А и куприн гранатовый браслет главные герои. Куприн гранатовый браслет. Гранатовый браслет главные герои

В помощь преподавателю литературы в проведении уроков по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Первый признак любви–благоговение . Мы боготворим того, в кого мы влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не сравнится для нас с предметом нашей страсти.

Блез Паскаль

Вариант 1.

1.Расскажите об истории создания произведения и о прототипах главных героев?

2. Почему эпиграфом к своему произведению А.И. Куприн взял Son . № 2, op . 2. Largo Appassionato Бетховена?

3. Где и когда происходит действие рассказа? (Черноморский курорт, осень, сентябрь)

4. Произведение начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее. (Ученик читает фрагмент текста)

5. Какую роль в произведении играет первая глава? Какое настроение создает пейзаж?

(Первая глава является вступлением. Содержание ее готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Сразу возникает ощущение увядающего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дач с разбитыми стеклами, в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фразе: «Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб». Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась: «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». Такое же спокойное, холодное, благоразумное существование характерно для героини рассказа - княгини Веры Николаевны Шейной, жены предводителя дворянства.)

(Он проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада.)

7. Найдите и прочитайте описание (вторая глава).

Этому описанию предшествовало описание чувств Веры к мужу. Прочитайте со слов: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу...»

(Показать, что душа Веры пребывает в состоянии дремы. «И Вера была строго проста, со всеми холодна... любезна, независима и царственно спокойна».)

9. Завязка действия происходит в день именин княгини Веры, 17 сентября. Куприн пишет: «Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Что же «счастливо-чудесное» произошло в этот день?

Вариант 2.

1. Куприн вносит в повествование элемент ожидания, таинственности, тревоги. Что же происходит далее? (Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.) (Ученики рассуждают о предчувствиях героини: 13 гостей; зачитывают описание подарка; и выясняют впечатление от увиденного: «точно кровь!» - подумала с тревогой Вера.)

2.Что мы узнали о браслете из письма Желткова?

(«По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти...»)

3. Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность, самую дорогую вещь, которая переходила от поколения к поколению женщинам в семье Желткова? (Это символ его безнадежной восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.)

4.А что он значит для Веры? Что видит она в браслете? Что чувствует?

5. Как меняется Желтков за 7 лет «безнадежной и вежливой любви»? Расскажите о «трех шагах» Желткова в последней попытке объясниться с Шеиным (гл. Х, стр.312), с Верой (гл. ХI, стр.315–316) и наконец, со всем миром. (Объяснением со всем миром и со всеми, кто может слышать, является бетховенская соната №2 – о жизни, о смерти и о любви) (гл. ХII, стр.319).

6. Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием? Найдите в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом на этот вопрос (гл. ХI, стр.316) (гл. Х, стр.313).

Вариант 3.

    Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать окружение княгини. Именно поэтому Куприн подробно описывает её родственников.

    Какими изобразил Куприн гостей Веры Николаевны?

(Учащиеся отыскивают в тексте “характеристики” гостей: и “толстого, безобразно огромного” профессора Свешникова; и с “гнилыми зубами на лице черепа” мужа Анны, глупого человека, который “ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении”; и штабного полковника Пономарёва, “преждевременно состарившегося, худого, желчного человека, измождённого непосильной канцелярской работой”.

    Кто из гостей изображён с симпатией? Почему?

(Это генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Он производит приятное впечатление человека простого, но благородного, а главное - мудрого. Его Куприн наделил “русскими, мужицкими чертами”: “добродушно-весёлым взглядом на жизнь”, “бесхитростной, наивной верой”… Именно ему принадлежит убийственная характеристика современного ему общества, в котором обмельчали, опошлели интересы, а люди разучились любить. Аносов говорит: “Любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью”. Так начата в рассказе тема настоящей любви, любви, для которой “совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения - вовсе не труд, а одна радость”.)

4. Какую роль в рассказе отводит Куприн генералу Аносову?

5. Как он рассуждает о любви?

6. Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры?

7. Какую характеристику Желткова мы находим в рассказе Веры и в выводах Аносова?

(«Безумец; может быть, это просто ненормальный малый, маниак, почем знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»)

    Обратимся к эпизоду посещения Желткова мужем и братом княгини Веры Николаевны. Каким нам представляет Куприн своего героя? Как ведут себя участники сцены? Кто одерживает в этом противостоянии нравственную победу? Почему?

