Анализ стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», анализ стихотворения Пушкина Художественные особенности я памятник себе воздвиг нерукотворный

Что такое стих? Рифмованные строки, передающие какую-то мысль, не более. Но если бы стихотворения можно было разложить на молекулы, рассмотреть процентное соотношение составляющих, тогда каждый бы понял, что стихи - это куда более сложная структура. 10 % текста, 30 % информации и 60 % чувств - вот что такое стих. Белинский когда-то сказал, что во всяком чувстве Пушкина есть нечто благородное, грациозное и нежное. Именно эти чувства и стали основой его поэзии. Смог ли он передать их в полном объеме? Об этом можно сказать после анализа «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» - последнего произведения великого поэта.

Помни меня

Стихотворение «Памятник» было написано незадолго до смерти поэта. Здесь лирическим героем выступил сам Пушкин. Он размышлял о своей нелегкой судьбе и роли, которую он сыграл в истории. Поэтам свойственно задумываться о своем месте в этом мире. И Пушкин хочет верить, что его труд не был напрасным. Как и каждый представитель творческих профессий, он хочет, чтобы о нем помнили. И стихотворением «Памятник» он словно подводит итог своей творческой деятельности, будто бы говоря: «Помни меня».

Поэт вечен

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный»… В этом произведении раскрывается тема поэта и поэзии, осмысливается проблема поэтической известности, но главное - поэт верит, что слава может победить смерть. Пушкин гордится тем, что его поэзия свободна, ведь писал он не ради славы. Как когда-то подметил сам лирик: «Поэзия - это бескорыстное служение человечеству».

Читая стихотворение, можно насладиться его торжественной атмосферой. Искусство будет жить вечно, а его создатель непременно войдет в историю. Истории о нем будут передавать из поколения в поколение, его слова будут цитировать, а идеи поддерживать. Поэт вечен. Он единственный человек, которому не страшна смерть. Пока о тебе помнят - ты существуешь.

Но в то же время торжественные речи пропитаны грустью. Этот стих - последние слова Пушкина, поставившие точку в его творчестве. Поэт словно желает попрощаться, попросив напоследок о самой малости - чтобы его помнили. Вот в чем смысл стиха Пушкина «Памятник». Его работа преисполнена любви к читателю. До последнего он верит в силу поэтического слова и надеется, что ему удалось выполнить возложенное на него.

Год написания

Александр Сергеевич Пушкин погиб в 1837 году (29 января). Спустя некоторое время среди его записей обнаружили черновой вариант стиха «Памятник». Год написания Пушкин указал 1836 (21 августа). Вскоре оригинал произведения передали поэту Василию Жуковскому, он внес в него некоторые литературные исправления. Но только спустя четыре года это стихотворение увидело мир. Стих «Памятник» вошел в посмертный сборник произведений поэта, вышедший в 1841 году.

Разногласия

Существует немало версий того, как было создано это произведение. История создания «Памятника» Пушкина действительно удивительна. Исследователи творчества все никак не могут сойтись на какой-то одной версии, выдвигая предположения, от крайне саркастических до полностью мистических.

Говорят, что стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» - это не более чем подражание творчеству других поэтов. Подобного рода произведения, так называемые «Памятники», прослеживаются в работах Г. Державина, М. Ломоносова, А. Востокова и других литераторов XVII века. В свою очередь приверженцы творчества Пушкина уверяют, что на создание этого стихотворения его подвигла ода Горация Exegi monumentum. На этом разногласия пушкинистов не закончились, ведь о том, как создавался стих, исследователи могут только догадываться.

Ирония и долги

В свою очередь, современники Пушкина достаточно прохладно приняли его «Памятник». Они видели в этом стихотворении не что иное, как восхваление своих поэтических талантов. А это было как минимум некорректно. Однако почитатели его таланта, напротив, рассматривали стихотворение как гимн современной поэзии.

Среди друзей поэта ходило мнение, что в этом стихотворении нет ничего, кроме иронии, а само произведение - послание, которое оставил сам для себя Пушкин. Они считали, что таким образом поэт хотел обратить внимание на то, что его творчество заслуживает большего признания и уважения. И это уважение должно быть подкреплено не только возгласами восхищения, но и некими материальными поощрениями.

