Автор гелиоцентрической системы мира. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира: суть, значение и отличия. В центре - Гея

Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (10-11)

Астрономия

Всеобщая история

Николай Коперник: гелиоцентрическая система мира

19 февраля 1473 года родился Николай Коперник – великий ученый, перевернувший представление о положении Земли в небесном пространстве. Что мы знаем о жизни ученого, его главном труде жизни и его судьбе?

На памятнике Николаю Копернику, установленном в Варшаве, написано: "Остановивший Солнце. Сдвинувший Землю". Пожалуй, это самое точное и сильное описание, которое можно дать наследию великого ученого.

Возрождение: из истории великой эпохи

Современниками Коперника были Леонардо да Винчи и Микель Анджело, Рейхлин и Эразм Роттердамский, Томас Мор и Томас Мюнцер, великие реформаторы церкви - Лютер, Цвингли и Кальвин, плеяда великих итальянских гуманистов, философов и филологов, ряд величайших художников и учёных, смелых мечтателей-утопистов, мыслителей, реформаторов, путешественников я мореплавателей. Коперник был современником таких событий мирового значения, как открытие Колумбом Америки, открытие Васко де Гама морского пути в Индию, первого кругосветного путешествия Магеллана. Короче говоря, он жил в тот век, когда рушились старые представления. И он рушил их сам, возводя новое здание, основываясь не на вере, а на знаниях.

Остановивший Солнце: из истории жизни Коперника

Николай Коперник, поляк по происхождению, родился в семье зажиточного купца 19 февраля 1473 г. в городе Торне, куда переселялся из Кракова его отец.

Николай Коперник (1473 – 1543)

В 1483 г., после смерти отца, воспитанием молодого Коперника занялся его дядя по матери – каноник, впоследствии епископ - Лука Ватцельроде. Образование своё Коперник получил стачала в Краковском университете, затем в итальянских университетах, на Болонье и Падуе. Он изучал латынь и греческий, право, медицину, математику и астрономию. Особенно привлекали его две последние науки, когда он учился в Кракове, у очень известного тогда профессора математики и астрономии – Брудзевского, – и в Италии, где он работал "не столько в качестве ученика, сколько в качестве помощника при наблюдениях" у известного профессора астрономии Доминика Марин ди Новара Феррарского.

Пробыв в Италии около десяти лет с небольшими перерывами, Коперник возвратился к себе на родину и большую часть остальной жизни правел в маленьком городке Фрауенбурге, где стараниями своего дяди епископа Вармийского (Эрмляндского) получил ещё в 1497 г. место каноника. Он стал, следовательно, католическим священником и весьма ревностно выполнял двои обязанности. Во Фрауенбурге, в этом, по выражению Коперника, "отдалённейшем уголке земли", он имел достаточный досуг и, окружённый добрым в общем отношении друзей и сограждан, окончательна сформулировал положения своей системы, основные контуры которой сложились у него, вероятно, ещё в Италии.

Первый набросок идей Коперника мы находим приблизительно а 1512 г., в так называемом "Commentarioius" ("Малый комментарий"), который не был напечатан, но ходил по рукам в рукописном виде и принес его автору изрядную популярность. Лишь в 1539 г. Коперник разрешил своему другу профессору математики Виттенбергского университета Георгу-Иоахиму Ретику, ученику и горячему поклоннику "нового Птолемея", опубликовать краткое предварительное сообщение (Narratio prima) о достигнутых научных результатах.

Собственное сочинение Коперника вышло из печати за несколько дней до смерти автора, последовавшей 24 мая 1543 г. Предание, известное нам от Гассенди (биограф ученого), рассказывает, что только что отпечатанный экземпляр сочинения "De revolutionibus orbium coelestium" принесли Копернику за несколько часов до кончины. "Он взял книгу в руки и смотрел на нее, но мысли его были уже далеко".

Джордано Бруно: далекие миры поклонника системы



Джордано Бруно (1548 – 1600)
Джордано Бруно – верный поклонник системы Коперника. Поэт и философ, пострадавший за истину, хорошо выразил в поэтической форме новое понимание, новое мироощущение, связанное с представлениями о планетах солнечной системы:

"Хоры блуждающих звёзд, я к вам свой
полёт направляю,
К вам подымусь, если вы верный укажете путь.
Ввысь увлекая меня, ваши смены и чередованья
Пусть вдохновляют мой взлёт в бездны
далёких миров".

Джордано Бруно считал, что возможно открытие в Солнечной системе новых планет. Никакого купола звёзд не существует, звёзды движутся, а мы не замечаем этого потому, что они очень далеки от нас.

Учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута соответствует требованиям ФГОС и предназначен для изучения астрономии на базовом уровне. В нем сохранена классическая структура изложения учебного материала, большое внимание уделено современному состоянию науки. За последние десятилетия астрономия достигла огромных успехов. Сегодня она принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся областей естествознания. Новые устоявшиеся данные по исследованию небесных тел с космических аппаратов и современных крупных наземных и космических телескопов нашли свое место в учебнике.

Вращение небесных тел: из истории представлений

Часть 1. Геоцентрическая система

Эпоха Возрождения бесспорно считается оплотом разума и силы человеческой воли. Но любые изменения не могут быть мгновенными. Общепринятой в этот период все еще была была геоцентрическая система – представление о мире, сложившееся в Древней Греции на основе разработок Платона, Евдокса, Аристотеля и Птолемея. В центре мироздания находится Земля, а мир делится на подлунный и надлунный. В первом - всё преходяще, временно, движения вынуждены и вызываются действующими силами; во втором - всё вечно, а движения происходят без всяких сил и осуществляются равномерно по совершенным круговым траекториям. Звёзды расположены на небесном своде, который прокручивается за сутки вокруг Земли.


Для объяснения видимого неравномерного движения планет Птолемей использовал систему равномерных круговых движений. Каждая планета, как он считал, движется равномерно по кругу – эпициклу, центр которого, в свою очередь, равномерно перемещается по другому кругу – деференту. Следует отметить, такое представление движения планет давало возможность довольно точно описывать наблюдаемое их движение. Правда при увеличении точности наблюдений приходилось существенно корректировать прежнюю систему эпициклов и деферентов.
Чрезвычайно важным было также то, что геоцентрические представления о мире освящались авторитетом христианской веры. Бог, создав человека как богоподобное существо, наделил его разумом, свободной волей, бессмертием. Куда же он должен был поместить своё самое великое творение? Конечно, в центр мироздания.

Часть 2. Гелиоцентрическая система

В 1543 г. Н. Коперник опубликовал свой основной труд "Об обращении небесных сфер " с изложением и обоснованием гелиоцентрической системы мира.

Согласно новому учению, в центре Вселенной находится Солнце, а Земля – одна из планет, движущихся вокруг Солнца. Небосвод же, на котором находятся все звёзды, вовсе и не вращается вокруг Земли, как считали прежде, а покоится. Его видимое движение объясняется суточным обращением Земли вокруг собственной оси. Коперник убрал человека из центра мира, сделал бессмысленным деление на подлунный и надлунный миры. Тем самым он разрушил самые основы традиционных представлений о мире и открыл новые, невиданные прежде возможности для развития не только астрономии, но и всего естествознания. Коперник своей работой открыто заявлял, что главным авторитетом в познании мира являются не древние книги, а реальное изучение природы.

Сущность своей системы мира Коперник изложил в посвящении папе Павлу III:

"Обдумывая долгое время шаткость переданных нам математических догматов касательно взаимного соотношения движения небесных тел, я стал досадовать, наконец, на то, что философам, стремящимся обычно к распознаванию самых ничтожных вещей, до сих пор ещё не удалось с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим... Обыкновенно принято, что Земля находится в покое, но пифагореец Филолай допускает, что Земля, равно как и Солнце и Луна, движется вокруг огня по косому кругу. Гераклит Понтский, а равно и пифагореец Экфант также придают Земле движение, но не поступательное, а вращательное, вследствие которого она, подобно колесу па направлению от заката к востоку, вращается вокруг своего центра".

