоко в золотых глазах засветилась такая жуткая тоска, что мне немедля захотелось взять свои слова обратно. Но Анна, как бы всё понимая, тут же мягко обняла меня за плечи, будто говоря, что всё в порядке, и всё хорошо...
А её красавица мать витала где-то очень далеко, в своём, так и не забытом, и видимо очень тяжёлом прошлом, в котором в тот миг блуждала её когда-то очень глубоко раненая душа... Я боялась пошевелиться, ожидая, что вот сейчас она нам просто откажет и уйдёт, не желая ничем делиться... Но Изидора наконец встрепенулась, как бы просыпаясь от ей одной ведомого, страшного сна и тут же приветливо нам улыбнувшись, спросила:
– Что именно вы хотели бы знать, милые?
Я случайно посмотрела Анну... И всего лишь на коротенькое мгновение почувствовала то, что она пережила. Это было ужасно, и я не понимаю, за что люди могли вершить такое?! Да и какие они после этого люди вообще?.. Я чувствовала, что во мне опять закипает возмущение, и изо всех сил старалась как-то успокоиться, чтобы не показаться ей совсем уж «ребёнком». – У меня тоже есть Дар, правда я не знаю насколько он ценен и насколько силён... Я ещё вообще почти ничего о нём не знаю. Но очень хотела бы знать, так как теперь вижу, что одарённые люди даже гибли за это. Значит – дар ценен, а я даже не знаю, как его употреблять на пользу другим. Ведь он дан мне не для того, чтобы просто гордиться им, так ведь?.. Вот я и хотела бы понять, что же с ним делать. И хотела бы знать, как делали это вы. Как вы жили... Простите, если это кажется вам не достаточно важным... Я совсем не обижусь, если вы решите сейчас уйти.
Я почти не соображала, что говорю и волновалась, как никогда. Что-то внутри подсказывало, что эта встреча мне очень нужна и, что я должна суметь «разговорить» Изидору, как бы не было нам обоим от этого тяжело...
Но она, как и её дочь, вроде бы, не имела ничего против моей детской просьбы. И уйдя от нас опять в своё далёкое прошлое, начала свой рассказ...
– Был когда-то удивительный город – Венеция... Самый прекрасный город на Земле!.. Во всяком случае – мне так казалось тогда...
– Думаю, вам будет приятно узнать, что он и сейчас ещё есть! – тут же воскликнула я. – И он правда очень красивый!
Грустно кивнув, Изидора легко взмахнула рукой, как бы приподнимая тяжёлый «завес ушедшего времени», и перед нашим ошеломлёнными взорами развернулось причудливое видение...
В лазурно-чистой синеве неба отражалась такая же глубокая синева воды, прямо из которой поднимался удивительный город... Казалось, розовые купола и белоснежные башни каким-то чудом выросли прямо из морских глубин, и теперь гордо стояли, сверкая в утренних лучах восходящего солнца, красуясь друг перед другом величием бесчисленных мраморных колонн и радостными бликами ярких, разноцветных витражей. Лёгкий ветерок весело гнал прямо к набережной белые «шапочки» кудрявых волн, а те, тут же разбиваясь тысячами сверкающих брызг, игриво омывали, уходящие прямо в воду, мраморные ступеньки. Длинными зеркальными змеями блестели каналы, весело отражаясь солнечными «зайчиками» на соседних домах. Всё вокруг дышало светом и радостью... И выглядело каким-то сказочно-волшебным.
Это была Венеция... Город большой Любви и прекрасных искусств, столица Книг и великих Умов, удивительный город Поэтов...
Я знала Венецию, естественно, только по фотографиям и картинам, но сейчас этот чудесный город казался чуточку другим – совершенно реальным и намного более красочным... По-настоящему живым.
– Я родилась там. И считала это за большую честь. – зажурчал тихим ручейком голос Изидоры. – Мы жили в огромном палаццо (так у нас называли самые дорогие дома), в самом сердце города, так как моя семья была очень богата.
Окна моей комнаты выходили на восток, а внизу они смотрели прямо на канал. И я очень любила встречать рассвет, глядя, как первые солнечные лучи зажигали золотистые блики на покрытой утренним туманом воде...
Заспанные гондольеры лениво начинали своё каждодневное «круговое» путешествие, ожидая ранних клиентов. Город обычно ещё спал, и только любознательные и всеуспевающие торговцы всегда первыми открывали свои ларьки. Я очень любила приходить к ним пока ещё никого не было на улицах, и главная площадь не заполнялась людьми. Особенно часто я бегала к «книжникам», которые меня очень хорошо знали и всегда приберегали для меня что-то «особенное». Мне было в то время всего десять лет, примерно, как тебе сейчас... Так ведь?
Я лишь кивнула, зачарованная красотой её голоса, не желая прерывать рассказ, который был похожим на тихую, мечтательную мелодию...
– Уже в десять лет я умела многое... Я могла летать, ходить по воздуху, лечить страдавших от самых тяжёлых болезней людей, видеть приходящее. Моя мать учила меня всему, что знала сама...
– Как – летать?!. В физическом теле летать?!. Как птица? – не выдержав, ошарашено брякнула Стелла.
Мне было очень жаль, что она прервала это волшебно-текущее повествование!.. Но добрая, эмоциональная Стелла видимо не в состоянии была спокойно выдержать такую сногсшибательную новость...
Изидора ей лишь светло улыбнулась... и мы увидели уже другую, но ещё более потрясающую, картинку...
В дивном мраморном зале кружилась хрупкая черноволосая девчушка... С лёгкостью сказочной феи, она танцевала какой-то причудливый, лишь ей одной понятный танец, временами вдруг чуть подпрыгивая и... зависая в воздухе. А потом, сделав замысловатый пирует и плавно пролетев несколько шагов, опять возвращалась назад, и всё начиналось с начала... Это было настолько потрясающе и настолько красиво, что у нас со Стеллой захватило дух!..
А Изидора лишь мило улыбалась и спокойно продолжала дальше свой прерванный рассказ.
– Моя мама была потомственной Ведуньей. Она родилась во Флоренции – гордом, свободном городе... в котором его знаменитой «свободы» было лишь столько, насколько могли защитить её, хоть и сказочно богатые, но (к сожалению!) не всесильные, ненавидимые церковью, Медичи. И моей бедной маме, как и её предшественницам, приходилось скрывать свой Дар, так как она была родом из очень богатой и очень влиятельной семьи, в которой «блистать» такими знаниями было более чем нежелательно. Поэтому ей, так же как, и её матери, бабушке и прабабушке, приходилось скрывать свои удивительные «таланты» от посторонних глаз и ушей (а чаще всего, даже и от друзей!), иначе, узнай об этом отцы её будущих женихов, она бы навсегда осталась незамужней, что в её семье считалось бы величайшим позором. Мама была очень сильной, по-настоящему одарённой целительницей. И ещё совсем молодой уже тайно лечила от недугов почти весь город, в том числе и великих Медичи, которые предпочитали её своим знаменитым греческим врачам. Однако, очень скоро «слава» о маминых «бурных успехах» дошла до ушей её отца, моего дедушки, который, конечно же, не слишком положительно относился к такого рода «подпольной» деятельности. И мою бедную маму постарались как можно скорее выдать замуж, чтобы таким образом смыть «назревающий позор» всей её перепуганной семьи...