(Желтков. За его нервозностью, смятением кроется огромное чувство, убить которое может только смерть. Тугановскому не дано ни понять, ни самому испытать такие чувства. Даже князь Шеин произнёс слова, говорящие о чуткости и благородстве души Желткова: “…Разве виноват он в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования… Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души…”)

Вариант 4

    Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым (двенадцатая глава). Обратимся к этому эпизоду. Прочитаем вслух со слов: «В комнате пахло ладаном...» до конца главы. (Ученик читает фрагмент текста.)

2. Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной ее слез – «впечатление смерти» или что-то другое? (гл. ХII, с.318–319) А может быть, в её душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство?

3. Каким настроением проникнут финал рассказа? (Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна: ей открылась та самая любовь, что бывает раз в тысячу лет.)

    В звуках сонаты Бетховена Вера Николаевна будто слышит прощальное мысленное послание человека, «покорно и радостно» обрёкшего себя «на мучения, страдания и смерть»: «Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки». Почему же речь идёт о взаимной любви как о свершившемся факте, если чувство Желткова оставалось безответным?

    .«… смерть Желткова, раскрыв красоту его любви, нравственно покорила княгиню Веру. Это третья моральная победа Желткова. Решающая, оплаченная кровью», – считает литературовед Е. Добин. Каковы, по вашему мнению, первая и вторая победы?

    Многие детали повести символичны. Обратим внимание на две из них. Вспомните, что позолоченная цепочка с кулоном в виде пасхального яйца, полученная в подарок Людмилой Ивановной Любимовой, прототипом героини повести княгини Веры, под пером Куприна превращается в гранатовый браслет. Кстати, Вера Николаевна получила на именины и другую драгоценность – серьги из грушевидных жемчужин от мужа. Что известно о свойствах граната и жемчуга? В чём заключается символическое значение этих деталей? В повести есть ещё одна символическая деталь – красная роза, которую княгиня Вера Николаевна положила под шею умершему Желткову. Каково значение этой детали?

7. Найдите в словах автора, рисующего поведение Желткова, свидетельства того, что его поступками движет то самое огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным. Какое у вас впечатление от последнего письма Желткова?

(Письмо прекрасно, как стихи, убеждает нас в искренности и силе его чувства. Для Желткова любить Веру даже без взаимности - “громадное счастье”. Он благодарен ей за то, что она восемь лет была для него “единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью”. Прощаясь с ней, он пишет: “Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое»”.)

8. Какова идея рассказа А.И. Куприна? В чём смысл противопоставления первой и второй частей рассказа? Какую традицию русской литературы XIX века продолжил писатель в этом произведении?

(Смысл рассказа - показать благородство души простого человека, его способность к глубоким, возвышенным чувствам путём противопоставления героя высшему обществу. Автор показывает психологический контраст: не может сильное, бескорыстное чувство возникнуть в том мире, где ценятся лишь благополучие, спокойствие, красивые вещи и слова, но исчезли такие понятия, как красота души, духовность, чуткость и искренность. “Маленький человек” возвышается, становится велик своей жертвенной любовью.)

Характеристика образов в повести.

Приведите цитаты, иллюстрирующие

    образ Желткова;

    образ Веры Николаевны Шеиной;

    образ Василия Львовича Шеина;

    образ Анны Николаевны Фриессе;

    образ Николая Николаевича Мирза-Булат-Тугановский;

    образ генерала Аносова

Образ Желткова :

…он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти.

…глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившею всю его человеческую жизнь…

Образ Веры Николаевны Шеиной:

Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя и довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…

…что касается Веры- та жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему-то они у нее не рождались, и она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры…

Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна.


Образ Василия Львовича Шеина:

Князь Шеин,несмотря на своё видное положение в обществе, а может быть и благодаря ему, едва сводил концы с концами. Огромное родовое имение было почти совсем расстроено его предками, а жить приходилось выше средств: делать приемы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей и т.д.

…у него (Шеина) была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать. Он брал в основу рассказа истинный эпизод, где главным действующим лицом являлся кто-нибудь из присутствующих или общих знакомых, но так сгущал краски и при этом говорил с таким серьёзным лицом и таким деловым тоном, что слушатели надрывались от смеха.

Образ Анны Николаевны Фриессе :

…Анна, - наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя… она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа…с надменным выражением в маленьком, чувственном рте…-лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт…в пикантной, задорно-кокетливой мимике. Её грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая крастоа ее сестры.

Она была замужем за очень богатым и очень глупым человеком…мужа она терпеть не могла, но родила от него двух детей…больше она решила не иметь детей и не имела.

Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту…но никогда не изменяла мужу…

Была расточительна, страшно любила азартные игры, танцы, сильные впечатления, острые зрелища…но в то же время отличалась щедрой добротой и глубокой, искренней набожностью, которая заставила ее даже принять тайно католичество.