Так как, замечает далее Коперник, для объяснения небесных явлений до него дозволялось придумывать произвольные круги, по которым двигались земля, солнце и планеты, то и он позволил себе истолковать движения этих небесных светил, исходя из движения Земли:

"После долгих и многократных исследований я пришёл, наконец, к заключению, что если отнести движения прочих блуждающих светил к кругу, по коему движется Земля, и на этом основании вычислить движение каждого светила, то не только представляемые ими явления будут вытекать как следствия, но что самые светила и пути оных, по последовательности или по величине своей, а само небо явятся в такой между собой связи, что нигде, ни в одной части нельзя чего-либо изменить, не запутывая остальных частей и всего целого".

Часть 3. Место в истории

Среди великих астрономов и математиков, окончательно выяснивших место нашей Земли во Вселенной и раскрывших законы движения, управляющие солнечной системой (Коперник, Тихо де Браге, Кеплер, Галилей, Ньютон), Коперник по времени был первым.

После него было сделано и ещё будет сделано очень много в изучении солнечной системы, а некоторые утверждения Коперника (например его мнение, что Земля и планеты движутся равномерно вокруг Солнца по кругам, тогда как в действительности это вращение происходит неравномерно и по эллипсам) были впоследствии опровергнуты; тем не менее Копернику принадлежит слава первого учёного, установившего новую истину, столь же простую, сколь и гениального, которую он выразил в своём сочинении "О вращении небесных тел", сказав, что "в центре всего находится Солнце".

Книга Коперника, в конце концов, в 1616 г. попала в далекий "Указатель запрещённых книг", и это запрещение было снято с неё только в 1823 году. Церковники без различия толков и направлений поняли вредоносное для них значение новой теории. Она разрушала, пусть величественный, но всё же близкий человеку небесный мир как обиталище бога. Она вырывала Землю – "подножие ног Его" – из центра вселенной и превращала её в жалкую пылинку, затерявшуюся в бесконечном пространстве, населённом бесчисленным сонмом сверкающих звёздами солнц.

Список литературы и источников:

Веселовский И. Н., Белый Ю. А. Николай Коперник. М., 1974.
Галилео Галилей. Диалог о двух главнейших системах мира птолемеевой и коперниковой. М.-Л., 1948.
Девятова С.В., Купцов В.И. Судьба учения Н.Коперника// Вопросы философии, № 1, Январь, 2011.
Дынник М. А. Мировоззрение Джордано Бруно / Бруно Джордано. Диалоги. М., 1949.
Сказкин С. Коперник и Возрождение // Исторический журнал, №10, Октябрь, 1943.

О том, как устроено окружающее пространство, человечество задумывалось столько времени, сколько человек смотрит в небо. В прежние времена люди были уверены, что мир вращается вокруг них, и такая система называлась геоцентрической. Со временем астрономы получили гораздо больший объем информации, позволивший выяснить, что наша планета вращается вокруг Солнца. Это дало старт господству новой теории - гелиоцентрической. Впрочем, как показывают опросы, и по сей день есть приверженцы не только нового взгляда на мир, но и бытовавшего в прежние столетия. В чем особенности каждой из теорий? Попробуем разобраться повнимательнее. Зная, в чем основное отличие гелиоцентрической системы мира, можно расширить свой кругозор, получить общее представление о его устройстве.

В центре - Гея

В прежние столетия люди были убеждены, что центром всего сущего является та земля, на которой они проживают. Так как земля в греческой мифологи связывалась с богиней Геей, то и наименование эта теория получила соответствующее - геоцентрическая. Она характеризуется начальной точкой отчета координат - ею является наша планета. В прежние времена предполагали, что во Вселенной наша Земля неподвижна, спокойна, является центральной точкой, вокруг которой вращаются элементы космоса.

Разбираясь, какая система мира названа геоцентрической, важно отметить не только факт наличия отсчетной точки для системы координат в нашей планете. Эта теория задавала и порядок расположения небесных тел. Первой по счету в тот период шла Луна, за ней следовала наша главная звезда - Солнце. Далее по удалению считались Марс и Юпитер, Сатурн. На заднем плане были все остальные звезды. Впрочем, разбираясь с тем, чем отличается геоцентрическая система мира от гелиоцентрической, необходимо отметить неоднородность мнений в прежние времена касательно порядка расположения небесных тел в пространстве. В будущем, когда Коперник предложит свой вариант, все встанет на свои места, но в Древней Греции довольно часто астрономы спорили между собой относительно размещения Венеры, Меркурия. По мнению Платона, эти тела следовали за Солнцем, а вот Птолемей доказывал, что они располагаются между двумя главными небесными телами, видимыми на нашем небе: Луной и Солнцем.

Исторические предпосылки

Когда современные ученые проводили сравнение геоцентрической и гелиоцентрической систем мира, полученная в ходе анализа информация позволила предположить, что в Древнем Вавилоне астрономы имели довольно точное представление о том, что Земля на самом деле вращается вокруг Солнца. Правда, окончательного подтверждения эта теория в настоящие дни не имеет, так как дошедшие до наших дней данные довольно обрывочные, неполные. В ходе научного сравнения геоцентрической и гелиоцентрической систем мира удалось обнаружить такие таблички, сохранившиеся от вавилонян, на которых (по мнению ряда современных учёных) отображена картина мира, какой она представлялась в тот период развития человечества в той области очагов цивилизации. К сожалению, в силу древности этих материалов, их расшифровка представляет собой очень сложную задачу.

Очень много интересной информации можно извлечь из анализа мифологии Древнего Египта. Это огромный пласт информации, сохранившийся до наших дней в довольно полной форме. Разбираясь, кто первым вник в суть гелиоцентрической системы мира, иные ученые предлагают считать таковыми именно древних египтян. Как известно, бог солнца в мифологии этого народа был центральным, главным - отцом прочих божественных созданий. Гелиополис, о котором рассказывают древнеегипетские мифы, был образован из солнечного Ра и его восьми потомков. В этом прослеживается определенная связь со строением Солнечной системы, официально открытым гораздо позже.

Мифология и наука

При анализе того, чем отличается геоцентрическая система мира от гелиоцентрической, важно обратить внимание на все ключевые особенности египетской мифологии, бытовавшие в прежние времена, ведь именно в них отражалось представление широких масс об устройстве окружающего пространства. В частности, бытовало представление о том, что мир создан восемью богами, четверо из которых были мужского пола, а остальная четверка - женского. Одна пара представляла собой воду, другая - тьму, третья пара - бесконечное пространство. А вот четвертая постоянно менялась. В четвертом египетском царстве она прочно установилась из божеств, которые отвечали за воздух, невидимость. Бытовало представление о том, что именно эти боги породили Солнце, давшее тепло и свет миру и сделавшее возможным творение.

Кстати говоря, школьный курс математики, как ни странно, довольно близок по своей сути к геоцентрической теории мира в том представлении, которое было характерно для Древней Греции.

Теория развивается

Несмотря на то что в школьном курсе истории и астрономии на вопрос о том, кто предложил гелиоцентрическую систему мира, обычно отвечают «Коперник», в реальности, как предполагают ученые, такое предложение было выдвинуто гораздо раньше Аристархом Самосским. Этот древнегреческий ученый жил в третьем веке до нашей эры. Он рассматривал особенности движения Солнца по небосводу и на основании собранных данных предположил, что Земля и Солнце находятся друг от друга довольно близко, особенно в сравнении с расстоянием, отделяющим эти тела от прочих звезд. В будущем астрономы подтвердили, что это предположение абсолютно верно. Также именно в тот период, в третьем столетии до нашей эры, удалось выявить, что Земля значительно меньше по размеру, нежели Солнце. Фактически именно Аристарх Самосский был тем, кто открыл гелиоцентрическую систему мира.