Батышев Сергей Яковлевич (19.10.1915 - 21.03.2000) - командир батальона 545-го стрелкового полка (389-я стрелковая дивизия, 3-я гвардейская армия, 1-й Украинский фронт), майор.

Родился 6 (19) октября 1915 года в селе Кадом, ныне поселок Рязанской области, в семье рабочего. Русский. Окончил среднюю школу и 3 курса Московского машиностроительного института. Работал учителем в Кадомской школе. В 1936-1939 годах преподавал математику в сельскохозяйственном рабфаке в селении Дигора (Северная Осетия).

В 1939 году был призван в Красную Армию. Окончил полковую школу, а затем курсы младших лейтенантов.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Боевое крещение принял в районе Бреста. В первых же боях лейтенант Батышев показал себя храбрым и грамотным командиром. На шестой день войны был ранен. После выздоровления вернулся на фронт, участвовал в ожесточенных боях на Брянском, Закавказском фронтах. В июне 1942 года вступил в ВКП(б)/КПСС. Участвовал в освобождении Украины и Киева. К концу 1943 года он стал майором, командиром батальона 545-го стрелкового полка 389-й Бердичевской стрелковой дивизии. Вот как отзывались о Батышеве: «...если Батышев зацепился за высоту, то его ничем оттуда не выкуришь. Кремень, не комбат!..».

13-16 июля 1944 года в боях при прорыве вражеской обороны в районе сел Звиняче и Ощев Гороховского района Волынской области батальон майора Батышева, овладев передним краем противника, развил стремительное наступление, в ходе которого нанес фашистам большие потери в живой силе и технике. В бою комбат был тяжело ранен, но оставался в строю, продолжая командовать батальоном. Перемещался с помощью бойцов, которые несли его на плащ-палатке. Когда Батышева привезли в госпиталь, из его тела врачи извлекли 52 осколка.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками майору Батышеву Сергею Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2333).

После госпиталя вернулся на фронт, участвовал в боях на Сандомирском плацдарме. За годы войны был 5 раз ранен. С 1945 года майор Батышев - в запасе.

Вернулся к педагогической деятельности. Первые годы жил в городе Саратове. Работал директором Саратовского индустриально-педагогического техникума, в 1946 году окончил Саратовский институт механизации. В 1947 году переведен в Главное управление трудовых резервов, был на руководящей работе в системе профессионально-технического образования: начальник Тверского управления профтехобразования, начальник Главного управления учебных заведений; в 1967-1973 годах - заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.

Профессиональную деятельность совмещал с научной работой. Изучал опыт работы учебных заведений профтехобразования по учебно-воспитательному процессу и внедрял лучшие методы в системе подготовки молодых кадров. Выступил инициатором исследований по педагогике профтехобразования и по сути был ее основателем. В 1973-1991 годах - академик-секретарь Отделения педагогики и психологии профтехобразования Академии педагогических наук СССР. В течение 24 лет был членом ВАКа; являлся членом Совета по присуждению премий Президента РФ.

Доктор педагогических наук (1969), профессор (1970), член - корреспондент АПН СССР (1968), действительный член АПН СССР (1974), действительный член Российской академии образования (1993), Нью-Йоркской академии наук (1979), Международной академии технического образования (1995), Международной кадровой академии (1989), Академии профессионального образования (1990), почетный член Международной академии образования (1990), заслуженный деятель науки Российской Федерации (1990). В 1998 году ему была присуждена Премия Президента РФ в области образования.

Жил в Москве. Скончался 21 марта 2000 года. Похоронен в Москве на Хованском Центральном кладбище.