Кстати, это предположение в некотором роде подтверждают записи Петра Вяземского. С поэтом он был в хороших отношениях и мог смело утверждать, что слово «нерукотворный», использованное поэтом, имело несколько другой смысл. Вяземский был уверен в своей правоте и неоднократно заявлял, что в стихотворении речь идет о статусе в современном обществе, а не о культурном наследии поэта. Высшие круги общества признавали, что Пушкин обладает недюжинным талантом, однако его недолюбливали. Хотя творчество поэта и признал народ, но этим он не мог заработать себе на жизнь. Чтобы обеспечить себе достойный уровень проживания, он постоянно закладывал свое имущество. Об этом говорит тот факт, что после смерти Пушкина царь Николай Первый отдал распоряжение оплатить все долги поэта из государственной казны и назначил содержание его вдове и детям.

Мистическая версия создания произведения

Как можно заметить, изучая стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», анализ истории создания гласит о существовании «мистической» версии появления произведения. Сторонники этой мысли уверены, что Пушкин чувствовал свою скорую кончину. За полгода до своей смерти он создал себе «нерукотворный памятник». Поставил точку в своей карьере поэта, написав последнее стихотворное завещание.

Поэт словно знал, что его стихи станут образцом для подражания, причем не только в русской, но и в мировой литературе. Также существует легенда о том, что когда-то гадалка предрекла ему смерть от руки красавца-блондина. При этом Пушкин знал не только дату, но и время своей смерти. И когда конец уже был близким, он позаботился о том, чтобы подвести итог своему творчеству.

Но как бы там ни было, стих был написан и опубликован. Нам, его потомкам, остается только гадать, что стало причиной написания стихотворения, и анализировать его.

Жанр

Что касается жанра, стихотворение «Памятник» является одой. Однако это особая разновидность жанра. В русскую литературу ода самому себе пришла как общеевропейская традиция, берущая свое начало с античных времен. Не зря ведь Пушкин в качестве эпиграфа использовал строки из стихотворения Горация «К Мельпомене». В дословном переводе Exegi monumentum означает «Я воздвиг памятник». Стихотворение «К Мельпомене» он написал в конце своего творческого пути. Мельпомена - это древнегреческая муза, покровительница трагедий и сценического искусства. Обращаясь к ней, Гораций пытается оценить свои заслуги в поэзии. Позже подобного рода произведения стали своеобразной традицией в литературе.

В русскую поэзию эта традиция была введена Ломоносовым, который первый перевел произведение Горация. После, опираясь на античное творчество, написал свой «Памятник» Г. Державин. Именно он определил основные жанровые особенности таких «памятников». Окончательную форму эта жанровая традиция получила в творчестве Пушкина.

Композиция

Говоря о композиции стиха Пушкина «Памятник», следует отметить, что он разделен на пять строф, где использованы первоначальные формы и стихотворные размеры. Что у Державина, что у Пушкина «Памятник» написан катренами, которые несколько видоизменены.

Первые три строфы Пушкин написал традиционным одическим размером - шестистопным ямбом, однако последняя строфа написана четырехстопным ямбом. При анализе «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» видно, что именно на этой последней строфе Пушкин делает основной смысловой акцент.

Тема

Произведение «Памятник» Пушкина - это гимн лирике. Его основная тема - прославление настоящей поэзии и утверждение почетного места поэта в жизни общества. Пускай Пушкин и продолжил традиции Ломоносова и Державина, он во многом переосмыслил проблематику оды и выдвинул свои идеи относительно оценки творчества и его истинной цели.

Пушкин пытается раскрыть тему взаимоотношений литератора и читателя. Он говорит, что его стихи предназначены для широких масс. Это чувствуется уже с первых строк: «К нему не зарастет народная тропа».

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный»: анализ

В первой строфе стиха поэт утверждает значимость такого поэтического памятника по сравнению с другими заслугами и монументами. Также Пушкин вводит сюда тему свободы, которая часто слышится в его творчестве.

Вторая строфа, по сути, ничем не отличается от таковой у других поэтов, что писали «памятники». Здесь Пушкин возвеличивает бессмертный дух поэзии, позволяющий поэтам жить вечно: «Нет, весь я не умру - душа в заветной лире». Также поэт акцентирует внимание на том, что в будущем его творчество найдет признание в более широких кругах. В последние годы своей жизни его не понимали и не принимали, поэтому Пушкин возлагал надежды на то, что в будущем найдутся люди, близкие ему по духовному складу.