С течением времени астрономия развивалась. Получение новой информации об окружающей нас Вселенной требовало новых подходов к объяснению обнаруженных фактов. В частности, нужно было разработать теорию, которая бы описывала передвижение небесных тел достаточно точно. Сейчас уже нельзя сказать точно, кто создал геоцентрическую систему мира, зато доподлинно известно, кто вложил серьезный вклад в продвижение гелиоцентрической теории - тот самый Николай Коперник, живший в шестнадцатом столетии и оказавший очень сильное влияние не только на астрономию, но и на многие другие науки.

Шаг вперёд

Не секрет, что в Средневековье (во многом под влиянием церковных представлений об устройстве мира) преобладала геоцентрическая система мира, и гелиоцентрическая, когда Коперник предложил ее рассмотреть всерьёз, показалась многим ересью, направленной против господствующей религии. По крайней мере именно так ситуация сложилась в европейских государствах.

В настоящее время какую систему мира называют гелиоцентрической? Ту, которую предложил Коперник, а его работы основывались не только на наблюдении за небом, но и на тщательном анализе данных, собранных еще Птолемеем. Кроме того, европейский учёный особенное внимание обратил на работы различных философов древнего времени, математиков, специалистов по астрономии. Это позволило ему систематизировать достаточно большой объем информации для подтверждения факта того, что гелиоцентрическая система гораздо более точная.

И все же общество, убежденное в правоте бытовавшей несколько столетий теории, не согласилось с утверждениями Коперника. Так сложилось, что в этот период геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира были в применении одновременно: одна считалась официально более точной, а вторая - применимой на практике, так как позволяла упростить расчеты математиков.

Наука не стоит на месте

Если кратко: геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира отличаются в первую очередь точкой, которую необходимо считать началом координат. В одном варианте это должна быть наша планета, в другом следует брать за центр расчета для нашей системы Солнце как главную звезду, вокруг которой и вращается близкий к нам сектор Вселенной. Но фактически различия этих теорий более глубокие. В шестнадцатом столетии общество оказалось не готово пересматривать свои взгляды на строение окружающего пространства, но первые зерна были, как говорится, брошены в почву, и ученые разных стран прислушались к доводам Коперника.

Время возникновения геоцентрической и гелиоцентрической системы мира, конечно, отличается очень сильно: первая существует столько, сколько человек задумывается над устройством Вселенной, а вторая появилась гораздо позже, а в широкое употребление вошла и вовсе относительно недавно - лишь несколько столетий тому назад. Существенный вклад в это внес в шестнадцатом веке датский ученый Тихо Браге. Так сложилось, что идея Коперника (по его мнению) было некорректной, а истина лежала где-то посередине. Поэтому Браге предложил компромисс: геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира в его теории слились в одно целое. Браге сформулировал следующий вариант: Земля неподвижна и вокруг нее вращаются звезды, Луна и Солнце, а вот кометы и иные планеты совершают свое движение по орбитам, центр которых - именно Солнце. Для математиков такая модель по сути были аналогичной коперниковской, зато при компромиссном подходе геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира удовлетворяли требованиям религии, не вызывали протеста у инквизиции.

Медленно, но верно

В настоящее время, если кого-нибудь попросят: «Пожалуйста, опишите геоцентрическую и гелиоцентрическую системы мира», человек может смело рассказать оба варианта и выразить свое мнение относительно того, какую из теорий необходимо считать корректной и точной. А вот еще несколько столетий тому назад можно было выразить свое согласие только с теорией, ставившей в центр Землю, а также с компромиссной моделью, предложенной Браге.

И все же определённый шаг вперёд был сделан, когда общество приняло эту модель, которую прозвали «легальной системой Коперника». Это стало одним из кирпичиков фундамента, на котором в будущем работал Ньютон, формулируя законы динамики. Когда удалось открыть закон всемирного тяготения, стало ясно, что геоцентризм - это пережиток прошлого.

В настоящее время официальная теория гласит, что солнце - центр вращательного движения Земли и других планет. И все же опросы широких слоев населения, проведенные несколько лет назад, показали, что и по сей день есть люди, придерживающиеся бытовавших несколько веков назад взглядов. Такие есть и в нашей стране, и за границей: едва ли не треть населения планеты считает, что именно Земля - центр Вселенной.

Те, кто создавал представление о мире: Птолемей

Клавдий Птолемей сыграл очень важную роль как для общества своего времени, так и для поздних веков, так как его работы во многом стали базисом для фундаментальных исследований в будущем. Птолемей принадлежал к эпохе позднего эллинизма, занимался географией, математикой и астрономией. Ученый жил во втором веке нашей эры. Как его личность, так и его труды в истории - довольно своеобразная тема. Так, в работах современников о нем никакого упоминания. Предполагается, что этот ученый родился приблизительно в то же время, что и Гален, но никаких точных данных об этом нет.

А вот сочинения за авторством Птолемея дошли до потомков и высоко были ими оценены - не только в эпоху становления наук и Средневековья, но и в наши дни. Самая известная работа александрийского ученого носит название «Альмагест». Ее не раз переводили на разные языки: сирийский, санскрит. Птолемей был переведён и на арабские языки, и на латынь, а затем на различные европейские - от английского до русского. Именно «Альмагест» до семнадцатого века считался наиболее значимым классическим астрономическим трудом, его использовали в качестве учебника.

Птолемей: система мира

Одна из ключевых заслуг Птолемея - разработка геоцентрической системы мира и фиксация основных догматов этой теории в официальной документации. Конечно, представление о том, что мир вращается вокруг Земли, бытовало и ранее, но именно Птолемей смог систематизировать и опубликовать основные постулаты этого предположения, а также сформулировать порядок вращения небесных тел вокруг нашей планеты. Из его теории следует, что пяти планетам свойственны собственные эпициклы, вращающиеся вокруг Земли по деферентам.

Эта теория была основной до тех пор, пока Коперник не смог выдвинуть собственное предположение о взгляде на мир, совершив буквально научную революцию. В то же время большая часть известных нам эскизов - это не точное изображение Вселенной по Птолемею, а лишь приблизительные рисунки, отражающие основные постулаты теории. Так, в его идее было указание на факт того, что центральные точки деферентов и Земля не совпадали, а эпициклы и точное положение в пространстве небесных тел частично определялись положением Солнца. Также Птолемей, описывая движение небесных тел, обращал внимание, что есть другие круги, не только эпициклы, и они также влияют на траектории.

Новое прорастает из старого

Доподлинно известно, что при создании своей системы мира Коперник, Кеплер использовали информацию, доступную из работ Птолемея, но преобразовали ее таким образом, что в центре вместо Земли оказалось Солнце. При этом Коперник применял предложенный Птолемеем математический аппарат, а вот Кеплер им пренебрег, хотя использовал птолемеевские построения для отражения орбит перемещения небесных тел. В то же время Коперник прибег к опыту и других ученых, с давних пор предполагавших, что в центре нашего мира расположено именно Солнце, а не Земля. Официальное изложение на бумаге впервые увидело свет только в 1543 году.

Обновленное представление об устройстве мира позволило оставить в прошлом довольно противоречивую систему Птолемея, основанную на многочисленных допущениях. Коперник сформулировал объяснения различных астрономических фактов, прибегая к одной точке зрения, и создал принцип научного исследования, задавший направление для развития научного сообщества на долгие годы. При этом, как утверждал Коперник, видимое человеку не обязано быть реально происходящим. Учение, созданное им, позволило отказаться от представления о делении на порочное земное и чистое небесное. Он сказал, что Земля - это самая обычная планета, такая же, как и все другие. Именно поэтому теория Коперника вызвала такое резкое неприятие у религиозных деятелей.