Награжден орденами Ленина (23.09.44), Красного Знамени (15.09.43), Трудового Красного Знамени, Александра Невского (17.02.44), Отечественной войны 1-й (06.04.85) и 2-й (06.09.43) степеней, Красной Звезды (17.06.43), «Знак Почёта», медалью "За отвагу" (29.03.42), другими медалями.

На родине, в городе Кадоме, есть улица Батышева, открыт дом-музей Героя, его именем названа школа. В городе Дигоре на Аллее Славы установлен бюст герою. В Уральском профессионально-педагогическом университете учреждена стипендия имени С.Я. Батышева, в Подольском музее профессионально-технического образования открыт кабинет-мемориал. В городе Николаеве (Украина) ежегодно проводятся международные научные чтения, посвященные памяти Героя Советского Союза академика Сергея Яковлевича Батышева.

Элита Красной Армии: командир батальона Сергей Яковлевич Батышев

Комбат… Это слово стало одним из символов Великой Отечественной войны, нашей армии, России. Герой Советского Союза С.Я. Батышев (1915-2000) был настоящим фронтовым комбатом. Встретил войну младшим сержантом 23 июня 1941 года, а в июле 1943-го, в 27 лет, стал самым молодым в дивизии комбатом. После войны Сергей Яковлевич - крупный ученый, действительный член Российской академии образования, академик Нью-Йоркской академии наук.

Его называли «покорителем высот», говорили: «Если Батышев зацепился за высоту, то его ничем оттуда не выкуришь! Кремень, а не комбат…» Батышев, богатырь из рязанского села (ныне — город) Кадом, что стоит на речке Мокше в мещерских лесах, был одним из того поколения школьных учителей, которые стали лучшими офицерами, сменив погибших в первый год кадровых командиров.

Несмотря на пять ранений, из которых два были тяжелыми, Сергей Яковлевич оставался на поле боя и в роковые 1940-е, и в лихие 1990-е. Он был одним из ведущих специалистов в мире в области профессионально-технического образования, основателем новой ветви педагогической науки, автором нескольких десятков книг. Для чтения лекций Батышева не раз приглашали в США, Германию, Англию, Италию, Голландию, другие страны. В последние годы жизни Сергей Яковлевич возглавлял Ассоциацию «Профессиональное образование».

Но о своих фронтовых годах Батышев ничего не написал: «Вспоминать войну тяжело. Это была гибель бесконечная…» Мне довелось встретиться и побеседовать с Сергеем Яковлевичем осенью 1996 года. Других столь подробных интервью о войне он не оставил. Думаю, его рассказ останется одним из ценных свидетельств участника тех жестоких боев. Это - правда переднего края, правда русского комбата.

В представлении к званию Героя написано: «Майор Батышев в боях за Советскую Родину при прорыве немецкой обороны в районе Звиняче-Ощув Львовской области за период с 13.7 по 16.7 1944 г. проявил исключительную стойкость, смелость и решительность. Майор Батышев, получив 13.7.44 г. боевую задачу на прорыв вражеской обороны, умело и решительно повел батальон на штурм передовой линии противника. Благодаря смелым и правильным тактическим действиям овладел этой линией и, преследуя противника, уничтожал его живую силу и технику. Искусно маневрируя подразделениями батальона, первым занял селение Теклувка, Божув, Скобелка и ворвался в гор. Горохов, поставив под угрозу открытый фланг противника.

В тяжелые минуты боя при прорыве обороны противника майор Батышев, презирая опасность для жизни, находился всегда в тех местах, где лучше руководить батальоном и где решается успех боя.

…Майор Батышев при преследовании противника, искусном обходе его групп сопротивления и наведения паники в его рядах, буквально обращал противника в бегство, не давая ему никакой возможности нигде закрепиться.

Преследуя бегущего противника по пятам до села Печихвосты и столкнувшись с его свежими резервами, майор Батышев… был тяжело ранен. Превозмогая сильные боли, руководил боем и как верный сын Родины не ушел с поля боя до тех пор, пока не выполнил поставленной задачи и передал командование батальоном только лишь тогда, когда противник поспешно начал отступать».

Сергей Яковлевич, в представлении к званию Героя говорится об умелых тактических действиях. Вы начали войну солдатом, не имея военного образования, но прошли последовательно ступеньки командира отделения, взвода, роты, начальника штаба батальона… А в завершающие месяцы войны стали уже командиром полка. Что же определило такое продвижение?

Да, перед войной я окончил только полковую школу. Правда, пришел в армию, имея три курса Московского машиностроительного института.

Должен сказать, что я никогда не хотел быть военным, не чувствовал в себе призвания к этому. Всегда хотел быть ученым. В средней школе, ФЗУ, техникуме, вузе много читал об ученых. В химический техникум пошел, потому что меня буквально поразило описание того, как наш великий Менделеев изобрел таблицу химических элементов, предсказав тем самым открытие даже тех из них, которые стали известны лишь через несколько десятков лет…