В третьей строфе поэт раскрывает тему развития интереса к поэзии среди простого народа, который был с ней незнаком. Но больше всего внимания стоит уделить последней строфе. Именно в ней Пушкин рассказал, из чего состоит его творчество и что обеспечит ему бессмертие: «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай творца». 10 % текста, 30 % информации и 60 % чувств - вот такая у Пушкина получилась ода, нерукотворный памятник, что он воздвиг самому себе.


Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

Стихотворение было написано за несколько месяцев до смерти поэта в 1836 году. Оно было зачитано Пушкиным на новогоднем балу.

Место стихотворения в творчестве поэта

Поэт подводит итоги своему творчеству, пытаясь заглянуть и в будущее.

Главная тема стихотворения

Стихотворение «Памятник» посвящено размышлениям о назначении поэта и поэзии на земле. Мне кажется, данное стихотворение выражает твердые, уже сложившиеся взгляды поэта. По мнению Пушкина, поэта – божий посланник, который несет праведное слово народу. Автор уверен в том, что его творчество не померкнет с годами, и люди всегда будут интересоваться его творениями.

Тема творчества, поэта и поэзии.

Лирический сюжет

Сюжет стихотворения это осмысление судьбы поэта в историческом масштабе.

Проблема стихотворения

Проблема закрепления своей славы поэта во времени.

Композиция стихотворения

Пушкин верит, что его душа, заключенная в стихах, бессмертна:

Душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит.

В последней строфе поэт призывает музу быть благосклонной, то есть просит о том, чтобы вдохновение не покидало его. Также просит «хвалу и клевету приемлить равнодушно», потому что толпа непостоянна: сегодня она хвалит, а завтра – стыдит и ненавидит твои стихи. Конечно, это введет в заблуждение или в растерянность кого угодно.

Последняя строка уговаривает музу «не оспоривать глупца». Если человек не понимает всего того, что хотел передать поэт в стихах, то и не нужно доказывать ему о значимости поэта и поэзии на нашей земле.

В первых четырех строфах лирический герой размышляет над своим поэтическим наследием, последняя строфа – обращение к музе.

Лирический герой

Преобладающее настроение, его изменение

Настроение торжественное и возвышенное на протяжении всего стихотворения.

По своей возвышенности произведение можно определить как оду. Оно воспевает поэта и его заслуги.

Пять строф, четверостишия.

Основные образы

Образ нерукотворного памятника создается в сравнении с реальной гранитной колонной, установленной в 1834 г. на Дворцовой площади Санкт-Петербурга в честь победителя Наполеона, одного из организаторов Священного Союза императора Александра I.

Образ музы чистый, не запятнанный гордыней. Она не принимает лести и не осуждает критиков.

Лексика стихотворения

Лексика высокого стиля, что характерно для данного жанра: «воздвиг», «главою», «велению».

Поэтический синтаксис

В стихотворении использовано много ярких средств языковой выразительности. Например, аллегория (под словом «памятник» подразумевается то, что поэт создал за свою жизнь), эпитеты (памятник нерукотворный, главою непокорной, в заветной лире, мир подлунный, по Руси великой, сущий язык, друг степей калмык, дикой тунгус), олицетворения (душа прах переживет и тленья убежит; муза, будь послушна, хвалу и клевету приемли равнодушно, не оспаривай глупца), антитезы (нерукотворный и непокорной, чувства добрые и жестокий век, хвалу и клевету), архаичные слова, которые придают стихотворению торжественность (пиит, доколь, в заветной лире, по Руси великой, воздвиг нерукотворный, приемли, сущий, не оспаривай).

Сложные предложения, использована инверсия.

Изобразительные средства иносказания

эпитеты: «памятник нерукотворный», «главою непокорной», «заветной лире».

Звукопись

Динамика развития лирического сюжета передана фоническими средствами. Повтор, превалирующий в первой строфе, акцентирует ключевую мысль (звуковые ассоциации):

Я памятник себе воздвиг не рукотворный ,

К не му не зарастет на родная тропа,

Возне сся выше он главою не покорной

Алексан дрийского столпа.