Образ Николая Николаевича Мирза-Булат-Тугановского :

Холостой брат Веры Николаевны, товарищ прокурора…Николай из скупости (он и в самом деле был скуповат)…

Образ генерала Аносова:

…тучный, высокий, серебряный старец…У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах…какое свойственно мужественным и простым людям, видавшим часто и близко перед своими глазами опасность и смерть.

…этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, о трогательные и глубокие черты…те чисто русские, мужицкие черты… состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечному терпению и поразительной выносливости.

Групповые домашние задания по повести.

Вариант 1.

1 ГРУППА:

Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.

Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую Богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твоё”.

Вопросы:

    Связана ли, на ваш взгляд, способность любить высоко и красиво с уровнем интеллектуального и духовного развития человека или “любовь” выпадает человеку, как выигрыш в лотерею?

    Как, по вашему мнению, решает этот вопрос автор рассказа?

2 ГРУППА:

Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Так оно и было. Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа её как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя: почему этот человек заставил её слушать именно это бетховенское произведение, и ещё против её желания? И в уме её слагались слова. Они так совпадали в её мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: “Да святится имя Твоё”.

“Вот сейчас я вам покажу в нежных чувствах жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрёка... ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою – одна молитва: “Да святится имя Твоё”.

Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу, молча, так угодно Богу и судьбе. “Да святится имя Твоё”.

Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою – слава Тебе”.

Вопросы:

    В чём состоит в этой части произведения изобразительная задача автора?

    Какую роль играет в рассказе музыкальная тематика?

    охарактеризуйте текст с точки зрения метафорического наполнения, образности, стилистических особенностей, ритмической организации, логичности и непротиворечивости мысли

3 ГРУППА:

Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Ну хорошо… скажем – исключение… Но вот в большинстве-то случаев почему люди женятся? Возьмём женщину. Стыдно оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним ртом в семье. Желание быть хозяйкой главною в доме, дамой, самостоятельной… К тому же… физическая потребность материнства , и чтобы начать вить своё гнездо. А у мужчины другие мотивы. Во-первых, усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных обедов, от грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей, и прочее… Во-вторых, чувствуешь, что семьёй жить выгоднее, здоровее и экономнее. В-третьих, думаешь: вот пойдут детишки, - я-то умру, а часть меня всё-таки останется на свете… нечто вроде иллюзии бессмертия. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”? понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почём знать , может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться.

Вопросы:

    Каковы воззрения на любовь иных персонажей рассказа?

    Какие из выделенных выражений являются фразеологизмами?

    какие вопросы в тексте являются риторическими? В состоит их смысл?

4 ГРУППА:

Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Любовь до самоуничижения и – даже – самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины, - тема эта расцветает в волнующем, мастерски выписанном “Гранатовом браслете”. Стремясь воспеть красоту высокого, но заведомо безответного чувства, на которое “способен, быть может, один из тысячи”, А.И. Куприн, однако, наделяет этим чувством крошечного чиновника Желткова. Его любовь к княгине Вере Шеиной безответна, не способна “выпрямить”, окрылить его. Замкнутая в себе, эта любовь не обладает творческой, созидательной силой. Богатство души Желткова не оборачивается ли её бедностью?

Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных традиций: 1) тема востока; 2) монгольская кровь отца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему любви-страсти, безрассудности; 3) упоминание о том, что мать сестёр – англичанка вводит тему рассудочности в сфере чувств, власти разума над сердцем.

Вопросы:

    Как бы вы ответили на поставленный вопрос?

    Согласны ли вы с такой расширительной трактовкой проблематики рассказа?

    Приведите дополнительные основания в поддержку или опровержение точек зрения, заявленных в тексте

Вариант 2.

    Задание для первой: Любовь Желткова в свете христианской морали.

    Задание для второй: Тема любви в рассказе "Суламифь” (прочитанном накануне) и повести "Гранатовый браслет”.

    Задание для третьей группы: Представление о счастье в повести "Гранатовый браслет” и стихотворении И.А. Бунина "И цветы, и шмели, и трава, и колосья...” Выразительное чтение стихотворения.

Вариант 3.

    1-й вариант – Составьте монолог гранатового браслета о Вере Шеиной

    2-й вариант – Составьте монолог гранатового браслета о Желткове.

    3-й вариант – Подготовьте отзыв к одной из повестей А.И.Куприна про любовь (“Суламифь”, “Олеся”)

Варианты вопросов для индивидуальных заданий.

    Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину?

    Какие подарки получала Вера? В чем их значение?

    Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?