Но война заставила учиться другим наукам. 22 июня 1941 года нашу дивизию, которой командовал полковник Гришин (закончил он войну генерал-полковником) из Арзамаса ночью эшелонами отправили в Белоруссию. На станции Орша высадили и мы пошли пешком на запад… Приказали окопаться. Разведка донесла, что немцы наступают большими силами. Рано утром показались танки. Увидев их, некоторые солдаты, особенно призванные из Средней Азии, бросили винтовки, вещмешки - и быстрее в тыл. Действительно - жуткое состояние неопределенности, страха… Самолеты немецкие поливают огнем, артиллерия бьет, за танками - солдаты с автоматами. Стрельба страшная. А у нас и автоматов нет, только винтовки-трехлинейки да бутылки с горючей смесью. Состояние подавленное, казалось - вот и смерть пришла… Кто-то отстреливается, а кто-то просто закопался в землю. Но был у нас командир полка подполковник Фроленков, который уже воевал против японцев с Жуковым на Халхин-Голе, там был награжден орденом Красного Знамени (за форсирование Днепра в 1943 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а после войны он стал генерал-лейтенантом). Были в полку и еще обстрелянные на Халхин-Голе и Хасане командиры. Они подожгли два танка бутылками с горючей семью. Фроленков говорит: «Вот видите, что может храбрый, который не боится!.. Видите, как танки горят!» И научились мы потом эти бутылки бросать очень хорошо. Я сам однажды поджег танк. Отходишь в сторону по траншее, пропускаешь его и бросаешь с нескольких метров… А некоторые бросали прямо вперед, до десяти метров. Танк загорался как факел. Хотя когда на броне сидят автоматчики, или бегут, стреляя, рядом, все это, конечно, не так просто.

Этот первый день и запомнился как самый тяжелый за всю войну. Помню название той деревни - Тарасовка. Думал: как только война закончится, обязательно на это место приеду. И приехал. Но места того не нашел… Так же как и в Берлине, где меня ранило 22 апреля 1945-го. Несколько раз приезжал, искал - но все уже по-другому застроено…

Через несколько дней первых боев я был первый раз ранен. Получил медаль «За отвагу». Номера своих орденов на память не назову, а той первой награды и сейчас помню - 30607.

- Тех, кто тогда побежал, останавливали?

Конечно. Но заградотряды появились позднее, в конце 1941 года – в 1942-м. То, что всех бегущих расстреливали – это чепуха, которую может говорить тот, кто не видел этого сам. Бывало так – вся рота, более 100 человек, снималась и бежала. Останавливали. Командира спрашивали: «Почему не удержал?!» Кого-то из таких командиров, может, и расстреляли…

- А вам лично не приходилось бежать?

Первое время - было. Бегал!.. Идет лавина танков, ты сидишь в окопе с одной винтовкой. Ничего нет. Снимались роты, батальоны, полк снимался! Безо всякого приказа. Доводилось слышать и разговоры о том, что война проиграна, мы нищие, доведены до ручки… Не у всех тогда уверенность в победе была… В 41-м я трижды оказывался в окружении. И трижды выходил. Тысячи людей прорывались… Побывал в котле и весной 42-го, когда проводилась несчастливая для нас Барвенково-Лозовская операция. Немцы писали, что захватили там в плен 240 тысяч человек. Наши давали опровержение. Не берусь судить, но несколько десятков тысяч наших солдат и офицеров попали в плен точно… Я всегда пробивался не в одиночку, а с отделением, которым командовал, потом взводом.

42-й год - это, по-моему, самый тяжелый год войны. Уже победили под Москвой. Внезапности нападения не было. И - такая катастрофа. Отступали с Харьковского направления, пешком прошли до Ростова, от Ростова до Кавказских гор… Немцы уже Бог знает, где… Бросали нам листовки с воздуха: «Ростов возьмем бомбежкой, а Кавказ с гармошкой». Перли и перли с засученными рукавами до Сталинграда…

Вы спрашиваете, почему я рос в званиях? Дело тут в следующем. У нас был очень толковый командир дивизии - Леонид Александрович Колобов. Он перед войной закончил Военную академию имени Фрунзе и остался там преподавать. Очень хорошо разбирался в тактике, знал современную военную литературу. Владел немецким, английским и французским языками. В своей дивизии Колобов организовал систему учебы, доходившую до командиров рот. Их собирали на два-три месяца и обучали тактике, в том числе и на больших макетах местности. Когда я стал командиром батальона, такие занятия проводились очень часто. «Батышев, идешь с батальоном так… Справа - немецкие танки, самолеты. Ваши действия?» Или: «Вы идете, вот большой овраг, в нем село. Будешь брать овраг или нет?» - «В овраг не буду спускаться, там меня немцы могут накрыть». - «А что будешь делать? Дождь же идет. Надо зайти в село и дать солдатам отдохнуть». - «Ничего, - говорю, - окопы сделаю и в окопах буду держать». - «Правильно».

Вот Колобов меня и приметил в командирах роты. Он наблюдал, кто как соображает. Из комбатов враз делал командирами полков или их заместителями, начальниками штабов. Помню, когда мы форсировали Вислу, то находились потом два месяца на отдыхе. Так я не знал, как бы скорее идти наступать. Учеба с утра до вечера. То сам комдив, то его заместитель, то начальник штаба занятия проводит.

Занимались и по карте. Ведь не каждый комбат у нас умел читать карту. Учились ходить по азимуту. Получали вводные, определенную задачу. Ночью, азимут такой-то, через два часа быть там-то. Шли группами по несколько человек, находили нужную точку. Учеба систематическая, непрерывная…

Не могу сказать, как обстояло дело в других армиях, а в нашей 3-й гвардейской это было так. Наш командарм Гордов был очень жесткий человек. Участник еще Первой мировой войны. Не знаю подробностей его судьбы, но вскоре после войны он был репрессирован…

Если бы не учеба нашего комдива, то потери были бы много бóльшими. Офицерский состав ковался в ходе войны. Я был под началом Колобова с конца 42-го, два с половиной года. В этом мне, конечно, повезло. Ведь командиры дивизий были разные… Они тоже нередко выходили из строя. И во главе дивизий оказывались люди, не имевшие высшего военного образования. Порой они много вреда приносили.