Нет , весь я не умру…

В следующих трех строфах-четверостишиях на первый план выходит такая фоническая система, как ономатопея. Благодаря повтору «д» с гласными слышен отзвук колокольного звона. Впечатление создается не только торжественное, но и тревожное, так как активизируется ассонансный звук «у». В последней строфе он преобладает, акцентируя в психологическом состоянии лирического героя трагические ноты.

Шестистопный ямб, стопа двухсложная с ударением на 2ом слоге.

Ритм и рифма. Способы рифмовки

Рифмовка перекрестная.

Эмоции вызванные при прочтении

На мой взгляд, стихотворение «Памятник» - одно из самых ярких и прекрасных стихотворений А.С. Пушкина, которое занимает значимое место в его творчестве.

Творчество А. С. Пушкина в последние годы его жизни чрезвычайно многообразно: художественная и историческая проза, поэтические произведения на различные тематики. К числу последних его произведений относят стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Предыстория «Памятника» и восприятие современниками

Немного неоднозначны теории об истории написания стихотворения «Я памятник себе воздвиг».

Пушкин сочинил его в ответ на стихотворение «Два Александра», написанное в лицейские годы его другом Дельвигом. Такую предысторию создания называл историк литературы, пушкинист Владислав Фелицианович Ходасевич.

Другие литературоведы-пушкинисты выделяют еще несколько теорий, затрагивающих истоки написания стихотворения «Я памятник воздвиг нерукотворный».

Пушкин подражал ранее существующим трудам литераторов: Г. Державина, А. Востокова, М. Ломоносова, В. Капниста.

Вторая теория берет начало в Древнем Риме и затрагивает творческий путь Горация, автора оды Exegi monumentum.

Стихотворение было воспринято современниками и потомками неоднозначно.

Вера в скорое признание его трудов, осознание грядущей любви и признания от потомков - темы, затронутые в стихотворении, были восприняты современниками поэта холодно. Так как самовосхваление личных литературных талантов было не в почете. А именно этим, по их мнению, и занимался в произведении Пушкин.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» поклонниками творчества автора был воспринят как гимн поэзии и надежда на торжество душевного над телесным.

«Памятник» и судьба поэта

Черновик произведения был обнаружен в ворохе бумаг уже после кончины поэта. помог стихотворению появиться в посмертном собрании сочинений драматурга (1841).

Написал Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» буквально за пять месяцев до рокового дуэли, ставшей причиной его гибели: стихотворение датировано 21 августа 1836 г. Произведение стало судьбоносным предсказанием приближающейся смерти.

На новогоднем балу Александр Сергеевич лично прочитал свой «Памятник».

Пушкин стихотворение, осмысляющее судьбу поэта в призме человеческой истории, писал в тяжелые для себя годы: критики ополчились против него, царская цензура лютовала и запрещала к печати большинство работ, светское общество обсуждало сплетни о нем и его супруге, да и семейная жизнь дала трещину. Может, именно эта атмосфера повлияла на глубокий взгляд, позволивший объективно оценить личный творческий вклад драматурга в литературу.

Самоирония и эпиграмма?

У лиц, приближенных к Александру Сергеевичу, бытовало мнение, что произведение наполнено нотами самоиронии. Они называли «Памятник» эпиграммой, объектом которой был сам Пушкин.

Подтверждением данной теории служит направленность стихотворения: адресовано поэту, творчество которого не пользуется уважением среди соплеменников, хотя должно было вызывать у них восхищение.

Мемуарист придерживался теории об «ироничности» стихотворения «Я памятник себе воздвиг». Пушкин и Вяземский были друзьями, поэтому литературный критик настаивал на неправильном прочтении произведения поклонниками. Он заявлял, что в нем идет речь не о духовном и литературном наследии, а о признании обществом его самого. Ведь известно, что современники, в кругах которых крутился поэт, откровенно недолюбливали его как человека. Но при этом признавали большой творческий потенциал, которым обладал Пушкин.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» также имел «мистическую» сторону.

Предчувствуя смерть

Сторонники «мистической» версии придерживались мнения, что стихотворение является предсказанием грядущей гибели поэта, о которой он знал заранее. Отталкиваясь от этой позиции и отбросив версию Вяземского об ироничности произведения, можно сказать, что «Памятник» стал духовным завещанием Пушкина.

Пророческое видение затронуло не только жизнь поэта, но и его творчество. Прозаик и драматург знал, что будущие поколения будут не только восхвалять и почитать его, но и станут считать достойным подражания.