    Как развивается тема любви в рассказе?

    Письмо Желткова к Вере. Что мы узнаем о молодом человеке из этого письма? Как относится муж Веры к этим письмам?

    Роль генерала Аносова в рассказе, его рассуждения о любви.

    Какое значение имеет изображение героя после его смерти?

    Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?

Творческие задания.

    О какой любви говорит Куприн в рассказе “ Гранатовый браслет? (Учащиеся высказываются.)

    О единственной, нетленной любви…

    О красивой, возвышающей любви…

    О скромной, самоотверженной…

    О честной, бескорыстной…

    О безответной, неравной любви…

    О прекрасной, могучей любви …!!!

    Перед вами несколько высказываний об этом удивительном чувстве. Какое из них наиболее соответствует вашему представлению о любви? Прочтите их и постарайтесь высказать свою точку зрения. Как их можно соотнести с эпиграфом? (Заслушиваются мнения ребят.)

    Первый признак любви - благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблены,

и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не сравнится для нас

С предметом нашей страсти. (Блез Паскаль)

    Любовь - как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубокие корни во все наше существо и нередко продолжает зеленеть и даже цвести на развалинах нашего сердца. (Виктор Гюго)

    У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание. (К. Г. Паустовский)

    Любовь - это чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя. (А.И. Куприн)

3 .Написать эссе на темы:

- Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

Существует ли идеальная любовь?

Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше?

4. Творческое письмо

Темы:

Почему эпиграфом к своему произведению А.И. Куприн взял сонату №2 Л. ван Бетховена?

Повесть «Гранатовый браслет» - известное произведение о трагической любви. Куприн показывает истоки и роль любви в жизни человека. Автор мастерски создает социально-психологический тон, который определяет поведение героев. Но до конца не раскрывает и не может объяснить это чувство, находящееся, по его мнению, за гранью рассудка и зависящее от некой высшей воли.

Прежде чем ознакомиться с характеристикой героев «Гранатового браслета», хотелось бы вкратце изложить сюжет. На первый взгляд довольно простой, но психологическая составляющая делает акцент на трагедии: главная героиня в день своих именин получает в подарок браслет, посланный ее давним поклонником, и сообщает об этом супругу. Тот, под влиянием брата, отправляется к ее воздыхателю и просит прекратить преследование замужней женщины. Поклонник обещает оставить ее в покое, но просит позволения ей позвонить. На следующий день Вера узнает, что он застрелился.

Вера Николаевна

Главный персонаж повести «Гранатовый браслет» - молодая, красивая женщина с гибкой фигурой - Шеина Вера Николаевна. Утонченные черты лица и некоторая холодность, доставшиеся ей от матери-англичанки, подчеркивали изящество и красоту молодой женщины. С мужем, князем Шеиным, Вера Николаевна была знакома с детства. За это время страстная любовь к нему переросла в глубокую, искреннюю дружбу. Княгиня помогала Василию Львовичу справиться с делами и, чтобы как-то облегчить их незавидное положение, могла в чем-то себе отказать.

Детей у супругов Шеиных не было и Вера Николаевна свои нерастраченные материнские чувства перенесла на мужа и детей ее сестры Анны. Княгиня была сострадательна, и жалела человека, который ее любил. Хотя он доставлял ей неприятности, появляясь иногда в ее жизни, но Вера ведет себя достойно в этой ситуации. Само воплощение спокойствия, она не делает из этого проблемы. Но как тонкая и благородная натура, Вера чувствует, какая трагедия происходит в душе этого человека. Относится к своему поклоннику с пониманием и состраданием.

Князь Василий Львович

Василий Шеин - один из главных героев. В «Гранатовом браслете» Куприн представляет его, как князя и предводителя дворянства. Мужа Веры Николаевны, Василия Львовича, почитают в обществе. Семья Шеиных внешне благополучна: они живут в большом имении, построенном влиятельными предками князя. Часто устраивают светские приемы, ведут обширное хозяйство и занимаются благотворительностью, как требует того их положение в обществе. На самом деле финансовые дела князя оставляют желать лучшего и он прилагает немалые усилия, чтобы удержаться на плаву.

Человек справедливый и способный к сопереживанию, Шеин заслужил уважение друзей и родственников. «Право же, я его люблю. Он хороший парень», - отзывается о нем генерал Аносов, друг семьи. Брат Веры, Николай, считает, что Василий Львович слишком мягок для человека, жене которого тайный поклонник присылает подарок. У князя другое мнение на этот счет. После разговора с Желтковым, князь понимает, что этот человек безмерно любит его жену. И признает, что «телеграфист» не виноват в своей любви, поэтому искренне жалеет мужчину, который уже восемь лет безоглядно влюблен.