Вот, скажем, один пример. После взятия Киева мы наступали на Житомир. Перед нами - высота, причем очень крепко укрепленная. Меня вызывает Колобов и говорит: «Надо эту высоту взять, но надо взять так, чтобы ты, Сергей, остался жив. Ты должен жить». Отвечаю: «Чтобы я остался жив, помогите мне очень хорошо». - «Что тебе надо?» - «Сначала я должен сделать разведку боем, узнать, какие у них огневые средства». Попросил также, как командир штурмового батальона, танковую роту, взвод саперов, эскадрилью самолетов с представителем ВВС. Колобов выслушал, согласился и спрашивает: «Возьмешь высоту?» - «Возьму».

Отделением провел разведку боем, взяли немца-«языка», узнали их систему обороны. Ночью саперы сделали проходы в минных полях. Политработники провели беседу. Кстати говоря, политработники у нас вели большую работу и сами были в большинстве своем люди порядочные, мужественные, находились всегда впереди.

После артподготовки по выявленным огневым точкам поднимаю батальон. Но остались неподавленные пулеметы. Тогда вывожу на прямую наводку приданный артдивизион. Все равно пулеметы стреляют… Даю команду танкистам и летчикам. В масштабе одной высоты были сконцентрированы такие силы, потому что она доминировала на большой площади. И когда эта высота была взята - наша армия и весь гвардейский корпус пошли в этом направлении.

А вот другой пример. Был у комдива один заместитель, не буду называть его фамилии, он погиб потом… По-своему храбрый был человек. Но во время наступления не помню случая, чтобы он не выпивал, после чего делался, прямо скажем, дурак-дураком… Высота есть высота, стреляют, это же война, не поднимешь людей под такой огонь. Он звонит: «Вперед! Давай, поднимайся сам, а то я приеду и тебя застрелю!» Колобов никогда бы себе такого не позволил, но его вызвали на совещание в штаб армии. Я крикнул «За Родину! За Сталина!» (я и сейчас к Верховному Главнокомандующему с подобающим уважением отношусь). Был тяжело ранен в живот снайпером. Хотя, конечно, остался на передовой, пока мы высоту не взяли.

Так вот и гибли наши офицеры… Солдаты залегли, не идут вперед. Артиллерия не подавляет огневых точек. Самолеты, если они есть, - не подавляют. Танки - подрываются на минах. А из штаба жмут: «Что вы там залегли?! Два вшивых фрица сидят, а вы не можете их взять! Вперед! Поднимай в атаку!» Ну и, конечно, командиры поднимают, а в этот момент кто первым встал, того снайпер убил или ранил.

- А орден за эту высоту получили?

За высоту под Житомиром - орден Александра Невского, а за вторую, - только ту пулю снайпера…

Наступающая сторона всегда несет большие потери. Офицеров выбывало до 50 процентов... Я – командир батальона, у меня пять командиров рот, двое-трое из них убиты или ранены. Командиры взводов – совсем молодые ребята из училищ. Проучился три месяца – и ко мне. Их потери – до 70 процентов. И так после каждого крупного наступления…

- Что же можно сказать о «среднем» пехотном комбате?

Возраст обычно – от 30 до 35 лет. 95 процентов офицеров-фронтовиков были русские. Украинцы, белорусы – я их включаю туда же, это, считаю, одно и то же. Хорошие командиры были из Осетии. А среди солдат были представлены все национальности страны, все дружно воевали.

Сергей Яковлевич, а каким образом строились человеческие отношения в дивизии, в вашем батальоне? Не каждого командира солдаты называли «батей»…

Комдив ко мне уважительно, тепло относился, об этом я уже говорил. Потому что если он мне давал какое-нибудь задание, я его всегда выполнял. И после войны всегда встречались с Леонидом Александровичем, уже генерал-лейтенантом, на день Победы и отмечали этот день хорошо, по-русски…

С солдатами были очень хорошие отношения. Все же я учитель по профессии. Умный и душевный у меня был замполит Иван Овсянников, после войны он стал председателем колхоза в Краснодарском крае, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени. Он очень любил работу с людьми и меня втянул в это дело. Беседую в окопе с солдатами: «Давай закурим. Ты откуда?» - Отвечает. - «Как семья? Дети» Расскажешь и о себе. Они видели меня не на командном пункте где-то сзади. Я всегда находился вместе с ними, в атакующих рядах.

Никогда не стремился, да и не мог, наверное, как-то жестко командовать, чисто по-уставному. Скажем, говорю командиру взвода: «Новиков, Иван, вот такое-то село на карте видишь? А где оно будет на местности?» - «Там-то». - «А как ты будешь его брать?» - «Вот так-то». Посоветуемся… Потом говорю: «Но ты возьми обязательно».

Сергей Яковлевич, вы говорили о больших потерях. А как вы относитесь к высказываниям известного писателя, участника войны Виктора Петровича Астафьева. Он сказал: «Не было никаких гениев. Все это глупости. Залили кровью, завалили немцев трупами. Победил народ, которому вытянули последние жилы».

Победил действительно народ. Но народ – это ведь не только рядовые, это и наши офицеры, и генералы, выдающиеся, грамотные командиры.

Если Астафьев имеет в виду первые два года войны, то с ним можно согласиться. Тогда нас просто били… Но мы научились воевать. С 1943 года начало проявляться наше превосходство и в технике (подъедут «катюши», дадут залп – и на душе становится хорошо), и в желании победить, и в боевом мастерстве. Потери наши и со стороны немцев стали сопоставимы.