Также существует предание о том, что задолго до трагичного исхода своего Александр Сергеевич знал, в какой конкретный день и в какое время суток его ждет смерть. Оно гласит, что гибель от руки именитого блондина ему предсказала гадалка.

Предчувствуя приближающуюся кончину и желая подвести итог своей жизни, Пушкин обратился к самому доступному для себя источнику - перу - и написал «Памятник».

Пушкин. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Краткий анализ

Лирическим героем можно смело назвать самого Александра Сергеевича. Сюжетом служит судьба автора, рассмотренная в контексте человеческой истории, а также последующий вклад в литературу.

Поэт задается мыслью о том, какое место отведено ему в этом мире, какие отношения у него складываются с обществом и читателями. Он надеется, что жизнь, растраченная в творческих исканиях и порывах, не была напрасной и принесет пользу потомкам. Он надеется, что после смерти о нем будут помнить: «Нет, весь я не умру».

Также в стихотворении поднята проблема поэта и поэзии, поэтической славы и поэтического наследия. Пушкин пишет, что поэт преодолеет смерть благодаря творческому наследию и признанию потомками.

Каждая строка «Памятника» пронизана гордостью за то, что поэзия поэта была свободной и высоконравственной: «Восславил я свободу И милость к падшим призывал».

Стихотворение с эпиграфом Exegi monumentum (в пер. «Я воздвиг памятник»), с одной стороны, наполнено яркими и радостными красками, олицетворяющими вечную жизнь искусства, но, с другой стороны, оно немного мрачновато и печально, ведь это лебединая песня поэта, подводившая итог которое составил сам Пушкин.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Художественное прочтение

Стихотворение по ритму звучания можно назвать медлительным, именно эта неспешность придает ему величественный ритм. Этот эффект достигнут благодаря одиночному размеру стиха (ямб с хореем), идеальной для катренов (четверостиший), чередованием женской и мужской рифм.

Многочисленные также способствовали созданию благоприятствующей атмосферы в произведении. Среди них можно назвать: анафору (единоначатие строк), инверсию (обратный порядок слов), ряды однородных членов.

Величественный тон произведения достигнут благодаря эпитетам: «памятник нерукотворный», метафорам: «душа мой прах переживет и тленья убежит», олицетворений: «муза… хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца», метонимий: «слух обо мне пройдет по всей Руси великой». К лексическим средствам можно отнести частое использование славянизмов (доколь, пиит, главою, воздвиг).

Исходя из художественного, лексического богатства стихотворения, логично сделать вывод, что, как и предрекал Александр Сергеевич, он создал для потомков своим творчеством «памятник нерукотворный». Пушкин и будет жить благодаря написанным произведениям.

Разделы: Литература

Цели:

  1. Создать в представлении учащихся образ А.С. Пушкина.
  2. Рассмотреть стихотворение Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”.
  3. Развивать навыки сопоставительного анализа.

Оборудование:

  • тексты стихотворения А.С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” и Державина “Памятник”;
  • план сопоставления стихотворений;
  • мультимедийный проектор, на доске записан эпиграф.

Опережающее задание: один из учеников готовит сообщение на тему “Жизнь и творчество А.С. Пушкина”; учащиеся дома должны прочитать стихотворение и выписать непонятные слова, попытаться определить их значение.

Ход урока

“У нас все от Пушкина”. (Ф.М. Достоевский)

I. Орг. момент.

1. Проверить готовность учащихся к уроку.

2. Объявление темы и цели урока. (См. презентацию, слайд № 1-2)

3. Оформление записей в тетрадях.

II. Работа с эпиграфом.

Как вы можете прокомментировать эпиграф к уроку?

III. Слово учителя.

На прошлом уроке мы говорили Державине, который хоть и прожил в XIX веке 16 лет, всем духом поэзии принадлежал к веку XVIII. Но явился человек, который не просто продолжил традиции, но перевернул все каноны искусства, открыл глаза на русскую литературу и показал все художественные достоинства.

О ком идет речь?

Пушкин принял поэтическую эстафету и сделал такой рывок вперед, что русская литература, ещё недавно запаздывающая в новаторских поисках, обогнала всех и заняла ведущее место в мировой литературе.

Пересказывать биографию поэта я вам не стану, вы сами многое знаете, но некоторые факты мы осветим.