Друг семьи Аносов

Аносов - боевой генерал подружился с отцом Веры и Анны, когда был назначен комендантом крепости. Прошло много лет. За это время генерал стал другом семьи и привязался к девочкам, как отец. Честный, благородный и смелый, генерал был солдатом до мозга костей. Он всегда руководствовался своей совестью и уважал одинаково и солдат, и офицеров.

Аносов всегда поступал справедливо. Даже со своей нечестной женой, которая сбежала от него. Впустить эту женщину обратно в свою жизнь ему не позволила гордость и чувство собственного достоинства. Но, как настоящий мужчина, он не бросил ее на произвол судьбы и выплачивал пособие. Детей у них не было, и генерал отцовские чувства перенес на отпрысков своего друга Тугановского. Играл с девочками и рассказывал истории из своей походной жизни. Впрочем, по-отечески он относился ко всем, кто был младше него или нуждался в помощи.

Куприн в характеристике героев «Гранатового браслета» подчеркнул очень важные моменты. Словами генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» автор выражает свое понимание того, что же такое любовь. Он исследует, почему глубокое чувство оказывается обреченным.

Таинственный поклонник

Желтков влюбился в Веру Николаевну уже давно. Она была для него идеалом и совершенством красоты. Писал ей письма и мечтал о встрече. Продолжал любить княгиню даже тогда, когда понял, что у него ничего не получится. Спокойствие и счастье любимой женщины для него были на первом месте. Он прекрасно понимал, что происходит. Мужчина хотел ее видеть, но не имел на это права. Любовь для него была выше желания. Но Желтков отправил браслет в надежде, что она хотя бы взглянет на подарок, возьмет хоть на секунду в руки.

Как честный и благородный человек, Григорий не преследовал Веру после ее замужества. После того, как она прислал записку с просьбой не писать ей, - он не отправлял больше писем. Только иногда поздравления к большим праздникам. Желтков и помыслить не мог, чтобы расстроить брак любимой женщины и, когда понял, что зашел слишком далеко, решил уйти с дороги. Единственный способ удержаться от желания видеть ее, - это лишить себя жизни. Желтков был достаточно силен, чтобы сделать этот вывод, но слишком слаб, чтобы жить без своей любви.

Такова характеристика героев «Гранатового браслета», которым отводит автор ключевое место в своей повести. Но нельзя оставить без внимания и других участников этой драмы: брата и сестру Веры Николаевны.

Второстепенные герои

Николай Николаевич стал свидетелем подарка, адресованного его замужней сестре. Как брат Веры, он был глубоко возмущен. Николай Николаевич самоуверен и холост, он не любит говорить о чувствах, всегда груб и нарочито серьезен. Он вместе с князем решает нанести визит таинственному поклоннику. При виде высоких гостей Желтков теряется. Но после угроз Николая Николаевича успокаивается и понимает, что любовь - это чувство, которое невозможно отнять и оно останется с ним до конца дней. После разговора Желтков окончательно укрепился в решении уйти из жизни, чтобы не мешать жить Вере.

Сестра Веры, Анна Николаевна, была совершенно на нее не похожа. Она замужем за человеком, терпеть которого не может, но имеет от него двоих детей. Ее характер состоит из множества милых привычек и противоречий. Она пользовалась невероятным успехом у мужчин и любила флиртовать, но мужу никогда не изменяла. Любила яркие впечатления и азартные игры, но была набожна и добра. Почему важна ее характеристика?

Герои «Гранатового браслета», сестры Анна и Веры, с одной стороны, в чем-то похожи, обе замужем за влиятельными людьми. Но Анна - полная противоположность Веры. Это проявляется внешне: «грациозная некрасивость» одной сестры и английская породистость другой. Уделив больше внимания описанию Анны, автор дает возможность понять и внутренне состояние героев. Анна не скрывает своей нелюбви к мужу, но терпит этот брак. Вера же не ведает о своей нелюбви, потому что не знала настоящей любови. Куприн как бы подчеркивает, что Вера «потеряна» в обычной жизни, поэтому и незаметна красота главной героини, и стерта ее исключительность.

«Гранатовый браслет»

Анализ рассказа

Данный рассказ, это отражение натуры Куприна -романтика. Это история необычайной трагической любви, наполненная загадочными символами и мистическим настроением.

Действие рассказа начинается на даче княжеской семьи Шеиных, во время подготовки к празднованию именин Веры Николаевны, супруги князя. Уже здесь писатель наполняет рассказ символами. Изменчивость погоды, как изменчивость жизни. Сначала она была серой и пасмурной, и вдруг резко сменилась на теплую и ясную. Как и жизнь главной героини, сначала серые будни, и вдруг из ряда вон выходящее происшествие.