Думаю, что занятия по тактике, о которых я говорил, проводились во всей Красной армии. Может быть, в таких случаях, как у нас, учеба была более широко, грамотно поставлена.

Что еще интересно. Я уже рассказывал о 41-м годе, как испугались мы танков и бомбежки. И вот то же немецкое наступление, но уже в 44-м. Сидишь спокойно в окопе… «Вон, танки идут!» - «Где, сколько?» - спрашиваешь деловито. Настолько привыкли к войне, к этой канонаде и бомбежке… «Самолеты летят?» - «Ну и что…» По свисту пули, не то что снаряда, чувствуешь безошибочно, в тебя летит или нет.

- Что вы сказали бы о противнике?

Это были первоклассные вояки! Я когда смотрел потом кинофильмы, где наши косят немцев, как муравьев, мне просто смешно становилось. Был такой фильм «Вызываем огонь на себя». Идут немцы волной, а наш автоматчик сидит один и расстреливает эту толпу, бросит гранату – они разбегаются.

- В чем же была их сила и в чем слабость?

Сила их заключалась прежде всего в железной дисциплине. В высокой организованности. Все гармонично выстроено, хорошее взаимодействие и связь.

А слабость заключалась в том, хотя это, может быть, и банально, что все же мы защищали свою Родину, а они – нет. Мы проходили через сожженные деревни, разрушенные города, освобождали людей из неволи. Это поднимало нас, вселяло уверенность в победе.

Немцы отступали только тогда, когда видели, что держаться здесь бесполезно. Сражались, но до определенного момента, до тех пор, пока есть возможность отойти, уцелеть. Жизнью они не пожертвуют… Этого у них не было.

А когда вступили в Германию, немцы начали сдаваться пачками. Одного из них назначили старшим: «Давай, веди». Тот просит «папир» – бумагу. Давали ему такой документ, предупреждали: «Если хоть один убежит, тебя расстреляют». – «Не беспокойтесь, все будет в порядке».

- А Бога в годы войны не доводилось вспоминать? Может быть, в какой-то страшный момент?..

Было!.. Приходилось вспоминать! Не крестился, а Бога вспоминал. Вот когда Вислу форсировали, на середине реки немец бросил ракеты, как дал огнем!... Да много было случаев, всех не упомнишь…

И бабушка моя, и мать были очень религиозные. До 15 лет, до окончания школы, мать водила меня в церковь. Когда я уезжал учиться дальше, она также привела меня в храм. «Как же, – говорит, – не пойдешь в церковь, я не знаю, что с тобой будет». И я молился до 15 лет. А потом ФЗУ, техникум, комсомол, атеистическое воспитание. Но что-то в душе осталось с тех пор…

- Какие книги о войне вы бы выделили?

Правдиво написана повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Сильная вещь, «Дни и ночи» Симонова с ней не сравнить. Хорошо пишет фронтовик-артиллерист Юрий Бондарев. Песню «На безымянной высоте» могу слушать бесконечно...

- Сергей Яковлевич, и вот Победа. Вы - 29-летний подполковник, уже комполка, Герой, весь в орденах…

Но, как уже говорил, всегда знал, что военная карьера - не для меня. Каждому - свое.

В Саратове я закончил институт, работал директором индустриально-педагогического техникума. Кстати, учился у меня и Юрий Гагарин, мы с ним потом уже встречались.

Я сам в свое время закончил школу ФЗУ и меня всегда увлекал процесс изготовления какой-либо детали, создание чего-то своего, нового. Думалось: что-то я должен сам сделать, иначе зачем же я родился?! Как же я жизнь проживу и ничего не создам? Обучение ребят техническому мастерству и стало моей судьбой.

- Сергей Яковлевич, а не кажется вам, что день смутный, сегодняшний напоминает чем-то 1941-1942 год?..

Сейчас положение во многом хуже, чем было тогда! Скажу только о своей работе. Педагогическая наука сейчас в нашей стране находится в катастрофическом положении. Средства на исследования выделяются мизерные. По технической оснащенности учебного процесса России находится на 42-м месте в мире. Это вполне объективная цифра.

Подготовка рабочих кадров резко отстает даже от того низкого уровня техники, который сейчас внедряется в России. Рабочих высшей квалификации в США в два с половиной раза больше, чем у нас, а рабочих низкой квалификации у нас в три раза больше, чем у них. Сколько высококвалифицированных рабочих из бывших передовых отраслей промышленности ушли невесть куда…

Если в 1960 году квалификация рабочей силы отставала от темпов развития техники на 0,3 разряда, то в 1996 году уже на целый разряд. По международным оценкам - если такое отставание достигает 0,4 разряда, то промышленные предприятия должны быть остановлены… Около 75 процентов брака машиностроительной продукции и около 30 процентов поломок инструмента происходит из-за массового включения в производство неквалифицированной рабочей силы.

- Чем же занимается ваша Ассоциация «Профессиональное образование»?

Наш коллектив постоянен более десяти лет. Вырабатываем теоретические положения, методики профессионального образования, издаем книжки. Повышаем квалификацию групп работников профобразования. Но у заказчиков нет денег…

Русские учителя - одни из лучших в мире. Все пока еще зиждется только на их патриотизме…

В заключение той беседы Сергей Яковлевич передал мне пару страниц, на которых сам написал ответы на те вопросы, которые считал для себя важнейшими. Эти строки, думаю, можно назвать завещанием комбата...

Что является главным в вашей жизни?