Имена и лица

Имя Джордано Бруно - еще одно из ключевых, позволивших научному сообществу составить корректное представление о положении Земли во Вселенной. Бруно сформулировал идею бесконечности Вселенной и отождествил Солнце с иными звездами. Именно он предположил, что есть несколько населённых жизнью миров.

Идеи Коперника окончательно утвердились как корректные, когда свои исследования опубликовали Кеплер, Галилей. Первый начал работу, основываясь на достигнутых Браге успехах, в том числе получил от него огромный свод информации о движениях Марса. Проанализировав информацию, учёный смог сформулировать законы передвижения небесных тел. Именно тогда стало ясно, что движение планет происходит по траектории в форме эллипса, при этом скорость не остается постоянной на всех участках орбиты. Это окончательно оставило в прошлом те допущения, на которых базировалась идея Птолемея, и теорию Коперника удалось улучшить, сделать более точной, применимой к реальности.

А с 1610 наблюдениями за ночным небом стал заниматься Галилео Галилей, чье имя в курсе истории астрономии и физики обязательно проходят в любой школьной программе. Именно этот выдающийся ученый выявил, что есть очень много звезд, различить которые без увеличения невозможно. Стало ясно, что Млечный Путь сформирован огромным количеством слабых звезд, которые для наблюдателя с поверхности нашей планеты кажутся единым объектом - полосой тумана. При наблюдении через телескоп удалось увидеть диски звезд, отраженное свечение Венеры и горы на Луне, спутники Юпитера, вращающиеся вокруг своей планеты. Все зафиксированное оказалось мощным подтверждением идеи Коперника о гелиоцентризме.

Место Земли в системе мироздания с древнейших времен волновало мыслителей. Отсутствие технических средств точного объектов и незначительный опыт астрофизики, доставшийся от прежних поколений, не позволяли ученым Древней Греции и Средневековья сформировать полное и правильное мнение об устройстве Вселенной. Тем не менее, авторы первых теорий космологии заложили фундамент, на котором впоследствии сформировались основы современного знания. И особое значение в этом смысле имеют геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, стимулировавшие целые поколения ученых и мыслителей разных времен на проведение новых исследований.

Понятие геоцентризма

Это система мироздания, в которой центральное место отводится Земле. При этом Солнце вращается вокруг ее оси. В соответствии с геоцентрической системой координат, начальная точка отсчета размещается также на Земле. Важно отметить, что Вселенная, согласно этой теории, ограничена. Ответ на вопрос о том, кто создал геоцентрическую систему мира, сегодня известен, хотя множественные вариации теории позволяют говорить о нескольких авторах. И все-таки родоначальником данной концепции был Клавдий Птолемей, который дал начало идее о центральном расположении Земли во Вселенной. Если говорить о разных интерпретациях этой теории, то Фалес Милетский, к примеру, считал обязательным наличие опоры у земного шара.

Также встречаются версии о том, что Земля занимает постоянное положение и даже не вращается. С другой стороны, геоцентрическая Птолемея в классическом виде предполагает вращение небесных тел. В частности, его исследования начинались с анализа отношения Луны, которая двигалась вокруг планеты. В дальнейшем автор теории пришел и к выводу о вращении самой планеты. Параллельно этому выдвигались разные предположения относительно того, каким образом Земля сохраняет свою постоянную позицию.

в системе геоцентризма

Объяснение неравномерности движения небесных тел представляло для древнегреческих астрономов наибольшие сложности. Новые представления о движении планет по разным эксцентрикам проливали свет на отношения между светилами, но в то же время ставили трудные задачи иного порядка. При этом геоцентрическая система мира Птолемея имела расхождения с пифагорейско-платоновскими учениями, в соответствии с которыми небесные тела имели божественное происхождение - следовательно, они должны были совершать только равномерные движения. Приверженцы этой теории разрабатывали специальные модели, где сложные движения объектов интерпретировались как совокупный результат сложения нескольких равномерных вращений по окружности. Правда, с появлением теории о бисекции эксцентриситета подобные концепции утратили актуальность.

Обоснование геоцентрической системы мироздания

Среди основных задач, которые стояли перед приверженцами геоцентризма, следует выделить обоснование центрального места Земли и ее неподвижности. Если в отношении второго условия мироздания даже автор геоцентрической системы мира Клавдий Птолемей высказывался критически, то идея о положении планеты оставалась основой теории. Одним из сторонников данной концепции был Аристотель, который обосновывал центральное место земного шара его тяжестью. Согласно мировоззрению того времени, естественным местом для тяжелых тел может являться только Данное понимание подкреплялось тем, что большой вес заставляет объекты падать отвесно. Поскольку все направлены к центру мира, тяжелая Земля с большей долей вероятности должна находиться именно в этой точке.

Были и другие теории, объясняющие центральное положение Земли. Например, Птолемей поддерживал идею о невозможности планеты занимать другое место во Вселенной. Объяснялось это довольно просто - путем исключения северного или южного расположения Земли относительно центра. Мыслители оценивали, каким образом могли бы падать тени от Солнца при такой конфигурации, и приходили к единственно возможному, по их мнению, варианту размещения планеты - в центре. Надо сказать, что геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира в дальнейшем разойдутся именно в понимании этого условия конфигурации Вселенной.

Геоцентризм в эпоху Возрождения

Начиная с раннего периода Средневековья, астрономы стали активно осваивать и развивать другие версии данной конфигурации. Например, в эпоху Возрождения европейские ученые немало внимания посвящали теории гомоцентрических сфер. Вместе с этим возникали и предпосылки для модели, в которой сочетались геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, по крайней мере, в некоторых аспектах. Сторонники такой комбинации полагали, что Земля все-таки является центром мира, причем неподвижным, а Луна и Солнце обращаются вокруг ее оси. При этом остальные планеты, как считалось, должны были вращаться вокруг Солнца. Такая гипотеза и составила основную конкуренцию полноценной гелиоцентрической теории. Важно отметить и другие направления, в которых развивали геоцентризм ученые эпохи Возрождения. Например, под влиянием натурфилософии многие астрономы обращались к изучению надлунных и подлунных миров. Кстати, еще Аристотель считал, что небеса в той же степени изменчивы, как и Земля. Также высказывались и мнения, отрицающие существование небесных сфер.

Отказ от геоцентризма

Интенсивное развитие науки в XVII в. позволило систематизировать накопленные знания и усовершенствовать представление о Вселенной. В этом контексте уже не могли соседствовать геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, так как вторая концепция все больше утверждалась выдающимися мыслителями, среди которых были Коперник и Галилей. В числе главных научных событий, которые способствовали отказу от геоцентризма, особенно выделяется создание теории планетных движений. Немалый вклад в продвижение астрономии внесли и телескопические открытия Галилея, а также открытия законов Кеплера.

Стоит отметить, что геоцентризм долгое время поддерживала и церковь. Религиозные сторонники этой теории полагали, что Земля создана божественной силой специально для человека, поэтому ее центральное место во вселенной логично и закономерно. Несмотря на такую поддержку, геоцентрическая система мира Коперника трансформировалась в новую теорию, отвергавшую центральное место Земли. Более совершенные телескопические исследования полностью отвергали классический геоцентризм и прокладывали дорогу гелиоцентризму.

Суть гелиоцентрической системы мира

Хотя пик развития данной концепции пришелся на эпоху Возрождения, ее истоки берут начало в Древней Греции. Дело в том, что во времена Птолемея наиболее привлекательной была концепция геоцентризма, оставлявшая в тени гелиоцентризм. Постепенно ситуация изменилась, что позволило и сторонникам альтернативной точки зрения утвердить свое мировоззрение. Возникла данная система в пифагорейской школе. Как считал автор гелиоцентрической системы мира, Филолай из Кротона, Земля ничем не отличается от других планет и движется вокруг мистического объекта, но не Солнца. В дальнейшем это представление совершенствовалось другими мыслителями, и к периоду эпохи Возрождения приверженцы теории пришли к мнению о том, что Солнце является центральным телом, и Земля вращается вокруг него. Позже Коперником была разработана система, в которой планеты совершали круговые равномерные движения.