Во время застолья гости начинают играть в покер, а князь Шеин, Василий Львович начинает развлекать гостей рассказами, в которых правды нет ни на грош. И среди них рассказ об одном ухажере Веры Николаевны, который якобы посылал ей каждый день страстные письма, а потом постригся в монахи; умерев, завещал Вере две пуговицы и флакон духов с его слезами.

На именины муж подарил Вере Николаевне серьги с грушевидными жемчужинами, он положил их рано утром на ночной столик супруги. В середине празднества княгиня получила от горничной сверток, в котором был подарок и записка от неизвестного поклонника. Подарком оказался низкопробный золотой дутый браслет украшенный гранатом, а в центре его находился редчайший зеленый гранат.

В записке неизвестный Г. С. Ж. признается Вере Николаевне в искренней и безответной любви. Говорит о том, что просит принять подарок, сделанный от чистого сердца, и подчеркивает, что даже не пытается завоевать симпатию княгини. Также поклонник обращает внимание на сам браслет, который носила его прабабка, якобы заключенный в нем зеленый гранат дает женщинам дар предчувствовать будущее. Княгиня решает показать записку и браслет мужу, после того как гости разъедутся.

Ближе к вечеру, когда большинство гостей разъехалось, дедушка Аносов (военный товарищ отца Веры) начинает рассказывать историю своей семейной жизни. Его жена сбежала от него с актером, а когда попыталась вернуться, то Аносов ее не принял. Он говорит о том, что истинная любовь должна быть всепрощающей, скромной, самоотверженной, героической, она всегда отдает себя всю и ничего не требует взамен. Он также поинтересовался историей, которую рассказывал гостям князь. И услышал от Веры Николаевны о некоем мелком чиновнике, который пишет ей письма любви и всегда знает, чем она занимается. Аносов предполагает, что возможно это и есть та самая романтическая любовь, которой жаждут все женщины мира, но которую мужчины не в состоянии дать.

Брат Веры Николаевны убеждает ее и князя, в том, что они могут попасть в неловкое положение, если Г.С.Ж. вдруг начнет хвастать своим друзьям и знакомым что княгиня принимает его подарки. И мужчины решают вычислить поклонника по инициалам в списках городских чиновников.

Загадочным поклонников оказывается мелкий чиновник Желтков, много лет, живущий под крышей одного из бедных домов. Во время встречи с Желтковым, брат Веры Николаевны, Николай Николаевич в силу своего темперамента ведет себя надменно, резко, он даже пытается запугать Желткова полицией. Василий Львович, наоборот ведет себя очень спокойно и рассудительно, даже с некоторым пониманием относится к чувствам чиновника.

Вечером этого дна Вера Николаевна сказала, что у нее предчувствие, будто этот человек собирается себя убить. И действительно через несколько дней она прочитала в газете о самоубийстве мелкого чиновника Желткова, якобы из-за растраты казенных денег. На самом же деле Желтков просто не хотел мешать жизни Веры Николаевны своими чувствами, а так как не могу убить в себе любовь, то решил убить себя.

Но его любовь не умерла, она жила и после его смерти. Она была в воспоминаниях Веры, она жила рядом с ней, но ни как укор, а как нежный ангел хранитель.

И гранатовый браслет, с редчайшим зеленым гранатом выступает здесь как символ редчайшей и прекраснейшей любви, единственной за всю жизнь, которая так и прошла безответной, потерявшись в дешевой оправе.

Прочитав анализ рассказа «Гранатовый браслет» вы обязательно захотите ознакомиться с другими сочинениями:

  • «Олеся», анализ повести Куприна

Повесть «Гранатовый браслет» А. И. Куприна посвящена теме неразделённой любви. Главный женский образ повести – княгиня Шеина Вера Николаевна.

Вера – молодая красивая женщина, с хорошей фигурой. Она замужем шесть лет и довольна своим браком. Но уже в самом начале повести, прочитав описание увядающего сада, становится понятно, что не всё так гладко в её жизни. Существование Веры Николаевны напоминает этот осенний пейзаж. Её чувства и эмоции находятся в дремотном однообразном состоянии. Ничто не выводит её из себя, она всегда и со всеми спокойна, любезна и отчуждённо холодна.

Противоположностью Веры является её младшая сестра Анна. Хотя она не красива и живёт с мужчиной, которого не любит, в ней не погас огонь жизни, а в Вере этого огня давно нет. Любви у княгини тоже нет. С мужем Василием, которого она знает с детства, её связывают только крепкие дружеские отношения, а все любовные страсти остались в прошлом.