IV. Выступление ученика. (Одновременно показываются слайды, после демонстрируется альбом. См презентацию, слайды № 4-10).

V. Анализ стихотворения. (У каждого ученика на столе должны быть тексты стихотворений. См. приложение 1).

Главным предметом нашего разговора станет одно из последних стихотворений “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Дома вы его прочли, какие аналогии у вас возникли при прочтении? Аналогия с державинским стихотворением “Памятник”.

Вспомним, в чем видел Державин свою заслугу как поэт? “...Что первым я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге. // И истину царям с улыбкой говорить”.

1. Чтение стихотворения учителем. (Перед началом чтения следует учащихся нацелить на восприятие стихотворного текста: “Подумайте, о чем это стихотворение, какова его тема?” и т.д.).

О чем это стихотворение? Каков сюжет? (сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторических событий).

2. Словарная работа.

Дома вы должны были выписать слова, значение которых вам непонятно.

(Записываются слова на доске, и определяется их значение).

а) Александрийский столп – 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского. (См. презентацию, слайд № 11).

б) пиит – поэт.

в) “всяк сущий” - существующий.

г) тунгус – народность Восточной Сибири.

д) муза – богиня поэзии, вдохновение.

3. Работа со стихотворным текстом (чтение первой строфы).

Начинается стихотворение со слов “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Что значит “нерукотворный”?

Какие ассоциации возникают при слове “нерукотворный”? Спас нерукотворный – это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку. (См. презентацию слайд № 12)

Какое ещё значение несет эпитет “нерукотворный”? Священный, возвышенный.

Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом? Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно.

Чтение 2 строфы.

Где будет жить душа поэта после смерти? В поэзии .

Поэзия Пушкина не связана никакими границами: ни государственными, как у Горации (поэзия будет жить, пока стоит Рим), ни национальным, как у Державина (“доколь Славянов род вселена будет чтить”).

К кому обращена поэзия Пушкина? “…доколь в подлунном мире…” – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству.

Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина? Пока “жив будет хоть один пиит”, пока людям будет нужна поэзия.

Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика? Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами.

Чтение 3 строфы.

Почему Пушкин употребил старинное название “Русь”, а не Россия, “язык”, а не народ? Россия – определенное государство с границами, понятие “Русь” значительно шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки – разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт.

Чтение 4 строфы.

Вспомним, в чем видел заслугу поэта Державин? “… истину царям с улыбкой говорить”.

В чем Пушкин видит предназначение поэта? Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству.

Каково назначение поэзии? Помогать человеку стать человеком с большой буквы.

Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа.

Чтение 5 строфы

- “Веленью Божию, о муза будь послушна”. Как вы понимаете значение этих слов? Подчинятся вдохновению, а не в угоду кому-то.

Каким должен быть поэт? Отважным – “обиды не страшась”; бескорыстным – “не требуя венца”; равнодушным к похвале и клевете – “хвалу и клевету приемли равнодушно”,

Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: “В чем предназначение поэта?”

VI. Работа со средствами художественной выразительности.

Такое полное понимание поэтического произведения дают нам и средства художественной выразительности. Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении? Какую роль они играют?

Эпитеты: “нерукотворный” - это слово отправляет нас к христианству, но рядом стоит эпитет “непокорный” – тоже христианское понятие? Как расценивать такое соседство? антитеза. “Душа переживет” – олицетворение, “чувства добрые” – “ жестокий век” – эпитеты и антитеза.

Какую роль играют эти тропы в стихотворении? Неоднозначная оценка собственного творчества, сомнения, терзающего поэта.

Перечитаем еще раз первую и последнюю строфу. “Я” - это кто? Поэт. Почему он творит? Это веление Бога. Сомкнулись первая и последняя строфа.

Почему памятник нерукотворный – создание высшей воли?

Пушкин считал, что поэтический талант – это божий дар, поэт – творец, несущий людям высшее звание и высшие чувства: все остальное – суета и глупость. Только тогда человек личность, когда он выбирает свой путь в соответствии с предназначением. Поэзия - бескорыстное служение людям.

VIII. Самостоятельная работа.

Сравните стихотворения Пушкина и Державина. (Задание высвечиваются на проекторе, см. слайд № 13)

(Учащиеся пользуются планом сопоставления стихотворений. См. приложение 2).

Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

Exegi monumentum

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.




Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,


Тунгус, и друг степей калмык.




И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.

1836

Филологический анализ стихотворения

Александр Сергеевич Пушкин - величайший русский поэт. В филологии Пушкин рассматривается как создатель русского литературного языка. Д. С. Лихачёв писал о Пушкине как о «нашем величайшем национальном достоянии». Ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно. Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён).

Самое главное богатство Пушкина - это его стихи, его поэзия. В своем творчестве он сумел раскрыть лучшие строки своей души, веру в жизнь, свободу, уважение, любовь и глубокое сочувствие к людям.

Пушкин живет в наших сердцах и по сей день. Однако, несмотря на большое количество монументов в честь Александра Сергеевича Пушкина, он сам воздвиг себе памятник своей поэзией. У Пушкина поэзия - величайшее искусство из всех искусств.
За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятник».
Само стихотворение нельзя воспринять полно вне исторического контекста. Весь текст стихотворения пронизан реминисценциями. Реминисценцией, т.е. неявной цитатой, наводящей на воспоминание о другом произведении, является эпиграф к стихотворению Пушкина, отсылающий нас к оде великого древнеримского поэта Горация ""Exegi monumentum"". Основной смысл стихотворения Горация в том, что творчество поэта и есть памятник ему, который будет стоять, пока стоит Рим (Рим как государство). По стилю, ритму стихотворение Пушкина максимально, местами дословно, приближено к вольному переводу горациевой оды - стихотворению "Памятник" Державина. То есть Пушкин сознательно вписывает свое произведение в литературный ряд Гораций - М. В. Ломоносов - Г. Р. Державин, и тем явственнее различия между позициями поэтов.
Пушкинский «Памятник» носит характер подражания и переосмысления одновременно.
Гораций связывает свой памятник со славой Рима, Державин также видит неразрывность своего творчества и государства Российского:

И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить .

Пушкин же говорит не о государстве, не о своем народе. Его обращение к человечеству, к душе каждого человека:

И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит .

Явные различия Пушкинского и Державинского «Памятника» в размышлениях о прожитом и о совершённом, о своих главных достижениях, обещающих бессмертие поэту.
Державин говорит о своих художественных достижениях "в русском слоге" и о мужестве говорить царям истину. Пушкин, отказавшийся от государственной службы, мыслит себя поэтом и не разделяет в себе художника и гражданина:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Теперь сосредоточимся только на пушкинском тексте и выявим его особенности.
Текст стихотворения состоит из пяти строф, взаимосвязанных друг с другом по смыслу.
Уже в первой строфе Пушкин подчёркивает народность своего творчества. Поэт «воздвиг» себе «нерукотворный памятник», который выше «Александрийского столпа», т. е. колонны, поставленной в честь Александра I на Дворцовой площади в Петербурге.
Во второй и третьей строфах поэт утверждает значение своего творчества для народов России. Также здесь звучит ответ Пушкина на мысль о забвении. Поэт не умрет, а простых же смертных ждет забвение:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