Сравнение геоцентрической и гелиоцентрической систем мира

На протяжении долгого времени сторонники двух концепций не могли прийти к согласию по нескольким основополагающим аспектам. Дело в том, что обе теории имели множество вариаций, менялись и совершенствовались, но базовые принципы оставались непоколебимы. Главные различия между геоцентрической и гелиоцентрической системами мира сводились к месту Земли во Вселенной и ее отношению к Солнцу. Сторонники первой концепции считали, что планета занимает центральное положение. И, напротив, геоцентризм предполагает, что Земля вращается вокруг Солнца, при этом и обращаясь вокруг своей оси.

Развитие гелиоцентризма Кеплером

Теория с момента ее первой формулировки значительно изменилась к концу XVI в. Можно сказать, что создатель гелиоцентрической системы мира в приближенном к современному пониманию виде - это внесший существенный вклад в дело развития астрономии. Еще в период учебы он осознал важность объяснения сложных движений планет. В дальнейшем он займется разработкой возможностей для вычисления масштабов планетной системы с помощью наблюдательных данных.

Из научных знаний, сформулированных Кеплером, можно отметить движение планет по эллипсу, введение понятия орбиты, а также обоснование новых законов, определяющих положение Земли относительно Солнца. Конечно, пифагорейский создатель гелиоцентрической системы мира, скорее всего, не предполагал, насколько может быть развита его концепция. Но именно мыслители античности позволили укрепить идею о наиболее точном мироустройстве.

Влияние гелиоцентризма на развитие физики

Распространение теории способствовало развитию физики и механики. Дело в том, что для ученых, которые вели исследования в этих сферах, стоял важный вопрос - почему движение земного шара не ощущается людьми? Ответом стала относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира по-разному представляют действие гравитации. В первом случае основой этой силы выступают вложенные сферы, а на базе гелиоцентризма в дальнейшем был сформулирован закон относительности, а также принцип инерции. На основе этих знаний ученые разработали общий метод, посредством которого разрешались практически все проблемы механики.

Значение гелиоцентрической системы мира

В процессе решения задач, которые в разное время ставила гелиоцентрическая концепция мироздания, ученые смогли сформулировать принципы, по которым устроена планетная система. Основу этих исследований составляли планетные движения, что, в свою очередь, оказало влияние на развитие физики. Можно сказать, что приверженцы этой теории положили начало механики в ее классическом виде. Но гораздо интереснее ответ на вопрос о том, в чем состоит значение гелиоцентрической системы мира с точки зрения астрономии. Прежде всего, система стимулировала исследования в области звездной космологии, что позволило открывать и новые просторы Вселенной. Кроме этого, благодаря спорам вокруг гелиоцентризма произошло разграничение научного знания и религии.

Заключение

Несмотря на значительное продвижение технологических средств исследования космоса, даже сегодня не утихают споры о месте Земли во Вселенной, в которых затрагивается геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Солнце, как и прежде, выступает одним из краеугольных камней в дискуссиях такого рода. Например, многие ученые-креационисты признают, что абсолютно точного ответа на вопросы о нюансах вращения земного шара на данном этапе прогресса никто дать не сможет. Что касается центрального положения во Вселенной, то и здесь не все однозначно. Дело в том, что в условиях бесконечности пространства любая точка может рассматриваться в качестве центра, поэтому о полной победе гелиоцентризма над геоцентризмом пока говорить не приходится.

Становились все более очевидными запутанность, сложность и несовершенство птолемеевской системы. Предпринималось множество попыток увеличить ее точность, однако они лишь усложняли ее. Еще в 13-м веке Альфонсо Х, кастильский король, сказал, что если бы он имел возможность дать Богу совет при создании мира, то посоветовал бы устроить его проще. Гелиоцентрическую систему мира предложил Коперник. Она стала настоящей революцией в астрономии. Но прежде чем познакомится с ней, вначале вы узнаете о том, что было предложено до него Птолемеем.

фото: Изображение Солнечной системы из книги Андреаса Целлариуса Harmonia Macrocosmica (1708)

Созданная предшественником Коперника система не позволяла получать точные предсказания. Кроме того, она страдала несистематичностью, отсутствием целостности, внутреннего единства. Система мира по Птолемею предполагала изучение каждой планеты изолированно, отдельно от других. Каждое небесное тело, как утверждал этот ученый, имело собственные законы движения и эпициклическую систему. Движение планет в геоцентрических системах описывалось с помощью ряда независимых, равноправных математических моделей. Геоцентрическая теория, строго говоря, не складывалась в систему, поскольку планетная система (или система планет) не являлась ее объектом. Речь в ней шла исключительно об отдельных движениях, которые совершают небесные тела.

фото: Клавдий Птолемей в представлении художника XVI в.

Нужно отметить, что с помощью геоцентрической теории можно было вычислять только примерное местонахождение тех или иных небесных тел. А вот определить их расположение в пространстве или истинную удаленность не представлялось возможным. Эти задачи Птолемей считал и вовсе неразрешимыми. Новая система мира, гелиоцентрическая, появилась благодаря установке на поиск системности и внутреннего единства.


фото: Карта Птолемея (II век)

Следует отметить, что гелиоцентрическая теория возникла и в связи с необходимостью реформирования юлианского календаря. Две основные точки в нем (полнолуние и равноденствие) потеряли связь с происходившими в действительности астрономическими событиями. В 4-м веке н. э. дата весеннего равноденствия по календарю приходилась на 21 марта. В 325 году Никейский собор закрепил это число. Оно использовалось как важная отправная точка при расчете даты Пасхи, главного христианского праздника. К 16-му веку дата весеннего равноденствия (21 марта) уже на 10 дней отставала от фактической.

Юлианский календарь еще с 8-го века безуспешно пытались совершенствовать. На Латеранском соборе в Риме (1512-17 гг.) была отмечена острота проблемы календаря. Целому ряду известных астрономов было предложено решить ее. Среди них был и Николай Коперник. Однако он отказался, поскольку считал теорию движения Луны и Солнца недостаточно точной и развитой. А ведь именно они лежали в то время в основе календаря. Тем не менее предложение, которое получил Н. Коперник, стало для него одним из мотивов работы над усовершенствованием геоцентрической теории. В результате этой работы и появилась новая система мира.

фото: Николай Коперник

Именно Николаю суждено было совершить одну из величайших революций в истории астрономии, за которой последовала и революция в естествознании. Коперник, познакомившись с системой Птолемея еще в конце 15-го века, оценил его математический гений. Однако вскоре ученый стал сомневаться в истинности данной теории. Сомнения сменились убеждением в том, что в геоцентризме имеются глубокие противоречия.

Николай Коперник первым из ученых взглянул на тысячелетний опыт развития науки глазами человека новой эпохи. Речь идет об эпохе Возрождения. Как истинный ее представитель, Коперник показал себя уверенным, смелым новатором. Его предшественникам не хватало смелости, чтобы отказаться от геоцентрического принципа. Они занимались усовершенствованием тех или иных мелких деталей теории. Система мира Коперника предполагала разрыв с тысячелетней астрономической традицией. Мыслитель искал в природе гармонию и простоту, ключ к пониманию единства многих явлений, кажущихся разрозненными. Система мира Николая Коперника стала результатом поисков ее создателя.


Основные принципы гелиоцентрической астрономии Коперник изложил между 1505 и 1507 годом в "Малом комментарии". К 1530 году он завершил теоретическую обработку полученных им астрономических данных. Однако лишь в 1543 году на свет появилось одно из важнейших в истории творений человеческой мысли – труд "О вращениях небесных сфер". В этой работе представлена математическая теория, объясняющая сложные видимые движения Луны, Солнца, пяти планет, а также сферы звезд. В приложении к труду помещен каталог звезд. Сама работа снабжена математическими таблицами.