Активный труд на пользу обществу, ставить перед собой реальные задачи и добиваться их выполнения.

Любимому делу легко учиться и продолжать совершенствоваться даже в моем почти 85-летнем возрасте (а вместе с фронтовыми годами - то 95); за любимым делом не замечаешь усталости, любимое дело порождает творческое отношение к труду. Ведь творческая работа несет отпечаток личности. Считаю, что потенциально талантлив каждый человек, но чтобы талант проявился, нужна прежде всего любовь к своему делу, а такая любовь непременно укажет путь к мастерству. Отношение к труду как главной обязанности человека требует от него не мгновенного порыва, а вложения в свою работу всех его способностей и сил.

Во что вы верите?

В мудрость, доброту и мужество народов, населяющих нашу многострадальную Русь, их решительность в нужное время.

Мужество, подвиг. Что значат для вас эти слова? Кто в минуты тяжелых испытаний способен проявить мужество, совершить подвиг?

Во-первых, я разграничил бы эти понятия. Под мужеством я понимаю способность человека переносить невзгоды. Ведь беда может обезволить и обессилить человека. Но она может вызвать в нем и прилив новых сил. Например, у человека сгорел дом, осталась без крова семья, хозяин дома, стойко перенося превратности судьбы, не паникует, а ищет выход из создавшегося положения. В данном случае мы говорим, что этот человек мужественный, такой человек заслуживает уважения. В обыденной жизни самым большим мужеством считаю говорить правду тому, кому она предназначена. Если я считаю себя правым, то никогда не посчитаюсь с чьим-либо мнением, чтобы доказать свою правоту и действую так, как подсказывает моя совесть и сердце.

Конечно, от этого в жизни я немало страдал от некоторых высокопоставленных чинов. Ведь высокой скалы достигают не только орлы, но и ужи.

Жизнь человеческая неповторима, второй жизни не бывает. Каждому человеку хочется жить. Но человек, выполняя поставленную перед ним задачу, сознательно рискует своей жизнью, осознавая, что может быть он последний раз видит этот мир. Под подвигом (героизмом) я понимаю мгновенную мобилизацию всех сил для преодоления, казалось бы, безвыходного положения. Трусливому от природы человеку никакой случай не поможет, трус скорее погибнет. Я был свидетелем массового героизма при форсировании Днепра, Вислы и штурма Берлина, потому что участвовал в этих операциях. Смелый человек борется до конца, он больше других отдает себя служению Родине. И это не банальные слова. Смелый человек - сильный человек, - он проявляется в делах, а слабый - в намерениях. И все же главное в этом вопросе вот что: чтобы совершить подвиг, надо несколько минут, но готовится он всей предыдущей жизнью.

Был ли учитель в вашей жизни, которого вы часто вспоминаете по прошествии многих лет?

Не только я, но и немногие оставшиеся в живых мои сверстники всегда при встрече вспоминаем нашу учительницу русского языка и литературы Киняпину Евгению Ивановну. А когда приезжали на родину, обязательно ходили на ее могилку. Вроде и банально сегодня звучат ее слова, но в наши годы они врезались прочно в память:

Если хочешь хорошим сделать своего друга, сделай сначала себя;

Заботься о других и у тебя будет много друзей;

Не обвиняй своего товарища, а старайся понять его;

Чтобы создать хорошее имя, нужны годы усилий, а чтобы потерять его, достаточно одного неверного шага.

Прошли многие десятилетия и, может быть, стерлись в нашей памяти черты ее лица и забылись огоньки ее живых, горячих и ласковых глаз, но та пламенная вера в человека, те искры любви к труду и знаниям, какие она заложила в наших сердцах, не померкнут никогда. Вечная ей память.

Что значит для вас праздник Победы?

Думаю, для всех, прошедших дорогами войны и переживших ее, день Победы является самым радостным, самым ярким праздником. Проходят годы, отделяющие нас от далекого мая 1945 года, нов сердце моем не ослабевает боль утраты фронтовых товарищей, друзей. Они навсегда остались в памяти моей. Иногда хочется сказать: «Простите, друзья, что я остался жив».

Я горжусь, что в трудное время находился в действующей армии и внес скромный вклад в разгром фашистской Германии. Ну, и, конечно, рад, что остался жив. Ведь каждое из пяти ранений могло быть смертельным…

Мне в жизни придает силы сознание нужности и важности мной содеянного. Я счастлив, что по-прежнему нахожусь в строю, крепок духом, что жил и живу до предела насыщенной напряженной жизнью. Есть латинское изречение, с которым я полностью солидарен: «Я сделал, что мог, и пусть, кто может, сделает лучше». А я добавил бы… и больше…

Фото Павла Кривцова

Специально для Столетия

(19.10.1915, д. Кадом, Темниковский уезд, Тамбовская губ., Российская империя — 21.03.2000, Москва, Россия)

Родился в семье рабочего. Русский. Окончил среднюю школу и 3 курса Московского машиностроительного института. Работал учителем в Кадомской школе. В 1936-1939 годах преподавал математику в сельскохозяйственном рабфаке в селении Дигора (Северная Осетия).

В 1939 году был призван в Красную Армию. Окончил полковую школу, а затем курсы младших лейтенантов.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Боевое крещение принял в районе Бреста. В первых же боях лейтенант Батышев показал себя храбрым и грамотным командиром. На шестой день войны был ранен. После выздоровления вернулся на фронт, участвовал в ожесточенных боях на Брянском, Закавказском фронтах. В июне 1942 года вступил в ВКП(б)/КПСС. Участвовал в освобождении Украины. К концу 1943 года он стал майором, командиром батальона 545-го стрелкового полка 389-й Бердичевской стрелковой дивизии.