Несмотря на высокое положение князя в обществе, финансовое положение семьи незавидное. Вера изо всех сил старается помочь мужу не разориться окончательно. Она экономит на домашнем хозяйстве, на собственном гардеробе, стараясь скрыть возникающие проблемы от мужа. Шеины не имеют детей, и это тяготит женщину. Всю свою нерастраченную нежность она переносит на детей сестры Анны.

Вера любит музыку, особенно Бетховена, часто посещает концерты. Она достаточно азартна и любит поиграть с сестрой в покер. Не любит и не читает газет, главным образом потому, что они пачкаются типографской краской. Можно считать её суеверной: она верит в предчувствие, число «13» её пугает.

Всё в жизни княгини определено и расставлено по местам. Исключение составляет одна странная привязанность. Вот уже восемь лет у Веры есть неизвестный поклонник, который время от времени, напоминает о себе посланиями. В день её именин он присылает ей в подарок гранатовый браслет. Именинница растеряна и просит мужа и брата Николая вернуть браслет и больше её не беспокоить.

Вскоре Вера получает прощальное письмо и узнаёт о самоубийстве Желткова. Она решает съездить к нему. Простившись с покойным, княгиня осознаёт, что вечная исключительная любовь, о которой рассказывал генерал Аносов, прошла мимо неё.

В расстроенных чувствах Вера возвращается домой и просит пианистку исполнить сонату Бетховена. Услышав место из сонаты, о котором упоминал в письме Желтков, она чувствует связь с человеком, безответно любившим её, и понимает – она прощена.

Вариант 2

В 1910-м году великий русский писатель окончил свою лирическую повесть «Гранатовый браслет». Произведение посвящено семейным отношениям в частности и отношению между людьми вообще. Для того, чтобы полностью раскрыть эту тему, автор показывает всё на примере одной истории любви, взятой из жизни.

Главная героиня повести – Вера Николаевна Шеина – супруга Василия Львовича Шеина. Княжна, светская дама, Вера Николаевна была женщиной красивой и утончённой. Всё в ней было прекрасно: и стать, и лицо. Внешне немного холодная и высокомерная, тем не менее, Шеина была доброй и чуткой натурой.

Своего супруга, с которым она была знакома с самого раннего детства, героиня больше не любила. Ни о каких пылких чувствах не могло быть и речи. Привычка и добрые дружеские отношения заменили собой любовь. Супруг Веры Николаевны, имеющий титул князя и определённый вес в обществе, не был состоятельным человеком. Его финансовые дела совсем не соответствовали тому образу жизни, который вёл Князь Шеин.

Находясь на грани банкротства, Василий Львович соблюдал все внешние приличия. Он всегда безупречно выглядел, занимался благотворительностью, выходил с супругой в свет. Дом четы Шеиных также был открыт для светских приёмов. Вера Николаевна, как могла, помогала супругу справиться с финансовыми неурядицами. Но положение в обществе обязывало соблюдать этикет и супруги продолжали вести привычный образ жизни.

В день рождения Веры Николаевны гостей пригласили на дачу. Во время празднования имениннице был доставлен подарок от человека, который тайно и очень давно был влюблён в Шеину. Героиня периодически получала знаки внимания от тайного поклонника. Но подарок был сделан впервые. Настойчивость неизвестного мужчины, влюблённого в неё тайно, казалась Вере Шеиной назойливостью и раздражала её. Человек, который время от времени напоминал о себе своими любовными посланиями, вносил в размеренную жизнь героини некий сумбур.

В жизни Веры Николаевны не было никакого намёка на любовь. Но это не мешало ей жить. И только после смерти своего тайного поклонника, героиня поняла, что была горячо любима. И такую любовь, чистую и беззаветную, ей уже никогда не испытать.

Несколько интересных сочинений

    Еще ни одна вражда между друзьями не привела к хорошему исходу. Очень часто в русской литературе писатели затрагивают человеческие отношения, затрагивают тему вражды и дружбы.

  • Народ в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    Николай Васильевич Гоголь создал по истине шедевральное произведение, которое называется «Мертвые души» и относится к поэме. Автор смог вызвать настоящее презрение и смех к главным героям своего произведения у читателя

  • Анализ рассказа Платонова Усомнившийся Макар 11 класс

    Многие произведения Платонова, так или иначе, задевают тему человеческих отношений, раскрывая саму её суть, показывая человеческую натуру, и создавая из неё весьма неприятный для восприятия образ

  • Главная мысль повести Приключения Тома Сойера
  • Герои произведения Детство Горького

    Главными персонажами в данном произведении являются представители семейства Кашириных, чьи образы показаны настолько разными, что,порой, трудно предположить, что все они живут в одном и том же доме.