Коперник в центре мира поместил Солнце. Он указал на то, что планеты движутся вокруг него. Среди них была и Земля, впервые определенная как "подвижная звезда". Сфера звезд, как считал Коперник, отделена от планетной системы огромным расстоянием. Вывод мыслителя о большой удаленности данной сферы объясняется гелиоцентрическим принципом. Дело в том, что лишь таким образом Коперник мог согласовать свою теорию с видимым отсутствием смещений у звезд. Речь идет о тех смещениях, которые должны появиться за счет движения наблюдателя вместе с планетой Земля.

Система, предложенная Николаем Коперником, была точнее и проще системы Птолемея. Она сразу же получила широкое практическое применение. На основе данной системы были составлены "Прусские таблицы", длина тропического года была рассчитана более точно. В 1582 году была проведена долгожданная реформа календаря – появился новый стиль, григорианский.


Меньшая сложность новой теории, а также получавшаяся в первое время большая точность расчета положений планет на основе гелиоцентрических таблиц отнюдь не являются основными достоинствами системы Коперника. Более того, при расчетах его теория оказалась лишь незначительно проще птолемеевской. Что касается точности вычислений положений планет, она практически от нее не отличалась, если необходимо было рассчитать изменения, наблюдаемые в длительном промежутке времени.

В первое время "Прусские таблицы" давали несколько большую точность. Это объяснялось, однако, не просто введением гелиоцентрического принципа. Дело в том, что Коперник пользовался более совершенным математическим аппаратом для своих вычислений. Однако и "Прусские таблицы" в скором времени также разошлись с данными, полученными в ходе наблюдений.

Восторженное отношение к предложенной Коперником теории постепенно сменилось разочарованием в ней у тех, кто ожидал получить немедленный практический эффект. Более полувека, с момента возникновения системы Коперника и до открытия Галилеем фаз Венеры в 1616 году, не было прямых подтверждений того, что планеты движутся вокруг Солнца. Таким образом, истинность новой системы не была подтверждена наблюдениями. В чем же заключалась истинная сила и привлекательность теории Коперника, которая вызвала настоящую революцию в естествознании?

Как известно, любое новое появляется на базе старого. В этом отношении Коперник не был исключением. Тот, кто создал гелиоцентрическую систему мира, разделял многие положения аристотелевской космологии. К примеру, Вселенная ему представлялась замкнутым пространством, которое ограничено особой сферой неподвижных звезд. От аристотелевской догмы Коперник не отступал, а в соответствии с ней движения небесных тел всегда являются круговыми и равномерными. Коперник в этом отношении был даже еще более консервативен, чем Птолемей. Последний ввел понятие экванта и не отрицал возможности существования неравномерного движения небесных тел.

Заслуга Коперника заключалась в том, что он, в отличие от предшественников, попытался создать планетную теорию, отличающуюся логической стройностью и простотой. Ученый увидел в отсутствии системности, стройности и простоты коренную несостоятельность предложенной Птолемеем системы. В ней отсутствовал единый стержневой принцип, который бы объяснил закономерности движения различных небесных тел.

Революционное значение предложенного Коперником принципа заключалось в том, что Николай представил единую систему движения всех планет, объяснил множество эффектов, ранее непонятных ученым. К примеру, с помощью представления о суточном и годичном движениях нашей планеты он объяснил основные особенности таких запутанных движений небесных тел, как петли, стояния, попятные движения. Система Коперника позволила понять, почему происходит суточное движение небосвода. Отныне петлеобразные движения планет объяснялись тем, что Земля вращается вокруг Солнца с циклом в один год.


фото: Галилей перед судом инквизиции

Теория Коперника определила появление новой методики познания природы, основанной на научном подходе. Согласно схоластической традиции, которой придерживались его предшественники, для того чтобы познать сущность того или иного объекта, не нужно детально изучать его внешнюю сторону. Схоластики считали, что сущность можно постичь непосредственно разумом. В отличие от них, Коперник показал, что ее можно понять лишь после тщательного изучения рассматриваемого явления, его противоречий и закономерностей. Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника стала мощным толчком в развитии науки.

А как церковь отнеслась к новому учению спросите вы? Католическая церковь вначале не придала большого значения учению, предложенному Коперником. Но, когда выяснилось, что оно подрывает основы религии, его сторонники начали подвергаться преследованию. За распространение учения Коперника в 1600 году был сожжен на костре Джордано Бруно, итальянский мыслитель. Галилей же был приговорён к пожизненному заключению в тюрьме, которое вскоре было заменено на домашний арест и пожизненный надзор инквизиции. Процесс Галилея впоследствии стал символом противостояния науки и религии - или, в более широком смысле, свободомыслия и догматического (политического или религиозного) учения. Вожди протестантов Мартин Лютер, Меланхтон и Кальвин ещё при жизни Коперника выступили против гелиоцентризма, заявляя, что это учение противоречит Священному Писанию. Мартин Лютер, например, сказал в адрес Коперника в частной беседе:

Этот безумец хочет перевернуть с ног на голову всю астрономическую науку, но Священное Писание говорит нам, что Иисус Навин приказал остановиться Солнцу, а не Земле.

Тем не менее, в протестантских странах обстановка была гораздо более либеральной, чем в католических, особенно в Британии. А представители Русской православной старообрядческой церкви выступали с критикой гелиоцентрической системы мира вплоть до начала XX века. Старообрядческий епископ Уральский Арсений (Швецов) в письме от 21 марта 1908 г. советовал учителям при ознакомлении учеников с системой Коперника не придавать ей «безусловной справедливости», а преподавать её «как баснь какую». В 1914 году была опубликована книга старообрядческого священника из Нижегородской губернии Иова Немцева "Круг земли неподвижен", а солнце ходит, в котором система Коперника «опровергалась» с помощью традиционных цитат из Библии. Научный спор между сторонниками Птолемея и Коперника нёс в себе борьбу между реакционными и прогрессивными силами. В конце концов победили последние.

Вплоть до конца XVI в. физическим фундаментом представлений об устройстве мира в целом оставалась древняя физика Аристотеля. Продолжали господствовать представления не только о принципиальном различии материи, из которой состоят земные, «подлунные» тела, и той, которая образует тела небесные (невесомые эфирные). Принципиально различными считались и сами физические законы в подлунном и надлунном мирах. Физика же все еще практически сводилась к механике (статике и кинематике). Движения еще разделялись на «естественные» и «насильственные» (первые - это якобы прирожденные движения легких тел вверх, а тяжелых - вниз - для подлунного мира и круговые, вечные - для невесомых небесных тел). Относительно вторых считалось, что они совершаются лишь при непрерывном воздействии на тело внешней механической силы.

Такая физическая картина сложилась на основе грубого повседневного опыта и чисто умозрительных заключений. Несмотря на критику механических воззрений Аристотеля со стороны отдельных философов (Иоанном Филопоном, Буриданом), в период господства геоцентрического мировоззрения, по сути, не было достаточно прочной опоры для такой критики ввиду явно выделенного положения и состояния Земли во Вселенной. Понятие же о точном научном эксперименте еще не существовало: он не отличался от житейского наблюдения и опыта.

Совсем иная обстановка создалась с появлением гелиоцентрической концепции Коперника. Уже одно то, что Земля оказывалась обычной планетой, заставляло усомниться в физике Аристотеля в целом и с большим вниманием отнестись к критическим замечаниям о его механике. Возник серьезный стимул для непосредственной проверки законов механики на Земле, т. е. к развитию эксперимента. Результатом этого стало крушение всей физической картины мира Аристотеля и прежде всего его механики. Начало этого великого переворота в механике связано с именем великого итальянского физика и астронома Галилео Галилея (1564-1642) - одного из основателен современного теоретико-экспериментального естествознания. Ему же принадлежит и не менее великая заслуга получения первых наблюдательных свидетельств в пользу справедливости гелиоцентрической планетной теории Коперника.