13-16 июля 1944 года в боях при прорыве вражеской обороны в районе сел Звиняче и Ощев Гороховского района Волынской области батальон майора Батышева, овладев передним краем противника, развил стремительное наступление, в ходе которого нанес фашистам большие потери в живой силе и технике. В бою комбат был тяжело ранен, но оставался в строю, продолжая командовать батальоном. Перемещался с помощью бойцов, которые несли его на плащ-палатке. Когда Батышева привезли в госпиталь, из его тела врачи извлекли 52 осколка.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками майору Батышеву Сергею Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2333).

После госпиталя вернулся на фронт, участвовал в боях на Сандомирском плацдарме. За годы войны был 5 раз ранен. С 1945 года майор Батышев - в запасе.

Вернулся к педагогической деятельности. Первые годы жил в городе Саратове. Работал директором Саратовского индустриально-педагогического техникума, в 1946 году окончил Саратовский институт механизации. В 1947 году переведен в Главное управление трудовых резервов, был на руководящей работе в системе профессионально-технического образования: начальник Тверского управления профтехобразования, начальник Главного управления учебных заведений; в 1967-1973 годах - заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.

Профессиональную деятельность совмещал с научной работой. Изучал опыт работы учебных заведений профтехобразования по учебно-воспитательному процессу и внедрял лучшие методы в системе подготовки молодых кадров. Выступил инициатором исследований по педагогике профтехобразования и по сути был ее основателем. В 1973-1991 годах - академик-секретарь Отделения педагогики и психологии профтехобразования Академии педагогических наук СССР. В течение 24 лет был членом ВАКа; являлся членом Совета по присуждению премий Президента РФ.

Доктор педагогических наук (1969), профессор (1970), член - корреспондент АПН СССР (1968), действительный член АПН СССР (1974), действительный член Российской академии образования (1993), Нью-Йоркской академии наук (1979), Международной академии технического образования (1995), Международной кадровой академии (1989), Академии профессионального образования (1990), почетный член Международной академии образования (1990), заслуженный деятель науки Российской Федерации (1990). В 1998 году ему была присуждена Премия Президента РФ в области образования.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Герой Советского Союза, командир батальона 545-го стрелкового полка 389-й стрелковой дивизии, 3-ей гвардейской армии, 1-го Украинского фронта, майор.

Родился 6 (19) октября 1915 года в селе Кадом, ныне поселок Рязанской области. Русский. Окончил среднюю школу и 3 курса Московского машиностроительного института. Работал учителем в Кадомской школе. В 1936-1939 годах преподавал математику в сельскохозяйственном рабфаке в селении Дигора (Северная Осетия). В 1939 году был призван в Красную Армию. Окончил полковую школу, а затем курсы младших лейтенантов.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Боевое крещение принял в районе Бреста. На шестой день войны был ранен. После выздоровления вернулся на фронт, участвовал в ожесточенных боях на Брянском, Закавказском фронтах. Участвовал в освобождении Украины и Киева. К концу 1943 года он стал майором, командиром батальона 545-го стрелкового полка 389-й Бердичевской стрелковой дивизии. Вот как отзывались о Батышеве: «...если Батышев зацепился за высоту, то его ничем оттуда не выкуришь. Кремень, не комбат!..». За годы войны был 5 раз ранен.

13-16 июля 1944 года в боях при прорыве вражеской обороны в районе сел Звиняче и Ощев Гороховского района Волынской области батальон майора Батышева, овладев передним краем противника, развил стремительное наступление, в ходе которого нанес фашистам большие потери в живой силе и технике. В бою комбат был тяжело ранен, но оставался в строю, продолжая командовать батальоном. Перемещался с помощью бойцов, которые несли его на плащ-палатке. Когда Батышева привезли в госпиталь, из его тела врачи извлекли 52 осколка.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После госпиталя вернулся на фронт, участвовал в боях на Сандомирском плацдарме. За годы войны был 5 раз ранен. С 1945 года майор Батышев - в запасе. Вернулся к педагогической деятельности. Был первым директором Саратовского индустриального техникума (ныне – ППК СГТУ имени Гагарина Ю.А.) В 1946 году окончил Саратовский институт механизации. В 1947 году переведен в Главное управление трудовых резервов, был на руководящей работе в системе профессионально-технического образования: начальником Тверского управления профтехобразования, начальником Главного управления учебных заведений; в 1967-1973 годах - заместителем председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию. Профессиональную деятельность совмещал с научной работой. Доктор педагогических наук (1969), профессор (1970), член – корреспондент АПН СССР (1968), действительный член АПН СССР (1974), действительный член Российской академии образования (1993), Нью-Йоркской академии наук (1979), Международной академии технического образования (1995), Международной кадровой академии (1989), Академии профессионального образования (1990), почетный член Международной академии образования (1990), заслуженный деятель науки Российской Федерации (1990). В 1998 году ему была присуждена Премия Президента РФ в области образования. Опубликовал 36 книг, свыше 400 научных статей. Под его научным руководством подготовлено более 80 докторов и кандидатов педагогических наук.

Награжден орденами Ленина (1944), Красного Знамени (1943), Трудового Красного Знамени, Александра Невского (1944), Отечественной войны 1-й (1985) и 2-й (1943) степеней, Красной Звезды (1943), «Знак Почёта», медалью "За отвагу" (1942), другими медалями.