«Гранатовый браслет» - Повесть Александра Ивановича Куприна, написанная в 1910 году. В основу сюжета была положена реальная история, которую Куприн наполнил грустной поэзией. В 1915 и 1964 году по этому произведению был снят одноименный фильм. Главные герои рассказа Гранатовый браслет проживают яркие моменты жизни, они любят, страдают.

Гранатовый браслет главные герои

    • Василий Львович Шеин - князь, губернский предводитель дворянства
    • Вера Николаевна Шеина - его жена, возлюбленная Желткова
    • Георгий Степанович Желтков - чиновник контрольной палаты
  • Анна Николаевна Фриессе - сестра Веры
  • Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский - брат Веры, товарищ прокурора
  • Генерал Яков Михайлович Аносов - дедушка Веры и Анны
  • Людмила Львовна Дурасова - сестра Василия Шеина
  • Густав Иванович Фриессе - муж Анны Николаевны
  • Женни Рейтер - пианистка
  • Васючок - молодой шалопай и кутила.

Гранатовый браслет характеристика Желткова

Главный герой «Гранатового браслета» - мелкий чиновник со смешной фамилией Желтков, безнадежно и безответно влюбленный в княгиню Веру, жену предводителя дворянства.

Желтков Г.С. Герой «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему…было около 30, 35-ти».
7 лет назад Ж. влюбился в княгиню Веру Николаевну Шеину, писал ей письма. Потом, по просьбе княгини, перестал ее беспокоить. Но сейчас вновь признавался княгине в любви. Ж. прислал Вере Николаевне гранатовый браслет. В письме он пояснял, что гранатовые камни раньше были в браслете его бабки, позже они были перенесены на золотой браслет. В своем письме Ж. раскаивался, что писал раньше «глупые и дерзкие письма». Теперь в нем осталось «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность». Это письмо прочитала не только Вера Николаевна, но и ее брат и муж. Они решают возвратить браслет и пресечь переписку княгини и Ж. При встрече Ж. спросив разрешения, звонит княгине, но она просит прекратить «эту историю». Ж. переживает «громадную трагедию души». Позже из газеты княгиня узнает о самоубийстве Ж., который объяснял свой поступок казенной растратой. Перед смертью Ж. написал Вере Николаевне прощальное письмо. В нем он называл свое чувство «громадным счастьем», посланным ему Богом. Ж. признавался, что его, кроме любви к Вере Николаевне, «не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей…Уходя, я в восторге говорю: Да святится имя Твое». Придя проститься с Ж., Вера Николаевна замечает, что в его лице после смерти светилась «глубокая важность», «глубокая и сладкая тайна», а также «умиротворенное выражение», которое было «на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона».

Гранатовый браслет характеристика Веры

Вера Николаевна Шеина – княгиня, жена князя Василия Львовича Шеина, возлюбленная Желткова.
Живя в, казалось бы, благополучном браке, прекрасная и чистая В.Н. угасает. С первых строк рассказа, в описании осеннего пейзажа с «травянистым, грустным запахом» южного предзимья, возникает ощущение увядания. Подобно природе увядает и княгиня, ведя однообразный, дремотный образ жизни. Он основывается на привычных и удобных связях, занятиях, обязанностях. Все эмоции героини давно притупились. Она «была строго проста, со всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». В жизни В.Н. нет настоящей любви. С мужем она связана глубоким чувством дружбы, уважения, привычки. Впрочем, во всем окружении княгини нет человека, награжденного этим чувством. Сестра княгини, Анна Николаевна, замужем за человеком, которого терпеть не может. Брат В.Н., Николай Николаевич, не женат и жениться не собирается. Сестра князя Шеина, Людмила Львовна, — вдова. Недаром друг Шеиных, старик-генерал Аносов, у которого тоже в жизни не было настоящей любви, говорит: «Не вижу настоящей любви». Царское спокойствие В.Н. разрушает Желтков. Героиня испытывает пробуждение нового душевного настроя. Внешне ничего особенного не происходит: съезжаются гости на именины В.Н., ее муж с иронией рассказывает о странном поклоннике княгини, возникает и осуществляется план посещения Желткова. Но все это время нарастает внутреннее напряжение героини. Самый напряженный момент – прощание В.Н. с умершим Желтковым, их единственное «свидание». «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Возвратившись домой, В.Н. застает знакомую пианистку, которая играет ей любимый отрывок Желткова из второй сонаты Бетховена.