В 90-е г. XVI в. Галилей начал наступление на всю безнадежно устаревшую, ко все еще принимавшуюся на веру физику Аристотеля, на геоцентрическую систему мира Птолемея, ставшую опорой религии, на традиционную схоластическую науку, унаследованную от средневековья. В механике Галилей заложил основы современной кинематики, законы которой он вывел в результате специально поставленных экспериментов. Сравнивая движение тел по наклонной плоскости с их свободным падением, он установил одинаковый характер обоих движений и открыл законы свободного падения тел (в частности, независимость скорости его от веса тела), установил законы качания маятника и построил теорию равномерно ускоренного движения. Галилей ввел, таким образом, в «земную» механику движения количественный эксперимент и математическое описание явлений. Такой подход в корне отличался от чисто качественных методов научного исследования в средние века.

Более того, Галилей тем самым заложил основы будущего научного метода изучения природы, который заключается в количественном анализе наблюдаемых частных явлений и обобщении их в виде установления общего закона. Из такого подхода развился в дальнейшем индуктивный метод познания природы: от частного к общему.

Единственное, в чем Галилей остался аристотелианцем в физике, было его представление об инерциальном (бессиловом) движении как о движении круговом (таким он продолжал считать движение небесных тел и после открытий Кеплера).

С именем Галилея связано не только открытие основных законов равномерно-переменного и ряда более сложных видов движения, но и установление основных понятий кинематики и динамики и открытие общего принципа классической механики (принцип относительности Галилея). Исследования его в механике, которые он сам считал основными в своей деятельности, в значительной степени определили дальнейшее развитие этой науки и, наряду с законами Кеплера, легли в основу классической ньютоновской физики и физической картины мира.

Но в той грандиозной ломке мировоззрение в области естествознания, которая началась в эпоху позднего Возрождения (XVI-XVII вв.), первостепенную роль сыгралb прежде всего собственные астрономические открытия Галилея с помощью введенных им в астрономию новых способов наблюдения и, главное, защита на этой основе учения Коперника.

Аристотелево учение об идеальности, вечности и неизменности небесных тел, птолемеева система мира с неподвижной Землей в центре Вселенной - все это превратилось ко времени Галилея в предмет слепой веры. Новое же гелиоцентрическое учение Коперника все еще оставалось гипотезой, не только не подтвержденной, ко отчасти противоречившей наблюдениям того времени (у звезд не наблюдалось параллактических годичных смещений). Во времена Галилея даже тех немногих, кто начинал склоняться к признанию гелиоцентрической системы, хотя бы по причине ее большей простоты и логичности, мог смущать удивительный факт, что лишь у нашей Земли имеется спутник - Луна. Это все еще выделяло Землю уже в планетной системе.

Астрономические исследования Галилея изложены в его знаменитом «Звездном вестнике» (1610), в не менее знаменитом письме «О солнечных пятнах» (1613) к его ученику Б. Кастелли и в основном астрономическом сочинении Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира, птолемеевой и коперниковой» (1632). В «Звездном вестнике» он описал, кроме того, историю создания своего телескопа . Осенью того же года Галилей и почти одновременно с ним С. Мариус и Т. Гарриот первыми использовали оптический инструмент для наблюдения неба. Однако по качеству своего инструмента, систематичности и результатам наблюдений и, главное, глубине их интерпретации Галилей сразу и намного опередил своих современников. Под влиянием его удивительных результатов, изложенных в «Звездном вестнике», и другие начали систематическое изучение неба с телескопом. Поэтому можно утверждать, что именно с астрономических наблюдений и исследований Галилея начинается новая, оптическая эра наблюдательной астрономии.

Несмотря на нечеткость первых изображений (главным образом, по причине хроматической аберрации), телескоп Галилея колоссально расширил пределы наблюдаемой Вселенной и впервые подтвердил некоторые гениальные догадки древнегреческих натурфилософов. Так, в бледных облаках Млечного Пути он обнаружил огромные скопища звезд, подтвердив мысль об этом Демокрита. Галилей первым отметил как в самой полосе Млечного Пути, так и в других частях неба существование скоплений звезд, которые простому глазу представлялись маленькими туманными пятнами (Ясли в созвездии Рака, скопление возле звезды λ Ориона; такие пятна, или «туманные звезды», со времен Птолемея считали более плотными частями твердой небесной сферы, якобы отражавшими солнечные лучи). Галилей первым сделал обоснованный наблюдениями вывод о звездном составе подобных «туманностей».

Таким образом, впервые в истории астрономии было показано, что путем прямых наблюдений можно изучать не только движение светил, но также строение и состав космических объектов и что с улучшением наблюдательных средств наши представления о Вселенной могут в корне меняться.

К первым заключениям Галилея о звездной природе светлых туманностей (которых ко времени изобретения телескопа было отмечено около двух десятков) восходит концепция островных вселенных.

В то время как отдельные светлые туманности и некоторые пятна света в Млечном Пути разлагались при наблюдении в телескоп Галилея на звезды, другие, гораздо более обширные области Млечного Пути при этом продолжали сиять непрерывным млечным, или жемчужным, светом. Это послужило для Галилея реальным свидетельством колоссальности масштабов мира звезд. К такому выводу его приводили и другие наблюдения. Галилей заметил, что в отличие от планет, которые в поле зрения его телескопа имели вид кружков, звезды всегда оставались точкам, лишь увеличиваясь в яркости. Это было новым доводом в пользу безмерной удаленности звезд и таким образом подкрепляло мнение Коперника о причине ненаблюдаемости параллактических смещений у звезд (восходящее к Аристарху). В своем письме к Ф. Инголи (1624) Галилей окончательно отверг представление о расположении звезд на одной (хотя бы и чрезвычайно удаленной) сфере (вернее, в тонком сферическом слое), как это со времен Аристотеля принималось большинством (в том числе, например, и Кеплером). Но в целом мир звезд все еще оставался за пределами возможностей исследования. Свое внимание Галилей сосредоточил на открытиях, сделанных им в мире планет.

Эти наблюдения, напротив, впервые «приблизили» небесный мир к земному, обнаружив первые свидетельства принципиального единства физической природы Земли и планет и развенчав аристотелевы представления об идеально круглых и гладких небесных телах. О поверхности Луны Галилей писал, что она является «наоборот, неровной, шероховатой, покрытой впадинами и возвышениями, совершенно так же, как и поверхность Земли, которая то здесь, то там отмечается горными хребтами и глубокими долинами». Он впервые оценил высоту лунных гор (около 7 км, что близко к современным оценкам, правда, крутизна их оказалась оптическим эффектом) и отметил их особую, кольцевую форму (цирки).

Сама интерпретация астрономических наблюдений Галилея была в значительной мере следствием революционной идеи гелиоцентризма, так как последний предполагал равноправие Земли и планет (включая Луну). Рассматривая Луну также в телескоп, но не опираясь на идею гелиоцентризма, Гарриот, как уже упоминалось, лишь сравнил ее с... тортом, а противники Галилея были убеждены, что вся картина возникает из-за различий степени темноты и окраски разных частей гладкого шара Луны, либо даже предполагали, что наблюдаемые неровности, хотя и существуют, но находятся внутри слоя прозрачного твердого вещества, образующего идеально гладкую сферическую поверхность Луны.