В IV строфе звучит основная мысль всего стихотворения — оценка Пушкиным идейного смысла своего творчества.
Пушкин утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой человечностью своего творчества («чувства добрые я лирой пробуждал»); во-вторых, своей борьбой за свободу («в мой жестокий век восславил я свободу»; в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал»).
В последней строфе, обращаясь к своей музе, Пушкин призывает её, «обиды не страшась, не требуя венца», принимать равнодушно хвалу и клевету и следовать собственному призванию.
По форме перед нами стихотворение-монолог, философское размышление поэта. Это духовное завещание и исповедь одновременно, в этом стихотворении и великий поэт, и человек, смиренно принимающий от жизни все, знающий цену всему: хвале и клевете, глупости черни, которую он даже не презирает, но горечь звучит в строках стихотворения: «...И не оспаривай глупца». Точка в конце предложения весьма показательна, перед нами философское осмысление жизни, проникнутое печалью.
Таким образом, это стихотворение - посмертное пророчество на грядущие века.
Обратим внимание на синтаксическую и морфологическую организацию текста. Разговорную интонацию создают короткие предложения («Нет»), обращение («о муза»). Деепричастные обороты придают размеренный ритм речи («Обиды не страшась, не требуя венца»).
Использование местоимений указывает на то, что повествование ведется от первого лица. Но монолог представлен только в первых четырех строфах. Об этом говорит частое употребление местоимений: возвратного местоимения «себя», определительного местоимения «весь», личного местоимения первого лица «я», а также его падежных форм («меня», «обо мне», «мне»).
В последней строфе - обращение к Музе, т.е. к богине поэзии, как у Горация и Державина. Это показывают глаголы в повелительном наклонении («будь послушна», «приeмли равнодушно», «не оспаривай»).
Особую торжественность придает тексту стихотворения инверсия («памятник нерукотворный», «не зарастет тропа», «вознесся он», «главою непокорной», «славен буду я», «Руси великой», «назовет язык», «буду любезен я», «чувства добрые»).
Своеобразна и лексическая сторона текста. В отличие от своего предшественника Державина, Пушкин использует этнонимы («гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык»). Пушкин считает себя поэтом многонациональной страны и обращается ко всем народам, населяющим его родину, как к равным:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой...
Однако уже в последней строфе поэт понимает всемирное значение своего творчества: «И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит».
Лексика произведения преимущественно высокая, книжная («главою», «вознесся», «тленья», «восславил», «падшим», «дикий»), но есть и нейтральная («памятник», «народная», «чувства»).
В тексте присутствуют семантические повторы: точные лексические повторы (и, что, я), корневые повторы «лире - лирой», «переживет - жив», «народная - народу». В четвертой строфе наблюдаем синонимические повторы «пробуждал - восславил - призывал». Тем самым автор акцентирует наше внимание на самом важном и значимом.
Стихотворение, в соответствии с темой, написано в жанре греко-римской оды. В связи с этим и подбор слов, и интонация отличаются торжественностью, возвышенностью. Этому содействуют введённые поэтом славянизмы: «воздвиг», «главою», «тленья», «пиит», «сущий в ней язык», (т.е. народ), «велению». По интонации «Памятник» представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего своё право на историческое бессмертие.
Интересно стихотворение и с фонетической стороны. В тексте преобладают сонорные р, л, м, н. Благодаря звукописи стихотворение читается звонче, а значит торжественнее; перед читателем возникает образ могучего поэта, обладающего правом на бессмертие: памятник, нерукотворный, нему не зарастёт народная тропа, главою непокорной, Александрийского столпа, Нет, не умру, в заветной лире, Мой прах переживёт, тлeнья, славен, доколь в подлунном мире, Слух, обо мне пройдёт, Руси великой, меня, в ней, гордый внук славян, и финн, и ныне,Тунгус, и друг, калмык, долго, тем любезен, народу, добрые, лирой пробуждал, в мой, восславил, милость, призывал, Веленью, послушна, не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приeмли равнодушно, не оспаривай глупца.
Текст стихотворения имеет перекрестную рифмовку. Целенаправленно и чередование мужской и женской рифмы. Это чередование является скрытой антитезой. Высокое, торжественное - в мужской, жесткой рифме; лирическое - в мягкой, певучей женской рифме.
Особую выразительность привносит такой стилистический прием, как анафора. Единоначатия задают тексту особый ритм:

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Шестистопный ямб показывает размеренный ход размышлений поэта. Каждая последняя строка каждой строфы написана четырехстопным ямбом, что делает стихотворение, с одной стороны, неповторимым и своеобразным, с другой стороны, снижает приподнятый тон до разговорной интонации.
Метафоры, использованные Пушкиным в стихотворении, чрезвычайно богаты. Именно поэтому они стали общеизвестными: «памятник нерукотворный», «народная тропа», «тленья убежит», « чувства…лирой пробуждал», «не требуя венца». Особую смысловую окрашенность тексту придают эпитеты: «жестокий век», «заветной лире», постоянный эпитет «Руси великой», «чувства добрые», «главою непокорной».
Лира символизирует заслуги поэта перед народом. Лирой посвящают в поэты, она - символ поэзии.
Необычна перифраза «в подлунном мире». Она тоже задает возвышенный тон тексту стихотворению.
Таким образом, Пушкин заново переосмысливает оду Горация, вслед за Державиным он делает свой вольный перевод стихотворения, которое и тогда и сегодня существует как отдельное произведение. По лаконизму и философской глубине, данное стихотворение является поэтической формулой искусства.