Ко времени наблюдений Галилеем Солнца догма об особом мире совершенных небесных тел была поколеблена и открытием солнечных пятен. Первым в июне 1611 г. опубликовал сообщение об этом открытии, сделанном в марте того же года, Й. Фабрициус (1587-1616). Он убедительно показал, что обнаруженные им три пятна на солнечном диске принадлежат телу самого светила (которое он, как и другие в его время, считал твердым). По видимому перемещению пятен он впервые открыл вращение Солнца и оценил его период (около месяца). Позднее - в 1613 г. - появилось сообщение о наблюдении их Галилеем еще в июле - августе 1610 г. В декабре 1610 г. солнечные пятна независимо открыл и Гарриот, но этот факт стал известен много позднее. В 1612 г. появилось сообщение Х. Шейнера о наблюдении пятен в марте 1611 г., но он не понял природы явления, приняв пятна за более близкие к Солнцу планеты (повторив ошибку Кеплера). Дело в том, что раньше всех из европейских ученых солнечное пятно наблюдал на экране в камере-обскуре Кеплер (1607 г.), но принял его за Меркурий. Окончательному утверждению мнения о пятнах как детали солнечной поверхности способствовало открытие Галилеем реальных и довольно быстрых изменений формы пятен (помимо их сплющивания на краю диска за счет перспективы, что открыл уже Фабрициус). Новой физической деталью на Солнце были открытые Галилеем в 1612 г. маленькие яркие образования (очевидно, факелы), которые уже нельзя было спутать с посторонними телами и по которым Галилей подтвердил вращение Солнца. Темные же пятна он считал облаками в солнечной атмосфере.

Еще большее впечатление произвело открытие Галилеем спутников у Юпитера и фаз у Венеры. Уже во время первых наблюдений в 1610 г. он убедился, что обнаруженные им близ Юпитера четыре маленькие звездочки, расположенные на одной прямой, изменяют свое положение относительно планеты. Продолжив наблюдения, он установил периодичность в движении этих «звездочек» и тем доказал, что это спутники планеты.

Рассматривая в телескоп Сатурн, Галилей заметил по бокам его диска странные выступы. Он также принял их за два спутника планеты, очень близких к ней. Поскольку явление все еще оставалось для него загадочным, то о своем открытии Галилей сообщил в виде анаграммы - набора букв, составлявших после правильной их расстановки фразу: «Высочайшую планету тройною наблюдал». Но его предположение оправдалось не буквально. Таинственные выступы оказались знаменитым кольцом планеты, существование которого (в 1656 г.) установил Х. Гюйгенс. Только спустя еще два века было открыто, что это колоссальная и сложная по своей структуре система маленьких спутников Сатурна (которые, впрочем, далеко не исчерпывают собой состав колец).

Среди всех своих астрономических открытий наиболее значительным Галилей считал обнаружение спутников у Юпитера. В их достоверности он особенно стремился «убедить всех астрономов и философов». Это было нелегко. И не только из-за недоверия многих к открытиям Галилея по мировоззренческим соображениям. Первые телескопы давали очень плохие изображения, не сильно искаженные за счет сферической и главным образом хроматической аберрации. «Случайный», да еще предубежденный наблюдатель, взглянувши на небо в такой телескоп, вполне мог увидеть там лишь радужные дрожащие размытые пятна.

Впервые за всю историю цивилизации были обнаружены новые подвижные небесные тела (наименование «спутники» ввел Кеплер), которые обращались явно вокруг другой, уже известной планеты. Луна перестала быть исключением в системе Коперника, а Земля - единственным центром, вокруг которого должны были,

согласно Птолемею (а вернее, Аристотелю), обращаться все небесные тела. И все же это открытие было лишь косвенным подтверждением системы Коперника. Следующее телескопическое открытие Галилея - обнаружение в декабре 1610 г. у планеты Венеры фаз, как у Луны, в том числе и «полной Венеры», явилось первым неопровержимым аргументом, показывавшим несостоятельность системы Птолемея, в которой Венера, будучи нижней планетой, не могла оказываться в фазе «полновенерия». Правда, открытие это еще не позволяло сделать выбор между системами Коперника и Тихо Браге. Но поскольку вместе с кинематической схемой Коперника в астрономию вошел и принцип «экономии причин», то при явном опровержении птолемеевой системы шансов на победу стало больше именно у системы Коперника.

Однако открыто провозгласить это в Италии начала XVII в. - значило повторить трагическую судьбу Джордано Бруно. Поэтому необходимо было убедить в своей «благонамеренности» католическую церковь. Между тем «Звездный вестник» - небольшое сочинение, в котором Галилей изложил свои телескопические открытия, и еще более «Письмо о солнечных пятнах», где он утверждал первостепенную роль чувственного опыта в исследовании окружающего мира, вызвали резкие нападки на ученого и обвинения его в отступлении от Священного Писания. Вся дальнейшая жизнь Галилея была связана с неоднократными поездками в Рим для объяснений с папой, высшим духовенством, со «святой инквизицией». И ни огромный научный авторитет, ни близкое знакомство с кардиналом Барберини (позже - папа Урбан VII), ни даже искренняя преданность Галилея католической церкви, в чем у Рима не было сомнения, не спасли гениального ученого от суда инквизиции.

Опубликование самих астрономических открытий не вызвало еще тревоги и даже нашло признание у высоких духовных сановников, вопреки нападкам научных противников Галилея и разного рода доносчиков. Несмотря на официальный запрет в 1616 г. пропаганды системы Коперника, у Галилея все еще сохранялась иллюзия приемлемости его взглядов для католической церкви. Их изложение в осторожной форме было даже официально разрешено ученому. Система Коперника должна была при этом представляться лишь как одна из возможных и абстрактных математических теорий. Опубликование «Диалога» разрушило иллюзии и у Галилея в отношении терпимости церкви к его воззрениям, и у католического Рима в отношении истинного смысла этого труда. Напечатанный в феврале 1632 г. с разрешения римской духовной цензуры, он уже в августе был изъят из продажи и внесен в папский «Индекс» запрещенных книг.

Между тем форма «Диалога» крайне осторожна: трое друзей ведут мирную, без особого полемического задора, неторопливую беседу о весьма отвлеченных вещах. Причем каждый искренне и непредубежденно - что относится прежде всего к стороннику Коперника - Сальвиати и «нейтралисту» Сагредо - старается понять точку зрения другого, допуская сначала ее справедливость. Однако, несмотря на это, а скорее, именно благодаря такой объективности беседующих, установки аристотелевой физики, проповедовавшиеся католической церковью, как и сама система Птолемея, терпят в «Диалоге» очевидный крах. Новые же идеи Коперника, дополненные еще более революционными идеями Бруно о бесконечности Вселенной и множественности обитаемых миров, с убедительностью торжествуют перед читателем. Для католического Рима не могло оставаться никаких сомнений в невероятной силе и, следовательно, опасности ее идейного противника - Галилео Галилея.

Автор «Диалога» в 1633 г. был вызван в Рим. Под угрозой пытки старого ученого (ему тогда было 69 лет) принудили отречься от «заблуждений». Но и после этого Галилей продолжал работать и сумел в далекой протестантской Голландии переиздать несколько раз свой «Диалог», а в 1638 г. опубликовал там же «Беседы о механике». Быть может, именно этот реальный протест и несломленность духа ученого и вызвали к жизни красивую легенду о словах Галилея, якобы брошенных им после публичного покаяния: «А все-таки она вертится!»

В своих последних сочинениях Галилей предстает непобежденным борцом эпохи великого Возрождения культуры и науки.

Примечания

Узнав летом 1609 г. об изобретении в Голландии зрительной трубы, Галилей самостоятельно сконструировал ее усовершенствованный вариант, применив соответственно для объектива и окуляра плоско-выпуклое и плоско-вогнутое стекла. Телескоп Галилея давал прямое мнимое изображение предмета (чем отличался от последующих телескопов-рефракторов). Увеличение, сначала равное 3, позднее было доведено до 32, что для такого типа инструментов является пределом. Название инструмента «телескоп» придумал Демесиани (1576-1614), член «Академии рысьеглазых» (физиков-экспериментаторов), в которую входил и Галилей.